Использование метода наглядного моделирования в работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ.
статья
Статья посвящена опыту применения метода наглядного моделирования в работе учителя-логопеда. Приведены примеры использования данного метода в работе направленной на коррекцию нарушений звукопроизношения, нарушений слоговой структуры слова, развитие навыков языкового анализа, коррекцию нарушений грамматического строя , формирование фразовой и связной речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
modelirovanie_v_rabote_logopeda.docx | 750.12 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ КАМЧАТСКОГО КРАЯ
краевое государственное бюджетное учреждение
«Камчатский детский дом для детей сирот и детей оставшихся без
попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья»
Использование метода наглядного моделирования
в работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ.
учитель-логопед
Савкина О.Е.
Петропавловск – Камчатский
2020
Содержание
1 Введение | 3 |
2 Использование метода наглядного моделирования в коррекции нарушений звукопроизношения | 4 |
3 Использование наглядного моделирования в коррекции нарушений слоговой структуры слова, развитии навыков слогового анализа. | 4 |
4 Использование наглядного моделирования в работе по формированию фонематического восприятия, развитию навыков фонемного анализа и синтеза | 5 |
5 Использование наглядного моделирования в развитии навыков анализа и синтеза предложений | 6 |
6 Использование метода наглядного моделирования в коррекции нарушений грамматического строя речи, развитии навыков словообразования и словоизменения | 7 |
7 Использование метода наглядного моделирования в работе по формированию фразы | 12 |
8 Использование метода наглядного моделирования в работе по развитию связной речи | 16 |
9 Список литературы | 20 |
1.Введение
Дети с интеллектуальными нарушениями с трудом усваивают материал, нарушения речи очень стойки это обусловлено особенностями психоречевого развития детей:
- несформированностью или нарушением речевых компонентов (низкий уровень активного словарного запаса, несформированность грамматического строя, связной речи, фонематических процессов, нарушение звукопроизношения);
- недостаточной сформированностью общей, мелкой, артикуляционной моторики;
- недостаточным уровнем развития психических процессов (снижение уровня внимания, памяти, логического мышления);
- наличием сопутствующих невротических проявлений;
- снижением умственной работоспособности;
- повышением психической истощаемости;
-наличием излишней возбудимости, эмоциональной неустойчивости.
Всё, выше, перечисленное обусловлено тем, что нарушения речи у этих детей вызываются целым комплексом биологических и социальных факторов, воздействующих на формирование различных уровней речевой функциональной системы.
Поэтому, в работе учителя-логопеда становится актуальным использование метода наглядного моделирования.
Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.
Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними.
Применение наглядных моделей в работе с детьми с интеллектуальными нарушениями наиболее эффективно т.к. наглядный материал усваивается ими лучше, чем вербальный. Можно создавать и использовать разные модели объекта: образные, знаковые, смешанные, натурные. При использовании различных схем, дети получают возможность не только слышать свою или обращенную к ним речь, но и видеть ее элементы. Ребенок овладевает операциями анализа и синтеза на наглядно представленном материале.
Метод наглядного моделирования включает следующие этапы:
-усвоение и анализ сенсорного материала;
-перевод его на знаково-символический язык;
-работа с моделью.
2. Использование метода наглядного моделирования в коррекции
нарушений звукопроизношения
Пособие «Язык логопедический» (логопедическая варежка).
На кисть руки надевается варежка, которая является «моделью языка». С помощью движений кисти руки демонстрируются артикуляторные позы: «чашечка», «горка», «качели» и т.д.
Логопедическая игрушка Обезьянка
В игрушке четко выделены артикуляционные органы: зубы, язык, челюсти.
Надев игрушку на руку, можно "управлять" языком, нижней и верхней челюстью. Использование логопедических игрушек повышает мотивацию и заинтересованность, так как ребенок сам является исполнителем движений, выполняя их одновременно с игрушкой.
