Авторская методическая разработа "От движения к мышлению"
методическая разработка

Валерия Ивановна Смирнова

В авторской методической разработке предствалены кинезиологические упражнения в работе с детьми с ОВЗ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

"Нижнекамская школа-интернат "Надежда" для детей с ограниченными возможностями здоровья»

«От движения к мышлению»

Методические рекомендации  по

 применению кинезиологических упражнений

  в работе с детьми с ОВЗ

Разработано:  учителем начальных классов  

высшей квалификационной категории

Смирновой Валерией Ивановной

Нижнекамск, 2019г.

Аннотация

Я работаю учителем начальных классов в МАОУ «Надежда» 24 года. Все это время я работаю с детьми со сложной структурой дефекта, а именно:

  •  детский церебральный паралич (ДЦП);
  •  снижение интеллекта разной степени выраженности;
  •  нарушение зрения (косоглазие, астигматизмы, атрофия зрительного нерва и т.д.);
  •  предрасположенность к судорожным состояниям, эписиндром;
  •  различные речевые расстройства;
  •  элементы аутизма, поведенческие расстройства.

        В работе с детьми с двигательными диагнозами и ДЦП одной из самых сложных задач – это научить, а детям научиться владеть ручкой, овладеть навыками письменной речи. Очень часто родители детей с двигательными нарушениями меня спрашивают: «А сможет ли их ребенок научиться писать?».

 Конечно, основной, первичный диагноз детей – детский церебральный паралич (ДЦП) различной формы и степени выраженности. Структура дефекта при ДЦП всегда такова – первично нарушена двигательная сфера (параличи, парезы определенных групп мышц, гиперкинезы, повышенный/пониженный тонус мышц, расстройство координации движений). Вторично при ДЦП страдает психическое и речевое развитие.

Степень поражения мозга, место поражения у каждого ребенка различны, поэтому, как каждый человек  на свете неповторим,  индивидуален, так и не похожи друг на друга своими двигательными, интеллектуальными и речевыми возможностями и дети с ДЦП.

Многие дети с данным диагнозом затрудняются лепить из пластилина, испытывают трудности при рисовании и ручном труде, с трудом формируется и сохраняется графический навык письма. Т.е. письмо и любая конструктивная деятельность очень трудны для ребенка, но при правильно организованных условиях, используя индивидуальный подход, применяя коррекционно – развивающие приемы и упражнения, вполне доступны.

В своих  методических рекомендациях  я   представлю кинезиологических упражнения, которые использую на уроках письма, русского языка, технологии, физической культуры.  Данные комплексы упражнений способствуют коррекции и развитию письменной речи детей с особыми возможностями здоровья.

Смирнова Валерия Ивановна,

 учитель начальных классов

высшая квалификационная категория ,

конт. телефон +79656202063

ссылка на публикацию    https://nsportal.ru/kurochkina-valeriya-ivanovna 

Пояснительная записка.

Методические рекомендации  составлены на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

  • Закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ;
  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
  • Примерная  адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Актуальность разработки методических рекомендаций связана с тем, что у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), а именно детей, имеющих двигательные нарушения, как правило, наблюдаются  и другие нарушения (в области психических функций, эмоционально-волевой сферы, речевой и других сферах). Все это свидетельствует о той или иной степени нарушений со стороны центральной нервной системы в целом. Во многих случаях выявляется поражение головного мозга, дисгармонию его созревания, незрелость определенных  функций головного мозга, нарушение межполушарного взаимодействия. Единство работы мозга складывается из взаимодействия двух его полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон. Развитие межполушарного взаимодействия является основой развития головного мозга.       Межполушарное взаимодействие можно развивать при помощи комплекса специальных двигательных (кинезиологических) упражнений, которые направлены на развитие общей двигательной координации, формирование содружественных движений двумя руками, ногами, развитие координации рук и ног, развитие мелкой моторики и т.д. То есть кинезиология направлена на развитие умственных способностей и физического здоровья, через определенные двигательные упражнения. 

Причины разработки методических рекомендаций  связаны с трудностями обучения детей с детским церебральным прараличом (ДЦП) графическому навыку письма  в 1 подготовительном – 2 классах, становления и совершенствования почерка, формирования письменной речи в целом.

 Кинезиологические упражнения направлены на развитие мелкой моторики,  общей моторики и межполушарного взаимодействия. Развивая моторику, создаются предпосылки для становления многих психических процессов. Работы В.М.Бехтерева,  А.Р.Лурия,  И.М.Сеченова и многих других ученых доказали влияние манипуляции рук на функции ВНД, развитие речи. Отсюда следует, что коррекционно-развивающая работа должна быть направлена от  движения к мышлению, а не наоборот.

