Проектная деятельность в экологическом воспитании детей с ТМНР
статья

калнина анна алексеевна

Статья содержит опыт работы с детьми с тяжелыми множественными нарушениями умственного и ипсихического здоровья. Может быть использован  в старших группах ДОУ и начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_ekologicheskaya_kultura.docx19.5 КБ

Предварительный просмотр:

         Проектная деятельность в экологическом воспитании детей с ТМНР.

Работа в классах 2 варианта обучения имеет свои особенности. Педагоги этих классов работают не просто с детьми с ОВЗ, а с детьми, имеющими Тяжелые Множественные Нарушения Развития включая умственное и психическое. Большинство из них никогда не научатся читать и писать. У некоторых отсутствует активная речь, навыки самообслуживания.  Кто-то не всегда понимает обращенную речь. Поэтому работа педагогов направлена в большей степени на воспитание и социализацию. Нередко приходится сталкиваться с мнением, что для таких детей не нужно духовно-нравственное, патриотическое, экологическое и т.д. воспитание. Ведь они не понимают смысла, значения этих понятий, не способны запомнить то, что им говорится. В том, что это ошибочное мнение, мы убедились на собственном опыте. Действительно, не все им понятно, но они воспринимают сердцем все, что мы пытаемся до них донести и живо откликаются на все наши замыслы.  В этой работе нам очень помогает метод проектов, который нашел широкое применение в обычных школах.  Но в работе с нашими детьми он используется крайне редко. Я считаю, что использование этого метода именно при работе с детьми 2 варианта обучения оправдано и дает хорошие результаты. Включение метода проектов в организацию внеклассной или воспитательной работы дает много преимуществ.

       Главная цель любого проекта – формирование у детей различных умений.  Применение этого метода позволяет ребенку получить личностный опыт и освоить нужные виды деятельности, активно привлечь родителей к учебной, внеклассной и воспитательной деятельности. Проект как форма совместной развивающей деятельности детей, родителей, педагогов дает возможность получить лучшие результаты.

               Особенностью проектной деятельности в классах 2 варианта обучения является то, что она носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги, а также вовлекаются родители, которые становятся непосредственными участниками процесса.

               Проектная деятельность позволяет развить наблюдательность, творческое мышление, самодисциплину, речь, память, внимание. Позволяет участникам быть более активными в школьной жизни, способствует развитию у детей навыков общения в группе. Не все виды проектов подходят для работы с нашими детьми. Мы используем и предполагаем использовать в дальнейшем такие виды проектов как: информационный, творческий, познавательный, частично исследовательский.

      В текущем учебном году МО воспитателей работает над проектом «Мы в ответе за нашу Землю», посвященном году экологии. Приобщение ребенка к охране, защите природы дает ему возможность почувствовать свою значимость, способность делать полезные дела, реально видеть результаты своей деятельности, приносить пользу и радость окружающим.

       В современных условиях необходимо формировать экологическое мировоззрение с дошкольного возраста, прививать детям экологическую грамотность, культуру. Помочь детям увидеть уникальность, своеобразие, красоту нашей планеты – цель данного проекта В зависимости от возраста детей, все темы усложняются по содержанию, задачам и способам реализации. Особое внимание уделяется формированию целостного взгляда на природу и место человека в ней. У детей формируются первые представления о существующих в природе взаимосвязях и на этой основе – начала экологического мировоззрения и культуры, внимательного отношения к окружающей среде, к своему здоровью. Важное значение при работе с детьми придается нравственному аспекту: развитию представлений о ценности природы, эмоционально- положительному отношению к ней, выработке первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе в быту.

Цель проекта: Формирование экологической культуры, бережного отношения к природе и всему окружающему.

Задачи проекта:

 -  Формировать навыки наблюдения

-  Развивать у детей воображение, речь, фантазию, мышление, память

-  Охранять и укреплять здоровье детей.                                                                            -  Расширить и систематизировать знания о природе, Земле, растительном и животном мире, понятии «экология»

-  воспитание понимания важности охраны окружающей среды                                                                                                                     Предполагаемый результат проекта:

  1. Проведение акции «Кормушка»
  2. Проведение акции «Скворечник»
  3. Проведение акции «Клумба Победы»                                                              
  4. Выставки творческих работ учащихся
  5. Выставка фотографий  
  6. Проведение акции «Батарейка»                                                                                               Целевая группа проекта: Проект адресован для классов 2 варианта обучения,

