Коррекционное (дефектологическое) занятие во 2 классе Тема: «Слова, обозначающие предметы. Дифференциация слов, отвечающих на вопросы Кто? или Что?»
план-конспект

Цель: Знакомство со словами, обозначающими предметы. Активизация словарного запаса учащихся в рамках лексических тем: «Домашние животные», «Дикие животные», «Овощи» Предметы живые и неживые. Дифференциация вопросов Кто? и Что?

Задачи: 1. Учебные:

 Интеллектуальное и речевое развитие учащихся. Учить, определять и называть слова, обозначающие предмет ; учить различать слова по вопросам кто? и что?

2.Коррекционные:

Формирование целостного восприятия учебного материала, способности эмоционального выражения собственного отношения к нему. Развивать умение анализировать, обобщать, группировать языковой материал; активизировать познавательную деятельность детей.

3.Воспитательные:

Прививать интерес к учебной деятельности ,формировать  навыки работы в группе.

Материал и оборудование:

Предметные картинки с изображением овощей, домашних и диких животных; предметные картинки-отгадки (помидор, баран, самолет, бабочка, мяч, рыба); 2 корзинки с надписями кто? и что?; волшебный сундук с предметными картинками  отвечающие на вопросы кто? что? ; карточки «Прогулка», карандаши.

План занятий:

1. Организационный момент.

2.Сообщение темы.

3.Повторение пройденного материала.

4.Артикуляционная гимнастика.

5.Занятие – игра.

6.Дидактические игры.

7.Физкультминутка – логоритмика.

8.Закрепление знаний по теме.

9.Пальчиковая гимнастика.

10.Самостоятельная работа.

11.Подведение итогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon slova_oboznochayushchie_predmety.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательная школа № 8VIII г. Лабинска Краснодарского края

          Коррекционное (дефектологическое) занятие

                                   во 2 классе

Тема: «Слова, обозначающие предметы. Дифференциация слов, отвечающих на вопросы Кто? или Что?»

Подготовила:                                             учитель-дефектолог

                                                                     Бычкунова Ирина Сергеевна

                                               

                                               2014 г.

Цель: Знакомство со словами, обозначающими предметы. Активизация словарного запаса учащихся в рамках лексических тем: «Домашние животные», «Дикие животные», «Овощи» Предметы живые и неживые. Дифференциация вопросов Кто? и Что?

Задачи: 1. Учебные:

 Интеллектуальное и речевое развитие учащихся. Учить, определять и называть слова, обозначающие предмет ; учить различать слова по вопросам кто? и что?

2.Коррекционные:

Формирование целостного восприятия учебного материала, способности эмоционального выражения собственного отношения к нему. Развивать умение анализировать, обобщать, группировать языковой материал; активизировать познавательную деятельность детей.

3.Воспитательные:

Прививать интерес к учебной деятельности ,формировать  навыки работы в группе.

Материал и оборудование:

Предметные картинки с изображением овощей, домашних и диких животных; предметные картинки-отгадки (помидор, баран, самолет, бабочка, мяч, рыба); 2 корзинки с надписями кто? и что?; волшебный сундук с предметными картинками  отвечающие на вопросы кто? что? ; карточки «Прогулка», карандаши.

План занятий:

1. Организационный момент.

2.Сообщение темы.

3.Повторение пройденного материала.

4.Артикуляционная гимнастика.

5.Занятие – игра.

6.Дидактические игры.

7.Физкультминутка – логоритмика.

8.Закрепление знаний по теме.

9.Пальчиковая гимнастика.

10.Самостоятельная работа.

11.Подведение итогов.

                                               Ход занятия

 1.Организационный момент.

Учитель .Здравствуйте ребята! Давайте поздороваемся с нашими гостями. А сейчас сядет тот ,чьё имя я назову.

2.Сообщение темы.

Учитель . Ребята нам жители из города  «Звукинска»  передали волшебный сундучок , но я не могу его открыть. Откроется он только в том случае, если вы будете активно работать, правильно отвечать на вопросы и выполнять задания .За правильные ответы вы будете получать звёздочку.

