Мастер-класс "Использование специальных приемов развития языкового анализа и синтеза на уроках учителями-предметниками"
методическая разработка (5 класс)
Мастер-класс знакомит учителей-предметников со специфическими приемами развития языкового анализа и синтеза, которые возможно использовать на уроках по изучению разных учебных дисциплин.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_razvitie_yazykovogo_analiza_i_sitneza.docx | 26.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Презентация педагогического опыта учителем-логопедом Бороховой И.В. по развитию процессов языкового анализа и синтеза.
Цели: пропаганда специфических приемов коррекции нарушений письма у школьников, возможных для использования учителями-предметниками на уроках по изучению разных дисциплин;
актуализация интересных знаний, фактов, информации о некоторых широко известных птицах;
соотнесение речевого материала с орфограммами, изучаемыми на уроках русского языка в начальной школе.
Техническое обеспечение: слайд-презентация, аудиозапись пения птиц в утреннем лесу.
Оборудование: раздаточный материал по количеству участников мастер-класса: буквы, тексты, числовые дорожки, бланки для работы; предметные картинки (изображение птиц: ястреб, удод, страус, кречет, стриж, трясогузка, беркут, выпь, дрозд, клёст, кукушка, зимородок),
Тема занятия:
- Разместить буквы, слоги, части слов в соответствии с числовым кодом. Прочитать получившееся предложение.
У всякой пташки свои замашки.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
кой | у | ки | маш | вся | и | пташ | за | ки | сво |
- 5 1 7 3 10 6 8 4 9 _____________________________________________ .
- Записать букву из услышанных слов, стоящую перед буквой «М»:
л Я мка
к о С мос
а Т мосфера
ка Р ман
кр Е мний
о Б манщик
Факт: ЯСТРЕБ - самая умная птица на земле. Их можно встретить по всему земному шару.
Острое, бинокулярное зрение, превосходящее зрение человека в 9 раз – главный инструмент эффективного и непревзойденного охотника.
- Записать букву, стоящую на 5 месте в словах:
Карт У з
Выхо Д ить
Курт О чка
Голо Д ать
Факт: Язык УДОДА плохо развит. Он короткий и совсем не помогает птице проглатывать пищу. Свою добычу удод подбрасывает в воздух и ловит ее широко раскрытым клювом.
- Название каких двух птиц спрятано в строке букв?
Сктрреачуест (страус, кречет)
Факт: Страусы — самые крупные птицы в мире. За один шаг во время бега страус может преодолеть от трёх до пяти метров.
- Прочитать текст о КРЕЧЕТАХ, найти и выписать лишние буквы из слов.
Кречеты редко строят собстсвенные гнезда – они предтпочитают захватывать жилища других птиц. Диаметр гнезда составляет около метра. Кречеты поднимаются в воздух вертикально вверрх, а не по спирали, как большинство другиих птиц. Кречет можежт разогнаться до 100 метров в секунду, преследуя свою жертву.
- Составить слово из выбранных букв: СТРИЖ
Факт: Черный стриж – единственная птица, которая способна питаться, пить и даже спать во время полета. Он может проводить в воздухе несколько лет и не садиться на землю. Отдельные разновидности стрижей могут летать со скоростью до 120 км/ч.
- Решите пример:
Застрял – зас - л + колесо – коле + груз – р + катер – тер = трясогузка.
- Разделите предложения на слова. Подсчитайте количество слов. Запишите соответствующую цифру.
Трясогузкасчитаетсяоднойизсамыхполезныхптиц. __7__
Оналовкоуничтожаетмухикомаровпрямонаходу.___9__
Продолжительностьжизнитрясогузоксоставляетдесятьлет.__6___
Внародеговорятчтотрясогузкихвостомледразбивают. __8__
- Послушайте предложения. Запомните слова из них, стоящие на 7 9 6 8 местах:
- В гнезде утки был птенец и семь яиц. (7 слово)
- От шестидесяти трех (63) до ста сорока пяти (145) килограммов весит взрослый страус. (9 слово)
- Вес лебедя-трубача достигает семнадцати (17) килограммов. (6 слово)
- На многих гербах мира изображен гордый красавец беркут. (8 слово)
Составьте предложение из слов, которые запомнили.
Беркут весит семь килограммов.
- Найти название птицы в строке букв:
ББВББББЫББББПББЬББББ - ВЫПЬ.
Выпь — ночная птица.
- Обозначь правильные границы предложений:
Голос выпи напоминает. Крик быка и слышен. На. расстоянии до трёх километров выпь. Или водяной бык предпочитает одиночный. Образ жизни и никогда не обитает. В стае даже на зимовку. Пернатые летят одни.
12. Из набора букв (о, ё, к,т, р, л, с, з, д) собрать названия двух птиц:
К л ё с т д р о з д
Клестов часто называют уральскими попугаями, и сравнение обоснованно — оперение очень яркое, а характер такой же живой и подвижный. Факт: Клёст едят только одно блюдо — шишки. (монофагия). Естественных врагов у пернатого нет. Смола попадает в организм пернатого и разносится по телу. Она горчит, а значит, теперь горчит и весь клёст.
