«Построение психологического контакта между ребёнком и родителем» или «Взаимоотношения ребёнок и родители».
консультация на тему
Материалы к родительскому собранию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
postroenie_psihologicheskogo_kontakta_mezhdu_rebyonkom_i_roditelem.doc | 65.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Построение психологического контакта между ребёнком и родителем» или «Взаимоотношения ребёнок и родители».
«Наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми». А Макаренко.
Основные задачи:
- Психологическое просвещение родителей, передача знаний о возрастных индивидуально-типологических особенностях детей.
- Укрепление уверенности родителей в собственных воспитательных возможностях.
Краткое содержание лектория.
- часть. Приветствие.
Мини-эксперимент «Степень терпения».
Ведущий предлагает начать встречу с небольшого эксперимента.
- Показывает родителям пустой стеклянный сосуд и спрашивает: «Скажите, пожалуйста, сосуд полон или пуст?
Ответ родителей: «Пуст!».
- Ведущий наполнив сосуд грецкими орехами, спрашивает: «А теперь сосуд полон?»
Ответ: «Да, нет!?».
- Затем ведущий дополняет содержимое сосуда крупой, спрашивает «Скажите, пожалуйста сосуд полон?»
Ответ ____________________??????
- Ведущий в третий раз наполняет содержимое сосуда водой и спрашивает, скажите, пожалуйста, а теперь сосуд полон?
Ответы родителей ______________?????
Ведущий: «Данный эксперимент можно проводить до бесконечности».
«Реакция на полноту сосуда рассматривается – как степень вашего терпения
во взаимодействии с окружающими: коллегами, детьми, супругом и.т.д».
«Часть родительского состава отреагировала на полноту сосуда сразу;
реакция второй половины родителей на степень наполняемости сказалась после второго- третьего этапа эксперимента;
третьи – вообще остались растеряны в данной ситуации».
Ведущий:
«Данный сосуд может дополнительно являться наглядным примером влияния окружающей среды на воспитание ребёнка.
Например:
- орехи – это влияния семьи на воспитание ребёнка (как мы видим, орехи занимают содержимое сосуда - 70% - значительная часть).
Семья создаёт для ребёнка ту модель жизни, в которую он включается. Образ жизни в семье, как правило, наследуется детьми. Каждый ребёнок невольно и неосознанно повторяет своих родителей, подражает папам и мамам, бабушкам и дедушкам. Именно дети несут в себе заряд той среды, в которой живёт семья.
Семейное воспитание является педагогикой будней, педагогикой каждого дня, которая в повседневной жизни совершает великое таинство – формирование личности человека.
- Крупа – это те зёрна знаний, которые получает ребёнок в школе.
Школа является наиглавнейшим советчиком и помощником родителям в воспитании детей. Именно помощником!!!
- Вода – это та среда, которая окружает ребёнка: друзья, влияние улицы и.т.д.
Родители для детей – это прежде всего жизненный идеал, ничем не защищённый от детского пристального глаза. В семье координируются усилия всех участников воспитательного процесса: школы, учителей, друзей.
Наилучший способом воздействия школы на ребёнка в воспитательных целях – это промежуточное, но главное звено – через родителей, семью.
2 часть.
Какие дефекты воспитания встречаются чаще всего?
Из индивидуальных консультаций в 50% случаях встречаются некоторые перекосы в воспитании детей, которые незамедлительно отражаются на поведенческой, эмоциональной стороне ребёнка в школе.
1 тип «Неприятие» или воспитание по типу «Золушки».
Явное или скрытое эмоциональное отторжение. Отсутствие любви к ребёнку и говорит о неприятии. Ребёнка не любят, ему это постоянно показывают: «ест не так, двигается не так, говорит не то и.т.д.».
Причина:
- родители развелись, а ребёнок напоминает отца – отыгрывание, перенос негатива на ребёнка;
- приёмный или неродной ребёнок для одной из сторон.
Ребёнок реагирует на это по-разному: замыкается, уходит в мир фантазий; ожесточается; подрастая, ребёнок компенсирует невнимание в компаниях - мстит родителям уходом из дома и.т.д. Он праздно проводит время, пренебрегает учёбой.
Воспитание подменяется жёстким контролем и суровыми наказаниями. Такого ребёнка передоверяют бабушкам, лето обычно такие дети проводят вне семьи – отправляют в бесконечные лагеря.
2 тип «Гиперопёка» или тревожно-мнительный тип.
С ребёнка «сдувают пылинки», содержат его в оранжерейных условиях. Такое воспитание наблюдается в семье с единственным ребёнком, а так же где растёт поздний ребёнок. Характерно такое воспитание и для тревожных родителей, когда заболевание ребёнка вызывает панику. Родители постоянно задают ему тревожные вопросы: «Тебя никто не обижает? Ты не болен? и.т.д».
