Рабочая программа по письму для 5 класса (Вариант2).
рабочая программа (5 класс)

Зеленина Ирина Александровна

Рабочая программа общеобразовательной области "Письмо" для 5класса (Вариант2).Обучающиеся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития отличаются значительным нарушением познавательных процессов: активного восприятия, произвольного внимания, памяти, словеснологического мышления, обобщающей и регулирующей функции речи, нарушением пространственного восприятия. Рабочая программа содержит пояснительную записку, примерное тематическое планирование, ожидаемые результаты, календарно- тематическое планирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pismo.docx46.08 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение  города Новосибирска

 «Специальная (коррекционная)  школа № 60».

 

Утверждаю

Директор

МКОУ С(К) Ш №60  

        Н.И. Шаяхметова           ___________________

Приказ № __________

«___»_________»201_г.                        

Рабочая программа

по письму

для 5 класса

Программу составил

учитель начальных классов Зеленина Ирина  Александровна

на 2018-2019 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Письмо

Рабочая программа составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), второй вариант учебного плана на 2018-2019 учебный год.

Нормативные документы:

  • Федеральный «Закон об образовании в Российской Федерации» от 29.12.12. №273-ФЗ.
  • Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утверждённый приказом образования и науки РФ № 1599 от 19.12.2014.
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования от 30 августа 2013 г. № 1015.
  • САНПИН 2.4.2.3286-15
  • Локальные акты образовательного учреждения

Устав школы

Цель: научить писать свою фамилию, имя, отчество, простое заявление и т. п.

Задачи:  

 подготовка детей к самостоятельной жизни, умению ориентироваться в окружающей жизни, общаться с людьми, приобрести простейшие трудовые навыки.

Обучение грамоте умственно отсталых детей ведется по звуковому аналитико-синтетическому методу. При этом необходимо применять различные методы и приемы для более успешного овладения программным материалом:

- игровую деятельность (дидактические игры на развитие звукопроизношения, на развитие произвольного внимания);

- использование яркого доступного наглядного материала и т. д..

Обучение чтению и письму ведется параллельно. Осуществляется межпредметная связь с занятиями по рисованию, лепке, выкладыванию букв из цветных палочек, пуговиц, мозаике, конструированию. Широко используется художественная литература, чтение потешек, стихов, загадок, слушание музыки и пения.

Порядок изучения звуков и букв диктуется законами фонетики с учетом специфики особенностей познавательной деятельности детей.

Последовательность изучения звуков и букв установлена с учетом трудностей выделения звука из речи, произношения, слияния звуков в слот, т. е. самого процесса чтения. 

Программа по письму включает разделы: «Звуки и буквы», «Слово», «Предложение», «Чистописание.» 

Звуки и буквы. Учащиеся приобретают начальные сведения по фонетике и графике: о звуках и буквах, о гласных и согласных, об алфавите, о слоге и переносе по слогам, о гласных ударных и безударных. 

Слово. В процессе практических грамматических упражнений изучаются различные разряды слов  — названия предметов, действий, признаков.

Предложение. Понятие о предложении учащиеся получают на конкретном речевом материале в процессе разбора предложения по словам и составления предложения из слов. Упражняясь в составлении предложений на предложенную тему, по картинке, по опорным словам,  восстанавливая нарушенный порядок слов в предложении, учащиеся должны осознать, что в предложении выражается мысль в законченном виде, слова расположены в определенном порядке и связаны между собой. Эту связь можно установить с помощью вопросов.

 Графические навыки. У учащихся совершенствуются графические навыки, трудности формирования которых у умственно отсталых школьников часто бывают связаны с недостаточным развитием движений мелких мышц руки и малой их координированностью. Работа эта заключается в закреплении написания строчных и прописных букв и их соединений, что предупреждает появление при письме графических ошибок, в списывании с рукописного и печатного текста.

Письмо

5 класс (102 часа) 3 часа в неделю

Содержание.

Повторение материала IV класса.

Звуки и буквы.

Повторение пройденных звуков и букв. Соотнесение звука и буквы, их различение. Звуки гласные и согласные. Согласные звонкие и глухие.

Слово.

Слог как часть слова. Перенос части слова при письме (с помощью учителя). Слова со стечением двух согласных, деление данных слов на слоги.

Практические упражнения со словами, отвечающими на вопросы кто это? что это?  