Муляж рта
Муляж рта предоставляет возможность демонстрировать степень раскрытия рта, положение языка внутри полости рта во время артикуляции различных групп звуков. На муляже хорошо видны зубы и детали верхнего и нижнего неба. Ребенок может сам манипулировать этим муляжом. Его размеры позволяют ребенку вставить пальчики в кармашки и имитировать движения челюстями и языком.
Картинки- символы
Используются в работе с артикуляционными упражнениями. С помощью картинок - символов можно показать последовательность упражнений, используемых на данном занятии.
3. Использование наглядного моделирования в коррекции нарушений слоговой структуры слова, развитии навыков слогового анализа.
Используются схемы шести основных ритмов:
Ритмы-основа будущего слова. Слоги- строительный материал.
Первый ритм: два слога с первым ударным- 1,4,5,6,12 классы слоговой
структуры
Второй ритм: два слога со вторым ударным - 1,4,5,6,12 классы слоговой структуры
Третий ритм: три слога с первым ударным- 2,7,8,9, 10 классы слоговой структуры
Четвёртый ритм: три слога со вторым ударным- 2,7,8,9,10 классы слоговой структуры
Пятый ритм: три слога с третьим ударным- 2,7,8,9,10 классы слоговой структуры
Шестой ритм: один закрытый слог- 3,11 классы
При работе со схемой ребёнку предлагаются различные варианты заданий:
- прохлопать ритм, обозначенный схемой;
- подобрать схему, к слову, которое он слышит, прохлопав его ритм;
- подобрать схему к названию картинки, которую он видит и называет самостоятельно;
- подобрать к схеме слово, картинку и т.п.
4. Использование наглядного моделирования в работе по формированию фонематического восприятия, развитию навыков фонемного анализа и синтеза
Символы, обозначающие характеристики звука:
- красный кружок (гласный звук);
- синий кружок (твёрдый согласный звук);
- зелёный кружок (мягкий согласный звук);
- «целый колокольчик» (звонкий согласный звук);
- «сломанный колокольчик» (глухой согласный звук);
- звуковая схема слова, на которой ребенок определяет место звука, используются схемы для слов с различным количеством звуков. С помощью данных схем вводятся понятия о начале (первый звук), середине и конце (последний звук) слова.
5. Использование наглядного моделирования в развитии навыков анализа и синтеза предложений
Виды заданий:
- определение количества слов в предложении. Используются карточки- символы слов:
- соотнесение предложения со схемой.
- придумывание предложения по схеме.
6. Использование метода наглядного моделирования в коррекции нарушений грамматического строя речи, развитии навыков словообразования и словоизменения
Модели для работы с понятиями числа и рода
Модели для работы с предложно-падежными конструкциями.
Схемы состоят из блоков – заготовок и пустых блоков (для предметных картинок)
Схемы позволяют продемонстрировать ребенку изменение слов по падежам, их можно использовать для закрепления понимания и употребления беспредложных и предложно-падежных конструкций единственного и множественного числа. На место пустых блоков кладут предметные картинки, окончания названия которых, изменяются в зависимости от падежной конструкции необходимой для построения данного предложения. Соответственно, в зависимости от задач, стоящих перед специалистом, можно изменять как количество, так и содержание блоков – заготовок.
Данное пособие можно использовать при автоматизации звука в фразовой речи. Тогда в каждый пустой прямоугольник помещают картинки, в названии которых есть автоматизируемый звук.
Модель для развития навыков словообразования и словоизменения, составления словосочетаний.
На пустое поле помещается картинка, с названием которой будет работать ребенок. Данное пособие можно использовать при автоматизации звука в фразовой речи.
Задания:
это кто? это что?
