"Экологическое воспитание детей с нарушениями зрения на прогулке"
статья
Экологическое воспитание является неотъемлемой частью всестороннего гармоничного развития личности ребёнка. Воспитанию основ экологической культуры у детей с нарушениями зрения уделяется особое значение.
Задачи экологического воспитания успешно реализуются в условиях правильно спланированной прогулки. Воспитательно-образовательная работа с детьми на прогулке способствует всестороннему развитию личности ребёнка, удовлетворяет его потребности в движениях и обеспечивает детям с нарушением зрения более полную и точную информацию при ознакомлении с окружающим миром.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskoe_vospitanie_deteyoc.doc | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологическое воспитание детей с нарушениями зрения на прогулке.
В детском саду более 25 лет функционируют специализированные группы для детей с нарушением зрения. Коллектив специалистов этих групп добился определённых успехов в лечении, воспитании и обучении детей. Эти группы посещают дети, имеющие различные зрительные патологии и низкую остроту зрения. Так, чаще всего, самыми распространёнными диагнозами являются дальнозоркость с косоглазием, дальнозоркий астигматизм, амблиопия.
Основной целью воспитания детей с нарушениями зрения является воспитание гармонично развитой личности, способной решать возникающие проблемы и преодолевать трудности.
Экологическое воспитание является неотъемлемой частью всестороннего гармоничного развития личности ребёнка. Воспитанию основ экологической культуры у детей с нарушениями зрения уделяется особое значение.
Задачи экологического воспитания успешно реализуются в условиях правильно спланированной прогулки. Воспитательно-образовательная работа с детьми на прогулке способствует всестороннему развитию личности ребёнка, удовлетворяет его потребности в движениях и обеспечивает детям с нарушением зрения более полную и точную информацию при ознакомлении с окружающим миром.
Прогулки с детьми с нарушениями зрения имеют свои особенности. В ходе наблюдений, экскурсий, экспериментов, труда в природе, подвижных игр, самостоятельной деятельности детей проводится индивидуальная коррекционная работа. В прогулке принимают участие специалисты: тифлопедагог, учитель-логопед, физинструктор, педагог-психолог, музыкальный руководитель.
При нарушении зрительных функций у детей возникает ряд вторичных отклонений: ослабляются познавательные процессы, происходят изменения в развитии движений, мелкой моторики, ухудшается осанка. Они плохо видят и выделяют конкретные признаки и свойства предметов: их форму, величину, цвет и пространственное расположение.
Наблюдение за окружающей действительностью, объектами живой и неживой природы способствует развитию эмоциональной и интеллектуальной сферы ребёнка. Дети знакомятся с изменчивостью природных явлений (сменой частей суток, атмосферных явлений), разнообразием поведенческих реакций животных.
Коррекционная работа при наблюдениях и экскурсиях включает в себя нахождение одинаковых объектов в окружающей действительности, различий в растениях, животных, предметах окружающего мира. Дети учатся классифицировать предметы по цвету, форме, величине, следят за движущимися объектами (облаками, самолётами и птицами, листопадом, снегопадом), рассматривают удалённые и близкорасположенные объекты.
Усвоению ребёнком представлений о взаимосвязи природы и человека, овладению способами практического взаимодействия с окружающей средой становлению мировоззрения ребёнка, его личностному росту способствуют эксперименты.
Коррекционная работа включает в себя развитие сохранных анализаторов: слуха, обоняния, осязания. Дети учатся определять источник происхождения звука или шума, причину возникновения, передачу звука на расстоянии, определяют по запаху различные объекты, сравнивают их. Развивая тактильную чувствительность, прикасаются к сухому-мокрому, к мягкому-твёрдому, гладкому-шершавому и т.д.
Труд в природе является для детей с нарушением зрения наиболее доступным видом деятельности. Положительное влияние солнца, воздуха, близость с природой усиливают эмоции, активизируют действие анализаторов, благодаря чему укрепляется здоровье, повышается жизнедеятельность детского организма.
В ходе умело организованных педагогами действий дети приобретают необходимые навыки и умения, учатся быть самостоятельными, ориентируются в окружающей обстановке.
Для детей с нарушением зрения поэтапный показ способов и последовательности действий с одновременным их выполнением детьми является основным методом коррекционной работы. Действия формируются по показу, образцу воспитателя, а на более поздних периодах - по словесному пояснению и инструкциям взрослого.
