Доклад.Тема: «Игры и упражнения для развития речи детей с синдромом Дауна».
материал по теме
В докладе показано, какое положительное влияние оказывают пальчиковые игры, сюжетно-ролевые игры, хороводные игры и игры-драматизации для развития речи детей с синдромом Дауна.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_igry_i_uprazhneniya_dlya_razvitiya_rechi.doc | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры и упражнения для развития речи
детей с синдромом Дауна.
Глубокие речевые нарушения детей с интеллектуальной недостаточностью приводят к речевой замкнутости, поэтому очень важно снять с этих детей « режим молчания», повысить их речевую мотивацию. Это может быть достигнуто с помощью игр и упражнений. Развитие речи у детей с умственной отсталостью отрабатывается в процессе игр и упражнений. Они помогают развивать речь и моторику ребенка в доступной для него игровой форме, сформировать активный словарный запас, усвоить основные формы построения предложений, развивать связную речь, закрепить знания об окружающей действительности и сделать обучение веселым и интересным занятием.
Игры и упражнения также включают требования к интонационной стороне речи (выразить свою просьбу, благодарность с соответствующей интонацией). Кроме того, дети учатся вести диалог, внимательно слушать своих сверстников, смело и громко произносить слова при всех. В игре речь является средством доброжелательного, вежливого общения детей с речевым недоразвитием друг с другом.
Между речью и игрой существует двусторонняя связь: с одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой стороны, сама игра развивается под влиянием развития речи. Для того, чтобы игра действительно увлекла детей и была результативной, воспитатель должен быть ее непосредственным участником. Своими действиями, эмоциональным общением с детьми воспитатель вовлекает их в совместную деятельность. Он становится, как бы, центром притяжения в игре. Воспитатель организует игру и направляет ее – он помогает детям преодолевать затруднения, ободряет их хорошие поступки, поощряет соблюдения правил и отмечает ошибки некоторых детей. Совмещение взрослым двух разных ролей – участника и организатора – важная особенность любых игр и упражнений для развития речи умственно отсталых детей.
Целесообразно организовывать с детьми такие игры, в которых участвуют все дети группы. Во время проведения игр я чаще всего использую метод хорового проговаривания. Хоровое проговаривание слов и предложений предшествует индивидуальному проговариванию. Обычно одно хоровое проговаривание сочетается с несколькими индивидуальными. Это значительно повышает плотность занятия, помогает вовлечь в работу всех детей. Я остановлюсь на таких видах игр для развития речи, которые наиболее часто использую в своей работе. Это: 1)пальчиковые игры и речь с движением; 2) хороводные игры; 3) сюжетно-ролевые игры; 4) игры-драматизации.
Пальчиковые игры и речь с движением.
Развитие мелкой моторики способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать ее темп, учит соблюдению речевых пауз и снижает психическое напряжение. Такие занятия способствуют развитию речи, восприятия, внимания, памяти, воображения и мышления, положительно влияют на эмоциональное состояние детей, а также радуют и ободряют их и учат общаться. Дети с умственной отсталостью легче запоминают стихи с движениями, потому что в ходе занятий задействуются разные каналы восприятия и ассоциативная память. (Просмотр пальчиковой игры и речи с движением на видео при изучении тем «Овощи» и «Части лица и тела»).
Хороводные игры.
Хороводные игры и игры с пением способствуют развитию выразительности речи и согласованности слов с движениями. Подобные игры формируют также произвольное запоминание текстов и движений. Они помогают детям с умственной отсталостью научиться организовывать свое общение между собой и делают они это с большим удовольствием. Прежде всего, веселый настрой, радость, которую подарит легкий танец. А чем больше стишков и песенок будет слышать и повторять умственно отсталый ребенок, тем лучше будет речь, память, фонематический слух, чувство ритма. Дети также учатся координировать и соотносить свои движения с движениями других, взрослых и детей. Ведь если идти слишком быстро или медленно, или не в ту сторону, или побежать, когда все остановились, то хоровода не получится. И это они видят и понимают. (Просмотр на видео хороводной игры « Во поле береза стояла»).