В городе «Звукинске» живут жители невидимки. Зовут их звуки. Одни звуки умели петь и назывались?

Ученик. Гласные.

Учитель. Другие петь не умели, но очень хотели научиться и во всем соглашались с гласными. И прозвали их за это как?

Ученик. Согласные.

Учитель. Дружат вместе гласные и согласные, образуя вместе слово.

Всему название дано и зверю , и предмету.

Вещей вокруг полным – полно, а безымянных нету,

И всё ,что может видеть глаз, - над нами , и под нами,

И всё, что в памяти у нас, означено словами.

Сегодня мы на занятии продолжим знакомиться со словами, которые обозначают предмет и отвечают на вопросы кто? или что?

3.Повторение пройденного материала.

Учитель. Угадайте слово по звукам (к) (р) (о) (л) (и) (к).

Ученик. Кролик.

Учитель. Слово «Кролик» обозначает живой или неживой предмет? Почему?

Ученик. Живой. Потому что кролик может двигаться, произносить звуки, есть, спать.

Учитель. Молодец, правильно. Слово « кролик» обозначает живой предмет. (Показывает картинку с изображением кролика).

 -А что же кролик любит есть? Отгадайте загадку.

                                                                  Загадка

Красный нос в землю врос

А зеленый хвост  снаружи.

Нам зеленый хвост не нужен.

Нужен только красный нос.

Ученик. Морковь.

Учитель.  Правильно, морковь (показывает картинку с изображением моркови).

-А как вы думаете, морковь, это живой предмет или нет?

Ученик. Нет.

Учитель .Правильно , морковь это неживой предмет (показывает таблицу).

Запомните! О людях и животных мы спрашиваем - кто это? О других предметах – что это?

-Ребята, давайте подготовимся к игре и сделаем разминку для губ и язычка! 4.Артикуляционная гимнастика.

  • «Улыбка-трубка» -губы попеременно в улыбке, затем вытягиваются в трубочку (5 раз)
  • «Чашки» - перемещение языка из правого угла рта в левый (10 раз).
  • «Качели» - язычок поднять к верхним зубкам (за зубки), затем опустить к нижним (10 раз).
  • «Лошадка» - пощелкать язычком (до 1 мин.).
  • «Массаж язычка» - покусать язычок.

5.Занятие – игра.    

Сообщение темы и целей занятия.

Учитель . Мы определили, что одни слова отвечают на вопрос кто? другие - что? Какая же разница между ними  ? Сейчас мы поиграем и узнаем.

- Кролик любит морковку. А какие еще овощи любит он? Отгадайте по описанию.

Дидактическая игра: «Отгадай по описанию»    

Учитель. Большая, круглая, светло-зеленная или белая; внутри твердая кочерыжка. Растет в огороде, на грядке.

Ученик. Капуста.( показывает  картинку с изображением капусты).

Учитель. Круглая с хвостиком, желтая, твердая, хрустящая. Растет в огороде на грядке. Ее вытягивают из земли. Моют, едят сырой, парят.

Ученик. Репа (показывает картинку с изображением репы).

Учитель.  На какой вопрос отвечают слова капуста, репа? Почему?

Ученик. На вопрос что? Потому что это не живое существо.

6.Дидактические игры.

Дид. игра. « 3-й лишний» (развитие мышления, закрепление понятий форма, размер, цвет).

Учитель. Назови овощ, лишний по размеру:

Капуста, горошек, тыква.

Ученик. Горошек.

Учитель. Назови овощ, лишний по форме:

Огурец, кабачок, помидор.

Ученик. Помидор.

Учитель . Назови овощ, лишний по вкусу:

Лук, морковь, чеснок.

Ученик. Морковь.

Учитель. Назови овощ лишний по цвету:

Огурец, свекла, кабачок.

Ученик. Свекла

Учитель. На какой вопрос отвечают все перечисленные слова.

Ученик. На вопрос что?

Дид. игра: «Назови одним словом» «Найди 4-й лишний» (развитие мышления)

Выставляются предметные картинки:(кошка ,корова , кролик ,волк).

