Логопедия
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Республики Татарстан
Государственное автономное образовательное учреждение
«Институт развития образования Республики Татарстан»
ОТЧЕТ
по педагогической практике
слушателя курсов дополнительной профессиональной программы профессиональной переподготовки
«Специальное (дефектологическое) образование. Логопедия»
Период прохождения практики с 23 апреля по 25 мая 2018 год
Практикант: Зялалова Энже Ахматовна учитель татарского языка и литературы МБОУ Стародрожжановская СОШ №1» Дрожжановского муниципального района Республики Татарстан
Место прохождения практики:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение" Стародрожжановский детский сад №2 "Сказка"" Дрожжановского муниципального района Республики Татарстан
Руководитель пед. практики: Амерханова Эльвира Ильгизовна
Оценка: пять (отлично)
Казань 2018 г.
Содержание отчета по педагогической практике
1. Отчет педагогической практики
2. Краткая характеристика образовательной организации
3. Индивидуальный план практиканта
4. Список детей логопедической группы, режим дня и расписание занятий группы
5. Характеристика детей логопедической группы
6. Психолого-педагогическая характеристика 1-2 учащихся
7. Речевые карты, оформленные в период практики
8. Протокол посещения наблюдения занятий логопеда и их анализ
9. План и анализ индивидуальных занятий
10. Подгрупповое занятие. План и анализ
11. Рекомендации по составлению плана-конспекта занятий
12. Наглядно-дидактический материал для методического кабинета с описанием применения
13. Список литературы
- Отчёт о результатах педагогической (логопедия) практики.
Мною, Зялаловой Энже Ахматовны, с 23. 04. 2018г. по 25.05. 2018г. была пройдена педагогическая практика в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждение" Стародрожжановский детский сад №2 "Сказка"" Дрожжановского муниципального района Республики Татарстан по теме индивидуального задания: «Развитие связной речи у детей с общим недоразвитием речи».
План практики мною выполнен в полном объеме.
За время практики мною было посещено два логопедических занятия (индивидуальное и фронтальное), обследование речи одного ребенка подготовительной группы (6-7 лет). Я участвовала в 2 обсуждениях по результатам проведенных логопедом открытых занятий, составила 1 программу обследования 1 ребенка, провела 1 фронтальное занятие по развитию речи, обследование речи 1 ребенка.
Основные задачи, поставленные и решаемые мною в период педагогической практики, были следующие:
1.Ознакомится с нормативными документами учреждения (Типовое положение, устав, положение о ПМПК, правила приёма детей в учреждение и другие), документацией учителя-логопеда (должностная инструкция, программа обследования, учебная программа, речевая карта, методические пособия);
2.Освоить методы логопедического обследования, составление плана логопедического обследования речи дошкольника;
3. Провести анализ диагностических данных, составить на их основе развернутое логопедическое заключение и перспективный план работы с ребенком;
4. Составление плана-конспекта логопедического занятия в соответствии с ФГОС ДОО.
5. Закрепить знания и умения при составлении самоанализа занятия;
6. Развивать навыки анализа и самоанализа;
Получила результаты:
-изучила нормативные документы учреждения и рабочую документацию учителя-логопеда (Основную общеобразовательную программу учреждения, Устав муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения. Типовое положение учреждения. Трудовой договор между администрацией и воспитателем-логопедом. Положением о Педагогическом совете. Положением «О порядке комплектования, приёма и отчисления детей в МБДОУ, реализующего основную образовательную программу дошкольного образования». Положением «О нормах профессиональной этики педагогических работников учреждения. Положение о работе группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи. Должностная инструкция воспитателя -логопеда. Положение о ПМПК).
- составила программу логопедического обследования;
- осуществила отбор наглядного материала для обследования;
- провела обследование речи одного ребенка;
- оформила речевую карту;
- составила перспективный план работы с обследованным ребенком;
- провела занятие по развитию речи, провела его самоанализ;
- подготовила реферат по теме индивидуального задания. При составлении плана логопедического обследования я испытывала трудности в подборе речевого материала, соответствующего возрасту и возможностям ребёнка. Для решения данной проблемы я обратилась за помощью к логопеду и книге Т.Б.Филичева, Г. В. Чиркина «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста».
При подготовке к занятию я испытывала затруднения в формулировании основных коррекционных задач. Логопедом была оказана помощь.
При заполнении речевой карты и написании заключения возникли трудности при формулировании речевого диагноза. Для предотвращения трудностей я обратилась к заполненным речевым картам логопеда и книге Л. С. Волковой «Логопедия».
При выполнении индивидуального задания возникли трудности в определении форм и методов коррекции грамматического строя речи, с помощью методики В.К. Воробьёвой «по цепной организации». Для решения проблемы я обратилась к электронному ресурсу «Программа Коррекция речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста с использованием современных образовательных технологий» - http://kadochnikovank.86ds1- nyagan.edusite.ru/DswMedia/modificirovannayaprogrammakadochnikovoynk.pdf
В процессе практики мною приобретены следующие умения и навыки:
- умение производить анализ нормативных документов, психолого-педагогической литературы;
- составлять план обследования ребёнка;
- осуществлять обследование речи детей старшего дошкольного возраста;
- анализировать результаты логопедического обследования;
- составлять перспективный план коррекционно-развивающей работы с ребенком;
- составлять план-конспект логопедического занятия;
- проводить самоанализ своей деятельности;
- осуществлять отбор дидактического материала для проведения занятия и обследования реи ребёнка.
Общие выводы по педагогической практике: имеющиеся теоретические знания расширены, получена возможность их применения в практической деятельности.
Слушатель-практикант Зялалова Э.А.
2.ХАРАКТЕРИСТИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ.
Основные сведения
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение" Стародрожжановский детский сад №2 "Сказка""Дрожжановского муниципального района Республики Татарстан расположен по адресу: 422470, РТ, Дрожжановский район,с.Старое Дрожжаное,ул.Зеленая,дом 1Б.
Заведующая детского сада: Миннебаева Зульфия Асхатовна. Стаж в качестве руководителя - 9 лет.
График работы: с 8:00-17:00, телефон (884375)2-22-07, электронный адрес zulja1976@mail.ru
Детский сад функционирует с 1975 года. Учредителем и собственником имущества МБДОУ" Стародрожжановский детский сад №2 "Сказка"" является Исполнительный комитет Дрожжановского муниципального района Республики Татарстан.
Имущества МБДОУ "Стародрожжановский детский сад №2 "Сказка"" закреплено за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
МБДОУ "Стародрожжановский детский сад №2 "Сказка"" осуществляет свою деятельность в соответствии с Законом "Об образовании «, Договором между ДОУ и родителями, Уставом муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Стародрожжановский детский сад №2 "Сказка"" Дрожжановского муниципального района РТ.
Режим работы ДОУ установлен Учредителем. Шестидневная рабочая неделя с 7.00-17.30.
В образовательном учреждении функционирует 4 группы: подготовительная к школе группа – 1; старшая группа – 1; разновозрастная-1; I младшая группа – 1.В состав групповой ячейки входят: приемная (для приема детей и хранения верхней одежды), групповая (для проведения игр, занятий и приема пищи), спальня, буфетная (для подготовки готовых блюд к раздаче и мытья столовой посуды), туалетная (совмещенная с умывальной). В ДОУ -87 воспитанников.
В ДОУ имеется методический, медицинский кабинет, кабинет по изучению правил дорожного движения, кабинет логопеда, физкультурно-музыкальный зал, кабинет татарского языка.
В детском саду работают 10 педагогов: из них с высшим образованием -7 человек, со средним специальным -3.С первой квалификационной категорией -4 педагога.
Базисной программой является программа "От рождения до школы», под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.
Наряду с ней используются программы, обеспечивающие максимальное развитие психологических возможностей и личностного потенциала дошкольников. Программа "Наш дом природа "Н.А.Рыжова, Р.К.Шаехова "Программа предшкольного образования»,"Региональный компонент".
Основными задачами МБДОУ" Стародрожжановский детский сад №2 "Сказка"" являются:
-охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей;
-обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития детей;
-воспитание с учетом возрастных категорий детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе. Родине, семье;
-взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного развития детей;
-оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей.
