Статья "Математическое развитие как составная часть целостного развития ребёнка-дошкольника"
статья по теме
Статья "Математическое развитие как составная часть целостного развития ребёнка-дошкольника"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 34.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Аксенова Е.М.,ТО «Отрадное»
ГБУ ГППЦ ДОгМ, учитель-дефектолог
МАТЕМАТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ЦЕЛОСТНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА-ДОШКОЛЬНИКА
«Математическое развитие дошкольников» является довольно сложным, комплексным и многоаспектным. Оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для формирования у ребенка «житейских» и «научных» понятий. /Л. С. Выготский/
Одной из наиважнейших сторон познавательного развития дошкольника является усвоение им математических представлений.
Математика занимает особое место в науке, культуре и общественной жизни, являясь одной из важнейших составляющих мирового научно-технического прогресса. Изучение математики играет системообразующую роль в образовании, развивая познавательные способности человека. Качественное математическое образование необходимо каждому для его успешной жизни в современном обществе. /Концепция математического образования в Российской Федерации /.
Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является математическое развитие.
Задачей развития математического образования в Российской Федерации является модернизация содержания учебных программ исходя из потребностей обучающихся и потребностей общества во всеобщей математической грамотности.
Современная школа выдвигает высокие требования к математической подготовке детей дошкольного возраста, которая предполагает не только усвоение детьми определенных знаний, формирование у них количественных, пространственных и временных представлений, но и развитие у дошкольников мыслительных способностей, умения решать различные задачи.
Основой при организации образовательного процесса выступает ориентация не только на компетенции, которые формируются в дошкольном возрасте, но и на развитие совокупности личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе и гармоничное вступление в более взрослый период жизни.
Потребности нынешнего времени требуют от педагога перестройки в содержании и формах работы с детьми, творческих усилий, поиска новых подходов к каждому ребенку с учетом его уровня развития.
Актуальным становится использование научно обоснованных методических путей формирования познавательной деятельности детей дошкольного возраста, обеспечивающих создание условий для проведения занятий по формированию математических представлений и оказания профессиональной помощи родителям с целью повышения эффективности развития умственных возможностей и способностей детей дошкольного возраста.
Методика формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста прошла длительный путь своего развития. Классическая система сенсорного воспитания представлена М. Монтессори, Ф. Фребелем. Вопросы содержания и методов обучения детей дошкольного возраста арифметике и формирования представлений о размерах, мерах измерения, времени и пространстве нашли отражение в передовых педагогических системах воспитания, разработанных Я.А. Коменским, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинским, Л.Н. Толстым и др.
Большой вклад в развитие методик формирования математических представлений внесли такие ученые как Р.Л. Березина, З.А. Михайлова, Р.Л. Рихтерман, А.А. Столяр, А.С. Метлина, Е.И.Тихеева, Л.В.Глаголева и др.
Теорию и практику дидактической игры разрабатывали А. П. Усова, Е. И. Радина, Ф. Н Блехер, Б. И.Хачипуридзе, З. М. Богуславская, Е. Ф. Иваницкая, А. И. Сорокина, Е. И. Удальцева, В. Н. Аванесова, А. Н. Бондаренко, Л. А. Венгер, установившие взаимосвязь обучения и игры, структуры игрового процесса, основные формы и методы руководства. Научно-обоснованная дидактическая система формирования элементарных математических представлений разработана А.М. Леушиной.
Современные психолого-педагогические исследования доказывают, что усвоение дошкольниками системы математических представлений оказывает качественное влияние на весь ход их психического развития, обеспечивает готовность к обучению в школе (Г.А. Корнеева, А.М. Леушина, З.А. Михайлова, Н.И. Непомнящая, Р.Л. Непомнящая, Т.Д. Рихтерман, Е.В. Сербина, Е.В. Соловьева, А.А. Столяр, Т.В. Тарунтаева, Е.В. Щербакова и др.).
Математические представления у детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью имеют качественное своеобразие, связанное с особенностями их психического развития (Л. Б. Баряева, Н.Ю. Борякова, А.П. Зарин, О.П. Гаврилушкина, Г.М. Капустина, Н.И. Непомнящая, И.В. Чумакова и др.).
У детей этой категории отмечается слабость мыслительных операций при выполнении элементарных математических заданий, нарушены процессы обобщения и абстрагирования, анализа и синтеза, наблюдается инертность, косность мышления. Затруднения в мыслительных операциях приводят к тому, что непосредственное, конкретное восприятие доминирует, препятствуя усвоению элементарных математических представлений. Отмечается большая зависимость количественных представлений от качественных характеристик (величины, формы, назначения) и пространственного расположения предметов, низкий уровень сформированности обобщенных представлений о количестве; сложности в усвоении правил пересчета предметов (счетной деятельности присуще «соскальзывание» пересчета на оценивание величины или расположение предметов в пространстве), «безытоговый» счет, неумение выполнять действия сложения и вычитания.
