Развитие игровых навыков у детей с аутичным поведением.
статья
О ролии игры в развитии аутичного ребёнка, этапы развития игровых навыков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Развитие игровых навыков у детей с аутизмом. | 27.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие игровых навыков у детей с аутичным поведением.
Отсутствие игровых навыков может ограничить развитие ребенка. Дети с аутизмом, имеющие социальные и когнитивные нарушения, оказываются в замкнутом круге и не получают социальные, эмоциональные и культурные впечатления, которые являются основами игровых навыков. Дети с типичным развитием - приобретают игровые навыки в процессе игр со своими сверстниками, а дети, не умеющие играть - отдаляются от своих сверстников и их игр, и таким образом, удаляются от возможности научиться играть.
Существуют две причины, по которым следует обучать детей с аутизмом игровым навыкам. Первая относится к "потенциалу развития" - как такового, так и развития других навыков, которые касаются социального взаимодействия и коммуникации. С помощью игр ребенок может улучшить:
а) речевые навыки: понимание инструкций, ситуаций, наименований, конкретных и абстрактных символических понятий, умение обратиться, спросить;
б) коммуникативные навыки - обращать внимание на сверстников, уметь общаться с ними, а также получать удовольствие от совместных игр;
в) моторные навыки - развитие как большой, так и мелкой моторики;
г) социальные навыки – умение войти в игру, выполнять в ней роли и выходить из неё, освоить и знать правила поведения в обществе.
Аутичные дети, в большинстве случаев, используют предметы очень негибким и стереотипным способом. Игровая деятельность у этих детей в основном сводится к однообразным действиям: пересыпанию, кручению, верчению, перекладыванию предметов, обнюхиванию, облизыванию, обсасыванию, постукиванию предмета о предмет. Это однообразное повторение одних и тех же действий не несет в себе смысловой нагрузки. Игра часто описывается как механическая, в ней отсутствует единство, внутренняя логика. Иногда игра сопровождается невнятной речью, не объединенной с игрой единым смысловым содержанием, отмечается отсутствие сюжета и усложнения игры.
Трудности в работе с аутичным ребенком возникают у педагога уже при первом знакомстве: ребенок либо не обращает внимания на присутствие нового взрослого, либо становится напряженным и агрессивным. К такой реакции необходимо быть готовым заранее. Причина в том, что появление нового незнакомого человека привносит в жизнь аутичного ребенка элемент неизвестности, который вызывает у него чувство дискомфорта и страха. Ему потребуется время, чтобы освоиться в новых условиях, привыкнуть к педагогу.
У аутичного ребенка есть любимые игры, одна или несколько. В таких играх он может часами манипулировать предметами, совершая странные действия: цель и логика стереотипных игр часто непонятны для окружающих, раз установившись, игра остается одинаковой на протяжении очень длительного времени, ребёнок может играть в стереотипную игру годами. Эта игра выделяет ребёнка среди других детей. Тем не менее, стереотипная игра аутичного ребенка в начале коррекционной работы станет основой построения взаимодействия с ним, так как для самого ребенка это наиболее комфортная ситуация, внутри которой он абсолютно спокоен.
Во время знакомства с ребенком педагог поначалу лишь наблюдает за его стереотипной игрой. Игра одиночная (установление эмоционального контакта). Цель наблюдения - постараться вникнуть в структуру этой игры: выделить цикл повторяющихся действий; выделить конкретные звукосочетания, слова и словосочетания в бормотании ребенка во время игры. Наблюдения и выводы помогут в дальнейшем, подскажут, каким образом можно принять участие в игре ребенка. Если он не отвернется, это уже хорошо. Однако часто у него уже есть негативный опыт общения с взрослым, основанный на прямом давлении. Поэтому он может отреагировать негативно: отойдет от педагога подальше и расположится для игры в другом месте. Для начала просто нужно присесть на некотором расстоянии от ребенка неподалеку и продолжать просто за ним наблюдать.
Когда ребенок привыкнет к присутствию взрослого, можно начинать осторожно пробовать подключаться к его играм, причем делать это следует тактично и ненавязчиво. Игра рядом (продолжение установления контакта, преодоление негативизма ребёнка). Не надо много говорить, совершать активные действия. Начать просто с того, что в нужный момент подать ему необходимую деталь, чем в итоге он обратит внимание на присутствие чужого человека. При этом можно негромко повторять за ребенком его слова, дать понять, что взрослый не помешает ему играть и от него может быть польза. На этом этапе усилия должны быть направлены на то, чтобы завоевать доверие ребенка. Если действовать терпеливо и настойчиво, обязательно наступит момент, когда ребенок доверится, и взрослый станет для него тем человеком, от которого он будет ждать понимания и помощи. И однажды он примет от взрослого предложение поиграть немного по-другому.
