Использование метода наглядного моделирования в работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ.
статья

Савкина Ольга Евгеньевна

Статья посвящена  опыту  применения метода  наглядного моделирования в работе учителя-логопеда. Приведены примеры использования  данного метода   в работе направленной на  коррекцию нарушений звукопроизношения,  нарушений слоговой структуры слова, развитие  навыков языкового   анализа, коррекцию   нарушений грамматического строя , формирование фразовой и связной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл modelirovanie_v_rabote_logopeda.docx750.12 КБ

Предварительный просмотр:

   МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ КАМЧАТСКОГО КРАЯ

краевое государственное бюджетное учреждение

«Камчатский детский дом для детей сирот и детей оставшихся без

попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья»

Использование   метода наглядного моделирования  

 в работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ.

учитель-логопед

Савкина О.Е.

Петропавловск – Камчатский

2020    

Содержание

1 Введение

3

2 Использование метода наглядного моделирования в коррекции

нарушений звукопроизношения

4

3 Использование наглядного моделирования в коррекции нарушений слоговой структуры слова, развитии навыков слогового анализа.

4

4 Использование   наглядного моделирования в работе по формированию фонематического восприятия, развитию навыков фонемного анализа и синтеза

5

5 Использование наглядного моделирования в развитии навыков анализа и синтеза предложений

6

6 Использование метода наглядного моделирования в коррекции нарушений грамматического строя речи, развитии навыков словообразования и словоизменения

7

7 Использование метода наглядного моделирования в работе по формированию фразы

12

8 Использование метода наглядного моделирования в работе по развитию связной речи

16

9 Список литературы

20

1.Введение

Дети с   интеллектуальными нарушениями   с трудом   усваивают материал, нарушения речи очень стойки это   обусловлено особенностями психоречевого развития детей:

   - несформированностью   или нарушением речевых компонентов (низкий уровень активного словарного запаса, несформированность грамматического строя, связной речи, фонематических   процессов, нарушение звукопроизношения);

- недостаточной сформированностью общей, мелкой, артикуляционной моторики;

- недостаточным уровнем развития психических процессов (снижение уровня внимания, памяти, логического мышления);

- наличием сопутствующих    невротических проявлений;

- снижением умственной работоспособности;

- повышением психической истощаемости;

-наличием    излишней возбудимости, эмоциональной неустойчивости.

 Всё, выше, перечисленное обусловлено тем, что нарушения речи у этих детей вызываются целым комплексом биологических и социальных факторов, воздействующих на формирование различных уровней речевой функциональной системы.

Поэтому, в работе учителя-логопеда становится актуальным использование метода наглядного моделирования.

    Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.

    Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними.

       Применение наглядных моделей в работе с детьми с интеллектуальными нарушениями наиболее эффективно т.к. наглядный материал усваивается ими лучше, чем вербальный.  Можно создавать и использовать разные модели объекта: образные, знаковые, смешанные, натурные. При использовании различных схем, дети получают возможность не только слышать свою или обращенную к ним речь, но и видеть ее элементы. Ребенок овладевает операциями анализа и синтеза на наглядно представленном материале.

Метод наглядного моделирования включает следующие этапы:

-усвоение и анализ сенсорного материала;
-перевод его на знаково-символический язык; 
-работа с моделью. 

2. Использование метода наглядного моделирования в коррекции

нарушений звукопроизношения

 Пособие «Язык логопедический» (логопедическая варежка).

    На кисть руки надевается варежка, которая является «моделью языка».  С помощью движений кисти руки демонстрируются артикуляторные позы: «чашечка», «горка», «качели» и т.д.

Логопедическая игрушка Обезьянка

     В игрушке четко выделены артикуляционные органы: зубы, язык, челюсти.

Надев игрушку на руку, можно "управлять" языком, нижней и верхней челюстью. Использование логопедических игрушек повышает мотивацию и заинтересованность, так как ребенок сам является исполнителем движений, выполняя их одновременно с игрушкой. 

