Представление педагогического опыта
статья

Степаненко Светлана Александровна

Представление педагогического опыта по теме "Нравственное воспитание детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predstavlenie_pedagogicheskogo_opyta.docx32.98 КБ

Предварительный просмотр:

                            Представление педагогического опыта

                                        Степаненко Светланы Александровны

Воспитателя ГКОУ РМ «Инсарская общеобразовательная школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья»

Тема  моего педагогического опыта «Нравственное воспитание детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

Дата рождения: 11.03.1977г

Профессиональное образование: учитель биологии и химии

МГПИ им. М.Е. Евсевьева, диплом регистрационный номер 937, дата выдачи 26.06.1999г.

Стаж педагогической работы: в должности воспитателя-19, 6 лет

Общий трудовой стаж: 19,6 лет

Наличие квалификационной категории: первая

Дата последней аттестации: 01.06.2015г.   (Приказ № 556 от 01.06.2015г)

        Актуальность проблемы.

     Понятие «нравственное воспитание» всеобъемлюще. Оно пронизывает все стороны жизнедеятельности человека. Именно поэтому выдающийся педагог современности В.А. Сухомлинский, разработав воспитательную систему о всестороннем развитии личности, вполне обосновано считал, что ее системообразующий признак – нравственное воспитание. «Сердцевина нравственного воспитания – развитие нравственных чувств личности».

     Нравственное воспитание – непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь. Нравственное развитие ребенка занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности, оказывает огромное влияние и на умственное развитие, и на трудовую подготовку, и на физическое развитие, и на воспитание эстетических чувств и интересов.

      Работа в  школе-интернате имеет свои особенности, так как там обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья. Такие дети испытывают затруднения в формировании морально-этических понятий, в становлении оценки и самооценки социально-значимых черт личности. Поэтому задача воспитанности школьников   имеет не только теоретическое, но и  большое практическое значение.

    

Жизнь детей в детском доме ограничивает их контакты с внешним миром и обедняет условия для приобретения собственного опыта. Дефицитарность опыта обусловливает низкий уровень социальной компетентности, свойственный воспитанникам-сиротам, что впоследствии нарушает процесс их включения в жизнь общества, снижает возможности усвоения принятой системы ценностей, норм, знаний и представлений.

Поэтому  умственно отсталые ( с интеллектуальными нарушениями) дети должны быть воспитаны так, чтобы их самостоятельное поведение в разнообразных жизненных ситуациях соответствовало существующим в обществе социальным нормам.

    Основная идея.

   Воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. Формирование потребностей к познанию нового, умение выстраивать свои отношения с окружающими людьми, успешно включиться в жизнь общества.

В связи с этим основными задачами воспитательной работы являются:

  • Помощь в становлении личности ребенка;
  • Развитие коммуникативных навыков;
  • Развитие социальной активности воспитанников;
  • Подготовка к самостоятельной жизни в условиях рынка;
  • Формирование ценностных установок;
  • Подготовка выпускника для поступления в учреждения профобразования.

   Теоретическая база.

Главную роль в изучении своей проблемы я отвожу программе «Становление», разработанной Министерством образования РФ.

В данной программе подробно описываются формы проведения занятий, в том числе по духовно-нравственному воспитанию. Некоторые из них взяты мною для практической деятельности:

- беседы,

- практические занятия.

Также мне показалась интересной программа Точилиной Л.Н. Данная программа включает в себя темы, актуальные для формирования этических, эстетических навыков и общей культуры умственно отсталых школьников.

Из данной программы я выделила и взяла на вооружение следующие задачи:

  1. формирование и закрепление навыков общественного поведения в школе и общественных местах.
  2. коррекция межличностного общения.
  3. повышение уровня общего развития и культуры воспитанников.

Также мне показались интересными идеи Головиной Т.Н.,  Грошенкова И.А., Миловской С.М., которые я применяю в своей практике.

Новизна.  

    Новизна педагогического опыта по данной проблеме определяется изучением нравственного  воспитания школьников  с интеллектуальными нарушениями, научным обоснованием системы коррекционно-педагогического воздействия на нравственное развитие детей с интеллектуальными нарушениями посредством воспитательных занятий, выявлением  условий развития нравственных ценностей; в создании системы методов и средств, направленных на развитие нравственных ценностей  детей с интеллектуальными нарушениями.

    Технология опыта.   

      Нравственное сознание и поведение детей формируются в единстве – это кардинальный принцип педагогики.

Выдвигаемые принципы:

  • Учить детей делать выбор, принимать решения и нести за них ответственность;
  • Формировать у воспитанников позитивное отношение к людям;
  • Воспитывать потребность в труде как образе жизни;
  • Воспитывать способность жить в социальном пространстве прав и обязанностей;
  • Прививать навыки самоконтроля.

     Моя задача - подготовить своих воспитанниц  к самостоятельной жизни, помочь детям выделить, осмыслить, обобщить те нравственные нормы, которые подлежат усвоению Неумение разобраться в ситуации, осознать причинно – следственные связи между поступком и его результатом, часто является истинной причиной нарушения поведения  детей. При этом важно, чтобы при усвоении правил поведения в различных ситуациях и видах деятельности воспитанники были активны и проявляли эмоционально-личностную заинтересованность в правильном поступке.

