Авторская программа объединения "Мой друг - компьютер"
рабочая программа на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avtorskaya_programma_na_3_goda_2014-2017uch.god_.docx | 1012.84 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
ЦЕНТР ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА
Программа объединения
«Мой друг - компьютер»
(научно-техническое направление)
Тип программы : авторская
Срок реализации : 3 года
Автор программы : педагог
дополнительного образования,
первой квалификационной категории
Карпова Галина Сергеевна
г. Белая Калитва
2014 год
ОДОБРЕНА Педагогическим советом МБОУ ДОД ЦТТ Протокол № _____ от ___ ________2014г. Председатель ___________________ Кузьмина Т.Н. | УТВЕРЖДАЮ: Директор МБОУ ДОД ЦТТ ___________ Михеева Л.В. |
Авторская программа разработана на основе Федерального закона РФ "Об образовании в Российской Федерации" № 273-ФЗ от 1 сентября 2013г., Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) и модифицированной программы «Мой друг – компьютер» автора Карповой Г.С. 2008г. в целях адаптации к новым программам и стандартам. Программа рассчитана на обучение детей в возрасте 8 - 14 лет. Программа реализации авторской образовательной программы 3 года.
Организация-разработчик: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр технического творчества
Разработчик: Карпова Галина Сергеевна, педагог дополнительного образования 1 квалификационной категории.
Рецензенты: Пустовойтов В.В., педагог дополнительного образования МБОУ ДОД ЦТТ, высшая квалификационная категория
Коваленко Е.Г., учитель информатики, руководитель МО учителей информатики г. Белая Калитва, высшая квалификационная категория
Содержание:
Стр. | |
Пояснительная записка ....................................................................... | 4 |
Общие методические рекомендации ................................................. | 10 |
Воспитательная работа ....................................................................... | 11 |
Ожидаемые результаты ...................................................................... | 13 |
Содержание программы ..................................................................... | 14 |
Тематическое планирование .............................................................. | 18 |
Контрольные вопросы для промежуточной аттестации ................. | 32 |
Контрольные вопросы для итоговой аттестации ............................. | 35 |
Примерный перечень вопросов для олимпиады ............................... | 40 |
Список рекомендуемой литературы .................................................. | 43 |
Приложение ......................................................................................... | 46 |
Пояснительная записка
Сегодня дополнительное образование детей в его новом качественном состоянии по праву рассматривается как важнейшая составляющая единого образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. Дополнительное образование органично сочетает в себе: воспитание, обучение и развитие личности ребёнка, оно является определяющим фактором развития склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения детей и молодёжи. Педагог дополнительного образования занимается самым замечательным делом – растит таланты – наших детей – даёт возможность самореализации. Именно в системе дополнительного образования ребёнок получает реальные практические навыки. Важнейшая задача формирования активной творческой личности не может быть воспитана вне системы дополнительного образования, потому как именно здесь складываются общность детей по интересам, полностью раскрывается индивидуальность ребенка, здесь он чувствует себя не одиночкой, а членом хорошего творческого коллектива.
Программа объединения «Мой друг – компьютер» разработана на основе Федерального закона РФ "Об образовании в Российской Федерации" № 273-ФЗ от 1 сентября 2013г., Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) и модифицированной программы «Мой друг – компьютер» автора Карповой Г.С. 2008г. в целях адаптации к новым программам и стандартам. С содержанием образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей обучающихся. Согласно Концепции модернизации российского образования одними из приоритетов образовательной политики являются усиление роли дисциплин, обеспечивающих успешную социализацию обучающихся, улучшение профессиональной ориентации и трудового обучения; обеспечение всеобщей компьютерной грамотности.
Объединение «Мой друг – компьютер» рассматривается как курс, развивающий знания обучающихся в области информационно-коммуникационных технологий.
Нельзя навязать ребенку стремление к творчеству, заставить его мыслить, но можно предложить ему разные способы достижения цели и помочь ему ее достичь.
Информатика как динамично развивающаяся наука становится одной из тех отраслей знаний, которая призвана готовить современного человека к жизни в новом информационном обществе.
Простейшие навыки общения с компьютером должны прививаться именно в младшем возрасте, для того чтобы впоследствии дети могли сосредоточиться на смысловых аспектах заданий.
Учащиеся младших классов испытывают к компьютеру доверие и обладают психологической готовностью к активной встрече с ним. Общение с компьютером увеличивает потребность в приобретении знаний и продолжении образования.
Данный курс носит пропедевтический характер. К пропедевтическим элементам компьютерной грамотности относится умение работать с прикладным программным обеспечением. Программа курса имеет циклический характер. Раскрытие темы одного раздела может быть разнесено по всему курсу обучения и идет поэтапно по мере подготовки обучающихся.
Программа курса рассчитана на следующее количество часов:
1год обучения - 144 часа (2 раз в неделю);
2 год обучения - 216 часов (3 раза в неделю);
3 год обучения - 216 часов (3 раз в неделю).
Цель программы - более углубленное изучение и раскрытие важных элементов информатики, формирование у обучающихся умения владеть компьютером как средством решения практических задач с использованием текстовых, графских и мультимедийных приложений. Подготовить обучающихся к активной полноценной жизни и работе в условиях развития информационных компьютерных технологий.
Отличительной особенностью данной программы является внесение элемента творчества в процесс освоения сугубо технического предмета. Это и позволяет с легкостью и интересом заниматься детям. Не смотря на то, что с настоящее время у педагогов, если большой выбор методической литературы, я думаю, что данная программа будет интересна всем педагогам компьютерных объединений.
Достигая основной цели путём:
1.Развитие личности посредством формирования коммуникативной и социальной компетентности, творческого и алгоритмического мышления, самостоятельности и активности в учебной деятельности, формирования информационной культуры учащегося.
2.Повышение эффективности учебно-воспитательного процесса. Максимальное использование всех возможностей информационных технологий обучения для стимулирования мотиваций познания, инициативности познавательной деятельности младших школьников.
3.Повышение уровня обученности и воспитанности обучающихся при обязательном условии охраны и укрепления физического и психологического здоровья детей.
В учреждении дополнительного образования детей в отличие от школы имеются все условия для того, чтобы разделять детей по их индивидуальным особенностям и интересам; учить всех по-разному, корректируя содержание и методы обучения в зависимости от уровня умственного развития и конкретных возможностей, способностей и запросов каждого ребенка.
Условием эффективности освоения любой учебной программы в дополнительном образовании является увлеченность ребенка той деятельностью, которую он выбирает. Поэтому в системе дополнительного образования учебная программа создается с учетом потребности каждого обучающегося.
В дополнительном образовании отсутствует жесткая регламентация деятельности. Добровольные и гуманистические взаимоотношения детей и взрослых, комфортность для творчества и индивидуального развития дают возможность внедрять в практику личностно-ориентированные технологии.
