Методическая разработка занятия:" Применение в работе с ансамблем авторских методических пособий"
методическая разработка по музыке на тему

Хохулина Алина Михайловна

Материал занятия по предмету "Ансамбль" в детской эстрадной студии. Использованы авторские методики С.Н.Науменко.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_primenenie_avtorskih_metodicheskih_posobiy.doc211.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Открытый урок

по программе эстрадно-вокальная студия «Модерн»

предмет «ансамбль» (3 год обучения)

Тема: Применение в работе с ансамблем авторских методических пособий        

Цель:  Создание условий для формирования и освоения навыков пения в ансамбле на примере разучивания авторского музыкального материала.

Задачи:

Образовательные:

- обучение правильному пению в ансамбле в разучивании музыкального произведения;

- разучивание ансамблевых упражнений, способствующих развитию голосового аппарата обучающихся;

- разучивание ансамблем распевов и эстрадных песен по авторским методическим пособиям педагога С.Н. Науменко;

- этапы и особенности работы под фортепиано и пение под фонограмму с микрофоном.

Воспитательные:

– развитие чувства единства с учителем при проведении открытого занятия;

развитие чувства товарищества и взаимопомощи в  условиях совместного обучения;

- воспитание любви к песне, потребности в общении с искусством;

- воспитание у учащихся эмоциональной отзывчивости на музыку;

- познакомить обучающихся с истоками древней письменности и старинным русским алфавитом, а так же правильным произношением и исполнением данного материала.

Развивающие:

– развитие умственной активности при ответах на вопросы педагога;

– развитие навыков концентрации внимания;

– развитие навыков ансамблевой звучности;

– разучивание и воспроизведение фразировок в пении ансамблем  на основе авторского песенного материала;

- развитие навыка чистого унисона в ансамбле как основы для развития гармонического слуха.

Тип урока: интегрированное занятие по предмету «ансамбль»

Наглядные средства:

1. авторское методическое пособие педагога С.Н. Науменко «Волшебная азбука в легендах, стихах и музыке» с текстами песен, нотным приложением и картинками, 2009 г.

2.  Презентация к занятию: № 1 «Авторские пособия педагога С. Науменко» Д. Бельский, № 2  «Мои любимые буквы» В. Чуприк.

3. CD – диск с авторской эстрадной песней С. Науменко «Буквенный хоровод», исп Е.А.  Назарова, аранжировка А.М. Хохулина.

4. Выставка авторских методических пособий педагога С. Науменко.

5. Выставка рисунков обучающихся: «Старинный русский алфавит»

6. Рисунок-раскраска «Музыкальная буква», рабочая тетрадь.

Технические средства

1. типовой учебный класс;

2. пианино, синтезатор, микшерная установка, микрофон, стойка для микрофона, фонограмма на СД - диске;

3. классная доска, мел;

4. презентация темы занятия на ноутбуке.

Методическая литература для разработки занятия, включая УМК студии «Модерн»

1. «Три желания» С. Науменко, изд. Композитор, СПб, 2009 г.

3. «Русские народные сказки, легенды, предания», М., «Астрель», «АСТ», 2004 г.

4. «Поэтические образы в славянской мифологии. Пословицы и поговорки о музыке»,  2010 г.

5. С.Н. Науменко «Песни – стрелы золотые», вокальные патриотические песни, 2014 г.

6. «Волшебная азбука в легендах, стихах и музыке» С. Науменко, СПб, 2009 г.

7. «Есть сказка одна» С. Науменко, изд. Композитор, СПб, 2013 г.

Эстрадно-вокальная студия «Модерн»

 предмет «Ансамбль» (3 год обучения)

Тема: «Применение в работе с ансамблем авторских методических пособий»

Ход урока (45 минут)

  1. Приветственное слово педагога. Вводная беседа – 2 минуты
  2. Развитие голосового аппарата - 10 минут

- Дыхательная гимнастика: работа с образными предметами;

- Вокальные упражнения на развитие диапазона обучающихся;

- Применение учебно-музыкального пособия  С. Науменко: «Волшебная азбука в легендах, стихах и музыке». Упражнение  №1 «Старинные буквы».  Упражнение  №7 «УК, ЕСТЬ, ЯТЬ, РЦЫ, ЗЕМЛЯ, ЗЕЛО, ДОБРО». Упражнение №8 «ГЛАГОЛЬ, УК и НАШ», концертмейстер А.М. Хохулина.