В результате из таких детей, лишённых бойцовских качеств, нередко вырастают капризные, ранимые, обидчивые, привередливые, мучительно неуверенные в себе, инфантильные мужчины и женщины, не способные отстаивать свои житейские принципы. Такие люди эмоционально пассивны, склонны к пьянству, зависимостям.
3 тип. Эгоцентричное воспитание.
Дети долгожданные в семье. Долгожданному ребёнку навязывают представление, как о самодавлеющей ценности: он кумир, смысл жизни.
Малейшие его прихоти удовлетворяются, желания предугадываются, нет ограничений и дисциплины, понятия «нельзя». Как правило, воспитание сводится к внешней форме проявление: материальному обеспечению. Он не приучен понимать интересы других, ждать своей очереди. Такой ребёнок расторможен и неустойчив.
Попав в коллектив такой ребёнок терпит неудачу. Жизнь и сверстники ставят всё на свои места. Никто такого ребёнка не признаёт принцем, кумиром. Эгоиста не терпят и он закономерно становится отверженным в коллективе сверстников, наблюдаются конфликты. Такое столкновение является на психике ребёнка – психической травмой.
4 тип. Очень распространено противоречивое воспитание.
Воспитанием ребёнка изъявляют желание заниматься сразу все субъекты семьи: бабушки, дедушки, родители, тёти, дяди. Причём требования к ребёнку предъявляют противоречивые.
Одна бабушка говорит одно, другая – другое, родители тоже каждый тянет в свою сторону, требуя от ребёнка взаимоисключающих форм поведения.
☼ Пример привести про тигрёнка в клеточку.
Что делать бедному школьнику?
Неврозами и другими нарушениями психики нередко расплачивается он за несогласованность и противоречивость воспитания (да ещё и в школе нередко ему внушается совсем не то, что дома).
5 тип. Гиперсоциальное воспитание.
Ребёнка хотят иметь не потому что его хотят, а потому что дети должны быть у всех.
Это – «правильные люди». Соответственно воспитание у них «как должно быть». До формализма пунктуально выполняют рекомендации. Ребёнок у таких родителей как бы запрограммирован. Он сам становится правильным. Отличная оценка для ребёнка становится самоцель. Как правило, такие дети идут на шантаж учителя во имя оценки.
Как правило, такие дети не гибки в социуме и подвергаются в дальнейшем психосоматическим заболеваниям.
Пример: Стратегия жизни.
6. Тип. Одним из самых мощных неблагоприятных факторов, разрушающих не только семью, но и душевное равновесие ребёнка, является пьянство родителей, распитие спиртных напитков в присутствии ребёнка, угощают детей пивными напитками и коктелями.
Из-за этого зловещего явления ребёнок усваивает скверные примеры и привносит данные пристрастия в коллектив сверстников; из-за этого возникает отсутствие всякого воспитания; из-за этого дети лишаются родителей, попадают в детские дома.
Разные бывают семьи, разные встречаются дети, так что только система отношений «семья-ребёнок» имеет право рассматриваться как благополучная или неблагополучная.
Ни материальные, ни бытовые, ни престижные показатели не характеризуют степень благополучия или неблагополучия семьи – только отношение к ребёнку.
Примечание:
- Многодетные семьи. Проблема ребёнок-нянька. Такого ребёнка не принимают сверстники, так как ребёнок наделён контрольными функциями.
- Приёмный родитель. Должен принимать функцию опёки и поддержки.
- Семья с длительно отсутствующим родителем – отец вахтовик. Очередной приезд отца привносит изменения в стабильную жизнь ребёнка, меняет уклад, - контрольная функция отца особенно на мальчика носит поверхностный характер, нестабильный.
3 часть.
Воспитание и наказание.
Совершенно естественно, что родители устанавливают определённые правила и нормы поведения и настаивают на их выполнении. Но бывает иногда, родители ставят ограничения, подкрепляя их систематическими наказаниями, это два разных типа воспитания. Наказания с использованием силы или лишения родительской любви ранят ребёнка. А душевные раны зачастую глубже телесных. Муштра и унижение вызывают у ребёнка чувство бессилия, возникает неприязнь к родителям, скрытая агрессия.
Из практики можно наблюдать три стратегии воспитания.
- Лояльная /просьба вести себя по-другому/.
- Умеренное /выговоры, порицания + поощрения/.
- Строгое /физическое реагирование – шлепки, подзатыльники, пощёчины/.
Методы поощрения и наказания:
Метод поощрения – похвала.
Если ребёнок слышит от родителей одобрение своим качествам или способностям, это помогает прийти к нормальной самооценке. Похвалу нужно высказывать, поскольку дети нуждаются в мотивации.
Метод убеждения.
Избегать оценки личности «Я», стараться при порицании не затрагивать роль ребёнка / сын, ученик/. Больше делать акцент на поведение ребёнка.
