Особенности обучения детей с РАС
консультация
Для успешной работы с детьми с расстройством аутистического спектра в первом дополнительном классе важно создать специальные условия, исходя из индивидуальных особенностей детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_k_vzaimoobuchaemosti_novikova_starodubtseva.docx | 21.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности обучения детей с РАС
Для успешной работы с детьми с расстройством аутистического спектра в первом дополнительном классе важно создать специальные условия, исходя из индивидуальных особенностей детей. Поэтому в помещении класса мы выделили рабочую зону и игровую зону. Рабочая зона оборудована электронной доской, индивидуальными партами, конторками, наклонными досками, которые полезны при обучении навыкам письма и помогают контролировать движение пишущей руки, а также наборами дидактического материала.
В игровой зоне есть мягкие модули для конструирования, игровой домик, который дети очень любят и используют как для сюжетно-ролевой игры, так и для сенсорной разгрузки, отдыха, сенсорная дорожка и другие материалы для сенсорного насыщения. Еще одна зона игрового пространства - зона дидактических игр и игр по правилам.
Утро мы начинаем с игрового занятия «Круг», оно помогает повысить активность во взаимодействии детей, создаёт эмоционально положительный настрой. В процессе этого занятия формируем представления об окружающем мире с помощью визуального календаря, также показываем расписание уроков и индивидуальных занятий с фотографиями специалистов.
Мы ввели в нашу практику эффективную систему по преодолению нежелательных форм аффективного поведения. В начале каждого урока обращаем внимание детей на символы желательного и нежелательного поведения. Символы демонстрируются по принципу противопоставления положительных и отрицательных форм поведения. В классе весит плакат, который разделен на две части- зеленую и красную. В этом плакате описываем на красном фоне какое поведение нежелательно, например: вскрикивать в классе, выбегать из-за парты, трогать неличные вещи, на зеленом фоне- замещающее поведение. Этот плакат весит на видном месте для всех детей. Визуальные правила могут быть индивидуальными или для всего класса. Выбираются временной промежуток отслеживания поведения для навыков самоконтроля и саморегуляции,- урок, индивидуальное занятие, или на целый день. Если высокочастотное поведение то временные промежутки короче. В течение дня все это отражается в листе динамического наблюдения за поведением ребенка. Одновременно ребенок и родители имеют возможность проследить динамику (чаще всего акцентируется внимание на положительных моментах) и дома отслеживают поведение ребенка в той же форме, чтобы выйти на наиболее приемлемый и действенный путь поощрений, который обязательно должен двигаться от пищевых подкреплений к жетонам, любимым игрушкам, интересным формам занятий с использованием развивающих компьютерных игр.
При проявлении негативных поведенческих реакций также мы используем шумопоглощающие наушники, утяжелители, предлагаем приспособления для жевания (кулоны, трубочки, пружинки).
Образовательные задачи решаются в организованных формах обучения (на уроках) и на индивидуальных занятиях со специалистами с присутствием тьютора.
Постепенно мы закрепляли определенную последовательность действий по подготовке к занятию (достать пенал, тетрадь и т. д.). Мы придерживались принципов построения каждого урока:
-наличие четких границ урока (звуковые сигналы, визуальные символы)
-поддержание единого алгоритма урока, т.е. повторяемой ежедневно организационной схемой;
И только со временем, в устоявшуюся структуру урока подключаем новые элементы (работа у доски, изменение посадки в классе, перегруппировка парт).
По окончании занятия обязательно отмечаем, как хорошо дети занимались на уроке. Для поощрения ребята получают наклейки с любимым персонажем из мультфильмов. Для них это очень значимо.
Дети обучаются по учебникам методического комплекта, предназначенного для обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Учебный материал адаптируется с учетом особенностей каждого ребенка. Например, уменьшается число заданий на одном листе, шрифт делаем крупнее, уменьшаем количество мелких незначимых деталей в рисунках, добавляем визуальную поддержку (рисунки, упрощающие понимание). Используем наглядные учебные пособия и дополнительные материалы для занятий.
Для лучшего усвоения информации по предметам естественного и гуманитарного цикла используем учебные фильмы, мультимедийные презентации и практические задания с раздаточным материалом.
При обучении навыкам чтения мы обратились к проекту «Личный букварь», предложенный Натальей Борисовной Лаврентьевой. В прошлом учебном году совместно с детьми мы создали альбом «Мой букварь». Он предполагает особую последовательность в изучении букв, направленную на их осмысленное усвоение. Изученные буквы лепили из пластилина, украшали бусинами, использовали «шершавые» буквы.
При работе с «Личным букварем» мы применяли метод глобального чтения благодаря которому слова и фразы обретали для ребенка свое значение, «обрастали» личностными смыслами.
Параллельно формируем у детей навык побуквенного и послогового чтения с помощью слоговых таблиц.
А упражняя детей в звуко-буквенном анализе, используем большие карточки, на которых ребенок раскладывает картинки на заданную букву.
Обучение навыкам письма, мы осуществляем по методике Татьяны Федоровны Воронской, Введение детей в новую для них учебную деятельность мы начали с осознанной ориентации в пространстве, на схеме собственного тела, на листе, на строке. Мы ввели понятия: «потолок», «пол», «подвал», «крыша», они быстрее ориентируют детей на маршруты написания букв, чем термины «вправо»- «влево», «вверх- вниз».
Насколько возможно мы стремимся расширять границы взаимодействия наших учеников с другими коллективами классов и школ: на линейках, праздниках, досугах, на совместных прогулках. Все это положительно влияет на развитие коммуникативных компетенций.
Совместный вклад учителя, тьютора, специалистов, родителей при целенаправленной образовательной и коррекционно-развивающей работе, дает положительные результаты: появляется мотивация к общению, социальному взаимодействию, начали формироваться коммуникативные навыки. Дети стали понимать обращенную речь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Статья об особенностях обучения детей с ограниченными возможностями здоровья....
Особенности обучения детей с задержкой психического развития.
Задержка психического развития является одной из наиболее распространенных форм психической патологии детского возраста. В целом ЗПР проявляется в нескольких основных клинико-психологических фор...
Доклад "Особенности обучения детей с ограниченными возможностями в общеобразовательной школе"
Доклад "Особенности обучения детей с ограниченными возможностями в общеобразовательной школе" раскрывает обшие принципы работы, этапы психолого-педагогического сопровождения детей с ограни...
Особенности обучения детей, имеющих сочетанную патологию, в общеобразовательной школе.
Слабовидящие дети значительно отличаются по восприятию окружающего мира от детей слепых от рождения, либо полностью ослепших в результате болезни или несчастного случая. Слабовидящие дети могут обучат...
Учебно-методический комплекс для изучения раздела программы с учётом особенностей обучения детей с ЗПР.
УМК по разделу "Однородные члены предложения" программы русского языка за 8 класс для учеников с ЗПР....
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ БИЛИНГВОВ. ИССЛЕДОВАНИЕ ИНТЕРФЕРЕНЦИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ.
Особенности работы учителя с детьми билингвами. В презентации даны практические рекомендации, которые могут помочь при работе с двуязычными детьми....
Статья на тему: Особенности обучения детей, которые испытывают трудности в обучении математики в переходном 5 классе
Преподавание математики у детей, испытывающих трудности в обучении, имеет свои особенности. Дети, обучающиеся в этих классах, характеризуются задержкой психического развития, рассеянным вниманием, сла...