Роль обслуживающего труда как неотъемлемой части социальной адаптации учащихся с ОВЗ в социуме.
статья

Кантомирова Наталия Владимировна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kopiya_kantomirova_n.v._statya.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

РОЛЬ ОБСЛУЖИВАЮЩЕГО ТРУДА КАК НЕОТЪЕМЛЕМОЙ ЧАСТИ  СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ  УЧАЩИХСЯ С ОВЗ В СОЦИУМЕ

Социализация личности – это процесс усвоения индивидуумом образов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, умений и навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе.

Процесс социализации актуален в любой сфере жизнедеятельности человека. Особенно значима социализация для школьников с ОВЗ.

Основной задачей коррекционной школы является социально – бытовая, социально – нормативная и социально – трудовая адаптация учащихся с последующей интеграцией их в общество

В решении данных задач  особое место занимает   профессионально- трудовое обучение. Оно направленно на достижения детьми и подростками социального комфорта и равноправия в обществе.

Трудовое обучение в школе, реализующей АООП  ставит своей целью подготовить работников физического труда, способных самостоятельно и на профессиональном уровне выполнять несложные виды работ на массовых производственных предприятиях в условиях обычного трудового коллектива.

Обслуживающий труд играет большую роль в судьбе детей с ограниченными возможностями здоровья и служит средством адаптации к самостоятельной жизни по окончании школы.

  Целью уроков обслуживающего труда ставлю подготовку детей  с ОВЗ к полноценной жизни в обществе, формирование уверенности в своих силах.     Вся  моя работа направлена на то, чтобы помочь детям найти свое место в жизни, правильно выбрать профессию, которая бы приносила не только материальный достаток, но и удовлетворение.

Этапность модуля «Обслуживающий труд»  представлена в виде следующих завершенных циклов:

  1. «Сельскохозяйственный труд»
  2. «Цветоводство и декоративное садоводство»
  3. «Штукатурно-малярное дело»

 4.   «Подготовка младшего обслуживающего персонала»

 5. « Клининг»

Сельскохозяйственный труд является одной из немногих областей, где могут себя реализовать наши дети.  Программа трудового обучения по с\х труду рассчитана на подготовку учащихся к работе в сельском хозяйстве в качестве рабочих овощеводческих, садоводческих бригад. А так как наши  школьники в основном это дети из сельской местности, то  полученные знания, практические умения и навыки они с успехом смогут применить для дальнейшего жизнеобеспечения себя и своей семьи. 

     Основная цель уроков с\х труда и цветоводства направлена на ознакомление с основами цветоводства и овощеводства, с биологическими особенностями и технологиями выращивания овощных культур и рассады в теплице. Важную роль на этих уроках  играет коллективная форма работы, которая способствует формированию коммуникативной компетенции учащихся, а также формированию доброжелательного отношения друг к другу, взаимопомощи, учит подчиняться требованиям коллектива. В процессе формирования коллективных отношений создаются благоприятные возможности для воспитания социально-трудовых качеств, необходимых в самостоятельной жизни. На этих уроках реализуется принцип связи теории с практикой. Этому способствует выращивание и реализация населению овощной и цветочной рассады.

     На уроках штукатурно-малярного дела учащиеся   знакомятся с основами трудовой деятельности, осваивают технологические сведения, необходимые для полноценной социализации.  На этих  уроках создаются  условия для воспитания положительного и добросовестного отношения к труду, формируются чувства уважения к людям труда, потребность в соблюдении необходимых санитарно-гигиенических требований и правил, социально-трудовой адаптации учащихся.

Обучение учащихся по программе «Подготовка младшего обслуживающего персонала» и «Клининг» предусматривает получение  учащимся специальных знаний, выработку умений и навыков, необходимых для обслуживания себя и близких, ведения домашнего хозяйства, а также подготовку учащихся к профессиям обслуживающего труда, основным содержанием которых является уборка помещений различного назначения (детский сад, школа, больница, офис, частная квартира), уборка уличных территорий,  работа в сфере общественного питания и оказание других услуг населению. В процессе занятий по санитарному делу обучающиеся не только получают сведения о работе лечебных учреждений, обязанностях младшего медицинского персонала, но и приобретают практические навыки ухода за больными, навыки оказания первой доврачебной помощи при несчастных случаях.

     Основной базой обучения обслуживающего труда служит специально оборудованный кабинет, школьный учебно-опытный  участок, учреждения сферы бытового обслуживания.

