Авторская программа "Компьютер - мой друг"
элективный курс
Программа для работы с детьми с ОВЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа внеурочной работы с детьми сОВЗ | 61.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Нижнекамская школа-интернат "Надежда" для детей с ограниченными возможностями здоровья
Программа внеурочной деятельности
Компьютер-мой друг
Возраст учащихся 9-11 лет
Составила: учитель начальных классов
Хитун Татьяна Николаевна
г. Нижнекамск
Пояснительная записка
Учащиеся с ОВЗ представляют разные группы нарушений. У детей с нарушением опорно-двигательного аппарата(НОДА) выявляются разнообразные двигательные ограничения, влияющие на процесс обучения. Внимание характеризуется повышенной отвлекаемостью. Им в достаточной степени сложно сконцентрироваться на объекте. Объём внимания значительно сужен. Память отличается слабостью запоминания и недостаточным процессом воспроизведения. Из-за слабости запоминания медленно накапливаются учебные знания и умения. Одна группа учащихся в силу тяжести дефекта испытывают затруднения при формировании графического навыка письма. Другая группа учащихся из-за нарушения становится маломобильной. Поэтому для учащихся с НОДА очень актуально хорошо овладеть компьютерными технологиями, чтобы они могли устанавливать обратную связь, общаться и обучаться. В предмете «Технология» начального общего образования есть раздел «Практика работы на компьютере». В этом разделе учащиеся знакомятся с компьютером, но для ребят с НОДА из-за особенностей психических процессов количества часов не хватает и объёма информации недостаточно. Поэтому была разработана авторская программа по внеурочной деятельности «Компьютер-мой друг». Она позволяет учащимся с нарушением опорно-двигательного аппарата более лучше освоить компьютер и использовать его в учебном процессе при работе с различными видами информации и общения с другими людьми, представлять информацию в виде презентации.
Цель программы: научить детей с НОДА пользоваться компьютером для общения с другими людьми, работы с информацией.
Задачи:
- познакомить с основными сочетаниями клавиш;
- овладеть основными навыками пользования текстовым редактором Word;
- научить создавать простые презентации Microsoft PowerPoint;
- научить создавать и пользоваться электронной почтой;
- пользоваться социальными сетями.
Требования к уровню подготовки:
Планируемые результаты
Личностные результаты
- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и техники;
- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
- навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
- эстетическое отношение к миру, включая эстетику научного и технического творчества;
- осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем.
Метапредметные результаты
- умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
- умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
- умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности.
Предметные результаты
- владение системой базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира;
- знать основные сочетания клавиш: Alt + Print Screen (скриншот), ALT + Backspace (отменяет последнее удаление и восстанавливает утерянное слово или предложение), Ctrl + C (скопировать файл или текст), Ctrl + V (вставка вырезанного или скопированного файла);
- уметь создавать презентации с помощью программы Microsoft PowerPoint, редактировать текст презентации, вводить текст, фото в слайд;
- вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши; применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов;
- уметь создавать и пользоваться электронной почтой;
- уметь пользоваться социальными сетями.
Программа рассчитана на 2 года, 1 час в месяц, всего 18 часов. Программа создана для учащиеся 3-4 классов с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Учебно - тематическое планирование
1 год обучения (3 класс)
№ п/п | Тема |
1. | Техника безопасности при работе с компьютером. |
2. | Основные сочетания клавиш. |
3. | Текстовый редактор Word. |
4. | Работа с текстом. Набор текста. |
5. | Социальные сети. |
6. | Создание электронной почты. |
7 | Знакомство с программой Microsoft PowerPoint. |
8 | Создание презентации. |
9 | Итоговое занятие. |
2 год обучения (4 класс)
№ п/п | Тема |
Техника безопасности при работе с компьютером. | |
Основные сочетания клавиш. Закрепление. | |
Текстовый редактор Word. Вставка таблицы. | |
Работа с текстом. | |
Презентация: дизайн, анимация. | |
Редактирование текста презентации | |
Работа с электронной почтой. | |
Правила пользования социальными сетями. | |
Итоговое занятие. |
Содержание программы
Первый год обучения
1. Вводное занятие.