Общие сведения
Руководитель детского сада Миннебаева Зульфия Асхатовна
Адрес учебного заведения 422470, РТ, Дрожжановский район,с.Старое Дрожжаное,ул.Зеленая,дом 1Б
Контактный телефон учебного заведения (884375)2-22-07
Визитная карточка
Адрес:422470, Республика Татарстан, Дрожжановский район, с. Старое Дрожжаное, ул.Зелёная, дом 1Б.
Телефон: 8(84375)22207
E-Mail: zulja1976@mail.ru,Ds.Stdrozh2@tatar.ru
Министерство: Министерство образования и науки Республики Татарстан
Короткое название: МБДОУ "Стародрожжановский детский сад №2 "Сказка""
Руководитель: Миннебаева Зульфия Асхатовна
Год основания учреждения: 2014
У нас учатся: 87 детей
У нас учат: 10 педагогов
3. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН
«Утверждаю»
Руководитель педагогической практики:
Амерханова Э.И.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКИ
С 23 апреля по 25 мая 2018г.
Дата | Виды работ | Анализ |
23.04.18 | Ознакомление с условиями работы, спецификой контингентом дошкольного учреждения | Знакомство с логопедом Амерхановой Э.И. В детском саду находится логопункт. Кабинет находится на 2-м этаже, просторный и светлый. Оборудование логопедического кабинета соответствует норме. Много различных пособий для работы и игрушек. Занятия проводятся с детьми старшей и подготовительной групп. Ознакомилась с режимом дня детей, с расписанием занятий логопеда. Изучила порядок приема детей и комплектование групп. |
24..04.2018—30.04.2018 | Ознакомление с работой логопеда непосредственно в его практической деятельности. | Ознакомление с документацией. Знакомство с нормативно-правовыми документами, регламентирующими работу логопеда. Знакомство с программой обучения детей логопедической группы, перспективным и календарным планированием работы, отчетом логопеда за учебный год. |
26.04.2018 | Просмотр и анализ индивидуального занятия, проведенного логопедом. | Посмотрела индивидуальное занятие в подготовительной группе с Динарой. Цель занятия закрепление произношения и различения звуков С и С*. Занятие проведено в игровой форме, использовано много наглядного материала: кукла, глобус, предметные картинки. Хороший эмоциональный настрой способствовал активной работе ребенка. Выдержаны все этапы работы со звуком. |
30.04.2018 | Проведение индивидуального занятия на тему: «звук Р». | Занятие провела с Данилом. Занятие дано в игровой форме, использовала наглядные пособия: игрушки, предметные картинки. Следила за речью ребенка, правильным произношением звуков. |
11.05.2018 | Просмотр и анализ фронтального занятия, проведенного логопедом. | Занятие проведено с детьми подготовительной группы. Тема: звуки Ж- З. На занятии присутствовало 10 детей. Активность детей на занятии была высокой. Выдержаны все этапы работы со звуком. Материал доступен детям. |
15.05.2018 | Проведение фронтального занятия на тему: «Звуки Ж-Ш». | Провела занятие с детьми подготовительной группы. Тема: звуки Ж -Ш. Занятие проведено в игровой форме. Использовала много наглядного материала. |
18.05.2018 | Просмотр утренника в подготовительной группе детей. | Смотрела утренник. Обращала внимание на речь детей. Дети читали много стихотворений, пели песни. Стихотворения дети читали выразительно. Было проведено много совместных игр родителей с детьми. |
15.05.2018-20.05.2018 | Диагностика и обследование ребенка. Заполнение речевой карты. | Знакомство со спецификой психолого-педагогического и логопедического обследования детей. Наблюдение за тем, как осуществляется процедура обследования ребенка с нарушением речи. Самостоятельное составление речевой карты. |
25.05.2018г. | Подведение итогов практики. | Практика познакомила меня с моей будущей профессией. Я много узнала о работе логопеда. В процессе практики я училась проводить логопедическое обследование, составляла конспекты индивидуальных и фронтальных занятий, училась правильно выбирать языковой и речевой материал, обоснованно использовать методы, формы и приемы преодоления нарушений речевой деятельности. Практика научила меня любить и принимать детей такими, какие они есть. Я поняла, что работая с детьми нужно быть очень терпеливым человеком, иметь выдержку, чувство долга, быть ответственным. Я поняла, что нужно постоянно заниматься самовоспитанием и самообразованием. Чтобы быть профессионалом в своей работе надо много знать, а профессиональные качества требуют развития. |
Практикант Зялалова Э.А.
4 СПИСОК ДЕТЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ, РЕЖИМ ДНЯ И РАСПИСАНИЕ ЗАНЯТИЙ.
Список группы
Ф.И.О. | Дата и год рождения | Состояние речи | Дом. адрес, |
Саида | 15.02.2011 | ФН | Ст. Дрожжаное |
Разиль | 14.05.2011 | ФН | Ст. Дрожжаное |
Данил | 24.05.2011 | ОНР III | Ст. Дрожжаное |
Булат | 11.08.2011 | ФН | Ст. Дрожжаное |
Самат | 02.11 2012 | ФФН с элементами лексико-граммат. недоразвития, дизартрия. | Ст. Дрожжаное |
Алия | 09.08.2011 | ФФН | Ст. Дрожжаное |
Азалия | 05.11.2011 | ФФН, стертая дизартрия | Ст. Дрожжаное |
Динара | 02.06.2011 | ФН | Ст. Дрожжаное |
Самира | 05.11.2011 | ФН | Ст. Дрожжаное |
Ильназ | 30.10.2011 | ФН | Ст. Дрожжаное |
Режим дня
7:00 – 8:30 – Прием, осмотр, игры, дежурство, утренняя гимнастика.
8:30 – 8:50 – Подготовка к завтраку, завтрак.
8:50 – 9:00 – Подготовка к занятиям.
9:00 – 11:05 – Занятия.
11:05 – 12:35 – Подготовка к прогулке, прогулка (игры, наблюдение, труд).
12:35 – 12:45 – Возвращение с прогулки.
12:45 – 13:15 – Подготовка к обеду, обед.
13:15 – 15:00 – Подготовка ко сну, дневной сон.
15:00 – 15:25 – Подъем, воздушные, водные процедуры, игры.
15:25 – 15:40 – Подготовка к полднику, полдник.
15:40 – 16:30 – Игры, труд.
16:30 – 18:00 – Подготовка к прогулке, прогулка.
18:00 – 18:20 – Возвращение с прогулки.
18:20 – 18:45 – Подготовка к ужину, ужин.
18:45 – 19:00 – Игры, уход детей домой.
Расписание занятий
Понедельник | Четверг | |
9:00 – 9:40 - занятия с детьми старшей группы (подгрупповые и индивидуальные) 9:40 – 10:10 - фронтальные занятия с детьми старшей группы. 10:10 – 13:00 - занятия с детьми старшей группы. | 9:00 – 13:00 – занятия с детьми подготовительной группы. | |
Вторник | Пятница | |
1 | 14: 00 – 17:30 - занятие с детьми подготовительной группы. 17: 30 – 18:00 - консультация для родителей. | 14:00 - 17:00 – дополнительные занятия с детьми старшей и подготовительной группы. 17:00 – 18:00 – консультации для родителей. |
Среда | Суббота | |
1 | 9:00 – 13:00 – занятия с детьми старшей группы. |
5.Характеристика детей логопедической группы
6. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Психолого- педагогическая и логопедическая характеристика Матвеева Данила Анатольевича
Данил родился 24 мая 2011 года.
Беременность мамы была второй, она проходила без осложнений, но по ее словам была небольшая родовая травма. Несмотря на это раннее речевое и психическое развитие находилось в пределах нормы.
Перенесенные заболевания: ОРВИ, ветряная оспа.
При поступлении в детский сад логопедом был поставлен диагноз общее недоразвитие речи (ОНР III), нарушено произношение звуков [р], [р’], [ш], [л], [л’].
