Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для детей с умственной отсталостью для 3-4 класса
материал
Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для детей с умственной отсталостью для 3-4 класса составлена на основе Программы коррекционно - развивающего обучения в начальной школе для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 7 вида. Под редакцией С.Г. Шевченко, М. Школьная Пресса, 2004г. В настоящее время возросло число учеников начальных классов, которые в силу своих индивидуальных психологических особенностей развития (ЗПР), ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) не могут освоить Программу по основным предметам. Коррекционно-развивающие занятия особенно актуальны, т. к. дают дополнительную возможность коррекции знаний, умений и навыков по предметам. В соответствии с требованиями федерального государственного стандарта начального общего образования (ФГСО) появляются новые программы, учебники, новые подходы в обучении. Детям, имеющим особенности в развитии, к сожалению, невозможно соответствовать высоким качественным стандартам. Однако, образовательная среда – необходимое условие для качественного и поступательного развития личности каждого ученика, если учебный процесс и содержание образования соответствует его индивидуальным возможностям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_3-4_klass.doc | 214.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
коррекционно-развивающих занятий
для детей с умственной отсталостью
для 3-4 класса
Составлена на основе Программы коррекционно - развивающего обучения в начальной школе для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 7 вида. Под редакцией С.Г. Шевченко, М. Школьная Пресса, 2004г.
Содержание
Пояснительная записка
1. Актуальность программы.
2.Цель коррекционно-развивающей программы.
3. Задачи коррекционно – развивающей программы.
4. Принципы коррекционно-развивающей работы.
5. Основные направления коррекционно-развивающей работы.
6. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности.
7. Методы по степени активности познавательной деятельности.
8. Методы организации деятельности и опыта поведения.
9. Методологическая основа рабочей коррекционно-образовательной программы для младших школьников с ЗПР
10. Формы проведения коррекционно-развивающих занятий по предметам II.Содержание программы по предметам в начальной школе
1. Календарно-тематическое планирование 3 класс
2.Календарно-тематическое планирование 4 класс
III. Примерное календарно-тематическое планирование коррекционно развивающих занятий
IV. Способы оценки качества усвоения материала в целях прослеживания динамики развития
V. Материально-техническая база
VI. Справочная литература
Пояснительная записка
1. Актуальность программы
В настоящее время возросло число учеников начальных классов, которые в силу своих индивидуальных психологических особенностей развития (ЗПР), ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) не могут освоить Программу по основным предметам. Коррекционно-развивающие занятия особенно актуальны, т. к. дают дополнительную возможность коррекции знаний, умений и навыков по предметам. В соответствии с требованиями федерального государственного стандарта начального общего образования (ФГСО) появляются новые программы, учебники, новые подходы в обучении. Детям, имеющим особенности в развитии, к сожалению, невозможно соответствовать высоким качественным стандартам. Однако, образовательная среда – необходимое условие для качественного и поступательного развития личности каждого ученика, если учебный процесс и содержание образования соответствует его индивидуальным возможностям. Нельзя переносить известные методические приемы массовой школы на процесс обучения русскому языку, математики, литературы детей с ЗПР. Потребность в разработке новой коррекционно-развивающей программы, которая будет соответствовать последним достижениям коррекционной педагогики, побудила заняться этой работой.Дети ЗПР не вполне готовы к школьному обучению. У них не сформированы умения, навыки, не достает знаний программного материала. Они не в состоянии без специальной помощи овладеть счетом, письмом, чтением. Им трудно соблюдать принятые в школе нормы поведения. Они испытывают трудности в произвольной организации деятельности. Эти трудности усугубляются ослабленным состоянием их нервной системы. Существуют типичные особенности, свойственные всем детям с ЗПР. Ребенок с ЗПР уже на первый взгляд не вписывается в атмосферу класса массовой школы своей наивностью, непосредственностью. Он часто конфликтует со сверстниками, не воспринимает и не выполняет школьных требований, но в то же время очень хорошо чувствует себя в игре. Не осознавая себя учеником и не понимая мотивов учебной деятельности и ее целей, такой ребенок затрудняется в организации собственной целенаправленной деятельности. Детям с ЗПР свойственна пониженная работоспособность, неустойчивость внимания. У многих детей наблюдаются трудности