один-много, назови слово во множественном числе
назови предмет если он маленького размера , огромного размера
согласование названия картинки с числительными 2 и 5
подобрать к названию картинки слова – действия
подобрать к названию картинки слова – признаки
7. Использование метода наглядного моделирования в работе по формированию фразы
Задачи: учить детей строить фразу по законам смысла с опорой на заданную модель, т.е. учитывая количество слов, их последовательность и взаимозависимость (членство в предложении); формировать навык владения грамматическими категориями на уровне словосочетания и использовать эти словосочетания в готовых конструкциях в предложениях.
Работа над фразой строится по модельному обучению речевым навыкам В.И. Балаевой
Основные модели I. Это ребенок. II. Ребенок играет. III. Нет игрушек.
Под разновидностью исходной модели предложения понимается расширение и усложнение ее структурных основ за счет введения новых слов.
Например, модель предложения второго основного типа с переходным глаголом как структурным центром предложения, можно усложнить и расширить за счет моделей словосочетаний по типу согласования, управления и примыкания:
1. Мальчик поет - П + С.
2. Маленький мальчик поет - (опр.) П + С.
3. Маленький мальчик поет песню - (опр.) П + С + Д.
4. Маленький мальчик поет красивую песню - (опр.) П + С + (опр.) Д.
5. Мальчик поет красивую песню маме - П + С + (опр.) Д + Д2
6. Маленький мальчик поет красивую песню своей маме - (опр.) П + С + + (опр) Д + (опр.) Д2.
7. Маленький мальчик поет тихо красивую песню своей маме - (опр.) П + С + обст. обр. действия. + (опр.) Д + (опр.) Д2.
8. Маленький мальчик поет вечером красивую песню своей маме - (опр.) П + С + обст. времени + (опр.) Д + (опр.) Д 2.
Модели предложений по Балаевой:
1 модель: глагол + существительное
Дай кашу. Возьми лопату.
2 модель: существительное + глагол
Мальчик поёт.
3 модель: существительное + глагол + существительное
Мальчик поёт песню.
4 модель: прилагательное + существительное + глагол
Маленький мальчик поёт.
5 модель: прилагательное + существительное + глагол + существительное
Маленький мальчик поёт песню.
6 модель: существительное + глагол + слово категории состояния
Мальчик поёт весело.
7-10 модель появление предлогов
7 модель: существительное + глагол + предлог + дополнение
Мальчик поёт в хоре.
8 модель: прилагательное + существительное + глагол + предлог +дополнение
Маленький мальчик поёт в хоре.
9 модель:
существительное +глагол + глагол.
существительное + существительное + глагол.
Мальчик идёт петь. Мама мальчика смеётся.
10 модель: существительное + прилагательное + «А» + существительное+
прилагательное
Слон большой, а щенок маленький.
11 модель: сложносочинённые предложения (союзы «И», «А», «НО», «ДА»)
Наступила осень, и листья пожелтели.
12 модель: сложноподчинённые предложения (союзы «КОГДА», «ПОКА», «ТАК КАК», «ПОТОМУ ЧТО», «ЧТОБЫ» и др.).
Петя не пошёл гулять, потому что было холодно.
Для работы с моделями из картона вырезаются фигуры, каждая из которых обозначает определённую часть речи. В процессе работы ребёнок усваивает значение каждого символа.
слово - предмет (существительное)
слово- признак (прилагательное)
слово – действие (глагол)
слово – почемучка (наречие)
Предлоги и местоимения печатаются на отдельных карточках, который используются при построении схемы предложений. Если ребенок не владеет грамотой используются схематические изображения предлогов.
я | ты | он |
мы | вы | они |
она | оно | мой |
моя | моё | мои |
на | из-за | к |
в | из-под | от |
над | по | с |
под | из | у |
перед | до | около |
за | через | для |
потому что | когда | чтобы |
! | ? | . |
Таким образом, используя выше перечисленные карточки можно составлять схемы предложений различных моделей по Балаевой. Например:
8 модель - прилагательное + существительное + глагол + предлог +дополнение
. |
Маленький мальчик поёт в хоре.
в |
Задания:
1Составить схему предложения.
2 Придумать предложение по схеме.
