Мультисенсорный речевой тренажер "ИНТОН - М"
методическая разработка

Полозова Оксана Анатольевна

Коррекционно - развивающая работа с использованием тренажера "ИНТОН - М".

Пока педагог имеет искренний интерес к своей работе, к себе как к учителю, развивает свои способности, ищет новые приемы работы - развиваются и его ученики!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл multisensornyy_rechevoy_trenazher.docx195.82 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

КОРРЕКЦИОННО- РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТРЕНАЖЕРА «ИНТОН – М»

Цель - совершенствовать себя изнутри - вот наша сила!

Пока педагог имеет искренний интерес к своей работе, к себе как к учителю, развивает свои способности, ищет новые приемы работы - развиваются и его ученики. Мы вступили в увлекательный процесс самонаблюдения и исследования.

Цель коррекционной работы осуществлялась с учетом следующих педагогических принципов:

Принцип опережающего подхода: раннее выявление детей с функциональными и органическими отклонениями в развитии, с одной стороны, и разработку адекватного коррекционного обучения, с другой.

Принцип развивающего обучения: Л.С. Выгодский о «зоне ближайшего развития»- обучение ведет за собой развитие ребенка.

Принцип полифункционального подхода, предусматривающий одновременное решение нескольких коррекционных задач в структуре одного занятия.

Принцип сознательности и активности детей, означающий, что педагог должен предусматривать в своей работе приемы активизации познавательных способностей детей. Перед ребенком надо ставить познавательные задачи, в решении которых он опирается на собственный опыт. Этот принцип предусматривает понимание изучаемого материала и успешное применение его в практической деятельности в дальнейшем.

Принцип доступности и индивидуализации - учет возрастных, физиологических особенностей и характера патологического процесса.

Принцип постепенного повышения требований.

Принцип наглядности - тесная взаимосвязь и широкое взаимодействие всех анализаторных систем организма с целью обогащения слуховых, зрительных и двигательных образов.

Помните - лучше несовершенная система, чем ежедневная талантлива импровизация.

При любом речевом нарушении сурдопедагогическая работа не может ограничиваться только коррекцией того недостатка, который бросается в глаза. Каким бы ни был дефект речи, его преодоление должно предусматривать работу, направленную на формирование звуковой стороны речи, на развитие словаря, грамматического строя, развернутой, интонационно оформленной фразовой речи, развитие остаточного слуха. Это необходимо для общего психического развития ребенка, для его обучения в школе.

 Предпосылка успеха - создание благоприятных условий для преодоления недостатков произношения и слуха:

1. Эмоциональный фон, хороший контакт;

2. Интересная форма занятий;

3. Сочетание приемов работы, позволяющих избегать утомления ребенка.

РАБОТА НАД ВЫСОТНЫМИ МОДУЛЯЦИЯМИ ГОЛОСА

Голос - один из структурных компонентов экспрессивной речи, обеспечивающий ее разборчивость, выразительность и эмоциональность, играет важную роль в жизни каждого человека, выполняя коммуникативную и информативную функции.

В работе над формированием и правильным использованием голоса, педагог должен иметь искренний интерес к своему голосу, к себе! Развивая свои голосовые возможности, познавая их - развиваем возможности детей. Каждый педагог должен пропустить через себя все упражнения, освоить их, выучить, привыкнуть к ним, получить, если хотите, удобство от них, физиологическое удовольствие, мышечную радость.

Высота голоса индивидуальна. У одних детей основной тон голоса высокий, у других низкий. Ребенка учат изменять высоту голоса относительно основного тона его голоса, т.е. в пределах его частотного диапазона. Важно следить за тем, чтобы высокий голос не переходил в фальцет. При произнесении речевого материала высоким голосом педагог может ощущать хотя бы слабую вибрацию грудной клетки ребенка (включается грудной резонатор), а при фальцете вибрирует не грудная клетка, а темя, т.к. в голосообразовании участвует головной резонатор. Вот почему, перед началом работы с тренажером «ИНТОН-М», педагог должен проверить высоту своего собственного голоса. Образец для ребенка- голос педагога, его модуляции. Если вы будете проводить ежедневные целенаправленные упражнения, каждый ребенок постепенно научится хотя бы немного менять высоту собственного голоса. Это требует большого внимания, а иногда трудной, монотонной работы. Но полученный, первоначально даже скромный результат, окрыляет ребенка, мотивирует его к дальнейшей работе.

У ребенка с небольшой потерей слуха может иметь место лишь дисбаланс ротового и носового резонанса. В то время как у ребенка с более выраженной потерей слуха, нарушен не только резонанс, но и высота тона, сила голоса, ларингеальный тон, темп и ритм речи. Речь часто бывает замедленной; отмечаем удлинение произнесения как ударных, так и безударных слогов; взрывные согласные на конце слов, часто произносятся с призвуками (Пъ., Тъ, Къ); отмечаем долгие и неправильные паузы между словами. Наши дети часто не владеют словесным ударением. Им трудно соблюдать правильную интонацию.

Когда мы работаем над развитием слухового восприятия, использование прибора «ИНТОН-М» позволяет дополнить ее визуальной стимуляцией, а также кинестезическими и тактильными сигналами. Мы помогаем ребенку развить «внутреннее чувство», понять, ощутить, что правильно и что неправильно, а тем самым улучшить контроль над тембром, высотой и силой голоса, интонацией и слитным произнесением слов или фраз.

ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА, НАЧНИТЕ ОБУЧЕНИЕ ВЛАДЕНИЕМ АППАРАТУРОЙ КАК МОЖНО РАНЬШЕ И ДЕЛАЙТЕ ЭТО СИСТЕМАТИЧЕСКИ!

Поверьте, даже при тяжелых нарушениях слуха, можно научить ребенка более чистой (без назального оттенка), интонационно-окрашенной речи. Способность наших детей улавливать тонкие различия высоты тона не столь мала. С помощью тренировок ее можно значительно улучшить.

Мы заметили, что, работая с тренажером, смогли сформировать у ребенка комплексные ориентировки:

1. Слухо - зрительные связи: при выполнении речевого задания, ученик слышит (через наушники или ИСА, КИ) и видит, как изменяется светящийся рисунок шкалы индикации высоты основного тона - от низкого звучания голоса до высокого и наоборот.

2. Слухо - тактильные связи: при выполнении речевого задания, ученик одновременно говорит, слышит, видит (индикацию) и чувствует вибрацию через устройство тактильного вибратора.

3. Слуховые связи: при выполнении речевого задания, ученик говорит в микрофон и хорошо себя слышит через наушники, выбирая при этом частотный корректор (1, 2, 3 или подбор комбинации кнопок), который позволяет расширить, каждому по-своему, диапазон воспринимаемых частот с целью максимальной разборчивости речи.

Тренажер помогает варьировать и выравнивать регистры голоса. Надо помнить, что высота разговорного тона - это тон облегченной (привычной) фонации, вокруг которого совершается модуляция мелодики, а также, в процессе работы, формируются: модуляции силы и темпа произнесения, качество голоса, четкость артикуляции, ударение.

Предлагаем 3 этапа коррекционной работы: 

1. Подготовительный этап.

2. Основной этап: формирование голосового стереотипа.

3. Закрепляющий: закрепление полученных навыков, расширение диапазона звучания.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП.

Обследование. Активизация самоконтроля за голосом и речью.

ОСНОВНОЙ ЭТАП: ФОРМИРОВАНИЕ ГОЛОСОВОГО СТЕРЕОТИПА.

Воспитание навыков по формированию естественной речи, по оптимальному звучанию голоса, при минимальном мышечном напряжении.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ НАВЫКОВ, РАСШИРЕНИЕ ДИАПАЗОНА ЗВУЧАНИЯ.

