Психолого - педагогическое обследование детей 4-7 лет Е.А. Стребелевой
материал

Ковалева Елена Сергеевна

Методика психолого -педагогического обследования разработанная Е.А. Стребелевой направленное на диагностику всех высших психических функций ребенка, уровня развития, обучаемости, готовности к школе для детей 4-7 лет активно используется мною в работе поскольку выявлет возможные нарушения и дает одновременно возможность определения зон ближайшего и актуального развития, прогноза темпов динамики овладения навыками и  обучения . Лично обучалась этой методике у Е.А.Стребелевой будучи студенткой Московского городского педагогического университета. За более 25 летнюю практику методика не потеряла своей актуальности . Единственно когда затруднено использование в полном объеме - при обследовании детей с РДА из-за специфики социального и речевого взаимодействия этих детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методика психолого-педагогического обследования детей 4 — 5-го годов жизни 

 

Задание 

Выполнение задания 

3—4 года 

4—5 лет 

 

1 

Разборка и складывание матрешки: 
четырехместной 
пятиместной 

 
+ 
- 

 
- 
+ 

2 

Разборка и складывание пирамидки 
из четырех колец 
из шести колец 

 
+ 
- 

 
- 
+ 

3 

Коробка форм ("почтовый ящик"): 
из четырех форм 
из пяти форм 

 
+ 
- 

 

4 

Разрезная картинка: 
из трех частей 
из четырех частей 

 
+ 
- 

 
- 
+ 

5 

Цветные кубики: 
пяти цветов 
семи цветов 

 
+ 
- 

 
- 
+ 

6 

Достань ключик: 
практическая задача 
на картинке 

 
+ 
- 

 
- 
+ 

7 

Счет 

+ 

+ 

8 

Конструирование: 
из четырех элементов 
из пяти элементов 

 
+ 
- 

 
- 
+ 

9 

Рисование (дом, дерево, человек) 

+ 

+ 

10 

Игра 

+ 

+ 

1.        Разборка и складывание матрешки. Задание направлено на выявление уровня развития практической ориентировки на величину, обучаемость. 

Оборудование: четырехместная (пятиместная) матрешка. 

Проведение обследования: взрослый дает ребенку четырехместную (пятиместную) матрешку и просит ее раскрыть, рассмотреть другие матрешки. Затем предлагает собрать все матрешки в одну. При затруднении взрослый показывает складывание матрешки методом проб, привлекая внимание ребенка к поиску следующей части. После обучения ребенку предлагают выполнить задание самостоятельно. 

2.        Разборка и складывание пирамидки. Задание направлено на умение ребенка отвлечься от цвета и выделить величину как основной принцип действия, практической ориентировки на величину. 

Оборудование: пирамидка из четырех (шести) колец, кольца разного размера, разного цвета. 

Проведение обследования: взрослый предлагает ребенку разобрать пирамидку. Если ребенок не действует, взрослый показывает ребенку, как надо подбирать колечки по размеру способом прикладывания одного колечка к другому, чтобы увидеть разницу в их величине. После обучения ребенку предлагают выполнить задание самостоятельно. 

3.        Коробка форм ("почтовый ящик").Задание направлено на проверку уровня развития практической ориентировки на форму, обучаемость. 

Оборудование: "почтовый ящик" — пластмассовая или деревянная коробка с четырьмя (пятью) прорезями разной формы; восемь объемных геометрических фигур, соответствующих прорезям коробки. 

Проведение обследования: взрослый ставит перед ребенком коробку, обращая внимание на прорези, а рядом выкладывает объемные фигуры так, чтобы основание каждой фигуры, соответствующее форме прорези, оказалось вверху. Ребенку предлагают опустить все фигурки в свои прорези, т.е. определить, к какой прорези подходит та или иная форма. В случае затруднения взрослый просит ребенка примерить фигурку к прорези, поворачивая нужной стороной, показывает, как это нужно делать. 

    4.        Разрезная картинка. Задание направлено на выявление уровня развития целостного восприятия предметной картинки. 

Оборудование: две одинаковые предметные картинки, одна из них разрезана на три (четыре) части по диагонали. 

Проведение обследования: взрослый показывает ребенку три (четыре) части разрезанной картинки и просит сложить целую картинку: "Сделай целую картинку". 

Обучение: взрослый показывает, как надо соединить части в целое. После этого снова предлагает ребенку выполнить задание самостоятельно. 

      5.        Цветные кубики. Задание направлено на выявление уровня развития восприятия цвета (выделение по слову, название цвета). 

Оборудование: цветные кубики пяти (семи) цветов: два красных, два желтых, два зеленых, два синих, два белых (голубых и розовых). 

Проведение обследования: перед ребенком ставят цветные кубики и просят показать кубик определенного цвета. Затем предлагают назвать цвета всех кубиков. Если ребенок не выделяет цвет по слову просят показать такой кубик, как в руке у взрослого, т.е. уточняется уровень сличения. Затем учат соотносить цвет кубика со словом-названием, повторив при этом цвет два-три раза: "Покажи, где желтый, вот желтый. Найди, где желтый". 

Оценка действий ребенка: принятие задания, отмечается уровень восприятия цвета (сличение, узнавание цвета по слову, называние), обучаемость, отношение к результату. 

6.        Достань ключик. 

Для детей 4-го года жизни. Задание направлено на выявление уровня развития наглядно-действенного мышления. 

Оборудование: заводная игрушка, ключик. 

Проведение обследования: ребенку дают заводную игрушку, а ключик от нее висит так высоко, что ребенок, стоя на полу, не может его достать. Задача заключается в том, чтобы ребенок догадался использовать большой стул (большой и маленький стулья стоят недалеко от него). Обучение не проводится. 

Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания, способы выполнения (сразу ли догадался взять большой стул, была ли попытка достать ключик рукой, была ли попытка использовать маленький стул или сразу отказался от выполнения задания), отношение к результату. 

Для детей 5-го года жизни. Задание направлено на выявление уровня развития наглядно-образного мышления. 

Оборудование: сюжетная картинка с изображением следующей ситуации: в комнате стоит мальчик, в руках у него машинка, он смотрит на ключик, который висит на стене, на гвоздике. Недалеко от мальчика стоят два стула — большой и маленький. 

