Логопедические занятия для детей с задержкой речевого развития
план-конспект по теме
Хочу предложить Вашему вниманю серию логопедических занятий для детей с ЗРР 2, 5 - 4 лет. Свои конспекты я представила в виде таблиц,в которых отражены: номер этапа занятия, цели и задачи, подробные инструкции. Данные занятия направлены на расширение словарного запаса, формирование фразовой речи, равитие моторики и высших психических функций. Конспекты можно использовать для проведения как индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logopedicheskie_zanyatiya_dlya_detey_s_zaderzhkoy_rechevogo_razvitiya.docx | 55.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие №1
Занятие №2
№ этапа | Название | Задачи | Инструкции |
1. | Рассматривание картинок в альбоме «Игрушки» | Закрепить в речи обобщающее понятие – игрушки. | - Покажи Мише картинки. |
2. | «Четвертый лишний» | Развивать мышление, учить обобщать группу предметов. | Мишка решил поиграть и принес куклу, кубики, мяч, носки. - Что не подходит. С чем не играют? |
3. | «Послушные игрушки» | Учить выполнять задание по инструкции, отражать в речи произведенные действия. | Построить стул, кроватку. - Я говорю, а игрушки делают: - Поросенок спит. Машина едет. Зайка прыгает. Катя бежит. И т.д. |
4. | Физ. мин. | Закреплять умение произносить слова с движениями. (повторение) | Зайка скок-скок-скок, |
5. | Д/и «Запомни и повтори» | Учить понимать мн.ч. муж. рода с оконч. ы/и | Посади игрушки. -И т.д. (Петух, Зайка). |
6. | «Посмотри и скажи» | Учить самостоятельно образовывать сущ. муж. рода мн. числа с окончанием ы/и | 1 вар. Переверни картинку. Кто? (Дедушка – дедушки, дядя – дяди, Медведь – Медведи, Петух – Петухи, банан-бананы, шарик-шарики). 2 вар. Картинки лежат хаотично на столе. Разложить все картинки парами (банан-бананы, дядя-дяди …), а потом сказать, что изображено. |
7. | Пальчиковая гимнастика | Повторение «Жили-были зайчики…», | |
8. | «Смотри и говори» | Учить произносить фразу 3 модели с глаголом пьет | Новикова – Иванцова Т.Н. стр.2, - Это семья. Это папа, баба, деда, мама, Катя, Вова. |
9. | «Лото» | Самостоятельное произнесение фразы с глаголом «пьет». | Дима пьет молоко (сок, компот, воду, чай). |
10. | «Дождик» | Учить рассказывать про изображение на картинке, развивать графические навыки. | Посмотри на картинку. |
Занятие №3
№ этапа | Название | Задачи | Инструкции |
1. | Д/И «Магазин » | Уточнение знаний предметов одежды, ввести обобщающее понятие «Одежда» | - Маша пришла в магазин и купила одежду. Это шуба, платье, юбка, футболка. - Миша пришел в магазин и купил одежду. Это куртка, брюки, футболка, шорты. Итог: Дети купили одежду. |
2. | Д/у «Одень Сашу и Машу» | Продолжать закреплять названия предметов одежды, обобщающее понятие «одежда». | Миша и Маша открыли шкаф. Там одежда. - Где одежда Маши? (платье, юбка, футболка, шуба). Сережа (после того, как нашел всю одежду говорит и показывает): -У Миши шорты, футболка, брюки, куртка. - У Маши платье, юбка, футболка, шуба. |
3. | Игра «Составь картинку» | Развивать мышление, моторику, закреплять умение называть предметы одежды и использовать обобщающее понятие «Одежда» Разрезные картинки (платье, куртка) | |
4. | Д/и «Чего не стало?» | Развитие памяти. | Используем ряд с изображением одежды (3-4 предмета) (шнуровка) |
5. | Физ. минутка | Продолжать учить выполнять действие в соответствие со словами, побуждать произносить слова. | Мы потопаем немножко: топ-топ-топ |
