Развитие игровых навыков у детей с аутичным поведением.
статья

Кротер Наталья Андреевна

О ролии игры в развитии аутичного ребёнка, этапы развития игровых навыков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

            Развитие игровых навыков у детей с аутичным поведением.

            Отсутствие игровых навыков может ограничить развитие ребенка. Дети с аутизмом, имеющие социальные  и когнитивные нарушения, оказываются 
в замкнутом круге и не получают социальные, эмоциональные и культурные впечатления, которые являются основами игровых навыков. Дети с типичным развитием - приобретают игровые навыки в процессе игр со своими сверстниками, а дети, не умеющие играть - отдаляются от своих сверстников и их игр, и таким образом, удаляются от возможности научиться играть. 
         
Существуют две причины, по которым следует обучать детей с аутизмом игровым навыкам. Первая относится к "потенциалу развития" - как такового, так и развития других навыков, которые касаются социального взаимодействия и коммуникации. С помощью игр ребенок может улучшить:
а)
 речевые навыки:  понимание инструкций, ситуаций, наименований, конкретных и абстрактных символических понятий, умение обратиться, спросить;
б) коммуникативные навыки - обращать внимание на сверстников, уметь общаться с ними, а также получать удовольствие от совместных игр; 
в) моторные навыки - развитие как большой, так и мелкой моторики; 
 г) социальные навыки –  умение войти в игру, выполнять в ней роли и выходить из неё, освоить и знать правила поведения в обществе.
            Аутичные дети, в большинстве случаев, используют предметы очень негибким и стереотипным способом. Игровая деятельность у этих детей в основном сводится к однообразным действиям: пересыпанию, кручению, верчению, перекладыванию предметов, обнюхиванию, облизыванию, обсасыванию, постукиванию предмета о предмет. Это однообразное повторение одних и тех же действий не несет в себе смысловой нагрузки. Игра часто описывается как механическая, в ней отсутствует единство, внутренняя логика. Иногда игра сопровождается невнятной  речью, не объединенной с игрой единым смысловым содержанием, отмечается отсутствие сюжета и усложнения игры.
       
