Консультация "Формирование навыков пространственного ориентирования".
консультация
В дошкольном возрасте у детей должны быть сформированы представления о расположении объектов и предметов в окружающем пространстве по отношению к себе и предметам. У многих дошкольников наблюдается несформированность умений и навыков пространственного ориентирования. Это проявляется в трудностях ориентировки во всех направлениях пространства, в затруднениях при определении правого и левого, верха и низа. Детям сложно узнавать предметы в контурном изображении, с наложенным изображением. Им труднее выполнять задания по дорисовыванию верхней (нижней), левой (правой) частей рисунка. При срисовывании сложных предметов они пытаются их упростить – уменьшают количество элементов, неверно располагают линии и части рисунка по отношению друг к другу. Также недостаточно чётко они ориентируются в схеме собственного тела. Несформированность навыков пространственного ориентирования ведёт к появлению целого ряда ошибок на письме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
orientirovka_na_pl_._i_v_pr.doc | 57 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование навыков
пространственного ориентирования
В дошкольном возрасте у детей должны быть сформированы представления о расположении объектов и предметов в окружающем пространстве по отношению к себе и предметам. У многих дошкольников наблюдается несформированность умений и навыков пространственного ориентирования. Это проявляется в трудностях ориентировки во всех направлениях пространства, в затруднениях при определении правого и левого, верха и низа. Детям сложно узнавать предметы в контурном изображении, с наложенным изображением. Им труднее выполнять задания по дорисовыванию верхней (нижней), левой (правой) частей рисунка. При срисовывании сложных предметов они пытаются их упростить – уменьшают количество элементов, неверно располагают линии и части рисунка по отношению друг к другу. Также недостаточно чётко они ориентируются в схеме собственного тела. Несформированность навыков пространственного ориентирования ведёт к появлению целого ряда ошибок на письме.Обучение навыкам пространственного ориентирования необходимо начинать с развития у детей зрительного восприятия от простого к сложному. Следует учить детей ориентироваться в схеме собственного тела, определять положение предметов относительно него. Наиболее успешно освоение детьми ориентировки в окружающем пространстве осуществляется в дидактических играх и упражнениях : « Покажи , где у тебя голова (ноги, руки, грудь, спина и т.д.), Возьми игрушку в правую, левую руку, Топни правой левой ногой, Покажи правую руку, Левой рукой дотронься до правой колени.» Идёт работа по различению левой, правой стороны ,по использованию в речи слов, обозначающих расположение предметов в пространстве : впереди - сзади, вверху –внизу, слева - справа; предлогов :в, на, за, под, около, между. Задания предлагаются в игровой форме: « Лисьи прятки» ( Используется настольный театр, где звери прятались за деревом, под кустом и т.д.); « Наведи порядок у Федоры» ( Используется кухонная мебель и различные предметы посуды, которые размещаются под столом, за шкафом, на диване ) «Полёт бабочки», «Рыбки в аквариуме»
-----Фото «Наведи порядок в кукольном уголке», Показ игр на магнитной доске : Полёт бабочки, Рыбки в аквариуме, волшебный фонарик .
Работа по выработке, автоматизации и дифференциации направлений пространства в схеме собственного тела сочетается с развитием координации движения и совершенствованием мелкой моторики рук. Физминутки и гимнастика для пальцев рук в сочетании с закреплением направлений пространства преследуют и ещё одну цель –снятие умственного и психофизического направления учащихся, способствует лучшему усвоению материала, изучаемого на занятии.
Физминутка « Жук»
В группу к нам жук влетел ( грозят пальцем)
Зажужжал и запел Ж-Ж-Ж
Вот он вправо полетел (указывает рукой направление и прослеживает взглядом)
Каждый вправо посмотрел,
Вот он влево полетел
Каждый влево посмотрел.
Жук на нос хочет сесть (правой рукой направление движения к носу со стороны)
Не дадим ему присесть (направление движения вниз и приседание)
Жук наш приземлился
Зажужжал и закружился (делают вращательные движения руками типа волчка и встают)
Ж-Ж-Ж-Ж
Жук, вот правая ладошка,
Посиди немножко,
Жук, вот левая ладошка
Посиди немножко.
