Авторская программа "Компьютер - мой друг"
элективный курс

Хитун Татьяна Николаевна

Программа для работы с детьми с ОВЗ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Нижнекамская школа-интернат "Надежда" для детей с ограниченными возможностями здоровья

Программа внеурочной деятельности

Компьютер-мой друг

Возраст учащихся 9-11 лет

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/477388/51cb4943-e9ea-465b-8eb6-67dec7b7517c/s1200

Составила: учитель начальных классов

Хитун Татьяна Николаевна

г. Нижнекамск

Пояснительная записка

Учащиеся с ОВЗ представляют разные группы нарушений. У детей с нарушением опорно-двигательного аппарата(НОДА)  выявляются разнообразные двигательные ограничения, влияющие на процесс обучения. Внимание характеризуется повышенной отвлекаемостью. Им в достаточной  степени  сложно  сконцентрироваться на объекте. Объём внимания значительно  сужен. Память отличается слабостью запоминания и недостаточным процессом воспроизведения. Из-за слабости запоминания медленно накапливаются учебные знания и умения. Одна группа учащихся  в силу тяжести дефекта испытывают затруднения при формировании  графического навыка письма. Другая  группа учащихся из-за нарушения становится маломобильной. Поэтому для учащихся с НОДА очень актуально  хорошо овладеть компьютерными технологиями, чтобы они могли устанавливать обратную связь, общаться и обучаться. В  предмете «Технология» начального общего образования  есть раздел «Практика работы на компьютере». В этом разделе  учащиеся знакомятся с компьютером, но для ребят с НОДА из-за особенностей психических процессов количества часов не хватает и объёма информации  недостаточно.  Поэтому была разработана авторская программа по внеурочной деятельности «Компьютер-мой друг».  Она позволяет учащимся с нарушением опорно-двигательного аппарата более лучше освоить компьютер и  использовать его в учебном процессе при работе с различными видами информации и общения с другими людьми, представлять информацию в виде презентации.

Цель программы: научить детей с НОДА пользоваться компьютером для общения с другими людьми,  работы с информацией.

Задачи:

  • познакомить с основными сочетаниями клавиш;
  •  овладеть основными навыками пользования  текстовым редактором Word;
  • научить создавать простые презентации   Microsoft PowerPoint;
  • научить создавать и пользоваться электронной почтой;
  • пользоваться социальными сетями.

Требования к уровню подготовки:

Планируемые результаты

Личностные результаты

  1. сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и техники;
  2. готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
  3. навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
  4. эстетическое отношение к миру, включая эстетику научного и технического творчества;
  5. осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем.

Метапредметные результаты

  1. умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
  2. умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
  3. владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
  4. готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
  5. умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности.

Предметные результаты        

  1. владение системой базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира;
  2. знать основные сочетания клавиш: Alt + Print Screen (скриншот), ALT + Backspace (отменяет последнее удаление и восстанавливает утерянное слово или предложение), Ctrl + C (скопировать файл или текст), Ctrl + V (вставка вырезанного или скопированного файла);
  3. уметь создавать презентации с помощью программы Microsoft PowerPoint, редактировать текст презентации, вводить текст, фото в слайд;
  4. вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши; применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов;
  5. уметь создавать и пользоваться электронной почтой;
  6. уметь пользоваться социальными сетями.

Программа рассчитана на  2 года, 1 час в месяц, всего 18 часов. Программа создана для учащиеся 3-4 классов с нарушением опорно-двигательного аппарата.

Учебно - тематическое планирование

1 год обучения (3 класс)

№ п/п

Тема

1.

Техника безопасности при работе с компьютером.

2.

Основные сочетания клавиш.

3.

Текстовый  редактор Word.

4.

Работа с текстом. Набор текста.

5.

Социальные сети.

6.

Создание электронной почты.

7

Знакомство с программой Microsoft PowerPoint.

8

Создание презентации.

9

Итоговое занятие.

2 год обучения (4 класс)

№ п/п

Тема

Техника безопасности при работе с компьютером.

