Психологические основы развития ребёнка с ОВЗ. Диспропорции развития ребёнка.
консультация

Загородних Наталия Анатольевна

Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Синонимами данного понятия могут выступать следующие определения таких детей: "дети с проблемами", "дети с особыми нуждами", "нетипичные дети", "дети с трудностями в обучении", "исключительные дети". В данную группу можно отнести как детей-инвалидов, так и не признанных инвалидами, но при наличии ограничений жизнедеятельности. Итак, дети с ограниченными возможностями здоровья – это определенная группа детей, требующая особого внимания и подхода к воспитанию.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologicheskie_osnovy_razvitiya_rebyonka_s_ovz.docx20.38 КБ

Предварительный просмотр:

Психологические основы развития ребёнка с ОВЗ.

Диспропорции развития ребёнка.

Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Синонимами данного понятия могут выступать следующие определения таких детей: "дети с проблемами", "дети с особыми нуждами", "нетипичные дети", "дети с трудностями в обучении", "исключительные дети". В данную группу можно отнести как детей-инвалидов, так и не признанных инвалидами, но при наличии ограничений жизнедеятельности. Итак, дети с ограниченными возможностями здоровья – это определенная группа детей, требующая особого внимания и подхода к воспитанию.

Нарушение  нормального  развития  в  детском  возрасте,  когда системы  организма  еще  не  достигли  зрелости,  носит название «дизонтогенез», а отдельные аномалии такого развития - «дизонтогении».

Причиной  дизонтогенеза  чаще  всего  являются  нарушения  со  стороны

центральной  нервной  системы  (ЦНС):  локальные  —  дефекты  отдельных

анализаторов  (зрения,  слуха,  речи,  движения),  или  системные  (сложный  дефект, умственная  отсталость).  Однако  органическое  повреждение  ЦНС  (первичный дефект, по Л.С. Выготскому) в той или иной степени влечет за собой последствие в виде задержки психического развития (вторичный дефект), тем самым приобретая в своем течении характер системного.  

К  детям с ограниченными возможностями здоровья относятся:

1) дети с нарушениями слуха (глухие; слабослышащие; позднооглохшие);

2) дети с нарушениями зрения (незрячие, слабовидящие, с функциональными

нарушениями зрения);

3) дети с тяжелыми нарушениями речи;

4) дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата;

5) дети с задержкой психического развития

6) лица с нарушением интеллекта (умственно отсталые);

7) лица с нарушениями эмоционально-волевой сферы;

8) лица со сложными недостатками развития.

Речь и мышление влияют друг на друга. Человек думает словами и фразами. Ребенок, выражающий словами свои чувства, желания и мысли, тренирует таким образом ум.

На  протяжении  второго  года  жизни,  когда  ребенок  располагает  достаточно большим  пассивным  словарным  запасом,  он  также  начинает  активно  говорить. Предпосылками  для  этого  являются  потребность  говорить  и  сообщать,  с  одной стороны, и стремление подражать, с другой стороны. Не все дети учатся говорить в одно и то же время. Ни в какой другой сфере нет таких индивидуальных отличий, как в сфере развития речи. Есть дети, которые говорить  начинают  после  того,  как  твердо  овладеют  ходьбой.  Другие  дети, наоборот,  обретают  определенные  навыки  устной  речи  и  только  после  этого начинают ходить.

Первичная  патология  речи    отражается  на  развитии  мышления,  тормозит формирование  потенциально  сохранных  умственных  способностей,  препятствуя нормальному функционированию речевого интеллекта.  

 Проявления  нарушений  речи  у  детей  и  их  причины  различны:  нарушение слуха  и  понимания  в  процессе  слухового  восприятия;  нарушение мыслительных процессов во время подготовки монолога и формулировки фразы;

нарушение моторных функций мышц гортани, языка и губ во время акта речи. В каждом  отдельном  случае  может  проявиться  один  или  несколько  перечисленных видов  нарушений.  Проще  и  раньше  всего  можно  установить  нарушения  слуха  и аномалии  моторики  мышц,  участвующих  в  речи.  Диагностика  глубинных нарушений  речи  сложнее.  Здесь  важно  найти  отклонения  в  функциях  речевых центров головного мозга, что возможно лишь у детей в возрасте 3–4 лет.

Причинами задержки психического развития в младенческом возрасте могут быть тяжелые  инфекционные заболевания  матери  во  время  беременности, токсикозы  беременности, хроническая  гипоксия  плода  вследствие плацентарной недостаточности,  травмы  во  время  беременности и  при  родах,  генетические факторы,  асфиксия,  нейроинфекции, недостатки  питания  и  хронические соматические заболевания, а также травмы мозга в ранний период жизни ребенка.

При  такой ситуации первые симптомы ЗПР могут  проявиться в  младенческом возрасте и  иметь вид соматовегетативной  реакции на различные вредности в возрасте от 0 до 1года. Для этого уровня реагирования характерны  повышенная общая  и  вегетативная  возбудимость с нарушениями сна, аппетита, желудочно-кишечными расстройствами (могут присутствовать рвота, колебания температуры,

отсутствие аппетита, вздутие живота, потливость и др.)

