Рабочая программа дополнительного развития для дошкольника с синдромом Дауна 4 г.
рабочая программа

Программа дополнительного образования для ребенка с синдромом Дауна 4 лет

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа развития дошкольника 4 лет с синдромом Дауна

№ п/п

Образовательная область. Направление деятельности

Темы

1

Речевое развитие. Восприятие обращенной речи, построение связной речи, восприятие художественной литературы

Цели:

Проявляет речевую активность, употребляет существительные, обозначающие предметы обихода, игрушки, части тела человека и животных, некоторые явления природы. Называет действия, предметы, изображенные на картинке, персонажей сказок. Отражает в речи элементарные сведения о мире людей, природе, об окружающих предметах. Отвечает на вопросы после прочтения сказки или просмотра мультфильма с помощью не только отдельных слов, но и простых распространенных предложений несложных моделей, дополняя их жестами. Речевое сопровождение включается в предметно-практическую деятельность. Повторяет двустишья и простые потешки. Произносит простые по артикуляции звуки, легко воспроизводит звуко-слоговую структуру двух-трехсложных слов, состоящих из открытых, закрытых слогов, с ударением на гласном звуке.

Лето

-активизация словаря(отдых, отпуск, поездка);

-обогащение глагольного словаря(дождь что делает? – моросит, идет, льет);

- активизация словаря наречий (солнечно, тепло дождливо, облачно, прохладно).

- согласование существительных и прилагательных в роде, числе и падеже (лесная поляна, глубокая речка);

- образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами (дождик, дождичек, дождик);

- подбор однокоренных слов (лес – лесник, лесной..);

- образование относительных прилагательных (сок из земляники – земляничный);

- употребление окончаний прилагательных в единственном и множественном числе (летний день, летнее

солнце, летние платья);

- образование глаголов с помощью приставок (плыть – приплыть, уплыть…).

Овощи, фрукты, сад, огород

- активизация предметного словаря (урожай, овощи, фрукты, грядки, садовод);

- активизация словаря наречий (кисло, сладко, горько, пресно);

- активизация и обогащение словаря признаков:

( названия цветов;

круглый, овальный; большой, средний;

сладкий, горький).

- составление рассказа – описания по плану (что это? Цвет, форма, размер. Где растёт? Что можно приготовить из этого?)

- развитие логического мышления (отгадывание загадок, игра «Четвёртый лишний»;

Деревья

- активизация предметного словаря (ствол, ветви, листья (иглы), плоды и т.д.).

Познакомить с названиями деревьев. Закрепить в словаре обобщ. понятие «деревья».

- активизация словаря наречий (пасмурно, темно, холодно, уныло);

- активизация и обогащение словаря признаков:

( названия цветов; большой, маленький, гладкий, шершавый, мягкий)

- образование относительных прилагательных (ветка от ёлки – еловая ветвь);

- употребление предлогов (сорвать с ветки, над деревом…)

- развитие логического мышления (отгадывание загадок, игра «Четвёртый лишний»;

«Лабиринты»

Ягоды

- активизация словаря наречий (кисло, сладко, горько);

- активизация и обогащение словаря признаков:

( названия цветов;

круглый, овальный; большой, средний;

сладкий, горький).

- образование существительных с уменьшительно – ласкательными и  увеличительными суффиксами (малинка, клубничище);

-  образование существительных единственного и множественного числа в разных падежах (Р.П., Т. П., П.П.);

- образование относительных прилагательных (сок из клюквы – клюквенный со);

- употребление предлогов (сорвать с грядки, лежит на земле…)

- составление рассказа – описания по плану (что это? Цвет, форма, размер. Где растёт? Что можно приготовить из этого?)

- развитие логического мышления (отгадывание загадок, игра «Четвёртый лишний»;

Грибы

- активизация предметного словаря (названия грибов)

- активизация и обогащение словаря признаков:

( названия цветов; ядовитый, съедобный,

круглый, овальный; большой, средний;

сладкий, горький).