Муляж рта

    Муляж рта предоставляет возможность демонстрировать степень раскрытия рта, положение языка внутри полости рта во время артикуляции различных групп звуков. На муляже хорошо видны зубы и детали верхнего и нижнего неба. Ребенок может сам манипулировать этим муляжом. Его размеры позволяют ребенку вставить пальчики в кармашки и имитировать движения челюстями и языком.

Картинки- символы

Используются    в работе с артикуляционными упражнениями. С помощью картинок - символов можно   показать последовательность упражнений, используемых на данном занятии.

3.  Использование наглядного моделирования в коррекции нарушений слоговой структуры слова, развитии навыков слогового анализа.

   Используются схемы шести основных ритмов:

Ритмы-основа будущего слова. Слоги- строительный материал. 

Первый ритм: два слога с первым ударным- 1,4,5,6,12 классы слоговой   

структуры

Второй ритм: два слога со вторым ударным - 1,4,5,6,12 классы слоговой структуры

Третий ритм: три слога с первым ударным- 2,7,8,9, 10 классы слоговой структуры

Четвёртый   ритм: три слога со вторым ударным- 2,7,8,9,10 классы слоговой структуры

Пятый   ритм: три слога с третьим ударным- 2,7,8,9,10 классы слоговой структуры

Шестой   ритм: один закрытый слог- 3,11 классы

При работе со схемой ребёнку предлагаются различные варианты заданий:

- прохлопать ритм, обозначенный схемой;

- подобрать схему, к слову, которое он слышит, прохлопав его ритм;

- подобрать схему к названию картинки, которую он видит и называет самостоятельно;

- подобрать к схеме слово, картинку и т.п.

4. Использование   наглядного моделирования в работе по формированию фонематического восприятия, развитию навыков фонемного анализа и синтеза

Символы, обозначающие характеристики звука:

- красный кружок (гласный звук);

- синий кружок (твёрдый согласный звук);

- зелёный кружок (мягкий согласный звук);

- «целый колокольчик» (звонкий согласный звук);

- «сломанный колокольчик» (глухой согласный звук);

- звуковая схема слова, на которой ребенок определяет место звука, используются схемы для слов с различным количеством звуков. С помощью данных схем вводятся понятия о начале (первый звук), середине и конце (последний звук) слова.

  5. Использование наглядного моделирования в развитии навыков анализа и синтеза предложений

Виды заданий:

- определение количества слов в предложении. Используются карточки- символы слов:

- соотнесение предложения со схемой.

- придумывание предложения по схеме.

 6.  Использование метода наглядного моделирования в коррекции нарушений грамматического строя речи, развитии навыков словообразования и словоизменения

Модели для работы с понятиями числа и рода

Темно-серая сфера

Темно-серая сфераТемно-серая сфера

Темно-серая сфераТемно-серая сфераТемно-серая сфераТемно-серая сфера

Темно-серая сфера

Модели для работы с предложно-падежными конструкциями.

Схемы состоят из блоков – заготовок    и пустых блоков (для предметных картинок) 

Схемы позволяют продемонстрировать   ребенку   изменение слов по падежам, их можно использовать   для закрепления понимания и   употребления беспредложных и предложно-падежных конструкций единственного и множественного числа. На место пустых блоков кладут предметные картинки, окончания названия которых, изменяются в зависимости от падежной конструкции необходимой для построения данного предложения.  Соответственно, в зависимости от задач, стоящих перед специалистом, можно изменять как количество, так и содержание блоков – заготовок.

Данное пособие можно использовать при автоматизации звука в фразовой речи. Тогда   в каждый пустой прямоугольник помещают картинки, в названии которых есть автоматизируемый звук.

Модель для развития навыков словообразования и словоизменения, составления словосочетаний.

   На пустое поле помещается картинка, с названием которой будет работать ребенок. Данное пособие можно использовать при автоматизации звука в фразовой речи.

Задания:

                  это кто? это что?