6. | Д/у «Мойдодыр» | Продолжать закреплять умение произносить фразу: сущ. + глаг. в повелит. накл. + прямое доп. | Уточнить название частей тела животных и птиц. Бобик испачкался. Я буду просить, а ты делай. - Бобик мой уши (лапы, живот, нос, хвост) и т.д. с совой. (крылья, клюв, лапы, глаза…) Далее команды Сережа произносит самостоятельно. |
7. | Посмотри и расскажи – Кто, что делает, что? | Учить произносить фразу 3 модели | - Говори: Кто, что делает, что? |
8. | «Смотри и говори» | Закреплять умение произносить фразу 3 модели с глаголом моет | Новикова – Иванцова Т.Н. стр.8,14 Найди картинку. Закрой. |
9. | Д/у «Помоги детям найти свою одежду» | Развивать графические навыки, развивать фразовую речь. | Дети потеряли свою одежду. Найди одежду Маши (Миши). - Проведи пальчиком по линии. Скажи, что у Маши (Миши). (У Маши шуба. У Маши кофта. И т.д.) |
Занятие №4
№ этапа | Название | Задачи | Инструкция |
1. | Д/у «Назови, что в шкафу» | Познакомить с названием предметов посуды. Ввести обобщающее понятие «Посуда». | - Я буду варить суп. (Беру кастрюлю) Это кастрюля. Я варю суп в кастрюле. - Я буду греть воду для чая. Это чайник. Я грею воду в чайнике. И т.д. – сковородка, тарелка (глубокая и мелкая), чашка, стакан, сахарница, ложка, нож. Я жарю мясо на сковородке. Обобщить: Это посуда. |
2. | Лото «Посуда» | Закрепить умение правильно называть предметы посуды. | -Где кастрюля. Закрой. (И т.д. со всеми картинками). |
3. | Д/и «Мы моем посуду» | Закрепление фразы с глаголом «мою», способствовать актуализации в речи слов – названий посуды. | Кукла Катя поела и посуда теперь грязная. Ее нужно помыть. Я мою тарелку. Я мою чашку. Я мою ложку. Я мою вилку. И т.д Отрабатывать фразу, выполняя реальные действия (Сережа реально моет посуду – однотипные предметы, например, ложки и говорит: Я мою ложку. Я мою ложку. Я вымыл ложки…..) |
4. | Д/и «Путаница». | Закреплять обобщающие понятия «Игрушки», «Одежда», «Посуда» | У меня в сумке перепутались разные предметы. Их нужно разобрать. Игрушки положить на красный круг, одежду на зеленый, а посуду на синий. |
4. | Физкультминутка. | Развивать общую моторику. Продолжать учить понимать слова-действия. | Повторить «Мы потопаем немножко…» За собакой мы бежали, мы бежали, мы бежали. |
5. | Сказка «Курочка Ряба» | Развивать связную речь | Новиковская О. (стр.50) |
6. | Д/и «Что сначала, а что потом?» | Развивать мышление. | Настольная игра «До и после» |
7. | Пальчиковая гимнастика. | Развитие мелкой моторики, синхронизация речи с движениями пальцев. | Распеваем дружно мы: Мо (соединить большой и средний пальцы), |
8. | Дорисуй картинки | Развитие графических навыков, закрепление названия цветов, обобщающего понятия «Игрушки» |
Занятие №5
№ этапа | Название | Задачи | Инструкция |
1. | Д/у «Разложи картинки по группам» | Закрепить обобщающие понятия: «Одежда», «Игрушки», «Посуда». | - Разложи похожее с похожим. |
2. | «Слушай и делай» | Тренировать умение выполнять действие по инструкции и произносить фразу 3 модели с глаголом «несет». | - Сережа, возьми сумку. (Взрослый.) Сережа несет сумку. И т.д. – книга, цветы, газета, письмо, кубик… |
3. | Лото | Закреплять умение произносить фразу 3 модели с глаголом «несет» | - Найди картинку, где собака несет газету…. |
4. | Физ. минутка. | Учить выполнять действия по показу и речевой инструкции логопеда. | Повторить «Мы потопаем немножко…», «За собакой мы бежали …» |