- образование существительных с уменьшительно – ласкательными и  увеличительными суффиксами (грибочек, мухоморчик, поганища)

- образование существительных единственного и множественного числа в разных падежах (Р.П., Т. П., П.П.);

- употребление предлогов

- составление рассказа – описания по плану (что это? Цвет, форма, размер. Где растёт? Что можно приготовить из этого?)

- развитие логического мышления (отгадывание загадок, игра «Четвёртый лишний»;

- развитие ориентировки в пространстве

Осень

- активизация и обогащение предметного словаря (время года,  название месяцев, листопад…);

- активизация и обогащение словаря признаков:

1)прилагательные (багряный, жёлто – коричневый; ветер – пронзительный, холодный);

- активизация глагольного словаря(лить, светить, падать, моросить…);

- активизация словаря наречий (хмуро, дождливо, пасмурно..)

- составление предложений по вопросам;

- распространение предложений однородными членами.

- развитие логического мышления;

 - развитие зрительного внимания («С какого дерева листик?»);

- формирование языкового чутья (объяснение понятий – золотая осень, золотые листья).

Человек

- активизация и обогащение предметного словаря: части лица и тела сначала на себе, а затем на кукле.

- обогащение словаря признаков, эмоционального состояния (грустный, весёлый, расстроенный, печальный и т.д.)

- активизация словаря антонимами (У Пьеро лицо грустное, а у Буратино...

У Мальвины волосы светлые, а у Карабаса Барабаса...

- активизация глагольного словаря

- активизация словаря наречий: спокойно, быстро

- образование глаголов с помощью приставок: ехать – уезжать, приезжать, заезжать, переезжать, объезжать

- составление рассказа по опорным схемам

- развитие памяти, внимания, ориентировки в пространстве,          ( левая  рука, правая рука, левый глаз, правое ухо, правую ногу) логического мышления.

Посуда

- активизация и обогащение предметного словаря (сервиз, кофейник, самовар, гончар; чашки, блюдца, сковорода, кастрюля, ковшик, нож, вилка, ложка);

- обогащение словаря качественных признаков (цвет, форма, размер);

- активизация глагольного словаря (мыть, накрывать, вытирать);

- согласование существительных и числительных в роде, числе (одна ложка, две ложки, пять ложек);

- образование относительных прилагательных (фарфоровая, деревянная, стеклянная, металлическая).

- составление рассказа- описания по схеме (название, цвет, форма, из чего сделана, как её используют, как за ней ухаживать).

Продукты питания

- активизация и обогащение предметного словаря (бутерброд, кофе, карамель);

- активизация глагольного словаря (варят, едят, пьют, заготавливают);

- обогащение словаря признаков (молочная, пшённая, сладкая, горькая; антонимы);

- образование относительных прилагательных (мучные, молочные);

- образование глаголов с помощью приставок (пожарить, поджарить, пережарить).

- составление рассказа по заданным словам (обед, дом, стол, ложка, вилка, хлеб, солонка, молоко, лапша).

-развитие логического мышления, памяти, внимания, вкусовых ощущений;

- формирование языкового чутья (объяснение пословиц)

Зима

- активизация и обогащение предметного словаря (зима, стужа, метель, заносы, снежки, лыжи, санки, снежинки);

- обогащение словаря признаков (снежный, морозный, скрипучий, морозный, мягкий; антонимы);

- уточнение словаря наречий (морозно, холодно, темно);

- согласование существительных и числительных в роде, числе (один снеговик, два снеговика, пять снеговиков);

- образование сложных слов (снегоход, снегопад, снегокат, гололёд);

- употребление сложных предлогов (из, из – из, из – под).

- составление сравнительного рассказа – описания двух времён года (лето – зима).

Одежда, обувь, головные уборы

- активизация и обогащение предметного словаря: мужская, женская, детская, летняя, зимняя, демисезонная, праздничная, рабочая одежда; манжет, воротник, пели, пояс, голенище, козырёк; нитки, сантиметр, иглы, молоточки, ножницы; модельер, портниха, кожевник, сапожник, шляпница;

- обогащение словаря признаков: названия предметов одежды, антонимы;

- активизация глагольного словаря: шить, одевать, стирать, зашивать, гладить, мыть.