с восприятием. Это говорит о недостаточности, ограниченности фрагментарности знаний ребенка об окружающем мире. Это обусловлено тем, что его восприятие неполноценно и не обеспечивает достаточной информацией. Отставание в развитии зрительного восприятия является одной из причин трудности в обучении. Серьезный недостаток восприятия – это значительная замедленность процесса переработки информации. Недостаток восприятия затрудняет обучение чтению и письму. У всех детей с ЗПР наблюдается недостаток памяти, причем они касаются всех видов запоминания: непроизвольного и произвольного, кратковременного и долговременного. В первую очередь снижена прочность запоминания. Это распространяется на запоминание как наглядного, так и (особенно) словесного материала, что не может не сказываться на неуспеваемости. У детей с ЗПР характерно снижена познавательная активность. Это проявляется недостаточной любознательностью. Такие дети медлительны, пассивны, с замедленной речью. Они не готовы к решению познавательных задач, т.к. нет особой сосредоточенности и собранности. Значительное отставание и своеобразие обнаруживается в развитии у этих детей мыслительной деятельности. Это выражается в несформированности таких операций, как анализ, синтез, неумение выделять существенные признаки и делать обобщения. Для этих учеников характерны - неумение организовать свою деятельность, отсутствие самоконтроля. У младших школьников должен быть определенный уровень речевого развития: правильное звукопроизношение, способность опознать и дифференцировать акустические признаки звуков; достаточный уровень сформированности словаря и грамматического строя речи. У детей с ЗПР устная речь характеризуется незрелостью, неполноценностью, примитивностью содержания, бедностью словарного запаса. Недостаточный уровень развития речи детей, особенно словаря, приводит к дополнительным сложностям при обучении чтению. Эти ученики с большим трудом осваивают процесс чтения, допускают много ошибок: пропуск и перестановка букв, смешение букв, а иногда и слов. В целом чтение детей характеризуется монотонностью. Невыразительностью, замедленным темпом. В письменной речи дети с ЗПР делают специфические ошибки: не соблюдают строку, элементы букв непропорционально увеличены или уменьшены, пропуск букв, замена букв, перестановка слогов и др. В работах много исправлений, помарок. Дети с трудом усваивают правила выделения границ предложения. Организованы коррекционные занятия, которые направлены на компенсацию недостатков развития детей, восполнение пробелов предшествующего обучения, преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы, нормализацию и совершенствование учебной деятельности, повышение самооценки, работоспособности, активной познавательной деятельности. Вера в возможности ребенка, любовь к нему, независимо от его проблем, способствует формированию у него позитивного отношения к самому себе и другим людям, обеспечивает чувство уверенности в себе, доверие к окружающим. Сотрудничество педагога, психолога, логопеда в оказании совместной помощи ребенку лежит в основе всей коррекционной работы.
2. Цель программы:
- создание системы комплексной помощи детям младшего школьного возраста с задержкой психического развития в освоении образовательной программы, социальной адаптации посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса, формированию универсальных учебных действий, вариативности получения знаний по предметам с учетом возможностей ребенка.
3. Задачи:
На первой ступени обучения учащиеся должны овладеть навыками чтения, письма, счёта, основными навыками и умениями учебной деятельности, элементами теоретического мышления, умениями самоконтроля учебных действий, культурой речи и поведения, основой личной гигиены. Задачи коррекционно-развивающего обучения систематизируются в зависимости от итогов предшествующего периода. Задачи эти достаточно значимы и продиктованы опытом работы с данной категорией учащихся, в целом они сводятся к такому перечню:
Обучающие коррекционно-развивающие:
- развитие до необходимого уровня психофизических функций, обеспечивающих готовность к обучению: артикуляционного аппарата, фонематического слуха, мелких мышц руки, оптико-пространственной ориентации, зрительно - моторной координации ;
- развитие речи учащихся как средство общения и как способа коррекции их мыслительной деятельности;
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и несущественных);
- синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с выполнением недостающих компонентов;
- выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
- подведение под понятие, выведение следствий;
- установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;
Формирование умений и навыков, необходимых для деятельности любого вида:
- умение ориентироваться в задании;
- планировать предстоящую работу и выполнять ее в соответствии с наглядным образом или словесном указании педагога;
- осуществлять самоконтроль и самооценку и др.
