Использование альтернативной коммуникации в обучении и воспитании детей с ТМНР
электронный образовательный ресурс

Самойленко Ольга Валерьевна

Использование альтернативной коммуникации в обучении и воспитании детей с ТМНР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_po_aas.pptx2.85 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование альтернативной коммуникации в обучении и воспитании детей с ТМНР

Слайд 2

AAC Альтернативная коммуникация это любые способы, которыми человек заменяет устную речь . Дополнительная коммуникация (Аугментативная) - дополняющая устную речь. В международной среде объединяют и называют ААС = Альтернативная и Дополняющая Коммуникация ( Augmentative and Alternative Communication ).

Слайд 3

Цель АК: социализация в обществе стимулирует появление речи и помогает её развитию. выражать с помощью средств АК свои желания.

Слайд 4

В ходе обучения выделяются следующие основные задачи: развитие умения выражать потребности, предпочтения, желания при помощи средств альтернативной коммуникации (мануальных и графических символов); создание условий для формирования и развития речевого внимания; обогащение опыта использования ребёнком речевых средств, мануальных и графических символов; стимуляция умения аккумулировать и применять навыки коммуникативного взаимодействия; развитие и обогащение коммуникативных компетенций; создание условий для пробуждения речевой и эмоционально-личностной активности детей.

Слайд 5

Зачем нужна ребенку с ТМНР коммуникация? Просьба Отказ Комментарий Вопрос Ответ на вопрос Разделение эмоций удовольствия или неудовольствия Социальная функция

Слайд 6

Системы альтернативной коммуникации 1. Досимволические системы коммуникации 2. Системы жестов 3. Системы графических символов: Карточные символы PECS Пиктограммы Рисунки Карточки со словами Фотографии Предметы окружающего мира/модели 4. Специальные технические средства: Диктофоны Коммуникаторы Планшеты и ноутбуки со специальной клавиатурой

Слайд 7

ЖЕСТ

Слайд 8

Графические символы

Слайд 9

Коммуникативная книга

Слайд 10

Материально-техническое обеспечение: предметы, графические изображения, знаковые системы, таблицы букв, карточки с напечатанными словами, наборы букв, коммуникативных таблиц и коммуникативные тетради, коммуникативные доски. графические символы картиночные символы коммуникации ( P Е CS ), пиктограммы, рисунки, карточки со словами, фотографии; предметные (игрушки, предметы окружающего мира, модели). технические средства диктофоны, коммуникаторы; сложные технические приспособления (планшеты, компьютеры) со специальной клавиатурой.

Слайд 11

Электронные устройства с синтезатором речи

Слайд 12

При подборе средств альтернативной коммуникации необходимо: Учитывать сильные стороны ребенка. Особенности его развития. У детей с ТМНР в силу особенностей развития и специфики диагноза понимание смысла коммуникации и отклика на неё занимает долгое время. Такому ребёнку нужно гораздо больше времени, чтобы отозваться на предложенное общение. Для выбора подходящей системы коммуникации педагогу специалистам совместными усилиями необходимо: Оценить уровень коммуникативного развития; К оммуникативных особенностей и возможностей ребенка . Для этого на обсуждениях со специалистами выясняется: Е сть ли у ребёнка желание вступать в коммуникацию ? Как выражается это намерение ? В каких ситуациях инициируется взаимодействие? Умеет ли ребенок слушать и поддерживать диалог со взрослыми и детьми?

Слайд 13

Счастье, когда тебя понимают!!!!