  Трудности в работе с аутичным ребенком возникают у педагога  уже при первом знакомстве: ребенок либо не обращает внимания на присутствие нового взрослого, либо становится напряженным и агрессивным. К такой реакции необходимо быть готовым заранее. Причина в том, что появление нового незнакомого человека привносит в жизнь аутичного ребенка элемент неизвестности, который вызывает у него чувство дискомфорта и страха. Ему потребуется время, чтобы освоиться в новых условиях, привыкнуть к педагогу.
           У аутичного ребенка есть любимые игры, одна или несколько. В таких играх он может часами манипулировать предметами, совершая странные действия:
 цель и логика стереотипных игр часто непонятны для окружающих, раз установившись, игра остается одинаковой на протяжении очень длительного времени, ребёнок может играть в стереотипную игру годами. Эта игра выделяет ребёнка среди других детей. Тем не менее, стереотипная игра аутичного ребенка в начале коррекционной работы станет основой построения взаимодействия с ним, так как для самого ребенка это наиболее комфортная ситуация, внутри которой он абсолютно спокоен.
           Во время знакомства с ребенком педагог поначалу лишь наблюдает за его стереотипной игрой. Игра одиночная
 (установление эмоционального контакта). Цель наблюдения - постараться вникнуть в структуру этой игры: выделить цикл повторяющихся действий; выделить конкретные звукосочетания, слова и словосочетания в бормотании ребенка во время игры.  Наблюдения и выводы помогут в дальнейшем, подскажут, каким образом  можно принять участие в игре ребенка. Если он не отвернется, это уже хорошо. Однако часто у него уже есть негативный опыт общения с взрослым, основанный на прямом давлении. Поэтому он может отреагировать негативно: отойдет от педагога  подальше и расположится для игры в другом месте. Для начала просто нужно присесть  на некотором расстоянии от ребенка  неподалеку и продолжать просто за ним  наблюдать.
          Когда ребенок привыкнет к  присутствию взрослого, можно начинать осторожно пробовать подключаться к его играм, причем делать это следует тактично и ненавязчиво. Игра рядом
 (продолжение установления контакта, преодоление негативизма  ребёнка). Не надо много говорить, совершать активные действия. Начать просто с того, что в нужный момент  подать  ему необходимую деталь, чем в итоге он обратит  внимание на  присутствие чужого человека. При этом можно  негромко повторять за ребенком его слова, дать понять, что взрослый не помешает ему играть и от него  может быть польза. На этом этапе  усилия должны быть направлены на то, чтобы завоевать доверие ребенка. Если действовать терпеливо и настойчиво, обязательно наступит момент, когда ребенок доверится, и взрослый станет для него тем человеком, от которого он будет  ждать понимания и помощи. И однажды он примет от взрослого предложение поиграть немного по-другому.
         Можно предположить, что когда ребенок привыкнет к взрослому и будет чувствовать себя с ним комфортно, потребность в дополнительном комфорте отпадет и ребенок реже будет обращаться во время занятия к своей стереотипной игре. Но если это все же произошло, не стоит возражать - возможно, он  на занятии получил много новой  информации и ему требуется отдых.
        В отличие от обычных сверстников аутичные дети надолго "застревают" на этапе изучения предметного мира. При этом основной мотив их манипуляций с предметами и игрушками - привлекательные сенсорные свойства: яркие цвета кубиков, гладкая лакированная поверхность матрешки, звук, с которым неваляшка падает на пол... Именно стремлением извлекать из окружающего разнообразные сенсорные эффекты объясняется активный интерес аутичного ребенка к предметам: ему нравится трогать, вертеть, подбрасывать, ронять на пол, нюхать, пробовать на вкус. Но вот действовать с предметами в соответствии с функциональным назначением аутичный  ребенок часто отказывается, поскольку социальное назначение предмета для него менее важно, нежели его отдельное сенсорное свойство.  Игрушками: ребенок катает кольца от пирамидки, но не хочет собрать ее, разбрасывает кубики и конструктор, отказываясь от строительства и сборки. При этом аутичного ребенка часто удается научить действовать с предметами и игрушками в соответствии с заложенным в них смыслом (собрать пирамидку, построить башню из кубиков, нанизать бусы на нитку), но его не привлекают эти действия, ему больше нравится получение в процессе манипуляций с игрушками разнообразных сенсорных эффектов. Именно выделение ребенком отдельных сенсорных свойств, которые ему приятны, ложится в основу проведения с ним сенсорных игр, бесспорно дающих новые возможности для развития ребенка и формированию у него игровых навыков. Сенсорные игры – это игры, цель которых  дать ребенку новые чувственные ощущения:
-
зрительные (ребенок видит яркие цвета, их перетекание друг в друга, смешивание):
-
слуховые (ребенок слышит разнообразные звуки, от шуршанья опавших листьев до звучания музыкальных инструментов, учится их различать);
-
тактильные (то, что ребенок ощущает посредством прикосновений, ощупывания: это и различные по фактуре материалы, от мягкого махрового полотенца до прохладной гладкой поверхности стекла; и различные по величине и форме предметы - большой мяч и крохотные бусинки, различные шарики и кубики; соприкосновения, объятия с другим человеком);
-
двигательные ощущения  – это ощущения  движений собственного тела в пространстве и ритма движений: ходьба, прыжки, лазание, бег, танцы;
-
обонятельные -  ребенок вдыхает и учится различать разнообразные  запахи окружающей действительности - от аромата приготовленной дома еды  и маминых духов до запаха цветов, деревянных и стальных предметов.  
-
вкусовые (ребенок пробует и учится различать на вкус разные продукты питания и блюда).

Процесс изучения мира ребенком с синдромом детского аутизма проходит по-иному. Для аутичного ребенка сенсорный компонент мира несет в себе особую значимость.  При этом часто ребенок выделяет для себя некие специфические свойства, которые незначимы для нас. Он  исследует предметы и материалы в поисках приятных сенсорных ощущений, а понравившееся ощущение стремится получить вновь и вновь.  Интерес к социальному миру самостоятельно не проявляется и не становится важным мотивом жизни и деятельности. Аутичный ребенок почти не интересуется игрушками для сюжетно-ролевых игр; у кукольной посуды, мебели, одежды нет ярких сенсорных свойств и характеристик.  Поэтому проведение специально организованных сенсорных игр с аутичным ребенком может дать новые прекрасные возможности для установления контакта с ним и развитию игровых навыков. В моменты получения сенсорных ощущений ребенок испытывает удовольствие, которое проявляется во всем его облике, а также в степени целеустремленности (если попытаться переключить его внимание на что-то другое, он будет настаивать на продолжении понравившегося занятия, а если попытаться запретить - ответом станет бурно выраженный протест).                      Если ребенок не включается в игру, не обращает внимания на действия  не стоит настаивать. Важно обязательно попробовать в следующий раз. Если же  ребенку понравилась игра, но он остается пассивным, лучше не останавливаться, продолжать осуществлять игровые действия, комментировать их так, будет важным "ввести" в игру любимую игрушку. Поначалу не стоит ждать от ребенка активности, он может  минимально, участвовать в игре. Может случиться и так, что ребенок станет воспроизводить игровые действия вне занятия или однажды попросит повторить.
        Необходимо всегда помнить, что ребенка могут испугать  новые яркие впечатления, важно  соблюдать осторожность
- предлагать новое частями и постепенно,  надо также следить за реакцией ребенка и при первых появившихся признаках тревоги или страха немедленно прекратить игру.
- Понравившаяся ребенку игра потребует
повторений. Не надо противиться его просьбам, следует  повторить игровые действия вновь и вновь – ведь ему необходимо предоставить время, для того чтобы обжить новые ощущения.
- Во время игры ребенок может начать говорить, заглядывая при этом  в лицо взрослого в ожидании реакции. Это могут быть фразы-штампы из рекламных роликов или придуманные им самим слова. Важно улыбнуться в ответ и
повторить то, что сказал ребенок (с соблюдением интонации). Такая форма общения - своеобразная "перекличка" - даст ребенку подтверждение того, что вы его понимаете, и непременно это вызовет большое доверие к вам.
-
Развивая сюжет игры, необходимо осторожно и ненавязчиво предлагать различные варианты, которые будут зависеть от желаний ребенка, фантазии и педагогического чутья.  Нужно быть готовым к тому, что какие-то варианты развития событий ребенок примет сразу, а с чем-то не согласится категорически.
       Таким образом,
развитие игры происходит либо посредством разнообразия впечатлений (например, использования различных предметов и материалов), либо путем введения сюжетной линии, именно этот путь  вносит качественное новообразование в развитие ребенка и дает возможность развития новых  зачатков сюжетно-ролевой игры.
       Рекомендации:
- для ребенка  подбираются задания, не требующие особых усилий, но дающие быстрый эмоционально яркий эффект;
- используются задания, в которых для достижения результата, ребенку достаточно совершить самое простое действие, а основная работа проводится взрослым;
- в случае затруднения, упражнение незаметно упрощается;
-новые способы действия вводятся постепенно, незаметно для ребенка, чтобы у него сохранилось ощущение самостоятельного выполнения работ.