Учитель. Назовите изображённые на картинке предметы .Как назвать одним словом? Какая картинка лишняя?

Ученик. На картинке  изображены домашние животные. Картинка с изображением волка лишняя, потому что волк дикое животное.

Учитель. Перечислите всех животных изображенных на картинках( ученики перечисляют животных поочередно).

Учитель. На какой вопрос отвечают все эти слова: кто? или что?

Ученик. Эти слова отвечают на вопрос кто?

Учитель. Молодцы, ребята, вы правильно определили лишнюю картинку.

Дид. игра: «Что изменилось» (развитие  зрительной памяти)

Набор картинок с изображением диких и домашних животных, в количестве 10 шт.

Учащиеся  называют и запоминают расположение животных. Закрывают глаза, а учитель убирает одну картинку; меняет местами картинки.

Учитель. Что изменилось? Какой картинки не хватает? (ученики поочерёдно отвечают).

  Дид. игра: «Положите отгадки в нужную корзину» (развитие лексико-грамматического строя речи; мышления)

На доске « квадраты – корзины» с надписями что? кто? ;маленькие предметные картинки- отгадки (помидор, баран, самолет, бабочка, мяч, рыбка).

Учитель. Отгадайте загадку и положите отгадку в нужную корзину.

                                                             Загадки

Я важный и сочный.

У меня красные щечки.

                        (помидор)

Заплелись густые травы,

Закудрявились луга,

Да и сам я весь кудрявый,

Даже завиты рога.

                               (баран)

Не машет крылом, а летает

Не птица, а всех обгоняет.

                                  (самолет)

Сорвать цветок я захотел,

А он... вспорхнул и улетел.

                                 (бабочка)

Ростом мал, да удал,

От меня ускакал.

                              (мяч)

В воде она живет-

Нет клюва, а клюет.

Блещет в речке чистой

Спинкой серебристой

                             (рыбка)

Учитель. Молодцы, ребята, вы правильно отгадали все загадки и разложили по корзинам. Вы наверное немного утомились? Давайте отдохнём и снова поиграем.

7.Физ. Минутка «Маленький кролик».

(координация речи с движением, развитие творческого воображения, подражательности, общих речевых навыков).

                                              Упражнение

Маленький кролик, пушистенький            (Дети скачут по кругу, сделав ушки из

кролик                                                             ладошек и двигая ими вперед назад).

Всех нас смеяться заставил до колик:              (Останавливаются, держаться за                                                                                                                                                                       .                                                                             животики).

Прыгал за белкой, за уткой скакал              (сначала прыгают на прямых нога

                                                                         вприсядку.)

Лапкой тюльпан поднимал, как бокал.        (Останавливаются, поднимают

                                                                           воображаемый бокал к лицу)

Ах, как смешно его уши торчали!                 (Делают ушки из ладошек.)

Мы хохотали, души в нем не чая                   (Опять держаться за животики.)

Но, на опушке заметив лису                           (Смотрят из под руки.)

Он подмигнул нам и скрылся в лесу              (Подмигивают бегут врассыпную.)

Учитель. Ребята, посмотрите вокруг. Нас окружает целый мир. И почти все, что вы видите, это предметы, которые отвечают на вопросы кто? или что? Назовите предметы, которые вы видите в классе, за окном.

(Учащиеся называют слова , ставя к ним вопросы (что? парта), (кто? учитель), (что? дорога), (кто? люди) и т.д.

8. Закрепление знаний по теме.

Дид. игра «Кто или Что?» (дифференциация слов кто? или что?)

Учитель. Я показываю картинку .Если на ней изображён предмет, отвечающий на вопрос кто? вы хлопаете в ладоши . Если  изображён предмет, отвечающий на вопрос что? – топаете ногами.

Слова :(машина, рыба, дом, ребенок, дерево, черепаха, телевизор, птица).

Дид. игра «Займи свое место» (ориентировка в заданном направлении, в пространстве).

