Характеристика самооценки у детей с ЗПР, имеющих девиантное (отклоняющее) поведение
учебно-методический материал
Личность человека представляет собой сложную структуру, являющуюся продуктом его развития. Среди многих компонентов личности одним из основных является самооценка, т. е. оценка самого себя. Самооценке принадлежит важная роль в процессе саморегуляции поведения индивида и его взаимодействия с окружающей средой. Она играет большую роль в формировании самосознания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
harakteristika_samootsenki_u_detey_s_zpr.docx | 54.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Характеристика самооценки у детей с ЗПР, имеющих девиантное (отклоняющее) поведение.
Методики исследования самооценки
- Методика Де-Греефа
Данная экспериментальная процедура, предложенная французский психиатром Де - Греефе, является простым приемом исследования самооценки у детей. Эта проба относится к прямым методам определения самооценки. Эта методика представляет собой 3-х балльную шкалу, адаптированы для детей.
Материал и оборудование: лист бумаги с нарисованными вверху тремя одинаковыми кругами (один круг обозначает самого ребенка, другой - его друга, третий - учителя), карандаш.
Проведение исследования.
Ребенку дают карандаш и бланк методики (см. Приложение 1).
Исследователь говорит: "Перед тобой три кружка: первый кружок обозначает тебя, второй - твоего друга, третий - вашу учительницу. От каждого кружка надо опустить вниз линию. От того, кто из вас троих самый умный, надо опустить самую длинную линию, от того, кто самый глупый, - самую короткую; от того, кто где-то посередине, - среднюю".
Методика может проводиться как фронтально - с целым классом (или группой), так и индивидуально.
Анализ и интерпретация результатов.
В этом эксперименте дети с ЗПР, имеющие девиантное (отклоняющее) поведение проводят самую длинную линию от кружка, который обозначает их самих. Этот симптом повышенной самооценкой дебилов обнаруженный Де - Греефе, Л.С. Выготский предложил назвать именем автора. Это не критичность ребенка с ЗПР, это повышенная самооценка связана с общим интеллектуальным недоразвитием. Повышенная самооценка, которая очень часто встречается у дебилов и имбецилов, является проявлением общей эмоциональной окрашенности оценок и самооценок маленького ребенка, общей незрелости личности. Л.С. Выготский указывает, что возможен еще и иной механизм образования симптомы повышенной самооценки.
Она может возникать как пвсевдокомпенсаторное характерологическое образование в ответ на низкую оценку со стороны окружающих. Л.С. Выготский считает, что Де - Греефе глубоко не прав, когда пишет, что, поскольку дебил самодоволен, у него не может быть чувство собственной малоценности и возникающие отсюда тенденции компенсации. Точка зрения Л.С. Выготского противоположна. Он считает, что именно на почве слабости, на почве чувства малоценности и возникает псевдокомпенсаторная переоценка своей личности.
2 ) Методика Дембо – Рубинштейна в модификации А.М. Прихожан
Данная методика основана на непосредственном оценивании (шкалировании) испытуемыми ряда личных качеств, таких как здоровье, способности, характер и т.д. Обследуемым предлагается на вертикальных линиях отметить определенными знаками уровень развития у них этих качеств (показатель самооценки).
Для целей данного исследования методика была модифицирована. Изучалась только самооценка ребенка, как общее отношения к себе. Уровень притязаний не измерялся.
Материал и оборудование: бланк, методики, карандаш.
Проведение исследования.
Ребенку выдается карандаши бланк, на котором изображено семь линий, высота каждой - 100 мм, с указание верхней, нижней точек и середины шкалы. При этом верхняя и нижняя точки отмечаются заметными чертами, середина - едва заметной точкой. (см. Приложение 2).
Исследователь говорит: "Любой человек оценивает свои способности, возможности и характер и др. Каждое качество, каждую сторону человеческой личности можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя который будет обозначать самое низкое развитие, а верхняя - самое высокое. Здесь семь таких линий. Они обозначают: здоровье; ум, способности; характер; авторитет у сверстников; умение много делать своими руками; внешность; уверенность в себе. Например, первая линия обозначает здоровье. На самом верху находятся самые здоровые люди, те, кто редко болеет, а внизу - больные, те, кто часто ходит в поликлинику. В серединки находится не очень здоровые и не очень больные люди. А куда бы ты поставил себя? Отметь это место на каждой линии крестиком (Х)".
Методика может проводиться как фронтально - с целым классом (или группой), так и индивидуально.
Анализ и интерпретация результатов.
Высота самооценки: количество баллов от 45 до 74 удостоверяют реалистическую (адекватную) самооценку. Количество баллов от 75 до 100 и выше свидетельствуют о завышенной самооценке и указывает на определенные отклонения в формировании личности. Завышенная самооценка может подтверждать личностную незрелость, неумение правильно оценивать результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими, нечувствительность к своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам окружающих. Количество баллов ниже 45 указывает на заниженную самооценку (недооценку себя) и свидетельствуют о крайнем неблагополучии в развитии личности.
- Методика «Лесенка»
Данная методика разработана В.Г. Щур и предназначена для выявления системы представлений ребенка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой.