Закрепление сформированных навыков, расширение диапазона звучания, тембровые модуляции резонаторов, повышение выносливости.

УПРАЖНЕНИЯ:

При работе над формированием (коррекцией) голоса необходимо сформировать ориентировку в «пространстве» собственного голоса. «Пространство» голоса при этом делим на три зоны (тесситуры):

 Нижнюю

 Среднюю

 Высокую.

Таким образом, шкалу индикации высоты основного тона зрительно делим на три отрезка:

 Первый отрезок - нижний регистр (низкое произнесение речевого материала);

 Второй отрезок - средний регистр (комфортный тон);

 Третий отрезок – высокий регистр (высокое произнесение, но не фальцет).

Часто ребенок не понимает, что значит «говори низким, высоким или средним голосом». Поэтому, на первом этапе, объясняем с использованием элементов фонетической ритмики:

нижний регистр – кисти рук на уровне груди, на приборе отрезок №1, произносим слог - низким голосом. Работу можно начинать с произнесения гласных звуков, но только в том случае, если нет гнусавого оттенка, чтобы не провоцировать и не закреплять назализацию.

М__А__;

средний регистр – кисти рук поднимаем до уровня подбородка, на приборе отрезок №2, произносим слог - средним, нормальным голосом

М__А__;

верхний регистр – кисти рук поднимаем до уровня лба, на приборе отрезок №3, произносим слог - высоким голосом

М__А__.

На тренажере ученик видит, как говорит, как меняется его собственный тон голоса (увеличивается, или уменьшается световой участок шкалы – первый, второй, третий отрезки). Он говорит, слушает, смотрит и сравнивает, анализирует в чем разница. Подкрепляет свой речевой опыт визуально, опираясь на шкалу индикации основного тона.

На втором этапе надо обратить внимание, на силу голоса ребенка (включите шкалу интенсивности произнесения звука). Упражнения выполняются на одном уровне интенсивности, расстояние от микрофона не сокращается (на шкале интенсивности звука- 2-3 светящихся огонька, расстояние L-0,3 - 0,5м от микрофона).

Работу начинаем с произнесения сонорных согласных М_____, Н_____ с гласными. Сонорные произносятся естественно, без напряжения, с привлечением тактильно- вибрационного, зрительного и слухового контролей (могут использоваться - тактильный вибратор, наушники, шкала основного тона на приборе и индикатор звучания, датчик индикатора звучания прижимается к крылу носа при произнесении носовых согласных, при использовании звонких\глухих согласных датчик индикатора звучания прижимается к шее в области гортани, силу голоса контролируйте на шкале интенсивности произнесения звука).

Голос звучит в среднем регистре – 2-ой отрезок.

М____АМ____ М____АМ____ (помогаем себе и ребенку дирижированием)

М____ОМ____ М____ОМ____

М____УМ____ М____УМ____

М____ИМ____ М____ИМ____

М____ЭМ____ М____ЭМ____

Н____АН____ Н____АН____ (произносим звук «Н» с другими гласными);

Используем прием наращивания слогов:

М__А___; М__А__М__О___; М__А__М__О__М__У__;

М__А__М__О__М__У__М__И__; М__А__М__О__М__У__М__И__М__Э__;

Произносим по два слога, по три слога по четыре и т.д.

ММ__АММ__АММ__

ММ__АММ__АММ__АММ и т.д.

Звук «М___ » произносим с другими гласными 1-го ряда (О, У, Ы., Э). Затем аналогичную работу проводим со звуком «Н___».

Возможны различные варианты, например,

ММ_Н_А__

ММ_Н_О__

ММ_Н_У__

ММ_Н_Э__; ММ__АМ__ММ__ОМ__ММ__УМ__ММ__ЭМ___

Попробуем произнести упражнения в низком регистре - отрезок №1, а затем в высоком - отрезок №3. Произносим слоги и постоянно контролируем себя, смотрим на шкалу прибора.

Повышение и понижение голоса на сонорных согласных «М__» и «Н__». Голос повышаем и понижаем на 2 - 3 тона.

ММАА ММАА

ММАА ММАА

ММАА ММАА

Упражнение выполняем с гласными «О», «У», «Э».

«Подача звука «М» - трудное упражнение, но выполнимое. Используем упражнение фонетической ритмики (для лучшего объяснения, «берем как- бы с пола, снизу звук и поднимаем звучание до высокого регистра, протягивая руку вперед см. рисунок»). На шкале прибора видим светящийся отрезок: постепенно увеличивается свечение.

«Бросаем звук» - гласные звуки произносятся высоким голосом, а звук «М__» - низким, видим быстрый подъем тона:

а о у и

М___ М___ М___ М___

Это упражнение выполняем со звуками «Н__», «Л__», «З__», «Ж__», «В__», «Р__».

-Чередование высокой и низкой тесситуры (высокого и низкого регистров см. отрезки №1 и №3)

МА МА

МА МА

МО МО

МО МО (слоги сначала произносятся с одним гласным, затем с разными).

МА МА МА МА

МО МО МО МО

МУ МУ МУ МУ

МИ МИ МИ МИ

-Чередование средней и низкой тесситуры (отрезки №2 и №1); высокой и средней (отрезки №3 и №2). Упражнения выполняются аналогично с согласными звуками «Н__», «Л__», «В__», «З__», «Ж__».

Повышение и понижение голоса при произнесении слога: ПА а А а А а (волна)

Перед упражнением представьте, как перекатывается морская волна, выполните волнообразное движение руками перед собой, с одновременным произнесением слога «ПА а А а А а А…». Верхнее положение рук соответствует высокому регистру, нижнее - низкому. Обратите внимание как меняется свечение на шкале основного тона. Оно «играет» вместе с вами, с вашим голосом!

-Проговаривание слов нараспев в разной тесситуре. Используем хорошо знакомый речевой материал - рядовую речь: счет от одного до пяти и далее, название дней недели, времен года, месяцев, имен мальчиков, девочек. Можно использовать тематический материал (темы: «игрушки», «посуда», «овощи» и другие). Речевой материал произносим с одной интенсивностью и на выбранном нами тоне.

-На третьем этапе отрабатываем произнесение небольших текстов, стихов - диалогов, песен, отрывок из сказок. Импровизация включает все знания, полученные ребенком в ходе обучения. Мы приветствуем аналитико-синтетическую, творческую деятельность детей.

Например:                                                                                                                    

На дереве, на веточках

Воробышки сидят. - говорим нормальным голосом - отрезок №2

«Чирик - чирик, чирик - чирик, чирик - чирик - кричат! №2».

Была зима – был холод, снег. – говорим низким голосом - отрезок №1.            

Ушла зима и снегу – нет! – говорим высоким голосом, отрезок №3.

Бьют часы, бьют часы: отрезок №2

Динь – (отрезок №3) , динь – ( отрезок №2) , динь – (отрезок №1) {понижение основного тона}.

РАБОТА НАД ДЫХАНИЕМ И СЛИТНОСТЬЮ РЕЧИ

Сначала нужно определить, правильно ли дышит ребенок, чтобы обеспечить дыхательную поддержку речи. Работа по формированию правильного дыхания проводится в определенной последовательности:

- Формирование нижнереберного дыхания по подражанию;

- Дифференциация ротового и носового вдоха и выдоха;

- Развитие таких качеств дыхания как сила, продолжительность, постепенность и целенаправленность.

Начиная работу по формированию правильного дыхания, необходимо обратить внимание на положение корпуса ребенка, воспитание навыков возможно только при хорошей осанке.