- образование относительных прилагательных (кожаная, фетровая, шерстяная, ситцевая);

- составление рассказа по плану: что это, детали одежды, её цвет, форма, классификация

Звери

Дикие звери

- активизация предметного словаря (логово, нора, берлога, дупло; голова, копыта, хвост, уши);

- обогащение словаря признаков ( мохнатый, бурый, остромордая, гималайский; сильный, трусливый, хитрая, коварный);

- активизация глагольного словаря (переваливается, бежит, прыгает, догоняет, охотится);

- уточнение  словаря наречий (ловко, стремительно, резво, высоко, пугливо, высоко, далеко).

-  образование существительных единственного и множественного числа, обозначающих детёнышей (лисенок – лисята, ежонок – ежата..);

- Составление сравнительного рассказа о двух животных (белка и лиса)

Домашние звери

- активизация предметного словаря (свинарка, конюх, телятница, доярка; ферма, коровник, конюшня, конура, овчарня);

- активизация и обогащение словаря признаков:

(большая, рогатая, пятнистая; шустрый, медлительная; толстая – тонкая, длинная – короткая);

- активизация глагольного словаря (мычит, лает, ржёт; прыгает, потягивается, бежит, бредёт)

- составление рассказа- описания по схеме (внешний вид животного, части тела, детёныши, повадки, питание, кто ухаживает за ним,  какую пользу приносит).

- развитие мимики  пластики (отображение повадок животных);

Птицы

- активизация и обогащение предметного словаря (утка, селезень, гусь, курица, петух, цыплёнок; птичник, птицеферма, птицефабрика; клюв, туловище, голова, крыло, перо, лапы, гребень);воробей, сорка, ласточка, стриж, ворона, голубь

- активизация глагольного словаря (гогочет, болбочет, кудахчет, кукарекает, крякает);

- обогащение словаря признаков (большой цветастый, пернатый; задиристый, вертлявый, трудолюбивый.

классификация птиц (зимующие, перелетные), части тела, детёныши;

-обогащение словаря признаков :внешний вид, характер, антонимы;

- активизация глагольного словаря :каркает, чирикает, щебечет; порхает, планирует, пикирует, ходит, прыгает, где живет, чем питается

- согласование существительных и числительных в роде, числе (одна ласточка, две ласточки, пять ласточек);

- образование притяжательных прилагательных (воробьиный, орлиный, журавлиный);

Транспорт

- активизация и обогащение предметного словаря (руль, педали, пилот, стюардесса,  механик, водитель, контролёр, капитан, радист);

- обогащение словаря признаков (автодорожный, железнодорожный, водный, подземный, воздушный, космический);

- активизация глагольного словаря (плыть, лететь, ехать, плыть, заводить, заправлять, ремонтировать).

- согласование существительных и числительных в роде, числе

(один катер, два катера, пять катеров);

 -образование однокоренных слов (лететь, взлетный, лётчик);

 - образование глаголов с помощью приставок (переплыть, заплыть, выплыть, уплыть..)

 -придумывание концовки рассказа

Профессии 

- активизация и обогащение предметного словаря (продавец, учитель, швея, строитель, маляр, доктор…);

- активизация глагольного словаря (шьёт, строит, воспитывает, лечит, готовит, красит, ухаживает, растит);

- обогащение словаря признаков (трудолюбивый, смелый, талантливый, добрый);

- составление рассказа «Кем я хочу стать и почему?»

Школьные принадлежности

- активизация и обогащение предметного словаря: пенал, портфель, ручка, карандаш

- обогащение словаря признаков: детская, спальная, школьная, пластмассовая, деревянная…

- активизация глагольного словаря (писать, читать, считать, рисовать, учиться);

 - активизация словаря наречий (мягко, удобно, комфортно, красиво, жёстко).