Илья воспитывается в полной семье, родители находятся в гражданском браке. Он первый ребёнок в семье, так как первая беременность была прервана. Психологическая обстановка в семье благоприятная.
Дошкольное учреждение начал посещать с двух лет. Мальчик приветлив, адекватно реагирует на похвалу и порицание. Внимание у ребенка рассеянное, наблюдается неусидчивость. Зрительное, тактильное, слуховое восприятие, а также восприятие ритма у ребенка сохранно. Мышление соответствует возрасту, память незначительно снижена. Общий уровень развития, поведение, общение и деятельность соответствуют возрастным нормам. Поведение и эмоциональные реакции адекватны ситуации. Любит играть в подвижные игры. Свой речевой дефект не замечает. Мелкая моторика рук достаточна развита.
Запас знаний и представлений об окружающей действительности, природе, семье и о себе в пределах возрастной нормы.
В ходе работы с Данилом выяснилось, что он быстро утомляется на занятиях, имеет неустойчивое внимание.
Понимание обращенной речи и словарный запас ниже возрастной нормы.
Пассивный словарный запас преобладает над активным. Недостаточно сформирован грамматический строй речи. Нарушено образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Нарушено звукопроизношение.
Нарушена артикуляционная моторика, а в частности способность к переключению (язык узкий- широкий). Фонематический слух нарушен частично.
Логопедическое заключение: общее недоразвитие речи (ОНР III).
Перспективный план работы с ребенком:
- развитие артикуляционной моторики;
-развитие речевого дыхания;
-развитие фонематического восприятия;
-Работа над слоговой структурой слова;
- развитие мелкой моторики пальцев рук;
- автоматизация нарушенного звука;
- обогащение активного и пассивного словарного запаса;
Работа над грамматическим строем речи;
-Развитие связной речи.
7. Речевая карта на ребенка с ОНР
1. Фамилия, имя, возраст: Данил 6 лет
- Домашний адрес Ст. Дрожжаное
- Дата зачисления на логопедический пункт 2015г.
- Успеваемость по родному языку (к моменту обследования) Начало уч. года -средняя
- Жалобы воспитателей или родителей (законных представителей): Со слов воспитателя на занятиях малоактивный, стесняется говорить. Со слов матери: говорит невнятно, искажает слова, не запоминает стихи.
- Заключение психиатра (заполняется по мере надобности): из медицинской карты с указанием даты обследования и фамилии врача.
- Состояние слуха проверяется при необходимости.
- Данные о ходе развития речи: Со слов матери: слова появились к 2-2,5 годам, фразы – к 4-5 годам. Речь непонятна окружающим.
- Состояние артикуляционного аппарата (строение, подвижность): Строение – N. Подвижность – с трудом удерживает заданную паузу и испытывает трудности в переключении с одной артикуляционной позиции на другую.
- Общая характеристика речи (запись беседы, самостоятельность связных высказываний): В беседе о семье ответы ребенка могут быть следующие: «Ваня», «Маму зовут Зойкой», «Не знаю» (отчества), «Папу зовут Петя», «Не знаю» (отчества), «Сестра зовут Люда», «На работе» (про маму), «Касса» (на вопрос – кем работает?), «Не знаю» (про папу).
а) словарный запас: (количественная и качественная характеристика). Количественная характеристика: общий объем словаря. качественная характеристика: ошибки в употреблении слов (замена по смыслу и акустическому сходству). Привести примеры.
Словарь ограничен реалиями обиходно-бытовой тематики: недостаточное количество обобщенных слов и слов, относящихся к прилагательным, глаголам и т.д. качественная характеристика (ответы на предъявленные задания): абажур (лампа), шланг (вода), графин (бутылка), шофер (вместо машиниста), часовщик, крановщик (не знает), почтаивха (вместо почтальона), стеклещик (стекольщик), машина (вместо словаря транспорт), ботинки (вместо обувь) и т.д.; смелый – слабый, лежит – не лежит, ворона – ворота и т.д.
б) грамматический строй: типы употребляемых предложений, наличие аграмматизмов.
Привести примеры (смотри запись беседы и связного высказывания):
Карандаш вытащил из-за книга. Мальчик прыгнул лужу.
Мн. ч., Им. п. – деревы, глазы, крыли…
Мн. ч., род. п. – тетрадов, вороткнов, осел… варенье яблочный; вода апелисиновый; медведь плюшеный.
в) произношение и различение звуков:
- произношение звуков: отсутствие, искажение, замена и смешение отдельных звуков; Р – увулярное; в потоке речи Л=Р (ралек – ларек); Ш=Ж (нижние); Ш=С; Ж=З;
- различение оппозиционных звуков тисовчик (часовщик), голошина (горошина), яселка (ящерица), паба-ба (N), та-да-да (N), гака-ка (N), за-за-за (жа-жа-за),
ча-ча-ча (тя-ча-тя), ча-ча-ча (ча-ща-ча), ра-ра-ра (ра-ла-ра), за-за-за (за-жа-за), тя-тя-тя (тя-ча-тя), ща-ащ-ча (ща-ча-ча), ла-ла-ла (ла-ра-ра);
- воспроизведение слов с различным звуко-слоговым составом (привести примеры):
лигуливат (регулирует); тлансп, штампат (транспорт); зелено-зелено… (железнодорожный), мещанел (милиционер), писиный (апельсиновый).
г) темп и внятность речи: речь невнятная, замедленного темпа.
- Уровень сформированности навыков анализа и синтеза звукового состава слова плащ: Сколько всего звуков? – «2». 1-й звук? – «П». 2-й звук? – «А». 3-й звук? – «А». Назови последний звук. – «А». Назови 1-й звук. – «Т». Назови 3-й звук. – «А».
- Письмо: 1) воспроизводит отдельные печатные буквы: А, П, М; 2) печатает отдельные слова типа МАК, МАМА.
- Чтение:
с трудом понимает прочитанное логопедом, пересказывает только с помощью вопросов;
- Краткая характеристика ребенка по педагогическим наблюдениям
(организованность, самостоятельность, устойчивость внимания, работоспособность, наблюдательность, отношение к своему дефекту): внимание неустойчивое, пониженная работоспособность, трудности переключения с одного вида деятельности на другой; низкий уровень самоконтроля и самостоятельности.
17. Заключение воспитателя -логопеда. общее недоразвитие речи (ОНР III).
8-9. РЕЗУЛЬТАТЫ НАБЛЮДЕНИЙ И АНАЛИЗ ЗАНЯТИЙ
- Конспект индивидуального логопедического занятия на постановку звука "Р"
Тема: звук "р".
Цель занятия: постановка звука "Р".
Задачи:
- развитие артикуляционной моторики;
- развитие фонематического восприятия;
- развитие зрительно пространственных представлений;
- развитие умения контролировать темп и ритм речи, силу голоса;
- развитие мелкой моторики.
Оборудование: картинки.
Ход занятия:
1. Артикуляционная гимнастика:
Упражнение «чистим зубы».
Маляр.
Мы покрасим потолок,
Маляром стал язычок,
Будет чистым (вот дела!)
Все, до дальнего угла!
Вкусное варенье.
Мы вареньем, крепким чаем
Всех знакомых угощаем.
С губ сотрем следы варенья,
Угощенья - объеденья!
Грибок.
Язычок у нас грибок,
Подставляйте кузовок!
Качели.
Вот веселые качели -
Выше крыши подлетели.
На качелях вверх и вниз
Ты качаться не ленись!
Лошадка.
Причешу лошадке хвостик
И на ней поеду в гости,
Цокай громче, язычок,
Чтоб никто догнать не мог!
2. Уточнение артикуляции.
– Сейчас мы рассмотрим положение артикуляционных органов при произнесении звука Р.
– Положение губ: они открыты, раскрой губки так же.
– Зубки тоже открыты, открой зубки на небольшое расстояние.
– Кончик языка поднят к альвеолам за верхние зубки, а боковые края прижаты к коренным зубам. Кончик языка и боковые края загнуты и имеют форму чашечки. Покажи рукой, какой язычок? Что напоминает язычок? (Чашечку)
– Посередине языка идёт воздушная струя, подуй так чтоб струя воздуха шла по середине языка. Подставь ладошку, ощути ее.