Трудно  выделить определенные особенности психофизического развития  детей с ЗПР и в преддошкольном возрасте т.к. чем более ранний возраст мы рассматриваем,  тем  менее  сформированы  психические  процессы,  меньше дифференцирована  психическая  деятельность,  в  результате  чего  обнаруживается много сходных проявлений отставания в развитии при таких близких по причинам возникновения  недостатков,  как  задержка  психического  развития,  легкая  степень умственной  отсталости,  общее  недоразвитие  речи,  а  иногда  и  глубокая педагогическая  запущенность  (социально-культурная  депривация).

В случае умственной отсталости эти повреждения имеют  разлитой  характер;  при  задержке  психического  развития  они  либо значительно слабее выражены, либо захватывают не всю кору, либо и то и другое

наблюдается  одновременно;  а  при  общем  недоразвитии  речи  органическая  и функциональная  недостаточность,  являясь  парциальной,  затрагивает  только речевые зоны коры. При социально-культурной депривации, в наибольшей степени обнаруживающейся у детей-сирот, проведших все свое детство в доме ребенка и дошкольном  детском  доме,  отставание  в  развитии,  даже  при  отсутствии органического  повреждения  мозга,  возникает  вследствие  крайне  недостаточной внешней стимуляции созревающего мозга. Он недостаточно «упражняется», мало работает, остается функционально недоразвитым.  

Существенным  проявлением  задержки  психического  развития  является очень  низкий  уровень  активности  во  всех  сферах  психической  деятельности,  во всех ее видах. Это наблюдается и в восприятии, и в мыслительной деятельности, и в конструктивной деятельности, и даже в игре.

Дошкольники  с ЗПР характеризуются  низкой  работоспособностью, быстрой  утомляемостью  в  интеллектуальной  деятельности. Нарушается  нормальный темп  психического  развития,  в результате которого  ребенок, достигая  школьного   возраста, продолжает  отставать  от своих  сверстников  с  условной  нормой  развития.

Мыслительная деятельность:  существуют  трудности  в формировании образных   представлений, выполнении  творческих  заданий,  выделении  существенных  признаков при  обобщении  и в  определении  отличий.

Восприятие:   снижена   скорость  выполнения перцептивных  операций, ориентировочно-познавательная  обследовательская  деятельность  имеет низкий  уровень. В отличие  от  детей  с  умственной  отсталостью  не  испытывают  трудностей  в  различии  свойств  предметов, трудности возникают  при  овладении   представлениями.

Внимание:  неустойчивое,  изменчивое, неравномерная  работоспособность, трудности  в  концентрации  внимания, недостаточность целенаправленной  деятельности  трудности  в  переключении   внимания.

Память:   ограничен  объем  памяти;   снижена  прочность   запоминания,

характеризующаяся   недостаточностью  воспроизведения, быстрой  утратой  

информации; слухоречевая  память  снижена.

Речь:  

- трудности  в  понимании  сложных  логико-грамматических  конструкций  в  пересказе  и  составлении  серии  сюжетных  картин;

- слабость  речевой  регуляции  своих  действий;  

- многословность или  недостаточная развернутость  высказывания;  

- нарушение  звукопроизношения, бедность словаря;

Недостаточность  фонетико-фонематического  восприятия.

Личностные  особенности:  

- страдает  сфера  коммуникации; используется лишь ситуативно-деловое  общение;

- слабо  ориентируются  в  нравственно-эстетических  нормах  поведения, дети  либо  

неусидчивы, постоянно  находятся в  движении, либо малоподвижны.

Деятельность:

 - нецеленаправленная, дети  не  могут  довести  дело  до  конца;  

- способны  принимать  и  использовать  предлагаемую  помощь  и  переносить  усвоенные  

навыки на другие  ситуации;  

- преобладание  игровых  интересов  над  учебными.

Двигательная  сфера:  

- наблюдается  общее  отставание  физического  развития;  

- недоразвитие  мелкой  моторики, зрительной  моторной   координации, трудности  в  формировании сложных  серийных  движений;

- затрудняются  в  узнавании  непривычно  представленных  предметов (в рисовании  по  образцу  не могут  передать  форму  и пропорции, изображают  мало  углов и  линий);

- плохо формируется пространственная  и  временная  ориентировки, а  также

ориентировка  на  собственном теле;  

- замедленное  формирование  учебной  деятельности (ребенок  принимает  и  понимает задание, но  нуждается  в помощи взрослого  для  усвоения  способа  действия и осуществления  переноса  заданий  на  другие ситуации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа психологического мониторинга развития ребёнка в процессе обучения в школе

Программа психологического мониторинга развития ребёнка в процессе обучения в школе...

Статья "Математическое развитие как составная часть целостного развития ребёнка-дошкольника"

Статья "Математическое развитие как составная часть целостного развития ребёнка-дошкольника"...

Психологические основы развития ребёнка с ОВЗ. Диспропорции развития ребёнка.

Для обеспечения конструктивного взаимодействия с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья необходимо использовать различные формы работы — как групповые, так и индивидуальные. Цел...

Выступление на родительском собрании Построение психологического контакта между ребёнком и родителем» или «Взаимоотношения ребёнок и родители

Выступление на родительском собрании Построение психологического контакта между ребёнком и родителем» или «Взаимоотношения ребёнок и родители...

Психологические особенности развития ребёнка,оставшегося без попечения родителей.

Есть ли специфика развития , социализации и обучения в школе у детей-сирот или их путь становления сравним с исторями других детей в школе?...