Проведение обследования: взрослый предлагает ребенку рассмотреть картинку, затем говорит: "Мальчик хочет завести машинку ключиком, но не знает, как его достать. Расскажи мальчику, как надо достать ключик". 

Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания, решение задачи в наглядно-действенном плане, имеются ли попытки решить задачу в действенном плане. 

7.        Счет.Задание направлено на выявление у ребенка количественных представлений. 

Оборудование: 15 плоских палочек. 

Проведение обследования: 

-       для детей 4-го года жизни: перед ребенком кладут 10 палочек и просят взять одну, а затем — много. Обучение проводится по подражанию; 

-       для детей 5-го года жизни: перед ребенком кладут счетные палочки и просят взять две, одну, три. Затем взрослый кладет одну палочку себе на ладонь, на глазах ребенка берет еще одну палочку и кладет ее на ладонь, прикрывая другой ладонью. У ребенка спрашивают: "Сколько там?" Затем кладут еще одну палочку в эту же ладонь и снова спрашивают: "Сколько там?", т.е. проверяют счетные представления в пределах трех. При затруднениях проводится обучение. Если ребенок не справляется с выбором определенного количества по слову, то предлагают выбор — один, два, три по подражанию. 

Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания, выбор из множества одной, двух, трех по слову, по подражанию, умение выполнять счетные операции по представлению. 

8.        Конструирование. Задание направлено на выявление умения ребенка создавать конструкции из четырех (пяти) элементов по образцу, обучаемость. 

Оборудование: 10 плоских палочек одного цвета. 

Проведение обследования: взрослый строит за экраном фигурку из плоских палочек. Затем показывает постройку и просит ребенка построить такую же. При затруднениях ребенка просят построить по показу. 

О9.        Рисование (дом, дерево, человек).Задание направлено па выявление уровня развития предметного рисунка, поведения в определенной ситуации, целенаправленности деятельности. 

Оборудование: цветные фломастеры, карандаши и бумага. 

Проведение обследования: ребенку дают бумагу и просят нарисовать сначала один предмет — дом. После этого просят нарисовать человека, а затем — дерево. Обучение не проводится. 

Обращаем внимание на ведущую руку, согласованность действий обеих рук. 

10.    Игра. Проверяется интерес ребенка к игрушкам, характер употребления игрушек, характер игры (манипуляция, процессуальные действия или элементы сюжета). 

Оборудование: игровой уголок, где находятся кукла, коляски, наборы одежды и посуды для куклы, машина, кубики, солдатики, ворота, мяч, тазик с водой, мелкие игрушки, куклы "би-ба-бо". 

Проведение обследования: взрослый приглашает ребенка в игровой уголок и эмоционально вовлекает его в совместные действия с игрушками. Сначала предлагается покормить куклу, затем покатать ее в коляске, потом уложить спать. Если ребенок не хочет играть с куклой, ему предлагают нагрузить кубики в машину и принять участие в строительстве. Взрослый строит дорогу из кирпичиков, а затем сажает в машину маленькую куклу и просит ребенка провезти ее по дорожке. В случае отказа ребенку предлагают поиграть около тазика с водой: опускают туда по одной мелкой игрушке (шарики, рыбки и т.д.), затем предлагают поймать их сачком. 

Оценка действий ребенка: отношение к игрушкам, интерес и характер действий с игрушками, избирательность в игрушках. 

Оценка действий ребенка для каждого даваемого задания: принятие и понимание условий задания, способы выполнения, обучаемость, отношение к результату своей деятельности. 

Оценка в баллах 

1.        Разборка и складывание матрешки: 

1 балл — не понимает цель и действует неадекватно даже в условиях обучения; 

2 балла — понимает цель, но действует хаотически, т.е. не учитывает величину, в процессе обучения действует адекватно, а после обучения самостоятельно задание не выполняет; 

3 балла — понимает цель, складывает матрешку методом перебора вариантов, в условиях обучения действует адекватно, после обучения переходит к выполнению задания, пользуясь целенаправленными пробами; 

4 балла — понимает цель и самостоятельно складывает матрешку, пользуясь целенаправленными пробами. 

2.        Разборка и складывание пирамидки: 

1 балл — не понимает цель, действует неадекватно; 

2 балла — понимает цель, нанизывает кольца без учета размера, после обучения не учитывает размер колец; 

3 балла — понимает цель, нанизывает кольца без учета размера, после обучения переходит к самостоятельному выполнению задания; 

4 балла — понимает цель, собирает самостоятельно пирамидку с учетом размера колец. 

3.        Коробка форм ("почтовый ящик"): 

1 балл — не понимает цель, действует неадекватно даже в условиях обучения; 

2 балла — понимает цель, при опускании фигур в прорези действует хаотически, после обучения не переходит на другой уровень действий; 

3 балла — понимает цель, при выполнении задания использует метод перебора вариантов, после обучения действует методом целенаправленных проб либо методом зрительного соотнесения; 

4 балла — понимает цель, задание выполняет самостоятельно методом целенаправленных проб. 

4.        Разрезная картинка: 

1 балл — не понимает цель задания, действует неадекватно в условиях обучения; 

2 балла — принимает задание, но условий задания не понимает, действует хаотически, после обучения не переходит к самостоятельному способу выполнения; 

3 балла — принимает и понимает цель задания, выполняет задание методом перебора вариантов, после обучения переходит к методу целенаправленных проб; 

4 балла — принимает и понимает цель задания, действует самостоятельно методом проб либо практическим примериванием. 

5.        Цветные кубики: 

1 балл — задание не понимает, в условиях обучения действует неадекватно; 

2 балла — принимает задание, сличает два-три цвета, после обучения не может выделить цвет по слову-названию; 

3 балла — принимает задание, сличает все основные цвета, может выделить по слову два-три цвета, но не называет; 

4 балла — принимает задание, выделяет цвет по слову-названию, может назвать все или почти все предложенные цвета. 

