Рабочая программа дополнительного развития для дошкольника с синдромом Дауна 4 г.
рабочая программа
Программа дополнительного образования для ребенка с синдромом Дауна 4 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Допзанятия - ОВЗ - синдром Дауна 4 г. | 34.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа развития дошкольника 4 лет с синдромом Дауна
№ п/п | Образовательная область. Направление деятельности | Темы |
1 | Речевое развитие. Восприятие обращенной речи, построение связной речи, восприятие художественной литературы Цели: Проявляет речевую активность, употребляет существительные, обозначающие предметы обихода, игрушки, части тела человека и животных, некоторые явления природы. Называет действия, предметы, изображенные на картинке, персонажей сказок. Отражает в речи элементарные сведения о мире людей, природе, об окружающих предметах. Отвечает на вопросы после прочтения сказки или просмотра мультфильма с помощью не только отдельных слов, но и простых распространенных предложений несложных моделей, дополняя их жестами. Речевое сопровождение включается в предметно-практическую деятельность. Повторяет двустишья и простые потешки. Произносит простые по артикуляции звуки, легко воспроизводит звуко-слоговую структуру двух-трехсложных слов, состоящих из открытых, закрытых слогов, с ударением на гласном звуке. | Лето -активизация словаря(отдых, отпуск, поездка); -обогащение глагольного словаря(дождь что делает? – моросит, идет, льет); - активизация словаря наречий (солнечно, тепло дождливо, облачно, прохладно). - согласование существительных и прилагательных в роде, числе и падеже (лесная поляна, глубокая речка); - образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами (дождик, дождичек, дождик); - подбор однокоренных слов (лес – лесник, лесной..); - образование относительных прилагательных (сок из земляники – земляничный); - употребление окончаний прилагательных в единственном и множественном числе (летний день, летнее солнце, летние платья); - образование глаголов с помощью приставок (плыть – приплыть, уплыть…). Овощи, фрукты, сад, огород - активизация предметного словаря (урожай, овощи, фрукты, грядки, садовод); - активизация словаря наречий (кисло, сладко, горько, пресно); - активизация и обогащение словаря признаков: ( названия цветов; круглый, овальный; большой, средний; сладкий, горький). - составление рассказа – описания по плану (что это? Цвет, форма, размер. Где растёт? Что можно приготовить из этого?) - развитие логического мышления (отгадывание загадок, игра «Четвёртый лишний»; Деревья - активизация предметного словаря (ствол, ветви, листья (иглы), плоды и т.д.). Познакомить с названиями деревьев. Закрепить в словаре обобщ. понятие «деревья». - активизация словаря наречий (пасмурно, темно, холодно, уныло); - активизация и обогащение словаря признаков: ( названия цветов; большой, маленький, гладкий, шершавый, мягкий) - образование относительных прилагательных (ветка от ёлки – еловая ветвь); - употребление предлогов (сорвать с ветки, над деревом…) - развитие логического мышления (отгадывание загадок, игра «Четвёртый лишний»; «Лабиринты» Ягоды - активизация словаря наречий (кисло, сладко, горько); - активизация и обогащение словаря признаков: ( названия цветов; круглый, овальный; большой, средний; сладкий, горький). - образование существительных с уменьшительно – ласкательными и увеличительными суффиксами (малинка, клубничище); - образование существительных единственного и множественного числа в разных падежах (Р.П., Т. П., П.