При отсутствии специально организованного обучения математическое развитие детей с интеллектуальной недостаточностью в дошкольном возрасте проходит медленно и не достигает того уровня, который требуется для обеспечения дальнейшего развития познавательной деятельности ребенка, для успешного обучения в школе, подготовки ко всем видам физического и умственного труда.
Математическая подготовка детей с ограниченными возможностями здоровья имеет исключительную практическую важность, поскольку человеку в обыденной жизни постоянно приходится оперировать арифметическими выражениями, осуществлять счет и различные операции с числовыми величинами. Овладение ребенком математическими представлениями, знаниями и умениями является немаловажным фактором его социализации.
Дети с ограниченными возможностями здоровья могут быть подготовлены к изучению математики в школе при соблюдении определенных условий, таких как раннее выявление трудностей в обучении и своевременное включение ребенка в процесс специально организованной коррекционной работы; наличие научно обоснованной системы формирования элементарных математических представлений у детей с проблемами в развитии; ее целенаправленное и систематическое применение с учетом возрастных и индивидуальных возможностей каждого ребенка.
Психическое развитие ребёнка с проблемами в развитии и особенно ребёнка со сниженным интеллектом в гораздо большей степени зависит от качества педагогических условий, в которых он находится, нежели развитие его нормально развивающихся сверстников.
Методики формирования элементарных математических представлений детей дошкольного возраста постоянно развиваются, совершенствуются и обогащаются результатами научных исследований и передового педагогического опыта.
Одной из современных передовых методик формирования математических представлений детей дошкольного возраста является методика на основе использования мультисенсорного пособия Нумикон, позволяющая оказывать помощь в подготовке детей к восприятию и усвоению математики, способствовать воспитанию всесторонне развитой личности.
Нумикон – это методика обучения математическим навыкам детей дошкольного и школьного возраста, в которой используется мультисенсорный подход и применяются специальные наборы наглядно-практического материала, помогающие детям установить связь между числом и величиной.
Методика помогает детям развить богатые понятийные образы чисел, сформировать собственное представление о числах, о соотношениях между ними и об арифметических операциях.
В предлагаемой методике центральное место отводится обогащению сенсорного опыта детей путем ознакомления с величиной, формой, пространством и обучение строится по принципу постепенного движения от конкретного к абстрактному, от чувственного познания к логическому, от эмпирического к научному. Источником познания дошкольника является чувственный опыт. Диапазон его зависит от того, насколько тонко ребенок владеет суммой специальных действий (рассматривание, ощупывание, сравнение, сопоставление, выделение главного и второстепенного и т.д.), влияющих на восприятие и мышление.
Благодаря своему высокому развивающему потенциалу пособие может быть использовано для детей с различным уровнем развития. Данная методика хорошо зарекомендовала себя при обучении математическим навыкам детей с ограниченными возможностями здоровья.
Возможности использования Нумикона очень разнообразны, что позволяет дефектологу встраивать его в разные содержательные блоки занятия. Это задания, направленные на накопление сенсорного опыта, формирование понятий о размерах, на развитие пространственных представлений (конструирование и ориентировка на плоскости), на развитие математических представлений (прямой и обратный счет, числовой ряд, нахождение «соседей» чисел, пересчет и подведение итогов, состав числа, сложение, вычитание), на развитие графических навыков.
В основу методики положена система дидактических игр и упражнений, опирающаяся на чувственный опыт ребёнка. Широкое использование обучающих игр, содержащихся в данном пособии, представляется важным для пробуждения у дошкольников интереса к математическим знаниям, совершенствования познавательной деятельности, общего умственного развития.
Дидактическая игра, как средство обучения, позволяет решать воспитательно-образовательные и развивающие задачи и учитывать, прежде всего, игровые интересы ребенка. Игра, как основной вид деятельности детей, обеспечивая эмоционально-положительное отношение ребенка к процессу обучения, позволяет ему получить собственный действенный и чувственный опыт, навыки коммуникации.
Элементы мультисенсорного пособия Нумикон полифункциональны, представляют собой дидактическую и эстетическую ценность, могут использоваться в коллективных играх и совместных действиях, стимулируют творческую активность ребенка. Развивающие возможности пособия обусловлены его адекватной наглядностью, предоставлением ориентировочной основы действий и характеризуются большим количеством заданий и ступеней сложности, которые могут быть сформулированы перед ребенком.