Теоретическая часть. Проведение техники безопасности при работе с компьютером. Рассмотреть важность и актуальность владения программированием в современном мире.
2.Основные сочетания клавиш(2часа).
Клавиша Print Screen (PrtSc) на клавиатуре используется для создания снимков всего экрана. Снимок только активного окна - Alt + Print Screen.
ALT + Backspace - это комбинация отменяет последнее удаление и восстанавливает утерянное слово или предложение.
Ctrl + C скопировать файл или текст.
Ctrl + V вставка вырезанного или скопированного файла
3.Текстовый редактор Word(4 часа).
Знакомство с текстовым редактором Word. Меню программы, основные возможности. Введение информации в компьютер с помощью клавиатуры и мыши.
4. Программа Power Point(4 часа)
Знакомство с образцами мультимедийной презентации.
Запуск Microsoft Power Point
Выбор способа создания презентации
Создание презентации с помощью мастера Автосодержания
Создание презентации с помощью шаблона оформления
Ввод текста в слайд
Создание слайда
Создание папки для сохранения презентации
5.Электронная почта(2 часа)
Создание электронной почты.
6.Социальные сети(2часа).
Понятие о социальных сетях. Правила безопасности в социальных сетях.
7. Итоговое занятие
Второй год обучения
1. Вводное занятие.
Теоретическая часть. Проведение техники безопасности при работе с компьютером.
2.Основные сочетания клавиш(2часа).
Повторить основные сочетания клавиш. Клавиша Print Screen (PrtSc) на клавиатуре используется для создания снимков всего экрана. Снимок только активного окна - Alt + Print Screen.
ALT + Backspace - это комбинация отменяет последнее удаление и восстанавливает утерянное слово или предложение.
Ctrl + C скопировать файл или текст.
Ctrl + V вставка вырезанного или скопированного файла
3.Текстовый редактор Word(4 часа).
Применение текстового редактора для набора, редактирования и форматирования простейших текстов.
4. Программа Power Point(4 часа)
Редактирование текста презентации
Создание презентации с помощью шаблона оформления
Ввод текста в слайд
Создание слайда
Вставка слайдов из других презентаций
Реорганизация слайдов в презентации
Ввод заметок к слайдам
Создание папки для сохранения презентации
5.Электронная почта(2 часа)
Написание сообщений, отправка писем.
6.Социальные сети(2часа).
Правила безопасности в социальных сетях.
Правила пользования социальными сетями.
7. Итоговое занятие
Условия реализации программы.
Важнейшим условием реализации программы является создание развивающей, здоровьесберегающей образовательной среды как комплекса комфортных, психолого-педагогических и социальных условий, необходимых для развития творческих интересов и способностей детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Материально-техническое обеспечение:
• ноутбуки;
• локальная сеть с доступом в Интернет;
• проектор и демонстрационный экран;
• доска школьная.
Основные критерии оценки достигнутых результатов:
- самостоятельность работы;
- осмысленность действий;
- разнообразие освоенных задач.
Способ оценки – как правило, устный. При изложении оценки учитель отмечает недостатки выполненной работы, но основной акцент делает на ее достоинства, чтобы у ребенка сформировалось ощущение успеха с нацеленностью на исправление недостатков.
Одним из главных методов изучения материала является самостоятельное выполнение практических заданий на компьютере. В курсе используются задания разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются задачи, которые они могут решать успешно). Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.
Способами проверки ожидаемых результатов служат: текущий контроль (опрос, проверка заданий на ПК), игры.
Форма подведения итогов реализации программы «Компьютер - мой друг» - игры, соревнования, конкурсы.