– Голосовые связки напряжены, сближены и колеблются, в результате чего образуется голос.
– Молодец. А сейчас мы с тобой выполним упражнение барабанщики с помощью пальчика.
3. Постановка звука "р".
Используется приём постановки звука от звука Д.
Рот широко открыт, передний край языка поднят за верхние зубы к альвеолам. Ребенок говорит с придыханием Д-Д-Д или Т-т-т. Язык «прыгает на бугорках». Хорошо видны удары кончика языка, который то прикасается к альвеолам, то отскакивает. Ребенок быстро говорит звук Д-Д-Д- и в это время приводит своим указательным пальцем язык в колебание, пальчик под языком.
4. Развитие фонематического восприятия:
Повтори за мной слоги:
Ша-ша-жа;
Зу-су-зу;
Ты-ды-ты;
Ка-ка-га;
Жи-ши-жи.
5. Хлопни в ладоши, когда услышишь звук «р»:
Изолированно: Р Р Н Г Р З Р Р Р В Р Д Р Ж М Р Р Р
В слогах: РА- ЛО-ПО-РУ-МЫ-ОР-ВА-РА-РЫ-КО-РУ-АР
В словах: Морковь, заяц, трудный, яблоко, крот, карандаш, арбуз, ёж, стол, телевизор.
6. Пальчиковая гимнастика:
Мы делили апельсин,
Много нас, а он один,
Эта долька - для ежа,
Эта долька - для чижа,
Эта долька - для крота,
Эта долька - для бобра,
А для волка - кожура!
Он сердит на нас - беда!
Разбегайтесь, кто - куда!
7. Логопед отстукивает на парте ритмический рисунок, ребёнок его воспроизводит:
Та-та-татата, тата-та-та-тата-та
8. Итог занятия. Какой звук мы сегодня с тобой учили? Молодец. Сегодня ты хорошо занималась. И за старательность я подарю тебе подарочек.
Анализ индивидуального логопедического занятия
Индивидуальное логопедическое занятие проведено с Данилом.
Цель занятия- автоматизация звука «Р» в слогах, словах. Материал занятия соответствует программе, речевым и возрастным особенностям детей старшей группы. Используемый материал доступен для ребенка.
Занятие проведено в игровой форме, использовано много наглядности: игрушки, предметные картинки. Занятие составлено методически правильно; есть все этапы работы со звуком – звукоподражание, уточнение артикуляции, воспроизведение звуковых рядов, произношение звука «Р» в словах: игры
«Волшебный кубик», «Большой - маленький», «Четвертый лишний», «Добавлялки». Использованы игры для развития мелкой моторики: пальцевая гимнастика, рисование. Наряду с работой со звуком, совершенствовались умения ребенка образовывать существительные с уменьшитель- ласкательными суффиксами – игра «Большой-маленький». В занятии использованы словесные, наглядные, игровые приемы.
Хороший эмоциональный настрой занятия, мотивизация.
Занятие выдержано во времени. Активность ребенка была очень высокой,
а неторопливый темп занятия, предоставления пауз для ответа, повторение
вопросов дало возможность добиться лучшего результата.
Студентка внимательно следила за речью ребенка, исправляла допущенные ошибки.
Речь студентки была доступна ребенку, выразительна, эмоциональна.
Цели занятия были достигнуты.
2) Конспект подгруппового логопедического занятия, проведенного в подготовительной группе для детей с Ф.Ф.Н. речи детского сада
Тема: Звуки Ж-Ш.
Цели:
1.Правильное произношение и различение звуков Ж-Ш.
2.Закрепление знаний о животных, их детенышах, о частях тела.
3.Образование родственных слов (от названий животных).
4.Усвоение детьми притяжательных прилагательных, их согласование с
существительными в роде, числе слов, словосочетаний.
5.Рассказ В.Бианки «Купание медвежат» - обучение составлению плана и
пересказа по плану.
6.Закрепление правописания сомнительных согласных.
7.Закрепить умение детей делить слова на слоги.
8.Активизация мыслительной деятельности детей на материале загадок.
9.Развитие у детей зрительного, слухового внимания, памяти,
наблюдательности.
10.Пробуждение у детей добрых, светлых чувств и заботливого
отношения к природе.
Оборудование:
1.Фланелеграф.
2.Предметные картинки на Ж, Ш (жук, подснежник, ландыш, волнушка, сыроежка, еж, дождь, желудь, уж, ежата, жаба, лягушка, мышь, кукушка, камыш, ерш, ромашка, мышата, медвежонок).
3.Предметные картинки с изображением частей тела диких животных.
4.Текс рассказа В.Бианки «Купание медвежат».
5.Разрезные азбуки.
6.Игрушка «Лесовичок».
7.Сюжетная картина И.Шишкина «Утор в сосновом бору.»
Речевой материал:
Слова, словосочетания, предложения, рассказ.
1.Огрмомент-отгадывание по характеристике, произнесение, сопоставление звуков Ш-Ж.Игра» Прогулка в лес».
2.Дифференциация Ш-Ж.
а) уточнение артикуляции и произнесения звуков Ш-Ж.
б) различение в слогах, игра «Мыши жуки».
в) в словах, игры: «Загадки Старичка-Лесовичка»,» Найди место своей картинки».
Д) проговаривание скогороворок на Ш-Ж.
3.Преобразование слогов, слов: игра «Наоборот».
4.Упражнения с разрезной азбукой—преобразование слогов, слов.
5.Печатание предложений, составление схем.
6.Физкультминутка.
7.Чтение рассказа В.Бианки «Купание медвежат», работа с текстом.
8.Лексические и грамматические упражнения по рассказу.
9.Итог занятия.
Ход занятия.
1. Оргмомент.
Игра «Прогулка в лес».
Лог. Ребята, сегодня к нам в гости пришел Старичок-Лесовичок. Он приглашает нас на прогулку в лес. (показ игрушки).
Лог. (Старичок-Лесовичок):
-Представьте, дети, что мы сейчас в лесу. Покажите, какие там большие деревья.
(Дети поднимают руки.)
-в лесу тихо. Но вот налетел легкий ветерок и закачал верхушки деревьев.
Зашелестели листья-ш-ш-ш.
-Как зашелестели листья?
(Дети быстро-быстро шеелят пальчиками, говоря звук ш-ш-ш).
- Подул холодный ветер-ш-ш-ш (громче и продолжительно), закачались сосны.
(Дети покачиваются и машут руками, говоря ш-ш-ш)
-Ветер затих- не шевелятся ни листочки, ни ветки.
(Дети расслабляются).
-в лесу стало тихо. Слышно, как жужжат жуки- ж-ж-ж. Как жужжат жуки?
(Дети: ж-ж-ж).
-Как жужжат большие жуки? А как жужжат маленькие жучки?
(Дети: большие громче и длиннее ж—ж—ж, а маленькие тише и коротко-
ж-ж-ж)
-Давайте отдохнем.
- (Дети садятся.)
2. Сообщение темы занятия.
Уточнение артикуляции и произнесения звуков Ш и Ж. Лог. Кто помнит, как шелестели листья?
Д. ш-ш-ш.
Л.ог.: Как жужжали жуки?
Д. ж-ж-ж.
Лог.:Сегодня мы будем повторять звуки (ж) и (ш).
Чем отличаются звуки ж и ш при их произнесении?
Д.При звуке ж голос «поет», а при звуке ш «спит».
Лог.: Приложите руку тыльной стороной к горлу, произнесите звук ж, голосовые связки вибрируют. Произнесите звук ш –голосовые связки молчат.
Давайте вспомним как мы произносим звук ш (губы округлены и слегка выдвинуты вперед; зубы сближены; широкий кончик языка приподнят к небу и образует с ним щель; посередине языка идет воздушная струя, воздух идет через рот, голос не звучит). А как мы произносим звук ж? (губы округлены и слегка выдвинуты вперед; зубы сближены; широкий кончик языка приподнят
к небу и образует щель; посередине идет теплая воздушная струя; воздух идет через рот; голосовые связки сомкнуты и вибрируют, образуя голос).