Методика была модифицирована. Изучалась столько самооценка ребенка, как общее отношения к себе. На самом деле эта методика представляет собой 7-ми балльную шкалу, адаптирована для детей.
Материал и оборудование: лист бумаги с нарисованной лесенкой, двумя фигурами человечков вверху и внизу, карандаш.
Проведение исследования.
Ребенку дают карандаши бланк методики (см. Приложение 3).
Исследователь говорит: "Посмотри на эту лесенку. Здесь семь ступенек. На самой верхней ступеньке стоят самые хорошие ребята. На ступеньку ниже (показывают) ставят просто хороших детей, чем выше - тем лучше дети. На средней ступеньке стоят не очень хорошие и не очень плохие ребята. На ступеньку ниже ставят не очень хороших детей (показывают), еще ниже - ещё хуже, а на самой нижней ступеньке - самые плохие ребята. А на какую ступеньку себя поставишь ты?"
Методика проводится индивидуально.
Анализ и интерпретация результатов.
Способ выполнения задания | Тип самооценки |
1.Не раздумывая, ставит себя на самую высокую ступеньку; считает, что мама оценивает его также; аргументируя свой выбор, ссылается на мнение взрослого: «Я хороший. Хороший и больше никакой, это мама так сказала». | 1. Неадекватно завышенная самооценка |
2. После некоторых раздумий и колебаний ставит себя на самую высокую ступеньку, объясняя свои действия, называет какие – то свои недостатки и промахи, но объясняет их внешними, независящими от него причинами, считает, что оценка взрослых в некоторых случаях может быть несколько ниже его собственной: «Я, конечно, но иногда ленюсь. Мама говорит, что я неаккуратный». | 2. Завышенная самооценка |
3. Обдумав задание, ставит себя на 2 – ю или 3- ю ступеньку, объясняет свои действия, ссылаясь на реальные ситуации и достижения, считает, что оценка взрослого такая же либо несколько ниже. | 3. Адекватная самооценка |
4. Ставит себя на нижние ступеньки, свой выбор не объясняет либо ссылается на мнение взрослого: «Мама так сказала». | 4. Заниженная самооценка |
Если ребенок ставит себя на среднюю ступеньку это может говорить о том, что он либо не понял задание, либо не хочет его выполнять. Дети с заниженной самооценкой из-за высокой тревожности и неуверенности в себе часто отказывается выполнять задания, на все вопросы отвечают: "Не знаю".
Приложение 1
Бланк методики Де – Греефе
Приложение 2
Бланк методики Дембо – Рубинштейна в модификации Прихожан
Приложение 3
Бланк методики «Лесенка»
Список литературы
1.Белова О.В. Общая психодиагностика – Новосибирск: «Научно – учебный центр психологии НГУ», 1996
2. Общение и формирование личности школьника / пол ред. Бодалева А.А., Кричевского Р.Л. – М.: «Педагогика», 1987
4. Белова О.В. Общая психодиагностика – Новосибирск: «Научно – учебный центр психологии НГУ», 1996
5. Белякова И.В., Петрова В.Г. Психология у
6.Бодалев А.А., Столин В.В., Афанесов В.С. Общая психодиагностика – СПб.: «Речь», 2000
7. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте – М.: «Академия», 1999
8. Бокум Д., Крайг Г. Психология развития – СПб.: «Питер», 2004
9. Васкэ Е.В. Типология субъектов девиантного поведения. Автореф. дисс… канд. филос. наук. – Н.Новгород, 2000.
10. Гоноболин Ф.Н. психология – М.: «Просвещение», 1973
11. Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. психология – М.: «Академия»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Беседа с родителями "Девиантное (отклоняющееся) поведение у подростков".
Беседа с родителями "Девиантное (отклоняющееся) поведение у подростков" предполагает раскрытие понятий: социальные отклонения в девиантном поведении, типы девиантного поведения, группы причин под...
Психологическая характеристика на ребенка с отклоняющимся поведением
Образец психологической характеристики ребенка с девиантным поведением, ЗПР....
Форма характеристики ученика с отклоняющимся поведением.
В помощь классному руководителю....
Программа психолого-педагогического сопровождения детей и подростков, имеющих девиантное поведение "Подросток"
Девиантное поведение - это отдельный поступок или система поступков личности, нарушающих сложившиеся в данном обществе социально-психологические, нравственные или культурные нормы. Цель программы...
Методические рекомендации в помощь педагогам и родителям в коррекционной работе по предупреждению неврозов у детей разного возраста, имеющих отклонения в поведении.
ПСИХОЛОГИЯ ДЕТЕЙ РАЗНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ПОВЕДЕНИЯ, ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ИХ ОТКЛОНЕНИЙ.ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ В ПОМОЩЬ ПЕДАГОГАМ И РОДИТЕЛЯМ В КОРРЕКЦИННОЙ РАБОТЕ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ НЕВРОЗОВ У ДЕТЕ...
Выявление причин и мотивов девиантного (отклоняющегося) поведения в подростковой среде
В статье приводится анкета по выявлению причин и мотивов девиантного (отклоняющегося) поведения в подростковой среде....
Профилактика девиантного (отклоняющегося) поведения у подростков
Знакомство с термином девиантное поведение. Рекомендации родителям подростка по профилактике отклоняющегося поведения....