Методическое обеспечение программы
Разделы программы | Формы занятий | Приемы, методы организации учебного процесса | Техническое оснащение занятий | Формы подведения итогов по каждому разделу |
Основные сочетания клавиш | Тематическая беседа, самостоятельная и практическая работа | Словесные, наглядные, практические, поисковые методы | Ноутбук | Опрос, итоги выполнения практических работ |
Текстовый редактор Word | Тематическая беседа, самостоятельная и практическая работа | Словесные, наглядные, практические, поисковые методы | Ноутбук, мультимедийный проектор | Опрос, итоги выполнения практических работ |
Сетевые информационные технологии | Тематическая беседа, самостоятельная и практическая работа | Словесные, наглядные, практические, поисковые методы | Ноутбук, мультимедийный проектор | Опрос, итоги выполнения практических работ |
Программа Power Point | Тематическая беседа, самостоятельная и практическая работа | Словесные, наглядные, практические, поисковые методы | Ноутбук, мультимедийный проектор | Опрос, итоги выполнения практических работ |
Формы обучения:
- на этапе изучения нового материала – объяснение, демонстрация, показ;
- на этапе закрепления изученного материала – беседа, практическая работа.
Практические работы
Практическая работа «Основные сочетания клавиш»
- Создайте текстовый документ
- Откройте текстовый редактор
- Запишите своё имя и фамилию, где живёте, что любите делать
- Скопируйте текст, используя сочетания клавиш Ctrl + C
- Вставьте текст
- Сохраните файл под именем «Я»
- Скопируйте файл, используя сочетания клавиш Ctrl + V на рабочий стол
Практическая работа «Создаём компьютерные документы»
1)Создайте текстовый документ
2)Откройте текстовый редактор
3)Напишите про своего домашнего питомца
4)Сохраните файл в личной папке.
Практическая работа «Создаём презентацию»
- Запустите программу Power Point
- На вкладке Главная в группе Слайды щёлкните на кнопке Макет. Выберите слайд Заголовок и объект.
- В поле Заголовок слайда введите текст «Лиса». Выделите введённый заголовок и перейдите на вкладку Форматирование. С помощью инструментов группы Стили WordArt придайте заголовку красочный вид.
- Создайте ещё один слайд (команда Создать слайд). Выполните команду Макет – Два объекта.
- В свободное поле вставьте фотографию лисы (из папки «Заготовки»)
- Создайте ещё один слайд (команда Создать слайд). Выполните команду Макет – Два объекта.
- В поле Текст слайда вставьте информацию о лисе.
Литература для учителя
1.Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. Екатеринбург, 1996.
2.Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.
3. Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации. – Народное образование. – М., 2000, № 9, с.177-180.
4. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников //Начальная школа. 2005. № 9.
5. Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач.школа. – 2004. - №2. . Книга игр для детей. Кроссворды, ребусы, головоломки /сост. Г. Коненкина. – М.: Астрель,2003. – 192 с.
7. Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер: 1-4 классы. В. И. Ковалько. – М.: ВАКО, 2007. – 304 с.
8. Кравцов С. С., Ягодина, Л. А. Компьютерные игровые программы как средство стабилизации эмоционального состояния дошкольников. С. С. Кравцов, Л. А. Ягодина//Информатика. – 2006. - №12.
6. Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов. – М.: Вентана-Граф, 2004.
7. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров/ Полат Е. С. и др. Под ред Е. С. Полат. — М.,: Издательский центр «Академия», 1999.
8. Пахомова Н. Ю. Метод проектов. //Информатика и образование. Международный специальный выпуск журнала: Технологическое образование. 1996.
9. Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: его возможности. // Учитель, № 4, 2000, — с. 52-55
10. Полат Е.С., М.Ю. Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е. Петрова "Новые педагогические и информационные технологии в системе образования". М., 2004.
11. Савенков А. И. Творческий проект, или Как провести самостоятельное исследование // Школьные технологии. — 1998. — № 4. — С. 144—148.
12. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практич. Пос. для работников общеобразовательных учреждений. М.: АРКТИ, 2003.
