«Использование Интернет-ресурсов для повышения эффективности обучения на уроках английского языка»
методическая разработка по английскому языку

В современных условиях наиболее актуальной задачей образования является формирование коммуникативных навыков обучающихся, их подготовки к жизненным ситуациям в быстро меняющемся информационном обществе. Появление и применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе способствовало внедрению новых методов и приёмов в организации образовательного процесса в современной школе. Благодаря ИКТ и педагоги и обучающиеся получили возможность настоящего сотрудничества, безграничного творчества и огромного желания изучения любого школьного предмета, в том числе и иностранного языка.

На сегодняшний день информационные компьютерные технологии заняли прочное место в процессе обучения. ИКТ на уроках английского языка являются эффективным педагогическим средством изучения иноязычной культуры и формирования коммуникативных навыков. Многими педагогами отмечено, что применение ИКТ росту интереса учащихся к предмету, способствует ускорению процесса обучения, улучшают качество усвоения материала, позволяют индивидуализировать процесс обучения и дают возможность избежать субъективности оценки.

Таким образом, внедрение ИКТ способствует достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, увеличению доступности образования, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий и обладающей информационной культурой.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_tema.docx26.07 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая тема

учителя английского языка ГБОУ гимназии №70

г. Санкт-Петербурга

Тарасенко И.В.

«Использование Интернет-ресурсов

для повышения эффективности обучения

на уроках английского языка»

2018

Содержание

  1. Актуальность работы. Цель работы. Задачи обучения иностранным языкам посредством ИКТ.

  1. Информационные технологии обучения в зависимости от классификации типов уроков

  1. «Плюсы» и «минусы» информационных технологий в образовательном процессе

  1. Использование игровых технологий в обучении английскому языку

  1. Использование игровых технологий, ИКТ и Интернет-ресурсов во внеклассной работе

  1. Результативность работы учителя

  1. Заключение

Актуальность работы

В современных условиях наиболее актуальной задачей образования является формирование коммуникативных навыков обучающихся, их подготовки к жизненным ситуациям в быстро меняющемся информационном обществе. Появление и применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе способствовало внедрению новых методов и приёмов в организации образовательного процесса в современной школе. Благодаря ИКТ и педагоги и обучающиеся получили возможность настоящего сотрудничества, безграничного творчества и огромного желания изучения любого школьного предмета, в том числе и иностранного языка.

На сегодняшний день информационные компьютерные технологии заняли прочное место в процессе обучения. ИКТ на уроках английского языка являются эффективным педагогическим средством изучения иноязычной культуры и формирования коммуникативных навыков. Многими педагогами отмечено, что применение ИКТ росту интереса учащихся к предмету, способствует ускорению процесса обучения, улучшают качество усвоения материала, позволяют индивидуализировать процесс обучения и дают возможность избежать субъективности оценки.

Таким образом, внедрение ИКТ способствует достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, увеличению доступности образования, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий и обладающей информационной культурой.

Цель и задачи работы

Целью данной работы является способствование развитию мотивации учебной деятельности обучающихся и активизации их познавательной деятельности посредством применения игровых технологий, и ИКТ.

На уроках английского языка с помощью компьютера можно решать целый ряд задач

 - совершенствовать умения аудирования на основе аутентичных звуковых текстов; 
- формировать навыки и умения чтения, используя материалы сети разной степени сложности;
- совершенствовать умения письменной речи, опираясь на тексты разных жанров;

 - пополнять свой словарный запас лексикой современного иностранного языка;

 - совершенствовать умения применять различные грамматические конструкции;
- знакомить с культурными реалиями, речевым этикетом, особенностями речевого поведения различных народов в условиях общения, особенности культуры, традиций страны изучаемого языка;

 - формировать устойчивую мотивацию иноязычной деятельности учащихся на уроке.


Таким образом, содержательная основа массовой компьютеризации образования, безусловно, связана с тем, что современный компьютер представляет собой техническое средство, которое способствует эффективному обучению, а впоследствии сказывается на общем развитии учащихся.

Информационные технологии обучения в зависимости от классификации типов уроков

  • Урок введения нового материала

На уроках используются мультимедийные конспекты-презентации, созданные специально для конкретных уроков, содержащие краткий текст, рисунки, формулы, схемы, анимации. При использовании такого рода файлов в процессе объяснения новой темы достаточно линейной последовательности кадров, в которой могут быть показаны самые выигрышные моменты темы.

  • Урок обобщения и закрепления изученного материала

Для обобщения материала используются презентации Power Point в виде различных таблиц, рисунков, анимаций, схем.

Одним из способов закрепления материала является просмотр видеороликов/прослушивание аудио на конкретную тематику. После просмотра возможно выполнение ряда упражнений, сделанных в формате Word, Power Point или с привлечением Интернет-ресурсов, например LearningApps. Данный сайт идеально подходит для отработки лексики и грамматики. Возможны разные виды проверки, такие как matching, multiple choice, filling the gaps и другие. Еще одним актуальным и продуктивным средством для привлечения обучающихся и повышения их эффективности и продуктивности является Kahoot. На данном сайте возможно как создавать свои собственные тесты, так и использовать предоставленный материал на сайте.