8. Использование метода наглядного моделирования в работе по развитию связной речи
Обучение пересказу
Пересказ с опорой на сюжетные картинки
предметная модель, представлена в виде серии сюжетных картин, последовательно отражающих движение сюжета)
Пересказ с опорой на схемы
схематическое моделирование
Вначале дети слушают рассказ , сопровождаемый показом схемы, затем словесно выделяют признаки для подбора заместителей (это может быть величина, цвет, форма или все эти признаки одновременно) и учатся пересказывать, используя заместители. Например, в сказке «Репка» таким признаком является величина, а для моделирования могут быть использованы полоски разной длины.
двигательное моделирование
Овладевая двигательной моделью, дети учатся подбирать заместителей героев сказки по заданному признаку (например, по цвету) и создавать схематическую модель по ходу изложения сказочного сюжета. Например, для моделирования сказки «Лиса. Заяц и петух» могут быть использованы одинаковые кружки разного цвета. Ребёнок обозначает каждого героя соответствующим кружком, далее с помощью кружков разыгрывает сказку.
временно- пространственная модель
карточка - это отдельная, смысловая часть, эпизод с изображением заместителей персонажей или предметов. Стрелки между карточками обозначают переход от одного эпизода к другому. Например, наглядная модель сказки «Колобок» может быть представлена следующим образом:
Слушая рассказ педагога, дети находят у себя соответствующую карточку и выкладывают ее на стол в соответствии с содержанием эпизода. Таким образом из карточек с заместителями выстраивается наглядная модель произведения.
Затем ребёнок учится самостоятельно строить модели текстов, но не из готовых карточек, а путем самостоятельного рисования.
Обучение рассказыванию
Основное назначение повествовательных рассказов - передать ход развития описываемых событий в определенных пространственных и временных условиях.
С позиций метода наглядного моделирования, рекомендуется: на начальных этапах использовать предметную модель, на последующих - схематическую. В качестве предметной модели выступают серии сюжетных картин, наборы открыток, фотографий, детских рисунков, которые и определяют содержание будущего повествования. В дальнейшем, постепенно, вводится схематическое моделирование.
В дальнейшем дети приходят к сочинению собственных сказок, историй, приключений по готовому плану-схеме. Например:
Схема составления рассказа Ефименкова Л.Н.
На последнем этапе обучения детям предлагают лишь тему будущего повествования, каждый ребенок самостоятельно составляет модель своего произведения, рисует ее и рассказывает на ее основе.
Обучение рассказу-описанию предметов.
На начальном этапе обучения используются готовые схемы составления описательного рассказа, например схемы Ткаченко Т.А. Схемы позволяют: выделить характерные признаки объекта, наглядно представить их количество, соблюдать последовательность при изложении рассказа- описания.