13. Степанова М.В. Учебно-исследовательская деятельность школьников: Учебно-методическое пособие для учителей / Под ред. А.П. Тряпицыной. – СПб.: КАРО, 2006.
14. Уколова А.М. Организация проектной деятельности обучающихся: Учебно-методическое пособие / Автор-составитель Уколова А.М.; Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области. – Курган, 2005.
Для ученика:
1.Антошин М.К. Учимся работать на компьютере., Айрис-Пресс, 2016.
2.Бондаревская С.А. Компьютер и ноутбук для детей, М.: «Эксмо», 2016.
3. Дуванов А. Изучаем компьютер, М.: «Эксмо», 2014.
Приложение
Эффективность работы по авторской программе подтверждает участие учащихся класса в различных конкурсах. Ребята приняли участие в Республиканском турнире «Компьютерная грамотность». В муниципальном конкурсе детского творчества «Дружно, смело, с оптимизмом - за здоровый образ жизни!» получили Диплом 2 степени, создав презентацию «Мы за здоровый образ жизни» под руководством педагога. На региональном конкурсе научно-исследовательских и творческих работ учащихся «Литературный Татарстан» презентация о Г. Тукае получила диплом 2 степени. Два года подряд, участвуя в V, VI всероссийских конкурсах командной работы «Есть идея!», класс получил Дипломы за 2 место. На конкурс была отправлена презентация с ответами на задания. Ребята получают много грамот в различных конкурсах и олимпиадах с сайта Учи.ру.
В этом учебном году из-за сложной эпидемологической обстановки все школы страны были переведены на дистанционное обучение. Работа на дистанционном обучении строилась в программе Discord. Эту программу отличает:
- хорошее качество звука и видео;
- отличная оптимизация программы - очень экономное использование ресурсов компьютера;
- понятный интерфейс;
- современный дизайн;
- возможность создания серверов, то есть весь класс целиком;
- безопасность - в режиме стримера Discord блокирует все ваши данные от других пользователей.
Учащиеся класса быстро адаптировались к новым условиям обучения, благодаря обучению по авторской программе «Компьютер-мой друг». Программа Discord помогала изучать материал по предметам. Ребята смотрели презентации по ссылке:
«Отечественная Война 1812 года», «Великая отечественная война 1941-1945 годов», виртуальный экскурс «Города - герои», «Джонатан Свифт и его произведения», «Каталоги и каталожная карточка».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок развития речи по технологии РКМЧП "Давайте говорить друг другу комплименты"
Богатый материал по данной теме....
«Мы интересны друг другу потому, что мы разные»
Цели и задачи: •Ввести и закрепить определение термина "толерантность”, углубить понимание его значения. •Сформировать представление о толерантном отношении. •Используя различные упражнения,...
Социально-культурный проект "Узнаем друг о друге, узнаем друг от друга!"
В 2010 году команда старшеклассников ГБОУ СОШ № 294 Центрального района Санкт-Петербурга, под руководством учителя Герасимовой Т.Н. принимала участие в Молодежном Фестивале-конкурсе "Культурной столиц...
Свои - чужие. Другая национальность, другая религия, другие убеждения.
Размышление о воспитании толерантности....
Авторская программа объединения "Мой друг - компьютер"
Авторская программа разработана на основе Федерального закона РФ "Об образовании в Российской Федерации" № 273-ФЗ от 1 сентября 2013г., Федерального государственного образовательного станда...
Интегрированное занятие «МОЯ СЕМЬЯ» старшая группа Цель: способствовать формированию у детей старшего дошкольного возраста представления о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. Образовательные задачи: расширя
Интегрированное занятие «МОЯ СЕМЬЯ»старшая группа Цель: способствовать формированию у детей старшего дошкольного возраста представления о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга...
Авторская пьеса в стихах "ОГОНЬ ДРУГ – ОГОНЬ ВРАГ" по мотивам православной притчи
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"11526940","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 240px; height: 240px; float: left;"}}]]Городской открытый смотр-конкурс по про...