Тема занятия : "Текст"
план-конспект занятия (5 класс)

3-4 класс (ОВЗ, ОНР)

 

Занятие № 1.

Тема занятия: «Текст».

 

Задачи:

  1. Диагностическая: обследовать письмо (списывание с печатного текста).
  2. Познавательная: дать общее представление о тексте (основные признаки, типы).
  3. Практические: учить определять тип текста, количество предложений в тексте;

      развивать мелкую моторику, пространственное восприятие.

 

Оборудование: разрезные картинки (предметные и сюжетные), тетради для проверочных

работ, разрезные картинки (№ 8), тексты для списывания (№9), карточки (№10).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tekst.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

3-4 класс (ОВЗ, ОНР)

Занятие № 1.

Тема занятия: «Текст».

Задачи:

  1. Диагностическая: обследовать письмо (списывание с печатного текста).
  2. Познавательная: дать общее представление о тексте (основные признаки, типы).
  3. Практические: учить определять тип текста, количество предложений в тексте;

      развивать мелкую моторику, пространственное восприятие.

Оборудование: разрезные картинки (предметные и сюжетные), тетради для проверочных

работ, разрезные картинки (№ 8), тексты для списывания (№9), карточки (№10).

№ п/п

Ход занятия

Примеч.

1.

Вводное слово.

1)  Чтение стихотворения.

     - Поговорим?

     - О чём?

     - О разном и о прочем. О том, что хорошо и хорошо не очень.  

        Чего-то знаешь ты, а что-то мне известно. Поговорим. Нам

        будет интересно.

2)  Вывод.

     Мы будем учиться слушать друг друга, понимать и разговаривать. Мы будем учиться общаться.

     

3)  Когда писатель пишет текст, или художник пишет картину, или композитор пишет музыку, т.е. когда авторы (писатель, художник, композитор) создают свои произведения, они это делают для того, чтобы поделиться со всеми своими чувствами, вызвать у читающего, наблюдающего или слушающего человека чувство сопереживания в связи с прочитанным, увиденным и услышанным. Таким образом, автор общается с людьми через своё произведение, а само произведение становится собеседником.

2.

Чтение текста.

1)  Прослушайте текст, а затем поделимся впечатлениями о том, какие чувства появились у вас в результате услышанного.

     «Сидели листья на ветке и скучали. Очень неприятно: птицы летают, кошки бегают, тучи носятся, а тут сиди на ветке.

     Они говорили друг другу, что им надоело сидеть на этой старой ветке, что они уже стали большими и могут теперь жить самостоятельно.

      Качались, качались, оторвались, наконец упали на землю и увяли».

2)  Ответы учащихся на вопросы учителя-логопеда.

3.

Изложение материала: текст и его признаки.

1) Рассказ учителя-логопеда. Текст: признаки.

    «Представьте: вы путешественники, которые открывают новые страны.

    Сегодня мы посетим страну Текстов.

    Стихотворение и рассказ, научная статья и заметка в газете, письмо другу и школьное сочинение, ответ на уроке и обсуждение с приятелями планов на воскресенье – всё это разные виды письменных и устных текстов».

2) Ответы учащихся на вопросы учителя-логопеда.

    - Из чего состоит текст? (Из предложений).

    - Предложения в тексте должны быть связаны между собой? (Да)

   

3) Признаки текста:

а) текст состоит из предложений;

б) предложения текста связаны между собой по смыслу;

в) текст имеет или может иметь заголовок (заглавие, название).

    Заголовок – это своеобразная входная дверь письменного текста, основную мысль которого заголовок и отражает.

4) Перевод понятия в жестовую символику:

кулак – текст, пальцы – предложения, центр ладони – заголовок.

4.

Динамическая пауза.

5.

Выполнение упражнения по развитию ручной моторики.

     Пересчёт пальцев (правой рукой, левой рукой, одновременно обеими руками) с постепенным увеличением темпа выполнения упражнения.

6.

Изложение материала: (продолжение): текст, его типы.

      «Основные типы текстов: описание, повествование.

      В тексте-описании говориться о предметах, людях, животных, природе.

      Текст-описание похож на картину художника.

      В тексте-повествовании говорится о действиях и событиях (что была сначала, потом, затем и наконец).

      Текст-повествование похож на картину художника».

7.

Беседа по содержанию материала.

      - Прослушайте текст, определите его тип, объясните свой ответ.