5. | «Показывай и говори» | Закреплять умение произносить фразу 2 модели с глаголами во мн.ч. | - Показывай и говори: Кто, что делает. Новикова-Иванцова Т.Н. (кн.2) |
6. | Д/и «Чего не стало?» | Развивать зрительную память. | - Назови, что видишь (3 предмета). Посмотри и запомни. - Закрой глаза. Открой. Чего не стало? |
7. | Сказка «Курочка Ряба» | Продолжать учить рассказывать сказку. | Новиковская О. (стр.50) |
8. | «Цапля и лягушка» | Развитие фонематического слуха. | - Слушай внимательно. Когда бубен будет играть быстро и громко – скачет лягушка. Когда медленно и громко – идет цапля и высоко поднимает ноги. Кода бубен будет играть тихо – спрятаться. |
9. | «На детской площадке» | Развивать графические навыки. | Дети прибежали на детскую площадку. Проведи линии по точкам. Нарисуй точками песочек. |
Занятие№6
№ этапа | Название | Задачи | Инструкция |
1. | Д/и «Поход в магазин» | Учить произносить фразу 3 модели с глаголом «купил» | Сейчас Сережа пойдет в магазин и купит хлеб. Что ты купил? - Я купил хлеб (сыр, мясо, огурцы…) |
2. | «Смотри и говори» | Произнесение фразы 3 модели с глаголом «купил» | Новикова-Иванцова. 3ч. |
3. | Игра «Послушные игрушки» | Учить понимать и дифференцировать в речи окончания глаголов ед.ч и мн.ч. | Кто это? - Это мышки. Это петухи. Это собаки. Это совы. Я буду говорить, а ты показывай и говори : - Мышка идет. Петухи бегут. Сова летит, Собаки едут. Мышки прыгают. Совы сидят. Собака лежит. Петух спит. Мышки едят. Собака лает. Совы прячутся… |
4. | Д/у «Собери урожай» | Ввести в речь обобщающее понятие «Овощи», закрепить знание названий овощей. | Дедушка и бабушка живут в деревне. Помоги собрать им урожай. - Что это? Огурец (помидор, тыква, лук…..). Это все овощи. |
5. | Д/и «Что изменилось». | Продолжать развивать зрительную память. | Выложить 3 овоща в ряд. |
6. | Физ. минутка. | Закреплять умение выполнять действия в соответствии с текстом. | Топай Сережа – топ-топ-топ, |
7. | Рассказ по серии сюжетных картинок «Как мышонок нашел шарик» | Развивать мышление, связную речь | - Разложи картинки правильно.
|
8. | Д/у «Разноцветные дорожки» | Выложи разноцветные дорожки для петушка: |
|
Занятие№7
№ этапа | Название | Задачи | Инструкция |
1. | Д/у «Собери урожай» | Ввести в речь обобщающее понятие «Овощи», закрепить знание названий овощей. | Дедушка и бабушка живут в деревне. Помоги собрать им урожай. - Что это? Огурец (помидор, тыква, лук…..). Это все овощи. |
2. | Д/и «Поход в магазин» | Учить произносить фразу 3 модели с глаголом «купил» | Овощи привезли в магазин. Сейчас Сережа пойдет в магазин и купит картошку…..И т.д. с разными овощами. - Я купил картошку. Что еще можно купить? - Я купил хлеб (сыр, мясо…) |
3. | «Смотри и говори» | Закрепление фразы 3 модели с глаголом «купил» | Новикова-Иванцова. 3ч. |
4. | Д/и «Что изменилось». | Продолжать развивать зрительную память. | Выложить 3 овоща в ряд. |
5. | Игра «Послушные игрушки» | Учить понимать и дифференцировать на слухи в речи окончания глаголов ед.ч и мн.ч. | Кто это? - Это мышки. Это петухи. Это собаки. Это совы. Я буду говорить, а ты показывай и говори : - Мышка идет. Петухи бегут. Сова летит, Собаки едут. Мышки прыгают. Совы сидят. Собака лежит. Петух спит. Мышки едят. Собака лает. Совы прячутся… |
6. | Физ. минутка. | Закреплять умение выполнять действия в соответствии с текстом. | Топай Сережа – топ-топ-топ, |
7. | Рассказ по серии сюжетных картинок «Как мышонок нашел шарик» | Развивать мышление, связную речь | - Разложи картинки правильно.