      один-много, назови слово во множественном числе

   назови предмет если он  маленького размера , огромного размера

    согласование названия картинки с числительными 2 и 5

  подобрать к названию картинки слова – действия

  подобрать к названию картинки слова – признаки

7. Использование метода наглядного моделирования в работе по формированию фразы

 Задачи: учить детей строить фразу по законам смысла с опорой на заданную модель, т.е. учитывая количество слов, их последовательность и взаимозависимость (членство в предложении); формировать навык владения грамматическими категориями на уровне словосочетания и использовать эти словосочетания в готовых конструкциях в предложениях.
   Работа над фразой строится  по модельному обучению речевым навыкам В.И. Балаевой

   Основные модели I. Это ребенок. II. Ребенок играет. III. Нет игрушек.

Под разновидностью исходной модели предложения понимается расширение и усложнение ее структурных основ за счет введения новых слов.
Например, модель предложения второго основного типа с переходным глаголом как структурным центром предложения, можно  усложнить и расширить  за счет моделей словосочетаний по типу согласования, управления и примыкания:

1. Мальчик поет - П + С.

2. Маленький мальчик поет - (опр.) П + С.

3. Маленький мальчик поет песню - (опр.) П + С + Д.

 4. Маленький мальчик поет красивую песню - (опр.) П + С + (опр.) Д.

5. Мальчик поет красивую песню маме - П + С + (опр.) Д + Д2

6. Маленький мальчик поет красивую песню своей маме - (опр.) П + С + + (опр) Д + (опр.) Д2.

7. Маленький мальчик поет тихо красивую песню своей маме - (опр.) П + С + обст. обр. действия. + (опр.) Д + (опр.) Д2.

8. Маленький мальчик поет вечером красивую песню своей маме - (опр.) П + С + обст. времени + (опр.) Д + (опр.) Д 2.

Модели предложений по Балаевой: 
1 модель: глагол + существительное

Дай кашу. Возьми лопату. 
2 модель: существительное + глагол
Мальчик поёт. 
3 модель: существительное + глагол + существительное

Мальчик поёт песню. 
4 модель: прилагательное + существительное + глагол 
Маленький мальчик поёт. 
5 модель: прилагательное + существительное + глагол + существительное
Маленький мальчик поёт песню. 
6 модель: существительное + глагол + слово категории состояния 
Мальчик поёт весело. 

7-10 модель появление предлогов
7 модель: существительное + глагол + предлог + дополнение 

Мальчик поёт в хоре.
8 модель: прилагательное + существительное + глагол + предлог +дополнение 

Маленький мальчик поёт в хоре.
9 модель: 

существительное +глагол + глагол.

существительное + существительное + глагол.

Мальчик идёт петь. Мама мальчика смеётся. 
10 модель: существительное + прилагательное + «А» + существительное+ 
прилагательное

Слон большой, а щенок маленький.

11 модель: сложносочинённые предложения (союзы «И», «А», «НО», «ДА»)

Наступила осень, и листья  пожелтели.

12 модель: сложноподчинённые предложения (союзы «КОГДА», «ПОКА», «ТАК КАК», «ПОТОМУ ЧТО», «ЧТОБЫ» и др.).

Петя не пошёл гулять, потому что было холодно.

Для работы с моделями из картона вырезаются фигуры, каждая из которых обозначает определённую часть речи. В процессе работы ребёнок усваивает значение каждого символа.  

                     слово - предмет (существительное)  

                     слово- признак (прилагательное)

                           слово – действие (глагол)

                         слово – почемучка (наречие)

Предлоги и местоимения печатаются на отдельных карточках, который используются при построении схемы предложений. Если ребенок не владеет грамотой используются схематические изображения предлогов.

  я

ты

он

мы

вы

они

она

оно

мой

моя

моё

мои

на

из-за

к

в

из-под

от

над

по

с

под

из

у

перед

до

около

за

через

для

потому что

когда

чтобы

!

?

.

    Таким образом, используя выше перечисленные карточки можно составлять схемы предложений различных моделей по Балаевой. Например:

8 модель - прилагательное + существительное + глагол + предлог +дополнение 

.