В своей работе я опираюсь на материалы  таких авторов, как П.Деннисон и Г.Деннисон  образовательная кинезиология или «Гимнастика мозга». Авторы данной методики американские педагоги Пол Деннисон и Гейл Деннисон. Данная методика под их руководством зародилась в США в 70-х года прошлого века. В России ее начали применять в конце 80-х начале 90-х годов XX века. Последователи «Гимнастики мозга» в России  - Базарный В.Ф., Сиротюк А.Л.  и др.  

Новизна  методических рекомендаций состоит в том,  что требования ФГОС для детей с ОВЗ  предполагают изучение и внедрение в образовательную среду школы  новых технологий работы с детьми с ОВЗ.  Таковой является технология кинезиологических упражнений, которая основана на нейропсихологических подходах к развитию высших психических функций (ВПФ).

Кинезиология относится  и к здоровьесберегающим  технологиям, т.к. комплексы упражнений направлены на развитие и коррекцию физических и психофизиологических качеств, сохранение здоровья.

Методические рекомендации составлены  с целью: ознакомления и применения педагогами кинезиологических упражнений развития межполушарного взаимодействия, которые помогут в коррекции, исправлении и предупреждении ошибок на письме у обучающихся  младших классов с ОВЗ.

 Данные рекомендации будут полезны учителям начальных классов, работающим с детьми с ОВЗ, учителям-дефектологам, школьным логопедам, воспитателям.

Содержание методических рекомендаций

     Элементы образовательной кинезиологии в своей работе применяю давно, более 15 лет.  Как правило,  это упражнения на развитие мелкой моторики и межполушарного взаимодействия, которые использовались в качестве пальчиковых гимнастик на уроках письма. На протяжении всего времени  интересовала тема применения кинезиологических упражнений,  изучалась  различная литература по данному вопросу.  В дальнейшем  в своей работе стала применять упражнения не только на развитие мелкой моторики, но и другие виды кинезиологических упражнений.        

Одни упражнения подходили для детей с двигательными нарушениями, другие - нет. Это обусловливало  необходимость  перерабатывать и адаптировать   кинезиологические упражнения таких авторов, как  Сиротюк А.Л., П.Деннисон  для детей  с двигательной патологией, учитывая их состояние  физического и психического здоровья.

Со временем апробированные, адаптированные упражнения составила в комплексы кинезиологических упражнений, которые применяются на уроках, во время проведения утренней зарядки, внеурочных мероприятиях.

Комплексы упражнений  составлены с учетом индивидуальных особенностей обучающихся  класса и специфики классного коллектива. Обучающиеся класса весьма разнородны с точки зрения своих индивидных особенностей: памяти, внимания, воображения, мышления, уровня работоспособности, темпа деятельности, темперамента. Основная масса обучающихся  класса – это  дети со средним и низким уровнем способностей и невысокой мотивацией к обучению.  Дети  имеют двигательные нарушения неврологического генеза (сложные формы ДЦП, спастический тетрапарез, деплегия и т.д.) и, как следствие,  зависимость от посторонней помощи в передвижении, самообслуживании и предметной деятельности и в формировании графического навыка письма.

Основная цель применения  кинезиологических упражнений - это формирование и совершенствование  графомоторных навыков у детей с ДЦП и двигательными нарушениями посредством кинезиологических упражнений.

Достижение поставленной цели связывается  с решением следующих задач:

  • Развитие межполушарного взаимодействия, активизация различных отделов коры головного мозга;
  • Развитие графомоторных навыков с помощью комплекса кинезиологических упражнений, направленных на развитие крупной и мелкой моторики (плавность, точность, координация движений);
  • Синхронизация работы глаз и рук;
  • Развитие и коррекция памяти, внимания, мышления, воображения, пространственных представлений;
  • Развитие творческих способностей;
  • Воспитание нравственных качеств: доброжелательность,  усидчивость, умение сотрудничать с педагогом и товарищем, понимать и принимать учебную задачу;
  • Формирование здорового образа жизни.

Ожидаемые результаты

          Систематическое применение комплексов кинезиологических упражнений обеспечивает достижения определенных личностных, метапредметных и предметных результатов у обучающихся младших классов с ОВЗ.

Личностные результаты:

  • принимать статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе.
  • внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей;
  • выполнять правила личной гигиены;
  • вести здоровый образ жизни
  • адекватно воспринимать оценку учителя.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  • организовывать свое рабочее место под руководством учителя.
  • осуществлять контроль в форме сличения своей работы с образцом.
  • вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с образцом.