Имеющийся рядом с участком небольшой огород является хорошей возможностью организации труда в природе. Зимой дети совместно с педагогом чертят план участка, готовят посадочный материал, садовый инвентарь. Весной совместно с педагогами разбивают грядки, засеивают их и в течение лета ухаживают за посадками. Конечным результатом работы является коллективный сбор урожая. Таким образом у детей развиваются зрительные способности, формируются предметные образы и предметно-практические действия, возникает стремление оказания посильной помощи, интерес к результатам труда. Дети учатся быть организованными в труде, им прививаются навыки планирования трудовых действий, умение действовать в соответствии с планом.
Одним из средств всестороннего воспитания дошкольников является подвижная игра. Комплексно воздействуя на организм и на все стороны личности, игра одновременно развивает ребёнка физически, психически, умственно, нравственно, эстетически. Активность двигательного характера игры, положительные эмоции усиливают все физиологические процессы в организме, улучшая тем самым работу всех органов и систем.
В детском саду для детей с нарушениями зрения разработан специальный комплекс игр на прогулке в соответствии с этапами лечения (ортоптика, диплоптика, стереоптика)
С целью развития прослеживающей функции глаза проводятся наблюдения за полётом бабочки, птиц, облаков, машин, паданием листьев, снежинок. На прогулке проводится игровая гимнастика для глаз («глазками моргаем, полёт бабочки изображаем, закроем глазки и послушаем как щебечет птичка, широко откроем глазки, чтобы увидеть гнездо сороки на верхушке дерева, закрываем ладошками глаза после того, как взглянем на солнце»). Используются игры: «Далеко-близко», «Жук», «Стрекоза», «Зайчик», «Лучик солнца», «Ветер», «Дождик», «Прогулка в лесу»
«Лучик солнца»
Лучик, лучик, озорной, поиграй-ка ты со мной (моргают глазами).
Ну-ка, лучик, повернись, на глаза мне покажись (делают круговые движения глазами).
Взгляд я влево отведу, лучик солнца я найду. (отводят взгляд влево).
Теперь вправо посмотрю, снова лучик я найду (отводят взгляд вправо).
С целью развития восприятия цвета, формы, величины детям предлагается рассматривать плоды и семена, листья, снежинки, определить размер деревьев, кустарников, выделять цвета одежды, высоту зданий.
С целью формирования пространственной ориентировки проводятся игры «Прятки», «Лабиринт», экскурсии по территории детского сада.
С целью развития осязания и мелкой моторики детям предлагаются игры с песком, камушками, сбор семян и плодов, рисование на песке и снегу, лепка снежков.
С целью коррекции речи с детьми проводятся упражнения по звукопроизношению, беседы, игры со словами.
На участках созданы все условия для самостоятельной деятельности детей. Помимо установленного оборудования выносится дополнительный материал, служащий закреплением, уточнением и конкретизацией новых знаний детей об окружающем.
Всё это делает прогулку интересной и насыщенной.
Природа оказывает благотворное влияние на зрение:
-зелёный цвет снимает зрительное утомление и наиболее эффективно восстанавливает биоритм зрительного анализатора.
-синева неба создаёт ощущение покоя.
-солнце усиливает зрительные функции.
Таким образом, правильно организованные прогулки способствуют решению задач по экологическому воспитанию и являются эффективным средством коррекционно-восстановительной работы с детьми с нарушением зрения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация Экологическое воспитание детей с нарушением слуха
Презентация по экологическому воспитанию неслышащих школьников ....
Статья "Обучение и воспитание детей с нарушением зрения на занятиях по социально-бытовой ориентировке"
Проблемы адаптации к окружающей действительности детей с ограниченными возможностями, а в дальнейшем, и их интеграции в обществе, остаются актуальными на сегодняшний день. Обучающиеся, воспитанники об...
Педагогический проект "Экологическое воспитание детей с нарушением интеллекта"
Разработанный проект «Экологическое воспитание детей младшего школьного возраста средствами ознакомления с явлениями живой и неживой природы» сочетает в себе образовательные возможности и учебно...
Развитие зрительного восприятия посредством составления сериации как важнейшая составляющая сенсорного воспитания детей с нарушениями зрения старшего дошкольного возраста
В данном материале раскрывается суть мыслительной операции, сериации, а также, какие психические функции развиваются у ребенка в процессе составления сериации, проблемы, с которыми сталкиваются ...
План работы над темой самообразования "Экологическое воспитание детей с нарушениями интеллекта"
quot;Экологическое воспитание детей с нарушениями интеллекта"...
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПО ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ
Родителям, воспитывающим ребенка с нарушением зрения, следует учитывать некоторые рекомендации по профилактике и преодолению трудностей, которые могут возникнуть в воспитании детей....
Особенности воспитания детей с нарушением зрения в семье.
Консультация для родителей...