Основные сочетания клавиш. Закрепление.

Текстовый  редактор Word. Вставка таблицы.

Работа с текстом.

Презентация: дизайн, анимация.

Редактирование текста презентации

Работа с электронной почтой.

Правила пользования социальными сетями.

Итоговое занятие.


Содержание программы

  Первый  год обучения

1. Вводное занятие.

Теоретическая часть. Проведение техники безопасности  при работе с компьютером. Рассмотреть важность и актуальность владения программированием в современном мире.

2.Основные сочетания клавиш(2часа).

Клавиша Print Screen (PrtSc) на клавиатуре используется для создания снимков всего экрана. Снимок  только активного окна -  Alt + Print Screen.

ALT + Backspace - это комбинация отменяет последнее удаление и восстанавливает утерянное слово или предложение.

Ctrl + C скопировать файл или текст.

Ctrl + V вставка вырезанного или скопированного файла

3.Текстовый  редактор Word(4 часа).

Знакомство с текстовым редактором Word. Меню программы, основные возможности.  Введение  информации в компьютер с помощью клавиатуры и мыши.

4. Программа Power Point(4 часа)

Знакомство с образцами мультимедийной презентации.

Запуск Microsoft Power Point

Выбор способа создания презентации

Создание презентации с помощью мастера Автосодержания

Создание презентации с помощью шаблона оформления

Ввод текста в слайд

Создание слайда

Создание папки для сохранения презентации

5.Электронная почта(2 часа)

Создание электронной почты.

6.Социальные сети(2часа).

Понятие о социальных сетях. Правила безопасности в социальных сетях.

7. Итоговое занятие

Второй  год обучения

1. Вводное занятие.

Теоретическая часть. Проведение техники безопасности  при работе с компьютером.

2.Основные сочетания клавиш(2часа).

 Повторить основные сочетания клавиш. Клавиша Print Screen (PrtSc) на клавиатуре используется для создания снимков всего экрана. Снимок  только активного окна - Alt + Print Screen.

ALT + Backspace - это комбинация отменяет последнее удаление и восстанавливает утерянное слово или предложение.

Ctrl + C скопировать файл или текст.

Ctrl + V вставка вырезанного или скопированного файла

3.Текстовый  редактор Word(4 часа).

Применение  текстового редактора для набора, редактирования и форматирования простейших текстов.

4. Программа Power Point(4 часа)

Редактирование текста презентации

Создание презентации с помощью шаблона оформления

Ввод текста в слайд

Создание слайда

Вставка слайдов из других презентаций

Реорганизация слайдов в презентации

Ввод заметок к слайдам

Создание папки для сохранения презентации

5.Электронная почта(2 часа)

Написание сообщений, отправка писем.

6.Социальные сети(2часа).

Правила безопасности в социальных сетях.

Правила пользования социальными сетями.

7. Итоговое занятие

Условия реализации программы.

Важнейшим условием реализации программы является создание развивающей, здоровьесберегающей образовательной среды как комплекса комфортных, психолого-педагогических и социальных условий, необходимых для развития творческих интересов и способностей детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.

Материально-техническое обеспечение:

• ноутбуки;

• локальная сеть с доступом в Интернет;

• проектор и демонстрационный экран;

• доска школьная.

Основные критерии оценки достигнутых результатов:

  • самостоятельность работы;
  • осмысленность действий;
  • разнообразие освоенных задач.

Способ оценки – как правило, устный. При изложении оценки учитель отмечает недостатки выполненной работы, но основной акцент делает на ее достоинства, чтобы у ребенка сформировалось ощущение успеха с нацеленностью на исправление недостатков.

Одним из главных методов изучения материала является самостоятельное выполнение практических заданий на компьютере. В курсе используются задания разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются задачи, которые они могут решать успешно). Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.

Способами проверки ожидаемых результатов служат: текущий контроль (опрос, проверка заданий на ПК), игры.

Форма подведения итогов реализации программы «Компьютер -  мой друг» - игры, соревнования, конкурсы.