П.); - образование относительных прилагательных (сок из клюквы – клюквенный со); - употребление предлогов (сорвать с грядки, лежит на земле…) - составление рассказа – описания по плану (что это? Цвет, форма, размер. Где растёт? Что можно приготовить из этого?) - развитие логического мышления (отгадывание загадок, игра «Четвёртый лишний»; Грибы - активизация предметного словаря (названия грибов) - активизация и обогащение словаря признаков: ( названия цветов; ядовитый, съедобный, круглый, овальный; большой, средний; сладкий, горький). - образование существительных с уменьшительно – ласкательными и увеличительными суффиксами (грибочек, мухоморчик, поганища) - образование существительных единственного и множественного числа в разных падежах (Р.П., Т. П., П.П.); - употребление предлогов - составление рассказа – описания по плану (что это? Цвет, форма, размер. Где растёт? Что можно приготовить из этого?) - развитие логического мышления (отгадывание загадок, игра «Четвёртый лишний»; - развитие ориентировки в пространстве Осень - активизация и обогащение предметного словаря (время года, название месяцев, листопад…); - активизация и обогащение словаря признаков: 1)прилагательные (багряный, жёлто – коричневый; ветер – пронзительный, холодный); - активизация глагольного словаря(лить, светить, падать, моросить…); - активизация словаря наречий (хмуро, дождливо, пасмурно..) - составление предложений по вопросам; - распространение предложений однородными членами. - развитие логического мышления; - развитие зрительного внимания («С какого дерева листик?»); - формирование языкового чутья (объяснение понятий – золотая осень, золотые листья). Человек - активизация и обогащение предметного словаря: части лица и тела сначала на себе, а затем на кукле. - обогащение словаря признаков, эмоционального состояния (грустный, весёлый, расстроенный, печальный и т.д.) - активизация словаря антонимами (У Пьеро лицо грустное, а у Буратино... У Мальвины волосы светлые, а у Карабаса Барабаса... - активизация глагольного словаря - активизация словаря наречий: спокойно, быстро - образование глаголов с помощью приставок: ехать – уезжать, приезжать, заезжать, переезжать, объезжать - составление рассказа по опорным схемам - развитие памяти, внимания, ориентировки в пространстве, ( левая рука, правая рука, левый глаз, правое ухо, правую ногу) логического мышления. Посуда - активизация и обогащение предметного словаря (сервиз, кофейник, самовар, гончар; чашки, блюдца, сковорода, кастрюля, ковшик, нож, вилка, ложка); - обогащение словаря качественных признаков (цвет, форма, размер); - активизация глагольного словаря (мыть, накрывать, вытирать); - согласование существительных и числительных в роде, числе (одна ложка, две ложки, пять ложек); - образование относительных прилагательных (фарфоровая, деревянная, стеклянная, металлическая). - составление рассказа- описания по схеме (название, цвет, форма, из чего сделана, как её используют, как за ней ухаживать). Продукты питания - активизация и обогащение предметного словаря (бутерброд, кофе, карамель); - активизация глагольного словаря (варят, едят, пьют, заготавливают); - обогащение словаря признаков (молочная, пшённая, сладкая, горькая; антонимы); - образование относительных прилагательных (мучные, молочные); - образование глаголов с помощью приставок (пожарить, поджарить, пережарить). - составление рассказа по заданным словам (обед, дом, стол, ложка, вилка, хлеб, солонка, молоко, лапша). -развитие логического мышления, памяти, внимания, вкусовых ощущений; - формирование языкового чутья (объяснение пословиц) Зима - активизация и обогащение предметного словаря (зима, стужа, метель, заносы, снежки, лыжи, санки, снежинки); - обогащение словаря признаков (снежный, морозный, скрипучий, морозный, мягкий; антонимы); - уточнение словаря наречий (морозно, холодно, темно); - согласование существительных и числительных в роде, числе (один снеговик, два снеговика, пять снеговиков); - образование сложных слов (снегоход, снегопад, снегокат, гололёд); - употребление сложных предлогов (из, из – из, из – под). - составление сравнительного рассказа – описания двух времён года (лето – зима). Одежда, обувь, головные уборы - активизация и обогащение предметного словаря: мужская, женская, детская, летняя, зимняя, демисезонная, праздничная, рабочая одежда; манжет, воротник, пели, пояс, голенище, козырёк; нитки, сантиметр, иглы, молоточки, ножницы; модельер, портниха, кожевник, сапожник, шляпница; - обогащение словаря признаков: названия предметов одежды, антонимы; - активизация глагольного словаря: шить, одевать, стирать, зашивать, гладить, мыть. - образование относительных прилагательных (кожаная, фетровая, шерстяная, ситцевая); - составление рассказа по плану: что это, детали одежды, её цвет, форма, классификация Звери Дикие звери - активизация предметного словаря (логово, нора, берлога, дупло; голова, копыта, хвост, уши); - обогащение словаря признаков ( мохнатый, бурый, остромордая, гималайский; сильный, трусливый, хитрая, коварный); - активизация глагольного словаря (переваливается, бежит, прыгает, догоняет, охотится); - уточнение словаря наречий (ловко, стремительно, резво, высоко, пугливо, высоко, далеко). - образование существительных единственного и множественного числа, обозначающих детёнышей (лисенок – лисята, ежонок – ежата..); - Составление сравнительного рассказа о двух животных (белка и лиса) Домашние звери - активизация предметного словаря (свинарка, конюх, телятница, доярка; ферма, коровник, конюшня, конура, овчарня); - активизация и обогащение словаря признаков: (большая, рогатая, пятнистая; шустрый, медлительная; толстая – тонкая, длинная – короткая); - активизация глагольного словаря (мычит, лает, ржёт; прыгает, потягивается, бежит, бредёт) - составление рассказа- описания по схеме (внешний вид животного, части тела, детёныши, повадки, питание, кто ухаживает за ним, какую пользу приносит). - развитие мимики пластики (отображение повадок животных); Птицы - активизация и обогащение предметного словаря (утка, селезень, гусь, курица, петух, цыплёнок; птичник, птицеферма, птицефабрика; клюв, туловище, голова, крыло, перо, лапы, гребень);воробей, сорка, ласточка, стриж, ворона, голубь - активизация глагольного словаря (гогочет, болбочет, кудахчет, кукарекает, крякает); - обогащение словаря признаков (большой цветастый, пернатый; задиристый, вертлявый, трудолюбивый. классификация птиц (зимующие, перелетные), части тела, детёныши; -обогащение словаря признаков :внешний вид, характер, антонимы; - активизация глагольного словаря :каркает, чирикает, щебечет; порхает, планирует, пикирует, ходит, прыгает, где живет, чем питается - согласование существительных и числительных в роде, числе (одна ласточка, две ласточки, пять ласточек); - образование притяжательных прилагательных (воробьиный, орлиный, журавлиный); Транспорт - активизация и обогащение предметного словаря (руль, педали, пилот, стюардесса, механик, водитель, контролёр, капитан, радист); - обогащение словаря признаков (автодорожный, железнодорожный, водный, подземный, воздушный, космический); - активизация глагольного словаря (плыть, лететь, ехать, плыть, заводить, заправлять, ремонтировать). - согласование существительных и числительных в роде, числе (один катер, два катера, пять катеров); -образование однокоренных слов (лететь, взлетный, лётчик); - образование глаголов с помощью приставок (переплыть, заплыть, выплыть, уплыть..) -придумывание концовки рассказа Профессии - активизация и обогащение предметного словаря (продавец, учитель, швея, строитель, маляр, доктор…); - активизация глагольного словаря (шьёт, строит, воспитывает, лечит, готовит, красит, ухаживает, растит); - обогащение словаря признаков (трудолюбивый, смелый, талантливый, добрый); - составление рассказа «Кем я хочу стать и почему?» Школьные принадлежности - активизация и обогащение предметного словаря: пенал, портфель, ручка, карандаш - обогащение словаря признаков: детская, спальная, школьная, пластмассовая, деревянная… - активизация глагольного словаря (писать, читать, считать, рисовать, учиться); - активизация словаря наречий (мягко, удобно, комфортно, красиво, жёстко). Ролевые игры по темам с вызыванием речи. Для Софии – вызывание повтора коротких слов и звуков животных, природы, озвучивания действий кукол «топ-топ», «Прыг-прыг» и т.д. |