А) В некоторых случаях полезно пропустить вызывающее поведение ребёнка. Иногда дети ведут себя так, что явно провоцируют родителей и хотят быть в центре внимания.
Б) Время от времени показывать ребёнку к чему приводят дурные поступки. Ребёнок должен увидеть последствия своих дурных поступков, чтобы научиться анализировать своё поведение и прогнозировать результаты. Если он повздорил с друзьями, пусть он ищет сам способ примириться с ними.
Материальное вознаграждение.
Вознаграждение в виде денежных подарков весьма проблематично как воспитательный приём; ребёнок быстро придёт к убеждению, что за всё полагается плата, и начнёт ждать её, совершив хороший поступок, поэтому целесообразно дозировать вид поощрения.
Отношение родитель-ребёнок – процесс творческий. Родители сами должны найти пути к своему ребёнку, почувствовать, что нужно именно его сыну, дочери. Поэтому:
- пытайтесь сначала разобраться в поведении ребёнка, внимательно его выслушайте, а уж потом действуйте – ваше первое впечатление о том, что реально происходит с ребёнком могут быть неверными;
- реагируйте не на все проявления сына, дочери, которые вам не нравятся;
- не копите недовольства ребёнком, чтобы оно однажды лавиной не обрушилось на него;
- не вступайте с ребёнком в борьбу за власть - победителей в этой борьбе не будет;
- дайте ребёнку почувствовать, что считаетесь с его мнением, что и его суждения могут быть для вас авторитетны;
- и последнее наиболее трудно выполнимое пожелание. Если вы чувствуете, что вы не правы, - имейте мужество признаться в этом. Чаще всего, боясь потерять авторитет, родители избегают признаваться в своей неправоте. Однако тем самым они подают ребёнку пример подобного поведения: упрямо стоять на своём, не желая объективно оценивать свои поступки и слова.
Приложение к теме №2
Конструктивные способы взаимодействия родитель ↔ ребёнок.
- Карта конфликта
1 шаг. Процедура направлена на понимание обеих сторон. Берётся лист бумаги, в центре формулируется общая проблема, которая волнует обе стороны (маму и ребёнка) – вопрос консультанта: как вы себе её понимаете, озвучьте?
2 шаг. Каждый из участников формулирует потребности.
Например: «Я хочу …»
3 шаг. Каждая из сторон описывает опасение и страхи связанные с проблемой.
Примечание: иногда потребности сходятся.
Потребности №1 | Потребности№2 |
проблема | |
Страхи Опасения №1 | Страхи Опасения №2 |
- Заключение контракта
1. Договор со взаимными обязательствами. Формулируются взаимные пожелания: пожелание одной стороны и пожелание второй стороны. Поведение взаимно подкрепляется на уровне договорённости.
Пример: я буду убирать в комнате, если ты …
если
2. Договор с независимыми обязательствами и взаимными поощрениями.
Пример: ты будешь учиться хорошо → получишь велосипед.
А |
- Неделя заботы
Техника из области взаимоположительного подкрепления.
Составляется список желаемого поведения т.е. перечисляется список позитивных дейтсвий. Вопрос консультанта, что бы вам доставило удовольствие в действиях сына (мамы)?
Примечание: во многих случаях сын, дочь (мама, папа) не знают или забыли действия желаемые для второй половины. Каждая из сторон заводят дневники и в течении недели помечают, удалось ли доставить положительные эмоции друг другу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Беседа с родителями "Проблема взаимоотношений между родителями и детьми"
небольшая беседа о проблемах во взаимоотношениях в семье, причины непонимания между родителями и детьми...
Педагог и родители: система взаимоотношений. Психолого – педагогические правила и способы установления контактов с семьей.
Работа с семьей – важное направление деятельности педагогического коллектива нашего учреждения, обеспечивающее рост качества воспитательно-образовательной деятельности. В статье представлены форм...
Доклад по теме «Учитель и родители: система взаимоотношений. Психолого-педагогические правила и способы установления контактов с семьей» + презентация
В докладе отражена система взаимоотношений между чителем и родителями. Конструктивное взаимодействие учителей и родителей – это создание условий для разностороннего развития ребенка...
Педагог и родители: система взаимоотношений. Психолого – педагогические правила и способы установления контактов с семьей.
Работа с семьей – важное направление деятельности педагогического коллектива нашего учреждения, обеспечивающее рост качества воспитательно-образовательной деятельности....
Анкета для изучения взаимоотношений ребёнка и родителей.
Поэтапное изучение взаимоотношений с родителями....
Выступление на родительском собрании Построение психологического контакта между ребёнком и родителем» или «Взаимоотношения ребёнок и родители
Выступление на родительском собрании Построение психологического контакта между ребёнком и родителем» или «Взаимоотношения ребёнок и родители...