Занятия в объединение «Мой друг – компьютер» направлены на достижение следующих целей:
- Овладение умениями и навыками при работе на компьютере;
- Овладение опытом практической деятельности по созданию информационных объектов;
- Овладение знаниями полезных для человека и общества, способами планирования и организации созидательной деятельности на компьютере, умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией;
- Развитие пространственного воображения, логического и визуального мышления;
- Освоение знаний о роли информационной деятельности человека в преобразовании окружающего мира;
- Формирование первоначальных представлений о профессиях, в которых информационные технологии играют ведущую роль;
- Воспитание интереса к информационной и коммуникационной деятельности;
- Воспитание ценностных основ информационной культуры младших школьников, уважительного отношения к авторским правам;
- Практическое применение сотрудничества в коллективной информационной деятельности;
- Воспитание позитивного восприятия компьютера как помощника в учёбе, как инструмента творчества, самовыражения и развития.
Задачи обучения:
В качестве основных задач на занятиях объединения ставятся:
освоение инструментальных компьютерных сред для работы с информацией разного вида (текстами, изображениями, анимированными изображениями, схемами предметов, сочетаниями различных видов информации в одном информационном объекте);
создание завершенных проектов с использованием освоенных инструментальных компьютерных сред;
ознакомление со способами организации и поиска информации;
создание завершённых проектов, предполагающих организацию (в том числе каталогизацию) значительного объёма неупорядоченной информации;
создание завершенных проектов, предполагающих поиск необходимой информации.
Программа курса состоит из трех ступеней, фактически продолжающих друг друга. Обучающиеся, занимаясь в компьютерном кружке все 3 года, смогут освоить работу в основных прикладных программах.
Возрастной диапазон обучающиеся является примерным:
Первый год обучения - 8-10 лет.
Данный курс носит ознакомительный характер, который предполагает развитие интереса у учащегося, привитие трудолюбия и усердия.
Второй год обучения - 11-12 лет.
Этот курс предполагает развитие компетентности, формирование навыков на уровне практических применений.
Третий год обучения - 13-14 лет.
Это профессионально-ориентированный курс, который предусматривает достижения повышенного уровня образования в области IT- технологий.
Программа построена на принципах:
Доступности – при изложении материала учитываются особенности и возможности детей, один и тот же материал по-разному преподаётся, в зависимости от развития и субъективного опыта детей. Материал располагается от простого к сложному. При необходимости допускается повторение части материала через некоторое время.
Наглядности – человек получает через органы зрения почти в 5 раз больнее информации, чем через слух, поэтому на занятиях используются как наглядные материалы, так и обучающие программы.
Сознательности и активности – для активизации деятельности детей используются такие формы обучения, как занятия-игры, конкурсы, совместные обсуждения поставленных вопросов и дни свободного творчества.
Личностно-ориентированного взаимодействия обучающегося с другими обучающимися. Личностно-ориентированное взаимодействие предполагает создание условий для эмоционального благополучия каждого обучающегося, уважение к его интересам и потребностям, предоставление права на реализацию своей индивидуальности.
В соответствии с принципом личностно-ориентированного взаимодействия основной задачей программы является создание условий для формирования у обучающегося уверенности в себе, доверия к миру, людям, инициативности и любознательности. Личностно-ориентированное взаимодействие позволяет осуществлять индивидуальный подход к воспитанию и обучению обучающегося. В программе предусматривается предоставление каждому ребенку возможности выбора темы практического задания и скорость выполнения.
Программа объединения «Мой друг - компьютер» заканчивается выполнением индивидуальных, групповых или коллективных творческих работ (презентаций, проектов, исследований).
Общие методические рекомендации
Достигая основной цели программы – заинтересованности детей к информационным технологиям, наработки навыков при работе с персональным компьютером педагог дает основные сведения по данному курсу.
Процесс обучения строится по принципу: «доступности», т.е. вся программа построена на том, что бы кружковец смог применить полученные знания на практике. Теоретический курс сразу закрепляется практическим. При этом практические занятия преобладают в несколько раз. Так же в программе предусмотрена индивидуальная работа с кружковцем. Цель, которой помочь кружковцу разобраться в тех темах, в которых он не разобрался.
Основной метод работы – объяснительно-иллюстрационный. То есть в процессе обучения педагог не только начитывает лекции, но и параллельно демонстрирует все сказанное на экране монитора.
Критерием оценки деятельности обучающегося это - победы на областных и Всероссийских олимпиадах, участие в различных мероприятиях с использованием подготовленного материала (презентации, видеоролика, проекта, исследования).
Методика оценки полученных знаний и результатов
За период обучения в объединении учащиеся получают определенный объем знаний и умений, качество которых проверяется каждое полугодие.
Для этой цели проводится промежуточный контроль – зачетные занятия по каждому разделу и программе Windows Microsoft Office, изготовление листовок, раздаточного и дидактического материала для педагогов Центра, набор и печать различной печатной продукции для методистов Центра.
Воспитательная работа
№ | Содержание работы | Выполняемые цели |
Групповой выпуск стенгазеты «Посвященный дню города». | Воспитание коммуникативных качеств. Развитие творчества. Воспитание доброжелательности и сотрудничества. | |
Участие в выставке «Чудеса своими руками» (изготовление поздравительных открыток для родителей, родственников, друзей, ветеранам и пожилым людям.) | Развитие фантазии, творческого потенциала детей. Воспитание сочувствия, вежливости. внимания и доброты. | |
Проведение турниров по скоростному набору текста. | Воспитание коммуникативных способностей. Развитие интеллектуальных качеств, мышления, реакции, интуиции. | |
Изготовление листовок к проводимым акциям ("Безопасное колесо", "Мы в ответе за тех, кого приручили", "Внимание, пешеход!") | Воспитание художественного и эстетического вкуса. Воспитание коллективизма и взаимопомощи. | |
Оформление стендов Центра | Воспитание художественного и эстетического вкуса, фантазии, творчества. Профориентационная направленность. | |
Создание презентаций к различным мероприятиям | Воспитание художественного и эстетического вкуса, фантазии, творчества. Воспитание коллективизма, сотрудничества, самостоятельности. | |
Исследовательская работа по предметам (групповое создание исследовательских проектов, моделей, исследований, презентаций). | Формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности обучающихся. Формирование навыков самостоятельной работы с информацией. Развитие познавательного интереса. Формирование навыков работы в команде. |
Ожидаемые результаты
№ | Знания, умения и навыки | Формы подведения итогов |
Знать раскладку клавиатуры. Уметь работать с клавиатурой | Проведение турниров по скоростному набору текста. | |
Уметь работать с файлами и папками (подкаталогами) | Самостоятельная работа с созданием папок (подкаталогов), перемещение и сохранение файлов и папок. | |
| Уметь работать с графическим редактором Paint. | Конкурс рисунков . |
| Уметь работать с текстовым редактором Word. | Выставка предметных газет. |
| Умение работать в Power Point. Знать значения пиктограмм на вкладках. | Создание презентации к выбранной дате . |
Уметь работать в программе Gimp. | Создание собственных занимательных картинок. | |
Уметь работать с интерактивной доской Smart Notebook | Создание и редактирование файлов в программе для интерактивной доской Smart Notebook. | |
Развивать умения и навыки работы в Интернете. | Поиск и сохранение необходимого материала. | |
Уметь создать свой мини-сайт | Наличие своего мини-сайта. | |
Уметь решать логические задачи | Проведение олимпиады. |
Содержание программы
1- год обучения
Тема №1: Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности (2ч.)
