Представление педагогического опыта
статья
Представление педагогического опыта по теме "Нравственное воспитание детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
predstavlenie_pedagogicheskogo_opyta.docx | 32.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Представление педагогического опыта
Степаненко Светланы Александровны
Воспитателя ГКОУ РМ «Инсарская общеобразовательная школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья»
Тема моего педагогического опыта «Нравственное воспитание детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
Дата рождения: 11.03.1977г
Профессиональное образование: учитель биологии и химии
МГПИ им. М.Е. Евсевьева, диплом регистрационный номер 937, дата выдачи 26.06.1999г.
Стаж педагогической работы: в должности воспитателя-19, 6 лет
Общий трудовой стаж: 19,6 лет
Наличие квалификационной категории: первая
Дата последней аттестации: 01.06.2015г. (Приказ № 556 от 01.06.2015г)
Актуальность проблемы.
Понятие «нравственное воспитание» всеобъемлюще. Оно пронизывает все стороны жизнедеятельности человека. Именно поэтому выдающийся педагог современности В.А. Сухомлинский, разработав воспитательную систему о всестороннем развитии личности, вполне обосновано считал, что ее системообразующий признак – нравственное воспитание. «Сердцевина нравственного воспитания – развитие нравственных чувств личности».
Нравственное воспитание – непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь. Нравственное развитие ребенка занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности, оказывает огромное влияние и на умственное развитие, и на трудовую подготовку, и на физическое развитие, и на воспитание эстетических чувств и интересов.
Работа в школе-интернате имеет свои особенности, так как там обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья. Такие дети испытывают затруднения в формировании морально-этических понятий, в становлении оценки и самооценки социально-значимых черт личности. Поэтому задача воспитанности школьников имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение.
Жизнь детей в детском доме ограничивает их контакты с внешним миром и обедняет условия для приобретения собственного опыта. Дефицитарность опыта обусловливает низкий уровень социальной компетентности, свойственный воспитанникам-сиротам, что впоследствии нарушает процесс их включения в жизнь общества, снижает возможности усвоения принятой системы ценностей, норм, знаний и представлений.
Поэтому умственно отсталые ( с интеллектуальными нарушениями) дети должны быть воспитаны так, чтобы их самостоятельное поведение в разнообразных жизненных ситуациях соответствовало существующим в обществе социальным нормам.
Основная идея.
Воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. Формирование потребностей к познанию нового, умение выстраивать свои отношения с окружающими людьми, успешно включиться в жизнь общества.
В связи с этим основными задачами воспитательной работы являются:
- Помощь в становлении личности ребенка;
- Развитие коммуникативных навыков;
- Развитие социальной активности воспитанников;
- Подготовка к самостоятельной жизни в условиях рынка;
- Формирование ценностных установок;
- Подготовка выпускника для поступления в учреждения профобразования.
Теоретическая база.
Главную роль в изучении своей проблемы я отвожу программе «Становление», разработанной Министерством образования РФ.
В данной программе подробно описываются формы проведения занятий, в том числе по духовно-нравственному воспитанию. Некоторые из них взяты мною для практической деятельности:
- беседы,
- практические занятия.
Также мне показалась интересной программа Точилиной Л.Н. Данная программа включает в себя темы, актуальные для формирования этических, эстетических навыков и общей культуры умственно отсталых школьников.
Из данной программы я выделила и взяла на вооружение следующие задачи:
- формирование и закрепление навыков общественного поведения в школе и общественных местах.
- коррекция межличностного общения.
- повышение уровня общего развития и культуры воспитанников.
Также мне показались интересными идеи Головиной Т.Н., Грошенкова И.А., Миловской С.М., которые я применяю в своей практике.
Новизна.
Новизна педагогического опыта по данной проблеме определяется изучением нравственного воспитания школьников с интеллектуальными нарушениями, научным обоснованием системы коррекционно-педагогического воздействия на нравственное развитие детей с интеллектуальными нарушениями посредством воспитательных занятий, выявлением условий развития нравственных ценностей; в создании системы методов и средств, направленных на развитие нравственных ценностей детей с интеллектуальными нарушениями.
Технология опыта.
Нравственное сознание и поведение детей формируются в единстве – это кардинальный принцип педагогики.
Выдвигаемые принципы:
- Учить детей делать выбор, принимать решения и нести за них ответственность;
- Формировать у воспитанников позитивное отношение к людям;
- Воспитывать потребность в труде как образе жизни;
- Воспитывать способность жить в социальном пространстве прав и обязанностей;
- Прививать навыки самоконтроля.