Ролевые игры по темам с вызыванием речи.

Для Софии – вызывание повтора коротких слов и звуков животных, природы, озвучивания действий кукол «топ-топ», «Прыг-прыг» и т.д.

2

Познавательное развитие. Познавательно-исследовательская, конструктивно-модельная деятельность

Конструктивно- модельная деятельность из кубиков

«Дорожки»

Учить строить длинные и короткие дорожки, используя кирпичики и пластины. Учить обыгрывать постройки.

Учить преобразовывать дорожки в длину. Закреплять понятие длиннее, короче, узкий, широкий. Развивать желание строить.

«Ворота», «Домик для куклы»,«Замок», «Заборчик для пони», «Высокий и низкий забор», «Мосты», «Гараж для двух машин»

Конструктивно-модельная деятельность из бумаги

«Самолет», «Лодочка», поделки из заготовок

Пазлы

Выкладывание счетных палочек по образцу

Классификация по одному признаку (цвет, размер, величина)

3

Познавательная развитие. Развитие математических представлений

Геометрические фигуры

Изучение понятий – один, много, широкий, узкий, длинный, короткий, высокий, низкий.

Числа 1–5: образование, написание; количественный и порядковый счёт; графические умения; понятия «последующие» и «предыдущие» числа, называние слова-числительного

4

Художественно-эстетическое развитие. Рисование Лепка/аппликация

Рассматривание картин и репродукций :Что изображено на картине? Какие цвета использовал художник ?(разучивание цветов – красный, желты, синий, зеленый) Что вы чувствуете, глядя на картину?

Темы для рисования гуашью и акварелью : «Тарелочка»,«Шарф для кошки»,«Травка и небо»,«Баранки и калачи»,«Лоскутное одеяло»,«Сосульки»,«Дорожки»,«Солнышко»,«Заборчик»,«Ручейки». «Флажок»«Самолёты летят»,«Аквариумные рыбки»«Закладка для книги»,«Уточка», «Посуда»

Лепка: «Лесенка»,«Грибок»,«Овощифрукты»,«Мячик»,«Оладьи»,«Баранки и рогалики»,«Витамины»,«Самолётик»,«Цветы для мамы»,«Миски для медведей»,«Божьи коровки».

Аппликация:«Автобусные билетики» «Флажки для праздника»,«Салфетка для стола»,«Лодки на реке»,«Дома на нашей улице».

Рисование: песком, пальчиковыми красками, ватными палочками.

5

Художественно-эстетическое развитие. Музыкальное развитие

Музыкальные инсценировки – Е. Железновой

Прослушивание  детских песен из мультфильмов

Повторение ритма

6

Физическое развитие. Физическая культура

Игры с мячом: «Прокати – не урони», «Подбрось – поймай», «Ударь по мячу», «Поймай мяч», «Кто дальше», «Меткие и быстрые», «Ловишки с мячом» вырабатывали у детей координацию движений, формируя у них чувство ритма

Игра «Сделай как я!» (голову вниз- голову вверх, покиваем головой, посмотри на потолок, посмотри на пол, подними ручки вверх, ручки в стороны, ручки на плечи, ручки на пояс, наклоны в стороны, наклон вперед)

Комплекс упражнений для рук и плеч:

«Баюшки-баю». Встать ровно, руки на бедрах, ноги слегка расставлены. Наклонять голову то к левому, то к правому плечу, стараясь дотянуться до них ухом.

«Птенчики». Встать прямо, ноги на ширине плеч, руки по швам. Вытянуть руки в стороны и делать ими взмахи вверх-вниз с разной амплитудой. Широкий взмах — как большая птичка, маленький взмах — как птенчик. «Паровозик». Занять положение как в предыдущем упражнении. Согнуть руки в локтях и вращать ими вперед, имитируя движение поезда. Комплекс упражнений для верхней части тела:

«Пение птиц». Встать ровно, немного расставить ноги, руки по швам. Наклонить корпус вперед, одновременно отведя прямые руки за спину. Сказать «чик-чирик» и занять изначальную позицию.