Формирование отчетливых разносторонних представлений о предметах, явлениях окружающей действительности, которые помогут ученику воспринимать учебный материал сознательно.
Формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, практической группировки, логической классификации, умозаключений и др.)
Повышение общего уровня развития школьников и коррекция индивидуальных отклонений (нарушений) в развитии (учет темпа деятельности, готовности к усвоению нового учебного материала и т.д.)
Развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательная активность, самостоятельность, произвольность), преодоление интеллектуальной пассивности, характерной для детей с трудностями в обучении.
Индивидуальная коррекция недостатков в зависимости от актуального уровня развития ученика, его потребности в коррекции индивидуальных отклонений в развитии (систематическое повторение ключевых вопросов изученного, учет динамики развития и готовности к усвоению нового учебного материала).
Формирование учебной мотивации.
Формирование ИКТ компетенции.
Воспитывающие:
- Формирование социально-нравственного поведения:
- - ответственное отношение к учебе;
- - соблюдение правил поведения на занятиях, правил общения;
- - осознание собственных недостатков (неумение общаться, неумение строить межличностные отношения, пассивность и др.);
- - осознание необходимости самоконтроля;
2. Эстетическое и экологическое воспитание.
4. Принципы коррекционно-развивающей работы:
* принцип соблюдения интересов ребенка. Педагог работает с максимальной пользой и в интересах ученика;
* принцип системности обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т.е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений учеников с разными возможностями здоровья, нарушением интеллекта, а также многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ученика, участие в данном процессе всех участников образовательного процесса;
*принцип деятельного подхода предусматривает формирование различных функций в процессе организации совместной деятельности;
* принцип усложнения заданий, упражнений;
* принцип развивающей направленности обучения;
*принцип наглядности и занимательности обучения;
* принцип доступности обучения;
* принцип игровой деятельности, использование дидактического материала, применение скороговорок, считалок, заучивание стихов;
*принцип вариативности;
*принцип последовательности: каждое последующее занятие включает в себя задачи предыдущего, уточняя, конкретизируя, систематизируя и углубляя знания, умения и навыки, приобретенные детьми.
5. Основные направления коррекционно-развивающей работы:
Программа коррекционной работы на ступени начального образования включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают ее основное содержание:
5. 1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития:
- развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
- развитие навыков каллиграфии;
- развитие артикуляционной моторики
5.2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
- развитие зрительного восприятия и узнавания;
- развитие зрительной памяти и узнавания;
- формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);
- развитие пространственных представлений и ориентации;
- развитие временных понятий;
- развитие слухового внимания и памяти;
- развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа
5.3. Развитие основных мыслительных операций:
- формирование навыков относительно анализа;
- развитие навыка группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями);
- формирование умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
- формирование умения планировать свою деятельность;
- развитие комбинаторных способностей
5.4. Развитие различных видов мышления:
- развитие наглядно-образного мышления;
- развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями, событиями);
5.5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям и др.).
1. Развитие речи, владение техникой речи.
2. Расширение представлений об окружающем мире, обогащение словарного запаса.
3. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
4. Организация благоприятной социальной среды, которая обеспечила бы соответствующее возрасту общее развитие ребенка, его познавательной деятельности, коммуникативных функций речи, активное воздействие на формирование интеллектуальных и практических умений.
5.Предупреждение психофизиологических перегрузок, эмоциональных срывов. Создание климата психологического комфорта, обеспечение успешной учебной деятельности.
6. Создание учебно-методологического оснащения, необходимого для успешного освоения детьми образовательных (коррекционных программ) в соответствии с требованиями образовательного стандарта к знаниям и умениям учащихся.