Как только первоначальные упражнения по развитию и коррекции физиологического дыхания освоены, следует перейти к работе над фонационным дыханием.

Фонационное дыхание – произнесение речевого материала на выдохе.

После вдоха через нос следует медленный выдох с одновременным произнесением согласных звуков (протяжно):

Ф_______

С_______

Ш_______

В_______

З_______

Ж_______ и т.п.

Постепенно в упражнения включается речевой материал, произносимый на выдохе. Это слоги и слогосочетания с различными гласными. Затем навыки слитного произнесения переносятся на слова, словосочетания и предложения, при произношении которых меняется ритм и темп речи. Подключение «индикатора слитного/раздельного произнесения слов (фраз)» способствует стабилизации длительного выдоха. Для тренировки и закрепления удлиненного выдоха применяем прием наращивания слогов, составленных с одним из согласных (п, т, м - сначала с одним гласным звуком, а затем с другими):

ПА__________

ПАПА________

ПАПАПА_________

ПАПАПАПАПА_______ (на приборе индикатор слитного произнесении горит с небольшими пульсациями, если используется глухой согласный, если сонорный: М_АМ_АМ_А…, индикатор светится постоянно).

ПА__________

ПАПО_________

ПАПОПУ_________

ПАПОПУПИ__________

ПАПОПУПИПЭ__________

Усложняем вид работы - произносим по 2 слога, 3 слога 4 и т.д.

ПАПАПОПОПУПУПИПИПЭПЭ________

ПАПАПАПОПОПОПУПУПУПИПИПИПЭПЭПЭ______

ПАПАПАПАПОПОПОПОПУПУПУПУПИПИПИПИПЭПЭПЭПЭ_______

ПАПАПАПАПАПАПА пауза ПА_____________

ПОПОПОПОППОПО пауза ПО_____________

ПУПУПУПУПУПУПУ пауза ПУ______________

ПИПИПИПИПИПИ пауза ПИ_______________

ПЭПЭПЭПЭПЭПЭП пауза ПЭ_______________

Работа со звонкими проторными согласными (В__, З__, Ж__):

В_____З_____Ж_____

ВА___________

ВА_____ЗА______ЖА________

ВАВА____ЗАЗА____ЖАЖА_____ используем различные вариации слогов. Ученик имеет возможность следить за правильностью выполнения задания – лампочка индикатора горит постоянно (отсутствует «эффект мерцания»).

«Эффект мерцания» - это прерывание в звучании, которое сопровождается миганием светового индикатора.

При проговаривании слов, на первом этапе помогаем ученику дирижированием, опираясь на зрительный контроль!

Упражнения:

Слоги и слова;

Счет от 1-го до 10-ти и обратно;

Название дней недели, месяцев, времен года;

Название цветов;

Название домашних, диких животных и т. д.

Проговаривание слов со сложной слоговой структурой:

Одноклассник- одноклассница, одноклассники;

Подлежащее, сказуемое - главные члены предложения;

Питательные вещества, многозначные числа, площадь прямоугольника (пестрый материал общеобразовательных уроков и т.д.).

Фраза:

Сегодня хорошая погода. Сегодня солнечная (дождливая, морозная) погода.

Я знаю имена мальчиков - Сережа, Дима, Андрей, Вова.... Я знаю имена девочек - Ира, Света, Катя, Мила, Оксана… .

Наша столовая внизу, на первом этаже.

Используем слуховой материал обиходно- разговорного характера и связанный с организацией учебной деятельности:

Первое сентября - День знаний!

Фрукты и овощи богаты витаминами и полезны каждому.

После уроков многие ребята занимаются в кружках.

Сердце и кровеносные сосуды - это органы кровообращения.

Тексты:

Прием наращивания слов.

Снег.

Падает снег.

Тихо падает снег.

Тихо падает белый снег.

Тихо падает белый, пушистый снег.

Холодно! Холодно!

Зима!

Москва.

Москва - очень большой и красивый город. В Москве много памятников, музеев, площадей, чудесных парков. По прямым и широким улицам мчатся машины. Под землей несутся поезда метро. А какая стройка идет в Москве! Миллионы москвичей уже въехали в новые квартиры. Они любят свой город.

СИЛА ГОЛОСА

Умение изменять силу голоса - одно из важных его выразительных средств. Тренировка слухового восприятия и коррекция (или развитие, формирование) силы голоса находятся в прямой зависимости. У ребенка важно сформировать не только нужный уровень громкости, но и необходимо закрепить его.

Мы имеем возможность, благодаря прибору «ИНТОН - М», использовать визуальный контроль громкости на самых ранних этапах работы с глухими и сл/сл детьми уже в ДО.

a) От простых естественных жестов «тихо» (указательный палец подносим к губам) и «громко» (делаем взмах руками снизу-вверх, как бы описываем полукруг, кисти рук сжаты в кулачки) переходим:

b) К шкале индикации интенсивности произнесения звука - по мере увеличения числа загоревшихся лампочек, наблюдаем силу произнесения звука. Ребенку становится понятным, что значит установка: «Будем говорить тихо!» или «Будем говорить громко!»

При выполнении упражнений наша цель была: научить использовать и оценивать уровень громкости, изменять его в соответствии с конкретной ситуацией. Для этого ―включаем слуховую, тактильно- кинестезическую и зрительную связи. Предлагаем использовать три уровня громкости:

Р – разговорный, близкий к норме; 

Г – громкий;

Т – тихий. 

Обращаем внимание ребенка:

a) На вибрацию шеи и лица педагога (дать почувствовать малышу напряжение мышц лица и шеи),

b) На шкалу изменения силы звука, т. е. громкости (увеличение или уменьшение числа светящихся лампочек).

Важно научить говорить тихо, но не шептать, громко, но не кричать!

Упражнения направлены:

1) на изменение силы голоса от «Г» до «Т»; От «Г» до «Р», затем до «Т» и наоборот;

2) усиление и ослабление голоса при увеличении длительности звучания;

3) усиления и ослабление голоса в связи со словесным и логическим ударением;

4) усиление, удержание, ослабление силы голоса в произнесении одного гласного, слова, синтагмы, целой фразы, текста.

Надо не только помнить, но и понимать, что изменение силы голоса хорошо контролируется на слух. Использование слухового восприятия и подключение речевого корректора прибора (подбор комбинации кнопок речевого корректора), дает возможность развивать подвижность голосового аппарата. Выполняя упражнения, обращайте внимание на расстояние от микрофона. Оно должно быть постоянным L-0,2 – 0,3м.  

Хочется отметить, что работа над коррекцией силы голоса помогает детям с нарушенным слухом эффективно общаться с окружающими. Ее можно включать в общую программу голосовой терапии, т.к., если отсутствует патология гортани, то устранение перенапряжения будет иметь профилактическое значение. У детей с большими потерями слуха голос во многих случаях, кажется напряженным. Такой голос часто называют «голосом глухих». Это существенно ухудшает внятность речи.

Голосовые упражнения могут выполняться в сочетании с движениями по подражанию.

1- ый этап:

Попросите ребенка произнести слово или фразу, в зависимости от речевого развития: «Привет!» или «Сегодня хорошая погода!» - Т - Р – Г (тихо – разговорный уровень – громко).

Подкрепляющие движения могут быть такими: Т- ходьба на цыпочках; Р - обычная ходьба; Г - громкое топанье.

2- ой этап:

Ребенок говорит фразу с разной громкостью и наблюдает зрительно за шкалой прибора. Педагог дает ему знать, когда голос имеет адекватную характеристику.

Упражнения на изменение силы голоса. Словесное ударение.

1. Послушай. Определи ударный слог. Какой слог я говорю громче:

Учитель: паПА.

Ученик: паПА.