Поскольку, работа по развитию связной речи у детей с интеллектуальными нарушениями продолжается в среднем и старшем звене, когда дети уже овладели грамотой, можно использовать карточки - названия характерных признаков объекта:
НАЗВАНИЕ | СПЕЦОДЕЖДА | ОДЕЖДА |
ЦВЕТ | ИНСТРУМЕНТЫ | ЗАБАВЫ ДЕТЕЙ |
ФОРМА | ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА | ТРУД ВЗРОСЛЫХ |
РАЗМЕР | ПОЛЬЗА ЧЕЛОВЕКУ | ПТИЦЫ |
ВЕС | ЗВУКИ | ЖИВОТНЫЕ |
ПРИМЕНЕНИЕ | ВИД ТРАНСПОРТА | РАСТЕНИЯ |
КАК УХАЖИВАТЬ? | ДЕТАЛИ | ОСАДКИ |
МАТЕРИАЛ | ВКУС | |
ГДЕ РАСТЁТ | КАК ГОТОВИТЬ? | |
ЗАПАХ | КАК ПЕРЕДВИГАЕТСЯ? | |
КАКОЙ НА ОЩУПЬ? | ЖИЛИЩЕ | |
ТЕМПЕРАТУРА | ЧЕМ ПОКРЫТО ТЕЛО? | |
ГДЕ ЖИВЁТ? | ВРЕМЕНА ГОДА | |
ЧАСТИ | ЧАСТИ СУТОК | |
ЧЕМ ПИТАЕТСЯ? | ПЛОДЫ | |
КАК ЗОВУТ ДЕТЁНЫША | ФОРМА ЛИСТЬЕВ | |
МЕСТО РАБОТЫ | ВИД | |
ЧТО ДЕЛАЕТ? | ПОГОДА |
В ходе работы по составлению рассказа – описания вначале, ребёнок выбирает из общего количества карточек, карточки необходимые для описания конкретного объекта, далее располагает их в определенной последовательности. Таким образом, на столе перед ребёнком появляется наглядная модель, план его будущего рассказа, каждый пункт которого представлен карточкой - названием характерного признака объекта. В процессе рассказа, ребенок имеет возможность менять последовательность пунктов плана, добавлять или наоборот убирать определенные пункты. Для повышения мотивации в данном виде деятельности, можно предложить ребенку составить рассказ - загадку. Ребенок описывает предмет не называя его.
9. Список литературы:
1Воробьёва, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. -М.,2005- с.21
2 Воробьёва Т. А. Составляем рассказ по серии сюжетных картинок. — СПб.: Издательский Дом «Литера», 2010.
3 Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. - М.: АРКТИ, 2002.
4 Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников. - М., 198514.
5 Киселёва О.И. Использование метода наглядного моделирования в обучении детей монологической речи. Учебное пособие. Томск 2005
6 Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников. – Ростов н/Д: «Феникс», СПб: «Союз», 2004
7 Лебедева JI.B., Козина И.В., Кулакова Т.В., Антохина Н.В., Павлова Т.С., Львова Т.В., Прокопова С.П., Журавлева Н.Н., Чернышева И.Н.
Конспекты занятий по обучению детей пересказу с использованием опорных схем. Подготовительная группа. Учебно-методическое пособие. — М., Центр педагогического образования, 2009. — 96 с.
Сычёва Г.Е. Опорные картинки для пересказа текстов. Выпуск 2. Методические рекомендации. -М.: Книголюб, 2005
8Ткаченко, Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов // Дошкольное воспитание. -1990. №10.- с.16.
9 Ткаченко, Т.А. Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов. - М.: Гном, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по теме: «Закрепление навыков согласования существительных и прилагательных с использованием метода наглядного моделирования». Лексическая тема – «Дикие животные».
Инициация:Приветствие. Логопед загадывает загадку о времени года и все вместе отправляются в весенний лес. Основная часть: Вхождение в тему: каких животных можно встретить в лесу весн...
Использование метода наглядного моделирования в развитии речи дошкольников
Применение метода наглядного моделирования в развитии речи у дошкольников делает процесс обучения как наглядным, так и познавательным. Данный метод способствует формированию личности, которая са...
Методика коррекции общего недоразвития речи старших дошкольников с задержкой психического развития с использованием метода наглядного моделирования
Гармоничное развитие ребенка-дошкольника с задержкой психического развития предполагает формирование умений применения знаний, умений, навыков, полученных на логопедических занятиях, на практике. Можн...
Использование метода наглядного моделирования в работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста в условиях работы логопункта ДОУ.
Использование метода наглядного моделирования в работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста в условиях работы ло...
Использование метода наглядного моделирования в работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста в условиях работы логопункта ДОУ.
Использование метода наглядного моделирования в работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста в условиях работы ло...
Метод наглядного моделирования в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Метод наглядного моделирования в работе с детьми старшего дошкольного возраста. В связи с большим объемом познавательного материала, заложенного в...
использование метода наглядного моделирования
Научить детей связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях окружающей жизни....