6. Методы организации и осуществления учебно - познавательной деятельности:
* словесные методы: рассказ, пересказ, беседа, объяснение;
* наглядные методы: показ образца, демонстрация, иллюстрирование;
* практические методы: копирование, упражнения, творческие задания, списывание, диктант и др.
7. Методы по степени активности познавательной деятельности:
* репродуктивные;
8. Методы организации деятельности и опыта поведения:
* поручение;
* упражнение;
* приручение;
* оценивание;
* создание воспитывающей ситуации.
9. Рабочая коррекционно-образовательная программа для детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития (ЗПР) составлена на основе: «Коррекционно-развивающее обучение: Начальные классы»/ Под редакцией С.Г. Шевченко, авторы-составители: Р.Д.Тригер, Ю.А. Костенкова, И.Н. Волкова С.Г. Шевченко и др. – М.: Школьная пресса, 2004;
«Программы коррекционо-развивающего обучения в начальной школе»/ Под редакцией Т.Г.Рамзаевой, М.: Просвещение, 2010;
Условия эффективности: постановка цели, формирование положительного отношения к деятельности и ее цели, опора на имеющиеся знания и опыт, организация деятельности на основе образца, формирование активной самостоятельной позиции, стремление к успеху с опорой на общественное мнение.
Методологическую основу Рабочей коррекционо-образовательной программы составили теоретические положения о необходимости комплексного коррекционного воздействия на психическое развитие ребенка с ЗПР, отраженные в научных трудах М.М. Кольцовой, Л.С.Выготского, А.Р. Лурия и др. и практической значимости коррекционно - развивающего обучения детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, нарушением интеллекта, ЗПР, социально-педагогической запущенностью.
10. Формы проведения коррекционных занятий:
- индивидуальные занятия
- групповые занятия для детей с ЗПР
Для лучшего усвоения учебного материала, закрепления знаний, умений и навыков, решения коррекционных задач занятия проводятся и в форме открытого мероприятия, занимательного часа с приглашением специалистов сопровождения, работающих с этими детьми.
Рабочая коррекционно-обучающая программа для детей младшего школьного возраста с ЗПР рассчитана на 102 часа. Индивидуально-групповые коррекционные занятия оказываются за пределами максимальной нагрузки обучающихся. Однако указанное количество недельных часов (3 часа), отводимых на эти занятия в каждом классе, входит в нагрузку не каждого отдельно обучающегося соответствующего класса, а учителя. На долю же каждого обучающегося приходится в неделю от 15 до 30 минут, поскольку занятия ведутся индивидуально или в маленьких группах (из 2-3 обучающихся) укомплектованных на основе сходства коррегируемых недостатков. Занятия проводятся 3 раза в неделю по 45 минут с 3-5 минутной релаксацией, физминутками.
Дети с различными нарушениями в развитии должны выполнять доступные им по возможностям задания, удерживаться в рамках структуры занятия, выполнять основные требования, рекомендации в ходе различных моментов занятия.
Требования к качеству усвоения материала индивидуальны для каждого ученика.
Оценивается, прежде всего, динамика развития ребенка на фоне изучаемого материала в целом, его отношение к занятиям, интерес к предъявленному материалу, степень самостоятельности в выполнении заданий. У учеников младших классов с ЗПР очень трудно, медленно идет формирование универсальных учебных действий. Для детей с задержкой психического развития, характерна «дефицитарность» предпосылок мышления: памяти, внимания, пространственного гнозиса, темпа и переключаемости психических процессов, замедленность процесса приема и переработки сенсорной информации, неполноценность пространственной ориентировки. Значительная часть нарушения школьных навыков, в большинстве случаев, связана с недоразвитием зрительных, слуховых и моторных функций. Дети также испытывают трудности в обучении из-за нарушения эмоциональной регуляции, неустойчивости внимания, утомляемости, импульсивности поведения, несформированности сенсорных представлений.