Большая буква  в именах людей и кличках животных.

Предложение.

Построение простого предложения (составление предложений по вопросу, по картинке на тему, предложенную учителем).

Запись предложения  с помощью учителя.

Упражнения в списывании рукописного и печатного текста.

 Списывание предложений, вставка пропущенных слов в соответствии с данными картинками.

Написание большой буквы в начале предложения, точка в конце предложения.

Примерное тематическое планирование

по письму 5 класс

Количество часов - 102 часа

Тема

Кол - во часов

Деятельность обучающихся

Повторение пройденных звуков и букв

8

Писать строчные и прописные буквы. Составлять буквы из счетных палочек, мозаики, камушков. Списывать с классной доски прочитанных и разобранных слов, состоящих из двух слогов. Распознавать изученные буквы в текстах и предложениях.

Письмо букв и слогов

65

Развитие предметного зрительного восприятия, анализа и синтеза. Развитие ориентировки в пространстве. Формирование простейших графических навыков

Предложения и слова

25

Формирование навыка написания слов и предложений в доступной для обучающегося форме. Пишут  строчные и прописные буквы ( в доступной для обучающегося форме)

Повторение

4

Закрепляют полученные навыки.

Итого за год

102

Ожидаемые результаты

Обучающиеся должны знать:

-  изучаемые буквы, различать их в словах, определять, есть ли указанная

     буква в данном слове, выделять первый и последний звук, соотносить звук с буквой.

Обучающиеся должны уметь:

- Составлять  слоги и слова с изученными буквами.

- Письмо строчных и прописных букв.

- Списывать с классной доски и с букваря прочитанные и разобранные слоги, слова и короткие предложения. Писать предложение с заглавной буквы, в конце предложения ставить точку. Написание имён  людей с большой буквы

Отслеживание результатов начало (конец) года  заносится в карту наблюдений за динамикой развития по письму,  в мониторинг основных умений  и навыков для обучающихся с ОВЗ,   рабочих тетрадях, в индивидуальных заданиях, собранных в личных портфолио.

Письмо

№ урока в году

№ урока в четверти

Тема раздела, тема урока

Дата

1 четверть

1

1

Повторение. Звуки и буквы.

2

2

Гласные звуки и буквы:  Аа, Оо, Уу, ы, Ээ.

3

3

Гласные звуки и буквы: Ии,  Ее,  Ёё, Юю, Яя

4

4

Согласные звуки и буквы

5

5

Строчные и прописные буквы: Пп,  Сс, Кк,

6

6

Строчные и прописные буквы: Вв, Рр, Нн

7

7

Строчные и прописные буквы: Зз, Мм, Дд

8

8

Строчные и прописные буквы: Тт, Бб, Гг

9

9

Строчные и прописные буквы: Лл, Ш ш, Чч

10

10

Строчные и прописные Фф,  Хх ,Жж

11

11

Строчные и прописные Цц, Щщ, Йй

12

12

Алфавит

13

13

Соотнесение печатных и письменных букв

14

14

Списывание слов

15

15

Списывание букв и слов.

16

16

Упражнение на списывание букв

17

17

Упражнение на списывание букв и слов.

18

18

Упражнение на списывание алфавита

19

19

Слово.

20

20

Упражнение на списывание слов.

21

21

Составление из букв слов.

22

22

Слова, которые различаются одним звуком

23

23

Списывание слов, различающихся одной буквой.

24

34

Повторение изученного

2 четверть

25

1

Спиши слова парами.

26

2

Составление слов из букв.

27

3

Упражнение на списывание слов.

28

4

Спиши слова парами

29

5

Упражнение на списывание слов.

30

6

Обобщающие повторение

31

7

Слог.

32

8

Деление слов на слоги.

33

9

Списывание слов по слогам.

34

10

Упражнение на разделение слов на слоги.

35

11

Упражнение на списывание слов по слогам.

36

12

Гласные в образовании слогов.

37

13

Списывание слов по слогам.

38

14

Перенос слов по слогам.

39

15

Деление слов на слоги.

40

16

Упражнение на деление  слов на слоги.

41

17

Деление слов со звуками И-Й на слоги.

42

18

Упражнение на деление слов на слоги.

43

19

Повторение.

44

20

Предложение.

45

21

Списывание предложений.

