Задачи музыкального воспитания детей с нарушением интеллекта
методическая разработка
В педагогике большое значение уделяется музыке, поскольку известно, что музыка обладает особыми выразительными средствами, возможностью непосредственно выражать эмоции, музыка оказывает положительное влияние на эмоциональное состояние, развивает у ребенка чувство прекрасного. Под влиянием музыки ребенок способен включаться в многообразные контакты с окружающим миром, полнее раскрывать свои способности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zadachi_muzykalnogo_vospitaniya_detey_s_uo.doc | 42 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Задачи музыкального воспитания детей с УО
Образовательные цели
Формировать знания о музыке
Формировать музыкально – эстетический словарь
формировать ориентировку в средствах музыкальной выразительности
Совершенствовать певческие навыки
Развивать чувство ритма, речевую активность, звуковысотный слух, музыкальную память и способность реагировать на музыку, музыкально – исполнительские навыки.
Воспитывающие цели
Помочь самовыражению школьников через занятия
Способствовать преодолению неадекватных форм поведения, снятию эмоционального напряжения
Содействовать приобретению навыков искреннего, глубокого и свободного общения с окружающими, развивать эмоционально отзывчивость
Активировать творческие способности
Учить детей коммуницировать со сверстниками и педагогами.
Учить детей выражать свое отношение к музыке социально приемлемым способом
Учить адекватно реагировать на настроение
Учить адекватным формам снятия напряжения через релаксацию в конце урока)
Учить принимать участие в музыкально – двигательных упражнениях
Коррекционные задачи
Содействие преодолению неадекватных форм поведения, снятие эмоционального напряжения
Содействие приобретению навыков искреннего, глубокого и свободного общения с окружающими
При этом я ставлю цели по развитию личностных результатов моих воспитанников.
Личностные результаты:
Наличие эмоционально – ценностного отношения к музыке.
Как правило, моя задача, чтобы дети посещающие мои занятия, получали от этого удовольствие и т.о. у них формируется положительная мотивация для посещения и активной работе на занятиях.
Ориентируем на понимание причин успеха в деятельности.
Я всегда делаю акцент ребенка на то, в чем он успешен, а если у него что-то не получилось, то не употребляю словесных фраз о неуспешности ребенка типа «ты сделал неправильно». Обычно стараюсь применять фразы: «у тебя получилось, давай попробуем еще раз». И тогда ребенок не чувствует свою неуспешность более и старается сделать еще лучше на положительно – эмоциональном фоне. Соответственно, раз ребенок успешен, ему захочется еще прийти на музыкальное занятие. При этом, использование различных мультимедийных технологий на занятиях создает определенный мотивационный фактор……
Виды музыкальных занятий
Основные:
Пение
Слушание
Игра на ДМИ
Сопутствующие:
Муз-ритмич. Движения («У жирафов пятна…», упражнения Железновой, )
Музыкальные игры (музицирование на ДМИ)
Муз-литературные композиции
Викторины
ИГРЫ:
Игры-приветствия – всевозможные попевки, когда мы здороваемся друг с другом, представляемся друг другу, даже если дети хорошо знакомы между собой. Предлагается определенная музыкальная фраза и на эту фразу ребенок ритмически накладывает свое приветствие: «Меня зовут Катя», а как тебя зовут? В такой форме я формирую и музыкально-ритмическую, и звуковыстную сторону развития музыкальных способностей, а также и ярко выраженную коммуникационную составляющую- учу детей представляться. Этот навык закрепляем на занятиях, регулярно включая игры – привествия.
Пальчиковые игры
В работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста пальчиковые игры очень востребованы: любую пальчиковую игру при определенном опыте можно наложить на простейшую музыкальную мелодию. И то, что они привыкли делать на занятиях с воспитателем, логопедом или психологом, сидя за столом, в формате музыкального занятия выглядят для них по новому и знакомые движения накладываются на простую музыку и дают вариант совершенно нового упражнения и т.о. помимо развития мелкой моторики, активизируют и способствуют развитию творческого мышления, и развитие музыкально- высотного слуха.
Игры с предметами
Перекладывание мяча под определенную музыку. Например: музыка звучит высоко – мячик лежит в правой руке, музыка звучит низко – мячик лежит в левой руке. В данном виде деятельности предоставляю детям возможность проявить фантазию….
Музыкально – подвижные игры
Использую широкий диапазон различных игр. Например, простая игра по типу «Третий лишний» (стоп мелодия)
Музыкально – дидактические игры
Широко в практике применяю МДИ - когда дети определяют настроение музыки с использованием различных индивидуальных карточек, различных действий, выполняя орпеделенную поставленную учебную задачу.