История возникновения компьютера. Техника безопасности и организация рабочего места.
Тема №2: Компьютер и программное обеспечение ( 26 ч ) .
Устройство компьютера, архитектура. Файлы и файловая система .
Тема №3: Компьютерная графика. Графические редакторы. (38ч.)
Растровая и векторная графика. Растровые и векторные графические редакторы. Создание и редактирование изображения в графическом редакторе Paint.
Тема №4: Развитие логического мышления. (24ч.)
Решение задач на развитие логического мышления. Зарисовка фрагмента задачи.
Тема №5: Графические редакторы (продолжение) (16ч.)
Создание и редактирование изображения в графическом редакторе Gimp.
Тема №6: Программа для создания презентации. (34ч.)
Знакомство с программой PowerPoint. Инструменты в PowerPoint. Дизайн в PowerPoint. Анимация в PowerPoint. Создание движущихся изображений презентации в PowerPoint. Создание презентации в PowerPoint. Защита индивидуальной практической работы.
Тема №7:Подведение итогов. (4ч.)
Проведение олимпиад, конкурсов. Обсуждение изученного за год. Защита индивидуальной практической работы.
2- год обученияТема №1: Вводное занятие. . Инструктаж по технике безопасности. (2ч.)
Знакомство с планом работы на год. Техника безопасности.
Тема №2: Повторение пройденного материала. (12ч.)
Раскладка клавиатуры. Единицы измерения. Устройство компьютера.
Тема №3: Повторяем работу в программах Paint и PowerPoint. (32ч.)
Создание рисунков в программе Paint. Создание презентации в PowerPoint
Тема №4: Работа с интерактивной доской Smart Notebook. (50ч.)
Операции со слайдами. Инструмент Перья. Инструмент Художественные перья. Инструмент «Ластик». Инструмент «Линии». коллекциям Clip Art. Создание и показ видеозаписи. Работа со страницами файла .notebook. Самостоятельная работа с интерактивной доской.
Тема №5: Развитие логического мышления (8ч.)
Решение задач на развитие логического мышления. Зарисовка фрагмента задачи.
Тема №6: Текстовая информация (44ч.)
Знакомство с текстовым редактором Блокнот. Знакомство с текстовым редактором Word. Работа с текстом. Вставка изображения. WordArt. Работа с диаграммами. Работа с таблицами.
Тема №7: Хранение, поиск и сортировка информации (20ч.)
Microsoft Excel - универсальная система обработки данных. Рабочие книги и листы. Именование ячеек и текстов. Ввод данных и текстов. Форматирование ячеек и рабочих листов. Списки и базы данных. Сводные таблицы. Диаграммы и графики.
Тема №8: Компьютерные вирусы (16ч.)
Понятие компьютерные вирусы. Файловые вирусы. Загрузочные вирусы. Макровирусы. Сетевые вирусы. Антивирусные программы: полифаги, ревизоры, блокировщики. Установка антивирусных программ. Проверка, лечение компьютера , дискет и CD-дисков от компьютерных вирусов.
Тема №9: Развитие логического мышления (8ч.)
Решение логических задач. Проведение олимпиады
Тема №10: Защита индивидуальной практической работы, работа над проектами (24ч.)
Совместная работа над проектом или исследованием
3- год обучения
Тема №1: Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. (2ч.)
Знакомство с планом работы на год. Техника безопасности
Тема №2 :. Выполнение творческих работ по ранее изученному материалу. (32ч.)
Интерактивная доска Smart Notebook.. Работа в текстовом редакторе Word. Создание презентаций.
Тема №3 : Коммуникационные технологии. (50ч.)
Всемирная паутина. Что такое браузер и как выходить в интернет. Как зарегистрироваться на почте? Как скачивать с интернета? Как скопировать текст и скачать картинки с интернета? Регистрация в социальных сетях. Как регистрироваться на сайтах? Форумы. Что такое форумы в интернете? Регистрация на форумах.
Тема №4 : Построение сайта. (46ч.)
Сайт. Виды сайтов и их содержимое. Языки программирования web-сайтов. Изучение HTML для создания сайта. Программное обеспечение для создания сайта. Изучение HTML для создания сайта. Создание сайта своими силами.
Тема №5 : Компьютер и программное обеспечение. (14ч.)
Операционная система: назначение и состав. Загрузка операционной системы. Программная обработка данных. Программы – архиваторы WinRAR и WinZip . Архивирование данных.
Тема №6 : Развитие логического мышления (8ч.)
Решение логических задач. Проведение олимпиады.
Тема №7: Работа над проектами. Защита индивидуальной практической работы. (64ч.)
Совместная работа над проектом или исследованием. Подведение итогов.
Тематическое планирование
1-й год обучения
№ занятия | № занятия в теме | Теоретический материал | Компьютерный практикум | Кол-во часов | |
Тема №1 | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности | 2 | |||
1 | 1 | История возникновения компьютера. Техника безопасности и организация рабочего места. | 2 | ||
Тема №2 | Компьютер и программное обеспечение | 26 | |||
2 | Информация. Ввод информации в память компьютера. | Знакомимся с клавиатурой | 2 | ||
3 | Как устроен компьютер. | Работа с клавиатурной | 2 | ||
4 | Ввод информации в память компьютера. Группы клавиш. | Работа с клавиатурным тренажером | 2 | ||
5 | Действия с информацией. Группы клавиш. | Работа с клавиатурным тренажером | 2 | ||
6 | Хранение информации. Основная позиция пальцев на клавиатуре. | Работа с клавиатурным тренажером | 2 | ||
7 | Носители информации. Ввод информации в память компьютера. | Работа с клавиатурным тренажером | 2 | ||
8 | Передача информации. Рабочий стол | Работа с клавиатурным тренажером | 2 | ||
9 | Управление компьютером с помощью мыши. | Осваиваем мышь | 2 | ||
10 | Главное меню. Запуск программ | Запускаем программы. Основные элементы окна | 2 | ||
11 | Программы и файлы | Выполняем вычисления с помощью программы Калькулятор | 2 | ||
12 | Работа с папками. Создание и удаление. | 2 | |||
13 | Работа с папками. Переименование и перемещение. | 2 | |||
14 | Работа с папками. Переименование и перемещение. | 2 | |||
Тема №3 | Технология обработки графической информации | 38 | |||
15 | Растровая и векторная графика. Растровые и векторные графические редакторы. | 2 | |||