6.        Достань ключик: 

4-й год жизни: 

1 балл — не принимает задание, в условиях практической проблемной задачи действует неадекватно; 

2 балла — принимает задание, но не может проанализировать условия проблемной практической задачи; пытается достичь цели, используя свои физические возможности (прыгает, тянется рукой), других способов решения задачи не принимает либо сразу отказывается действовать; 

3 балла — принимает задание, анализирует условия, т.е. понимает, что рукой выполнить задание невозможно, но нет активного самостоятельного выбора средств для достижения цели, после активизации взрослым ориентировочной деятельности задачу решает методом проб; 

4 балла — принимает задание, самостоятельно анализирует условия задачи, решает задачу либо методом проб, либо на уровне зрительной ориентировки; 

5-й год жизни: 

1 балл — не принимает задание; 

2 балла — принимает задание, но не понимает условия задачи, пытается решать неадекватным способом, используя практические действия, либо отказывается от решения ("Не знаю"); 

3 балла — принимает задание, пытается решить задачу в наглядно-образном плане, но не может проанализировать целостную ситуацию, изображенную на картинке, поэтому перечисляет объекты, изображенные на картинке; 

4 балла — принимает задание, самостоятельно анализирует ситуацию, изображенную на картинке, воспринимает ее как целостную, понимает взаимосвязь всех изображенных предметов и решает задачу в наглядно-образном плане. 

7.        Счет: 

1 балл — задание не понимает, в условиях обучения действует неадекватно; 

2 балла — задание принимает, но нет представлений о количестве; 

3 балла — задание принимает, есть элементарное представление о количестве, дифференцирует "много — один", выделяет из множества один-два, но не выполняет счетных операций по представлению; 

4 балла — задание принимает, есть представление о количестве; выполняет счетные операции по представлению. 

8.        Конструирование: 

1 балл — не принимает задание, в условиях обучения действует неадекватно; 

2 балла — принимает задание, по образцу задание не выполняет, после обучения пытается выполнить какую-либо постройку, но данный образец не строит; 

3 балла — принимает задание, по образцу самостоятельно задание выполнить не может, но после показа может перейти на самостоятельное выполнение задачи; 

4 балла — принимает задание и самостоятельно выполняет его по образцу. 

9.        Рисование (дом, дерево, человек). 

1 балл — действует неадекватно, даже не пытается использовать фломастер по назначению; 

2 балла — принимает задание, использует фломастер по назначению, рисование на уровне черкания; 

3 балла — принимает задание, рисунок на уровне предпосылок к предметному рисунку; 

4 балла — принимает задание, имеются предметные рисунки. 

10.    Игра: 

1 балл — не включается в игру со взрослыми; 

2 балла — включается в игру, интерес к игрушкам поверхностный, выполняет процессуальные действия с игрушками; 

3 балла — включается в игру, выполняет ряд предметно-игровых действий с игрушками; 

4 балла — включается в игру, может организовать сюжетную игру. 

 

Методика психолого-педагогического обследования детей 6-го года жизни 

 

 

Задание 

Выполнение задания 

1 

Включение в ряд 

+ 

2 

"Лесенка" 

+ 

3 

Классификация картинок по функциональному назначению 

+ 

4 

Группировка картинок по способу действия 

+ 

5 

Счет 

+ 

6 

"Найди время года" 

+ 

7 

"Дорисуй" 

+ 

8 

Серия сюжетных картинок (девочка купает куклу) 

+ 

9 

Рисование (дом, дерево, человек) 

+ 

10 

Игра 

+ 

1.        Включение в ряд. Задание направлено на выявление уровня развития у ребенка ориентировочно-познавательной деятельности, а именно ориентировки на величину. 

Оборудование: экран, шестиместная матрешка. 

Проведение обследования: взрослый берет шестиместную матрешку и на глазах у ребенка разбирает и собирает ее попарно. Затем выстраивает матрешки в ряд по величине, соблюдая между ними равные интервалы. Взрослый за экраном убирает одну из матрешек и выравнивает интервал между оставшимися. Ребенку дают эту матрешку и просят поставить ее на свое место. При этом не следует обращать внимание на то, что ряд равномерно увеличивается или уменьшается. Когда матрешка окажется поставленной на свое место, взрослый предлагает ребенку продолжить игру. Ребенок должен поставить в ряд две-три матрешки (каждый раз по одной). 

2.        "Лесенка". Задание направлено на выявление уровня развития конструктивных способностей, умения работать по памяти, по образцу. 

Оборудование: 20 плоских палочек одного цвета, экран. 

Проведение обследования: взрослый на глазах у ребенка строит "лесенку" из восьми палочек и предлагает ему запомнить эту "лесенку". Затем взрослый закрывает "лесенку" экраном и просит ребенка построить такую же. При затруднениях проводится обучение. 

Обучение: взрослый еще раз строит "лесенку", обращая внимание ребенка на то, как он это делает. Закрывает свою "лесенку" экраном и просит ребенка построить такую же. Если у ребенка отмечаются трудности, задание предлагают выполнить по образцу. 

3.        Классификация картинок по функциональному назначению. Задание направлено на выявление у ребенка умения понять принцип классификации и провести обобщения по существенному признаку, т.е. уровня развития наглядно-образного мышления. 

Оборудование: восемь предметных картинок с изображением одежды и восемь — с изображением посуды. 

Проведение обследования: взрослый кладет перед ребенком на стол картинку с изображением одежды (пальто) так, чтобы можно было выложить вертикальный ряд. Затем показывает картинку с изображением посуды (чашки) и кладет на стол на некотором расстоянии от первой так, чтобы под ней можно было выложить другой вертикальный ряд (параллельный первому). После этого взрослый берет картинку с изображением шапки, спрашивает у ребенка, положить ли ее под изображением пальто или под изображением чашки, и сам кладет под изображение пальто. Картинку с изображением ложки располагают под изображением чашки. После этого ребенку последовательно (по одной) дают в руку картинки, на каждой из которых изображена одежда или предмет посуды, и просят положить картинку в один из столбцов. Если он положил картинку неверно, взрослый не исправляет ошибку. 

Порядок подачи картинок нужно постоянно менять, чтобы ребенок не ориентировался на порядок предъявления. После того, как ребенок разложит картинки, его спрашивают: "Расскажи, какие — в этом ряду, а какие — в другом", т.е. выявляется умение ребенка обобщать и выражать в словесной форме свои действия. 

Оценка действий ребенка: принятие задания, способ выполнения, умение работать по образцу, умение в речевом плане обобщать принцип группировки. 

4.        Группировка картинок по способу действия. Задание направлено на выявление уровня развития наглядно-образного мышления. 

Оборудование: восемь пар предметных картинок, с одними из которых можно действовать, с другими — нельзя. 