- Вы говорите громче 2-ой слог. Ударение в конце слова. Ударение на втором слоге.

Учитель: ПАпа.

Ученик: ПАпа. Ударение в начале слова.

Учитель: прочитай по таблице.

паПА ПАпа

ПАпа паПА

2. Послушай слово, напиши схему (посмотри на схему, прочитай схему, подбери слово, проверь себя):

МАша паПА ПАпа

ВОва, коРА, коЗА, РОза и т.д.

Осторожнее с гласной «И»! Гласный звук «И» и йотированные звуки - это малоинтенсивные звуки, поэтому в словах: липа, Мила, Карина, малина и т.п. ударный слог на шкале прибора находится в слабой позиции (светящихся точек мало - одна, две) - интенсивность звука не видна (в этом случае ударение выражено увеличенным напряжением звука «И»).

Звук «А» (безударный) как бы перетягивает на себя ударение, поэтому в речи наших детей звук «И» часто не попадает в ударные. Сл\сл и глухие дети ударение в словах ставят неправильно малина, малина. Пользуйтесь тактильным вибратором и контролем шкалы основного тона для закрепления правильного ударения (при использовании тона лучше перевести слово в вопросительную форму: ударный гласный будет отчетливо выражен подъемом тона, достигнутый в данном случае успех будет переноситься на произвольную речь).

Липа. Липа? – посмотрите на шкалу прибора.

3. Какое слово лишнее:

Маша, кора, липа. (Лишнее слово «кора», в слове «кора» ударение на втором слоге).

Изменение силы голоса. Логическое ударение.

4. Послушай, какое слово выделяю голосом, повтори:

Повествовательное предложение:

Дом. Мой дом. Там мой дом.

Вопросительное предложение:

Кто? Кто тут? Кто тут живет?

Главное по смыслу слово, говорим громче, выделяем голосом.

5. Прочитай предложения. Выделяй голосом подчеркнутые слова.

Саша приехал в деревню сегодня.

Саша приехал в деревню сегодня.

Саша приехал в деревню сегодня.

Саша приехал в деревню сегодня.

{Если эти три фразы перевести в вопросительную форму, то перемещение логического ударения (с первого на последнее слово) можно отчетливо наблюдать на шкале тона.}

6. Послушай, какое слово я выделяю голосом, повтори:

Саша приехал в деревню сегодня. (Работаем с прибором и табличкой одновременно).

7. Послушай вопрос:

Саша приехал в деревню сегодня?

Ученик:

Сегодня в деревню приехал Саша, а не Коля.

Учитель:

Саша приехал в деревню сегодня?

Ученик:

Саша приехал в деревню сегодня, а не вчера.

Учитель:

Саша приехал в деревню сегодня?

Ученик:

Саша приехал в деревню, а не пришел.

РИТМ

Ритм - основа правильного формирования речи и ее восприятия. Умение правильно воспроизводить разнообразные ритмы способствует адекватному воспроизведению ритмического рисунка слов, их слоговой структуры, ускоряет развитие других лингвистических способностей (словообразования).

Ритм - это восприятие и воспроизведение временных отношений в речи. Это способность двигательно воспринимать речь, чувствовать эмоциональную нагрузку слов, фраз, текстов, их ритмический рисунок и точно воспроизводить его.

Ритмический рисунок имеет простую или сложную структуру: простые ритмы состоят из равных длительностей, сложные - из неравных ритмических единиц. Усвоение ритмической системы связано с воспитанием у детей эталона темпа (скорость следования звуков от медленного к умеренному до быстрого).

Усложнение идет в проговаривании сначала одного согласного и одного гласного звука, потом одного согласного и нескольких гласных, несколько согласных звуков и несколько гласных.

Ритмы без выраженного ударения.

Выполняя упражнения можно использовать тактильный вибратор прибора «ИНТОН-М».

ТА ТА ТА

ТАТА ТАТО ТАПО

ТА ТА ТАТАТАТА ТА ТО ТАТАТАТА ТА ПО ТАТАТАТА

ТАТАТАТАТАТАТА…. ТАТАТАТАТАТАТА…. ТАТАТАТАТАТАТА….

Пата – тапа

Пато -тапо

Пату - тапу

Пати - тапи

Патэ - тапэ

Та - ту та - ту та -ту то – то – то

Та - ту та - ту та - ту то – то – то

Та - ту та - ту та - ту ти – ти – ти

Ритмы с выраженным ударением.

Папа - пата

Папо - пато

Папу - пату

Папи - пати (осторожнее со звуком «и», обратите внимание на шкалу интенсивности звука)

Папэ - патэ

Односложные и двухсложные ритмы.

Тренировочные упражнения на воспроизведение различных ритмов помогает сл\сл детям исправлять ошибки в расстановке словесного ударения. Соблюдение правильного словесного ударения - необходимое условие разборчивости речи. Работа над сложной ритмической структурой ведется постепенно:

Ритм:

ТА

Мак, рак, кот, ток, мох, суп, сук, вы, мы, снег, мир и т.п.

ТАта

Мама, папа, рыба, руки, ноги, лужа, осень ….

таТА

рука, нога, спина, весна, идет, несет, поет …

ТАтата, таТАта, татаТА …..( белая, умная, мамочка, рисуем, считаем, полянка, в городах ).

Работа над фразой, текстом.

Ритм:

ТА ТА Снег! Снег!

ТАта ТА Всюду снег!

ТАта, ТАта, ТАта ТА Белый, чистый, легкий снег.

ТАта таТА Скоро зима!

1) Послушайте ритм.

2) Послушай ритм, посмотри на прибор (шкала интенсивности звука).

3) Слушай, смотри и говори ритм ( проговаривает вместе с педагогом, тататируем).

4) Проговариваем слова и контролируем произнесение ритма по шкале интенсивности звука (можно использовать тактильный вибратор).

5) Послушай ритм и подбери строчку из текста.

6) Послушай строчку из текста, проговори ритм.

7) Послушай ритм ТАта ТА- говори в заданном темпе (медленно, быстро, нормально).

РАБОТА НАД ИНТОНАЦИЕЙ

Главными выразительными средствами речи являются:

1. Логическое ударение;

2. Пауза;

3. Интонация.

Логическое ударение отрабатываем на шкале индикации основного тона, на шкале интенсивности; при произнесении звука и может быть использовано устройство формирования вибрационно-тактильных ощущений.

Паузу отрабатываем на шкале индикации высоты основного тона, на индикаторе слитного/ раздельного произнесения слов (фраз), используем устройство вибрационно- тактильных ощущений.

Интонацию отрабатываем на шкале индикации высоты основного тона, на шкале интенсивности произнесения звука, используем индикатор слитного /раздельного произнесения слов (фраз) и устройство вибрационно- тактильных ощущений.

ЛОГИЧЕСКОЕ УДАРЕНИЕ

Как в каждом слове есть ударный слог (с длинным ясным гласным звуком, который является центром слова), так и в каждом предложении есть главное смысловое слово, на котором фиксируется внимание. Ударное слово - основной центр, конкретный образ. От перенесения ударения с одного слова на другое меняется или искажается смысл высказывания:

Я очень люблю свою работу. Я очень люблю свою работу. Я очень люблю свою работу. Я очень люблю свою работу. Я очень люблю свою работу. 

«Чтобы сделать логическое ударение на слове», - говорил К.С. Станиславский, - нужно снять ударение со всех остальных слов и тогда оно будет естественно ударным». Смысловое слово надо выделить паузой, долготой и изменением высоты основного тона голоса из общей группы слов. Для того, чтобы показать ученику, какое слово необходимо выделить, надо правильно подбирать вопросы.