16 | Компьютерная графика. Графические редакторы. | Начинаем рисовать | 2 | ||
17 | Устройства ввода графической информации. Программа Paint | Создание рисунка с использованием кисти | 2 | ||
18 | Программа Paint. Инструменты | Создание рисунка каллиграфической кистью | 2 | ||
19 | Создание рисунка инструментом пастель | 2 | |||
20 | Создание рисунка инструментом маркер | 2 | |||
21 | Создание рисунка инструментом пастель | 2 | |||
22 | Создание рисунка инструментом карандаш | 2 | |||
23 | Создание рисунка. Работа с цветами | 2 | |||
24 | Создание рисунка. Вставка фигур | 2 | |||
25 | Конкурс рисунков на любую тему | 2 | |||
26 | Копирование фрагмента | Создание узора | 2 | ||
27 | Поворот изображения | Рисунок "радуга" | 2 | ||
28 | Рисунок "бабочка" | 2 | |||
29 | Программа Paint. Изменение размера и наклона | Рисунок "цветы" | 2 | ||
30 | Рисунок "куб" | 2 | |||
31 | Рисунок "звездное небо" | 2 | |||
32 | Рисунок на свободную тему | 2 | |||
33 | Конкурс рисунков на заданную тему | 2 | |||
Тема №4 | Развитие логического мышления | 24 | |||
34 | Решение логических зада | Создание рисунка. | 2 | ||
35 | Задачи с отношениями | 2 | |||
36 | Задачи с отношениями | Создание рисунка. | 2 | ||
37 | Задачи с отношениями | 2 | |||
38 | Задачи с отношениями | Создание рисунка. | 2 | ||
39 | Задачи, решаемые с помощью схем и таблиц | 2 | |||
40 | Задачи, решаемые с помощью схем и таблиц | Создание рисунка. | 2 | ||
41 | Задачи на переправу | 2 | |||
42 | Задачи на переправу | Создание рисунка. | 2 | ||
43 | Занимательные задачи | 2 | |||
44 | Проведение олимпиад | 2 | |||
45 | Проведение олимпиад | 2 | |||
Тема №5 | Графические редакторы (продолжение) | 16 | |||
46 | Программа Gimp. Знакомство с инструментами | Создание рисунка | 2 | ||
47 | Программа Gimp. | Рисуем с помощью градиента смайлик. | 2 | ||
48 | Делаем простой коллаж в Gimp | 2 | |||
49 | Рисуем объемную кнопку | 2 | |||
50 | Создаем в Гимп эффектную молнию | 2 | |||
51 | Создание фона для обоев на рабочий стол | 2 | |||
52 | Буквы под снегом | 2 | |||
53 | Сказочная мордочка "Чудик" | 2 | |||
Тема №6 | Программа для создания презентации. | 34 | |||
54 | Создание презентации в PowerPoint. Инструменты в PowerPoint. | Презентация "Времена года" | 2 | ||
55 | Вставка в PowerPoint. Добавление рисунков, фотографий, фигур, диаграмм | Презентация "Времена года" | 2 | ||
56 | Создание презентации в PowerPoint. | Презентация "Времена года" | 2 | ||
57 | Дизайн в PowerPoint. | Презентация "Моя семья" | 2 | ||
58 | Создание презентации в PowerPoint | Презентация "Моя семья" | 2 | ||
59 | Анимация в PowerPoint. | Презентация "Мое лето" | 2 | ||
60 | Создание презентации в PowerPoint | Презентация "Мое лето" | 2 | ||
61 | Создание движущихся изображений презентации в PowerPoint | Презентация "Солнышко" | 2 | ||
62 | Создание движущихся изображений презентации в PowerPoint | Презентация "Колобок" | 2 | ||
63 | Создание презентации в PowerPoint | Презентация "Ёжик в лесу" | 2 | ||
64 | Презентация "Ёжик в лесу" | 2 | |||
65 | Презентация "Часы" | 2 | |||
66 | Презентация "Часы" | 2 | |||
67 | Презентация "это забавные животные" | 2 | |||
68 | Презентация "это забавные животные" | 2 | |||
69 | Конкурс презентаций | Презентация на любую тему | 2 | ||
70 | Конкурс презентаций | Защита индивидуальной практической работы. | 2 | ||
Тема №7 | Подведение итогов | 4 | |||
71 | 1. | Проведение олимпиады | 2 | ||
72 | 2. | Подведение итогов | 2 |
Итого: 144ч.
Тематическое планирование
2-й год обучения
№ занятия | № занятия в теме | Теоретический материал | Компьютерный практикум | Кол-во часов | |
Тема №1 | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности | ||||
1 | Знакомство с планом работы на год. Техника безопасности. | 2 | |||
Тема №2 | Повторение пройденного материала | 12 | |||
2 | Повторение. Раскладки клавиатуры. | Работа с клавиатурной | 2 | ||
3 | Повторение. Раскладки клавиатуры. | Работа с клавиатурной | 2 | ||
4 | Повторение. Единицы измерения. | Создание папок. Подкаталогов. | 2 | ||
5 | Устройство компьютера. | Переименование и удаление папок. | 2 | ||
6 | Информация. | Копирование и перенос информации. | 2 | ||
7 | Самостоятельная работа. | 2 | |||
Тема №3 | Повторяем работу в программах Paint и PowerPoint. | 32 | |||
8-15 | 1. | Создание рисунков в программе Paint. | 16 | ||
16-23 | 2. | Создание презентации в PowerPoint. | 16 | ||
Тема №4 | Работа с интерактивной доской Smart Notebook | 50 | |||
24 | Знакомство с интерактивной доской Smart Notebook | 2 | |||
25 | Операции со слайдами. | 2 | |||
26 | Инструмент Перья | 2 | |||
27 | Инструмент Художественные перья. | 2 | |||
28 | Инструмент «Ластик» | 2 | |||
29 | Инструмент «Линии» | 2 | |||
30 | Рисование линии или дуги | 2 | |||
31 | Инструмент «Фигуры | 2 | |||
32 | Настройка фигуры и добавление ее на страницу | 2 | |||
33 | Вставка правильных многоугольников | 2 | |||
34 | «Перо распознавания фигур» | 2 | |||
35 | Инструмент волшебное перо | 2 | |||
36 | коллекциям Clip Art | 2 | |||
37 | коллекциям Clip Art | 2 | |||
38 | коллекциям Clip Art | 2 | |||
39 | Создание и показ видеозаписи | 2 | |||
40 | Создание и показ видеозаписи | 2 | |||
41 | Создание и показ видеозаписи | 2 | |||
42 | Работа с файлами .notebook | 2 | |||
43 | Работа с файлами .notebook | 2 | |||
44 | Работа со страницами файла .notebook | 2 | |||
45 | Работа со страницами файла .notebook | 2 | |||
46 | Самостоятельная работа с интерактивной доской | 2 | |||
47 | Самостоятельная работа с интерактивной доской | 2 | |||
48 | Самостоятельная работа с интерактивной доской | 2 | |||
Тема №5 | Развитие логического мышления | 8 | |||
49 | 1. | Решение логических задач | В решении задач использование интерактивной доски Smart Notebook | 2 | |
50 | 2. | Решение логических задач | В решении задач использование интерактивной доски Smart Notebook | 2 | |
51 | 3. | Решение логических задач | В решении задач использование интерактивной доски Smart Notebook | 2 | |