|
8. | Д/у «Разноцветные дорожки» | Развитие мелкой моторики, мышления, закрепление в активной речи названия основных цветов. | Выложи разноцветные дорожки для петушка:
|
Занятие№8
№ этапа | Название | Задачи | Инструкция |
1. | Слушай и показывай. | Учить образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных и прилагательных | Дедушка сфотографировал овощи. Сережа покажи фотографию, где помидор (помидоры): огурец – огурчик, тыква – тыковка, помидор - помидорчик… - Какого цвета помидор (красный), помидорчик (красненький) и т.д. |
2. | «Репка». Расскажем сказку. | Развивать связную речь. | Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая. Стал дед репку тянуть. Тянет - потянет, вытянуть не может. Позвал дед бабку (Бабка, иди репку тянуть!). |
3. | Четвертый лишний. | Развивать мышление, ввести в активную речь обобщающее понятие «овощи». | Картинки: «Овощи», «Игрушки, «Одежда», «Посуда». |
4. | Д/у «Посчитай-ка» | Продолжать учить называть сущ. во мн.ч. Учить согласовывать порядковые числительные с существительными до 3-х. | - Что это? (Это помидоры) - Дедушка не умеет считать. Он просит Сережу сосчитать, сколько у него выросло помидоров (огурцов, перцев, морковок …): - Один помидор, два помидора, три помидора… |
5. | Физ. мин.+пальчиковая гимнастика «Колечки» | Продолжать учить выполнять действие в соответствие с текстом. | Поднимают плечики, прыгают кузнечики. Прыг-скок, прыг-скок - прыгают кузнечики. Сели, травушку покушали, Тишину послушали. |
6. | Расскажи: «Кто, что делает». | Продолжать развивать фразовую речь, используя 2-3 словные фразы. | О.Новиковская (стр. 8-11). |
7. | Игра «Квадраты Никитиных» | Развивать мелкую моторику, мышление. | |
8. | «Проведи дорожку» | Продолжать формировать графические навыки, актуализировать глагольный словарь. |
Занятие №9
№ этапа | Название | Задачи | Инструкция |
1. | Орг.момент «Большой-маленький» | Закреплять умение образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных. | Сережа, у большого кубика положи картинки, где большие овощи, а у маленького – маленькие. Назови маленькие овощи. |
2. | Рассказ по серии сюжетных картинок «Как мышонок нашел шарик» | Развивать мышление, связную речь | Я принесла картинки, а они вдруг упали и рассыпались. - Разложи картинки правильно. 1.Мышка нашла красный шарик. 2.Мышка надувает шарик. 3.Шарик стал большой. 4.Мышка полетела. |
Домашнее задание: (см. инструкцию)
| |||
3. | Д/у «Разноцветные дорожки» | Учить работать по схеме, актуализировать в речи названия цветов. | Выложи разноцветные дорожки:
|
4. | Д/у «Найди отличия» | Учить произносить предложения с противительным союзом «А». | - Посмотри на картинки. Чем они отличаются? Один листок зеленый, а другой желтый. (Стр. 71., О.Новиковская) |
5. | Физ. мин.+пальчиковая гимнастика «Колечки» | Продолжать учить выполнять действие в соответствие с текстом. | Поднимают плечики прыгают кузнечики. Прыг-скок, прыг-скок - прыгают кузнечики. Сели, травушку покушали, Тишину послушали. |
6. | Упр. «Разложи картинки» | Закрепить умение называть пройденные обобщающие понятия («Игрушки», «Посуда», «Овощи», «Одежда») | |
7. | Упр. «Куда едут машины» | Развивать графические навыки. Формировать пространственные представление и отражать их в речи ( Машина едет прямо, вниз – наверх (наверх – вниз), снова прямо). |
Занятие№10
№ этапа | Название | Задачи | Инструкция |
1. | Орг.момент. Упр. «Что принес заяц?» | Закреплять умение называть фрукты. | Заяц что-то принес. Доставай из мешочка по одному и называй. (Это яблоко, это ананас…) |
2. | Упр. «Где растут фрукты?» | Ввести в речь обобщающее понятие «Фрукты», закрепить знание названий фруктов. | Игра с магнитными фруктами. - Яблоки растут на дереве. Это фрукты. - Бананы растут на пальме. Это фрукты….. (лимон, апельсин) |
3. | Упр. «Угости зверят» | Продолжать учить согласовывать порядковые числительные с существительными. | Зверята очень любят фрукты. Посмотри на карточки и правильно раздай фрукты. Что ты дал зайцу (белке, лисе…)? - Я дал зайцу три банана. (Один ананас, две сливы, две груши…) |
4. | Физ. мин.+пальчиковая гимнастика «Колечки» | Продолжать учить выполнять действие в соответствие с текстом. | Поднимают плечики прыгают кузнечики. Прыг-скок, прыг-скок - прыгают кузнечики. Сели, травушку покушали, Тишину послушали. |
