Виды заданий для формирования и развития языкового анализа и синтеза у младших школьников по лексической теме "Зима"
методическая разработка

В Данной методической разработке представлены задания, объединённые лексической темой "Зима". Расположены задания в порядке, следующим от слогового анализа к текстовому. Они связаны логично и по смыслу, и по сложности, поэтому  могут быть использованы и как отдельно взятые, и как самостоятельный урок. Рекомендуется для учащихся второго класса общеобразовательной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yazykovoy_an_i_s-_zima.docx41.1 КБ

Предварительный просмотр:

Виды заданий для формирования и развития языкового анализа и синтеза по лексической теме «Зима»

        В 1м задании работаем над наиболее простым слоговым синтезом. Во 2м, 3м и 4м заданиях отрабатываем фонематический и звукобуквенный анализ и синтез. При работе над словосочетанием в 5м и 6м заданиях добавляется работа над словообразованием и словоизменением. В последнем, 7м задании – работа с деформированным текстом.

  1. Составить слова из слогов. Слоги записаны на карточках.

де                кабрь                ян                варь  

фев                                        раль

Что эти слова обозначают? Правильно, это названия зимних месяцев:

декабрь, январь, февраль.

Зима принесла нам задания. Чтобы их выполнить, надо найти три слова. Попробуем найти эти слова и выполнить задания.

  1. Загадки от зимы.

Что быстрее всего на свете? (Мысль)

Пушистая вата плывет куда-то,

Чем вата ниже, тем дождик ближе. (Облако)

Едва повеяло зимой -

Они всегда со мной.

Согреют две сестрички,

Зовут их... (Рукавички)

Поля стеклянны,

Межи деревянны. (Окна)        

Ясными ночками

Гуляет мама с дочками.

Дочкам не твердит она:

«Спать ложитесь, поздно!»

Потому что мать – Луна,

А дочурки… (Звёзды)                                        

Выделить 1е звуки из отгадок и составить слово.

 «МОРОЗ» - это первое слово, которое загадала зима.

  1. Составить слово из первых звуков названий картинок.  Из названия второй картинки берём первый слог.

Картинки для предъявления: виноград, юла, гриб, автобус.

«ВЬЮГА»- это второе слово, которое загадала зима.

  1. Чтобы отгадать третье слово, соедините звуки:

1й звук из слова «вьюга»,

3й звук из слова «поэт»,

последний звук из слова «мост»,

2й звук из слова «кролик»,

последний звук из слова «морозы».

Третье слово, которое загадала зима- «ВЕТРЫ».

        Мы нашли все три слова: МОРОЗ, ВЬЮГА, ВЕТРЫ. Размещаем их напротив названий месяцев.

  1. От слов - названий месяцев образовать слова- признаки и составить словосочетания

декабрь мороз                        декабрьский мороз

январь вьюга                        январская вьюга

февраль ветры                        февральские ветры

  1. От слов названий образовать признаки, а от слов- признаков образовать названия


декабрьский мороз                        морозный декабрь

январская вьюга                        вьюжный январь

февральские ветры                ветреный февраль

  1. Составить стихотворение из стихотворных строчек.
  2. МЫСЛЬ

Вдоль по улице метёт,

Уж ты зимушка –зима,

Ветер воет, вьюга вьёт,

Ты с морозами пришла.

Ветер воет, вьюга вьёт,

Вдоль по улице метёт,

Уж ты зимушка –зима,

Ты с морозами пришла.

  1. Рефлексия. Назовите «зимние» слова, которые прозвучали на уроке.

 Какое задание было самым интересным?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие звукового анализа и синтеза слов у младших школьников

При устранении фонематической дислексии и дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза  проводится систематическая работа по развитию умения анализа и синтеза речевых единиц.Данная ра...

ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЯЗЫКОВЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Игру не зря называют королевой детства, при умении использования она может статьнезаменимым помощником взрослого»....

Индивидуальный план логопедической работы с обучающимся 5 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида Ф. Романом по преодолению фонематической дислексии на фоне нарушения языкового анализа и синтеза

В работе по данному плану исполь­зуются слоговые таблицы, а также «Дидактический ма­териал  для развития техники чтения в начальной шко­ле» Г.Г. Мисаренко, рекомендации А.Н. Корнева и дру­гих авт...

ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЯЗЫКОВЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Игру не зря называют королевой детства, при умении использования она может статьнезаменимым помощником взрослого».                      ...

Логопедическая работа по развитию языкового анализа и синтеза

В основе дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза лежит нарушение различных форм языкового анализа и синтеза: деления предложений на слова, слогового и фонематического анализа и синтез...

Система работы по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с лёгкой умственной отсталостью.

Основной причиной аномального развития и нарушений речи у умственно отсталых детей является недоразвитие познавательной деятельности. Ограниченность представлений об окружающем мире, слабость речевых ...

Мастер-класс "Использование специальных приемов развития языкового анализа и синтеза на уроках учителями-предметниками"

Мастер-класс знакомит учителей-предметников со специфическими приемами развития языкового анализа и синтеза, которые возможно использовать на уроках по изучению разных учебных дисциплин....