Проведение обследования: взрослый кладет перед ребенком рядом две картинки: на одной — шарик с веревочкой, на другой — шарик без веревочки. Затем взрослый показывает ребенку картинку с изображением флажка с древком, спрашивает: "Куда его надо положить?" — и сам кладет под изображение шарика с веревочкой. Картинку с изображением флажка без древка кладут под изображение шарика без веревочки. После этого ребенку дают по одной картинке, вперемешку, чтобы он не ориентировался на порядок предъявления. Далее ребенка просят рассказать, какие картинки в первом ряду, какие — во втором, т.е. выясняют, может ли он обобщить принцип группировки в речевом плане. 

Оценка действий ребенка: принятие задания, умение работать по образцу, умение вычленить принцип группировки в речевом плане. 

5.        Счет. Задание направлено на выявление уровня развития количественных представлений, умение ребенка выполнять счетные операции в умственном плане, т.е. уровень развития наглядно-образного и элементов логического мышления. 

Оборудование: 15 плоских палочек одного цвета, экран. 

Проведение обследования: 

·      первый вариант: взрослый кладет перед ребенком 15 палочек и предлагает ему взять пять палочек. Далее ребенку предлагают запомнить, сколько у него палочек, и закрывают их экраном. За экраном взрослый отнимает три палочки, показывает ребенку это количество и спрашивает: "Сколько там осталось палочек?" После ответа ребенка взрослый показывает две палочки, кладет их за экран к предыдущим двум палочкам. Не открывая экрана, спрашивает у ребенка: "Сколько там палочек?"; 

      второй вариант: если ребенок отвечает правильно, ему предлагают устную задачу: "В коробке лежало четыре карандаша, два из них красные, остальные — синие. Сколько там было синих карандашей?" При затруднениях проводится обучение. 

Обучение: 

·      первый вариант: взрослый уменьшает количество палочек сначала в пределах четырех, а если ребенок затрудняется, то и до трех. При этом используется открытое предъявление задания (экран совсем убирается); 

·      второй вариант: ребенку предлагают взять четыре палочки и с опорой на них решить задачу. Взрослый повторяет условие задачи о карандашах и предлагает ребенку решить задачу, используя палочки. Если ребенок задачу решил, можно предложить аналогичную задачу: "У девочки было четыре воздушных шарика, осталось два. Сколько лопнуло шариков?" 

Оценка действий ребенка: принятие задания, понимание условий задачи, умение выполнять счетные операции по представлению, решать устные задачи. 

6.        "Найди время года".Задание направлено на выяснение уровня сформированности представлений о временах года, т.е. уровня наглядно-образного мышления. 

Оборудование: сюжетные картинки со специфическими признаками четырех времен года. 

Проведение обследования: перед ребенком раскладывают четыре картинки, на которых изображены четыре времени года. Ребенка просят показать, где изображены зима, лето, осень, весна. Затем спрашивают: "Расскажи, как ты догадался, что здесь изображена зима". В случаях затруднения проводится обучение. 

Обучение: перед ребенком оставляют картинки с изображением только двух времен года — лета и зимы. Задают ему уточняющие вопросы: "Что бывает зимой? Найди, где здесь изображена зима". 

Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания, уровень сформированности временных представлений, умение объяснить в словесном плане свои действия. 

7.        "Дорисуй". Задание направлено на выяснение уровня развития обобщенных представлений о свойствах и качествах предметов окружающей действительности, элементов воображения. 

Оборудование: лист бумаги, на котором нарисовали два круга, цветные фломастеры. 

Проведение обследования: ребенку дают лист бумаги и просят его дорисовать эти фигуры, чтобы получились два разных предмета. 

Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания, анализ рисунков. 

8.        Серия сюжетных картинок (девочка купает куклу).Задание направлено на понимание последовательности событий, изображенных на картинке, т.е. уровень сформированности наглядно-образного мышления. 

Оборудование: сюжетные картинки с изображением последовательности действий: 1-я — девочка раздевает куклу; 2-я — девочка купает куклу; 3-я — девочка вытирает куклу; 4-я — девочка надевает на куклу новое платье. 

Проведение обследования: перед ребенком выкладывают вперемешку сюжетные картинки и предлагают рассмотреть их и разложить по порядку:"Разложи, что сначала было, что потом и чем все завершилось. А теперь расскажи, что там нарисовано". В процесс раскладывания картинок взрослый не вмешивается. Ребенок может сам исправлять свои ошибки. 

Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания, умение ребенка понять, что одно событие изображено на всех картинках, а также то, что событие имеет определенную временную последовательность, умение ребенка составить связный логический рассказ. 

9.        Рисование (дом, дерево, человек).Методика проведения та же, что и для детей 5-го года жизни. 

Оценка действий ребенка: принятие задания, интерес к рисованию, анализ рисунков — основные части в изображении предметов, использование цвета в рисунках. 

10.    Игра. Задание направлено на выявление уровня развития сюжетно-ролевой игры. 

Оборудование: в игровом уголке находятся кукла, посуда, мебель, одежда, коляски, наборы для парикмахера, для доктора, машины, строительный материал, конструктор, солдатики, таз с водой, мелкие игрушки. 

Проведение обследования: ребенку предлагают поиграть в игровом уголке, при этом отмечают интерес к игрушкам, характер действий с игрушками, умение самостоятельно развернуть игру, речь ребенка во время игры. 

Оценка действий ребенка: интерес к игрушкам, характер действий с игрушками (манипуляции, процессуальные или неадекватные действия, стремление к сюжету). 

Оценка в баллах 

1.        Включение в ряд: 

1 балл — не понимает цель, в условиях обучения действует неадекватно; 

2 балла — принимает задание, но не понимает условия задачи, ставит матрешки в ряд без учета их размера; 

3 балла — принимает и понимает условия задачи, выполняет задание, пользуясь практическим примериванием; 

4 балла — принимает и понимает условия задачи, выполняет задание, пользуясь зрительной ориентировкой. 

2.        "Лесенка": 

1 балл — не понимает цель, в условиях обучения действует неадекватно; 

2 балла — принимает задание, но не понимает его условий, раскладывает палочки иначе, чем в образце, не может построить не только по памяти, но и по образцу; 

3 балла — принимает и понимает задание, но самостоятельно выполнить сразу не может, после двухкратного повторения образца взрослым способен перейти к самостоятельному способу выполнения задания; 

4 балла — принимает и понимает задание, умеет воспроизвести конструкцию по памяти (в некоторых случаях работает самостоятельно по образцу). 