Маленький мальчик поёт в хоре.

в

Задания:

1Составить схему предложения.

2 Придумать предложение по схеме.

8. Использование метода наглядного моделирования в работе по развитию связной речи

Обучение пересказу

Пересказ с опорой на сюжетные картинки

предметная модель, представлена в виде серии сюжетных картин, последовательно отражающих движение сюжета)

Пересказ с опорой на схемы

схематическое моделирование

Вначале дети слушают рассказ , сопровождаемый показом схемы, затем словесно выделяют признаки для подбора заместителей (это может быть величина, цвет, форма или все эти признаки одновременно) и учатся пересказывать, используя заместители. Например, в сказке «Репка» таким признаком является величина, а для моделирования могут быть использованы полоски разной длины.

двигательное моделирование

Овладевая двигательной моделью, дети учатся подбирать заместителей героев сказки по заданному признаку (например, по цвету) и создавать схематическую модель по ходу изложения сказочного сюжета. Например, для моделирования сказки «Лиса. Заяц и петух» могут быть использованы одинаковые кружки разного цвета. Ребёнок обозначает каждого героя соответствующим кружком, далее с помощью кружков разыгрывает сказку.

временно- пространственная модель

карточка - это отдельная, смысловая часть, эпизод с изображением заместителей персонажей или предметов. Стрелки между карточками обозначают переход от одного эпизода к другому. Например, наглядная модель сказки «Колобок» может быть представлена следующим образом:

Слушая рассказ педагога, дети находят у себя соответствующую карточку и выкладывают ее на стол в соответствии с содержанием эпизода. Таким образом из карточек с заместителями выстраивается наглядная модель произведения.

Затем ребёнок учится самостоятельно строить модели текстов, но не из готовых карточек, а путем самостоятельного рисования.

Обучение рассказыванию

      Основное назначение повествовательных рассказов - передать ход развития описываемых событий в определенных пространственных и временных условиях.

С позиций метода наглядного моделирования, рекомендуется: на начальных этапах использовать предметную модель, на последующих - схематическую. В качестве предметной модели выступают серии сюжетных картин, наборы открыток, фотографий, детских рисунков, которые и определяют содержание будущего повествования. В дальнейшем, постепенно, вводится схематическое моделирование.

В дальнейшем дети приходят к сочинению собственных сказок, историй, приключений по готовому плану-схеме. Например:

 Схема составления рассказа Ефименкова Л.Н.

     На последнем этапе обучения детям предлагают лишь тему будущего повествования, каждый ребенок самостоятельно составляет модель своего произведения, рисует ее и рассказывает на ее основе.

Обучение рассказу-описанию предметов.

   На начальном этапе обучения используются   готовые схемы составления описательного рассказа, например схемы Ткаченко Т.А. Схемы позволяют: выделить характерные признаки объекта, наглядно представить их количество, соблюдать последовательность при изложении рассказа- описания.

    Поскольку, работа по развитию связной речи у детей с интеллектуальными нарушениями продолжается в среднем и старшем звене, когда дети уже овладели грамотой, можно использовать карточки - названия характерных признаков объекта:

НАЗВАНИЕ

СПЕЦОДЕЖДА

ОДЕЖДА

ЦВЕТ

ИНСТРУМЕНТЫ

ЗАБАВЫ ДЕТЕЙ

ФОРМА

ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА

ТРУД ВЗРОСЛЫХ

РАЗМЕР

ПОЛЬЗА ЧЕЛОВЕКУ

ПТИЦЫ

ВЕС

ЗВУКИ

ЖИВОТНЫЕ

ПРИМЕНЕНИЕ

ВИД ТРАНСПОРТА

РАСТЕНИЯ

КАК УХАЖИВАТЬ?

ДЕТАЛИ

ОСАДКИ

МАТЕРИАЛ

ВКУС

ГДЕ РАСТЁТ

КАК ГОТОВИТЬ?

ЗАПАХ

КАК ПЕРЕДВИГАЕТСЯ?