В четверг мы поедем на экскурсию.

Когда мы поедем на экскурсию?

Кто поедет на экскурсию?

Что мы будем делать в четверг?

Куда мы поедем в четверг?

ПАУЗА

Пауза — остановка голоса. Роль паузы в интонационной стороне речи имеет большое значение. Неправильно сделанная пауза меняет смысл высказывания. «Механическое» чтение происходит от непонимания учеником содержания текста. Поэтому пауза тесно связана с логическим ударением. На приборе «ИНТОН- М» мы четко видим на каком слове было сделано ударение (см. шкалу основного тона или шкалу силы голоса), а остановку голоса мы фиксируем с помощью индикатора слитного произнесения. Например:

Февраль.

Февраль |- последний месяц зимы.|| Глубокие снега.|| Метели.|| Не зря говорят:| февраль| кривые дороги.|| Февраль называют «лютый» .|| Много снегопадов и морозов |бывает в этом месяце.|| Но и февраль |дарит спокойные дни. ||Солнце чуть потеплело,| выросла на крыше сосулька, |повеселели птицы. ||Но еще холодно. ||Большие сугробы около домов. ||В феврале бывают оттепели. ||На дорогах гололед. ||Длиннее становятся дни.|| Недалеко до весны.||

ИНТОНАЦИЯ

Интонация – характер произнесения речи, который определяется оценкой говорящего, отношением его к тому, о чем он говорит, и к тому, с кем он говорит. Интонацию характеризуют: сила голоса, высота, темп.

Роль интонации в речи огромна. Она усиливает лексическое значение слов. Речь сл.\сл., глухих школьников часто монотонная, не модулированная. Однако, наши дети воспринимают интонацию учителя, воспитателя, а иногда и могут подражать ей (зависит от степени, группы потери слуха). Эти возможности существенно увеличиваются при использовании звукоусиливающей аппаратуры. На ударном слове – увеличивается количество светящихся элементов шкалы основного тона.

На занятиях по формированию произношения мы учим детей пользоваться повествовательной, вопросительной, восклицательной, повелительной интонациям. Надо уделять внимание формированию естественной интонации, выражающей различные эмоциональные состояния: радость, удивление, испуг, побуждение и т.д..  Простым средством выражения эмоций являются междометия: А! А? А О! УХ! ЭХ! ИИХ! И другие.

Первый этап работы.

Обратите внимание, как меняется шкала основного тона при произнесении гласных и слогов. Слоги и гласные звуки выбираем произвольно:

ПА! радость

ПА? вопрос

ПА растерянность

ПА страх

Второй этап работы.

Подбираем звуки и слоги, воспроизведение которых сопровождается естественными движениями, которыми люди обычно пользуются в жизни для выражения радости, испуга, удивления: ООО!!!! НУ???? ОЙ! АХ! АУ…, не забывайте про мимику лица.

Третий этап работы.

Слова.

Мама. Мама! Мама? Мама…..

Вопросительные слова: кто? Где? Почему? Когда? Что? И другие.

Слова, выражающие эмоциональные состояния: Ура! Больно. Жалко.

Страшно.       Красивая!

Фразы.

Вопросительные предложения. Какая сегодня погода? Где вы были вчера?

Восклицательные предложения. Ура! Пошел дождь! Ура! Я купила новые туфли!!!

Повествовательные предложения. Я учусь во втором классе. Мне очень нравится.

Побудительные предложения. Вставай! Пойдем играть в футбол. Убери все со стола.

Тексты.

- Эй! Пчела!

- Где ты была?                                                                                    

- Тут и там.

- Где летала?

- По лугам.

- Что ребятам принесла?

- Мед!

- Ответила пчела.

- Вы пришли

- И я пришел! Интонация радости

- Вы ушли

- И я ушел. Интонация сожаления

Кто? Что?

-Что случилось? Что за крик?

- Кто кричит?

- Ученик!

- Лена!... Лена!... Как дела?

- Где ты пропадала?

- В магазине я была. Книгу покупала.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ ПО ПРИЗНАКУ:

ЗВОНКИЕ – ГЛУХИЕ

В русском языке 11 пар согласных, различающихся по звонкости- глухости. Для постановки, контроля произнесения и дифференциации звонких и глухих согласных используем датчик ИНЗ. При произнесении согласных он прижимается к шее в области гортани (видим загорание индикатора звучания в случае произнесения звонких согласных).

Звонкие согласные слабее глухих, но т.к. участвует голос, они лучше воспринимаются, даже при слабой артикуляции. Чтобы достичь такой же слышимости глухих согласных, их нужно произносить сильнее.

Постановка звонких согласных отличается от постановки глухих звуков. Работу следует начинать с фрикативных глухих согласных (Ф____, С_____, Ш____), затем переходим к проторным звонким согласным (В____, З_____, Ж_____). Эти согласные мощнее, чем взрывные, по акустическим признакам приближаются к гласным.

Первый этап - обучающий.

Используем для постановки звуков и первичной дифференциации.

- Демонстрация. Прижав датчик к шее, произносим звуки:

Ф______ (свечения индикатора- нет)

В______ ( непрерывное свечение индикатора )

Ф_______, С_______, Ш________

В_______, З_______, Ж________ Демонстрируем изолированно и по парам:

Ф______ - В_______

С______ - З_______

Ш_____ - Ж______ ( используем датчик ИНЗ , обращаем внимание на индикатор свечения.

Второй этап - закрепляющий.

- Упражнения направлены на увеличение и усиление работы голосовых складок:

В___ув___

В___, З___, Ж___

В____З____Ж____ слитное произнесение трех звуков,

В___А___ В___А___

В___а в___о в___у в___ы в___э;

Ав___ ов___ ув___ ыв___ эв___ ;

Ав___а ав___о ав___у ав___ы ав___э;

В___ав___

В___ов___

В___ыв___

В___эв___ Наблюдаем непрерывное свечение индикатора

-Упражнения с парными, проторными согласными:

В__З__а В__Ж__а З__В__а Ж__В__А …

- Упражнения со звонкими непарными согласными:

З__ра Ж__ра В__ра

З__ла Ж__ла В__ла

З__на Ж__на В__на

 -Упражнения, закрепляющие звонкое произнесение. Ученик читает предложенный материал, контролирует произнесение заданного звука:

Слова:

В__ов__а в__от в__ата в__оротник в__афли

З__оя з__онт з__абор з__уб з__абота

Ж__ук ж__аба ж__ар ж__арить ж__алеть

Звуки отрабатываем, учитывая аналитико- синтетический метод. Подбираем слова, в которых звуки находятся в прямой позиции, между гласными, в сочетании с согласными и на конце слов, т.е. рассматриваем орфоэпические нормы.

« З__ и Ж__ »

З__авяж__и, з__аж__ги, з__абеж__ать.

Словосочетания:

Ж__еня ж__адный; ж__елтый абаж__ур; св_еж__ий в__оз__дух; гряз__ная одеж__да.

Предложения:

В школьном буфете продав__али в__афли. Еж__ик испугался и убеж__ал. У З__ои раз__болелся коренной з__уб.

Тексты:

В__ з__оопарке.

Лиз__а и Роз__а были в__ з__оопарке. Там они ув__идели много раз__ных з__в_ерей: з__убров, полосатую з__ебру, з__абав__ных обезь__ян. З__убры стояли у з__абора. Обезь__яны з__абрались на

дерев__о и гримасничали. Лиз__а и Роз__а рассказ__али друзь__ям обо всем, что в__идели в__ з__оопарке.

Загадка.

У меня три подружки, у каж__дой по кружке.

Сколько круж__ек у всех моих подруж__ек?

Ж__аба.