Жук наверх полетел и на потолок присел(поднимают руки вверх и смотрят )
На носочки мы привстали,
Но жука мы не достали
Хлопнем дружно хлоп-хлоп
Чтобы улететь он смог
Ж-Ж-Ж.
Следующим этапом является работа по развитию навыков микроориентировки (на листе бумаги, на поверхности стола) С этой целью мы широко используем устные и зрительные диктанты, а в подготовительной группе – графические . На начальном этапе дети обучаются располагать объёмные ,затем плоскостные изображения игрушек на столе , фланелеграфе. Позже дети рисуют по трафаретам различные предметы, располагая их под диктовку (например, в левом верхнем углу , в левом нижнем углу)Зрительные диктанты способствуют развитию зрительного внимания и памяти. В течение нескольких секунд дети рассматривают и запоминают расположение фигур, игрушек на карточке – образце, затем воспроизводят их количество и расположение на фланелеграфе. В подготовительной группе предлагаем более сложные варианты устных диктантов, например: в верхнем левом углу нарисовать одного человечка, в правом верхнем углу 5 человечков, в правом нижнем – 4 человечка и т.д. Далее дети под диктовку соединяют линиями вышеуказанных человечков. Такие упражнения учат детей связывать предметы между собой, соотносить их расположение на плоскости, на которой они находятся и словесно обозначать их пространственное расположение. Зрительные, устные, графические диктанты учат детей внимательно слушать словесные установки и запоминать их, анализировать зрительно образец выполнения задания и соотносить слово с конкретным практическим действием.
-----Фото «Устный диктант с трафаретами» «Устный диктант с человечками» Показ образцов устных и зрительных диктантов.
Далее мы проводим игры типа поиска предметов в пространстве по заданной схеме, которые способствуют пониманию и практическому воспроизведению конкретных пространственных представлений.
Начали с изучения карты-схемы кукольной комнаты, на которой были изображены предметы кукольной мебели в натуральную величину. Дети проанализировали форму предметов мебели, уточнили соответствие с геометрическими фигурами и их расположение (при затруднении использовали приём наложения). При ознакомлении со схемой кабинета дети упражнялись в нахождении отправной точки (например, дверь, окно) и последовательно рассматривание всех предметов, расположенных в кабинете, от двери слева направо. По мере того , как дети обучались читать схемы, предлагались игры : «Расставь мебель», «Найди игрушку по схеме», «Спрячь игрушку», «Где Маша?», «Где спрятался жучок?»
------Фото « Кукла Маша купила мебель», «Расставь игрушки по схеме», Показ вариантов схем.
Важным аспектом в работе с детьми старшего дошкольного возраста при подготовке их к обучению в школе является знакомство с тетрадью в клетку. Вначале мы даём задания , направленные на то, чтобы дети поняли как строится клетка в тетради и как можно рисовать по клеткам. Предлагаем сделать из цветных квадратов коврик, затем обвести по контуру каждый квадрат.
-------Фото «Выкладывание коврика из цветных квадратиков»
Так они усвоят, как получается клетка в тетради , и что все клетки в тетради – это квадратики. Далее предлагаем такое задание. С помощью условной метки на каждой стороне листа бумаги дети делают фломастером метки, затем с помощью линейки (или на глаз) соединяют метки верхней стороны с метками нижней стороны, метки левой стороны с метками правой, чтобы получились клетки
------- Фото « Рисование клетки с помощью условной метки»
Позже на этом листе дети обводят по трафарету различные предметы под диктовку (в каждой клетке или через одну клетку, или через две в верхнем ряду, в нижнем и т.д.) Дети упражняются в ориентировке на листе в клетку, учатся считать клетки в любом направлении, рисовать различные геометрические фигуры в одну ,две клетки; учатся рисовать по точкам – ориентирам различные ёлочки, домики , фигуры. Когда у детей накоплен определённый зрительный опыт в ориентировке на микроплоскости листа и подготовлена мелкая моторика руки, предлагаем листочки в клеточку 1см. на 1 см.