Дрозд не может ходить по земле. Птицы передвигаются небольшими прыжками. Факт: Эти пернатые могут не пить вообще. Нужное количество воды они получат из съеденных насекомых.
13. Догадайтесь, о какой птице идет речь. Подсчитайте количество букв в словах – названиях птиц:
Считается, что эта птица внешне сходна с мелким ястребом. Она - один из наиболее совершенных гнездовых паразитов, подкладывающий свои яйца в гнёзда других птиц. В качестве хозяев-воспитателей птенцов выступают около 300 видов воробьиных птиц. КУКУШКА – 7б
Разговаривая в лесу с кукующей птицей, многие считают, что это самка. К ней даже обращаются, используя женский род. Фактом же является то, что самка кукушки может издавать только неслышные человеческому уху звуки. Куковать умеет только самец кукушки.
Эти ПТИЦЫ предпочитают обитать около чистых, неглубоких, но и не слишком мелководных водоемов. Есть некоторые особи, которые добывают себе пищу, ныряя под воду на глубину до 2 метров. Этих пташек называют настоящим королем рыбалки. Рацион питания у таких птиц разнообразный, но чаще всего они употребляют в пищу насекомых. Эти птицы появляются на свет в норке, в земле, из-за чего и получили свое название. («землеродок» или «земородок»). ЗИМОРОДОК- 9б.
Факт: Зимородок всегда держит рыбу головой вниз, когда кормит птенцов, чтобы плавники не поранили маленькие горлышки. Интересно то, что зимородки не могут двигать глазами. Для того чтобы посмотреть в сторону, им приходится повернуть голову. Зимородки одни из самых терпеливых птиц. Они могут ждать добычу на протяжение нескольких часов стоя неподвижно.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 кукушка
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 зимородок
14. Расшифруйте слово: оwvрqzниfтvgiотlhеdраsпuиrbяiq (орнитотерапия)
На протяжении всего мастер-класса мы наслаждались пением птиц.
Орнитотерапия – это приятное лечение, которое даёт хороший терапевтический эффект. Например, пение соловья поможет при депрессии, головных болях, слабости и хронической усталости. Песни дрозда станут полезными при лечении болезней сердца, тахикардии, хронической гипертонии. Оно снимает болевой синдром после хирургических вмешательств и способствует заживлению ран. Жаворонок поможет лечить бронхиты, трахеиты, нормализирует кровяное давление.
Стая птиц – ястреб, удод, страус, кречет, стриж, трясогузка, беркут, выпь, дрозд, клёст, кукушка, зимородок. 12 птиц.
Что же объединяет всех этих птиц? Ничего, кроме того, что они птицы, и в их названии встречается одна и та же орфограмма: правописание парных согласных в корне слова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза и развитию тонкой моторики рук для учащихся 4 класса "В мастерской у пчёлки Майи".
В конспекте представлены различные логопедические задания, направленные на коррекцию дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза и на развитие тонкой моторики рук. В ходе занятия использу...
Презентация "Подгрупповое логопедическое занятие по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза и развитию тонкой моторики рук для учащихся 4 классов "В мастерской у пчёлки Майи"
Презентация разработана в поддержку логопедического занятия. В ней представлены различные логопедические задания на развитие языкового анализа и синтеза, на развитие тонкой моторики рук, зритель...
Содержание и приемы коррекционной работы при дисграфии на основе нарушений языкового анализа и синтеза.
Нарушения письма создают существенные препятствия в овладении грамотой и приводят к трудностям в обучении. Профилактика нарушений чтения и письма должна проводиться с дошкольного возраста, особенно у ...
Индивидуальный план логопедической работы с обучающимся 5 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида Ф. Романом по преодолению фонематической дислексии на фоне нарушения языкового анализа и синтеза
В работе по данному плану используются слоговые таблицы, а также «Дидактический материал для развития техники чтения в начальной школе» Г.Г. Мисаренко, рекомендации А.Н. Корнева и других авт...
Конспект занятия в старшей группе компенсирующей направленности по развитию фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза
Конспек на тему Звуки З-Ж. Цель занятия-закрепить правильное произношение звуков З-Ж в слогах, словах, фразах, учить дифференцировать эти звуки....
Логопедическая работа по развитию языкового анализа и синтеза
В основе дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза лежит нарушение различных форм языкового анализа и синтеза: деления предложений на слова, слогового и фонематического анализа и синтез...
Виды заданий для формирования и развития языкового анализа и синтеза у младших школьников по лексической теме "Зима"
В Данной методической разработке представлены задания, объединённые лексической темой "Зима". Расположены задания в порядке, следующим от слогового анализа к текстовому. Они связаны логично ...