Ж__ила- пож__ив_ала ж__аба. Каж__дый день она лов_ила много ж__уков. Она их не ж__ев_ала, а прямо проглатывала. Ж__аба была ж__адная. Но в_от надоело ж__абе ж__ить в__ болотной ж__иж__е. Думает ж__аба: «Надо беж__ать в__ другие края». Подумала ж__аба и побеж__ала. Ув_идел ж__абу ж__урав_ль и проглотил.

Работа с взрывными согласными.

Взрывные согласные: П, Т, К, Б, Д, Г.

Б, Д, Г- демонстрируем в положении между гласными, в слогах типа: А__БА__, О__БА, У__БА, А__ДА__, О__ДО__, У__ДУ__, А__ГА__, А__ГО__, А__ГУ__, О__ГА, О__ГО__, У__ГА__ и т.д. Обращаем внимание на непрерывную работу голосовых складок А__ голос+, Б- голос+, А__ голос+ и отсутствие эффекта «дрожания» светового сигнала.

Первый этап – обучающий.

- Демонстрация. Прижав датчик к шее, произносим звуки:

Бабабабабабабабаба_______

Дадададададададада________

Гагагагагагагагагагага_________

Добиваемся по возможности непрерывного свечения индикатора. При произнесении «гагагагага» допускается эффект «мерцания» светового сигнала, так как звуки Г и К по месту образования преграды являются заднеязычными.

Папапапа - эффект «мерцания»

Какакака - эффект «мерцания»

Тататата - эффект «мерцания»

Бабабаба - папапапа непрерывное свечение / эффект «мерцания»

Дадада - тататата

Гагагага - какакака

Второй этап - закрепляющий:

- Прочитай слоги парами. Чем отличаются эти пары слогов.

Ба- па Та- да Ка- га

Бо- по То- до Го- ко

Бу- по Ту- ду Гу- ку

Бы- пы Ты- ды Кы- гы

- На табличке написаны ряды слогов. Ученик читает, контролирует себя на приборе. Слушает, какой ряд слогов прочитал учитель:

По- бо- по по- бо- бо- по бо- по- бо- по

Ту- ду- ту то- до- до- то до- то- до- то ит.д.

Слова:

Палка - балка башня - пашня бела - пела (объясни значение слов)

- Посмотри, послушай и вспомни, как произносится и пишется звонкий согласный в конце слова:

Зуб- зубы

Карп- …

Дуб- …

Голубь- … Аналогично подбираем слова к другим парным взрывным согласным – «Д» «Г».

- Послушай загадки. Отгадай их. В каких словах слышатся звуки «Б», «П». Запиши слова.

Зверька узнаем мы с тобой

По двум таким приметам.

Он в шубке серенькой зимой,

А в рыжей шубке летом. (Белка).

Предложения:

- Читай, контролируй себя на приборе, говори правильно звуки:

Пусть всегда будет солнце! Последний месяц года - декабрь. Пятый день недели - пятница. Собака грызет кости. В четверг к нам придут гости.

- Дифференциация взрывных согласных в текстах:

Три горошины.

В одном стручке сидели горошины. Им было хорошо. Вдруг удар. Стручок открылся, и горошины покатились на ладонь мальчика.

Мальчик зарядил горохом ружье и выстрелил. Две горошины полетели на крышу. Там их склевали голуби. Одна горошина закатилась в канавку. Там пустила росток. А позднее росток стал кустиком. (звуки Г-К)

Использование ручки индикатора ИНЗ для отработки орфоэпических правил.

Упражнения выполняются с визуальным контролем!!!

Прочитай правильно: ав, аф, ва, ад, от, ур, аб, ак, ог, го, ко, ок.

Гриб, класс, мороз, еж, ерш, плод, плот, сапог, город.

Придумай слова, отличающиеся только последней буквой (гл.\ зв.), объясни значение слов:

Плод- плот

Гриб- грипп

- Оглушение или озвончение. (предлог + слово)

Послушай, и проверь себя на приборе, где есть оглушение, а где нет.

В метро, в пятницу, через забор, через поле, катился с горки, качался в гамаке.

- Придумай словосочетания.

В московском метро, в прошлую пятницу, классная стрижка, пользуйся закладкой.

- Предложения.

В прошлую пятницу мы были дома. В эту пятницу мы будем дома.

- Другие виды упражнений:

Так пишу: бка Так говорю: пка

дка тка

жка шка

вча фча

Придумай слова с сочетаниями согласных (оглушении в начале слова - «вторник», оглушение в середине слова - «подружка»).

Послушай, проверь себя на приборе, раздели и напиши слова в два столбика (сказка, краска, мишка, книжка).

Пример: сказка, краска, мишка, книжка.

Сказка, книжка / краска, мишка (1 –есть оглушение, 2 – нет оглушения).

Найди ошибку в написании слов.

Пример: скаска, каска, киска, крышка, кружка, крожка. (Ошибка в написании первого и последнего слова.)

Составь словосочетания, добавь слово с (оглушением).

Волшебная (сказка), (сладкий) мед,

Прочитай текст, найди предложения, в которых есть слова на оглушение или озвончение парных согласных в середине слова перед согласными. Подбери однокоренные слова на это правило.

Береги книги.

Береги свои учебники. Не загибай уголки страниц. Пользуйся закладкой. Не делай пометок ручкой. Тогда твои книжки будут в порядке.

Закладкой - закладочка, книжки - книжечка, порядке - порядок.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ ПО ПРИЗНАКУ:

РОТОВОЕ – НОСОВОЕ РЕЗОНИРОВАНИЕ. КОРРЕКЦИЯ ГНУСАВОСТИ.

Ринолалия и ринофония имеют место в речевой патологии и проявляются нарушением тембра голоса и фонетической стороной речи.

Ринофония характеризуется только увеличением носового резонанса голоса, изменяется оттенок, тембр голоса.

Ринолалия- это патологическое изменение тембра голоса и искаженное произношение звуков.

Назализованная речь снижает коммуникативные возможности ребенка, т.к. влияет на внятность речи. Создает для наших детей речевые и психологические трудности общения в детском коллективе.

Логопедическая работа по устранению ринофонии имеет определенные трудности. Многие авторы (Е.С. Алмазова и И.И. Ермакова и т.д.) отмечают такие психофизиологические факторы, которые влияют на тембральную окраску голоса (назализацию):

1) Длина подвижности мягкого неба;

2) Возраст ребенка (чем младше ребенок, тем эффективнее занятия, но полученный навык труднее автоматизируется);

3) Ребенок привыкает к носовому оттенку и не дифференцирует носовое и ротовое звучание.

Для достижения баланса ротового и носового резонанса рекомендуем использовать следующую программу:

Использование прибора «ИНТОН - М». Датчик ИНЗ прижимаем к крылу носа.

Учитель произносит звуки М_____ и Н______ как можно протяжнее. Индикатор загорается, но прекращает загораться при проговаривании других звуков. Включение работы индикатора на «гнусавый оттенок», преподаватель проверяет на себе.

Попробуйте произнести звуки:

А_____, О_____, У_____ с носовым оттенком - чувствительность прибора срабатывает, лампочка индикатора загорается. Теперь произнесите эти звуки правильно без назализации - светодиод не включается.

Л______ произнесите «в нос» - лампочка индикатора загорается. (При правильном произнесении - лампочка не горит).

С помощью прибора и ваших знаний по постановке носовых и ротовых звуков объясняем, как происходит назализация:

М_______ МЬ________

Н_______ НЬ________ Воздушная струя проходит через нос, ощущаем тепло на тыльной стороне руки, видим запотевание на поверхности зеркала, поднесенного к носу, светодиод загорается.