Настоящая программа направлена на обеспечение развития эмоционально-личностной сферы и коррекцию ее недостатков; развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций; формирование произвольной регуляции деятельности и поведения обучающихся с ЗПР. А также на формирование социальных (жизненных) компетенций: способности вступать в коммуникацию со сверстниками и взрослыми; развитие способности ребёнка взаимодействовать с другими людьми; формирование активной позиции ребёнка и укрепление веры в свои силы; развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях; формирование внимания и интереса ребёнка к новизне и изменчивости окружающего мира; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, формирование представлений о правилах поведения в разных социальных ситуациях; освоение необходимых ребёнку социальных ритуалов. В результате освоения данной программы планируется достижение следующих видов результатов у обучающихся младших школьников с ЗПР:
∙ Личностные результаты, включают овладение обучающимися компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач, а также обеспечивающими становление социальных отношений обучающихся в различных средах: − сформированность адекватной самооценки (осознание своих возможностей в учебе и другой деятельности, умении брать на себя ответственность); − принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование позитивного отношения к учебной деятельности, ее социальной значимости; − ценностно-смысловые (умение оценивать поступки в соответствии с нравственно-этическими нормами); − формирование уважительного отношения к иному мнению; − развитие этических чувств, доброжелательности, отзывчивости, понимание и сопереживание чувствам других людей; − развитие мотивации к творчеству.
∙ Метапредметные результаты, включают освоенные обучающимися базовые учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), способность их использования в процессе учебной и межличностной деятельности: ⎫ Познавательные: − познавательная активность (интерес к новым знаниям); − овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных);3 − формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир. ⎫ Регулятивные: − планирование своих действий, умение их контролировать и оценивать; − умение понимать причины успеха/неуспеха своей деятельности, способность к конструктивным действиям; − овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей; − умение рассуждать, соотносить к известным понятиям на уровне соответствующим индивидуальным возможностям; − умение ставить цель и определять пути ее достижения; − осуществление контроля в совместной деятельности, адекватно оценивать свое поведение и поведение окружающих; − планировать вместе с учителем и уметь самостоятельно выполнять алгоритм учебных действий; − осознано строить речевые высказывания, в соответствии с коммуникативными задачами. ⎫ Коммуникативные: − овладение навыками общения, умение выслушать, вести диалог, обратиться с просьбой, уважительно относиться к иному мнению; − умение корректно выразить свои чувства: недовольство отказ, просьбу; − готовность конструктивно разрешать конфликты, учитывать интересы других.
Содержание.
Данная программа представляет собой концептуально обоснованный, выстроенный комплекс занятий, рассчитанный на детей определенного возраста. Занятия на развитие когнитивных функций чередуются с занятиями на развитие эмоционально-личностной сферы. Упражнения не имеют жесткой привязки друг к другу, в связи, с чем программа может корректироваться по ходу работы. Программа допускает вариативность, т.е. изменение тематики и плана занятий в зависимости от задач и проблем конкретной группы детей при соблюдении последовательности и преемственности тем с учётом времени на закрепление приобретённых навыков. Основная задача психологического развития обучающихся 1-х классов состоит в развитии психомоторной сферы, сенсорно-перцептивной сферы, познавательных процессов, эмоционально-личностной и мотивационной сферы, формирование предпосылок овладения учебной деятельностью, процессов самоконтроля и саморегуляции. Основная цель блока программы направленного на работу с «предметными чувствами» - ввести ребенка в сложный мир человеческих эмоций, помочь прожить определенное эмоциональное состояние, объяснить, что оно обозначает, и дать ему словесное наименование. В силу возрастных особенностей первоклассников им предлагаются в основном те задания, выполнение которых предполагает использование практических действий.
Программа комплексного дефектологического сопровождения и коррекционной-развивающей работы
Коррекционная работа представляет собой систему психолого-педагогических и медицинских средств, направленных на преодоление и/или ослабление недостатков в психическом и физическом развитии обучающихся с ЗПР. В соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ целью программы коррекционной работы является создание системы комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения процесса освоения АООП НОО, позволяющего учитывать их особые образовательные потребности на основе осуществления индивидуального и дифференцированного подхода в образовательном процессе.