-------Фото « Рисование мелом на доске в клетку»
И лишь после того, как дети приобретут умение рисовать по специально вычерченным клеткам, мы предлагаем работать на листах из обычных тетрадей, но с более крупной клеткой для первого класса.
Задания предлагаем в определённой последовательности: от простого к сложному. Вначале учимся рисовать квадраты маленькие в одну клетку, далее большие в 4 клетки, палочки высокие и низкие, прямые и наклонные, треугольники, флажки и т.д. Учим рисовать непрерывную линию в виде заборчика, предметы знакомые и близкие детям: лодочки, машины, дома, цветы и снежинки и т.д.
------- Показ образов – игровых упражнений из журнала «Дошкольное образование» и образцов рисования на листочках в клетку.
В подготовительной группе дети выполняют более сложные задания: «Продолжи узор», где необходимо скопировать узор 2-3 цветными фломастерами; «Графический диктант», когда дети рисуют непрерывную линию под диктовку ( например, вверх на одну клетку, вправо на две, вниз на одну ит.д.)
------Показ образцов графических диктантов и фото «Рисуем барышню». «Устный диктант»
Цель: формирование практического ориентирования в пространстве и на микроплоскости, развитие знаний о геометрических фигурах, развитие зрительного, слухового внимания, памяти, мелкой моторики, учить детей внимательно слушать словесную установку и соотносить слово с конкретным практическим действием.
Ход игры:
Дети по словесному указанию педагога размещают, рисуют, располагают объекты, после выполнения задания рассказывают, что и где расположено.
Варианты диктантов:
- Нарисовать предметы на листе: в левом нижнем углу – елочку, в верхнем правом – бабочку и т.д. Рассказать последовательно результатах работы.
- Нарисовать в правом верхнем углу солнце, в левом верхнем углу – человечка и т.д. После выполнения задания рассказать что где расположено.
- Нарисовать в середине листа овал, в левом верхнем углу – треугольник и т.д. соединить геометрические фигуры разными линиями.
«Волшебные клеточки»
Цель: знакомство с тетрадным листом в клетку, ориентировка в клеточке (нахождение верхнего левого, верхнего правого угла, нижнего левого и нижнего правого угла, середина клеточки), формирование умения «входить» в клеточку, обводить ее, вести прямые линии: сверху - вниз и слева - направо, по разлиновке, размещать внутри клеточки круг, соединить углы клеточек пот диагонали.
Оборудование: тетрадные листы в крупную клетку, карандаши или фломастеры
«Капельки»
Капельки упали на листок тетради.
Точечками стали на бумажной глади.
Уголки у клеточек заняли неспешно,
Острый карандаш им помог, конечно.
(рисуют точки в уголках клеток)
«Дорожки»
Слева направо протянем дорожку
От детского сада к родному порожку.
Не будет дорога петлять, загибаться,
Мы не хотим на ней потеряться.
(рисуют по нижнему краю клеточек прямую линию слева направо)
«Столбики»
Столбики бывают разной высоты.
Все они похожи на палки иль шесты.
Карандаш уверенно вниз ведем от точки.
Получились ровные полочки – шесточки.
(рисуют столбики короткие и длинные линии сверху – вниз)
«Кирпичи»
Запасаем кирпичи, -
Плохо в доме без печи!
Наберем их сколько нужно, -
И за печь возьмемся дружно!
(рисуют прямоугольники из двух клеточек)
«Расставь по схеме»
1 вариант
Цель: развивать умение ориентироваться на плоскости, умение соотносить реальные предметы с их контурными изображениями.
Оборудование: объемные игрушки, стол, схема расположения игрушек на столе.
Ход.
По предложенной схеме расставить игрушки на столе и рассказать, как они расположены.
2 вариант
Цель: развивать умение ориентироваться на плоскости, умение соотносить объемные геометрические формы с их контурным изображение.
Оборудование: объемные геометрические формы, схема, стол.
Ход.
По предложенной схеме расставить на столе геометрические формы, назвать их и рассказать, как они расположены.
3 вариант
Цель: развивать умение ориентироваться на плоскости, умение соотносить объемные предметы с соответствующими по форме геометрическими фигурами.