З________ ЗЬ__________ Р_________ РЬ________ Воздушная струя проходит через рот, ощущаем тепло на тыльной стороне руки, поднесенной ко рту, лампочка индикатора не горит.

Сравниваем и анализируем произнесение носовых и ротовых звуков (датчик прибора, индикатор звучания):

М+_____ Р-_____ М+а-_____ Ра-_____(+ лампочка горит, - лампочка индикатора не горит)

МЬ+_____ РЬ-_____ МЬ+а-____ Ря-_____

Н+______ О-______ Н+а-______ С- ______ Со-_______

НЬ+_____ А-_____ НЬ+а-_____ З-______ Зо-_______

Сравниваем звуки, слова, фразы с нежелательным резонансом на одних звуках и с правильным произнесением на других:

Предлагаем упражнение «Гудок»- произнесение гласных «У», «О», «А» в одной тональности, в позиции носового резонатора, а потом ротового с повышением и понижением голоса:

Уууу

Ууоууоууо

Ууаууаууа

Ууэууэууэ

Ууиууиууи

А+ - А-

О+ - О-

У+ - У-

М+А+ М+А-

М+О+ М+О-

М+У+ М+У-

М+И+ М+И-

М+А+М+А+ М+А-М+А-

Анна, Алла, Эмма, Элла, Инна, имя, иней- все слова произносим с носовым оттенком, а потом без носового оттенка.

Я мыла Милу. Я мела пол. Я ела малину. Я нарезала лимон. Я вылила воду. Я съела сметану. Я жалею Женю. Я живу на восьмом этаже.

Особое внимание уделяем обучению работе на тренажере. Ученик указывает, когда он видит, слышит неправильное произношение.

Он должен понять, почувствовать, что такое «говорить в нос», т.е. в чем заключается разница между ротовыми и носовыми звуками.

Подключаем речевой корректор № 2, который позволит ребенку улучшить восприятие собственного голоса и расширить диапазон воспринимаемых звучаний. Уделяем внимание слуховому контролю.

Произносим предложения, не содержащие носовых звуков:

Девочка гуляет в саду. Шли два друга. На крыше у Шуры жил журавль Жура.

-Как пищат цыплятки?

-Пи- пи- пи! Пи- пи- пи!

-Как играют в прятки?

-Прыг- прыг- прыг! Прыг- прыг- прыг!

Прочитай и найди ошибку:

Собирают сыр с кустов. С зайцами пасут коров.

Ребенок слушает, накапливает слуховой опыт восприятия ротовых звуков. Тренажер способствует формированию навыка самоконтроля и внимательного вслушивания в речь собеседника.

Произносим предложения с насыщенными носовыми звуками:

М__ам__, м__ам__, м__еду н__ам__.

М__ам__, м__ам__, м__олока бы н__ам__.

М__ед в лесу м__едведь н__ашел, м__ало м__еду, м__н__ого пчел.

Н__а м__ели м__ы н__алим__а ловили.

Необходимо научить определять и различать дисбаланс резонанса различной степени выраженности как у себя, так и, через прослушивание и визуальный контроль на приборе, у других людей. Благодаря этому, ребенок овладевает сознательным контролем резонанса и получает возможность уменьшить гнусавый оттенок или вовсе избавиться от него.

Таким образом, применение прибора помогает нашему ребенку научиться различать гиперназальный, гипоназальный и правильный, красиво окрашенный резонанс голоса. В ходе работы, мы добиваемся или постепенно подходим к улучшению тембрального окраса голоса ученика. Можно научить ребенка тактильным и кинестезическим ощущениям, которые также влияют на правильное ведение голоса. Для этого дотрагиваемся индикатором прибора до крыла носа педагога, когда тот произносит носовые и ротовые звуки. Ощущаем наличие

вибрации и видим одновременное загорание лампочки светодиода в первом случае и ее отсутствие во втором. Затем, просим ученика проделать это упражнение самостоятельно.

Носовой оттенок уменьшается при понижении высоты основного тона (см. шкалу изменения высоты основного тона, подключаем ее). Снижение тона способствует приведению языка в более низкое положение. Это усиливает ротовое звучание. Уменьшение носового оттенка можно добиться путем использования придыхательного звука «Х» с гласными:

А___Х_А__

О___Х_О__

У___Х_У__ Ребенка просят вдыхать и выдыхать через широко открытый рот, наблюдая запотевание зеркала, поднесенного ко рту говорящего, но эта другая история. Советуем вам обратиться к специальной литературе по коррекции речи и формированию правильного голоса у детей и взрослых.

Дифференциация носовых и ротовых согласных, сходных по месту артикуляции:

М, МЬ - Б, БЬ - П, ПЬ - (губно- губные)

Н, НЬ - Д, ДЬ - Т, ТЬ - (язычно- зубные)

Прежде, чем перейти к работе, покажите на приборе разницу произнесения ротовых и носовых согласных. Теперь, когда мы умеем пользоваться в полной мере речевым тренажером, подключаем:

индикатор звучания и обращаем внимание на горение или эффект «дрожания» светодиода;

ручку регулятора чувствительности датчика ИНЗ (прикладываем датчик к крылу носа при произнесении носовых согласных и прижимаем в области шеи при произнесении звонких согласных);

подключите речевой корректор № 2 для лучшего восприятия носовых согласных;

шкалу индикации интенсивности произнесения звука (контролируйте силу голоса, говорите громко - но не кричите, тихо - но не шепчите);

шкалу индикации высоты основного тона (тренируемся в произнесении речевого материала в комфортном, удобном для вас и для ребенка тоне).

Ребенок должен уметь пользоваться всем арсеналом голосовых средств (интонированием, высотными, силовыми модуляциями голоса). Чем больше в голосе звонкости, «полетности», силы звучания, тем меньше назализации.

Слоги:

Ма - ба На - да

Мо - бо Но - до

М у - бу Ну - ду

Мы - бы Ны - ды

Мэ - бэ Нэ - дэ

Затем отрабатываем мягкую позицию: М__я - бя …, возьмите носовые звонкие согласные и взрывные глухие: М__а - па, Н__а – та и т.п.

Дифференциация звуков в словах, словосочетаниях, фразах и текстах:

М__орозы.

Затрещали м__орозы.

Затрещали злые м__орозы.

Затрещали злые зим__н__ие м__орозы.

За окн__ом__ затрещали злые зим__н__ие м__орозы.

Н__акон__ец – то за окн__ом__ затрещали злые зим__н__ие м__орозы.

«Играйте» датчиком ИНЗ, смотрите на прибор, контролируйте загорание лампочки.

М__орковь. (отрывок из текста «Морковь», речевая конференция 3 «б» класса, Макеева Т. 10 лет, двусторонняя сенсоневральная глухота, закрытая гнусавость).

Я работала над словами группы «Овощи» - картофель, огурец, помидор, морковь.

Я расскажу Вам про слово МОРКОВЬ.

Морковь - это огородное растение, овощ.

Морковь - это съедобные толстые корни этого растения оранжевого цвета.

К этому слову можно подобрать однокоренные слова - морковка, морковный, морковник.

На дворе у снежной бабы побелел морковный нос.

Морковь (какая?) мелкая, крупная, свежая, вареная, тертая, сладкая.

(Что делать?) сажать, выращивать, убирать хранить, покупать, варить, резать морковь. В школе нам часто дают салат из свежей моркови.

Русский народ придумал загадку про морковь.

«Сидит девица в темнице, а коса на улице».