Учитель. Достаньте из коробочки картинку и назовите изображённый на ней предмет.

(учащиеся  поочередно достают карточки с предметным изображением из волшебного сундучка).

-С права от меня встают учащиеся на картинках которых изображены  предметы отвечающие на вопрос кто? Слева на вопрос что?

(учащиеся поочередно называют изображения на своих картинках, ставя к ней вопрос кто? или что? «Заблудившаяся картинка» ищет свое место в ряду»).

Учитель. Назовите, ктонаходится справа от изображения лошадки?

Назовите  соседей картинки с изображением рыбки. Что находится между изображением домика и зонтика?

Ребята, вы великолепно справились с заданием. Каждая картинка нашла свой домик.

9.Пальчиковая гимнастика «Капуста»

(развитие мелкой моторики движения пальцев и кистей рук?)

Учитель. А сейчас мы поиграем с пальчиками.

Что за скрип?                                                        Мы капусту рубим, рубим.

Что за хруст?                                                        Мы морковку трем, трем,

Это что еще за куст?                                             Мы капусту солим, солим  

Как же быть без хруста,                                       Мы капусту жмем, жмем.

Если я капуста.

Учитель. С пальчиками поиграли ,пора немного потрудиться.

10. Самостоятельная работа.

Упражнение по карточкам (слова обозначающие предметы и отвечающие на вопрос кто? что?)

Учитель. Прочитайте  Вставьте  пропущенные вопросы и слова.

В лесу растут (.....?) дерево, гриб,....  .

В лесу живут (......?) ёжик, белка, .....  .

На огороде растёт (....?) морковь, свекла, ......   .

Дид. упр. «Прогулка» (ориентировка на плоскости  листа, дифференциация слов кто и что?)

Учитель: Девочка идет на речку. Покажи ее путь линией, соединяя предметы, названия которых поочередно отвечают на вопросы «кто?» или «что?». Помни, что девочка не должна проходить по одному и тому же месту 2 раза.

11. Итог занятия.

Учитель. Итак ребята, наши игры закончились. Вы все замечательно играли .А давайте с вами вспомним как звали жителей невидимок из города «Звукинска».

Ученик. Звуки.

Учитель. Если звуки встанут вместе что получается?

Ученик. Слова.

Учитель Какие предметы могут обозначать слова?

Ученик. Живые и неживые.

Учитель. На какой вопрос отвечают живые предметы?

Ученик.  На вопрос кто?

Учитель. На какой вопрос отвечают неживые предметы?

Ученик. На вопрос что?

Учитель. Отлично, вы сегодня очень хорошо отвечали на вопросы. Особенно мне понравились (выделить более отличившихся детей).

Жители из города «Звукинска» передали нам угощение. (раздаю угощения и призы).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок письма в 3 классе для детей с нарушением интеллекта "Слова, обозначающие действия предметов и отвечающие на вопрос ЧТО ДЕЛАЕТ?"

Цель:1.Продолжать знакомить учащихся со словами – действиями, отвечающими на вопрос ЧТО ДЕЛАЕТ? Учить выделять слова – действия из текста. Развивать навыки письменной речи. Знакомить с тер...

Конспект урока по предмету "Основы грамоты и письмо" . Тема: "Слова, обозначающие предмет и действия предмета"

Конспект урока по предмету "Основы грамоты и письмо" . Тема: "Слова, обозначающие предмет и действия предмета" .Целью урока является формирование у учащихся умения определять слова, обозначающие предм...

Конспект урока письма и развития речи "Согласование слов, обозначающих признаки предметов, со словами, обозначающими предметы"

Формирование у обучающихся умения согласовывать названия признаков с названиями предметов...

Конспект логопедического занятия «Согласование слов, обозначающих предмет, со словами, обозначающими действия»

Формирование знаний о предметах - действиях, их согласовании со словами – предметами....

Конспект урока по русскому языку для учащихся 2 класса на тему "Слова, обозначающие предмет и отвечающие на вопросы кто? что?"

Конспект урока предназначен для учащихся 2 класса с умственной отсталостью легкой степени...