3.        Классификация картинок по функциональному назначению: 

1 балл — не понимает условий задачи, в условиях обучения действует неадекватно; 

2 балла — принимает задание, выполняет классификацию без учета основного признака, раскладывает картинки либо по очереди, либо в один ряд, потом в другой; 

3 балла — принимает и понимает задание, выполняет классификцию по основному признаку, но не может обобщить в речевом плане принцип группировки; 

4 балла — принимает и понимает задание, выполняет классификацию с учетом основного признака, может его обобщить в речевом плане. 

4.        Группировка картинок по способу действия: 

1 балл — задание не понимает, в условиях обучения действует неадекватно; 

2 балла — задание принимает, раскладывает картинки без учета основного принципа; 

3 балла — задание принимает, раскладывает картинки с учетом основного принципа, но не может обобщить принцип группировки в речевом плане; 

4 балла — задание принимает, раскладывает картинки с учетом основного принципа, может обобщить принцип группировки в своих высказываниях. 

5.        Счет: 

1 балл — действует с палочками, не ориентируясь на задание; 

2 балла — принимает задание, но количественные представления сформированы на самом элементарном уровне — может выделить только в пределах трех из множества, счетные операции по представлению не выполняет; 

3 балла — принимает и понимает цель задания, пересчитывает палочки в пределах пяти — действенным путем (дотрагивается пальцем до каждой палочки), выполняет счетные операции по представлению в пределах трех, задачу решить не может; 

4 балла — принимает и понимает цель задания, пересчитывает палочки в пределах пяти зрительным путем, выполняет счетные операции в пределах пяти, решает предложенные задачи. 

6.        "Найди время года": 

1 балл — не понимает цели, перекладывает картинки; 

2 балла — принимает задание, но не соотносит изображения времен года с их названиями, т.е. не сформированы временные представления, но после обучения может выделить картинки с изображением зимы и лета; 

3 балла — принимает задание, уверенно соотносит изображения только двух времен года с их названиями (зима и лето); 

4 балла — принимает задание, уверенно соотносит изображения всех времен года с их названиями. 

7.        "Дорисуй": 

1 балл — не принимает задание, в условиях обучения действует неадекватно; 

2 балла — принимает задание, но не понимает его условий, пытается изображать свои предметы либо чиркает; 

3 балла — принимает задание, понимает его условия, может нарисовать только один предмет либо оба одинаковых; 

4 балла — принимает задание, понимает его условия рисует два разных предмета, используя цветные фломастеры. 

8.        Серия сюжетных картинок (девочка купает куклу): 

1 балл — не понимает задание, действует неадекватно инструкции; 

2 балла — задание понимает, раскладывает каратинки без учета последовательности событий, изображенных на картинке, воспринимает каждую картинку как отдельное действие, не объединяя их в один сюжет; 

3 балла — принимает задание, раскладывает картинки, путая действия, но в конечном итоге раскладывает их последовательно, однако составить связный рассказ о данном событии не может; 

4 балла — принимает задание, раскладывает картинки в определенной последовательности, объединяя их в одно событие и может составить рассказ об этом. 

9.        Рисование (дом, дерево, человек): 

1 балл — не принимает задание, карандаш или фломастер не использует по назначению; 

2 балла — принимает задачу, рисует только элементы этих предметов, рисует одним карандашом все предметы; 

3 балла — принимает задачу, рисует основные части заданных предметов, опуская основные детали (человека рисует без шеи); 

4 балла — принимает задание, с интересом его выполняет, задает вопросы, рассказывает, что будет рисовать или что рисует, в рисунках отмечаются основные части и детали, использует различные цвета, у человека выраженно представлен пол. 

10.    Игра: 

1 балл — принимает игру на самом элементарном уровне; 

2 балла — принимает задание, действует с игрушками, но действия носят манипулятивный характер, проявляет интерес к игрушкам в воде; 

3 балла — принимает задание, действует с интересом с игрушками, может развернуть простой сюжет: кормит куклу, укладывает спать, качает ее в коляске; 

4 балла — принимает задание, действует с интересом, может развернуть игру, разговаривает с игрушками, рассказывает, во что он будет играть, ребенок способен удерживать специфическое поведение определенной роли. 

 

Методика психолого-педагогического обследования детей 7-го года жизни 

 

Задание 

Выполнение задания 

1 

"Найди место фигуре" (матрица фигур) 

+ 

2 

"Найди время года" 

+ 

3 

Группировка картинок по количественному признаку 

+ 

4 

Счет 

+ 

5 

"Дорисуй" (окончание рисунка по заданной фигуре) 

+ 

6 

Серия сюжетных картинок (игра с кубиками) 

+ 

7 

"Продолжи ряд" (письмо) 

+ 

8 

Анализ слова 

+ 

9 

Подбор иллюстраций к тексту (день рождения) 

+ 

10 

Рисование (дом, дерево, человек) 

+ 

1.        "Найди место фигуре" (матрица фигур) Методика Л.А. Венгера. Задание направлено на выявление уровня развития логического мышления. 

 Оборудование: три квадратные таблицы, разделенные на 36 клеток (шесть рядов по шесть клеток). Верхняя строка таблицы заполнена изображениями треугольников, нижняя — изображениями кругов (фигуры расположены по убывающей величине). В левой и правой графах сверху вниз расположены треугольник, трапеция, квадрат, пятиугольник, шестиугольник, круг. Все фигуры в левой графе — самые крупные, в правой — самые мелкие. 16 внутренних клеток таблицы не заполнены. 

Задача, стоящая перед ребенком, заключается в том, чтобы мысленно разместить в пустых клетках три фигуры, нарисованные под таблицей, в соответствии с их формой и величиной (выбранная для каждой фигуры клетка отмечается карандашом). Для правильного решения задачи ребенок должен учесть принцип построения таблицы (сочетание классификации фигур по форме и величине) и найти для каждой фигуры нужную строку и графу. 