       Для любого человека, а для ребенка с ОВЗ особенно, восприятие жизни вырабатывается благодаря собственному опыту, в результате решения определенных ситуаций.  Поэтому всю работу  на уроках провожу, опираясь на  жизненный опыт учащихся, подбираю для изучения на уроках такой материал, который  им  интересен и необходим для формирования и накопления опыта социального поведения.        Уделяю огромное внимание формированию положительной мотивации к учению.

    В моей деятельности частыми средствами социальной адаптации являются: дидактические игры,  сюжетно-ролевые игры, проблемные ситуации, трудовые практические задания, разбор проблемных ситуаций, специально организованное общение. Огромную роль играет рациональное сочетание наглядных, словесных и практических методов обучения, учитывающих индивидуальное и речевое развитие каждого ребенка.

На разных этапах урока, как для повторения, так и для закрепления использую карточки - задания. Провожу тестирование.  Такого характера задания способствуют формированию логических связей.

        В целях ознакомления обучающихся с видами и характером профессионального труда предусмотрены  экскурсии на малые предприятия бытового обслуживания, в детские и медицинские учреждения.

Ознакомление с трудом взрослых связано с расширением представлений детей о занятиях и профессиях людей. У ребят формируются представления о деятельности представителей разных профессий, складывается интерес к ним.

     Одним из эффективных способов воздействия на ребенка является игра – это вид социального поведения, искусственно сконструированного в виде модели. При проведении уроков в игровой форме учащиеся пробуют себя в роли различных специалистов, пробуют  в различных видах деятельности. В организации игры с детьми с ОВЗ создаются ситуации, обеспечивающие целенаправленное развитие качеств, которые важны учащимся в их практической деятельности.

С целью трудовой и социальной адаптации и реабилитации учащихся с ОВЗ организована практика на базе школы.

Также для закрепления практических навыков по обслуживающему труду помогаем детям трудоустроиться на летний период в городское хозяйство «Благоустройство», дворниками в различные учреждения, разнорабочими в частные предприятия.

После окончания школы учащиеся с легкостью и интересом продолжают обучение в профессиональных ОУ по различным специальностям.

Таким образом, в результате целенаправленной работы по формированию способностей к самостоятельной жизни через уроки обслуживающего труда, происходит постепенное становление жизненной перспективы выпускников, подготовка к обучению в училище, адаптация их к самостоятельной трудовой деятельности в обществе.

Список литературы:

1.Малеванов Е. Ю. Моделирование активной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья: дис. канд. пед. наук. М.: 2009.

2.Мирский С.Л. Методика профессионального трудового обучения во вспомогательной школе. – М. Просвещение, 1988.

3.Шипицина Л.М. Уроки общения для детей с нарушением интеллекта. – СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2006. –302 с.

     

     

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка системы работы по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения, развития и социальной адаптации учащихся ОУ в форме создания "Клуба свободного общения".

Разработка системы работы по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения, развития и социальной адаптации учащихся ОУ в форме создания "Клуба свободного общения".Практичес...

Социальная адаптация учащихся в системе занятий НОУ «Лингвист» и учебного курса «Русская словесность»

Статья раскрывает формы и результаты  работы по социальной адаптации обучающихся в рамках дополнительного образования...

Рекомендации по проведению родительских собраний. Протокол родительского собрания на тему: "Социализация и социальная адаптация учащихся с нарушениями слуха"

Этапы подготовки к родительскому собранию: 1. Выбор темы собрания. 2. Определение целей родительского собрания. 3. Изучение классным руководителем и другими организаторами собрани...

Роль обслуживающего труда в социальной адаптации детей со сложным дефектом.

Навыки и умения, приобретенные детьми со сложным дефектом в развитии в результате обучения обслуживающему труду, лягут в основу их личного и социального благополучия....

Опытно - методическая разработка. Тема: «Роль изобразительного искусства в развитии социальной адаптации учащихся через формирование активной жизненной позиции на уроках изобразительного искусства в 7 классе»

Опытно - методическая разработка  Тема:«Роль изобразительного искусства  в развитии социальной адаптации учащихся через формирование активной жизненной позиции на уроках изобразите...

Доклад на тему: "Физическое воспитание как эффективное средство развития и социальной адаптации учащихся с ограниченными возможностями здоровья".

Физическая культура, спорт – это средство и эффективный метод привития здорового образа жизни, развития физических качеств, организации интересного эмоционального досуга, отвлечение от отрицател...

Здоровый образ жизни-как неотъемлемая часть социальной адаптации.

Методическая тема: Здоровый образ жизни-как неотъемлемая часть социальной адаптации.Цель: Формирование осознанного отношения к своему здоровью, стремление к здоровому образу жизни. Обеспечение максима...