3.Произнесение звуков Ш –Ж в слогах.
Игра «Мыши и жуки».
Лог.: Мыши любят звук ш , а жуки звук ж .Одну команду мы назовем «Жуки», а другую «Мыши».Я буду говорить слоги, а вы выбирайте свой и повторяйте.
Жа, ша, шла, ажл, ушл, жи,ижм, ,жу,шу, ужм, жо, шо, ошл,ожл, же,ше, еж,ши,, жо,шко,жне.
Лог.: Молодцы, вы четко произносили звуки, правильно выбирали.
4.Произнесение звуков Ш-Ж в словах.
1.Игра «Загадки Старичка-Лесовичка.»
Лог.: Ребята, Лесовичок хочет что- то вам рассказать.
Лог.(С.Л.).У меня в лесу много разных диковинок. Я загадаю про них загадки, а вы отгадайте.
Первым вылез из землицы
На проталине
Он мороза не боится
Хоть и маленький. Кто это?
Д.Подснежник.
Белые горошки
На зеленой ножке.
Д.Ландыш.Л. Как можно одним словом назвать подснежник и ландыш.
Д.Это цветы.
Л.Да, это цветы, растения. Сколько слогов в слове подснежник?
Д.Три слога.
Л.А в слове ландыш?
Д.Два.
Л.Как вы узнали об этом?
Д.Можно похлопать в ладоши, сколько хлопков-столько слогов.
Я еще мы знаем правило: сколько в слове гласных звуков столько и слогов.
Л.А знакомые буквы вам не встретились? Где они спрятались?
Д.Буквы—ж и ш. В слове подснежник - в середине слава, в слове подснежник –в конце.
Л. Послушайте другие загадки:
Растут на опушке
Рыжие подружки.
А зовут их…
Д.Волнушки.
Л.Вдоль лесных дорожек
Много белых ножек
В шляпках разноцветных
Издали приметных
Собирай, не мешкай
Это……
Д. Сыроежки.
Л.Как можно одним словом назвать волнушки и сыроежки?
Грибы.
Л.Сколько слогов в слове волнушки? В каком слоге находится буква ш?
Д. Три слога. Буква ш во втором слоге.
Л.Сколько слогов в слове сыроежки? В каком слоге находится буква ж?
Д.Четыре слога. Буква ж в третьем слоге.
Л. У меня есть для вас еще загадки. Послушайте:
Хвост длинный,
Сама крошка,
Боится кошки. Кто это?
Д.Мышь.
Л.Сердитый недотрога
Живет в глуши лесной,
Иголок очень много,
А нитки не одной. Кто это?
Д Еж.
Л Сколько слогов в слове мышь? А в слове-еж?
Д.Да, правильно. Один слог.
Л А где наши знакомые буквы?
Д.В конце слова.
Л.Молодцы ребята, вы отгадали все мои загадки.
2.Игра «Найди место для своей картинки».
Лог Ребята, посмотрите на фланелеграф.
Что вы видите?
Д.Буквы.
Лог. Какие?
Д.Ж и Ш.
Лог. У меня на столе лежат картинки. Вы по очереди подходите к столу,
берите одну картинку, назовите, что на ней нарисовано.Если в слове будет звук ш, то на фланелеграфе разместите картинку под буквой ш. Если в слове
звук ж, то под буквой ж.
Ж Ш
Жук ерш
Подснежник ландыш
Сыроежка волнушка
Еж камыш
Дождь кукушка
Жаба мышь
Ежата мышата
Медвежонок ромашка
Жужелица лягушка
Жимолость шиповник
Можжевельник шишка
3.Проговаривание скороговорок на Ж, З.
На зеленой лужайке
Забавный зайка.
У джинна заболел зуб.
5.Преобразование слогов, слов.
Игра «Наоборот».
Лог.:Давайте поиграем в игру «Наоборот», я буду говорить слоги, слова
Со звуком Ш, а вы заменяйте его на звук Ж ,и наоборот. Я говорю Ша,
А вы- Жа.
ша-жа- шла - ужи-уши - жить-
шо- ошл- жар- жалить-
шу- шлу- жила- жарить-
ши- ушл- жаль- житье-
ше- ышл- жарь- лужа-
6.Упражнения с разрезной азбукой- преобразование слогов, слов:
ши- жи- ужи- уши- Луши- лужи-лужа
.Печатание предложений, составление схем, повторение правописания жи, ши,сомнительной согласной.
Луша мыла уши.
Луша шила жакет.
Уж жил в лесу.
7.Физкультминутка.
«Медвежата в чаще жили».
Медвежата в чаще жили,
Головой своей крутили
Вот так и вот так:
Еще этак, еще так,
Медвежата мед искали,
Дружно дерево качали,
Вот так и вот так,
Дружно дерево качали.
Вперевалочку ходили
И из речку и воду пили:
Вот так и вот так,
Они из речки воду пили,
Дружно лапы поднимали
Вот так и вот так,
Дружно лапы поднимали.
(Дети имитируют игры медвежат.)
8. Чтение рассказа В. Бианки «Купание медвежат».
Лог: Ребята, а сейчас послушайте рассказ Бианки «Купание медвежат».
О ком говорится в рассказе?
а) чтение рассказа логопедом,
б) рассматривание картины И. Шишкина «Купание медвежат»
Кто изображен на картине?
Что делает медведица?
Чем заняты медвежата?
в) беседа по содержанию рассказа:
Где жил охотник?
Что он услышал? Какой треск?
Как поступил охотник? Почему?
Кто вышел из леса?
Что сделала медведица?
Как вела себя медведица?
Каким словом можно заменить слово строгая? Как по-другому можно назвать медведицу? (настойчивая, требовательная, грозная).
Чем закончился побег второго медвежонка?
Какой это побег?
Чем закончилось происшествие?
г) повторное чтение;
д) обучение составлению плана:
Можно ли поделить рассказ на части?
Сколько бы картинок вы нарисовали к рассказу?
Расскажите о них.
Придумывание вместо одной картины (целого рассказа) пяти сюжетных картинок.
После обсуждения воображаемых картинок, придумывание названий каждой из них:
Охотник.
Медведи вышли из леса.
Купание первого медвежонка.
Неудачный побег.
Большое удовольствие.
е) пересказ по плану.
9.Лексические и грамматические упражнения по рассказу В. Бианки «Купание медвежат».
а) подбор родственных слов:
медведица- -медведь, медвежонок(медвежата), медвежья, медведушка, медвежатина, мед;
б) подбор признаков и действий:
медведица
умная(мудрая) ходит
большая(огромная) бегает
сильная учит медвежат
строгая переваливается
бурая спит в берлоге
неуклюжая рычит
косолапая лазает по деревьям
кусается
в) образование притяжательных прилагательных- игра «Чей хвост, чья лапа, чье ухо?» (раздать детям картинки с изображением диких животных, у которых нет какой-либо части тела).
Лог: Лесовичок делал фотографии животных, но пленка немного засветилась. Фотографии получились интересные, у животных не хватает какой-либо части тела-у кого ушей, у кого хвоста. Возьмите карандаши и дорисуйте ту часть тела , которой нет у животного.
(Дети дорисовывают недостающую часть тела.)
Лог: Нарисовали?
Д :Да!
Каждый ребенок поочередно поднимает картинку и говорит, что он нарисовал.
Д.:Я нарисовал лисий хвост.
Я нарисовала заячьи уши.
Я нарисовал волчью лапу.
9.Итог.
Лог: Ребята, наше занятие подходит к концу. Давайте вспомним какие звуки мы учились сегодня правильно произносить?
Д: Звуки Ш и Ж.
Лог: Чем же отличаются эти звуки?
Д: Когда мы говорим звук Ж голос «поет», а при звуке Ш спит.
Лог: Какой рассказ я вам прочитала?
Д:» Купание медвежат. «писателя Бианки.
Лог: Молодцы, ребята! Вы сегодня работали очень хорошо.
