Статья "Коррекционная работа по предупреждению и исправлению нарушения чтения и письма у детей с отклонением в развитии"
статья
Коррекционная работа в специальной коррекционной школе 8 вида занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития умственно отсталых школьников. На основании методических рекомендаций известных авторов Р.И. Лалаевой, Л.Н. Ефименковой предложена работа по логопедической коррекции нарушений чтения и письма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logoped.ppt | 55.5 КБ |
doklad.doc | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Развитие языкового анализа и синтеза при устранении фонематической дислексии и дисграфии : Определить границы предложения в тексте. Придумать предложение с определенным количеством слов. Распространить предложение, увеличив в нем количество слов. Придумать предложение по сюжетной картинке. Составить предложение из слов, данных в разбивку (деформированный текст) Определить количество слов в предложении Поднять цифру, соответствующую количеству слов в предложении.
Формирование слогового анализа : Послоговое произнесение слова сопровождать движением руки слева направо. Тыльной стороной ладони ощущать движение нижней челюсти. Отхлопать, отстучать слова по слогам.
Развитие слогового анализа и синтеза : Назвать (выделить) гласный звук в слоге. Поднять букву, обозначающую соответствующий звук. Записать только гласные звуки из слогов. Придумать слог с соответствующей гласной. Назвать гласные звуки в слове. Составить слово из разрезной азбуки. Составить слово из слогов, данных в беспорядке. (на-ро-во, во-ро-на) . Определить количество слогов в словах, поднять соответствующую цифру. Распределение картинок в соответствии с количеством слогов в слове . Вычерчивание слоговых схем слов (- -) .
Развитие фонематического анализа и синтеза слов : Определи количество звуков и их последовательность. Придумай слово с определенным количеством звуков. Узнавание слова в виде последовательно произнесенных звуков (м-а-ш-и-н-а) . Образование слогов и слов с помощью «наращивания» звуков: (Ра-бра-брат, Ра-вра-врач, вол-волк, лев-хлев) . Образование новых слов путем замены в слове одного звука другим (дом-ком, коза-роза, стол-стул) . Преобразование одного слова в другое (мишка-мышка-машка-мушка-мошка-кошка-кашка-пашка-пышка-пушка-душка). Отобрать картинки с определенным количеством звуков. Расставить картинки под цифрами 3.4.5 в зависимости от количества звуков в слове.
Развитие зрительного анализа изображений букв: Найди букву в ряду сходных. Сложить из палочек букву. Узнай и допиши недостающий элемент буквы. Узнай буквы, наложенные друг на друга. Письмо букв в воздухе. Узнавание букв по-разному расположенных в пространстве. Узнавание букв написанных разных шрифтом. Реконструкция буквы (переделка одной буквы в другую) Ы-Ь-Ъ-Б-В-З, Т-Г-П-Н-И. Соотнесение буквы с предметом (ж-жук, г-гусь, п-перекладина) .
Предварительный просмотр:
Коррекционная логопедическая работа по предупреждению и исправлению нарушения чтения и письма у детей с отклонением в развитии
Логопедическая работа в специальной коррекционной школе 8 вида занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития умственно отсталых школьников. Интеллектуальная недостаточность отрицательно сказывается на речевом развитии ребенка.
Нарушение речи у детей с интеллектуальными отклонениями являются широко распространенными, характеризуются сложностью патогенеза и симптоматики. Картина речевого развития зависит от степени локального повреждения мозговых структур, аномалии в строении артикуляционного аппарата, снижении слуха.
У умственно отсталых детей оказываются несформированными в большей или меньшей степени все этапы речевой деятельности, что приводит к ограниченности речевых контактов и отрицательно сказывается на процессе овладения речью.
Своевременное и целенаправленное устранение нарушений речи у детей с умственной отсталостью способствует развитию мыслительной деятельности, усвоению школьной программы, социальной адаптации.
Нарушение чтения и письма у умственно отсталых школьников является одним из самых распространенных.
Я работаю в специальной коррекционной школе-интернат №10 8 вида. В школу поступают дети с различными формами умственного (психического) развития Некоторые дети учатся в общеобразовательной школе один год, многие учащиеся продублировали первый класс и были переведены в коррекционную школу, как не усвоившие программу общеобразовательной школы. У детей не сформированы этапы процесса чтения и письма, многие учащиеся не усвоили буквы, а если запомнили буквы, то не соотносили их со звуком и не сливали в слоги, путали по графическому сходству или не соотносили печатную с письменной. Чтение у этих детей побуквенное, прочитанное не понимают и пересказать не могут.
На основании методических рекомендаций известных авторов Р.И. Лалаевой, Л.Н. Ефименковой работу по логопедической коррекции выполняю в следующей последовательности.
Для развития языкового анализа и синтеза при устранении фонематической дислексии и дисграфии я использую следующие виды занятий: (слайд №1)
- Определить границы предложения в тексте.
- Придумать предложение с определенным количеством слов.
- Распространить предложение, увеличив в нем количество слов.
- Придумать предложение по сюжетной картинке.
- Составить предложение из слов, данных в разбивку (деформированный текст)
- Определить количество слов в предложении
- Поднять цифру, соответствующую количеству слов в предложении.