52 | 4. | Решение логических задач | В решении задач использование интерактивной доски Smart Notebook | 2 | |
Тема №6 | Текстовая информация | 44 | |||
52 | Текстовые редакторы | 2 | |||
54 | Знакомство с текстовым редактором Блокнот, WordPad | Набор текста | 2 | ||
55 | Работа с текстом | 2 | |||
56 | Работа с текстом | 2 | |||
57 | Знакомство с текстовым редактором Word | Вставка изображения | 2 | ||
58 | Вкладка "Главная" | Вставка фигур | 2 | ||
59 | Вкладка "Вставка" | WordArt | 2 | ||
60 | Работа с диаграммами | 2 | |||
61 | Вставка формул | 2 | |||
62 | Вставка символов | 2 | |||
63 | Вставка таблиц | 2 | |||
64 | Работа с таблицами | 2 | |||
65 | Подложка | 2 | |||
66 | Установка цвета и границ страницы | 2 | |||
67 | Поля, колонки, ориентация | 2 | |||
68 | Вкладка "Разметка страницы" | Набор текста с построчной чертой | 2 | ||
69 | Вкладка "Разметка страницы" | Набор текста и его форматирование | 2 | ||
70 | Набор текста с добавлением картинки | 2 | |||
71 | Оформление текста рамкой | 2 | |||
72 | Оформление объявления | 2 | |||
73 | Пригласительное | 2 | |||
74 | Поздравительная открытка | 2 | |||
Тема №7 | Хранение, поиск и сортировка информации | 20 | |||
75-84 | 1-10 | Microsoft Excel - универсальная система обработки данных. | Рабочие книги и листы. Именование ячеек и текстов. Ввод данных и текстов. Форматирование ячеек и рабочих листов. Списки и базы данных. Сводные таблицы. Диаграммы и графики | 20 | |
Тема №8 | Компьютерные вирусы | 16 | |||
85 | Понятие компьютерные вирусы. | 2 | |||
86 | Файловые вирусы. | Создание презентаций об антивирусных программах | 2 | ||
87 | Загрузочные вирусы. | Создание презентаций об антивирусных программах | 2 | ||
88 | Макровирусы. | Создание презентаций о вирусах | 2 | ||
89 | Сетевые вирусы. | Создание презентаций о вирусах | 2 | ||
90 | Антивирусные программы: полифаги, ревизоры, блокировщики. | Установка антивирусных программ | 2 | ||
91 | Методика использования антивирусных программ. | Проверка, лечение компьютера , дискет и CD-дисков от компьютерных вирусов. | 2 | ||
92 | Проверка носителей на вирус | 2 | |||
Тема №9 | Развитие логического мышления | 8 | |||
93-95 | 1. | Решение логических задач | 6 | ||
96 | 2. | Проведение олимпиады | 2 | ||
Тема №10 | Работа над индивидуальными проектами. Защита проектов. | 24 | |||
97-107 | 1-10 | Совместная работа над проектом или исследованием | 22 | ||
108 | 11 | Подведение итогов | 2 |
Итого: 216ч.
Тематическое планирование
3-й год обучения
№ занятия | № занятия в теме | Теоретический материал | Компьютерный практикум | Кол-во часов |
Тема №1 | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности | 2 | ||
1 | 1 | Знакомство с планом работы на год. Техника безопасности. | 2 | |
Тема №2 | Выполнение творческих работ по ранее изученному материалу | 52 | ||
2-7 | 1. | Повторение. Интерактивная доска Smart Notebook | Интерактивная доска Smart Notebook | 12 |
8-17 | 2. | Повторение. Работа в текстовом редакторе Word | Работа в текстовом редакторе Word | 20 |
18-27 | 3. | Повторение. Создание презентаций | Создание презентаций | 20 |
Коммуникационные технологии | 50 | |||
28 | Всемирная паутина | 2 | ||
29 | Что такое браузер и как выходить в интернет | Работа в интернете | 2 | |
30 | Как зарегистрироваться на почте? | Работа в интернете | 2 | |
31 | Как скачивать с интернета? | Работа в интернете | 2 | |
32 | Как скопировать текст и скачать картинки с интернета? | Скачиваем информацию. | 2 | |
33 | Регистрация в социальных сетях. | Как зарегистрироваться в одноклассниках? | 2 | |
34 | Как регистрироваться на сайтах? | Работа в интернете | 2 | |
35 | Форумы. Что такое форумы в интернете? Регистрация на форумах. | Работа в интернете | 2 | |
36 | Для начала – что такое «Поисковая система»? | Работа в интернете | 2 | |
37 | Наиболее известные поисковые сайты | Работа в интернете | 2 | |
38 | Что такое электронная почта | Работа в интернете | 2 | |
39 | Что представляет собой письмо, передаваемое посредством электронной почты | Работа в интернете | 2 | |
40 | Из чего состоит адрес Электронной почты | Работа в интернете | 2 | |
41 | О скоростях соединения, скоростях подключения Интернет | Работа в интернете | 2 | |
42 | Преимущества и недостатки сети Интернет | Работа в интернете | 2 | |
43 | Как передать файл через интернет ? | Работа в интернете | 2 | |
44 | Как сохранить страницу из Интернета | Работа в интернете | 2 | |
45 | Способы скачать книгу в Интернете | Работа в интернете | 2 | |
46 | Что такое СПАМ ? | Работа в интернете | 2 | |
47 | Что такое ИМХО на форумах в Интернете, в контакте и т.д. | Работа в интернете | 2 | |
48 | Как легко запомнить пароль | Работа в интернете | 2 | |
49 | Какие есть IP-адреса: статический и динамический IP, внешний и внутренний IP, частный и публичный IP | Работа в интернете | 2 | |
50 | Как горячие клавиши браузеров помогают быстрому серфингу в интернете | Работа в интернете | 2 | |
51 | Работа в интернете | 2 | ||
52 | 2 | |||
Тема №4 | Построение сайта | 46 | ||
53 | 1. | Сайт. Виды сайтов и их содержимое | 2 | |
54-56 | 2. | Языки программирования web-сайтов | Создание мини-сайта | 6 |
57-61 | 3. | Изучение HTML для создания сайта | Изучение HTML для создания сайта | 10 |
62 | 4. | Программное обеспечение для создания сайта | 2 | |
63-75 | 5. | Создание сайта своими силами | 26 | |
Тема №5 | Компьютер и программное обеспечение | 14 | ||
76-78 | 1. | Операционная система: назначение и состав. Загрузка операционной системы. Программная обработка данных | 6 | |
79-82 | 2. | Программы – архиваторы WinRAR и WinZip . | Архивирование данных | 8 |
Тема №6 | Развитие логического мышления | 8 | ||
83-85 | 1-3 | Решение логических задач | 6 | |
86 | 4 | Проведение олимпиады | 2 | |
Тема №7 | Работа над проектами. Защита индивидуальной практической работы. | 64 | ||
87-107 | 1. | Выполнение исследовательской работы | 62 | |
108 | 2. | Подведение итогов | 2 |
Итого: 216ч.