Методическое обеспечение программы

Разделы программы

Формы занятий

Приемы, методы организации учебного процесса

Техническое оснащение занятий

Формы подведения итогов по каждому разделу

Основные сочетания клавиш

Тематическая беседа, самостоятельная и практическая работа

Словесные, наглядные, практические, поисковые методы

Ноутбук

Опрос, итоги выполнения практических работ

Текстовый  редактор Word

Тематическая беседа, самостоятельная и практическая работа

Словесные, наглядные, практические, поисковые методы

Ноутбук, мультимедийный проектор

Опрос, итоги выполнения практических работ

 Сетевые информационные технологии

Тематическая беседа, самостоятельная и практическая работа

Словесные, наглядные, практические, поисковые методы

Ноутбук, мультимедийный проектор

Опрос, итоги выполнения практических работ

Программа Power Point

Тематическая беседа, самостоятельная и практическая работа

Словесные, наглядные, практические, поисковые методы

Ноутбук, мультимедийный проектор

Опрос, итоги выполнения практических работ

Формы обучения:

  • на этапе изучения нового материала – объяснение, демонстрация, показ;
  • на этапе закрепления изученного материала – беседа, практическая работа.

Практические работы

Практическая работа «Основные сочетания клавиш»

  1. Создайте текстовый документ
  2. Откройте  текстовый редактор
  3. Запишите своё имя и фамилию, где живёте, что любите делать
  4. Скопируйте  текст, используя сочетания клавиш Ctrl + C
  5. Вставьте текст
  6. Сохраните файл под именем «Я»  
  7. Скопируйте файл, используя сочетания клавиш Ctrl + V на рабочий стол

Практическая работа «Создаём компьютерные документы»

1)Создайте текстовый документ

2)Откройте  текстовый редактор

     3)Напишите про своего домашнего питомца

     4)Сохраните файл в личной папке.

Практическая работа «Создаём презентацию»

  1. Запустите программу Power Point
  2. На вкладке Главная в группе Слайды щёлкните на кнопке  Макет. Выберите слайд Заголовок и объект.
  3.  В поле Заголовок слайда введите текст «Лиса». Выделите введённый заголовок и перейдите на вкладку Форматирование. С помощью инструментов группы Стили WordArt придайте заголовку красочный вид.
  4. Создайте ещё один слайд (команда Создать слайд). Выполните команду Макет – Два объекта.
  5. В свободное поле вставьте  фотографию лисы (из папки «Заготовки»)
  6. Создайте ещё один слайд (команда Создать слайд). Выполните команду Макет – Два объекта.
  7.  В поле Текст слайда вставьте информацию о лисе.

Литература для учителя

1.Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. Екатеринбург, 1996.

2.Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.

3. Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации. – Народное образование. – М., 2000, № 9, с.177-180.

4. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников //Начальная школа. 2005. № 9.

5. Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач.школа. – 2004. - №2. . Книга игр для детей. Кроссворды, ребусы, головоломки /сост. Г. Коненкина. – М.: Астрель,2003. – 192 с.

7. Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер: 1-4 классы. В. И. Ковалько. – М.: ВАКО, 2007. – 304 с.

8. Кравцов С. С., Ягодина, Л. А. Компьютерные игровые программы как средство стабилизации эмоционального состояния дошкольников. С. С. Кравцов, Л. А. Ягодина//Информатика. – 2006. - №12.

6. Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов. – М.: Вентана-Граф, 2004.

7. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров/ Полат Е. С. и др. Под ред Е. С. Полат. — М.,: Издательский центр «Академия», 1999.

8. Пахомова Н. Ю. Метод проектов. //Информатика и образование. Международный специальный выпуск журнала: Технологическое образование. 1996.

9. Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: его возможности. // Учитель, № 4, 2000, — с. 52-55

10. Полат Е.С., М.Ю. Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е. Петрова "Новые педагогические и информационные технологии в системе образования". М., 2004.

