Системно-деятельностный подход на уроках физической культуры "От движения к мышлению"
опыты и эксперименты по физкультуре на тему
Используя системно-деятельностный подход на уроке физической культуры, развиваю индивидуальные способности каждого ученика, обеспечивая его физическое развитие и саморазвитие.
Скачать:
Предварительный просмотр:
СИСТЕМНО - ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД
НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
«ОТ ДВИЖЕНИЯ К МЫШЛЕНИЮ».
Выступление : Мурашова Н.В.,
учитель физической культуры
В Законе «Об образовании в Российской федерации» сказано: "Образование – целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства». Приоритетной задачей образования становится развитие личности, и поэтому особую важность приобретает системно – деятельный подход в обучении.
Основной результат системно-деятельностного подхода - развитие личности ребенка на основе учебных действий.
Основная педагогическая задача - создание и организация условий, инициирующих детское действие.
Возможен ли системно-деятельностный подход на уроках физической культуры в условиях школы?
Конечно, да.
Вместо простой передачи знаний, умений, навыков от учителя к ученику я тоже учу детей самостоятельно ставить учебные цели и искать пути их достижения. Чтобы подойти к планируемым результатам привлекаю учащихся к поиску и использованию необходимых средств и способов достижения целей, учу контролировать и оценивать процесс и результат свой деятельности.
Например, после выполнения комплекса упражнений спрашиваю учащихся: «Как вы думаете, для чего вы проделали данный комплекс?». Идёт живой диалог (интерактивное обучение), мы вместе обсуждаем успехи и неудачи, анализируем их, не унижая достоинства личности, учимся оценивать поступки свои и чужие.
После проведения каждого этапа эстафеты идёт обсуждение результатов в командах. Тем самым формируются оценочные суждения.
Учащиеся пытаются оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения.
Главным при подготовке и проведении уроков и внеурочных занятий становится формирование у обучающихся потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями.
При этом освоение физической культуры направлено на достижение следующих целей:
∙ укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию;
∙ развитие основных физических качеств, жизненно важных двигательных умений и навыков;
∙ овладение общеразвивающими физическими упражнениями;
∙ воспитание познавательной активности и интереса к занятиям физическими упражнениями.
В результате системно-деятельностного подхода в учебной и внеурочной деятельности по физической культуре ученик должен уметь:
- использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни:
- применять разнообразные способы передвижения ходьбой, бегом, прыжками в стандартных и изменяющихся условиях;
- определять частоту дыхания и сердечных сокращений;
- выполнять упражнения на силу, быстроту, гибкость и ловкость.
Я считаю, изобретать новые средства физического воспитания не нужно. Урок необходимо организовать по-новому, обращаясь к разуму учащихся, к их ощущениям. Приоритет необходимо отдать самостоятельности учащихся (там, где это возможно и безопасно) так, чтобы они сами решали двигательную задачу.
Каждый раздел учебной программы, а также содержание программного материала по физической культуре дает возможность применения системно-деятельностного подхода в различных формах проведения учебного занятия.
Используя системно-деятельностный подход в своей педагогической практике, я ставлю цель: создание на уроке таких условий, при которых индивидуальные способности каждого ученика могли бы проявиться как можно полнее, обеспечивая его развитие и саморазвитие.
Я всегда думаю, как лучше организовать собственную деятельность и деятельность учащихся, как найти путь к успеху, чтобы заинтересовать, «зацепить» ученика, сделать урок поистине интересным и познавательным. Как создать на уроке такие условия, которые способствуют развитие физических и умственных способностей. Это сложный процесс, в котором необходимо использовать комплексный подход в применении разнообразных форм, средств, путей и методов физического воспитания. Все это говорит о том, что урок физической культуры в школе в рамках системно-деятельностного подхода, должен быть строго личностно-ориентированным.
Личностно-ориентированный подход на уроках физкультуры в школе выражается в следующих принципах:
- индивидуальное дозирование нагрузок;
- дифференцированном подходе к детям;
- коррекции недостатков физического развития;
- повышение мотивации к занятиям физической культурой.
Индивидуальное дозирование нагрузок заключается в том, что для каждого ученика отводится определенный объем физических нагрузок, отличный от остальных. При этом он должен быть максимальным, но выполнимым, этим достигается оздоровительная направленность урока
Объем нагрузок зависит от того, как быстро обучающиеся достигают утомления, а самое главное и нежелание выполнять физические упражнения. Дозирование нагрузки является наиболее важным принципом в личностно-ориентированном обучении.
Принцип дифференцированного подхода к детям в процессе физического воспитания выражается в том, что в каждом классе можно выделить три или четыре группы детей по уровню развития двигательных, физических способностей, физической работоспособности, с которыми и проводится целенаправленная работа на занятиях. В этом случае индивидуальным становится не только нагрузка, но и методы обучения и физического воспитания.
Важно сформировать устойчивый интерес к физическим упражнениям, вызвать чувство радостного ожидания, научить ребенка быть внимательным. Многолетний опыт работы в школе показывает, что наличие познавательного интереса к учебному предмету способствует повышению активности учащихся на уроках. И здесь важен не развлекательный интерес, а интерес поиска, размышления.
Всегда планирую, учебный процесс так, чтобы деятельность школьников основывалась на уже известных способах деятельности, но имела в себе элемент развития. Тогда задача, стоящая перед учеником не пугает его, стимулирует позитивное отношение, т.е. создаёт ситуацию успеха.
Я стараюсь дать учащимся возможность осознать значимость своей личности, воспитать у них стремление к творческому созиданию жизни.
Стараюсь никогда не ставить точку в своём уроке, ибо многоточие - путь к размышлению, а значит к самосовершенствованию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СИСТЕМНО - ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
В Законе «Об образовании в Российской федерации» сказано: "Образование – целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства». Педагог должен воспитывать г...
СИСТЕМНО - ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ «ОТ ДВИЖЕНИЯ К МЫШЛЕНИЮ
СИСТЕМНО - ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ «ОТ ДВИЖЕНИЯ К МЫШЛЕНИЮ...
«Применение системно – деятельностного подхода на уроках физической культуры»
Системно - деятельностный подход - методологическая основа стандартов общего образования нового поколения. Системно - деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданск...
Статья. Тема: " Реализация идей системно-деятельностного подхода на уроках физической культуры.
Реализация идей системно -деятельностного подхода на уроке физической культуры. Требования ФГОС и их реализация в образовательном процессе Федеральные государственные образовательные...
Презентация "Системно - деятельностный подход на уроках физической культуры как средство повышения уровня физической подготовленности обучающихся"
В настоящей презентации расскажу о практических достижениях профессиональной деятельности в области применения системно-деятельностного подхода.Ключевые понятия темы: образовательное воздействие...
Системно-деятельностный подход на уроках физической культуры.
При разработке федеральных государственных стандартов второго поколения приоритетом начального общего и основного общего образования становится формирование общеучебных умений и навыков, а также спосо...