Задачи программы:
- определение особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР;
- повышение возможностей обучающихся с ЗПР в освоении АООП НОО и интегрировании в образовательный процесс;
- своевременное выявление обучающихся с трудностями адаптации в образовательно-воспитательном процессе;
- создание и реализация условий, нормализующих анализаторную, аналитико-синтетическую и регуляторную деятельность на основе координации педагогических, психологических и медицинских средств воздействия в процессе комплексной психолого-медико-педагогической коррекции;
- оказание родителям (законным представителям) обучающихся с ЗПР консультативной и методической помощи по медицинским, социальным, психологическим, правовым и другим вопросам.
Программа коррекционной работы обеспечивает:
- выявление особых образовательных потребностей обучающихся с задержкой психического развития, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;
- осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи обучающимся с задержкой психического развития с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
- разработку и реализацию индивидуально ориентированную программу коррекции и развития обучающегося, организацию индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий для обучающихся с учетом индивидуальных и типологических особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей;
- возможность освоения обучающимися с задержкой психического развития адаптированной основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении.
Программа направлена:
- на обеспечение коррекции недостатков в физическом и психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья,
- оказание помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы начального общего образования,
- овладение навыками адаптации обучающихся к социуму, - психолого-медико-педагогическое сопровождение школьников, имеющих проблемы в обучении,
- развитие потенциала обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса. Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы:
- соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка;
- системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка;
участие в данном процессе всех участников образовательного процесса;
- непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению; - вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии;
- единство психолого-педагогических и медицинских средств. Принцип обеспечивает взаимодействие специалистов психолого-педагогического и медицинского блока в деятельности по комплексному решению задач коррекционно- воспитательной работы;
- сотрудничество с семьей. Принцип основан на признании семьи как важного участника коррекционной работы, оказывающего существенное влияние на процесс развития ребенка и успешность его интеграции в общество;
- рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательную организацию, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные) образовательные учреждения.
Рабочая программа составлена на базе следующих авторских разработок:
-«Уроки психологического развития младших школьников» Н.П. Локаловой. //ЛокаловаН.П. «Уроки психологического развития младших школьников». - М.: Издательство «Ось-89», 2008.;
-Программа Е.А. Екжановой и О.А. Фроликовой «Психологическая подготовка к школе: развитие познавательной и эмоционально-личностной сферы». //Технологии успеха на старте школьного обучения: Руководство для психологов /Под ред. Е.А. Екжановой. - М.: Крылья, 2012.-388с.;
-тренинговая программа «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь», автор С.В. Крюкова;
-коррекционно-развивающей программа «Я учусь владеть собой», автор Н.П. Слободяник //Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь.
- Программа эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие – М.: Генезис, 2002.-207с.;
- «Программа сопровождения учащихся младшего школьного возраста с эмоциональными проблемами в развитии», автор А.Г. Свеженцева; сказочно-игровой курс для подготовки ребенка к школе Н.В. Овсяник. //Скоро в школу: сказочно-игровой курс для подготовки ребенка к школе. /Н.В. Овсяник.- Ростов н/Д: Феникс, 2015 г. По федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Приказ МИНОБРНАУКИ РОССИИ №1598 от 19.12.2014 г.) сроки освоения АООП НОО (вариант 7.2) обучающимися с ЗПР составляют 5 лет (1, -
- Программа по развитию познавательной и личностной сфер обучающихся 1-5 классы. Программа Н. П. Локаловой «Уроки психологического развития младших школьников».- М.: Издательство «Ось-89», 2008 г.