Урок – проект

Одним из способов развитию у обучающихся познавательной активности, воображения, навыков совместной работы является исследовательская деятельность школьников, давно активно используемая в нашей школе. С внедрением ИКТ результаты этой деятельности она стала еще привлекательнее для школьников.

Работа над проектом – творческий процесс, в котором речевая и интеллектуальная переплетаются с другим видом интересной деятельности, такие как игры или презентации.

Учащиеся самостоятельно или под руководством учителя занимаются поиском разрешения личностно-значимой для них проблемы,. Это требует от учащегося самостоятельного переноса знаний, навыков и умений в новый контекст их использования. Следовательно, у школьников развивается креативная компетенция как показатель коммуникативного владения иностранным языком. Поиск информации, самостоятельная работа с дополнительными источниками, способствуют углублению и повышению усвоению изучаемого материала. Такой метод дает возможность обучающимся выбрать ту сферу деятельности, которая им интересна на разных шагах обучения.

Пользуясь своим личным опытом, могу сказать, что такая организация учебной деятельности дает возможность каждому ребенку выразиться, показать свои умения, знания и навыки и при этом получить положительную оценку.

«Плюсы» и «минусы» информационных технологий в образовательном процессе

ИКТ-технологий помогают:

  • улучшить эффективность и качество образования;
  • ориентироваться на современные цели обучения;
  • повысить мотивацию учащихся к обучению;
  • использовать взаимосвязанное обучение различным видам речевой деятельности;
  • учитывать страноведческий аспект;
  • сделать занятия запоминающимися и эмоциональными;
  • реализовать индивидуальный подход;
  • усилить самостоятельность школьников;
  • повысить качество наглядности;
  • облегчить труд учителя;
  • излагать материал более доходчиво, за меньшее время, с большим пониманием со стороны учеников;
  • находить основные и дополнительные материалы для уроков или элективного курса;
  • экономить время для речевой практики;
  • организовывать индивидуальную, групповую и фронтальную работу с классом, упростить контролирование учебной деятельности учеников,
  • заинтересовать учеников, повысить их мотивацию, вовлечь в творческий процесс учения, увеличить быстроту и надежность знаний;

Электронные учебные пособия помогают ученикам

  • развивать системное мышление, учиться анализировать, сопоставлять и обобщать факты;
    • самостоятельно изучать, закреплять и повторять пройденный материал,
  • приобрести навыки работы с компьютером;
  • основательно подготовиться к ЕГЭ.

Факторы, влияющие отрицательно на успех процесса:

  • недостаточная степень оборудования школы;
  • недостаточное количество ЦОР (цифровые образовательные

ресурсы );

  • некоторые ученики не имеют навыков работы с компьютером и Интернетом,
  • многие учителя не имеют навыков работы с компьютером и Интернетом;
  • некоторые ученики имеют доступ в Интернет только в школе.

Использование игровых технологий в обучении

английскому языку

Цели игры

  • Обучающая. Деятельность на уроке одновременно игровая и учебная. Это тренировка или контроль всех видов речевой деятельности (устная речь, чтение, аудирование, письмо).
  • Мотивационно-стимулирующая. В процессе игры побудительный фон заложен в самом сценарии, а ситуация и роль диктуют линию поведения учащихся.
  • Развивающая. Игра помогает развивать навыки всех видов речевой деятельности на уроках иностранного языка, а также развивает речевую, слуховую, зрительную и двигательную деятельность детей. Игра знакомит с техникой театра, умением владеть жестами, речью, телом.
  • Воспитательная. Игра помогает сплотить детский коллектив, устранить такие факторы как страх, неуверенность в себе, скованность. Игра способствует воспитанию добродушия, толерантности, работе в коллективе.

Виды игр

  • Настольные игры, удовлетворяющие целям и задачам конкретного урока, такие как домино или лото, и шарады, загадки, конкурсы.
  • Сюжетно-ролевые игры, когда ученик воображает себя, к примеру, водителем автобуса или пассажиром, гидом или туристом, родителем или ребенком, а все присутствуют на импровизированном спектакле.
  • Игра по заранее установленным правилам, где между играющими происходит в том или ином виде соревнование.
  • Специфически лингвистические игры (грамматические игры, лексические игры, фонетические игры, орфографические игры).
  • Дидактические игры как форма обучения иностранному языку используется и на занятиях, и в самостоятельной жизни учеников. Их особенность состоит в том, что усвоение детьми языкового материала осуществляется в практической деятельности, при этом внимание и запоминание у них непроизвольны.
  • Подвижные игры создают благоприятную почву для развития двигательной активности обучающихся, укрепления здоровья, способствуют решению определенных учебно-воспитательных задач, в том числе и по обучению иностранному языку.
  • Ролевая игра относится к виду творческих игр. Проводящаяся на иностранном языке, она дает возможность детям усвоить необходимые слова и выражения, отработать интонацию, позволяет развить образную, выразительную речь ребенка.