Таким образом, мультисенсорное пособие может быть успешно использовано в коррекционной работе учителя-дефектолога, так как позволяет создать оптимальные условия, необходимые для развития мотивации и интереса к деятельности с математическим содержанием у детей с различным интеллектуальным уровнем, и способствует эффективному решению воспитательно-образовательных задач, ориентируясь на творческий потенциал и активную познавательную деятельность детей.
Ребенок с ограниченными возможностями здоровья может достичь определённого уровня развития при создании благоприятных условий, грамотном выборе адекватных методик и построении предметно-развивающей среды.
Литература:
- Баряева Л.Б. Математическое развитие дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. Интернет-ресурс. Режим доступа: http://pedlib.ru Дата доступа: 24.01.16.
- Баряева Л.Б., Зарин А.П. Методика формирования количественных представлений у детей с интеллектуальной недостаточностью. Интернет-ресурс. Режим доступа: http://psyparents.ru Дата доступа: 24.01.16
- Концепция развития математического образования в Российской Федерации. Интернет-ресурс. Режим доступа: http://www.firo.ru Дата доступа: 24.01.16
- Карабанова О.А., Алиева Э.Ф., Радионова О.Р., Рабинович П.Д., Марич Е.М. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста / О.А. Карабанова, Э.Ф. Алиева, О.Р. Радионова, П.Д. Рабинович, Е.М. Марич. – М.: Федеральный институт развития образования, 2014. – 96 с.
- Применение методики Нумикон при обучении счету. Интернет-ресурс. Режим доступа: http://pedportal.net Дата доступа: 24.01.16
- Чумакова И.В. Формирование дочисловых количественных представлений у дошкольников с нарушением интеллекта. Интернет-ресурс. Режим доступа: http://static.my-shop.ru Дата доступа: 24.01.16.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/09/25/picture-20777.jpg)
Формирование чувства ритма как составная часть развития музыкальности учащихся
Музыкально-ритмическая способность, то есть музыкальный ритм, ощущение его человеком – это основа музыкальности. Формирование чувства ритма у учащегося – одна из на...
![](/sites/default/files/pictures/2011/12/10/picture-40689.jpg)
Экология души (Уроки литературы как составная часть методической системы - технологии эвристического обучения - в процессе интеллектуального развития и духовно-нравственного воспитания учащихся). Ч.1 (из 1-5).
Современные социально-экономические условия значительно усложнили задачи, стоящие перед учителем по совершенствованию учебно-воспитательной работы, обеспечению высокого уровня знаний и ...
![](/sites/default/files/pictures/2011/12/10/picture-40689.jpg)
Экология души (Уроки литературы как составная часть методической системы - технологии эвристического обучения - в процессе интеллектуального развития и духовно-нравственного воспитания учащихся). Ч. 2 Б (из 1-5).
Современные социально-экономические условия значительно усложнили задачи, стоящие перед учителем по совершенствованию учебно-воспитательной работы, обеспечению высокого уровня зна...
![](/sites/default/files/pictures/2011/12/10/picture-40689.jpg)
Экология души (Уроки литературы как составная часть методической системы - технологии эвристического обучения - в процессе интеллектуального развития и духовно-нравственного воспитания учащихся). Ч. 2 В (из 1-5).
Современные социально-экономические условия значительно усложнили задачи, стоящие перед учителем по совершенствованию учебно-воспитательной работы, обеспечению высокого уровня знаний и ...
![](/sites/default/files/pictures/2011/12/10/picture-40689.jpg)
Экология души (Уроки литературы как составная часть методической системы - технологии эвристического обучения - в процессе интеллектуального развития и духовно-нравственного воспитания учащихся) Ч. 3 А (из 1-5)
Современные социально-экономические условия значительно усложнили задачи, стоящие перед учителем по совершенствованию учебно-воспитательной работы, обеспечению высокого уровня знаний и ...
![](/sites/default/files/pictures/2011/12/10/picture-40689.jpg)
Экология души (Уроки литература как составная часть методической системы - технологии эвристического обучения - в процессе интеллектуального развития и духовно-нравственного воспитания учащихся). Ч. 3 Б (из 1-5)
Современные социально-экономические условия значительно усложнили задачи, стоящие перед учителем по совершенствованию учебно-воспитательной работы, обеспечению высокого уровня зна...
![](/sites/default/files/pictures/2011/12/10/picture-40689.jpg)
Экология души(Уроки литературы как составная часть методической системы - технологии эвристического обучения - в процессе интеллектуального развития и духовно-нравственного воспитания учащихся) Ч. 3 В (из 1-5)
Современные социально-экономические условия значительно усложнили задачи, стоящие перед учителем по совершенствованию учебно-воспитательной работы, обеспечению высокого уровня знаний и ...