- Индивидуальная программа коррекции и развития ребенка;
- Курс по развитию речи у обучающихся 1-4 классов «Хочу быть грамотным»;
Календарно-тематическое планирование
коррекционно-развивающих занятий
3 класс
№ п/п | Содержание |
1 | Обследование |
2 | Текст и предложение |
3 | Гласные и согласные |
4 | Устная нумерация чисел от 1 до 100 |
5 | Предложение и слово |
6 | Слово и слог |
7 | Письменная нумерация |
8 | Слогообразующая роль глаголов |
9 | Пересказ знакомого текста |
10 | Десятичный состав числа |
11 | Звуки и буквы |
12 | Деление слов на слоги |
13 | Сложение в пределах 100 без перехода через разряд |
14 | Деление слов на слоги . Схема |
15 | Определение количества слогов |
16 | Гласные звуки |
17 | Ударение |
18 | Подбор родственных слов |
19 | Таблица умножения на 2 |
20 | Составление слов по схемам |
21 | Деление текста на части |
22 | Таблица умножения на 2-3 и соответствующие случаи деления |
23 | Согласные звуки и буквы |
24 | Сочинение по картине |
25 | Умножение чисел |
26 | Виды текста |
27 | Таблица умножения на 4 и соответствующие случаи деления |
28 | Буквы е, ё, ю, я |
29 | Словосочетание |
30 | Таблица умножения на 5 и соответствующие случаи деления |
31 | Состав слова. Корень |
32 | Деление текста на части |
33 | Таблица умножения на 6. Решение задач |
34 | Состав слова. Корень |
35 | Сжатый пересказ |
36 | Таблица умножения на 7 и соответствующие случаи деления |
37 | Приставка. Упражнение в образовании слов |
38 | Составление вопросов по рассказу |
39 | Таблица умножения на 8-9 и соответствующие случаи деления |
40 | Суффиксы. Упражнение в образовании слов |
41 | Умножение и деление чисел |
42 | Составление рассказа по серии картинок |
43 | Упражнение в образовании слов с помощью суффиксов и приставок |
44 | Решение задач на деление и умножение |
45 | Решение задач. Деление по содержанию и деление на равные части |
46 | Изложение по готовому плану |
47 | Работа со стихами. Сравнение |
2 полугодие | |
48 | Умножение и деление чисел |
49 | Упражнение в образовании слов |
50 | Звонкие и глухие согласные |
51 | Умножение на 0 и на 1 |
52 | Твёрдые и мягкие согласные |
53 | Сжатый пересказ знакомого текста |
54 | Умножение 0 на любое число |
55 | Непроизносимые согласные |
56 | Устное сочинение по картине |
57 | Умножение и деление чисел |
58 | Имя существительное |
59 | Дидактическая игра «Что изменилось?» |
60 | Решение примеров на деление |
61 | Число имён существительных |
62 | Правильное построение предложений |
63 | Компоненты деления и умножения |
64 | Род имён существительных |
65 | Нахождение в тексте антонимов |
66 | Проверка деления умножением |
67 | Изменение существительных по вопросам |
68 | Нахождение существительных в тексте |
Всего: 68
4 класс
№ п/п | Тема |
1 | Обследование |
2 | Обследование |
3 | Обследование |
4 | Текст и предложение |
5 | Устная нумерация чисел от 1-100 |
6 | Письменная и устная речь |
7 | Предложение и слово |
8 | Письменная нумерация в пределах 1000 |
9 | Устная и письменная нумерация чисел |
10 | Слово. Слог |
11 | Десятичный состав чисел |
12 | Десятичный состав чисел |
13 | Деление слов на слоги |
14 | Сложение многозначных чисел |
15 | Классы и разряды, запись чисел |
16 | Слоги и звуки |
17 | Вычитание многозначных чисел |
18 | Сложение многозначных чисел |
19 | Звуко-буквенный анализ слова |
20 | Сложение многозначных чисел |
21 | Сложение многозначных чисел |
22 | Гласные звуки, слогообразование |
23 | Сложение многозначных чисел |
24 | Согласные звуки и буквы |
25 | Вычитание многозначных чисел |
26 | Согласные твёрдые и мягкие |
27 | Вычитание многозначных чисел |
28 | Вычитание многозначных чисел |
29 | Согласные твёрдые, мягкие |
30 | Умножение многозначных чисел |
31 | Звонкие и глухие согласные |
32 | Умножение многозначных чисел |
33 | Умножение многозначных чисел |
34 | Дифференциация п-п` |
35 | Деление многозначных чисел |
36 | Деление многозначных чисел |
37 | Дифференциация б-б` |
38 | Упражнение в закреплении алгоритма деления |
39 | Дифференциация б-б` |