46

22

Предложение и его схема.

47

23

Списывание предложений.

48

24

Упражнение на списывание предложений.

3 четверть

49

1

Распространение предложений

50

2

Упражнение на составление предложений.

51

3

Списывание предложений.

52

4

Текст.

53

5

Выделение предложений из текста.

54

6

Правила записи предложения.

55

7

Повторение.

56

8

Списывание предложений.

57

9

Различай набор слов и предложение.

58

10

Составление предложений.

59

11

Завершение начатого предложения.

60

12

Составление предложений по предметной картинке.

61

13

Составление предложений по сюжетной картинке.

62

14

Предложения -вопросы.

63

15

Предложения - ответы.

64

16

Обобщение.

65

17

Ударения в словах.

66

18

Ударные гласные.

67

19

Выделение ударного гласного в слове.

68

20

Ударные и безударные гласные.

69

21

Слова с буквой Ё.

70

22

Слоги и слова с буквами э, Э.

71

23

Гласные буквы И, Е, Ё, Ю, Я.

72

24

Разделение слов на слоги.

73

25

Упражнения на разделение слов на слоги.

74

26

Шипящие согласные .

75

27

Свистящие согласные.

76

28

Упражнения на определение свистящих согласных.

77

29

Различай шипящие и свистящие согласные.

78

30

Упражнения на различение шипящих и свистящих согласных.

4 четверть

79

1

Буква Е в начале слова, слога

80

2

Буква Ё в начале слога.

81

3

Буква Ю в начале слова.

82

4

Буква Я в начале слова.

83

5

Списывание слов.

84

6

Предмет и его название.

85

7

Слова, которые обозначают предметы.

86

8

Название предметов, отвечающие на вопрос что?

87

9

Название частей предмета.

88

10

Названия предметов, отвечающие на вопрос кто?

89

11

Слова, отвечающие на вопрос "что делает?"

90

12

Обобщающее слово для группы однородных предметов.

91

13

Различай слова, отвечающие на вопросы кто? и что?

92

14

Различай слова, обозначающие один и несколько одинаковых предметов.

93

15

Большая буква в именах людей.

94

16

Упражнения в списывании имен людей.

95

17

Большая буква в именах и фамилиях людей.

96

18

Упражнения в написании собственного имени и фамилии.

97

19

Большая буква в кличках животных.

98

20

Большая буква в именах и фамилиях людей, кличках животных.

99

21

Названия действий.

100

22

Действие и его название.

101

23

Упражнения в различении названия предметов и названия действий по вопросам

102

24

Обобщающий урок.

Материально- техническое обеспечение кабинета № 12

 учитель Зеленина И.А 5б класс

1. Материальное

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Кол-во

Шкаф

Парта ученическая

Стулья ученические

Стол учительский

Стул учительский

Доска

Жалюзи

Экран

Зеркало настенное

5

5

10

1

1

1

2

1

1

2. Техническое

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Кол-во

Ноутбук   Аcer

1

3.Учебники -нет

4. Наглядность

Дидактический материал по письму:

Образцы каллиграфического написания  букв

Таблицы букв, слогов, карточки с напечатанными словами, разрезная азбука, магнитные буквы. Различные виды звукового и буквенного материала (материал для звуко-буквенного анализа, касса букв, печатные и рукописные варианты букв и т.п.)

  • Демонстрационные карточки с изображением букв русского алфавита;
  • таблицы: «Печатные и письменные буквы алфавита», презентации;
  • раздаточный дидактический материал;
  • Демонстрационные таблицы по темам.
  • Раздаточный материал (конверты с геометрическими фигурами, касса букв, материал для звуко-буквенного анализа и т.д.)

Учебный дидактический материал (карточки для списывания, с занимательными заданиями и т.д.).

Методическая литература:

  1. Баряева Л.Б. «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников с проблемами в развитии». СПб, «Союз», 2002 г.
  2. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» (Программа образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями интеллекта). М., «Просвещение», 2003 г.
  3. Катаева А.А., Стребелева Е.А. «Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии». М., «Владос», 2001 г.
  4. «Коррекционно-образовательная программа для детей с выраженными интеллектуальными нарушениями» (под редакцией Баряевой Л.Б.). СПб, 1996г.
  5. «Коррекция сенсорного и интеллектуального развития младших школьников с нарушениями слуха» (под редакцией Михаленковой И.А.). СПб, 1999 г.
  6. Маллер А.Р. «Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии». М., 2000 г.
  7. Программа для 0-4 классов школы VIII вида (для детей с нарушениями интеллекта). М., «Дидакт», 1997 г.