  1. Презентация – 5 минут

- «Авторские пособия педагога С. Науменко», Дима Бельский;

- «Мои любимые буквы», Вероника Чуприк;

- Вопросы-рефлексия педагога для обучающихся.

  1. Игровая переменка – 3 минуты

- Игра «Собери из теста старинную букву». Две команды: «Земля» и «Добро»

  1. Тема: «Применение в работе с ансамблем авторских методических пособий» - 15 минут

- Песня «Буквенный хоровод» сл. и муз. С. Науменко, исп. Е. Назарова, запись СД-диск

- Рабочая тетрадь, запись-речитатив 1 куплета текста песни «Буквенный хоровод»,

- Разучивание 1 куплета песни «Буквенный хоровод», концертмейстер А.М. Хохулина.  Работа над чистотой интонирования;

- Закрепление пройденного материала: рисунок «Музыкальная буква».        

  1. Повторение пройденного материала – 7 минут

- Песня «Оранжевое чудо» сл. и муз. С. Науменко.  Исполнение эстрадной песни с движением под фонограмму с микрофоном. Двухголосие.

  1. Подведение итогов и выводы. Домашнее задание – 3 минуты

- итоги занятия и выводы педагога (что прошли на уроке и над чем работали);

- тетрадь с домашним заданием (подготовить рисунок на выставку «Старинный русский алфавит», выучить текст 1-го куплета эстрадной песни «Буквенный хоровод» С. Науменко)

Сценарий открытого урока эстрадно-вокальной студии «Модерн»

по предмету «Ансамбль» (3 год обучения)

Звучит мелодия из песни «Буквенный хоровод» С. Науменко, концертмейстер А.М. Куделина. Под музыку в класс входят обучающиеся эстрадно-вокальной студии «Модерн», 3 года обучения.

I. Приветствие. Вводная беседа педагога – 2 минуты

Педагог:        Здравствуйте, уважаемые гости, педагоги и учащиеся студии «Модерн»! Мы рады приветствовать Вас, дорогие друзья, на занятии вокально-песенного искусства, где царит  и процветает музыка. Где музыка – там добро, красота и счастье. Но, чтобы правильно понять музыку, услышать её во всех многогранных проявлениях, нужно поймать эту волну и научиться говорить на этой волне. Тогда для Вас откроется другой мир – мир музыкальных красок, музыкальных звуков. Непременно появятся новые интересные друзья и новые слушатели-зрители, которым будете рассказывать свои впечатления о встрече с музыкой и петь свои любимые песни. Нужно много трудиться, научиться правильно исполнять песни как в унисон так и многоголосные.

        Сегодня мы вспомним такие музыкальные понятия как «унисон» и «ансамбль». Будем разучивать вокальные упражнения и авторскую песню «Буквенный хоровод» из книги педагога С. Науменко «Волшебная азбука в легендах, стихах и музыке».  Тему сегодняшнего занятия я предлагаю обозначить так: «Применение в работе с ансамблем авторских методических пособий».

        Друзья,  певец перед началом пения подготавливает свой музыкальный инструмент – голос, настраивает его. Что же для этого нужно?

Ответ учеников: Заниматься дыханием, проговаривать поговорки для артикуляционного аппарата, петь тренировочные упражнения, разогревать свои связки.

 Педагог:        Молодцы, ребята, вы хорошо знаете, что связки крепнут и должны развиваться правильно!

И сегодня в этом нам поможет методика Светланы Николаевны Науменко - это учебно-музыкальное пособие: «Музыкальная азбука в легендах, стихах и музыке».