2 | Познавательное развитие. Познавательно-исследовательская, конструктивно-модельная деятельность | Конструктивно- модельная деятельность из кубиков «Дорожки» Учить строить длинные и короткие дорожки, используя кирпичики и пластины. Учить обыгрывать постройки. Учить преобразовывать дорожки в длину. Закреплять понятие длиннее, короче, узкий, широкий. Развивать желание строить. «Ворота», «Домик для куклы»,«Замок», «Заборчик для пони», «Высокий и низкий забор», «Мосты», «Гараж для двух машин» Конструктивно-модельная деятельность из бумаги «Самолет», «Лодочка», поделки из заготовок Пазлы Выкладывание счетных палочек по образцу Классификация по одному признаку (цвет, размер, величина) |
3 | Познавательная развитие. Развитие математических представлений | Геометрические фигуры Изучение понятий – один, много, широкий, узкий, длинный, короткий, высокий, низкий. Числа 1–5: образование, написание; количественный и порядковый счёт; графические умения; понятия «последующие» и «предыдущие» числа, называние слова-числительного |
4 | Художественно-эстетическое развитие. Рисование Лепка/аппликация | Рассматривание картин и репродукций :Что изображено на картине? Какие цвета использовал художник ?(разучивание цветов – красный, желты, синий, зеленый) Что вы чувствуете, глядя на картину? Темы для рисования гуашью и акварелью : «Тарелочка»,«Шарф для кошки»,«Травка и небо»,«Баранки и калачи»,«Лоскутное одеяло»,«Сосульки»,«Дорожки»,«Солнышко»,«Заборчик»,«Ручейки». «Флажок»«Самолёты летят»,«Аквариумные рыбки»«Закладка для книги»,«Уточка», «Посуда» Лепка: «Лесенка»,«Грибок»,«Овощифрукты»,«Мячик»,«Оладьи»,«Баранки и рогалики»,«Витамины»,«Самолётик»,«Цветы для мамы»,«Миски для медведей»,«Божьи коровки». Аппликация:«Автобусные билетики» «Флажки для праздника»,«Салфетка для стола»,«Лодки на реке»,«Дома на нашей улице». Рисование: песком, пальчиковыми красками, ватными палочками. |
5 | Художественно-эстетическое развитие. Музыкальное развитие | Музыкальные инсценировки – Е. Железновой Прослушивание детских песен из мультфильмов Повторение ритма |
6 | Физическое развитие. Физическая культура | Игры с мячом: «Прокати – не урони», «Подбрось – поймай», «Ударь по мячу», «Поймай мяч», «Кто дальше», «Меткие и быстрые», «Ловишки с мячом» вырабатывали у детей координацию движений, формируя у них чувство ритма Игра «Сделай как я!» (голову вниз- голову вверх, покиваем головой, посмотри на потолок, посмотри на пол, подними ручки вверх, ручки в стороны, ручки на плечи, ручки на пояс, наклоны в стороны, наклон вперед) Комплекс упражнений для рук и плеч: «Баюшки-баю». Встать ровно, руки на бедрах, ноги слегка расставлены. Наклонять голову то к левому, то к правому плечу, стараясь дотянуться до них ухом. «Птенчики». Встать прямо, ноги на ширине плеч, руки по швам. Вытянуть руки в стороны и делать ими взмахи вверх-вниз с разной амплитудой. Широкий взмах — как большая птичка, маленький взмах — как птенчик. «Паровозик». Занять положение как в предыдущем упражнении. Согнуть руки в локтях и вращать ими вперед, имитируя движение поезда. Комплекс упражнений для верхней части тела: «Пение птиц». Встать ровно, немного расставить ноги, руки по швам. Наклонить корпус вперед, одновременно отведя прямые