40 | Упражнения в дифференциации п-п`, б-б` |
41 | Упражнения в закреплении алгоритма деления |
42 | Деление многозначных чисел на однозначное |
43 | Деление с проверкой |
44 | Дифференциация т-т` |
45 | Деление многозначных чисел на однозначное |
46 | Упражнения в совершенствовании примеров на деление |
47 | Нахождение существительных в лексике |
48 | Упражнения в закреплении алгоритма деления |
49 | Упражнения в закреплении алгоритма деления |
50 | Определение рода и числа существительных |
51 | Решение примеров на деление |
52 | Решение примеров на деление |
53 | Связь слов в предложении |
54 | Решение примеров в несколько действий |
55 | Определение порядка действий 1 и 2 степени |
56 | Решение примеров на порядок действия |
57 | Решение примеров на порядок действия |
58 | Определение падежей существительных |
59 | Умножение на двузначное число |
60 | Умножение на двузначное число |
61 | Деление на двузначное число |
62 | Отработка алгоритма деления |
63 | Упражнения на определение падежей |
64 | Деление на трёхзназчное число |
65 | Деление на трёхзназчное число |
66 | Склонение существительных |
67 | Отработка алгоритма деления |
68 | Связь слов в предложении |
Всего: 68 часа
III. Способы оценки качества усвоения материала в целях прослеживания динамики развития
1.Наблюдение в ходе занятий.
2.Проверочные задания по итогам каждого раздела изучаемого материала (списывание деформированного печатного текста, выборочный диктант, слуховой диктант, перфокарты, тестовые задания, использование ИКТ)
3.Диагностические работы (диктант с грамматическим заданием): первичный, промежуточный, итоговый.
IV. Материально- техническая база:
1.Школьная доска, цветные мелки 2.Магнитная доска, магнитные буквы 3.Использование ИКТ учебники, сборники упражнений , печатные рабочие тетради к учебникам, 4.Словари, справочники, 5.Таблицы настенные, таблицы раздаточные, | 6.Памятки, перфокарты, лента букв, алфавит, 7.Словарь в картинках, 8. Словарь печатных слов, 9.Таблицы по развитию речи и другие пособия 10.Таблицы сложения, умножения. |
VI. Справочная литература:
1. Климанова Л. Ф. Уроки литературного чтения: метод, пособие к учебнику «Родная речь 3 класс» / Л. Ф. Климанова. - М.: Просвещение, 2005.
2. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб: АКЦИДЕНТ, 1997. – 158 с.: ил. / (Серия «Из опыта педагога»).
3.Учебник «Математика» 3 класс, в 2 частях. Авторы: М.И.Моро, М.А. Бантова и др., 4-ое издание-М.: Просвящение, 2008г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная рабочая программа для детей с умственной отсталостью. Русский язык. 5 класс
Адаптированная рабочая программа для детей с умственной отсталостью, обучающихся интегрированно в 5"б" классе общеобразовательной школы...
Адаптированные рабочие программы коррекционно-развивающих занятий для детей с умственной отсталостью для 7-9 классов
Адаптированные рабочие программы коррекционно-развивающих занятий для детей с умственной отсталостью для 7-9 классов для учителей- дефектологов коррекционных школ,реабилитационно-образовательных центр...
Адаптированная рабочая программа по логопедии для детей с умственной отсталостью 7 класс
Адаптированная рабочая программа по логопедии для детей с умственной отсталостью 7 класс...
Адаптированная рабочая программа по логопедии для детей с умственной отсталостью 8 класс
Адаптированная рабочая программа по логопедии для детей с умственной отсталостью 8 класс...
Адаптированная рабочая программа по логопедии для детей с умственной отсталостью 9 класс
Адаптированная рабочая программа по логопедии для детей с умственной отсталостью 9 класс...
Адаптированная рабочая программа "Коррекционно- развивающие занятия" для детей с умственной отсталостью 2 "А" класс.
Рабочая программа для проведения коррекционно-развивающих занятий с детьми имеющими умственную отсталость....
Адаптированная рабочая программа «Коррекционно-развивающие занятия» для детей с умственной отсталостью 2 «Б» класс.
Рабочая программа для проведения коррекционно-развивающих занятий с детьми имеющими умственную отсталость. 2 класс...