Профилактика девиантного (отклоняющегося) поведения у подростков
методическая разработка по психологии (6, 7, 8 класс)
Знакомство с термином девиантное поведение. Рекомендации родителям подростка по профилактике отклоняющегося поведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
profilaktika_deviantnogo_otklonyayushchegosya_povedeniya.docx | 17.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Профилактика девиантного (отклоняющегося) поведения у подростков
Термин «девиантное поведение» – является производным от латинского «deviation», что в буквальном переводе означает «отклоняющийся от дороги». В современной трактовке под девиантным поведением понимается поведение, отклоняющееся от общепринятых социальных норм. Социальная норма – исторически сложившиеся в конкретном обществе предел, мера, интервал допустимого (дозволенного или обязательного) поведения, деятельности людей, социальных групп, социальных организаций (Гилинский, 1971).
Правовые нормы – это общеобязательные и охраняемые государством правила поведения, регулирующее общественные отношения с целью их упорядочения в интересах общества. Юридические (правовые) нормы, обладая качествами норм социального регулирования, имеют свои, специфические признаки, выделяющие их из системы других социальных норм:
1. Нормы права регулируют наиболее важные общественные отношения, представляющие ценность для общества, его социальных групп, личности, и выражающие идеи справедливости, свободы, равенства, гуманизма.
2. Нормы права закрепляют типичные, часто повторяющиеся социальные процессы, имеющие ценность для общества.
3. Нормы права представляют собой модель идеального поведения субъектов права, исходя из интересов всего общества.
4. Общеобязательный характер норм права означает неукоснительное их соблюдение субъектами права, к которым норма права адресуется [Рабец, 2020]. Правовые нормы предполагают наказание за их нарушение. Оформлены в виде юридических документов, разделяющие виды нарушений на гражданско-правовые деликты и уголовно наказуемые деяния.
Нравственные и этические нормы отражены на языковом уровне и обусловлены социальными и культурными особенностями, базируются на общечеловеческих ценностях. За их нарушение не следуют юридические санкции, но следует общественное осуждение и порицание. Нормальное поведение подростка полагает его адекватное взаимодействие с социумом, отвечающее потребностям и возможностям развития и социализации взрослеющей личности, и одновременно не противоречащие ожиданиям окружающим. Если окружение ребенка способно своевременно и адекватно реагировать на те или иные особенности подростка, то его поведение всегда (или почти всегда) будет нормальным.
Отсюда отклоняющееся поведение может быть охарактеризовано как взаимодействие ребенка с его социальным окружением, нарушающее его развитие и социализацию вследствие отсутствия адекватного учета средой особенностей его индивидуальности и проявляющееся в поведенческом противодействии установленным нравственным и правовым общественным нормам.
Отклоняющееся поведение принято подразделять на: девиантное, делинквентное, криминальное поведение; в качестве отдельных видов выделяют аддиктивное и агрессивное поведение личности.
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПОДРОСТКА
- Заинтересованность и помощь. Родительская поддержка порождает доверительные отношения между детьми и родителями и влечет за собой высокую самооценку подростков, способствует успехам в учебе и нравственному развитию. Недостаточная родительская поддержка, наоборот, может привести к низкой самооценке ребенка, плохой учебе, импульсивным поступкам, слабой социальной адаптации, неустойчивому и антиобщественному поведению.
- Способность родителей слушать, понимать и сопереживать. Неспособность родителей к эмпатии (сопереживанию), отсутствие у них эмоциональной восприимчивости и понимания мыслей и чувств ребенка могут привести к развитию равнодушия и у ребенка. Уважение к подростку, общение родителей с ним способствуют установлению гармоничных отношений в семье.
- Любовь родителей и положительные эмоции в семейных отношениях связаны с близостью, привязанностью, любовью, восприимчивостью; члены семьи при этом проявляют взаимную заинтересованность и отзывчивость. Если же в семье преобладают отрицательные эмоции, то наблюдается холодность, враждебность, отторжение, что может привести либо к преобладанию у ребенка потребности в любви (во взрослом возрасте), либо к формированию у него замкнутости, холодности, неспособности выразить свою любовь к близким людям, в том числе и к детям.