Анализ подгруппового занятия, в подготовительной группе детского сада
Занятие, проведенное по теме звуки « Ш-Ж»
соответствует календарному плану занятий, программе, речевым и возрастным особенностям детей подготовительной группы. Цели занятия
поставлены правильно. Методы и приемы подобраны продуманно, учитывая специфику каждой задачи обучения.
На занятии присутствовало 14 детей. Использовалось много различного оборудования, наглядных пособий: предметные картинки на звуки «Ш-Ж»,
предметные картинки с изображением тела диких животных, сюжетная картина. Интересно использовался наглядный прием- игрушка «Лесовичок».
Использование игрушки, объединившей все части занятия, создало у детей хороший эмоциональный настрой.
1 этап занятия – дифференциация изолированных звуков был дан в виде игры «Прогулка в лес» хорошо сочетался с пальчиковой гимнастикой.
Не было резких переходов этапов занятия, один этап плавно переходил в другой. Была уточнена артикуляция и произнесение звуков, слогов в игре
«Мыши и кот», слов в играх «Найди место своей картинке», «Наоборот».
Игры были подобраны правильно, с чередованием разных форм активности детей. Удачно использовался фланелеграф в игре «Найди место своей картинке».
Студентка использовала в занятии загадки, чтение произведения и лексическую и грамматическую работу по содержанию.
Она внимательно следила за речью детей, артикуляцией звуков. Замечания делала спокойно и тактично.
В занятии использовала различные словесные приемы речевой образец, повторение, объяснение, указания, вопросы.
Фронтальная работа сочеталась с индивидуальной работой с Настей Б.,
Владом П., Артемом. С, Аней В.
Студентка хорошо владеет коллективом детей, умело организовала их для работы.
Ее речь доступна для детей, выразительна, эмоциональна.
Цели данного занятия были достигнуты. Во времени занятие выдержано.
Проведение занятия оценено на 5 (отлично).
3) Конспект индивидуального логопедического занятия, проведенного Зялаловой Э.А. в старшей группе детского сада.
Тема: Звук (р).
Цели: автоматизация звука (р) в слогах, словах;
совершенствование мелодической стороны речи,
совершенствование умения образовывать существительные с
уменьшительно-ласкательными суффиксами;
развитие слухового внимания;
развитие мелкой моторики;
развитие мышления, внимания, активизация умственной
деятельности путем формирования операций обобщения, сравнения
Оборудование:1) игрушечная кошка;
2) предметные картинки на темы: Животные», «Птицы»,
«Фрукты и овощи».
3) изображение гор, ворот, стражников;
4) два кубика, мостик из картона;
5) игровое поле с картинками и кубик;
6) игрушка «дракон»;
7) конверт с письмом;
8) сундучок;
9) рисунок с изображением предметов со звуком (р).
Речевой материал:
звукоподражания, слоги, слова, загадки.
План занятия.
1.Организационный момент.
2.Уточнение артикуляции и произнесения звука изолированно.
3.Произнесение звука (р) в слогах.
4.Произнесение звука (р) в словах.
5.Итог занятия.
Ход занятия.
1.Организационный момент.
Лог. Раз, два, повернись и в животное превратись. Изобрази тигра, как он рычит (р-р-р). Изобрази дятла; как он стучит по дереву(трр-р). Как мурлычит ласковая кошечка? (мур-р). Покажи; как любопытный вороненок выглядывает из гнезда и пищит тоненьким голоском (кар-р-р); а мама-ворона отвечает ему низким голосом (кар-р-р).
Андрей, какой звук сегодня мы будем изучать?
Реб.Звук (р).
2.Уточнение артикуляции и произнесение звука изолированно.
Лог. Андрей, какое положение принимают губы и зубы при произнесении (р)?
Реб.: Губы полураскрыты, зубы разомкнуты.
Лог. А где находится кончик языка?
Реб.: Кончик языка поднят вверх, слегка касается бугорков за верхними зубами.
Лог.:Боковые края плотно прилегают к верхним зубам.
(Ребенок повторяет перед зеркалом.)
Лог.:Порычи как тигр. Он грозно рычит.
Реб.:(р-р-р)
3.Произнесение звука (р) в слогах.
1.Пальчиковая гимнастика.
Лог.: Андрей, нам почтальон принес письмо. Давай посмотрим. Ой, это письмо от буквы (р). Она просит спасти ее, она попала в беду. Дракон держит ее в сундуке, он хочет, чтобы из всех слов пропала буква (р). Давай поспешим ей на помощь.
Чтобы ты лучше думал и преодолел все препятствия, поиграем в игру «Здравствуй пальчик» (Большой палец поочередно «здоровается» с остальными, при этом ребенок должен произносить произносить определенные слоги).
Реб.: Ар-ар-ар, ро-ро-ро, тра-тра-тра, орт-орт-орт.
2.Воспроизведение слоговых рядов с заданной интонацией.
Лог.:.Помочь букве (р) хотят другие буквы, они просят тебя соединить их.
Прилетел звук а. Соедини их. Что получилось? Какой слог?
Реб.:Ра.
Давай соединим (р) со звуками у, ы, о.
Лог.:Получилось волшебное заклинание---ры-ро-ру-ра ,
раздвигается гора.
Повтори его.
3.Произнесение звука (р) в словах.
1.Показ картинки с изображением гор.
Лог.: Что это?
Реб.: Горы.
Лог.: Горы нам не страшны, мы знаем заклинание. Давай повторим
Ры –ро ру-ра
Раздвигается гора.
Лог.:Расступилась гора, а за ней огромные «та-во- ро».Что я перепутала?
Произнеси это слово правильно.
Реб.: Ворота.
Лог.: А около ворот- «Ох, рана!»Какое слово можно составить из этих двух слов?
Реб. Охрана.
Лог. Чтобы охрана нас пропустила, тебе надо выполнить задание.
Игра « Волшебный кубик»
Ребенок бросает на игровое полотно кубик и называет картинки, на которые попал кубик.
2.Лог.:Нет, не пропускает нас охрана .Надо выполнить другое задание.
Игра» Большой- маленький»
Лог.: Я назову большой предмет, а ты –маленький. Рука.
Реб.: Ручка.
(Аналогично ребенок преобразует слова: рана, рыба, корова, тетрадь, карандаш, кружка, пирамида, барабан, рама.)
3.Лог.: Стражники придумали еще задание, попробуй с ним справиться.
Игра» Четвертый лишний».
(Ребенок проговаривает название картинок, на которых изображены тигр, зубр, ворона. Необходимо найти лишний предмет и объяснить, почему он не подходит к остальным предметам)
Реб.: Лишняя ворона, потому что это птица, а тигр и зубр –дикие животные
. (Аналогичная работа проводится с картинками: морковь, помидоры, картофель, груша; хурма, персики, гранат, огурцы.)
Лог. Стражники открыли ворота. Но перед нами ров, нужен мостик. Он у Дракона. Он отдаст его, если ты поиграешь с ним в «добовлялки».
Игра «Добавлялки»
(с опорой на картинки).
Буратино взял…..(топор)
И пошел чинить….(забор)
Видит он-стоит….( машина)
Но машина без….(бензина)
Влил бензин он в …..(мотор)
И наехал на…..(забор)
Тут Тортилла….(прибежала)
Буратино…..(отругала.)
5.Итог.
Лог.: Ты молодец, Андрей. Дошел до сундучка. Открой его. Что там?
Реб.: Рисунок.
Лог.: Какой звук ты освободил?
Реб.:Звук (р).
Лог.:Ты раскрасишь этот рисунок дома, на рисунке изображены предметы со звуком (р).Сегодня ты правильно и четко произносил звук (р)..
Анализ индивидуального логопедического занятия, проведенной Зялаловой Э.А.
Индивидуальное логопедическое занятие проведено с Андреем А.
Цель занятия- автоматизация звука «Р» в слогах, словах. Материал занятия соответствует программе, речевым и возрастным особенностям детей старшей группы. Используемый материал доступен для ребенка.