На предыдущих уроках мы познакомились с понятием «дикция».  Я рассказывала о Древних Буквах славянской письменности, сколько их насчитывалось, и как их произносили древние люди. Мы читали с вами поговорки о Древних Богах и стихи о Древних Буквах. Этот материал поможет нам в работе над дикцией и артикуляцией.

Мы переходим к нашей второй части урока – развитию голосового аппарата. Дыхание и вокальные упражнения.

II. «Развитие голосового аппарата» - 10 минут

 (авторское методическое пособие С. Науменко: «Музыкальная азбука» в легендах, стихах и музыке, 2009 г.)

Дыхательная гимнастика.

Педагог: Пение – это пассивный вид спорта, поэтому очень важно выполнять дыхательную гимнастику, укрепляя свой мышечный корсет спины и грудного отдела позвоночника.

        Первое упражнение называется «Стираем весело». Нигибаясь вниз делаем полный выдох, разгибаясь вверх делаем резкий полный вдох. Повторяем гимнастику 3 раза по 6 выдохов. Молодцы, все ребята старались.

        Второе упражнение «Повесь бельё на веревочку». Обратный эффект выдоха заключается в полной вытяжке корпуса человека. Вдох – руки вешают бельё, живот большой, арбузом. Выдох – руки вниз, живот маленький, спрятался. Получается у всех. Какие впечатления? Нравится, очень хорошо.

        Третье упражнение «Мы маме помогаем, гладим утюгом». На гладильную доску образно выкладываем белье и гладим с резким вдохом, тихим выдохом, потом меняем руки.

Вокальные упражнения.

Педагог: Развивая голосовой аппарат нужно помнить о том, чего делать не рекомендуется для чистоты и красоты голоса?

Ответ учеников: нельзя есть семечки, орехи, чипсы, сладкие газированные напитки, острую приправу, шоколад.

Педагог: Совершенно правильно, и голос Ваш будет всегда здоровым и сказочно привлекательным. Упражнение «Пой душой». Разогреваем голосовой аппарат закрытым ртом. Восходящая мелодия по интервалу квинта.

        Следующее упражнение «Весенний дождик». Это упражнение следует петь на стаккато, то есть отрывисто, по мажорным трезвучиям на верх до ноты «фа» второй октавы и обратно.

Применение учебно-музыкального пособия  С. Науменко: «Волшебная азбука в легендах, стихах и музыке».

Упражнение  №1 «БУКВЫ»,  концертмейстер А.М. Хохулина.

Буквы встали чётко в ряд с АЗА и до ИЖИЦЫ,

Получилась в старину буквенная книжица.

Эту книжку называли раньше РУНЫ иль ЧЕРТЫ

И теперь об этом знаешь -  милый друг и лично ты.

В вокальном упражнении «Буквы» происходит опевание 1 (До) и 3 (Ми) основных ступеней в ДО-мажоре. Обратите, ребята, внимание на раздельное и чёткое произношение согласных букв «Р», «Д», «Г» и «Ч».

Упражнение  №7 «УК, ЕСТЬ, ЯТЬ, РЦЫ, ЗЕМЛЯ, ЗЕЛО, ДОБРО»,  конц. А.М. Хохулина.

УК упругий, словно мяч,

УК пустился тут же вскач.

ЕСТЬ и ЯТЬ хотят догнать,

РЦЫ решила помешать!

А ЗЕМЛЯ, а ЗЕМЛЯ

ЗЕЛО УКУ помогла!

И ДОБРО, и ДОБРО

УКУ помогло ЗЕЛО!

        Старайтесь петь на стаккато, отрывисто первую часть распева, а во второй части мелодия идет вверх, важно исполнить мелодический оборот интонационно чисто, без подъездов и фальшивых нот. Замечательно исполнили, слова не забыли.

Упражнение №8 «ГЛАГОЛЬ, УК и НАШ», конц. А.М. Хохулина.

ГЛА-ГЛА-ГЛА-ГЛГОЛЬ

Познакомиться изволь.

УКрепляет голос НАШ

Ты возьми на карандаш.

