Проектная деятельность в экологическом воспитании детей с ТМНР
статья
Статья содержит опыт работы с детьми с тяжелыми множественными нарушениями умственного и ипсихического здоровья. Может быть использован в старших группах ДОУ и начальной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_ekologicheskaya_kultura.docx | 19.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектная деятельность в экологическом воспитании детей с ТМНР.
Работа в классах 2 варианта обучения имеет свои особенности. Педагоги этих классов работают не просто с детьми с ОВЗ, а с детьми, имеющими Тяжелые Множественные Нарушения Развития включая умственное и психическое. Большинство из них никогда не научатся читать и писать. У некоторых отсутствует активная речь, навыки самообслуживания. Кто-то не всегда понимает обращенную речь. Поэтому работа педагогов направлена в большей степени на воспитание и социализацию. Нередко приходится сталкиваться с мнением, что для таких детей не нужно духовно-нравственное, патриотическое, экологическое и т.д. воспитание. Ведь они не понимают смысла, значения этих понятий, не способны запомнить то, что им говорится. В том, что это ошибочное мнение, мы убедились на собственном опыте. Действительно, не все им понятно, но они воспринимают сердцем все, что мы пытаемся до них донести и живо откликаются на все наши замыслы. В этой работе нам очень помогает метод проектов, который нашел широкое применение в обычных школах. Но в работе с нашими детьми он используется крайне редко. Я считаю, что использование этого метода именно при работе с детьми 2 варианта обучения оправдано и дает хорошие результаты. Включение метода проектов в организацию внеклассной или воспитательной работы дает много преимуществ.
Главная цель любого проекта – формирование у детей различных умений. Применение этого метода позволяет ребенку получить личностный опыт и освоить нужные виды деятельности, активно привлечь родителей к учебной, внеклассной и воспитательной деятельности. Проект как форма совместной развивающей деятельности детей, родителей, педагогов дает возможность получить лучшие результаты.
Особенностью проектной деятельности в классах 2 варианта обучения является то, что она носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги, а также вовлекаются родители, которые становятся непосредственными участниками процесса.
Проектная деятельность позволяет развить наблюдательность, творческое мышление, самодисциплину, речь, память, внимание. Позволяет участникам быть более активными в школьной жизни, способствует развитию у детей навыков общения в группе. Не все виды проектов подходят для работы с нашими детьми. Мы используем и предполагаем использовать в дальнейшем такие виды проектов как: информационный, творческий, познавательный, частично исследовательский.
В текущем учебном году МО воспитателей работает над проектом «Мы в ответе за нашу Землю», посвященном году экологии. Приобщение ребенка к охране, защите природы дает ему возможность почувствовать свою значимость, способность делать полезные дела, реально видеть результаты своей деятельности, приносить пользу и радость окружающим.
В современных условиях необходимо формировать экологическое мировоззрение с дошкольного возраста, прививать детям экологическую грамотность, культуру. Помочь детям увидеть уникальность, своеобразие, красоту нашей планеты – цель данного проекта В зависимости от возраста детей, все темы усложняются по содержанию, задачам и способам реализации. Особое внимание уделяется формированию целостного взгляда на природу и место человека в ней. У детей формируются первые представления о существующих в природе взаимосвязях и на этой основе – начала экологического мировоззрения и культуры, внимательного отношения к окружающей среде, к своему здоровью. Важное значение при работе с детьми придается нравственному аспекту: развитию представлений о ценности природы, эмоционально- положительному отношению к ней, выработке первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе в быту.
Цель проекта: Формирование экологической культуры, бережного отношения к природе и всему окружающему.