Контрольные вопросы для промежуточной аттестации
1год обучения:
п/п | Теоретические: | Практические: |
1. | Рассказать правила поведения в кабинете. | Показать как меняется раскладка на клавиатуре. |
2. | Что такое информация? Как человек получает информацию? | Показать возможные сочетания клавиш. |
3. | Что входит в основной состав компьютера? | Набрать текст с соблюдением орфографических правил. |
4. | Какая основная позиция пальцев на клавиатуре? | Запустить программу Калькулятор. Произведи простейшие вычисления в этой программе. |
5. | Где можно хранить информацию? | Создать папку и подкаталог. |
6. | Как можно передать информацию? | Переместить данные из одной папки в другую |
7. | Назвать основные носители информации. | Переименовать и удали папку. |
8. | Что такое растровая графика? | Создать изображение в программе Paint. |
9. | Что такое векторная графика? | Создть изображение в программе Paint используя несколько инструментов. |
10. | Назвать графические редакторы. | Изменть размер и наклон картинки |
Контрольные вопросы для промежуточной аттестации
2год обучения:
п/п | Теоретические: | Практические: |
1. | Рассказать правила поведения в кабинете, соблюдение техника безопасности. | Создать, переименую и перенеси папку на другой носитель. |
2. | Что такое информация? Какие действия можно производить с информацией? | Создать рисунок на свободную тему в Paint. |
3. | Назвать виды графических изображений | Сохранить созданный файл. Сделай резервную копию. |
4. | Назвать программы доя создания и редактирования растрового изображения. | Вставить картинку в слайд. Измени формат картинки. |
5. | Можно ли вставить свое видео или рисунок в презентацию? | Создай фотоальбом в программе PowerPoint. |
6. | Предназначение интерактивной доской Smart Notebook. | Показать инструменты интерактивной доски Smart Notebook. |
7. | Какие операции можно производить со слайдами? | Добавить слайды. Поменяй их местами. |
8. | Назвать инструменты интерактивной доски Smart Notebook. | Создать изображение при помощи инструмента Перо и Художественные перья |
9. | Рассказать об инструменте Перо и Художественные перья |
Контрольные вопросы для промежуточной аттестации
3год обучения:
п/п | Теоретические: | Практические: |
1. | Рассказать правила поведения в кабинете, соблюдение техника безопасности | Показать инструменты интерактивной доски Smart Notebook. |
2. | Предназначение интерактивной доской Smart Notebook. | Добавь слайды. Поменяй их местами. |
3. | Какие операции можно производить со слайдами интерактивной доски Smart Notebook? | Создать изображение при помощи инструмента Перо и Художественные перья |
4. | Назвать инструменты интерактивной доски Smart Notebook. | Показать инструменты программы Smart Notebook. |
5. | Рассказать о коллекции Clip Art интерактивной доски Smart Notebook. | Показать возможности коллекциям Clip Art программы Smart Notebook. |
6. | Рассказать, как вставить картинку в тексте в программе Word. | Набрать текст и вставь картинку |
7. | Рассказать какие таблицы можно вставить в программе Word. | Вставить экспресс-таблицу |
8. | Рассказать как ввести формулу в программе Microsoft Excel. | Добавить и переименуй несколько листов в КНИГЕ программы Microsoft Excel. |
9. | Рассказать об антивирусных программах | Проверить любой носитель на вирус. |
Контрольные вопросы для итоговой аттестации
1год обучения:
п/п | Теоретические: | Практические: |
1. | Рассказать правила поведения в кабинете, соблюдение технику безопасности.. | Показать как меняется раскладка на клавиатуре. |
2. | Что такое информация? Как человек получает информацию? | Набрать текст с соблюдением орфографических правил. |
3. | Что входит в основной состав компьютера? | Произвести простейшие вычисления в программе Калькулятор. |
4. | Назвать графические редакторы. | Создать изображение программе Paint. |
5. | Рассказать об инструментах программы Paint. | Продемонстрировать инструменты программы Paint. |
6. | Какая программа необходима для создания презентации. | Запустить программу для создания презентации. |
7. | При помощи чего можно вывести графическое изображение? | Создать несколько сладов в программе PowerPoint. |
8. | Какие вкладки есть в программе PowerPoint. | Изменить дизайн слайдов в программе PowerPoint. |
9. | Рассказать о программе Gimp. | Запустить программу Gimp. |
10. | Сохранить созданный ранее файл на внешнем носителе | Создайть изображение программа Gimp. |
Контрольные вопросы для итоговой аттестации аттестации
2год обучения:
п/п | Теоретические: | Практические: |
1. | Рассказать правила поведения в кабинете, соблюдение техника безопасности | Показать как работать с карандашами и ластиком интерактивной доски Smart Notebook. |
2. | Где можно применять интерактивную доску Smart Notebook. | Показать как настроить фигуры и добавить их на страницу |
3. | Назвать инструменты интерактивной доски Smart Notebook. | Показать как "работает" шторка в программе Smart Notebook. |
4. | Рассказать о коллекции Clip Art | Показать возможности коллекциям Clip Art |
5. | Что такое текстовая информация. | Показать как запустить программы Word. |
6. | Назвать программы для создания текста | Набрать и отформатируй текст в программе Word. |
7. | Назвать основные отличия программы WordPad и Word. | Вставить изображение набранный текст. |
8. | Назвать основные вкладка программы Word. | Добавить таблицу. |
9 | Как поменять ориентацию страницы? | Как работать с WordArt? |
10. | Какая программа называется универсальная для обработки данных? | Добавить, перемести и удали несколько листов в Microsoft Excel. |
11. | Какие действия можно производить с листами? | Показать как можно скрыть строки или столбцы в Microsoft Excel. |
12. | Почему в заголовке программы написано КНИГА1? | Построить диаграмму в Microsoft Excel |
13. | Что такое ячейка? Как ввести данные? | Показать как ввести формулу. |
14. | Что такое компьютерные вирусы? | Проверить любой носитель на вирус |
15. | Какие антивирусные программы бывают? | Установить антивирусную программу |
Контрольные вопросы для итоговой аттестации
3год обучения:
п/п | Теоретические: | Практические: |
1. | Рассказать правила поведения в кабинете, соблюдение техника безопасности | |
2. | Рассказать что такое браузер. | Запустить один из браузеров установленных на компьютере. |
3. | Рассказать о поисковых системах | Показать поисковые системы |
4. | Как можно скачать информацию с интернета? | Найти картинку или информацию в выбранном поисковике. |
5. | Как сохранить найденный текст или картинку? | Сохранить найденную информацию на внешнем носителе. |
6. | Что такое СПАМ? | Создать электронный ящик. |
7. | Как создать свой почтовый ящик, зачем он вообще нужен? | Покажи, где можно посмотреть свой IP-адрес. |
8. | Что такое IP-адрес. Какие виды IP-адресов ты знаешь? | Создать Web-страничку, с тремя различными строками. |
9 | Какие виды сайтов ты знаешь? Расскажи подробно об одном из них. | Создть Web-страничку с нумерованным списком. |
10. | Назвать языки программирования для создания web-сайта. | Добавить таблицу на Web-страничку. |
11. | Какое программное обеспечение необходимо для создания сайта | Добавить картинку на Web-страничку. |
12. | Рассказать, как опубликовать свой Web-cайт. | Опубликовать разработанные ранее странички на narod.ru |
Примерный перечень вопросов для олимпиады
Блок А. Разминка. В этом блоке Вам предлагается выбрать один правильный ответ.