Слайд 14

Литература: Фрост Л., Бонди Э. "СИСТЕМА АЛЬТЕРНАТИВНОЙ КОММУНИКАЦИИ С ПОМОЩЬЮ КАРТОЧЕК (PEKS)» Перевод с английского Издательство: Теревинф Год издания: 2011 Д.И. Бойков, С.В. Бойкова СПб.:НОУСОЮЗ ",2004 "КАК УЧИТЬ ДЕТЕЙ ОБЩАТЬСЯ " Л.Б. Баряева , Е.Т. Логинова, Л.В. Лопатина М.:"ДРОФА", 2007 "Я-ГОВОРЮ! УПРАЖНЕНИЯ С ПИКТОГРАММАМИ Т.Н. Тищенко М.: Издательский дом «Регламент», 2009. — 84 с. "Учим говорить особенного ребенка» Фон Течнер Стивен, Мартинсен Харальд Издательство: Теревинф , 2014 г. «Введение в альтернативную и дополнительную коммуникацию. Жесты и графические символы для людей…» Штягинова Е.А. Методический сборник «Альтернативная коммуникация» Новосибирск, 2012г. Социальная школа КАРИТАС «Альтернативная и дополнительная коммуникация», сборник статей, 2016г. Изд. Скифия , СПб Рыскина В, Лазина Е. «Коммуникация с помощью картинок» изд. Эвричайлд (Великобритания), 2010г.

Слайд 15

Список Интернет-ресурсов: http://autism-aba.blogspot.ru – сайт Юлии Эрц по аутизму и АВА-терапии , работа с PECS (этапы) http://anna-asima.livejournal.com/154510.html - изготовление коммуникативной книги http://autism.md/ru/util/biblioteka/didakticheskij-material-copy/kartochki-dlya-zanyatij/ - карточки PECS для занятий (нужно форматировать) http://papunet.net – финский сайт о коммуникации (на англ.) http://papunet.net/tietoa/kuvatyokalu/fi#browse – программа готовых карточек для распечатывания + рисовалка карточек (финский ) http://www.pictoselector.eu – программа для скачивания и установки на компьютер на английском языке (27000 карточек, графических схем и пиктограмм) http://vk.com/club17159821 - группа ВКонтакте по ААК (есть карточки) Сайт «Твой ребенок» http://www.tvoyrebenok.ru/glen-doman-kartochki.shtml - карточки по темам Глена Домана (для коммуникативной книги нужно форматировать, подходят так же как наглядный материал на уроках ) Сайт « Обучалка » http://obuchalka-dlya-detey.ru/materialyi-dlya-skachivaniya/ - готовые карточки ПЕКС, Глена Домана , для визуального расписания (максимально реалистичные) http :// tnt.asu.edu/picture-webliography - список всех зарубежных сайтов работы с ПЕКС http :// forum.krasmama.ru/viewtopic.php?t=256957&start=0 – опыт ввода ПЕКС, форум http://www.youtube.com/watch?v=98b_oSlxLvU&feature=related http://www.youtube.com/watch?v=ZrELOVWnp28&feature=related - видео использования коммуникативной книги http://letmetalk.info/ru/ - бесплатное ААК, приложение для смартфонов https :// vk.com/club 17159821 Рейчел Харкавик Альтернативная и вспомогательная коммуникация для детей с РАС


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование системы Монтессори при обучении и воспитании детей с нарушением интеллектуального развития.

Использование системы Монтессори при обучении и воспитании детей с нарушением интеллектуального развития....

Методические рекомендации по использованию дополнительной альтернативной коммуникации в обучении, воспитании и коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ и ТМНР в рамках внутришкольных и классных проектов

Методические материалы составлены для специалистов, учителей, воспитателей, педагогов, работающих с детьми с ОВЗ и ТМНР, и включают:описание общих целевых групп по потребности в коммуникации;описание ...

Статья: «Значение использования ИКТ в процессе обучения и воспитания детей с ОВЗ»

Данная статья посвящена актуальности использования ИКТ в процессе обучения и воспитания детей с ОВЗ....

Использование альтернативной коммуникации в обучении детей с ОВЗ.

В данном материале описано использование средств вспомогательной и альтернативной коммуникации в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья....

Статья ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АЛЬТЕНАТИВНЫХ СРЕДСТВ КОММУНИКАЦИИ В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ С ТМНР В РАБОТЕ ТЬЮТОРА. (Из опыта работы)

В статье предоставлен опыт работы тьютора Матвеево-Курганской школы-интернат по использованию альтернативных средств коммуникации с детьми с ТМНР....