"Зеркальное письмо". Выявление, предупреждение, исправление
консультация
Оптическая дисграфия часто встречается у младших школьников. Обусловлено это в результате незрелости зрительно-пространственных представлений. Но, как правило, это уже можно заметить педагогам в дошкольном возрасте при изучени ребенком букв. И чем раньше начнется работа по предупреждению и исправлению данной проблемы, тем легче будет учиться ребенку в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zerkalnoe_pismo.doc | 240 КБ |
Предварительный просмотр:
«ЗЕРКАЛЬНОЕ» ПИСЬМО БУКВ.
ВЫЯВЛЕНИЕ, ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ, ИСПРАВЛЕНИЕ.
«Зеркальное» письмо букв – один из видов нарушения письма, в основе которого лежит недостаточная сформированность:
- зрительно-пространственного восприятия и представлений;
- зрительного анализа и синтеза;
- знаний о буквах.
Если ребенок дошкольного возраста до начала обучения грамоте не научился сравнивать предметы по величине и форме, плохо ориентируется в пространственном расположении предметов по отношению к себе и друг другу, то ему сложно будет усвоить и дифференцировать различия оптически сходных букв.
В русском языке 33 буквы, и 23 из них вызывают затруднение из-за свойств зеркальности, а именно:
Б, В, Г, Е, И, К, Р, С, Ц, Щ, ы, ь, ъ (элементы прописываются справа)
З, Л, У, Ч, Э, Я (элементы прописываются слева)
«Зеркальное» письмо букв встречается у детей 6-7 лет и выявляется при их обучении письму.
ВЫЯВЛЕНИЕ «ЗЕРКАЛЬНОСТИ» ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ
Рисунок, на котором изображены правильно и зеркально написанные буквы.
Ребенку можно предложить следующие задания:
В каждой паре букв покажи правильно написанную.
Придумай и расскажи, как можно переделать неправильную (зеркальную) букву в правильную.
С началом школьного обучения дети с нарушением зрительного восприятия точно так же будут воспроизводить и буквенные знаки. Это говорит об устойчивом характере имеющихся у ребенка трудностей и об общей несформированности пространственных представлений. Поэтому нужно думать не столько об отдельных буквах, сколько о необходимости решения проблемы в целом. И решать ее нужно именно в дошкольном возрасте, не ожидая появления устойчивых нарушений письма, а, стараясь их, по возможности, предупредить.
I. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Цель: развитие у ребенка умения ориентироваться на собственном теле.
Воспитание четкой дифференциации правой и левой руки.
(Какая рука у тебя правая? А какая левая? В какой руке ты держишь карандаш, ложку?).
Упражнение в безошибочном нахождении правой ноги, правого глаза, левого уха, правой щеки и т. д.
(- Попрыгай на левой ноге. - Положи левую руку на правую щёку.)
Ребенку необходимо объяснить, что все те предметы, которые расположены ближе к правой его руке, находятся справа от него, а которые ближе к левой руке – слева.
После этого ребенку задаются вопросы о местонахождении различных предметов. (Шкаф слева или справа от тебя? Твой друг Миша сидит слева или справа от тебя? Почему ты так считаешь?)
Когда ребенок научится безошибочно отвечать на такие вопросы, можно переходить к определению местонахождения предметов по отношению друг к другу.
Например: "Положи тетрадь слева от книги. Сядь справа от Димы".
И только после того, как ребенок усвоит особенности пространственного расположения предметов, он сможет, наконец понять, справа или слева от вертикальной палочки нужно писать горизонтальную палочку и половинку овала в букве "Б".
II. ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ и ИСПРАВЛЕНИЕ «ЗЕРКАЛЬНОГО» ПИСЬМА
Цель: освоение понятий «верх», «низ», «право», «лево», «центр». Совершенствование зрительного анализатора.