Проведение обследования: взрослый предлагает ребенку внимательно рассмотреть одну таблицу. Она разделена на клетки. В некоторых из них нарисованы фигурки разной формы и разной величины. Все фигурки расположены в определенном порядке. Каждая фигурка имеет свою клетку. После того как ребенок рассмотрел таблицу, взрослый говорит: "А теперь посмотри середину таблицы. Здесь много пустых клеточек. У тебя внизу под таблицей три фигурки. Для них есть свои места в таблице, они отмечены крестиками. Посмотри внимательно, для какой фигурки поставлен каждый крестик. Покажи, в какую клеточку нужно поставить каждую фигурку". Затем ребенку дают другую таблицу, где внизу нарисованы другие три фигурки. Взрослый говорит: "Найди место в таблице и отметь те клетки, куда нужно поставить фигурки". 

Обучение: если ребенок затрудняется в выполнении задания, ему помогают определить место для каждой фигурки, активизируя при этом ориентировочно-познавательную деятельность ребенка. После обучения ему предлагают еще один вариант таблицы для самостоятельного выполнения задания, где необходимо расставить по местам другие фигурки, т.е. отметить нужные места крестиками. 

 Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания, способ выполнения — самостоятельно или после обучения результат. 

2.        "Найди время года". Методика направлена на выявление уровня развития временных представлений, умения ребенка устанавливать причинно-следственные связи. 

Оборудование: сюжетные картинки с изображением четырех времен года с ярко выраженными специфическими признаками. 

Проведение обследования: перед ребенком на столе раскладывают картинки с изображением времен года — зимы, лета, осени, весны. Ребенку предлагают рассмотреть их и спрашивают: 

"Скажи, какое сейчас время года. Покажи его на картинке. Какое время года наступит потом?" Уточняют знания ребенка о последовательности времен года. 

Обучение не проводится. Однако если ребенок не справляется с заданием, его просят найти изображение определенного времени года. 

Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания, умение определить время года в период обследования и соотнести его с изображением на картинке; уровень сформированности временных представлений: обобщенный, элементарный, фрагментарный и отсутствие представлений. 

3.        Группировка картинок по количественному признаку. Задание направлено на выявление уровня развития наглядного и логического мышления. 

Оборудование: парные картинки с изображением предметов, различных по количеству: 1-я пара (на одной — много цветных карандашей, на другой — один карандаш); 2-я пара (на одной — много яблок, на другой — одно); 3-я пара (на одной — много цыплят, на другой — один) и т.д. 

Проведение обследования: перед ребенком кладут пару картинок, на которых изображены: на одной — пять цветных карандашей, на другой — один. Ребенку предлагают рассмотреть эти картинки, а остальные разложить под ними, чтобы получился вертикальный ряд. Взрослый говорит: "Все похожие на эту картинку (указывает жестом на картинку, где много карандашей) будешь класть сюда, а все похожие на эту (где один предмет) будешь класть в другой ряд". Затем ребенку дают по одной картинке вперемешку и в ход его действий не вмешиваются. После раскладывания картинок его просят объяснить, какие картинки он клал в один ряд, а какие — в другой. 

Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания, способ выполнения, вычленение ребенком самостоятельно основного принципа группировки и умение обобщить этот принцип в речевом плане. 

4.        Счет. Задание направлено на выявление уровня развития количественных представлений, умения выполнять счетные операции в умственном плане, умения принимать и анализировать условия познавательной задачи, т.е. на выявление уровня мыслительных операций. 

Оборудование: 20 плоских палочек, экран. Проведение обследования: проводится в два этапа: 1-й этап — ребенку предлагают посчитать устно до 10 и обратно. 

Затем спрашивают: "Какое число больше: 5 или 6? Какое меньше: 8 или 9? Какое число стоит между 4 и 6?" 2-й этап — ребенка просят взять из множества палочек только пять. Затем их раскладывают горизонтально перед ним и предлагают следующую игру: "Запомни сколько у тебя палочек. Сейчас я буду уменьшать или прибавлять, а ты должен ответить, что я сделал сначала: если я прибавил, то сколько, если уменьшил, то тоже сколько". Взрослый закрывает экраном пять палочек и убирает две. Экран открывается и ребенку задают вопросы: "Что я сделал — отнял или прибавил? Сколько стало?" Задание повторяется несколько раз, и счетные задания выполняются в пределах восьми. 

Обучение: проводится только на 2-м этапе. Если ребенок не отвечает на вопрос: "Сколько я отнял?" — педагог снова показывает пять палочек, уже без экрана отнимает две палочки и снова задает этот же вопрос. После этого задание повторяется с использованием экрана. 

Оценка действий ребенка: принятие и понимание всех вариантов заданий, анализ условий познавательной задачи, умение выполнять счетные операции в умственном плане. 

5.        "Дорисуй" (окончание рисунка по заданной фигуре). Задание направлено на выявление уровня развития наглядно-образного мышления, воссоздающего воображения. 

Оборудование: на одном листе — четыре круга, на другом — четыре полукруга, нарисованные в ряд на некотором расстоянии друг от друга, набор цветных фломастеров или карандашей. 

Проведение обследования: сначала ребенку дают один лист с изображением четырех кругов и просят их дорисовать так, чтобы получились четыре разных предмета. Затем предлагают другой лист с изображением шести полукругов и просят нарисовать четыре разных предмета, используя цветные фломастеры. 

Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания, отношение (заинтересованность) к выполнению задания, анализ рисунков. 

6.        Серия сюжетных картинок (игра с кубиками).Задание направлено на проверку уровня развития наглядно-образного мышления. 

Оборудование: серия из четырех сюжетных картинок "Игра с кубиками": 1-я — мальчик несет ящик с кубиками; 2-я — мальчик, сидя на ковре, выкладывает кубики из коробки; 3-я — мальчик строит башню; 4-я — мальчик заканчивает строить башню — ставит завершающую деталь. 

Проведение обследования: ребенку предлагают рассмотреть все картинки, а потом говорят:"Подумай, как из этих картинок составить рассказ? Разложи картинки так, чтобы получился рассказ: его начало, продолжение и окончание". После того как ребенок разложит картинки, независимо от соблюдения последовательности событий (оценка его действий не дается), его просят составить рассказ по серии сюжетных картинок. В процессе рассказа ребенок может менять картинки местами. Помощь со стороны экспериментатора не оказывается. 

Оценка действий ребенка: понимание ребенком того, что серия картинок объединена одним сюжетом, учитывает ли ребенок, что это событие происходит во временной, логической последовательности (основанием для этого служит правильно подобранный ряд картинок), может ли ребенок отразить это событие и его последовательность в своем рассказе. 