Можно предположить, что когда ребенок привыкнет к взрослому и будет чувствовать себя с ним комфортно, потребность в дополнительном комфорте отпадет и ребенок реже будет обращаться во время занятия к своей стереотипной игре. Но если это все же произошло, не стоит возражать - возможно, он на занятии получил много новой информации и ему требуется отдых.
В отличие от обычных сверстников аутичные дети надолго "застревают" на этапе изучения предметного мира. При этом основной мотив их манипуляций с предметами и игрушками - привлекательные сенсорные свойства: яркие цвета кубиков, гладкая лакированная поверхность матрешки, звук, с которым неваляшка падает на пол... Именно стремлением извлекать из окружающего разнообразные сенсорные эффекты объясняется активный интерес аутичного ребенка к предметам: ему нравится трогать, вертеть, подбрасывать, ронять на пол, нюхать, пробовать на вкус. Но вот действовать с предметами в соответствии с функциональным назначением аутичный ребенок часто отказывается, поскольку социальное назначение предмета для него менее важно, нежели его отдельное сенсорное свойство. Игрушками: ребенок катает кольца от пирамидки, но не хочет собрать ее, разбрасывает кубики и конструктор, отказываясь от строительства и сборки. При этом аутичного ребенка часто удается научить действовать с предметами и игрушками в соответствии с заложенным в них смыслом (собрать пирамидку, построить башню из кубиков, нанизать бусы на нитку), но его не привлекают эти действия, ему больше нравится получение в процессе манипуляций с игрушками разнообразных сенсорных эффектов. Именно выделение ребенком отдельных сенсорных свойств, которые ему приятны, ложится в основу проведения с ним сенсорных игр, бесспорно дающих новые возможности для развития ребенка и формированию у него игровых навыков. Сенсорные игры – это игры, цель которых дать ребенку новые чувственные ощущения:
- зрительные (ребенок видит яркие цвета, их перетекание друг в друга, смешивание):
- слуховые (ребенок слышит разнообразные звуки, от шуршанья опавших листьев до звучания музыкальных инструментов, учится их различать);
- тактильные (то, что ребенок ощущает посредством прикосновений, ощупывания: это и различные по фактуре материалы, от мягкого махрового полотенца до прохладной гладкой поверхности стекла; и различные по величине и форме предметы - большой мяч и крохотные бусинки, различные шарики и кубики; соприкосновения, объятия с другим человеком);
- двигательные ощущения – это ощущения движений собственного тела в пространстве и ритма движений: ходьба, прыжки, лазание, бег, танцы;
- обонятельные - ребенок вдыхает и учится различать разнообразные запахи окружающей действительности - от аромата приготовленной дома еды и маминых духов до запаха цветов, деревянных и стальных предметов.
- вкусовые (ребенок пробует и учится различать на вкус разные продукты питания и блюда).
Процесс изучения мира ребенком с синдромом детского аутизма проходит по-иному. Для аутичного ребенка сенсорный компонент мира несет в себе особую значимость. При этом часто ребенок выделяет для себя некие специфические свойства, которые незначимы для нас. Он исследует предметы и материалы в поисках приятных сенсорных ощущений, а понравившееся ощущение стремится получить вновь и вновь. Интерес к социальному миру самостоятельно не проявляется и не становится важным мотивом жизни и деятельности. Аутичный ребенок почти не интересуется игрушками для сюжетно-ролевых игр; у кукольной посуды, мебели, одежды нет ярких сенсорных свойств и характеристик. Поэтому проведение специально организованных сенсорных игр с аутичным ребенком может дать новые прекрасные возможности для установления контакта с ним и развитию игровых навыков. В моменты получения сенсорных ощущений ребенок испытывает удовольствие, которое проявляется во всем его облике, а также в степени целеустремленности (если попытаться переключить его внимание на что-то другое, он будет настаивать на продолжении понравившегося занятия, а если попытаться запретить - ответом станет бурно выраженный протест). Если ребенок не включается в игру, не обращает внимания на действия не стоит настаивать. Важно обязательно попробовать в следующий раз. Если же ребенку понравилась игра, но он остается пассивным, лучше не останавливаться, продолжать осуществлять игровые действия, комментировать их так, будет важным "ввести" в игру любимую игрушку. Поначалу не стоит ждать от ребенка активности, он может минимально, участвовать в игре. Может случиться и так, что ребенок станет воспроизводить игровые действия вне занятия или однажды попросит повторить.
Необходимо всегда помнить, что ребенка могут испугать новые яркие впечатления, важно соблюдать осторожность - предлагать новое частями и постепенно, надо также следить за реакцией ребенка и при первых появившихся признаках тревоги или страха немедленно прекратить игру.
- Понравившаяся ребенку игра потребует повторений. Не надо противиться его просьбам, следует повторить игровые действия вновь и вновь – ведь ему необходимо предоставить время, для того чтобы обжить новые ощущения.