1. Игра «Виртуальный паук»
Положите перед ребёнком лист с квадратной сеткой. В центре сетки находится «паук» - фишка, которая может перемещаться только по сигналу и только на одну клетку в пределах поля. Начало отсчёта – середина (центр) поля. Даётся сигнал: вверх – вправо – вниз. Ребёнок передвигает свою фишку по листу бумаги, отмечая, где остановился «паук». Постепенно ускоряется темп и увеличивается количество перемещений от 2-3 до 8-10. В результате этой игры чётко и прочно усваиваются понятия верх-низ, вправо-влево
2. После такой подготовки ребёнку можно предложить графические диктанты для рисования орнаментов, фигур и букв по клеточкам под диктовку:
8 клеток вверх, 2 клетки вправо, 3 клетка вниз,2 клетки влево, 3 клетки вверх, 2 клетки вправо, 8 клеток вниз, 2 клетки влево, 3 клетки вверх, 2 клетки влево, 3 клетки вниз, 2 клетки влево.
Если нет ошибок, то получится буква «Н», которую ребёнок штрихует. Таким образом, можно нарисовать любую букву.
3. Выкладывание букв из палочек с фиксированием внимания на том, в какую сторону направлена буква, где расположены элементы и в каком количестве.
4. Определение букв, написанных на карточках, где представлены как правильные, так и ложные (зеркальные) буквы.
5. Ощупывание картонных букв с закрытыми глазами (игра «Чудесный сундучок»). Необходимо достать букву из сундучка с закрытыми глазами, определить на ощупь, какая буква, положить её на стол так, чтобы она отражала верное написание.
6. Определение букв, написанных на спине, руке, на ладони (пальцем медленно проводить контур буквы), в воздухе (с закрытыми и с открытыми глазами).
7. Нахождение недостающих элементов букв. Игра «Буква сломалась».
8. Обведение букв по трафарету, шаблону, выкладывание контура букв ниточками, семечками, проволокой, палочками; рисование букв на асфальте, на снегу, на стекле, на песке.
9. Поиск букв, написанных одна на фоне другой, или «зашумлённых» букв.
10. Определение букв, которые можно выложить из трёх, четырёх или из двух палочек.
Из трёх палочек – Н, П, И, А, С, К, Ж
Из двух палочек – Т, Л, Х, Г.
Из четырёх – Ш, М
III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Цель: закрепление образа буквы и её письменного написания.
Письмо смешиваемых букв под диктовку. Буквы диктуются в неопределенной последовательности, чтобы исключить возможность догадки, например: в, в, б, с, б
Таким образом, проблема «зеркального» письма существует и требует пристального внимания от педагогов и родителей.
Желаем успеха Вашим детям!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Зеркальное" письмо левшей
Рекомендации родителям о возможных нарушениях письма у детей-левшей....
Статья "Коррекционная работа по предупреждению и исправлению нарушения чтения и письма у детей с отклонением в развитии"
Коррекционная работа в специальной коррекционной школе 8 вида занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития умственно отсталых школьников. На основании методических рекомендаций и...
Советы родителям.Зеркальное письмо.
Зеркальное письмо букв и цифр....
Профилактика и коррекция "зеркального письма" у будущих первоклассников.
Если ребёнок дошкольного возраста до начала обучения грамоте не научился сравнивать предметы по величине и форме, плохо ориентируется в прстранственном расположении предметов по отношению к себе...
Лабораторная работа «Выработка навыка зеркального письма»
Лабораторная работа «Выработка навыка зеркального письма»...
Дидактические игры и упражнения, направленные на предупреждение и коррекцию зеркальных ошибок письма у младших школьников
Дисграфия – такое нарушение, которое выражается в стойких специфических (т.е. не связанных с применением орфографических правил) ошибках. Возникновение этих ошибок никак не связано с наруше...
Рекомендации для родителей первоклассников (коррекция зеркального письма)
Для коррекции «зеркального» письма эффективно использование таких видов работы:...