Упражнение «ГЛАГОЛЬ, УК и НАШ» на развитие интервала «кварта». Важно внимательно произносить окончания слов на согласные в конце фраз. Петь в До мажоре и в Ре мажоре.

Педагог: Прекрасно голос настроился на музыкальную волну и нужно немного ему передохнуть. Давайте вспомним с какими авторскими пособиями мы знакомились на предыдущих занятиях и по каким работали, разучивая авторские эстрадные песни? Поможет нам это сделать Бельский Дмитрий. Он подготовил презентацию на тему «Авторские пособия педагога С. Науменко». Давайте, уважаемые друзья, внимательно послушаем рассказ.

III. Презентация – 5 минут

Презентация «Авторские пособия педагога С. Науменко», Дима Бельский

Педагог: Совершенно правильно Дмитрий назвал пособия и мы их очень часто на наших занятиях используем в своей работе. Продолжая данную тему, в одной книжке, Светлана Науменко поведала нам о старинном русском алфавите. Всем очень понравилась тема старинных букв, мы их рисовали на прошлом занятии. Об этом нам расскажет Вероника Чуприк.

Презентация «Мои любимые буквы», Вероника Чуприк

Педагог: Мы благодарим Веронику. Я прошу каждого задуматься над тем: а правильно ли порой Вы произносите буквы, любите ли их? Не жуете их, не глотаете, открываете рот и старательно произносите каждую букву? (ответы детей)

Вопросы-рефлексия педагога для обучающихся.

Педагог: Молодцы, ребята, из Вас, вырастут настоящие почитатели русских традиций! Сейчас я задам вам несколько важных вопросов и посмотрю как вы запомнили о чем говорили Дима и Вероника.

  1. По каким пособиям Светланы Николаевны мы с вами занимались, пели песни и они есть у каждого из вас дома? (ответы детей)
  2. Какие старинные буквы сегодня мы называли в распевах? (ответы детей)
  3. Вам нравится исполнять такие распевы? (ответы детей)

IV. Игровая переменка – 3 минуты

Игра «Собери из теста старинную букву».

Педагог: Сейчас настало время отдохнуть. Давайте разделимся на две команды: «Земля» и «Добро». Перед вами клубочки теста. Нужно вылепить старинные буквы. Чья команда  быстрее соберет букву, за той и победа. На старт, внимание, под веселую музыку, марш!

Замечательно получилось у каждой команды. Буквы отправляются в печку для запекания. (Алина Михайловна Хохулина уносит подносы в кабинет №24)

V. «Применение в работе с ансамблем авторских методических пособий» - 15 минут

Педагог: В одном из методических пособий Светланы Николаевны есть замечательная песня «Буквенный хоровод». Давайте послушаем запись этой песни на СД-диске, сегодня мы начинаем её разучивать, слушайте внимательно.

Песня «Буквенный хоровод» сл. и муз. С. Науменко, исп. Е. Назарова, запись СД-диск

Педагог: Все буквы, которые мы с вами проходили, они есть в этой замечательной веселой песне. Откройте свои тетради и посмотрите текст 1 куплета. Прочитать вслух я попрошу Лилию Слепутину четко и внятно. Давайте повторим теперь все вместе. Следите за правильностью произношения слова.

Рабочая тетрадь, запись-речитатив 1 куплета текста песни «Буквенный хоровод»

АЗ и БУКИ, АЗ и БУКИ,

Протянули дружбы руки,

Как медведи, ка медведи,

Подошли к ним буквы ВЕДИ.

        А потом и ГЛАГОЛЬ,

        Нужный в круге, как Соль.

        Свежей сдобы в круг ведро

        Принесло нам ДОБРО.

Разучивание 1 куплета песни «Буквенный хоровод», концертмейстер А.М. Хохулина.  Педагог: Внимательно исполняем первый куплет в унисон. Ребята, скажите, что такое пение в унисон? Ответит на этот вопрос Лилия Слепутина.