«Выгляни в окно». Сесть на стул, ноги согнуты, ладони на коленях. Наклонить корпус вперед, вытянуть шею и повернуть голову в сторону, как бы выглядывая в окно.

«Охи-Ахи». Стоя, слегка расставить ноги, руки на талии. Повернуть корпус вправо и, расставив руки, сказать «Ах». Затем занять исходную позицию, повернуться в левую сторону и сказать «Ох».

 Упражнения для ног: «Мячи». Прыжки на месте чередуются с ходьбой. «Едем по горам». Встать ровно и идти вперед, сначала немного сгибать ноги, постепенно приседая, затем разгибать. Выглядит это, как будто машина едет с горы на гору.

 «Струна». Встать прямо, ноги вместе, руки на талии. Подняться на носочки и потянуться макушкой к потолку

Упражнения для правильного дыхания: «Надувной мяч». Встать прямо, одну ладонь положить на живот. Постепенно вдыхать воздух носом, округляя живот, как будто мяч надувается. Затем выдохнуть, сдув живот и произнеся звук «ссс».

«Змея». Стоя ровно, руки вытянуть вперед, а кисти сложить в кулачки. Наклонить корпус вперед и, делая выдох, произнести звук «шшш». Возвращаясь в исходную позицию, сделать вдох.

Упражнения для ровной осанки:

«Полет птицы». Лечь на живот, расставить руки в стороны и оторвать грудь от пола. Задержаться на пару секунд и занять исходную позицию.

Сесть на пол, обхватить стопами резиновый мячик и перекладывать его, то влево, то вправо.

Схватить ногами кубик и построить так башню. Разложить на полу веревку. Ухватить ее пальцами ног и переложить в другое место. Положить на пол длинную палку. Ходить по ней босиком прямо и боком, удерживая равновесие.

«Пропеллер». Встать ровно, вытянуть руки в стороны. Выполнять круговые движения кистями сначала вперед, затем назад.

«Вентилятор».

7

Лечебная физкультура, лечебный массаж

Гармонические ряды IAO, LILALO, MIMAMO, MALERISO, LAEIEAL


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РАЗВИТИЮ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ХУДОЖЕСТВЕННО – ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИЕ ДОШКОЛЬНИКИ (3-5 ЛЕТ)

Художественно – творческая деятельность (лепка, рисование, аппликация) – очень интересна для ребенка – дошкольника, так как удовлетворяет его потребность в деятельности вообще и в продуктивной д...

Доклад.Тема: «Игры и упражнения для развития речи детей с синдромом Дауна».

В докладе показано, какое положительное влияние оказывают пальчиковые игры, сюжетно-ролевые игры, хороводные игры и игры-драматизации для развития речи детей с синдромом Дауна....

Рабочая программа дополнительного образования детей «ДАР (деятельность, активизация, развитие)».

Рабочая программа дополнительного образования детей «ДАР (деятельность, активизация, развитие)» составлена с учётом федерального государственного образовательного стандарта основного общего образовани...

Рабочая программа дополнительного образования детей по вокалу "Развитие вокально-хоровых навыков у детей"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ВОКАЛЬНОГО АНСАМБЛЯ «УЛЫБКА» «РАЗВИТИЕ ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ»...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ по обучению грамоте и развитию связной речи младших школьников «ПИШИЧИТАЙ»

Программа по курсу «Пишичитай» составлена в целях развития речи детей младшего школьного возраста. Программа составлена для обучения по одному часу в неделю – 35 часов в год (1 занятия в неделю по 45 ...

Организация коррекционно-развивающего процесса с дошкольниками с синдромом Дауна

Организация коррекционно-развивающего процесса с дошкольниками с синдромом Дауна....

Рабочая программа по развитию речи для дошкольников с особыми образовательными потребностями

Рабочая программа по развитию речи для дошкольников с особыми образовательными потребностями...