Моя задача - подготовить своих воспитанниц к самостоятельной жизни, помочь детям выделить, осмыслить, обобщить те нравственные нормы, которые подлежат усвоению Неумение разобраться в ситуации, осознать причинно – следственные связи между поступком и его результатом, часто является истинной причиной нарушения поведения детей. При этом важно, чтобы при усвоении правил поведения в различных ситуациях и видах деятельности воспитанники были активны и проявляли эмоционально-личностную заинтересованность в правильном поступке.
Эффективность нравственного воспитания во многом зависит от выбранной темы занятия, от того, как преподнесена информация. Тему занятий и материал выбираю исходя из возрастных особенностей детей, так, чтобы информация была понятна и доступна для восприятия. Применение в воспитательной работе разнообразных методов, форм, создание определенных организационно-педагогических условий позволяет обеспечить повышение эффективности нравственного воспитания. В своей работе использую следующие формы работы:
беседы;
игры;
целевые прогулки и экскурсии;
чтение художественной литературы;
решение ситуаций нравственного содержания;
творческая художественная деятельность детей;
конкурсы;
выставки;
использование ИКТ;
Результативность опыта.
Воспитатель осуществляет работу над нравственным воспитанием в системе внеурочных мероприятий. Перед нами стоит важнейшая задача по воспитанию нравственных навыков и привычек наших воспитанников, формированию у них единства слова и поведения. Весьма важной задачей является подчинение всех сторон внеурочной воспитательной работы моральному развитию детей.
В своей деятельности использую следующие направления в работе с воспитанницами:
1.Нравственное воспитание
– отработка коммуникативных моделей поведения в наиболее типичных ситуациях: школа, улица, столовая, магазин…, закладывание основ межличностных отношений; воспитание уважения к нравственным нормам;
-- нравственное развитие детей продолжается в коллективном творчестве, которое способствует сплочению детей, учит уступать друг другу, воспитывает чувство ответственности, взаимопомощи и взаимовыручки и приносит детям радость;
- газеты к праздникам, участие в выставках рисунков, поделок;
- экскурсии в храм, краеведческий музей;
Приложение 1. «Жизненные ценности»
https://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2015/04/04/zhiznennye-tsennosti
Приложение 2. «День Земли»
https://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2019/05/21/den-zemli
Приложение 3. «Коррекционные возможности нравственного воспитания».
https://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2015/03/17/korrektsionnye-vozmozhnosti-nravstvennogo
- формирование культуры семейных отношений;
- развитие этической культуры (поведение, сознательная дисциплина, внешний вид);
Приложение 4. «В мире этикета»
https://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2017/11/13/v-mire-etiketa
Приложение 5. «Все начинается с семьи».
https://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2017/02/14/vse-nachinaetsya-s-semi
- деятельность в области формирования правовой культуры;
- знакомство с законами РФ и правовыми документами, воспитание уважения к закону, к правам и интересам каждой личности.
- Изучение обязанностей и прав учащихся и граждан РФ.
2.Патриотическое воспитание
- воспитание духовности, гражданственности, патриотизма, чувства любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций; умения отвечать за свои поступки;
Приложение 6. «Хлеб мира. Хлеб войны»
https://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2017/02/14/hleb-mira-hleb-voyny
Приложение 7. «День Белых Журавлей»!»
- «Что значит быть гражданином своей страны?»; «Герои – наши земляки»; «Земля без войны», «День Защитника Отечества» и др.
3.Охрана здоровья и физическое развитие - создание условий для формирования у воспитанников здорового образа жизни как залога духовно-нравственного воспитания; формирование основ физической культуры, воспитание потребности в здоровом образе жизни. Охрана жизни детей;
Приложение 8. «Наркотики и психоактивные вещества»
Приложение 9. «Веселые старты»
https://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2018/03/15/veselye-starty
-«Дети, помните о том, что нельзя шутить с огнем»; «Слагаемые здоровья», «Молодежь за здоровый образ жизни», «Здоровый сон» и др., а также веселые старты и подвижные игры в течение года.
4.Трудовое воспитание - воспитание положительного отношения к труду; вооружение основными самообслуживающими навыками труда; развитие потребности в труде, расширении знаний в области экономики;
-- формирование осознанного выбора профиля дальнейшего обучения. Создание благоприятных условий для личностного и профессионального самоопределения воспитанников.
Приложение 10. «Калейдоскоп профессий»;
https://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2020/02/19/kaleydoskop-professiy
-«Трудом красив и славен человек», «Деньги и их значение», «Чудесные расчески», «Путешествие Пуговицы», «Домашние помощники» и др., экскурсии на предприятия; практические занятия по уходу за одеждой, обувью, комнатными растениями.