Лилия Слепутина: Унисо́н (от лат. unus — один и sonus — звук)  одновременное звучание нескольких звуков одинаковой высоты. Унисоном является интервал, имеющий ноль тонов, то есть чистая прима.

Педагог: Совершенно правильно Лилия сказала. Молодец! Исполняем песню в унисон.

(Рекомендации в работе над произведением «Буквенный хоровод», 1 куплет. При повторении вокального произведения нужно чётко пропевать согласные и гласные звуки. Правильно брать дыхание в конце каждой фразы. Исполнять фразу мягко и не форсировать звукоизвлечение.)

Закрепление пройденного материала: рисунок «Музыкальная буква»

Педагог: Вот теперь мы преступаем к любимой теме: рисунок – музыкальная фантазия. Перед вами буква «М». Задание: Вам нужно сделать её музыкальной, чтобы она была похожа на веселую, задорную песенку. У каждого получается по своему красиво и замечательно. Молодцы, друзья! Закройте ваши тетради и сложите карандаши в коробочку.

VI. Повторение пройденного материала – 7 минут

Педагог: Мы повторяем сегодня эстрадную песню, которую учили на предыдущих занятиях. Это песня о нашем любимом городе Ломоносове, где мы живем и скоро будем праздновать 70-летие Победы. Написала эту песню Светлана Николаевна. Эта песня вошла в последний сборник, который вышел как раз к юбилейной дате Победы в ВО войне.

Песня «Оранжевое чудо» сл. и муз. С. Науменко.  

Исполнение эстрадной песни с движением под фонограмму с микрофоном. Двухголосие.

(Рекомендации в эстрадной песне «Оранжевое чудо». Чётко проговаривать слова, обращая внимание на артикуляционный аппарат солиста и его дикцию. Согласные буквы произносятся быстро, язык не напрягается, а работает слаженно вместе с артикуляционным аппаратом. Гортань не опускается, а держится на одном уровне и в одном положении.

Петь высокие звуки устойчиво, не задирать гортань вверх. Исполнять согласные звуки мягко, певуче.)

VII. Подведение итогов и выводы. Домашнее задание – 3 минуты

Педагог: Подведём итоги нашего занятия. Мы распевали голосовой аппарат: работали над согласными и гласными буквами в распевах. Свою презентацию нам демонстрировали Дима Бельский и Вероника Чуприк. Вспомнили, что такое «унисон». Разучили 1 куплет  новой песни «Буквенный хоровод». Справились с великолепным рисунком «Музыкальная буква». Повторили эстрадную песню «Оранжевое чудо». Вы великолепно справились со всеми заданиями. Вы настоящие любители и ценители музыки.

Домашнее задание. Подготовить рисунок на выставку «Старинный русский алфавит». Выучить текст 1-го куплета эстрадной песни «Буквенный хоровод» С. Науменко

Педагог: Спасибо, ребята, за ваш труд в нашем общем деле! До скорой встречи на музыкальной волне. До свидания.

Звучит мелодия из песни «Буквенный хоровод» С. Науменко, концертмейстер А.М. Куделина. Под музыку из класса выходят обучающиеся 3 года обучения.

Унисо́н

(от лат. unus — один и sonus — звук)  одновременное звучание нескольких звуков одинаковой высоты[1].

Унисоном является интервал, имеющий ноль тонов, то есть чистая прима.

 «Буквенный хоровод», 1 куплет

АЗ и БУКИ, АЗ и БУКИ,

Протянули дружбы руки,

Как медведи, ка медведи,

Подошли к ним буквы ВЕДИ.

        А потом и ГЛАГОЛЬ,

        Нужный в круге, как Соль.

        Свежей сдобы в круг ведро

        Принесло нам ДОБРО.

Рисунок «Музыкальная буква»

Скачать M harfi картинки и фото на телефон бесплатно

Программа открытого районного занятия

Тема: «Применение в работе с ансамблем авторских методических пособий»

Эстрадно-вокальная студия «Модерн»

предмет «Ансамбль» (3 год обучения)

Ход урока (45 минут)

  1. Приветственное слово педагога. Вводная беседа.
  2. Развитие голосового аппарата.