1. Какое животное отнесено к множеству неверно?
А) Петух; Б) Лиса; В) Кошка; Г) Тигр; Д) Поросёнок; Е) Волк; Ж) Медведь.
2. Слово, зашифрованное в ребусе, означает:
А) устройство перезаписи дисков;
Б) устройство управления компьютером;
В) устройство вывода на печать.
3. На нижеприведённом рисунке пропущена одна надпись. Что должно быть написано?
А) Телефон; Б) Принтер; В) Факс; Г) Сканер.
4. Вам даны герои компьютерных игр. Соедините их с названиями игр и выберите правильный ответ.
1 2 3 4
A - «Angry Birds»; B – «Соник»; C – «Doodle Jump»; D – «Марио».
А) 1-A, 2-B, 3-C, 4-D; Б)1-B, 2-D, 3-A, 4-C; В) 1-D, 2-A, 3-C, 4-B; Г) 1-C, 2-B, 3-D, 4-A.
5. В какой версии Windows отсутствует стандартный вид меню «Пуск»?
А) Windows Vista; Б) Windows 7; В) Windows XP; Г) Windows 8.
Блок Б. Теория. Выполните предложенные задания.
1. Определите хронологическую последовательность следующих событий:
1) Основание корпорации IBM
2) Основание компании Microsoft
3) Появление первой компьютерной сети ARPANET
4) Появление операционной системы OS/2
5) Появление операционной системы Windows Vista
6) Появление языка программирования Бейсик
В ответе укажите без пробелов и запятых номера событий из списка, расположив их в хронологическом порядке.
2. В перечне объемов информации упорядочите номера записей по возрастанию объема информации.
1) 8194 байт
2) 8194 бит
3) 1 Кбайт
4) 1026 бит
5) 1028 байт
6) 8 Кбайт
7) 8 388 608 бит
В ответе укажите без пробелов и запятых номера объёмов информации, расположив их в возрастающем порядке.
3. Отметьте расширения файлов, являющихся архивами?
1) Arj
2) Asm
3) Com
4) Lha
5) Rar
6) Sys
7) 7z
8) Zip
В ответе укажите без пробелов и запятых номера расширений, расположив их в возрастающем порядке от первого до восьмого.
Блок В. Чудо вокруг. Решите ребусы.
Блок Г. Роботы. Решите задачу.
Витя, Лёша, Костя, Максим, Женя рисовали роботов. Кто-то рисовал робота-снайпера красным карандашом, кто-то робота-трансформера синим фломастером, кто-то робота-терминатора коричневой ручкой, а кто-то простого робота синим карандашом, а кто-то синим фломастером. Витя и Лёша рисовали карандашом, Костя и Женя рисовали одним цветом, а Лёша и Костя рисовали одинаковых роботов. Кто, что каким цветом рисовал?
Список рекомендуемой литературы
для педагогов:
- О.Б. Богомолова "Логические задачи" М., Бином, 2013г
- Н.Д. Угринович «Информатика и информационные технологии» учебник для 10-11 классов М., Бином, 2005 г.
- О.Б. Богомолова "Логические задачи по информатике" М., Информатика и образование, 2001г.
- Д.М. Златопольский "Занимательная информатика: учебное пособие" М., Бином, 2011г
- Ежемесячный журнал «Информатика и образование» №11-2002г.
- Л.Л. Босова "Занимательные задачи по информатике" М., Бином, 2006г.
- И.С. Коновалова "Технология создания Web-сайта и педагогических информационных ресурсов в сети интернет" учебно-методическое пособие Р/Д Издательство Ростовского областного ИПК и ПРО, 2009г.
- В.И. Невзорова "Обработка педагогических данных в Microsoft Excel" учебно-методическое пособие Р/Д Издательство Ростовского областного ИПК и ПРО, 2009г.
- Н.В.Заринская "Методика работы с интерактивной доской SMART Boart" методическое пособие
- Л. Л. Босова «Разноуровневые дидактические материалы по информатике» Москва : Образование и Информатика, 2001 . – 62, 1 с
Список рекомендуемой литературы
для обучающихся:
- О.Б. Богомолова "Логические задачи" М., Бином, 2013г
- Босова, Л.Л. Информатика: Рабочая тетрадь для 5 класса. Изд. 6-е, испр.-М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.-87 с., ил.
- Л.Л. Босова "Занимательные задачи по информатике" М., Бином, 2006г.
- С.Симонович, Г.Евсеев и др. «Практическая информатика» М., АСТпресс, 2002г.
- Босова, Л.Л. Информатика: Учебник для 5 класса. Изд. 6-е, испр.- М: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.- 192 с., ил.
Интернет - ресурсы
- http://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/12/ (закон об образовании)
- http://school-collection.edu.ru/ ( Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов)
- http://edu.ru/
- http://videouroki.net/
- http://nsportal.ru/
- http://mmmf.msu.ru/archive/20102011/z5/3.html
- http://www.metod-kopilka.ru/
- www.pedsovet.org
- www.klyaksa.net
- www.uroki.net
Приложение 1
Перечень средств информационных компьютерных технологий, необходимых для реализации программы
Аппаратные средства
- Персональный компьютер - универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа- возможности.
- Проект, подсоединяемый к компьютеру (видеомагнитофону); технологический элемент новой грамотности- радикально повышает: уровень наглядности в работе педагога, возможность для обучающихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.
- Интерактивная доска – повышает уровень наглядности в работе педагога и обучающегося; качественно изменяет методику ведения отдельных занятий.
- Принтер – позволяет фиксировать информацию на бумаге.
- Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключения к сети – обеспечивает работу локальной сети, даёт доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести электронную переписку.
- Устройства вывода звуковой информации – аудиоколонки и наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители для озвучивания всего класса.
- Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь.
Программные средства
- Операционная система Windows 7, XP.
- Антивирусные программы Kaspersky Lab, Dr.Web, Free antivirus .
- Программа – архиватор WinRAR, 7 Zip.
- Текстовый редактор Word.
- Растровый Paint и векторный графические редакторы Word.
- Табличный редактор Excel.
- Программа разработки презентаций Power Point.
- Браузер: Яндекс.Браузер. Opera, Internet Explorer, Mozilla Firefox.
Приложение 2
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ И ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ
В КАБИНЕТЕ ИНФОРМАТИКИ
- ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Кабинет информатики является учебным кабинетом и наряду с другими кабинетами предназначен для нормального обеспечения учебного процесса в школе, в нем обязательны для исполнения все общешкольные правила и инструкции.
Вместе с тем, кабинет информатики является специально оборудованным кабинетом, в котором действуют особые правила техники безопасности, поэтому к работе в нем допускаются лишь те лица, которые прошли индивидуальный фиксированный инструктаж по правилам безопасности, который проводится не реже одного раза в полугодие. Ответственным за это является заведующий кабинетом.
2. ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В УЧЕБНОМ КАБИНЕТЕ ИНФОРМАТИКИ
2.1. Находясь в кабинете информатики, учащиеся обязаны:
- соблюдать дисциплину и порядок, правила техники безопасности и чистоту;
- занимать рабочие места согласно указаниям преподавателя и не менять их самовольно;
- заниматься только тем видом деятельности, которую определил преподаватель;
- немедленно сообщать преподавателю о любых замеченных неисправностях оборудования или неверной работе программного обеспечения;
- немедленно сообщать преподавателю о любом случае травматизма в кабинете, особенно от электрического тока.
