Развитие диалогической речи у детей с нарушением слуха.
статья

Коба Елена Алексеевна

Развитие  диалогической  речи у детей с нарушением слуха.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Развитие  диалогической  речи у детей с нарушением слуха.

            Работа  по  развитию  диалогической  речи  начинается  с  первых  дней  пребывания  ребенка  в  детском  саду. Педагог  организует  деятельность  детей  и  в  это  время  предлагает  им  новые  слова  и  фразы. Он  учит  их  понимать   и  выполнять  поручения, отвечать  на  вопросы, обращаться  с  просьбой  и  т.д.  Для  повторения  ранее  усвоенного  и  овладения  новым  материалом  широко  используются  игры, специально  организуемые  и  направляемые  педагогом. Проведению  дидактической  игры  предшествует  подготовительная  работа: педагогом  подбираются  предметы, картинки;  нужные  для  игры  слова  и  фразы  пишутся  на  табличках  заранее.

       Игра  может  заключаться  в  выполнении  поручений.  На  столе  стоит  зайка.  Педагог  составляет  из  табличек  поручения  и  дает  зайке,  например: «Возьми  тарелку».  Ситуация  обыгрывается. Ребенок  выполняет  поручение.

        Поручение  может  давать  детям  кукла, «сообщая»  на  ухо  педагогу  (по  секрету), что  кому  нужно  сделать.

        Один  из  вариантов  игры  - с  использованием  тематических  лото.  Каждый  получает  карточку  с  несколькими  картинками.  У  педагога  набор  отдельных  картинок. Он  берет  их  и  по  одной  называет. Дети  находят  на  карточках  названную  картинку  и  закрывают  ее  фишкой. Выигрывает  тот,  кто  первым  закроет  все  картинки  на  своей  карточке.

        Другая   игра  -  «Угадывание  предмета  на  ощупь».  Педагог  кладет  в  мешочек,  какой – либо  предмет  и  дает  каждому  ребенку  ощупать  его. Потом  спрашивает: «Что там?» Дети  отвечают  устно  и  пишут  ответ  в  тетради. Потом  предмет  вынимается  и  ставится  на  стол, проговаривается  его  название, кладется  рядом  табличка, которая  прочитывается.

       Игра  «Что  пропало?».  На  стол  кладут  4- 6 предметов  или  картинок. Затем  дети  закрывают  глаза  или  отворачиваются.  Педагог  берет со  стола  и  прячет  какой–либо  предмет. Дети  открывают,  и  каждый  отвечает  на  вопрос:    «Что  пропало?» (в  устной  или  письменной  форме). Затем  педагог  показывает  предмет,  ставит  его  на  стол  и  кладет  рядом  табличку  с  его  названием,  которое  прочитывается  каждым  ребенком.

        Игра  «Какой?».  На  столе  раскладываются  карандаши, ленты  и  другие  предметы, различающиеся  по  цвету,  размерам  и  т.д.  Все  дети  закрывают  глаза. Педагог (или  ребенок)   берет  один  предмет  (например, карандаш)  и  прячет  его. Затем  у  детей  (они  открыли  глаза)  спрашивает:       «Какой  у  меня  карандаш?».  Описанный  прием  может  быть  использован  и  при  работе  над  вопросом  «Чей?».

        При  обучении  вопросу  «Где?» могут  быть  использованы  сходные  приемы.  Дети  закрывают  глаза, педагог  (или  ребенок)  прячет  какой – либо  предмет, например, зайку.  Затем  спрашивает: «Где  зайка?».  Дети  отгадывают  («В    шкафу»,  «В  столе»  и  т.д.).  Угадав, дети  произносят       (или  записывают)  словосочетание:  «Зайка  в  столе».

        Для  активизации  запоминания  состава  слова  можно  применять  кроссворды. Педагог  составляет  кроссворды  по  разным  темам, используя  названия  предметов  окружающего  мира (продукты  питания, предметы  одежды   и  др.).  Педагог  раздает  детям  карточки, например с  кроссвордом, составленным  на  тему: «Овощи.»,  в  нем  3 –4 –5  слов.  Чтобы  облегчить  задание, можно  указать  не  только  тему  кроссворда, но  и  поставить  начальные  и  последние  буквы  слов. Кроме  того,  детям  можно  дать  картинки, на  которых  изображены  разные  овощи. Педагог  следит  за  тем, как выполняется  задание, и  если  находит  у  ребенка  ошибки, то  дает  ему  карточку  с  готовым  ответом, чтобы  он  мог  видеть  правильный  ответ, и  правильное  написание  слова.

       Кроссворды  широко  используются  при  повторении  и  закреплении  материала  в работе  с  детьми.

        Психолого–педагогическое  изучение  детей  с нарушением слуха  показало, что  игровой  характер  обучения  обеспечивает  успех  в  усвоении  словесных  знаний  и  умений, соответствует  психическим  особенностям    дошкольников,  имеющих нарушение слуха.  Играя, они  непроизвольно  усваивают  то, на  что  в  других  условиях  затратили  бы  много  времени  и  усилий. Игра  способствует  созданию  положительного  эмоционального  фона  и  психологической  готовности  ребенка  к  речевому  общению.

        Одним  из  наиболее  эффективных  средств  формирования  и  активизации   речевого  общения  является  ролевая  игра.  К  ролевым  играм  («У  врача»,  «В  магазине»  и  др.)  педагог  готовит  реквизит,  придумывает  речевой  материал  и  готовит  таблички  с  написанными  на  них  словами  и  фразами   (не  более  4 – 5).

       Во  время  игры  педагог  не  объясняет  ее  ход,  а  показывает, что  следует  делать,  говорить, т. е. является  ее   участником.  Игра  повторяется.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающее пространство коррекционных занятий по развитию речевого слуха и формированию произношения у детей с нарушением слуха.

В специальной (коррекционной) школе, где обучаются дети с нарушением слуха, наряду с общеобразовательными уроками, существуют и специфические формы организации учебной деятельности, которые отсутствую...

Мелодекламация или пение? Особенности обучения пению детей с нарушенным слухом (из опыта работы в интернате для слабослышащих детей).

В работе дано обоснование возможности и необходимости обучения пению дтей с нарушенным слухом. Описаны методы и приёмы работы над звуковысотным слухом,  координацией между слухом и голосом в опоре на ...

Сравнительная характеристика речевого развития детей с нарушением слуха и детей с моторной алалией.

В докладе проводится сравнительная характеристика речевого развития детей с нарушением слуха и детей алаликов.  В результате сравнения делаются выводы,что часто речевое развитие глухого ребёнка п...

Доклад на тему: "Применение развивающих упражнений в развитии речевого слуха у детей с нарушенным слухом на индивидуальных занятиях".

Работая в  школе (СКУ 1 вида) столкнулась с  проблемой:Снижение или отсутствие слуха у ребенка негативно отражается: -на его психическом развитии, -ограничивает познание окружающе...

Конспект открытого индивидуального занятия по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи у детей с нарушением слуха в 9 классе

Конспект открытого индивидуального занятия по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи в 9 классе.На тему « Наша Родина»Учитель – дефектолог  Фролова Е.С. Цель за...

Здоровьесберегающее пространство коррекционных занятий по развитию речевого слуха и формированию произношения у детей с нарушением слуха.

Здоровьесберегающее пространство школы – это совокупность условий, создаваемых с целью обеспечения охраны и укрепления здоровья школьников. Неслышащие дети, помимо нарушений, связанных с недостатком с...