- Угадай инструмент – ребята учатся определять тембровую окраску инструментов. Для более продвинутых детей - дети угадывают по музыкальному фрагменту, а на начальном этапе обучения – прячу музыкальный инструмент за ширмой и предлагаю детям второй комплект таких же музыкальных инструментов, чтобы ребенок подошел и взял именно тот инструмент, который звучал за ширмой.
- Свой оркестр - для игры понадобятся картинки с изображением музыкальных инструментов. Включаю любую веселую музыку и показываю картинки, чередуя их друг с другом. При этом предлагаю детям взять инструменты – одному бубен, другому – маракасы, третьему -…. На каждый инструмент – своя визуальная карточка, сначала дети играют по очереди, в зависимости от показываемой карточки, потом можно показывать по 2, затем по 3 карточки, затем снова по одной. Элемент неожиданности с одной стороны, с другой - элемент сотворчества дает детям хороший позитивный эмоциональный настрой.
Загадочный инструмент
Выбираем водящего, он выходит из зала, дети загадывают какой—нибудь музыкальный инструмент, например, бубен. Водящий возвращается в зал, подходит по очереди к каждому игроку и каждый участник называет какой-нибудь признак загадочного инструмента. Например: он круглый, у нег есть бубенцы, по нему ударяют рукой, не может петь, может только шуметь и т.д. ребенок водящий должен назвать этот инструмент Принцип игры «Крокодил», но в условиях музыкального занятия.
Прячем мелодию
Использую в форме музыкальной викторины - спрятать мелодию в музыкальном сопровождении и дети угадывают этот музыкальный фрагмент.
Применяю как форму активизации учебного материала при знакомстве с новым музыкальным произведением, для детей младшего возраста использую знакомые мелодии.
Эхо - музыкальный руководитель громко и отчетливо поет отдельные ноты и их соединения, а дети тихо повторяют эти звуки как отголосок эха
Еще один вариант игры – музыкальный руководитель поет громко – за ним по цепочке повторяют дети: 1- ый громко, 2-ой тише, 3-ий еще тише…
Провожу эту игру в форме музыкальной викторины: спрятать мелодию в музыкальном сопровождении
Коммуникативные игры.
Передача фразы друг другу. Часто использую в сочетании с игрой – приветствием. Например: «Меня зовут Максим, а как тебя зовут?»
Артикуляционные игры.
Напрямую пересекаются с логоритмическими занятиями с целью совершенствования, тренировки артикуляционного аппарата. Соответсвенно, формировать у детей звукопроизносительную сторону речи
Дыхательные игры.
Использую во время пропевания коротких и длинных звуков путем чередования. Часто использую в рамках ритмического задания – в определенном ритме: 3 коротких звука 1 длинный. Или 3 коротких звука 2 длинных
В импровизационной форме – по дирижерскому жесту педагога.
Т.о. МДИ в работе с детьми с нарушениями в развитии разных форм используются в моей практике достаточно активно.
Структура музыкального занятия.
1 Музыкальное приветствие.
2. Логоритмические распевки.
3. Разучивание/повторение репертуарных песен
4. Музыкально -речевые и пальчиковые игры для разгрузки детей.
5. Музицирование на ДМИ.
6. Музыкально – двигательные игры в пространстве (хороводы, танцы).
7. Релаксационное упражнение под музыку.
8. Подведение итогов занятия, ритуал прощания.
Элемент определенной неожиданности создает игровой момент
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль внеклассной работы в воспитании детей с нарушением интеллекта
Роль внеклассной работы в воспитании детей с нарушением интеллекта ...
Статья. 1. ЗАДАЧИ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ 2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Под музыкальным воспитанием подразумевается процесс передачи детям общественно-исторического опыта музыкальной деятельности с целью их подготовки к предстоящей работе.Музыкальное воспитание в детском ...
Система коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта
В общей педагогике под педагогическими системами понимаетсяцелостное единство всех факторов, способствующих достижениюпоставленных целей развития личности, поведения и деятельностиобучающегося. Каждая...
Родительское собрание на тему духовно-нравственного воспитания детей с нарушениями интеллекта
В данной статье рассматривается роль семьи и школы в нравственном воспитании умственно отсталых обучающихся 5 класса...
Педагогический проект "Экологическое воспитание детей с нарушением интеллекта"
Разработанный проект «Экологическое воспитание детей младшего школьного возраста средствами ознакомления с явлениями живой и неживой природы» сочетает в себе образовательные возможности и учебно...
«Эффективное использование русских - народных игр в духовно-нравственном воспитании детей с нарушениями интеллекта»
Важность русских-народных игр в воспитании детей с ОВЗ...