КАКОЙ НА ОЩУПЬ?

ЖИЛИЩЕ

ТЕМПЕРАТУРА

ЧЕМ ПОКРЫТО ТЕЛО?

ГДЕ ЖИВЁТ?

ВРЕМЕНА ГОДА

ЧАСТИ

ЧАСТИ СУТОК

ЧЕМ ПИТАЕТСЯ?

ПЛОДЫ

КАК ЗОВУТ ДЕТЁНЫША

ФОРМА ЛИСТЬЕВ

МЕСТО РАБОТЫ

ВИД

ЧТО ДЕЛАЕТ?

ПОГОДА

     В ходе работы по составлению рассказа – описания вначале, ребёнок выбирает из общего количества карточек, карточки необходимые для описания конкретного объекта, далее располагает их в определенной последовательности. Таким образом, на столе перед ребёнком появляется наглядная модель, план его будущего рассказа, каждый пункт которого представлен карточкой - названием характерного признака объекта. В процессе рассказа, ребенок имеет возможность менять последовательность пунктов плана, добавлять или наоборот убирать определенные пункты. Для повышения мотивации в данном виде деятельности, можно предложить ребенку составить рассказ - загадку. Ребенок описывает предмет не называя его.

9. Список литературы:

1Воробьёва, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. -М.,2005- с.21

2 Воробьёва Т. А. Составляем рассказ по серии сюжетных картинок. — СПб.: Издательский Дом «Литера», 2010.

3 Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. - М.: АРКТИ, 2002.

4 Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников. - М., 198514.

5 Киселёва О.И. Использование метода наглядного моделирования в обучении детей монологической речи. Учебное пособие. Томск 2005

6 Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников. – Ростов н/Д: «Феникс», СПб: «Союз», 2004

7 Лебедева JI.B., Козина И.В., Кулакова Т.В., Антохина Н.В., Павлова Т.С., Львова Т.В., Прокопова С.П., Журавлева Н.Н., Чернышева И.Н.

Конспекты занятий по обучению детей пересказу с использованием опорных схем. Подготовительная группа. Учебно-методическое пособие. — М., Центр педагогического образования, 2009. — 96 с.

Сычёва Г.Е. Опорные картинки для пересказа текстов. Выпуск 2. Методические рекомендации. -М.: Книголюб, 2005

8Ткаченко, Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов // Дошкольное воспитание. -1990. №10.- с.16.

9 Ткаченко, Т.А. Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов. - М.: Гном, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по теме: «Закрепление навыков согласования существительных и прилагательных с использованием метода наглядного моделирования». Лексическая тема – «Дикие животные».

Инициация:Приветствие. Логопед загадывает загадку о времени года и все вместе отправляются в весенний  лес.  Основная часть: Вхождение в тему: каких животных можно встретить в лесу весн...

Использование метода наглядного моделирования в развитии речи дошкольников

Применение метода наглядного моделирования в развитии  речи у дошкольников делает процесс обучения как наглядным, так и познавательным. Данный метод способствует формированию личности, которая са...

Методика коррекции общего недоразвития речи старших дошкольников с задержкой психического развития с использованием метода наглядного моделирования

Гармоничное развитие ребенка-дошкольника с задержкой психического развития предполагает формирование умений применения знаний, умений, навыков, полученных на логопедических занятиях, на практике. Можн...

Использование метода наглядного моделирования в работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста в условиях работы логопункта ДОУ.

Использование метода наглядного моделирования  в работе по   развитию  речи  детей    старшего   дошкольного  возраста  в условиях работы ло...

Использование метода наглядного моделирования в работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста в условиях работы логопункта ДОУ.

Использование метода наглядного моделирования  в работе по   развитию  речи  детей    старшего   дошкольного  возраста  в условиях работы ло...

Метод наглядного моделирования в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Метод  наглядного моделирования в работе с детьми старшего дошкольного возраста.         В связи с большим объемом познавательного материала, заложенного в...

использование метода наглядного моделирования

Научить детей связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях окружающей жизни....