Театрализация на уроке

Это один из путей интенсификации учебного процесса, повышения уровня владения языком. Он активизирует мыслительную деятельность обучаемых, позволяет сделать учебный процесс интересным.

Использование игровых технологий, ИКТ и Интернет-ресурсов во внеклассной работе

Внеклассная работа по иностранному языку имеет большое общеобразовательное, воспитательное и развивающее значение. Эта работа не только углубляет и расширяет знание иностранного языка, но и способствует также расширению культурного кругозора, эрудиции школьников, развитию их творческой активности, духовно-нравственной сферы, эстетических вкусов и, как следствие, повышает мотивацию к изучению языка и культуры другой страны, а также позволяет более активно осваивать культуру своей страны.

Во внеклассной работе я широко использую ресурсы сети Интернет, является:

• источником информации для учеников в ходе подготовки того или иного проекта или мероприятия;

• помощником в обмене опытом с коллегами;

• источником идей и вдохновения.

Во внеклассной работе используются :

  • мультимедийные презентации;
  • видеоклипы;
  • музыкальные композиции;
  • документальные хроники;
  • документальные фильмы;
  • художественные фильмы;
  • театральные постановки;
  • игры и конкурсы;
  • танцевальные постановки;

Результативность работы учителя

Использование ИКТ и Интернет-ресурсов на уроке английского языка позволяет мне более полно реализовать целый комплекс методических, дидактических, педагогических и психологических принципов. Применение компьютерных образовательных программ на уроках английского языка повышает эффективность решения коммуникативных задач, развивает разные виды речевой деятельности учащихся, формирует устойчивую мотивацию иноязычной деятельности учащихся на уроке, помогает побороть «языковой барьер», комплексы обучающихся.  

Сочетание информационных технологий с методом проекта позволяет школьникам практически применять свои знания, умения и навыки, потому и является одной из форм организации исследовательской и познавательной деятельности, при которой успешно реализуется кооперативная коллективная деятельность, позволяющая повысить мотивацию изучения иностранного языка. Таким образом, ИКТ способствует активизации познавательной деятельности учащихся, повышает интерес к изучению языка, учащиеся имеют возможность в яркой, интересной форме познакомиться с реалиями страны изучаемого языка, а также проверить свои умения и навыки в интерактивной деятельности. 

На мой взгляд, использование ИКТ на уроке английского языка актуально на сегодняшний день, т.к. учитель должен быть интересным для своих учеников, идти в ногу со временем, повышать свое педагогическое мастерство и уровень интеллекта.

Заключение

В условиях изменения содержания образования, когда происходит переход от знания центрического подхода к компетентностному, приоритетную роль в учебно-воспитательном процессе играют информационно-коммуникативные технологии. Использование информационно-коммуникативных технологий раскрывает огромные возможности компьютера как средства обучения.

Компьютерные обучающие программы имеют много преимуществ перед традиционными методами обучения. Они позволяют тренировать различные виды речевой деятельности и сочетать их в разных комбинациях, помогают осознать языковые явления, сформировать лингвистические способности, создавать коммуникативные ситуации, автоматизировать языковые и речевые действия, а также обеспечивают возможность учёта ведущей репрезентативной системы, реализацию индивидуального подхода и интенсификацию самостоятельной работы обучающихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА.

Эффективность использования интерактивных методов обучения на уроках английского  языка....

Метод проектов как фактор повышения качества обучения на уроках английского языка.

Преподаватели начального профобразования, используя нестандартные подходы в обучении, желают заинтересовать учебной дисциплиной, увлечь обучающихся будущей профессией, воспитать у них самостоятельност...

«Пути повышения эффективности обучения на уроках английского языка»

Доклад на методическом объединении предметов гуманитарного цикла...

Технология развития критического мышления, как способ эффективного обучения на уроках английского языка

Ускоренное совершенствование образовательного пространства усилило интерес и к изучению иностранных языков, став одним из приоритетных направлений модернизации школьного образования. В соответствии с ...

Использование технологии веб-квестов для повышения мотивации обучения на уроках английского языка.

В данной статье автор рассматривает приемы использования технологии веб-квестов для повышения мотивации обучения на уроках английского языка.....

Статья по теме: «Интернет-ресурсы как средство повышения эффективности процесса обучения»

В статье рассматривается классификация интернет-ресурсов. Возможности их использования на уроках химии. Преимущества использования интернет-ресурсов в процессе обучения. Предложены ссылки на некоторые...

Повышение эффективности образовательного процесса через использование презентаций Microsoft Power Point и Prezi на уроках английского языка.

В статье говориться о презентациях, как о мощном инструменте, который использует преподаватель иностранного языка в своей работе. Здесь, также, приводятся отличия презентации PowerPoint  и презен...