Корекционные  игры  и упражнения для детей с аутичным поведением
.

Игры с красками: «Цветная вода», «Смешиваем краски», «Кукольный обед»

Игры с водой: «Фонтан», «Озеро», «Купание кукол»

Игры с мыльными пузырями: «Мыльные пузыри», «Пенный замок»

Игры со свечами: «Рисуем дымом», «Праздник на воде», «День рождения»

Игры со светом и тенями: «Солнечный зайчик», «Театр теней»

Игры со льдом: «Тает льдинка», «Разноцветный лед», «Ледяные фигуры»

Игры с крупами: «Прячем ручки», «Покормим птичек», «Вкусная кашка»
Игры с пластичными материалами   «Пластилиновые картинки», «Огород», «Приготовление еды»

Игры со звуками: «Найди такую же коробочку», «Музыканты»

Игры с ритмами: «Потешки», «Хороводы»

Игры с движениями и тактильными ощущениями: «Змейка», «Самолетики», «Покажи по-разному», «Покажи нос»
Игры с крупами: «Дождь, град»

Игры с ватой:«Снег идет», «Снежки», «Снежная крепость»

Игры с кубиками, деталями конструктора и коробка«Землетрясение», «Мусорка», «Салют»

Игры с подушками, полотенцами, веревками:  «Кто сильнее», «Подушечные бои», «Падающая башня»
Игры со старыми газетами, журналами «Птицы летят», «Бумажная битва», «Бумажный листопад»

Игры с водой: «Водопад», «Брызгалки
Игры по ознакомлению с окружающим миром: экскурсии, рисование. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Формирование мотивации к взаимодействию и развитие коммуникативных навыков у детей с тяжёлыми и множественными нарушениями посредством игрового занятия "Круг"

статья"Формирование мотивации к взаимодействию и развитие коммуникативных навыков у детей с тяжёлыми и множественными нарушениями посредством игрового занятия "Круг"...

Серия авторских конспектов занятий по развитию сенсомоторных навыков у детей 5-6 лет с отклонениями в развитии

Авторские конспекты занятий по развитию сенсомоторных навыков у дошкольников с отклонениями в развитии в бассейне...

опыт работы «Развитие коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста посредством специально организованной театрально-игровой деятельности»

Работая социальным педагогом с детьми младшего школьного возраста, автор опыта наблюдает, что дети испытывают серьезные трудности в организации собственного речевого поведения, которые отрицател...

Методический доклад «Организация игрового аппарата и развитие игровых навыков на начальном этапе обучения в классе специального фортепиано»

Методический доклад«Организация игрового аппарата и развитие игровых навыков на начальном этапе обучения в классе специального фортепиано»...

Индивидуальная программа профессионального развития учителя-логопеда"Развитие графомоторных навыков у детей дошкольного возраста"

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет лог...

Опыт работы: "Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством музыкально-игровых упражнений"

Детство – период начальной социализации ребенка, приобщения его к миру культуры и общечеловеческих ценностей. Педагоги считают возможным развитие ребенка во всех видах деятельности: игровой, теа...

Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством песочной арт-терапии

 У детей с задержкой психического развития умение общаться не возникает само собой. Наблюдения показывают, что большинство воспитанников на момент зачисления в группу в разной степени испы...