Познавательные УУД:

  • понимать информацию, представленную в виде рисунков, схем.
  • сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

Коммуникативные УУД:

  • соблюдать нормы речевого этикета;
  • вступать в  диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).
  • сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.
  • участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.

Предметные результаты

  • писать  буквы, воспроизводить на письме;
  • писать слоги, слова, короткие предложения;
  • узнавать графический образ букв, выделять звуки из слов.

  В ходе применения в системе комплексов кинезиологических упражнений на уроках русского языка, физкультуры и во время проведения утренней зарядки у детей развиваются межполушарные связи, корригируются речевые нарушения, улучшается память, концентрация внимания, пространственное восприятие,  развиваются творческие способности.  Развиваются мелкая и общая моторика, тонкоорганизующие движения, что, в свою очередь, положительно сказывается на формировании навыка письма у обучающихся, на письменную речь в целом.  

Регулярное  выполнение комплексов упражнений  помогает установлению дружеских контактов и взаимодействию со сверстниками и взрослыми, способствует формированию познавательных интересов и познавательных действий

Под влиянием кинезиологических тренировок в организме наступают положительные и структурные изменения. Сила, равновесие, подвижность, пластичность нервных процессов осуществляются на более высоком уровне. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы.

Комплексы упражнений включают в себя  следующие разделы: упражнения на развитие мелкой и крупной моторики, дыхательные упражнения, глазодвигательные, телесные упражнения, массаж и самомассаж, упражнения на релаксацию.      

Программа упражнений рассчитана на 3 года (подготовительный, первый, второй классы) и состоит из   комплексов  по 5-7 упражнений.

№ п/п

Раздел, тема

Временной промежуток

Коррекция и развитие функций организма

1.

Обследование

Сентябрь

Методы определения моторной ассиметрии; тест И.П.Павлова на определение ведущего полушария головного мозга

2

Упражнения на развитие мелкой и крупной моторики,

В течении всего учебного года

Стимуляция речевых зон коры ГМ, коррекция и развитие межполушарного взаимодействия

3

Дыхательные упражнения

Входят в комплекс упражнений, выполняются по 6-8 недель с перерывом на 4 недели

Развитие ритмирование организма, развитие самоконтроля и произвольности движений

4

Глазодвигательные упражнения

Входят в комплекс упражнений, выполняются по 6-8 недель с перерывом на 4 недели

Расширение поля зрения, коррекция и развитие зрительного восприятия,  повышение энергетизации организма

5

Телесные упражнения

Входят в комплекс упражнений, выполняются по 6-8 недель с перерывом на 4 недели

Развитие межполушарного взаимодействия, нормализация  гипертонус и гипотонус мышц опорно-двигательного аппарата

6

Массаж и самомассаж (рук и ушных раковин)

Входят в комплекс упражнений, выполняются по 6-8 недель с перерывом на 4 недели

Активизация биологически активных точек на руках и ушных раковинах

7

Упражнения на релаксацию

Входят в комплекс упражнений, выполняются по 6-8 недель с перерывом  на 4 недели

Снятие напряжения, расслабление

Тематическое планирование

№1

Сроки проведения

Комплексы упражнений

Область применения

Примечания

Утренняя зарядка

Урок физ-ры

Уроки русского языка, технологии, математики

1 подготовительный класс

1

Сентябрь

Обследование

-

-

+

Приложение №1, приложение №3

2

Октябрь-ноябрь

Комплекс упражнений №1

+

+

+

Приложение №2

3

Декабрь

Отдых

-

-

+

Приложение№3

4

Январь-февраль

Комплекс упражнений №2

+

+

+

Приложение №4

5

Март

Отдых

-

-

+

Приложение№3

6

Апрель-май

Комплекс упражнений  №3

+

+

+

Приложение №5

7

3-ая неделя мая

Обследование

-

-

+

Приложение №1, приложение №3

1 класс

1

Сентябрь

Обследование

-

-

+

Приложение №1, приложение №3

2

Октябрь-ноябрь

Комплекс упражнений №4

+

+

+

Приложение №6

3

Декабрь

Отдых

-

-

+

Приложение№3

4

Январь-февраль

Комплекс упражнений №5

+

+

+

Приложение №7

5

Март

Отдых

-

-

+

Приложение№3

6

Апрель-май

Комплекс упражнений  №6

+

+

+

Приложение №8

7

3-ая неделя мая

Обследование

-

_

_

Приложение №1, приложение №3

2 класс

1

Сентябрь

Обследование

-

-

+

Приложение №1, приложение №3

2

Октябрь-ноябрь

Чередование комплексов упражнений №2,3

+

+

+

Приложение №4,5

3

Декабрь

Отдых

-

-

+

Приложение№3

4

Январь-февраль

Чередование комплексов упражнений №4,5

+

+

+

Приложение №6,7

5

Март

Отдых

-

-

+

Приложение№3

6

Апрель-май

Комплекс упражнений  №7

+

+

+

Приложение №9

7

3-ая неделя мая

Обследование

-

-

+

Приложение №1, приложение №3

Требования  к проведению комплексов упражнений.