7.        "Продолжи ряд" (письмо).Задание направлено на выявление уровня развития готовности руки к письму, умение ребенка принять задание и проанализировать образец. 

Оборудование: лист бумаги, на котором представлены три образца письменных заданий: на 1-й строчке — четыре палочки; на 2-й строчке — палочки и крючочки; на 3-й — треугольники; ручка. 

Проведение обследования: ребенка просят написать на листе бумаги те элементы букв, которые даны в образце, ему говорят: "Продолжай писать". 

Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания, анализ образца, умение писать по образцу. 

8.        Анализ слова. Задание направлено на выявление умения ребенка принимать новые познавательные задачи, связанные с учебной деятельностью. 

Проведение обследования: взрослый говорит ребенку: "Я тебе назову слово, а ты посчитай, сколько там звуков". Называет слово "дом" и спрашивает:"Сколько там звуков?" После этого называет слова "стена", "хвост" и спрашивает: "Какой звук второй? Назови третий, первый, четвертый, пятый звуки". 

Обучение: если ребенок не может сказать, сколько звуков в слове "дом", взрослый медленно произносит каждый звук и считает их: "Д — один звук, о — два, м — три. В этом слове — три звука. А теперь посчитай, сколько звуков в слове кот". Другие слова в этих случаях для анализа не предлагаются. 

Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания, умение анализировать слова, обучаемость. 

9.        Подбор иллюстраций к тексту (день рождения). Задание направлено на выявление взаимоотношений между словом и образом. 

Оборудование: три картинки — лесная полянка, улица города, день рождения. 

Проведение обследования: ребенку предлагают прослушать текст связного рассказа, отражающий определенный сюжет, и подобрать иллюстрацию, соответствующую прослушанному тексту, а затем обосновать свой выбор. 

Текст рассказа: "У Маши был день рождения. К ней в гости пришли друзья. Они принесли ей подарки. Наташа принесла шарик. Петя принес кубики. А мама подарила Маше куклу". 

Текст читают один раз в медленном темпе, при этом картинки ребенку не показывают. Только после того, как рассказ прочитан, ребенку предлагают выбрать иллюстрацию, соответствующую прочитанному тексту: "Найди картинку, где нарисовано то, о чем я рассказал". После выбора картинки независимо от правильности решения ребенка спрашивают: "Почему ты решил, что эта картинка подходит к тому, что я прочитал?" 

Обучение: предлагается повторное прослушивание рассказа. 

Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания, сформированность соотношения между словом и образом, результат. 

10.    Рисование (дом, дерево, человек). Оборудование: бумага, цветные фломастеры. Проведение обследования: методика та же, что и для 6-го года жизни. 

Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания, интерес к заданию, анализ рисунков — стремление к сюжетному изображению. 

Оценка в баллах 

1.        "Найди место фигуре" (матрица фигур): 

1 балл — не принимает и не понимает задание; 

2 балла — принимает задание, но трудности вызывает анализ условий задачи и само решение в мысленном плане, пытается поставить крестики в любой клеточке, т.е. не выполняет задание ни на классификацию, ни на сериацию; 

3 балла — принимает задание, понимает его условие, решает задачу в плане классификации (выбор по форме), трудности отмечаются в выборе по размеру, т.е. в плане сериации. Это говорит о недостаточном уровне развития перцептивных действий; 

4 балла — принимает и понимает задание, решает задачу в плане классификации и сериации. 

2.        "Найди время года": 

1 балл — не принимает и не понимает задание; 

2 балла — принимает задание, но не может назвать время года в момент обследования, не соотносит его с изображением на картинке, выделяет по слову только два времени года — зиму и лето. Отмечаются только фрагментарные представления о временах года; 

3 балла — принимает и понимает задание, имеются представления о всех временах года, может соотнести слово и изображение, однако представления об определенной смене времен года еще не сформированы; 

4 балла — принимает и понимает задание, соотносит время года в момент обследования с изображением на картинке, знает определенную последовательность времен года. 

3.        Группировка картинок по количественному признаку: 

1 балл — не принимает и не понимает задание; 

2 балла — принимает задание, но условия задачи не понимает, раскладывает картинки либо в одну сторону, либо по порядку (по очереди) то в одну сторону, то в другую; 

3 балла — принимает задание, понимает условие задачи, раскладывает картинки по разным признакам, исправляет ошибки самостоятельно, в конечном итоге выделяет основной принцип группировки — признак количественный, однако в речевых высказываниях сформулировать этот принцип не может; 

4 балла — принимает и понимает условие задания, группирует по существенному признаку, в речевом плане формулирует этот принцип. 

4.        Счет: 

1 балл — не принимает и не понимает условие задания, в обучении действует неадекватно; 

2 балла — принимает задание, но не может выполнить ни одного из предложенных вариантов, имеются счетные операции в пределах трех-четырех; 

3 балла — принимает задание, но самостоятельно выполнить его не может, однако после обучения выполняет счетные операции в пределах пяти; 

4 балла — принимает задание, понимает условия всех его вариантов, выполняет счетные операции в пределах семи — десяти. 

5.        "Дорисуй" (окончание рисунка по заданной фигуре): 

1 балл — не принимает или не понимает условия задания; 

2 балла — принимает задание, но требуется многократная помощь к началу его деятельности, либо может дорисовать один предмет, либо "уходит" от условия задачи и начинает рисовать элементарные предметы (домики, дорожки и т.д.); 

3 балла — принимает задание, дорисовывает два (редко три предмета); все заданные формы не использует, причем сами рисунки весьма однообразны; 

4 балла — принимает задание, рисует с интересом, используя все предложенные формы. 

6.        Серия сюжетных картинок (игра с кубиками): 

1 балл — не понимает задание, перекладывает картинки либо ведет себя неадекватно заданию; 

2 балла — воспринимает каждую картинку изолированно, т.е. не объединяет серию картинок в один сюжет (воспринимает серии картинок как набор рядоположенных событий, рассказывает о каждой картинке отдельно); 

3 балла — выделяет сюжетное содержание сериала картинок, вычленяет центральную идею сюжета, но серьезные затруднения вызывает временное развитие событий, логическая последовательность операций. У ребенка нет понимания начального этапа действия и его завершенности, затрудняется в составлении рассказа; 

4 балла — воспринимает событие на серии картинок как единое целое, понимает, что событие представлено последовательно, может составить логический рассказ. 