Занятие проведено в игровой форме, использовано много наглядности:
игрушки, предметные картинки. Занятие составлено методически правильно;
есть все этапы работы со звуком – звукоподражание, уточнение артикуляции, воспроизведение звуковых рядов, произношение звука «Р» в словах: игры
«Волшебный кубик», «Большой - маленький», «Четвертый лишний», «Добавлялки». Использованы игры для развития мелкой моторики: пальцевая гимнастика, рисование. Наряду с работой со звуком, совершенствовались умения ребенка образовывать существительные с уменьшитель- ласкательными суффиксами – игра «Большой-маленький».
В занятии использованы словесные, наглядные, игровые приемы.
Хороший эмоциональный настрой занятия, мотивизация.
Занятие выдержано во времени. Активность ребенка была очень высокой,
а неторопливый темп занятия, предоставления пауз для ответа, повторение
вопросов дало возможность добиться лучшего результата.
Студентка внимательно следила за речью ребенка, исправляла допущенные ошибки.
Речь студентки была доступна ребенку, выразительна, эмоциональна.
Цели занятия были достигнуты.
4) Конспект фронтального занятия для детей подготовительной группы по теме: «Дифференциация звуков Р и Л»
Цель: дифференциация звуков Р и Л
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
сравнение, различение и правильное произношение звуков Р Л на материале слов;
совершенствование навыков звукового анализа и синтеза одно-, двух- и трехсложных слов;
понимание предложно-падежных конструкций;
развитие фонематического восприятия;
Коррекционно-развивающие:
развитие внимания, мышления, памяти;
формирование навыков словоизменения;
закрепление умения согласовывать слова в предложении;
развитие словесно-логического мышления.
Воспитательные:
воспитывать внимательное отношение детей к словам педагога;
формировать личностные качества, умение работать в коллективе;
формировать навыки самоконтроля.
Ход занятия
- Организационный момент
Л.: Я приглашаю вас прогуляться по необычной улице. На ней по соседству живут два звука. А какие это звуки, вы сейчас сами догадаетесь.
Давайте поиграем в игру: «Называлки-повторялки». Посмотрите на картинки и назовите, что изображено.
Д.: Лапа, лодка, ландыш, луна, лыжи.
Л.: Какой первый звук во всех названных словах?
Д.: Звук Л.
Л.: Правильно, а теперь, посмотрите:
Д.: Радуга, робот, рысь, рука, ракета.
Л.: Какой первый звук во всех этих словах?
Д.: Звук Р.
Л.: Правильно. Так какие же звуки живут по соседству на этой улице?
2. Основная часть
Л.: Звук Л – гласный или согласный?
Д.: Звук согласный, мы его не можем пропеть.
Л.: Давайте немного «погудим». (Долгий звук Л.) Где находиться язык?
Д.: Язычок упирается в верхние зубы.
Л.: А звук Р? Гласный или согласный звук?
Д. ---
Л.: Давайте теперь порычим. (Долгий звук Р.) Где находится язык?
Д.: Язык дрожит за верхними зубами, нужна сильная воздушная струя.
Л.: Что общего между этими звуками и чем они отличаются?
Д.: Общее: звуки согласные, язык во время произношения наверху. Различие: при Р - сильная воздушная струя, кончик языка дрожит, при Л – нет.
Л.: Молодцы! В путь!! Ой, смотрите! Здесь, видимо, только что прошел дождь! Посмотрите, сколько лужиц! Чтобы их перепрыгнуть, надо выполнить задания! Попробуем!
Первая лужица:
Л.: Я буду произносить звуки, а вы хлопните в ладоши один раз - когдауслышите звук Р. Два раза – когда услышите звук Л:
С Ш Р Т Л Д Р В Л П Р Л
Перепрыгивайте.
Вторая лужица:
Л.: Я буду произносить слоги, а вы хлопните в ладоши один раз – когда услышите слог со звуком Р, два раза – со звуком Л.
ПА ЛА СО РО ДУ ЛУ ВЫ РЫ РЭ ЛЭ
Перепрыгивайте.
Третья лужица:
Л.: Игра «Договори словечко». Добавьте в конце слова звук Р или Л.
Помидо… Пена… Пова… Забо… Ме… Вокза…
Перепрыгивайте.
Четвертая лужица:
Л.: Добавьте в конце слог РЫ или ЛЫ.
В лесу летают кома...; дети сели за сто...; у нас воздушные ша...; в доме вымою по...
Перепрыгивайте.
Пятая последняя лужица:
Л.: Замените звук Л на звук Р в слове и получите новое слово.
Лак - Рак Лама - Рама Игла - Игра Лука - Рука
Ложки - Рожки Ложь - Рожь Жалко-Жарко
Перепрыгивайте.
Физкультминутка:
Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся,
Руки в стороны развел,
Ключик, видно не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Надо на мысочки встать.
Л.: Пойдемте дальше. Смотрите, мы гуляли по улице и пришли на городской вокзал. Вот и поезд стоит. У него 3 вагончика. Мы должны размесить в вагончиках картинки-слова.
В первом вагоне слова, где звук Л или звук Р в начале слова.
Во втором вагоне слова, где эти звуки в середине слова.
В третьем вагоне слова, где Л или Р в конце слова.
Разместим картинки правильно.
Слова: Рыба, Пирог, Топор.
Ласточка, Акула, Стол.
Л.: Всё правильно. А теперь попробуем отгадать загадки.
- Это чей тоскливый вой часто слышится зимой? (Волк.) В слове «волк» звук Л где находится? (в середине)
- Рядом с дворником шагаю, разгребаю снег кругом и ребятам помогаю делать гору, строить дом. (Лопата.) Где находится звук Л?
- Кто присел на толстый сук и стучит: «Тук-тук, тук-тук»? (Дятел.)
- Блещет в речке чистой спинкой серебристой. (Рыба.)
- Без рук, без ног ползет. (Червяк.)
Л.: Мы подошли к «Площади Путаниц»! Кто-то всё перепутал и составил неправильно предложения. Нужно исправить эти ошибки.
Ватрушка съела старушку.
Рубашка стирает Рому.
Стол поставили на лампу.
На белке сидит ёлка.
Бревно ползет по муравью.
3.Итог занятия.
Ну, вот и подошла к концу наша прогулка! Давайте вспомним, что мы делали и о каких звуках мы говорили?
11. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ КОНСПЕКТОВ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ (ИНДИВИДУАЛЬНЫХ, ПОДГРУППОВЫХ, ГРУППОВЫХ) НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ РАБОТЫ НАД ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕМ.
СТРУКТУРА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ НА ЭТАПЕ ПОСТАНОВКИ ЗВУКОВ
Тема: «Постановка звука [...]»
Цели:
образовательные программные, обучающие): формирование понятия о механизме образования звука и его акустических особенностях; формирование или закрепление знаний о слоге, слове, предложении; закрепление словаря или уточнение слов, содержащих данный звук (это могут быть слова из тем: «Игрушки», «Транспорт», «Мебель» и т.д.);
коррекционные: развитие и совершенствование артикуляционной моторики; формирование правил ротового выдоха с учетом данной фонемы; развитие фонематического слуха и голоса; формирование условно-рефлекторных связей на данный артикуляционно-акустический образ;
воспитательные: коррекция личности ребенка в целом.
Оборудование: зеркала, шпатель, зонды, спирт, вата, предметные и сюжетные картинки, слоговые дорожки и таблицы, игрушки; артикуляционный профиль, различные схемы,
Структура занятия
1. Организационный момент.
2. Артикуляционная зарядка:
• общие артикуляционные упражнения;
• специальные артикуляционные упражнения;
• упражнения по развитию силы голоса и выдоха.
3. Объявление темы занятия.
4. Постановка звука (по подражанию, от сохранной фонемы, от артикуляционных упражнений, механическим воздействием).
5. Анализ артикуляции по плану:
• положение губ;
• положение зубов;
• положение языка (кончика, спинки, корня);
• участие голосовых складок;
• характер выдыхаемой струи.
6. Закрепление изолированного звука: индивидуальное и хоровое проговаривание, игры на звукоподражание.
7. Развитие фонематического слуха — опознавание звука:
• в ряду изолированных звуков, отдаленных по артикуляционным и акустическим характеристикам;
• в слогах, с учетом вышеуказанных рекомендаций;
• в словах;
• в предложениях;
• в тексте.