Продолжительность  выполнения  кинезиологических упражнений  в совокупности  составляет от 15 до 35 минут в день. Каждый  комплекс выполняется в течение 2-х месяцев, затем месяц перерыв. Кинезиологические упражнения  дают как немедленный эффект, так и накапливающий (кумулятивный). Исключение составляет комплекс упражнений, направленный на развитие мелкой моторики. Он выполняется каждый день, на таких уроках как русский язык, технология, математика в качестве пальчиковых гимнастик и минуток отдыха на уроке. Упражнения должны выполняться регулярно, за год желательно реализовать кинезиологический цикл.

Упражнения выполняются в доброжелательной, эмоционально комфортной обстановке, в интересной, привлекательной для младших школьников форме. С каждым днем задания усложняются, темп выполнения заданий  наращивается, объем увеличивается.

Разучивание комплексов упражнений состоит из трех этапов:

  1. Этап разучивания упражнения. На данном этапе детально, подробно, с объяснительным словом, педагог показывает упражнения, ученик повторяет.
  2. Этап углубленного разучивания. На втором этапе уточняется правильность выполнения ребенком упражнения, прорабатываются детали, исправляются ошибки.
  3. Этап закрепления и совершенствования двигательного действия.

   Каждый комплекс упражнений  и последовательность комплексов построен по принципам от простого к сложному, наглядности, доступности.

       

          Систематическое применение комплексов упражнений дают стойкие положительные результаты   в обучении детей с ОВЗ.  Анализируя 2019-20 учебный год,  работу в подготовительном классе, а именно сформированность навыка графического письма на конец года, можно сказать, что  два ребенка подготовительного класса (50%) не испытывали значительных трудностей в усвоении рукописного начертания букв. К концу года усвоили написание букв русского алфавита, соединение букв в словах.  Два ребенка (50%) испытывали трудности  в формировании графического навыка письма, а именно: не различали рабочую строку и межстрочное пространство, «зеркалили» элементы букв, буквы; элементы букв, буквы в слогах, словах писали отдельно друг от друга. Но в течении года, наблюдалась положительная динамика в формировании навыка письма, к концу года у обоих детей  устойчиво сформировался графический образ письменных букв, цифр,  слова пишут на рабочей строке,  но испытываю затруднения в соединении  букв в  словах,  по прежнему, некоторые буквы и цифры пишут зеркально.

Литература

  1. Деннисон П, Деннисон Г.  Образовательная кинестетика для детей: Базовое пособие по образовательной кинезиологии для родителей и педагогов. -  Пер. с анг.М.:Восхождение, 1998.
  2. Сиротюк А.Л. Коррекция обучения и развития школьников: Учеб. Пособие.-М.:Творческий центр, 2002.
  3. Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: практическое руководство для учителей и родителей.-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская методическая разработка для 6 класса татарский язык в русских группах "Моя семья"

В разработке предоставлен материал для комплекса уроков для русских групп по татарскому языку по теме "Минем гаиләм - минем горурлыгым". Дана презентация, дидактические материалы....

Авторская методическая разработка урока по обществознанию в 9 классе на тему: « Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии».

Урок в 9 классе по обществознанию на тему "Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии".Цель урока: сформировать знания учащихся о правах и свободах человека и гражданина, раскрыть зна...

Методическая разработка занятия:" Применение в работе с ансамблем авторских методических пособий"

Материал занятия по предмету "Ансамбль" в детской эстрадной студии. Использованы авторские методики С.Н.Науменко....

СИСТЕМНО - ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ «ОТ ДВИЖЕНИЯ К МЫШЛЕНИЮ

СИСТЕМНО - ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ «ОТ ДВИЖЕНИЯ К МЫШЛЕНИЮ...

Системно-деятельностный подход на уроках физической культуры "От движения к мышлению"

Используя системно-деятельностный подход на уроке физической культуры, развиваю индивидуальные способности каждого ученика, обеспечивая его физическое развитие и саморазвитие....

Авторский методический проект, направленный на формирование профессиональных компетенций педагогов. Тема: «Методическое сопровождение инициативной группы педагогов Приволжского района города Казани по разработке рабочей программы по математике в 6 класс

Авторский методический проект, направленный на формирование профессиональных компетенций педагогов.  Тема: «Методическое сопровождение инициативной группы педагогов Приволжского района...