7.        "Продолжи ряд" (письмо): 

1 балл — не принимает или не понимает условия задачи; 

2 балла — принимает задачу, но не может работать по образцу, пишет элементы букв, не учитывая принцип чередования, не всегда придерживается строчки; 

3 балла — принимает задачу, работает по образцу, учитывает принцип чередования, но в процессе работы нарушает его, размеры элементов букв не всегда выдержаны; 

4 балла — принимает задачу, работает с интересом, хорошо анализирует образец, учитывает принцип чередования, размеры элементов букв сохранены. 

8.        Анализ слова: 

1 балл — не принимает задание или не понимает условия задачи; 

2 балла — принимает задание, но не может выполнить анализ слова, после обучения не может определить место звука в слове; 

3 балла — принимает задание, понимает его условия, однако самостоятельно проанализировать слово не может; после обучения выполняет анализ слова из трех звуков; 

4 балла — принимает задание, понимает условия задачи, самостоятельно может проанализировать слова и определить место звука в слове из пяти-шести звуков. 

9.        Подбор иллюстраций к тексту (день рождения): 

1 балл — не принимает задание; 

2 балла — принимает задание, но выбрать нужную иллюстрацию к тексту не может, берет любую картинку; 

3 балла — выбирает правильно иллюстрацию, но обосновать в словесном плане свои действия не может; 

4 балла — принимает задание, сразу правильно выбирает иллюстрацию, словесно обосновывает свой выбор логично. 

10.    Рисование (дом, дерево, человек): 

1 балл — задание не принимает или принимает, но не может нарисовать предмет; 

2 балла — задание принимает, рисует заданные предметы без деталей, не используя цвет как признак определенных свойств предметов (рисунок человека, как правило, без шеи); 

3 балла — задание принимает, рисует заданные предметы с деталями, но не используя цвет как признак определенных свойств предметов, в рисунках нет стремления к сюжетному изображению; 

4 балла — задание принимает, рисует заданные предметы с деталями, используя цвет как определенный признак предметов, четко отмечаются тенденции к сюжетному изображению. 

 

Результаты психолого-педагогического обследования 

 

Различия между обследуемыми детьми состоят в основном в характере познавательной деятельности: в принятии задания, способах выполнения (самостоятельно или при помощи взрослого), обучаемости, интересе к результату.  

В соответствии с этим обследуемых детей можно разделить на четыре группы: 

1.        Первую группу (10 — 12 баллов) составляют дети, которые в своих действиях не руководствуются инструкцией, не понимают цель задания, а поэтому не стремятся его выполнить. Они не готовы к сотрудничеству со взрослым, не понимая цели задания, действуют неадекватно. Более того, эта группа детей не готова даже в условиях подражания действовать адекватно. 

Показатели детей этой группы свидетельствуют о глубоком неблагополучии в их интеллектуальном развитии. Необходимо комплексное обследование. 

2.        Во вторую группу (13 — 23 балла) входят дети, которые самостоятельно не могут выполнить задание. Они с трудом вступают в контакт со взрослыми, действуют без учета свойств предметов. В характере их действий отмечается стремление достигнуть определенного искомого результата, поэтому для них характерными оказываются хаотические действия, а в дальнейшем — отказ от выполнения заданий. 

В условиях обучения, когда взрослый просит выполнить задание по подражанию, многие из них справляются. Однако после обучения самостоятельно выполнить задание дети этой группы не могут, что свидетельствует о том, что принцип действия остался ими не осознан. При этом они безразличны к результату своей деятельности. 

Анализ данных детей этой группы позволяет говорить о необходимости использования других методов изучения (обследования психоневролога и др.). 

3.        Третью группу (24 — 33 балла) составляют дети, которые заинтересованно сотрудничают со взрослыми. Они сразу же принимают задания, понимают условия этих заданий и стремятся к их выполнению. Однако самостоятельно, во многих случаях, они не могут найти адекватный способ выполнения и часто обращаются за помощью к взрослому. После показа способа выполнения задания педагогом многие из них могут самостоятельно справиться с заданием, проявив большую заинтересованность в результате своей деятельности. 

Показатели детей этой группы говорят о том, что в этой группе могут оказаться дети с нарушениями слуха, зрения, локальными речевыми нарушениями, с минимальной мозговой дисфункцией и т.п. 

4.        Четвертую группу (34 — 40 баллов) составляют дети, которые с интересом принимают все задания, выполняют их самостоятельно, действуя на уровне практической ориентировки, а в некоторых случаях и на уровне зрительной ориентировки. При этом они очень заинтересованы в результате своей деятельности. Эти дети, как правило, достигают хорошего уровня психического развития. 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ЗАИКАЮЩИХСЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Заикание является широко распространённым речевым нарушением. Оно возникает у детей раннего возраста в период наиболее активного формирования их речи и личности и в дальнейшем...

"Психолого-медико-педагогическое обследование детей с ограниченными возможностями здоровья".

Тема: Психолого-медико-педагогическое обследование детей с ограниченными возможностями здоровья.Одной из ведущих современных тенденций в образовании России, является рост доли детей с комплексными нар...

"Анализ комплексного психолого – медико - педагогического обследования детей со сложным дефектом"

Доклад был подготовлен для участия в международной  конференции "Здоровье школьника" в г. Благовещенске в 2014 году....

Семинар-практикум "Комплексное психолого-педагогическое обследование школьников образовательного учреждения"

Обеспечение психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации, исходя из реальных возможностей образовательного учрежд...

Доклад на семинаре "Психолого-педагогическая поддержка детей с разными формами интеллектуальных и психических нарушений" по теме "Особенности психолого - педагогического сопровождения учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида"

Школьная жизнь ребенка протекает в сложно организованной, разнообразной по формам и направленности СРЕДЕ. По своей природе эта среда социальна, так как представляет собой систему разнообразных отношен...

Бланк фиксации результатов психолого-педагогического обследования детей 4-5 лет

Бланк фиксации результатов психолого-педагогического обследования детей 4-5 лет...

Забрамная С.Д., Боровик О.В. Методические рекомендации к пособию "Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей"

Забрамная С.Д., Боровик О.В. Методические рекомендациик пособию "Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей"...