Оборудование: схема, стол, игрушки.
Ход.
По схеме с изображением геометрических фигур расставить на столе предметы, соответствующие по форме геометрическим фигурам.
«Рисуем картину»
Цель: закрепление ориентировки на листе бумаги
Оборудование: лист бумаги, цветные карандаши
Инструкция:
- Мы будем рисовать картину, на которой в левом верхнем углу – солнце, в правом верхнем углу – облако, в левом нижнем углу – дом, а в правом нижнем углу – елочка. В середине нарисуйте, кто что захочет.
"Графический диктант" (по Эльконину).
Взрослый говорит ребенку: " Сейчас мы будем рисовать разные узоры. Надо постараться, чтобы они получились красивыми и аккуратными. Для этого надо внимательно слушать меня. Я буду говорить, в какую сторону вести линию и на сколько клеток. Когда проведешь, жди, пока я не сообщу, что рисовать дальше. Следующую линию надо начинать там, где кончилась предыдущая, не отрывая карандаша от бумаги.
1. Начнем рисовать первый узор (рисуем на бумаге в клетку). Поставь карандаш на самую верхнюю точку. Внимание! Рисуй линию: одна клеточка вниз, не отрывай карандаш от бумаги. Теперь клеточка направо. Одна клеточка вверх. Одна клеточка направо. Одна - вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна - направо. Одна клетка вниз ".
Дальше ребенку предлагается самостоятельно дорисовать узор до конца строчки. (Если не получится, необходимо разобрать узор, объясняя еще раз закономерности).
2. Ребенку предлагается поставить карандаш в точку (которую поставил взрослый) и диктуется следующий узор: " Внимание! Одна клетка вверх. Одна клетка вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо ". Дальше ребенок продолжает самостоятельно.
3. " Три клетки вверх. Одна клетка направо. Две клетки вниз. Одна клетка направо. Две клетки вверх. Одна клетка направо. Три клетки вниз. Одна клетка направо. Две клетки направо. Три клетки вверх ". Дальше ребенок продолжает самостоятельно.
4. " Три клетки вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка влево. Две клетки вверх. Три клетки направо. Две клетки вниз. Одна клетка влево. Одна клетка вниз. Три клетки вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка влево. Две клетки вверх ". Дальше ребенок работает самостоятельно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование навыков коммуникативной компетенции через личностно-ориентированный подход в обучении иностранным языкам.
В данной статье рассмотрен опыт работы по использованию некоторых инновационных образовательных технологий,в основе которых лежит метод коммуникативных заданий....
Развитие пространственной ориентации и графомотрных навыков.
Хочу поделиться с неравнодушными родителями тренировочным материалом Зегебарта Г.М. для развития познавательной сферы (внимания, памяти, пространственной ориентации, логического мышления, в...
Статья "Развитие навыков самостоятельности на основе методов проекта и исследования в технологии личностно-ориентированного обучения"
Развитие навыков самостоятельности обучающихся является необходимым условием и частью учебного процесса, так как только в самопознании можно использовать различные формы, мето...
: «Развитие коммуникативных умений и навыков старшеклассников на основе использования технологий личностно-ориентированного обучения на уроках иностранного языка».
Развивающемуся обществу необходимы образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно получать требуемую информацию, способные к сотрудничеству...
Методическая разработка "Этапы и содержание работы по формированию графомоторных навыков и развитию пространственных представлений у детей дошкольного возраста с нарушениями речи"
Данная методическая разработка может быть полезна учителям-логопедам, учителям-дефектологам, воспитателям и родителям, воспитывающим детей с нарушением речи. Использование представленных материалов по...
Формирование пространственного восприятия, пространственных представлений, зрительно-пространственного анализа и синтеза.
В процессе логопедической работы по развитию пространственных представлений необходимо учитывать особенности и последовательность формирования пространственного восприятия и пространственных представл...
Методическое объединение для специалистов по работе с молодёжью «Умения и навыки профессионально ориентированного общения»
Методическое объединение для специалистов по работе с молодёжью «Умения и навыки профессионально ориентированного общения»...