     Как пышно цветёт и зеленеет луг! Он похож на пёстрый ковёр. Много здесь разных трав и цветов. Выглядывают красные и белые головки мака. Качаются синие колокольчики. Целыми полянами красуются голубые незабудки. Порхают над цветами разноцветные бабочки. 

      (Текст-описание, так как похож на картину художника.

Можно поставить вопрос: «Какой луг?»

      Это было летом. Мы встали на рассвете и пошли в лес за грибами. Я подошёл к большому дереву и наклонился. Вдруг что-то ударило меня по голове. Посмотрел: это белый гриб. Откуда он упал? Я поднимаю голову и вижу: на ветке сидит белочка. Это она уронила гриб.

    (Текст-повествование, так как похож на приключенческий фильм. Можно поставить вопрос: «Что произошло?»).

8.

Выполнение упражнения по развитию пространственного восприятия.

1)   Складывание разрезных картинок (предметных и сюжетных).

      Задание выполняется каждым учащимся, в случае затруднений помощь оказывает логопед или другой учащийся, окончивший работу.

2)     Ответы на вопросы.

        - Если по собранной картинке составить рассказ, то какой тип текста получится?  (Текст-описание по предметной картинке. Текст-повествование по сюжетной картинке),

9.

Работа с печатным текстом.

1) Чтение текста.

     (Каждый учащийся читает по одному предложению).

                                 Заголовок: _________________

     Хвоя сосны – это тоже листья. Только форма у них особая. Она длинная и узкая. Такие листочки могут пережить зиму. Хвоя живёт на дереве несколько лет. Потом она опадает. Но не вся сразу. Поэтому на дереве сохраняется листва круглый год.

2) Ответы учащихся на вопросы учителя.

    - Определите тип текста. (Описание).

    - Определите количество предложений в тексте. (Восемь).

    - Придумайте заголовок к тексту. (Хвоя сосны).

3) Списывание текста.

    (Задание выполняется учащимися в тетрадях для проверочных работ).

10.

Обобщение материала. Текст: признаки, типы.

     Работа с карточками.

    Чтение логопедом обобщающего материала, наблюдение и добавление (вписывание) учащимися пропущенных слов в индивидуальные карточки.

   

     Текст содержит законченное сообщение.

     Признаки текста:

     а) Текст имеет или может иметь __________________________.

     б) Текст состоит из _____________________________________.

     в) Предложения связаны между собой _____________________.

     Тип текста.

     Если в тексте описываются предметы, люди, животные, природа и др., если он похож на картину художника, то такой текст - _____.

     Если в тексте говорится о действиях и событиях, если он похож на приключенческий фильм, то такой текст - __________________.

11.

Оценка работы учащихся на занятии.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект кружкового занятия по теме "Форматирование текста в текстовом редакторе Word"

Конспект занятия  кружка "Юный информатик" (5 класс) по теме "Форматирование текста в текстовом редакторе Word"....

методическая разработка занятия по теме "Пересказ текстов описательного характера с опорой на картинки, вопросы, графические схемы"

методическая разработка занятия для дошкольников 6-7 лет, пересказ текста описательного характера с опорой на картинки, вопросы, схемы текст "Березка"...

Логопедическое занятие по теме "Редактирование текста изложения. Работа над ошибками" для учащихся 3 класса с логопедическим заключением НВОНР

Анализ и редактирование письменных работ учащихся (Аннотация + конспект занятия + презентация)Основные задачи таких уроков — развитие умения  совершенствовать свой текст, исправлять ошибки в соде...

Занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения в 5 классе II отделения. Темы занятия: ФП Звуки ш-ж. Дифференциация. Оглушение звонких согласных на конце слова. РСВ текст "Про зайца". Восприятие фраз и вопросов к тексту.

Занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения в 5 классе II отделения. Темы занятия: ФП Звуки ш-ж. Дифференциация. Оглушение звонких согласных на конце слова. РСВ текст "Про зай...

План - конспект открытого занятия педагога дополнительного образования А.В. Гаврюшенко Тема: «Создание текстов (рассказ, сказка, рассуждение, описание)»

Перед вами конспект открытого занятия «Создание текстов (рассказ,сказка,рассуждение, описание)». Это урок развития речи, на котором учащиеся проявят свои творческие способности и напишут д...

Конспект занятия по информатике по теме "Редактирование текста. Работа с фрагментами", 5-й класс c применением интерактивной доски SMART Board

Цель урока проконтролировать уровень усвоения материала по темам: «Основные приёмы редактирования текста», «Назначение клавиш»....