руки за спину. Сказать «чик-чирик» и занять изначальную позицию. «Выгляни в окно». Сесть на стул, ноги согнуты, ладони на коленях. Наклонить корпус вперед, вытянуть шею и повернуть голову в сторону, как бы выглядывая в окно. «Охи-Ахи». Стоя, слегка расставить ноги, руки на талии. Повернуть корпус вправо и, расставив руки, сказать «Ах». Затем занять исходную позицию, повернуться в левую сторону и сказать «Ох». Упражнения для ног: «Мячи». Прыжки на месте чередуются с ходьбой. «Едем по горам». Встать ровно и идти вперед, сначала немного сгибать ноги, постепенно приседая, затем разгибать. Выглядит это, как будто машина едет с горы на гору. «Струна». Встать прямо, ноги вместе, руки на талии. Подняться на носочки и потянуться макушкой к потолку Упражнения для правильного дыхания: «Надувной мяч». Встать прямо, одну ладонь положить на живот. Постепенно вдыхать воздух носом, округляя живот, как будто мяч надувается. Затем выдохнуть, сдув живот и произнеся звук «ссс». «Змея». Стоя ровно, руки вытянуть вперед, а кисти сложить в кулачки. Наклонить корпус вперед и, делая выдох, произнести звук «шшш». Возвращаясь в исходную позицию, сделать вдох. Упражнения для ровной осанки: «Полет птицы». Лечь на живот, расставить руки в стороны и оторвать грудь от пола. Задержаться на пару секунд и занять исходную позицию. Сесть на пол, обхватить стопами резиновый мячик и перекладывать его, то влево, то вправо. Схватить ногами кубик и построить так башню. Разложить на полу веревку. Ухватить ее пальцами ног и переложить в другое место. Положить на пол длинную палку. Ходить по ней босиком прямо и боком, удерживая равновесие. «Пропеллер». Встать ровно, вытянуть руки в стороны. Выполнять круговые движения кистями сначала вперед, затем назад. «Вентилятор». |
7 | Лечебная физкультура, лечебный массаж | Гармонические ряды IAO, LILALO, MIMAMO, MALERISO, LAEIEAL |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РАЗВИТИЮ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ХУДОЖЕСТВЕННО – ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИЕ ДОШКОЛЬНИКИ (3-5 ЛЕТ)
Художественно – творческая деятельность (лепка, рисование, аппликация) – очень интересна для ребенка – дошкольника, так как удовлетворяет его потребность в деятельности вообще и в продуктивной д...
Доклад.Тема: «Игры и упражнения для развития речи детей с синдромом Дауна».
В докладе показано, какое положительное влияние оказывают пальчиковые игры, сюжетно-ролевые игры, хороводные игры и игры-драматизации для развития речи детей с синдромом Дауна....
Рабочая программа дополнительного образования детей «ДАР (деятельность, активизация, развитие)».
Рабочая программа дополнительного образования детей «ДАР (деятельность, активизация, развитие)» составлена с учётом федерального государственного образовательного стандарта основного общего образовани...
Рабочая программа дополнительного образования детей по вокалу "Развитие вокально-хоровых навыков у детей"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ВОКАЛЬНОГО АНСАМБЛЯ «УЛЫБКА» «РАЗВИТИЕ ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ»...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ по обучению грамоте и развитию связной речи младших школьников «ПИШИЧИТАЙ»
Программа по курсу «Пишичитай» составлена в целях развития речи детей младшего школьного возраста. Программа составлена для обучения по одному часу в неделю – 35 часов в год (1 занятия в неделю по 45 ...
Организация коррекционно-развивающего процесса с дошкольниками с синдромом Дауна
Организация коррекционно-развивающего процесса с дошкольниками с синдромом Дауна....
Рабочая программа по развитию речи для дошкольников с особыми образовательными потребностями
Рабочая программа по развитию речи для дошкольников с особыми образовательными потребностями...