11. Савенков А. И. Творческий проект, или Как провести самостоятельное исследование // Школьные технологии. — 1998. — № 4. — С. 144—148.

12. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практич. Пос. для работников общеобразовательных учреждений. М.: АРКТИ, 2003.

13. Степанова М.В. Учебно-исследовательская деятельность школьников: Учебно-методическое пособие для учителей / Под ред. А.П. Тряпицыной. – СПб.: КАРО, 2006.

14. Уколова А.М. Организация проектной деятельности обучающихся: Учебно-методическое пособие / Автор-составитель Уколова А.М.; Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области. – Курган, 2005.

Для ученика:

1.Антошин М.К. Учимся работать на компьютере., Айрис-Пресс, 2016.

2.Бондаревская С.А. Компьютер и ноутбук для детей, М.: «Эксмо», 2016.

3. Дуванов А. Изучаем компьютер, М.: «Эксмо», 2014.

Приложение

Эффективность работы по авторской программе подтверждает участие учащихся класса в различных конкурсах. Ребята приняли участие в Республиканском  турнире «Компьютерная грамотность». В муниципальном  конкурсе  детского творчества «Дружно, смело, с оптимизмом - за здоровый образ жизни!» получили Диплом 2 степени, создав презентацию «Мы за здоровый образ жизни»  под руководством педагога. На региональном    конкурсе научно-исследовательских и творческих  работ учащихся «Литературный Татарстан» презентация о Г. Тукае  получила диплом 2 степени. Два года подряд, участвуя в V, VI  всероссийских конкурсах  командной работы «Есть идея!», класс получил  Дипломы за 2 место. На конкурс была отправлена презентация с ответами на задания.  Ребята получают  много грамот в различных конкурсах и олимпиадах с сайта Учи.ру.

В этом учебном году из-за сложной  эпидемологической обстановки все школы страны были переведены на дистанционное обучение. Работа на дистанционном обучении строилась в программе Discord. Эту программу  отличает:

  • хорошее качество звука и видео;
  • отличная оптимизация программы - очень экономное использование ресурсов компьютера;
  • понятный интерфейс;
  • современный дизайн;
  • возможность создания серверов, то есть весь класс целиком;
  • безопасность - в режиме стримера Discord блокирует все ваши данные от других пользователей.

Учащиеся класса быстро адаптировались к новым условиям обучения, благодаря обучению по  авторской программе «Компьютер-мой друг».  Программа Discord помогала изучать материал по предметам. Ребята смотрели презентации по ссылке:

«Отечественная Война 1812 года», «Великая отечественная война 1941-1945 годов», виртуальный экскурс «Города - герои», «Джонатан Свифт  и его произведения», «Каталоги и каталожная карточка».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Мы интересны друг другу потому, что мы разные»

Цели и задачи: •Ввести и закрепить определение термина "толерантность”, углубить понимание его значения. •Сформировать представление о толерантном отношении. •Используя различные упражнения,...

Социально-культурный проект "Узнаем друг о друге, узнаем друг от друга!"

В 2010 году команда старшеклассников ГБОУ СОШ № 294 Центрального района Санкт-Петербурга, под руководством учителя Герасимовой Т.Н. принимала участие в Молодежном Фестивале-конкурсе "Культурной столиц...

Авторская программа объединения "Мой друг - компьютер"

Авторская программа разработана на основе Федерального закона РФ "Об образовании в Российской Федерации" № 273-ФЗ от 1 сентября 2013г., Федерального государственного образовательного станда...

Интегрированное занятие «МОЯ СЕМЬЯ» старшая группа Цель: способствовать формированию у детей старшего дошкольного возраста представления о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. Образовательные задачи: расширя

Интегрированное занятие «МОЯ СЕМЬЯ»старшая группа Цель: способствовать формированию у детей старшего дошкольного возраста представления о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга...

Авторская пьеса в стихах "ОГОНЬ ДРУГ – ОГОНЬ ВРАГ" по мотивам православной притчи

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"11526940","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 240px; height: 240px; float: left;"}}]]Городской открытый смотр-конкурс по про...