5.Художественно-эстетическое - развитие у детей способностей, умений и навыков в художественной деятельности; приобщение к культурным ценностям и традициям; формирование чувства прекрасного, развитие эстетической потребности, эстетического вкуса, эстетического отношения к действительности.
-организация и проведение праздников:
Приложение 11. «Посиделки».Общешкольный фольклорный праздник.
https://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2019/01/16/posidelki
Приложение 12. «Праздник именин».
https://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2017/02/14/prazdnik-imenin
Приложение 13.»Для милых мам» Сценарий крнцерта к 8 Марта
- «Искусство родного края»; «Легенды о весенних цветах»; «Мы - часть природы»; участие воспитанниц в концертах, конкурсах, выставках; экскурсии в природу.
-литературные часы, чтение художественной литературы: в процессе чтения дети познают окружающий мир, человеческие взаимоотношения; прививаются нормы нравственного поведения в виде ярких художественных образов.
Каждое из направлений находит отражение:
- в способах организации совместной деятельности воспитателя и детей во внеучебной деятельности; в характере общения и сотрудничества взрослого и ребенка;
- в организации индивидуальной, групповой, коллективной деятельности воспитанников;
- в организации общешкольных мероприятий.
Наблюдая за своими воспитанницами, я пришла к выводу, что работа по воспитанию нравственной культуры дает определенные результаты, поэтому реализация этой проблемы остается актуальной и работа в данном направлении мною будет продолжаться. В дальнейшем ставлю перед собой следующие задачи:
- Продолжение разработки темы.
- Создание общей системы работы, связанной с нравственным воспитанием.
Обобщение педагогического опыта происходит на ШМО, заседаниях педагогического совета, семинарах в виде выступлений, докладов, открытых мероприятий.
Приложение 14. «" Духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей с ОВЗ во внеурочное время в рамках ФГОС" Доклад на методическом объединении воспитателей.
Приложение 15. «гражданско-патриотическое воспитание детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях школы-интерната. выступление на семинаре по дефектологии
https://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2019/10/22/vystuplenie-na-seminare-po-defektologii-po-teme
.
Список литературы.
1.А.С.Белкин «Нравственное воспитание учащихся вспомогательной школы». Москва, «Просвещение», 1982.
2.Воспитание личности школьника в нравственной деятельности: Метод. Рекомендации/Ом. гос. пед. ин-т им. Горького – Омск.
3.Журналы: Воспитание школьников.
5.В.Ф.Мачихина «Внеклассная воспитательная работа во вспомогательной школе-интернате». М.: 1983г.
6.Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе – интернате, детском доме. – Пособие для воспитателей и учителей.
7.Подласный И.П. Педагогика – М.: Владос, 2005.
8.Т.И. Пороцкая «Работа воспитателя вспомогательной школы. М., «Просвещение», 1984.
9.А.З. Рахимов «Роль нравственного воспитания в формировании личности. // Классный руководитель 2001. №6.
10.Н.Д. Соколова, Л.В. Калинникова. «Дети с ограниченными возможностями: проблемы инновационные тенденции в обучении и воспитании. Москва, 2001.
11.Специальная педагогика/Под. Ред. Н.М. Назаровой. М., 2000.
12. Интернет-ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Представление педагогического опыта
"Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках музыки"....
Публичное представление педагогического опыта учителя русского языка Ковальчук Оксаны Васильевны
Публичное представление педагогического опыта учителя русского языка и литературы Ковальчук Оксаны Васильевны...
Представление педагогического опыта работы через мастер-класс
Конкурсы ПНПО способствуют выявлению, обобщению, прогнозированию и распространению собственного педагогического опыта. Одной из эффективных форм представления его является мастер-класс....
презентация "Представление педагогического опыта"
самопредставление и защита педопыта учителя английского языка...
Представление педагогического опыта учителя математики Внуковой Е.Г.
Общие сведения о педагогическом опыте учителя математики Внуковой Е.Г....
Представление педагогического опыта "Формирование и обогащение опыта творческой деятельности учащихся в процессе обучения музыке".
Представление является обобщением собственного педагогического опыта с теоретическим обоснованием. Среди стратегических задач развития системы образования выдвигается и задача формирования конкур...
Представление педагогического опыта педагогического работника. Формирование ключевых компетенций на уроках истории и обществознания через интерактивные формы работы.
Актуальность продиктована глобальными изменениями в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества, требующих корректировки...