Расширение и уточнение словарного запаса у детей с нарушением слуха.
статья
Расширение и уточнение словарного запаса у детей с нарушением слуха.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rasshirenie_i_utochnenie_slovarnogo_zapasa_u_detey_s_narusheniem_sluha.docx | 17.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Расширение и уточнение словарного запаса у детей с нарушением слуха.
Чтобы познакомить детей с новыми словами и выражениями, педагог:
а) использует непроизвольно возникшую ситуацию (или создает нужную ему); в этих условиях организует работу детей, в процессе которой общается с ними, включает в свою речь определенные слова и фразы;
б) может показать предмет, действие и назвать их;
в) пополняет словарный запас антонимами, подбирая их в соответствии с определенной тематикой, предлагая образцы их использования в предложении (большой – маленький, плохо – хорошо).
Большое место на занятиях по развитию речи занимает работа по расширению словаря названий предметов, объединенных определенной ситуацией или темой. При этом предмет называется, указывается действие, связанное с ним; выявляются его признаки. Например: «Это мяч. Мяч упал. Возьми мяч. Мяч большой. Мяч красный.» и т. д. Ребенок по заданию педагога демонстрирует какое–нибудь действие с предметом, например играет с мячом.
Педагог спрашивает: «Что это?» (Мяч.). Что делает Маша? (Играет.). Какой мяч? (Большой, красный.). Нарисуй. Подпиши».
С самого начала необходимо над родовидовыми отношениями слов: собака, кошка, заяц - это животные; стол, стул, кровать - это мебель и др.
Работа над объяснением родовидовых отношений может строиться так: сначала педагог сообщает названия нескольких предметов и всей группы, в которую они входят (рубашка, платье, пальто – одежда). Ребенок, зная, что рубашка, платье, пальто – это одежда, сможет отнести и новые для него названия видов одежды (например, юбка, брюки). Постепенно объем слов, входящих в ту или иную тематическую группу, увеличивается, словарь обогащается.
На занятиях по развитию речи педагог проводит сопоставление слов, имеющих противоположное значение (открыл – закрыл, надел – снял, ушел – пришел). Для этого организуются специально подобранные упражнения и игры, в которых дети выполняют различные поручения по заданию педагога «Закрой шкаф. – Открой шкаф.» и т.д.
Слова можно группировать по разным признакам и основаниям, например: «Назовите животных. Где живут животные? (в берлоге, в норе и т.д.). Что ты ел? (хлеб, кашу).
Работа строится на знакомом речевом материале. Подобная систематизация создает условия для более легкого воспроизведения накопленного словаря в речи. Хорошим приемом обучения, помогающим обеспечить повторение ранее усвоенных слов и овладение новыми, упорядочение и систематизацию словарного запаса детей, является ведение словарей.
Каждый ребенок имеет тетрадь – словарь. В нем педагог записывает слова, которые часто используются в практике общения. Речевой материал в словаре группируется по темам, названным в программе («Продукты питания», «Мебель», «Семья», «Времена года» и др.). Каждой теме отводится отдельная страница. Постепенно количество слов по каждой теме увеличивается. В словари записываются слова (существительные, глаголы, прилагательные), могут быть внесены словосочетания и предложения с ними. Словари делаются с картинками - рядом с написанным словом приклеивается картинка, раскрывающая его значение, или выполняется соответствующий рисунок.
Записи слов, приклеивание картинок, зарисовки часто делаются детьми вместе с родителями. На занятиях педагог учит детей пользоваться словарем: они обращаются к словарю для того, чтобы вспомнить слово, фразу, уточнить структуру слова, вписать новое.
На занятиях по развитию речи педагог параллельно с работой над значением слова следит за тем, как дети овладевают его структурой.
Дети, имеющие нарушение слуха, затрудняются в овладении звуко–буквенным составом слова. Об этом свидетельствуют искажения структуры слова (пропуски букв, их перестановка, добавления), что обусловлено неполноценностью слухо – зрительного и слухового восприятия, несформированностью звуко–буквенного анализа как умственного действия, нарушениями в двигательной сфере. Интересно отметить, что дети пытаясь вспомнить какое – то слово, нередко смотрят на то место на доске, где оно было раньше написано. Иногда бывает достаточно подсказать первую букву слова, как некоторые из них точно воспроизводят его. Однако для большинства детей воспроизведение слова представляет трудность.
На занятиях дети знакомятся со структурой слова, воспринимая его зрительно (написано на доске или табличке), слухо – зрительно, на слух. Закрепление звуко–буквенного состава происходит в процессе проговаривания, дактилирования, чтения и письма. Однако этого недостаточно. Дети нуждаются в дополнительных письменных упражнениях, облегчающих усвоение структуры слова. Приведем некоторые из них. Предлагается написать слово, первая буква которого дана; даны первая и последняя буквы; найти конец или начало слова (добавить последний или первый слог); написать предложение из двух слов (опорой на картинку), когда дано первое слово, а во втором - первая буква (Витя с….); когда дано второе слово, а в первом - первая буква (М…… пишет.); и т. п. Аналогичные упражнения дети могут выполнять, пользуясь разрезной азбукой.
Можно рекомендовать следующее упражнение. На карточках записываются слова или предложения, относящиеся к определенной теме, и подбираются картинки к ним. Дети получают картинки и подписывают их или, наоборот, получают карточки с текстом и подбирают к ним картинки. Предлагая эту работу, необходимо учитывать уровень речевого развития каждого ребенка.
Дети, быстро выполнившие задание, могут обмениваться карточками и картинками.
С целью развития словарного запаса и мышления детей на занятиях необходимо использовать различные занимательные упражнения и игры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесберегающее пространство коррекционных занятий по развитию речевого слуха и формированию произношения у детей с нарушением слуха.
В специальной (коррекционной) школе, где обучаются дети с нарушением слуха, наряду с общеобразовательными уроками, существуют и специфические формы организации учебной деятельности, которые отсутствую...
Мелодекламация или пение? Особенности обучения пению детей с нарушенным слухом (из опыта работы в интернате для слабослышащих детей).
В работе дано обоснование возможности и необходимости обучения пению дтей с нарушенным слухом. Описаны методы и приёмы работы над звуковысотным слухом, координацией между слухом и голосом в опоре на ...
Доклад на тему: "Применение развивающих упражнений в развитии речевого слуха у детей с нарушенным слухом на индивидуальных занятиях".
Работая в школе (СКУ 1 вида) столкнулась с проблемой:Снижение или отсутствие слуха у ребенка негативно отражается: -на его психическом развитии, -ограничивает познание окружающе...
Конспект открытого индивидуального занятия по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи у детей с нарушением слуха в 9 классе
Конспект открытого индивидуального занятия по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи в 9 классе.На тему « Наша Родина»Учитель – дефектолог Фролова Е.С. Цель за...
Здоровьесберегающее пространство коррекционных занятий по развитию речевого слуха и формированию произношения у детей с нарушением слуха.
Здоровьесберегающее пространство школы – это совокупность условий, создаваемых с целью обеспечения охраны и укрепления здоровья школьников. Неслышащие дети, помимо нарушений, связанных с недостатком с...
Рабочая программа по предмету "Коррекционно-развивающие занятия" для детей с нарушением слуха и интеллектуальными нарушениями (вариант 2)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПО ПРЕДМЕТУ «КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ»...
"Методическое сопровождение педагогов по вопросам социализации и инклюзивного образования детей с нарушениями слуха и тяжелыми нарушениями речи"
В статье описаны цель и задачи методического сопровождения образовательных организаций по вопросам инклюзивного образования обучающихся с нарушениями слуха и ТНР, представлены меропри...