- Дыхательная гимнастика: работа с образными предметами;

- Вокальные упражнения на развитие диапазона обучающихся;

- Применение учебно-музыкального пособия  С. Науменко: «Волшебная азбука в легендах, стихах и музыке». Упражнение  №1 «Старинные буквы».  Упражнение  №7 «УК, ЕСТЬ, ЯТЬ, РЦЫ, ЗЕМЛЯ, ЗЕЛО, ДОБРО». Упражнение №8 «ГЛАГОЛЬ, УК и НАШ», концертмейстер А.М. Хохулина.

  1. Презентация.

- «Авторские пособия педагога С. Науменко», Дима Бельский;

- «Мои любимые буквы», Вероника Чуприк;

- Вопросы-рефлексия педагога для обучающихся.

  1. Игровая переменка.

- Игра «Собери из теста старинную букву». Две команды: «Земля» и «Добро»

  1. Тема: «Применение в работе с ансамблем авторских методических пособий».

- Песня «Буквенный хоровод» сл. и муз. С. Науменко, исп. Е. Назарова, запись СД-диск

- Рабочая тетрадь, запись-речитатив 1 куплета текста песни «Буквенный хоровод»,

- Разучивание 1 куплета песни «Буквенный хоровод», концертмейстер А.М. Хохулина.  Работа над чистотой интонирования;

- Закрепление пройденного материала: рисунок «Музыкальная буква».        

  1. Повторение пройденного материала.

- Песня «Оранжевое чудо» сл. и муз. С. Науменко.  Исполнение эстрадной песни с движением под фонограмму с микрофоном. Двухголосие.

  1. Подведение итогов и выводы. Домашнее задание.

- итоги занятия и выводы педагога;

- тетрадь с домашним заданием (подготовить рисунок на выставку «Старинный русский алфавит», выучить текст 1-го куплета эстрадной песни «Буквенный хоровод» С. Науменко)

01 апреля 2015 год

Переименование старинных букв.

Он закрепил в алфавите букву


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

СТАТЬЯ ПРИМЕНЕНИЕ АВТОРСКОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ АРТ-ЛОТО "ШЕДЕВРЫ ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕИ" (из опыта работы)

Для актуализации целей и задач, направленных на развитие социальной коммуникации ребенка, была создана авторская методическая разработка на основе игры-меморины  АРТ-ЛОТО "Шедевры Третьяковской г...

Методическая разработка длительной образовательной игры «Победа деда - моя победа!» «Методическое пособие по патриотическому воспитанию»

Форма: путешествие по станциям  (игровое событие в рамках длительной образовательной игры "Победа деда -моя победа!"Направление: военно-патриотическое.В приложениях- сценаный план игры , в том чи...

Методическая разработка занятия "Моя творческая работа (авторский эскиз-проект парка, сквера, зоны отдыха) "для дистанционного обучения.

данная разработка предусматривает теоретическую и практическую часть, предназначена для дистанционного обучения....

Методическая разработка занятия " «Моя творческая работа (авторский эскиз-проект парка, сквера, зоны отдыха), работа в материале»."для дистанционного обучения.

Разработка предназначена для дистанцирнного обучения. Содержит праетическую часть,работу в материале над эскиз- проектом паркового ландшафта....

Авторская методическая разработка (Урок-путешествие по английскому языку «Прогулка в осеннем саду» для начальной школы) (из опыта работы в ГБОУ школе №110)

Необычный урок-путешествие на английском языке для начальной школы. Проходит в осеннем саду. Дети читают стихи и прозу об осенней природе на английском языке....

Методическая разработка пешеходной экскурсии «Поклонимся великим тем годам». Автор методической разработки и куратор группы учащихся Моисеева Т.А.

Пешеходная экскурсия  «Поклонимся великим тем годам».Экскурсия проходила по маршруту: 1.Станция метро «Автозаводская»,  ул. Автозаводская  д.  11...