Участники проекта: педагоги, учащиеся, родители

Продолжительность проекта: Долгосрочный.(сентябрь-май)

Работа над проектом проходит в 3 этапа                                                                        1 этап Подготовительный (сентябрь)

- определение темы проекта,                                                                                         - формулирование целей и задач проекта,                                                                           - ознакомление педагогов и родителей классов ОР с темой, целями и задачами проекта                                                                                                               - подбор необходимого материала.                                                                      - распределение обязанностей

2 этап Основной (реализация проекта) (октябрь-май)                                                   Экскурсии в зоопарк, океанариум, дельфинарий, парки, скверы, наблюдение за изменениями в природе со сменой времен года, сбор природного материала (листья, желуди, каштаны, мох, веточки, ракушки, семена и косточки различных плодов и т.д), изготовление гербариев, поделок, выставки рисунков и поделок, чтение художественной литературы ( В.Бианки, Б.Жидков, Е.Чарушин, О.Перовская и др.), знакомство с картинами Шишкина, Айвазовского, Левитана, беседы, рисование, изготовление поделок по итогам чтения, знакомства с художественными и муз произведениями, просмотры презентаций, мультфильмов, иллюстраций, прослушивание муз. произведений классиков П.И.Чайковского , А.Вивальди  «Времена года», знакомство с анимационным фильмом на музыку К.Сен-Санса «Карнавал животных», прослушивание звуков природы, голосов птиц (с последующей игрой-угадай  что это был за звук, или песню какой птицы мы слышали),праздники, внеклассные занятия в классах и ГПД, изготовление и развешивание кормушек ( беседы о необходимости помощи, подкармливании птиц в тяжелое для них время), скворечников, сбор батареек (беседы об опасных отходах, почему нельзя выбрасывать батарейки). Организация школьной выставки поделок «Весенний вальс», «Осенняя палитра», выращивание рассады (посев, уход, наблюдение) и посадка клумбы Победы. В ГПД мы проводили занятия, на которых знакомились с многообразием и красотой обитателей водной стихии, земли и воздуха. На итоговом занятии «3стихии» дети познакомились со свойствами воды, воздуха, земли, их значении в жизни человека, животных, растений. Узнали о том, как можно защитить и сохранить природу. Говорили о том, что мы можем внести свой вклад в охрану окружающей среды и что именно нужно для этого делать.                                                                                                                            3. Заключительный этап                                                                                                                           1.выставка детских работ                                                                                                                                          2.Фотовыставка.                                                                                                                                  3.Посадка Клумбы Победы                                                                                      4.Презентация проекта.                                                                                           Формы реализации проекта:                                                                                                       - Экологические занятия.

 - Наблюдения и экологические экскурсии.

- Познавательное чтение.

- “Уроки доброты”.

- Природоохранные акции

- Подвижные, дидактические, имитационные игры, инсценировки экологической направленности.  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы «Культурно-досуговая деятельность как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня».

МБДОУ «Детский сад «Мастерок» Опыт работы «Культурно-досуговая деятельность как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня». Учитель-л...

План по самообразованию "Культурно-досуговая деятельность как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня".

План по самообразованиюКультурно-досуговая деятельность как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня. (2011-2012 г.г.)Учитель-логопед: Рогалева Наталья А...

Экологическое воспитание детей в совместной деятельности и в повседневной жизни

Экологическое воспитание детей  в совместной деятельности и в повседневной жизни   (Из опыта работы)...

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ Развитие экологической культуры школьников на основе создания МОДЕЛИ ЦЕНТРА нравственно-экологического воспитания детей и подростков «ЭКОС- экологическое содружество»

Рузский район – «жемчужина Подмосковья». Край плодородной земли, зеленых просторов лесов, прозрачных озер и кристально-чистого воздуха.Человек, увы, не всегда живет по законам разума...

Статья ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АЛЬТЕНАТИВНЫХ СРЕДСТВ КОММУНИКАЦИИ В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ С ТМНР В РАБОТЕ ТЬЮТОРА. (Из опыта работы)

В статье предоставлен опыт работы тьютора Матвеево-Курганской школы-интернат по использованию альтернативных средств коммуникации с детьми с ТМНР....

Использование альтернативной коммуникации в обучении и воспитании детей с ТМНР

Использование альтернативной коммуникации в обучении и воспитании детей с ТМНР...