2.2. Находясь в кабинете информатики, учащийся имеет право:
- на помощь и консультацию преподавателя;
- отказаться от продолжения работы с компьютером, если длительность именно его индивидуальной работы превышает допустимые санитарные нормы;
- самостоятельно экстренно отключить электрооборудование, если от этого зависит безопасность его или окружающих.
3. ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ
В КАБИНЕТЕ ИНФОРМАТИКИ
3.1. источники опасности:
- электроприборы с напряжением питания 220 В, мониторы и телевизоры, которые могут явиться источником электротравматизма;
- наличие электроприборов увеличивает опасность возгорания;
-мониторы компьютеров, телевизоры являются слабыми источниками ионизирующего излучения электромагнитных, электрических и магнитных статических полей.
3.2. правила безопасности:
ЗАПРЕЩАЕТСЯ:
- работать с электроприборами, имеющими повреждения корпуса или изоляции соединительных проводов;
- производить самовольное переключение разъёмов оборудования;
- приносить и самовольно подключать какое-либо оборудование;
-вставлять в отверстие приборов посторонние предметы;
- выключать или включать приборы без разрешения преподавателя.
Если производится выключение/включение, то интервал времени между включением/и выключением/включением должен быть не менее 15 секунд.
В СЛУЧАЕ ПОРАЖЕНИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКИМ ТОКОМ, НЕОБХОДИМО:
- прекратить действие тока (лучше всего экстренным выключением приборов, т.к. попытка оттащить пострадавшего может привести к поражению током спасающего);
- немедленно сообщить о происшедшем преподавателю (даже если на первый взгляд всё обошлось лёгким испугом);
- оказать первую медицинскую помощь, если необходима.
Понятие первой помощи
Угроза для здоровья человека может возникнуть вследствие внезапно проявившегося острого заболевания, несчастного случая или отравления. Именно в таких заранее непредсказуемых ситуациях больному необходимо оказать первую помощь.
Первая помощь - это простейшие, срочные и целесообразные меры для спасения жизни человека, которые следует предпринять на месте происшествия до прибытия медработника скорой помощи или доставки пострадавшего в лечебное учреждение. Чаще всего первую помощь оказывает не врач, а простой человек, оказавшийся рядом.
От правильного и своевременного оказания первой помощи зависит жизнь пострадавшего, а зачастую, вероятность его выздоровления и дальнейшая жизнь. Первая помощь - это меры, предпринятые во избежание ухудшения состояния пострадавшего человека. По закону, в России первую помощь обязаны предоставлять все аптеки, любое медицинское учреждение, не говоря уже о медицинских работниках.
3.3. правила пожарной безопасности:
ЗАПРЕЩАЕТСЯ
- использовать источники открытого огня (спички, зажигалки, петарды и др.);
- приносить на занятия легковоспламеняющие вещества (лаки, краски, порох и т.п.);
- пользоваться неисправными электроприборами (в случае появления специфического запаха горящей изоляции, соответствующий прибор необходимо немедленно отключить и сообщить педагогу);
- загромождать или закрывать проходы к путям эвакуации и доступ к средствам первичного пожаротушения;
-производить тушение возгорания не отключенных электроприборов водой или обычными огнетушителями;
- привлекать обучающихся к тушению пожара.
В СЛУЧАЕ УГРОЗЫ ПОЖАРА (возгорания, задымленность) НЕОБХОДИМО:
- немедленно отключить все электроприборы, определить источники возгорания (задымленности) и ликвидировать его средствами первичного пожаротушения;
- если первичные действия по ликвидации возгорания в течение первых же минут не дали результата, учащиеся эвакуируются согласно плану эвакуации, по школе объявляется тревога, сообщается о пожаре.
4. санитарно-гигиенические нормы при работе с компьютером
- расстояние от центра экрана до глаз обучающихся должно быть не менее 60 см;
- время интенсивной непрерывной работы на компьютере не должно превышать для детей:
8-10 лет – 15 минут;
11-12 лет – 20 минут;
13-14 лет – 25 минут;
после чего обязателен перерыв с разминкой;
- в кабинете должна быть обеспечена вентиляция и проветривание между занятиями.
Приложение 3
При практическом выполнении заданий необходимо каждые 5-10 мин. выполнять гимнастику для глаз.
Комплекс упражнений для глаз
- Исходное положение– сидя, крепко зажмуриться на 3-5 сек. И затем открыть глаза на 3-5 сек. Повторить 6-8 раз. Укрепляется мускулатура век, улучшается кровообращение в ней.
- Исходное положение – сидя, быстро моргать в течение 1-2 минут. Улучшается кровообращение тканей.
- Исходное положение – стоя, смотреть прямо перед собой 2-3 сек., перевести взгляд на палец выдвинутый в перед правой кистью, расположенный по средней линии лица в 25-30 см. от глаза. Смотреть на палец 3-5 сек., после чего опустить руку. Повторить 10-15 раз. Снимает утомление, облегчается зрительная работа на близком расстоянии.
- Исходное положение – стоя вытянуть руку вперед, смотреть на конец ее пальца, расположенный по средней линии лица. Медленно приближать палец. Не сводя с него взгляда. Пока не начнет двоиться. Повторить 6-8 раз. Облегчается зрительная работа на близком расстоянии.
- Исходное положение – сидя, закрыть глаза. Массировать веки круговыми движениями пальца. Проделать в течение 1 мин. Расслабляются мышцы, улучшается кровообращение.
Приложение 4
Правильное положение при работе с персональным компьютером
1-светильник; 2-стул регулируемый;
3-стол компьютерный; 4–светильник местного освещения;
5-подставка для ног; 6-источник питания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружка "Мой друг - компьютер"
Программа кружка "Мой друг - компьютер"...
Программа кружка "Мой друг компьютер"
Программа кружка для работы с детьми в начальной школе 2-4 класс....
Программа факультативного курса "Компьютер мой друг"
Ориентирован для детей 5 классов. Рассчитан на 35 часов....
Компьютер друг, компьютер враг
Данное мероприятие можно проводить с учащимися 8 - 11 классов. Старшеклассники могут провести предварительное анкетирование по использованию компьютера, сети Интернет учащимися младших классов. Проана...
ВОСПИТАНИЕ ОСНОВНЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В РАМКАХ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОЙ ДРУГ КОМПЬЮТЕР»
Статья посвящена особенностям организации кружка начальной компьютерной грамотности в коррекционной школе VIII вида....
Конспект занятия в 5 классе «Компьютер и зрение» по программе внеурочной деятельности по информатике «Мой друг – компьютер»
Данная работа принимала участие в районном конкурсе методических разработок «Уроки здоровья» в номинации «Учебное занятие для учащихся 5-8 классов», 2 место, 2018 г., а та...
Авторская программа "Компьютер - мой друг"
Программа для работы с детьми с ОВЗ...