Большое внимание уделяю развитию слогового анализа и синтеза, так как опыт работы с умственно отсталыми детьми показал, что умение делить слово на слоги, выделять слоги из слов, а затем выделить звук из слога помогают в дальнейшем предупредить такие ошибки на письме, как пропуск гласных, замена гласных или их добавление.
При формировании слогового анализа я предлагаю учащимся такие виды заданий: (слайд №2)
- Отхлопать, отстучать слова по слогам.
- Послоговое произнесение слова сопровождать движением руки слева направо.
- Тыльной стороной ладони ощущать движение нижней челюсти.
При развитии слогового анализа и синтеза я выполняю такие задания: (слайд №3)
- Назвать (выделить) гласный звук в слоге.
- Поднять букву, обозначающую соответствующий звук.
- Записать только гласные звуки из слогов.
- Придумать слог с соответствующей гласной.
- Назвать гласные звуки в слове.
- Составить слово из разрезной азбуки.
- Составить слово из слогов, данных в беспорядке. (на-ро-во, во-ро-на)
- Определить количество слогов в словах, поднять соответствующую цифру.
- Распределение картинок в соответствии с количеством слогов в слове
- Вычерчивание слоговых схем слов (- -)
При развитии фонематического анализа и синтеза слов проводятся однотипные упражнения, но касающиеся уже не слогового, а звукового анализа. (слайд №4)
- Определи количество звуков и их последовательность.
- Придумай слово с определенным количеством звуков.
- Узнавание слова в виде последовательно произнесенных звуков (м-а-ш-и-н-а)
- Образование слогов и слов с помощью «наращивания» звуков: (Ра-бра-брат, Ра-вра-врач, вол-волк, лев-хлев)
- Образование новых слов путем замены в слове одного звука другим (дом-ком, коза-роза, стол-стул)
- Преобразование одного слова в другое (мишка-мышка-машка-мушка-мошка-кошка-кашка-пашка-пышка-пушка-душка).
- Отобрать картинки с определенным количеством звуков.
- Расставить картинки под цифрами 3.4.5 в зависимости от количества звуков в слове.
Одновременно провожу работу по развитию зрительного анализа изображений букв: (слайд №5)
- Найди букву в ряду сходных.
- Сложить из палочек букву.
- Узнай и допиши недостающий элемент буквы.
- Узнай буквы, наложенные друг на друга.
- Письмо букв в воздухе.
- Узнавание букв по-разному расположенных в пространстве.
- Узнавание букв написанных разных шрифтом.
- Реконструкция буквы (переделка одной буквы в другую) Ы-Ь-Ъ-Б-В-З, Т-Г-П-Н-И.
- Соотнесение буквы с предметом (ж-жук, г-гусь, п-перекладина)
Процесс коррекции нарушения речи в специальной коррекционной школе длительный, трудоемкий, требующий значительных сил, знаний, умений не только одного логопеда, но и всего педагогического коллектива. Поэтому совместная работа логопеда, учителя и воспитателя четко определена. Налажена взаимопосещаемость занятий, осуществляется преемственность. Учитель и воспитатель проводят логопедические минутки по закреплению речевых навыков:в учебной работе, при подготовке домашних заданий, при проведении воспитательных мероприятий. Осуществление дифференцированного подхода, учет индивидуальных особенностей и возможностей каждого учащегося, подбор речевых игр, игрушек, иллюстраций создает благоприятные условия для коррекции нарушений речи детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методы обследования нарушений чтения и письма у детей
Чтение и письмо с точки зрения нейропсихологииЗадачи диагностикиОбзор методики Фотековой, Ахутиной...
Предупреждение нарушений чтения и письма у детей дошкольного возраста
Статья "Предупреждение нарушений чтения и письма у детей дошкольного возраста" дает ответы - на что же необходимо обратить внимание родителям (воспитателям)! Здесь же выбраны типичные ошибки обу...
Профилактика нарушений чтения и письма у детей дошкольного возраста
Основные задачи по профилактике нарушений письма у детей дошкольного возраста1. Формирование звукопроизношения, уточнение артикуляции звуков.2. Развитие фонематического слуха, фонематического анализа ...
Роль коррекции нарушений чтения и письма у детей специальных коррекционных классов IV вида.
Одна из главных задач в начальной школе - обучение ребенка грамотному письму. Речь является важнейшим фактором в развитии личности и возникает на почве познания окружающего мира. Развитие ...
Консультация для родителей первоклассников "Предупреждение нарушения чтения и письма у детей младшего школьного возраста".
Учитель-логопед предлагает родителям назвать причины трудностей при обучении в школе (слайд№2-3). Далее логопед приводит примеры письменных ошибок, подкреплённые фрагментами письменных работ учащихся...
«Нарушения чтения и письма у детей с ОВЗ и методы их устранения на уроках и вовнеурочное время».
«Первоначальная функция речи коммуникативная. Речь есть, прежде всего, средство социального общения, высказывания и понимания»....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «Предупреждение и коррекция нарушений чтения и письма обусловленное ОНР» для учащихся 5-6 классов
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «Предупреждение и коррекция нарушений чтения и письма обусловленное ОНР» для учащихся 5-6 классов. Срок реализации...