Сюжетно-ролевые игры.
Сюжетно-ролевая игра продолжает развиваться и занимает ведущее место для коррекции недоразвития речи детей. Она развивает у детей навыки общения друг с другом и их речь. Сюжетно-ролевые игры способствуют и помогают подготовить детей к жизни за пределами детского дома, учат мыслить, расширяют кругозор и отрабатывают навыки социального поведения. Вызывая речевую активность ребенка, воспитатель направляет ее на сверстника, учит вступать с ним в диалог.
Любимыми сюжетами у детей 5 группы остаются игры в « Больницу», в «Магазин», в «Парикмахерскую». Когда играют в «Магазин», то здесь происходит не только общение между покупателем и продавцом, но и закрепляются родовые понятия «Фрукты», «Овощи», «Игрушки», « Продукты» и др..(Просмотр на видео сюжетно –ролевой игры в «Магазин»).
Игры – драматизации.
Большое влияние на развитие речи детей оказывают игры, содержанием которых является инсценирование какого-либо сюжета, так называемые, игры - драматизации. Подобные игры формируют произвольное запоминание текстов и движений.
В игре - драматизации игра присутствует, как свободная деятельность , которая совершается не по принуждению. Дети в такой игре не нацелены на результат, им достаточно того, что они играют. Здесь важен процесс «оживления» сюжета, например, сказки. Дети воспроизводят содержание сказок, поведение персонажей, их характерные движения, ведут диалоги. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно и понятно изъясняться. У них улучшается диалогическая речь. Если игра проводится впервые, то необходимо проиграть весь речевой сюжет на глазах у детей. Играя нельзя отвлекаться от сюжета. Например, делать замечания детям, т.к. в этом случае теряется целостность сюжета.
Этапы игры - драматизации включают в себя:
1) знакомство со сказкой;
2) освоение сказки по эпизодам;
3) проигрывание всей сказки целиком;
4) показ зрителям.
(Просмотр на видео фрагментов из игры-драматизации сказки «Колобок»).
Программная тематика игр и упражнений, о которых я рассказала, тесно связана с жизнью и деятельностью детей и хорошо им всем знакома. Именно узнаваемость материала способствует активизации речевой деятельности, потребности в своем высказывании у детей с умственной отсталостью. На знакомом бытовом материале у них происходит расширение словаря и развитие речи. Многие слова и понятия переходят из пассивного словаря в активный словарь. Во всех играх дети встречались с игровыми действиями, в которых активно участвует речь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры и упражнения для развития речи детей
Консультация для педагогов и родителей "Игры и упражнения для развития речи детей"....
Диагностика речи детей с Синдромом Дауна
Синдром Дауна - это не логопедический диагноз, а набор разных симптомов, в том числе и речевых. При синдроме Дауна мы можем встречать такие речевые диагнозы, как: 1) системное недоразвитие речи, обу...
Речь детей с синдромом Дауна
Начиная работу с ребенком с ОВЗ важно помнить, те особенности диагноза и сопутствующие сложности, которые могут встретиться на Вашем пути. Не исключая разные области влияющие на этот процесс: общение ...
Играем вместе "Игры, игровые упражнения для развития речи детей дошкольников в домашних условиях"
игры, игровые упражнения на развитие мелкой моторики и закрепление различных речевых навыков...
Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании речи детей. Игры и упражнения для развития речи детей 2-3 лет»
Важнейшим условием для того, чтобы ребёнок овладел правильной речью, является та речевая атмосфера, в которую он погружён с первых дней своего существования. Поэтому для овладения грамотно...
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Основной задачей работы с детьми старшего дошкольного возраста по усвоению фонетической стороны речи и правильному произнесению всех звуков родного языка является дальнейшее совершенствование речевого...
«Игры и упражнения для развития речи у детей с РАС»
Рекомендовано для родителей и педагогов групп компенсирующей направленности ДОУ...