Сказка «Теремок» | Продолжать развивать связную речь. | Построить теремок. Стоит в поле теремок-теремок. Он не низок, не высок - не высок. Вот по полю мышка бежит. У дверей остановилась и стучит. Тук-тук-тук! Кто, кто в теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет? Стоит в поле теремок-теремок. Он не низок, не высок - не высок. Вот по полю лягушка бежит. У дверей остановилась и стучит. Тук-тук-тук! Кто, кто в теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет? - Я мышка-норушка, а ты кто? | |
6. | Игра «Что изменилось?» | Развивать зрительную память. | |
7. | Упр. Обведи фрукты» | Продолжать развивать графомоторные навыки. |
Занятие№11
№ этапа | Название | Задачи | Инструкция |
1. | Орг.момент. Упр. «Фрукты у медвежонка» | Продолжать учить образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных. | Жил-был маленький медвежонок. У него росли маленькие фрукты. Давай вместе с медвежонком назовем фрукты. - Это маленькое яблочко (маленький бананчик, лимончик, грушка, ананасик, апельсинчик…..) |
2. | Упр. «Жадина» | Учить согласовывать притяжательные местоимения с существительными. | Медвежонок был очень жадный. Он все время говорил: - Это моё яблочко! Это мой апельсинчик! Это мой лимончик! И т.д. со всеми игрушками. Зайка попросил яблочко! (Взрослый): Дай мне яблочко! (Сережа за медвежонка): Прячет яблоко за спину и говорит: - У меня нет яблочка! И т.д. |
3. | «Овощи-фрукты» | Учить дифференцировать овощи и фрукты, закреплять их названия. | Рядом с медвежонком жил медведь. У него росли овощи и фрукты. Овощи растут в огороде. Фрукты растут в саду на дереве. Разложи картинки правильно. Назови овощи (фрукты). |
4. | Упр. «Смотри и называй» | Продолжать учить образовывать мн.ч. существительных. | Медведь любит рисовать. Он нарисовал фрукты. Что нарисовал Медведь? - Это яблоки, это лимоны…. |
5. | Физ. мин. | Продолжать учить выполнять действие в соответствие с текстом. | Топай Сережа – топ-топ-топ, |
6. | Четвертый лишний. | Развивать мышление. | |
7. | Сказка «Теремок» (продолжение) | Продолжать развивать связную речь. | Построить теремок. Стоит в поле теремок-теремок. Он не низок, не высок - не высок. Вот по полю зайка бежит. У дверей остановилась и стучит. Тук-тук-тук! Кто, кто в теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет?.... Лисичка, волк, медведь. |
8. | Упр. Обведи фрукты» | Продолжать развивать графомоторные навыки. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры и игровые упражнения для детей с задержкой речевого развития 3- 4 лет. Из опыта работы
представлены игры и способы общения с неговорящими детьми...
Адаптированная логопедическая программа для детей с задержкой психического развития.
Программа коррекционной работы разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образовани...
Формирование навыков словообразования у детей с задержкой речевого развития.
Статья предназначена логопедам, работающим с детьми с нарушениями речи и представляет собой наглядную план - таблицу для удобства планирования работы по словообразованию...
КИНЕЗЕТЕРАПИЯ КАК ОДИН ИЗ МЕТОДОВ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ
КИНЕЗЕТЕРАПИЯ КАК ОДИН ИЗ МЕТОДОВ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ...
Статья учителя-логопеда Ивановой Т.А. на тему: Психолого-педагогическая диагностика детей с задержкой речевого развития раннего возраста.
Наиболее распространенный диагноз, который ставят детям раннего возраста, отстающим в речевом развитии- ЗРР («Задержка речевого развития»), т.е. отставание речевого развития от возрастной ...
«Коррекционно - развивающие логопедические занятия с обучающимися с задержкой психического развития» 1 -4 класс
Программа коррекционной логопедической работы составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и направлена на ...
Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком с задержкой речевого развития на тему "Сказка в гости к нам пришла"
В конспекте отображен опыт работы учителя-логопеда по коррекции речи ребенка с задержкой речевого развития с использованием метода логопедических сказок....