8. Закрепление произнесения звука в слогах.
9. Домашнее задание.
10. Итог занятия:
• повторение: «Какой звук отрабатывался на занятии?»;
• анализ основных положений артикуляции изучаемого звука;
• заключительное проговаривание (хоровое, индивидуальное).
11. Оценка работы ребенка на занятии с положительной психологической направленностью.
СТРУКТУРА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ НА ЭТАПЕ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКА
Тема: «Автоматизация звука [...]».
Цели:
образовательные: закрепление знаний о механизме образования звука, его акустических особенностях; закрепление словаря по теме: «Автоматизация звука [...]»;
коррекционные: развитие и укрепление речевой моторики; закрепление условно-рефлекторных связей на данный артикуляционный уклад. Закрепление правильного произношения фонемы [...] в изолированном виде, в слогах, в словах, предложениях, в тексте; развитие и закрепление фонематического слуха на акустический образ данной фонемы; обучение звуко-слоговому анализу;
воспитательные: воспитывать усидчивость, внимание, память, трудолюбие, целеустремлённость.
Оборудование: зеркало, вата, слоговые дорожки, карточки с буквами, предметные картинки, счетные палочки, игрушки, сюжетные картинки, тетрадь для домашнего задания, карандаш.
Структура занятия:
1. Организационный момент.
2. Артикуляционная гимнастика (специальные артикуляционные упражнения).
3. Объявление темы занятия.
4. Произношение изолированного звука (хоровое, групповое, цепочкой, индивидуальное).
5. Анализ артикуляции по плану.
6. Характеристика звука (гласный — согласный; глухой — звонкий; твердый — мягкий).
7. Связь звука с буквой.
8. Развитие фонематического слуха.
9. Закрепление звука в слогах. Звуковой анализ и синтез слогов, графическая запись, чтение.
10. Закрепление звука в словах; звуко-слоговой анализ слов с графической записью.
11. Закрепление звука в предложении; графическая запись предложения.
12. Закрепление звука в тексте.
13. Домашнее задание.
14. Итог занятия.
15. Оценка работы детей на занятии.
СТРУКТУРА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ЗВУКОВ
Тема: «Дифференциация звуков [...] - [...]».
Цели:
образовательные: закрепление знаний о механизме образования звуков и их артикуляционных особенностях; закрепление понятий о звуке, слоге, слове, предложении; формированиё навыков различения звуков (закрепление навыков различения звуков); закрепление или уточнение словаря по теме;
коррекционные: совершенствование речевой моторики,
закрепление кинестетического (артикуляционного) образа звука;
развитие фонематического слуха и формирование навыков акустического различения звуков;
закрепление: правильного произношения звуков в самостоятельной речи, разных речевых структурах, изолированных в слогах, словах, предложениях, тексте; навыков звуко-слогового анализа с графической записью; отличительных признаков звуков по артикуляционным и акустически механизмам;
воспитательные: коррекция личности ребенка в целом; воспитание положительных черт характера.
Оборудование: зеркала, предметы и сюжетные картинки, материал для графического анализа, артикуляционные профили звуков, слоговые таблицы, сравнительная схема, буквы разрезной азбуки.
Структура занятия:
1. Организационный момент.
2. Артикуляционная гимнастика (планируются только самые основные упражнение моделирующие главные артикуляционные движения того или другого звука).
3. Объявление темы занятия.
4. Проговаривание изолированно звуков, которые различаются (хоровое, индивидуальное, с использованием звукоподражания).
5. Анализ артикуляции звуков по плану, с выделением общих и различных момент артикуляции.
6. Характеристика звуков.
7. Связь звуков и букв.
8. Развитие фонематического слуха.
9. Дифференциация звуков в слогах. Чтение слогов по таблицам или повторение за логопедом. Графический анализ слогов.
10. Дифференциация звуков в словах. Работа со словами-паронимами, звуко-слогов и графический анализ слов.
11. Дифференциация звуков в предложении. Анализ предложения с графической записью и выделением слов, содержащих смешиваемые звуки, а затем выделение из слов данных звуков.
12. Дифференциация звуков в тексте.
13. Домашнее задание.
14. Итог занятия.
15. Оценка работы детей на занятии.
12. НАГЛЯДНО-ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ МЕТОДИЧЕСКОГО КАБИНЕТА С ОПИСАНИЕМ ПРИМЕНЕНИЯ
Использование занимательного наглядного материала в работе с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи – один из основных залогов успешного обучения детей абстрактным понятиям в обучении грамоте. Ребенку непросто осознать, что такое звук, слог, слово, предложение, если объяснения логопеда не подкрепляются иллюстративным материалом.
Основной задачей в процессе обучения грамоте является формирование у детей дошкольного возраста общей ориентировки в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу слова, то есть определению порядка следования звуков в слове, установлению различной роли звука, основных его качественных характеристик.
Но дети не могут овладеть звуковым анализом, только произнося слова вслух. Поэтому при обучении грамоте дошкольников необходимо использовать методы, которые позволят воспринимать информацию зрительно.
При обучению детей звуковому анализу и синтезу слов оптимально использование игры «ПУТАНИЦА». Задание: детям необходимо выделить первый звук в названии предложенной логопедом картинки, вписать буквы в соответствующие квадратики и прочитать полученное слово. Составить с этим словом предложение.
13. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.. Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте. / Сост. И.Ю. Кондратенко. — М.: Айрис — пресс, 2005.
2. Елагина М.Г. Влияние некоторых особенностей общения на возникновение активной речи в раннем детстве // Вопросы психологии. — 1987. — № 2.
3. Ланцов А.А. Расстройства речи. Клинические проявления и методы коррекции. Сб. научн. тр. – СПб. Наука, 1994.
4. Логопедия. / Под ред. Волковой Л. С. М.: Просвещение, 1989.
5. Ляховская Ю.С. Особенности словаря старших дошкольников. / Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. – М.: Академия, 1999.
6. Парамонова Л.Г. Логопедия. – СПб. Речь, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие логопедии с элементами логоритмики в 1 классе Дифференциация С-Ш РАБОЧАЯ ПРОГРАММА "Логопедия"
Элементылогоритмики используются на занятиях логопедии для развития моторики, чувства ритма,развития четкой артикуляции, выразительности речи учащихся...
Сотрудничество логопедов детской поликлиники с логопедами ДОУ и школьными логопедами.
Дается схема связей и взаимодействий логопедов детской поликлиники с логопедами ДОУ и школ. Даны конкретные примеры реальных взаимосвязей....
Перспективное планирование ( с описанием оборудования и коррекционных игр) логопеда в подготовительной к школе группе с диагнозом «Заикание. ОНР» Перспективное планирование ( с описанием оборудования и коррекционных игр) логопеда в подготовите
Перспективное планирование ( с описанием оборудования и коррекционных игр)логопедав подготовительной к школе группе с диагнозом «Заикание. ОНР»...
Документация учителя логопеда (Полуэктова Е. Н. -учитель логопед)
Документация учителя логопеда (Полуэктова Е. Н. -учитель логопед)...
План-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему: КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛОГОПЕДА И ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ «ОСЕНЬ В ГОСТИ К НАМ ПРИШЛА"
КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛОГОПЕДАИ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ «ОСЕНЬ В ГОСТИ К НАМ ПРИШЛА"(ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ).УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД МИЛЛЕР ОЛЬГА ВИКТОРОВНА....
14.11.15г.- День Логопеда.Консультация для молодых (начинающих) учителей-логопедов (логопедов)"Профессия учитель-логопед(логопед)"
Логопедия - наука о нарушениях речи,о методах их предупреждениях,выявления и воспитания.Логопедия изучает причины,механизмы,симптоматику,течение,структуру нарушений речевой деятельности,систему коррек...
Опыт работы учителя-логопеда на тему: "ВЗАИМОСВЯЗЬ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И РОДИТЕЛЕЙ В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ И ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ".
Опыт работы по взаимодействию учителя-логопеда с родителями по устранению речевой патологии у их детей, представлен в виде теоретической и практической части с приложениями.Рекомендован...