- Во время игры ребенок может начать говорить, заглядывая при этом в лицо взрослого в ожидании реакции. Это могут быть фразы-штампы из рекламных роликов или придуманные им самим слова. Важно улыбнуться в ответ и повторить то, что сказал ребенок (с соблюдением интонации). Такая форма общения - своеобразная "перекличка" - даст ребенку подтверждение того, что вы его понимаете, и непременно это вызовет большое доверие к вам.
- Развивая сюжет игры, необходимо осторожно и ненавязчиво предлагать различные варианты, которые будут зависеть от желаний ребенка, фантазии и педагогического чутья. Нужно быть готовым к тому, что какие-то варианты развития событий ребенок примет сразу, а с чем-то не согласится категорически.
Таким образом, развитие игры происходит либо посредством разнообразия впечатлений (например, использования различных предметов и материалов), либо путем введения сюжетной линии, именно этот путь вносит качественное новообразование в развитие ребенка и дает возможность развития новых зачатков сюжетно-ролевой игры.
Рекомендации:
- для ребенка подбираются задания, не требующие особых усилий, но дающие быстрый эмоционально яркий эффект;
- используются задания, в которых для достижения результата, ребенку достаточно совершить самое простое действие, а основная работа проводится взрослым;
- в случае затруднения, упражнение незаметно упрощается;
-новые способы действия вводятся постепенно, незаметно для ребенка, чтобы у него сохранилось ощущение самостоятельного выполнения работ.
Корекционные игры и упражнения для детей с аутичным поведением.
Игры с красками: «Цветная вода», «Смешиваем краски», «Кукольный обед»
Игры с водой: «Фонтан», «Озеро», «Купание кукол»
Игры с мыльными пузырями: «Мыльные пузыри», «Пенный замок»
Игры со свечами: «Рисуем дымом», «Праздник на воде», «День рождения»
Игры со светом и тенями: «Солнечный зайчик», «Театр теней»
Игры со льдом: «Тает льдинка», «Разноцветный лед», «Ледяные фигуры»
Игры с крупами: «Прячем ручки», «Покормим птичек», «Вкусная кашка»
Игры с пластичными материалами «Пластилиновые картинки», «Огород», «Приготовление еды»
Игры со звуками: «Найди такую же коробочку», «Музыканты»
Игры с ритмами: «Потешки», «Хороводы»
Игры с движениями и тактильными ощущениями: «Змейка», «Самолетики», «Покажи по-разному», «Покажи нос»
Игры с крупами: «Дождь, град»
Игры с ватой:«Снег идет», «Снежки», «Снежная крепость»
Игры с кубиками, деталями конструктора и коробка«Землетрясение», «Мусорка», «Салют»
Игры с подушками, полотенцами, веревками: «Кто сильнее», «Подушечные бои», «Падающая башня»
Игры со старыми газетами, журналами «Птицы летят», «Бумажная битва», «Бумажный листопад»
Игры с водой: «Водопад», «Брызгалки
Игры по ознакомлению с окружающим миром: экскурсии, рисование.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья "Формирование мотивации к взаимодействию и развитие коммуникативных навыков у детей с тяжёлыми и множественными нарушениями посредством игрового занятия "Круг"
статья"Формирование мотивации к взаимодействию и развитие коммуникативных навыков у детей с тяжёлыми и множественными нарушениями посредством игрового занятия "Круг"...
Серия авторских конспектов занятий по развитию сенсомоторных навыков у детей 5-6 лет с отклонениями в развитии
Авторские конспекты занятий по развитию сенсомоторных навыков у дошкольников с отклонениями в развитии в бассейне...
опыт работы «Развитие коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста посредством специально организованной театрально-игровой деятельности»
Работая социальным педагогом с детьми младшего школьного возраста, автор опыта наблюдает, что дети испытывают серьезные трудности в организации собственного речевого поведения, которые отрицател...
Методический доклад «Организация игрового аппарата и развитие игровых навыков на начальном этапе обучения в классе специального фортепиано»
Методический доклад«Организация игрового аппарата и развитие игровых навыков на начальном этапе обучения в классе специального фортепиано»...
Индивидуальная программа профессионального развития учителя-логопеда"Развитие графомоторных навыков у детей дошкольного возраста"
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет лог...
Опыт работы: "Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством музыкально-игровых упражнений"
Детство – период начальной социализации ребенка, приобщения его к миру культуры и общечеловеческих ценностей. Педагоги считают возможным развитие ребенка во всех видах деятельности: игровой, теа...
Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством песочной арт-терапии
У детей с задержкой психического развития умение общаться не возникает само собой. Наблюдения показывают, что большинство воспитанников на момент зачисления в группу в разной степени испы...