- Признание и одобрение со стороны родителей.
- Доверие к ребенку. Недоверие к детям, как правило, свидетельствует о том, что родители проецируют на них свои собственные страхи, тревоги или чувство вины. Неуверенные в себе родители (или пережившие определенные трудности в прошлом) больше других склонны бояться за своих детей.
- Отношение к ребенку как к самостоятельному и взрослому человеку. Достижение подростком самостоятельности происходит в процессе индивидуализации, когда он занимается формированием собственной индивидуальности и в тоже время устанавливает новые связи с родителями. Подросток пытается изменить отношения с родителями, стремясь при этом сохранить прежнее общение, привязанность и доверие. Чтобы проявить собственную индивидуальность, подростки ориентируются на иную, чем у родителей, систему ценностей, ставят перед собой иные цели, иные интересы и иные точки зрения.
- Руководство со стороны родителей. Наиболее функциональными являются те семьи, где родители проявляют гибкость, приспособляемость и терпимость в своих взглядах и поведении. Родители, не проявляющие гибкости в воспитании подростков, отказываются
пересматривать свои взгляды и менять точку зрения; они нетерпимы, излишне требовательны, всегда настроены критически и возлагают на детей неоправданные надежды, не соответствующие их возрасту. Это пагубно влияет на самооценку подростка, подавляет развитие его личности, что, в конце концов приводит к стрессовым ситуациям в отношениях между родителями и детьми.
- Личный пример родителей: способность подать хороший пример для подражания; следовать тем же принципам, которым учат детей. Так как процесс идентификации у подростков отчасти протекает в семье, те из них, кто гордится своими родителями, как правило, чувствуют себя достаточно комфортно в окружающем мире.
- Сотрудничество с лицеем. Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, постарайтесь как можно скорее встретиться и обсудить это с классным руководителем, педагогом-психологом, зав.учебного отделения, зам.директора по воспитательной работе.
- Интересуйтесь с кем общается ваш ребенок.
Помните: основными помощниками родителей в сложных ситуациях являются терпение, внимание и понимание. Безусловно, все зависит от конкретной ситуации и метод влияния на подростка надо подбирать индивидуально. Предлагаем несколько вариантов:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Беседа с родителями "Девиантное (отклоняющееся) поведение у подростков".
Беседа с родителями "Девиантное (отклоняющееся) поведение у подростков" предполагает раскрытие понятий: социальные отклонения в девиантном поведении, типы девиантного поведения, группы причин под...
Профилактика девиантных форм поведения подростков.
Профилактическая работа с подростками – процесс сложный, многоаспектный, продолжительный по времени. Специфическая задача учреждения в сфере предупреждения правонарушений заключается в...
Характеристика самооценки у детей с ЗПР, имеющих девиантное (отклоняющее) поведение
Личность человека представляет собой сложную структуру, являющуюся продуктом его развития. Среди многих компонентов личности одним из основных является самооценка, т. е. оценка самого себя. Самооценке...
Выявление причин и мотивов девиантного (отклоняющегося) поведения в подростковой среде
В статье приводится анкета по выявлению причин и мотивов девиантного (отклоняющегося) поведения в подростковой среде....
Доклад "ОСОБЕННОСТИ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ С ОВЗ"
Родители подростков произвольно делятся на две категории: тех, кому не приходится опасаться разговоров о своем ребенке с посторонними (поскольку те либо ничего о нем не знают и с вежливым удовольствие...
Профилактика девиантных форм поведения подростков.
Материал предназначен для доведения информации до педагогического коллектива. Дается понятие о девиантном поведении, факторов и причин его возникновения. Предоставляются результаты психологической диа...
Профилактика девиантных форм поведения в подростковой среде с помощью системы дополнительного образования на примере секции «Юный Следопыт"
Педагог дополнительного образования, социальный педагог ГБОУ СОШ №77 Петроградского района г. С-Пб.Шилин Сергей Сергеевич.Профилактика девиантных форм поведения в подростковой среде с помощью системы ...