Задачи проекта:
- Формировать навыки наблюдения
- Развивать у детей воображение, речь, фантазию, мышление, память
- Охранять и укреплять здоровье детей. - Расширить и систематизировать знания о природе, Земле, растительном и животном мире, понятии «экология»
- воспитание понимания важности охраны окружающей среды Предполагаемый результат проекта:
- Проведение акции «Кормушка»
- Проведение акции «Скворечник»
- Проведение акции «Клумба Победы»
- Выставки творческих работ учащихся
- Выставка фотографий
- Проведение акции «Батарейка» Целевая группа проекта: Проект адресован для классов 2 варианта обучения,
Участники проекта: педагоги, учащиеся, родители
Продолжительность проекта: Долгосрочный.(сентябрь-май)
Работа над проектом проходит в 3 этапа 1 этап Подготовительный (сентябрь)
- определение темы проекта, - формулирование целей и задач проекта, - ознакомление педагогов и родителей классов ОР с темой, целями и задачами проекта - подбор необходимого материала. - распределение обязанностей
2 этап Основной (реализация проекта) (октябрь-май) Экскурсии в зоопарк, океанариум, дельфинарий, парки, скверы, наблюдение за изменениями в природе со сменой времен года, сбор природного материала (листья, желуди, каштаны, мох, веточки, ракушки, семена и косточки различных плодов и т.д), изготовление гербариев, поделок, выставки рисунков и поделок, чтение художественной литературы ( В.Бианки, Б.Жидков, Е.Чарушин, О.Перовская и др.), знакомство с картинами Шишкина, Айвазовского, Левитана, беседы, рисование, изготовление поделок по итогам чтения, знакомства с художественными и муз произведениями, просмотры презентаций, мультфильмов, иллюстраций, прослушивание муз. произведений классиков П.И.Чайковского , А.Вивальди «Времена года», знакомство с анимационным фильмом на музыку К.Сен-Санса «Карнавал животных», прослушивание звуков природы, голосов птиц (с последующей игрой-угадай что это был за звук, или песню какой птицы мы слышали),праздники, внеклассные занятия в классах и ГПД, изготовление и развешивание кормушек ( беседы о необходимости помощи, подкармливании птиц в тяжелое для них время), скворечников, сбор батареек (беседы об опасных отходах, почему нельзя выбрасывать батарейки). Организация школьной выставки поделок «Весенний вальс», «Осенняя палитра», выращивание рассады (посев, уход, наблюдение) и посадка клумбы Победы. В ГПД мы проводили занятия, на которых знакомились с многообразием и красотой обитателей водной стихии, земли и воздуха. На итоговом занятии «3стихии» дети познакомились со свойствами воды, воздуха, земли, их значении в жизни человека, животных, растений. Узнали о том, как можно защитить и сохранить природу. Говорили о том, что мы можем внести свой вклад в охрану окружающей среды и что именно нужно для этого делать. 3. Заключительный этап 1.выставка детских работ 2.Фотовыставка. 3.Посадка Клумбы Победы 4.Презентация проекта. Формы реализации проекта: - Экологические занятия.
- Наблюдения и экологические экскурсии.
- Познавательное чтение.
- “Уроки доброты”.
- Природоохранные акции
- Подвижные, дидактические, имитационные игры, инсценировки экологической направленности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы «Культурно-досуговая деятельность как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня».
МБДОУ «Детский сад «Мастерок» Опыт работы «Культурно-досуговая деятельность как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня». Учитель-л...
План по самообразованию "Культурно-досуговая деятельность как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня".
План по самообразованиюКультурно-досуговая деятельность как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня. (2011-2012 г.г.)Учитель-логопед: Рогалева Наталья А...
Экологическое воспитание детей в совместной деятельности и в повседневной жизни
Экологическое воспитание детей в совместной деятельности и в повседневной жизни (Из опыта работы)...
ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ Развитие экологической культуры школьников на основе создания МОДЕЛИ ЦЕНТРА нравственно-экологического воспитания детей и подростков «ЭКОС- экологическое содружество»
Рузский район – «жемчужина Подмосковья». Край плодородной земли, зеленых просторов лесов, прозрачных озер и кристально-чистого воздуха.Человек, увы, не всегда живет по законам разума...
Статья ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АЛЬТЕНАТИВНЫХ СРЕДСТВ КОММУНИКАЦИИ В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ С ТМНР В РАБОТЕ ТЬЮТОРА. (Из опыта работы)
В статье предоставлен опыт работы тьютора Матвеево-Курганской школы-интернат по использованию альтернативных средств коммуникации с детьми с ТМНР....
Использование альтернативной коммуникации в обучении и воспитании детей с ТМНР
Использование альтернативной коммуникации в обучении и воспитании детей с ТМНР...