Грошенков И. А. Изобразительная деятельность в вспомогательной школе. – М.: Просвещение, 1982г

Кудрина С.В. Окружающий мир 1 класс: Учебник для специальных учреждений VIII вида.-М.: ВЛАДОС, 2009.

Лифанова Т.М. Природоведение 5 класс: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение,2013.

Матвеева Н.Б., Котина М.С., Куртова Т.О. Живой мир. 1 класс.: Учебник для специальных (коррекционных) образовательных школ VIII вида. – М.: Просвещение, 2013.

Матвеева Н.Б., Котина М.С., Куртова Т.О. Живой мир. 2 класс.: Учебник для специальных (коррекционных) образовательных школ VIII вида. – М.: Просвещение, 2013.

.Матвеева Н.Б., Котина М.С., Куртова Т.О. Живой мир. 3 класс.: Учебник для специальных (коррекционных) образовательных школ VIII вида. – М.: Просвещение, 2013.

.Матвеева Н.Б., Котина М.С., Куртова Т.О. Живой мир. 4 класс.: Учебник для специальных (коррекционных) образовательных школ VIII вида. – М.: Просвещение, 2014.

Худенко Е.Д., Кремнева С.Н. Развитие речи 1 класс: Учебник для специальных учреждений VIII вида. – М.: АРКТИ, 2005.

Худенко Е.Д., Федорова Г.А. Развитие речи 2 класс. Учебник для специальных учреждений VIII вида.. М.: Аркти, 2007.

Худенко Е.Д., Терехова И.А. Знакомство с окружающим миром 3 класс: Учебник для специальных учреждений VIII вида. М.: Аркти,2006.

.Худенко Е.Д., Терехова И.А. Знакомство с окружающим миром 4 класс: Учебник для специальных учреждений VIII вида. М.: Аркти,2006.

Павлова Н.П. Трудовое обучение в 1 — 3 класса вспомогательной школы: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2007

Конышева М.Н.. Методика трудового обучения младших школьников. М.: Академия, 2005

Обучение учащихся 1 — 4 класса вспомогательной школы: Пособие для учителей/ Под редакцией Петровой В.Г. - М: Просвещение 2005

Федченко А.П., Мерзиева Т.Ю. Учимся читать и рисовать. Иркутск, ИГПУ, 2003

3000 примеров по русскому языку, О.В.Узорова, Е.А.Нефедова, «Просвещение», 2005 г.

 «Проверялочка», 1 класс, О.Д.Ушакова, «Просвещение», 2006 г.

Обучение и увлечение, Агеева С.И., «Дрофа», 2000 г.

Прописи, Т.В. Шклярова, «Просвещение», 2011 г.Учимся в школе и дома, Т.В.Шклярова, «Просвещение», 2008 г.

 Орфография и грамматика в рифмовках, Н.М.Бетенькова, «Просвещение»,2011 г.

Словарные слова 1-2 класс, О.В.Узорова, Е.А.Нефедова, «Просвещение», 2011 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по письму, 1 класс

Рабочая программа по письму  разработана для учеников 1 класса с выраженным недоразвитием интеллекта на основе программно - методических материалов И.М.Бгажноковой...

Рабочая программа по письму и развитию речи в 8 классе для обучающихся по программе 8 вида

Рабочая программа по письму и развитию речи в 8 классе для обучающихся по программе 8 вида...

Рабочая программа по письму 2 класс со сложной структурой дефекта.

Данная программа составлена для учеников с умеренным нарушением интеллекта со сложной структурой дефекта....

Адаптированная рабочая программа по письму 8 класс для ребёнка с ОВЗ

Адаптированная рабочая программа для ребёнка с ОВЗ "Письмо"...

Адаптированная рабочая программа по письму 6 класс

Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Письмо» для обучающего 6 класса...

Рабочая программа ОВЗ Письмо 6 класс

Количество часов в неделю:4 (2часа – очное обучение, 2часа – самостоятельное изучение)Количество часов в год:136 (68часов – очное обучение, 68часов – самостоятельное изучение)А...