Хозяйка однажды с базара пришла,

Хозяйка с базара домой принесла:

Картошку,

Капусту,

Морковку,

Горох,

Петрушку и свеклу,

Ох! (Ю. ТУВИМ, перевод С.Михалкова) Из всех овощей я больше всего люблю огурцы и помидоры. Послушайте песню …

Тест насыщен звуком «М__», при его произнесении ученица испытывала большие трудности, т.к. звук заменялся на взрывной «Б», либо произносился с призвуком «М_Б». Отрабатывая речевой материал, постоянно пользовались прибором «ИНТОН- М».

УСТРОЙСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ВИБРАЦИОННО- ТАКТИЛЬНЫХ ОЩУЩЕНИЙ «УНИТОН - ВТО».

Тактильный вибратор:

- одно из вспомогательных средств формирования и коррекции произносительной стороны речи;

- расширяет сенсорную базу восприятия и воспроизведения устной речи;

- во время отработки речевого материала держать в ладони.

В основе овладения ребенком устной речи лежит механизм подражания речи взрослых, воспринимаемой на слух. У ребенка в норме сохранны все сенсорные каналы, необходимые для восприятия. У сл\сл возникает необходимость в целенаправленном формировании процесса произношения, т.к. возникает дефицит информации о фонетических элементах речи, восполнить который можно при помощи специальной коррекционной работы и ТСО. ТСО помогают восполнить слуховой недостаток за счет других более сохранных видов восприятия: зрительное восприятие и тактильные ощущения.

При выключении слухового анализатора тактильно - вибрационная чувствительность обостряется. Слуховые и тактильно - вибрационные ощущения находятся в обратно пропорциональной зависимости. Использование тактильно - вибрационных ощущений

улучшает речь глухих. Особенно заметны улучшения в ритме речи, в соблюдении ударений. При систематических упражнениях в восприятии можно добиться у глухих детей дифференциации гласных, звонких и глухих согласных. (См. упражнения на ритм и словесное ударение).

Таким образом, тактильный вибратор - важное вспомогательное средство при обучении словесной речи.

Использование речевого тренажера «ИНТОН - М» позволяет работать над всеми структурными компонентами речи:

Дыханием и связанной с ним слитностью речи;

Постановкой, коррекцией и автоматизацией звуков;

Правильным формированием и ведением голоса;

Ритмом, словесным ударением;

Темпом и внятностью речи;

Интонацией и логическим ударением.

Опираясь на зрительное восприятие и на остаточный слух ребенка, мы расширяем его слуховой диапазон.

Так как еще не разработана эффективная система мероприятий по снижению заболеваемости голосового аппарата у лиц речевых профессий, нам хотелось бы выделить еще одно интересное направление по применению речевого тренажера. Это использование тренажера «ИНТОН – М»

- для диагностики и выявления речевых отклонений, и

- для профилактики (тренировки) использования собственного голоса у людей речевых профессий.

Доминирующее направление - медицинское воздействие. Психологическим и педагогическим методам отводится второстепенная роль, а это предупреждение заболеваний (Т.Н. Воронцова, Ю.С. Василенко, И.И. Ермакова). Психологи утверждают, что эффективность учителя и ученика в 55% зависит от визуальных представлений обучаемых, связанных с внешним видом, выразительностью поз, мимики, жестов педагога, в 38%- обеспечивается качеством голоса, модулированностью, использованием пауз, четкостью и акцентностью речи и лишь 7% определяется семантикой слов. Помните, занимаясь голосовыми упражнениями с учеником, каждый из нас занимается профилактикой собственного голоса!

Уделите внимание себе, наш голос- это наше орудие производства!

ПРИЛОЖЕНИЕ

Слуховая работа с учащимися при различных настройках

речевого корректора

Работа проводилась с группами слабослышащих (1-ая гр.) и глухих (2-ая гр.) детей.

Общая характеристика учащихся экспериментальных групп: в обе группы входили ученики 11-ого и 12-ого классов; все они из семей слышащих, протезированные цифровыми ИСА, активно использующие речь и остаточный слух. Эксперимент проводился при участии педагогов школы с той целью, чтобы они (в дополнение к статистическим оценкам) попытались качественно охарактеризовать звучание речи при различных настройках корректора.

Ученикам предлагалось прослушать речевой материал при включении разных каналов корректора, а также их различных сочетаний.

Материал подбирался в соответствии с характеристиками разных настроек речевого корректора и задачами, которые эти настройки призваны решать:

1) 1К (включен 1-ый канал корректора) – работа над ритмической и интонационной составляющей речи;

2) 2К – работа над гласными и сонорными звуками;

3) 3К – работа над шипящими/свистящими звуками и окончаниями.

В процессе работы с указанными фонетическими задачами, помимо включения определенных каналов корректора, испытывались их различные сочетания (если все каналы корректора отключены, то происходит равномерное усиление речевого сигнала по «широкой» частотной полосе).

Полученные результаты можно представить в следующей обобщенной форме:

1К - работа с первым включенным каналом улучшалась при добавлении (включении) 2-ого канала:

в 1-ой группе 1К+2К лучше проясняет паузы, но воспринимается ―очень громко‖ – требуется некоторое снижение громкости;

во 2-ой группе – на 1К звук как бы ―издалека‖, 1К+2К – звук ―ближе‖, лучше различается.

При значительной потери слуха включение 2К отмечается как положительный фактор.

2К – работа над гласными и сонорными звуками.

1-ая группа – на 2К слышат лучше,1К+2К – тоже хорошо; часть учеников – лучше различают на 3К.

2-ая группа – хорошо воспринимают на 2К и на 1К+2К.

3К – работа над шипящими / свистящими и окончаниями.

1-ая группа: восприятие лучше на 2К+3К;

2-ая группа: шипящие лучше воспринимаются на 3К, свистящие – на 2К, окончания – на 3К. Общая разборчивость улучшается на 2К и на 2К+3К.

При подборе различных комбинаций каналов корректора в процессе речевой работы слабослышащие, обычно, отдавали предпочтение 3К, а глухие – 2К.

На восприятие речевого материала влияют различные факторы, поэтому настройку корректора для конкретного ученика лучше уточнять опытным путем. Дискретный характер настроек речевого корректора позволяет сделать необходимый подбор просто и быстро.

Настройка корректора может проводиться самим учеником (в зависимости от возраста) или преподавателем, а критерием настройки будет получение максимальной разборчивости воспринимаемой речи.

При подборе каналов корректора следует придерживаться следующего правила: если для конкретного ученика включение какого-либо из трех каналов не приводит к заметному улучшению восприятия речи, этот канал целесообразно отключить во время работы.

В заключение хотим отметить положительное отношение ребят к работе с тренажёром. Несмотря на ежедневное восприятие детьми речи с использованием ИСА, слушание с помощью новой аппаратуры было комфортным и полезным в плане обогащения и расширения слухового опыта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие памяти младших школьников с помощью технологий мультисенсорного воздействий на уроках музыки

Методическая тема:«Развитие памяти младших школьников с помощью технологий мультисенсорного воздействий на уроках музыки»     Работая с учащимися различного возраста, при огр...

Использование мультисенсорного подхода в развитии речи детей с нарушением слуха.

В предложенном материале дается описание системы работы с детьми с нарушением слуха и речи младшего дошкольного возраста с использованием мультисенсорного подхода....

Учебно-методическое пособие"Использование мультисенсорных технологий в обучении иностранному языку"

Общеизвестно, что овладению иностранным языком способствует сама среда. Взрослый человек, а особенно ребенок, попав в новую для себя языковую среду, легко овладевает иностранным языком за сравнительно...

Использование мультисенсорной среды в работе педагога - психолога

Основные методы работы в сенсорной комнате...

Мультисенсорные технологии в преподавании иностранного языка.

Мультисенсорные технологии в преподавании иностранного языка....