         Эффективность нравственного воспитания во многом зависит от выбранной темы занятия, от того,  как преподнесена информация. Тему занятий и материал выбираю исходя из возрастных особенностей детей, так, чтобы информация была понятна и доступна для восприятия. Применение в воспитательной работе разнообразных методов, форм, создание определенных организационно-педагогических условий позволяет обеспечить повышение эффективности нравственного воспитания. В своей работе использую следующие формы работы:

беседы;

игры;

целевые прогулки и экскурсии;

чтение художественной литературы;

решение ситуаций нравственного содержания;

творческая художественная деятельность детей;

конкурсы;

выставки;

      использование ИКТ;

   Результативность опыта.

      Воспитатель осуществляет работу над нравственным воспитанием в системе внеурочных мероприятий. Перед нами стоит важнейшая задача по воспитанию нравственных навыков и привычек наших воспитанников, формированию у них единства слова и поведения. Весьма важной задачей является подчинение всех сторон внеурочной воспитательной работы моральному развитию детей.

В своей деятельности использую следующие  направления в работе с воспитанницами:

1.Нравственное воспитание 

– отработка коммуникативных моделей поведения в наиболее типичных ситуациях: школа, улица, столовая, магазин…, закладывание основ межличностных отношений; воспитание уважения к нравственным нормам;

-- нравственное развитие детей продолжается в коллективном творчестве, которое способствует сплочению детей, учит уступать друг другу, воспитывает чувство ответственности, взаимопомощи и взаимовыручки и приносит детям радость;

- газеты к праздникам, участие в выставках рисунков, поделок;

- экскурсии в храм, краеведческий музей;

Приложение 1. «Жизненные ценности»

https://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2015/04/04/zhiznennye-tsennosti

Приложение 2. «День Земли»

https://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2019/05/21/den-zemli

Приложение 3. «Коррекционные возможности нравственного воспитания».

https://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2015/03/17/korrektsionnye-vozmozhnosti-nravstvennogo

- формирование культуры семейных отношений;

- развитие этической культуры (поведение, сознательная дисциплина, внешний вид);

Приложение 4. «В мире этикета»

https://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2017/11/13/v-mire-etiketa

Приложение 5. «Все начинается с семьи».

 https://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2017/02/14/vse-nachinaetsya-s-semi

- деятельность в области формирования правовой культуры;

- знакомство с законами РФ и правовыми документами, воспитание уважения к закону, к правам и интересам каждой личности.

- Изучение обязанностей и прав учащихся и граждан РФ.

2.Патриотическое воспитание

 - воспитание духовности, гражданственности, патриотизма, чувства любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций; умения отвечать за свои поступки;

Приложение 6. «Хлеб мира. Хлеб войны»

https://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2017/02/14/hleb-mira-hleb-voyny

Приложение 7. «День Белых Журавлей»!»

https://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2019/11/20/vospitatelnoe-meropriyatie-den-belyh-zhuravley

- «Что значит быть гражданином своей страны?»; «Герои – наши земляки»; «Земля без войны», «День Защитника Отечества» и др.

3.Охрана здоровья и физическое развитие - создание условий для формирования у воспитанников здорового образа жизни как залога духовно-нравственного воспитания; формирование основ физической культуры, воспитание потребности в здоровом образе жизни. Охрана жизни детей;

Приложение 8. «Наркотики и психоактивные вещества»

https://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2018/10/17/narkotiki-i-psihoaktivnye-veshchestva

Приложение 9. «Веселые старты»

https://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2018/03/15/veselye-starty

-«Дети, помните о том, что нельзя шутить с огнем»; «Слагаемые здоровья», «Молодежь за здоровый образ жизни», «Здоровый сон» и др., а также веселые старты и подвижные игры в течение года.

4.Трудовое воспитание - воспитание положительного отношения к труду; вооружение основными самообслуживающими навыками труда; развитие потребности в труде, расширении знаний в области экономики;

-- формирование осознанного выбора профиля дальнейшего обучения. Создание благоприятных условий для личностного и профессионального самоопределения воспитанников.

 Приложение 10. «Калейдоскоп профессий»;

https://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2020/02/19/kaleydoskop-professiy

-«Трудом красив и славен человек», «Деньги и их значение», «Чудесные расчески», «Путешествие Пуговицы», «Домашние помощники»  и др., экскурсии на предприятия; практические занятия по уходу за одеждой, обувью, комнатными растениями.

5.Художественно-эстетическое - развитие у детей способностей, умений и навыков в художественной деятельности; приобщение к культурным ценностям и традициям; формирование чувства прекрасного, развитие эстетической потребности, эстетического вкуса, эстетического отношения к действительности.

-организация и проведение праздников:

Приложение 11. «Посиделки».Общешкольный фольклорный праздник.

https://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2019/01/16/posidelki

Приложение 12. «Праздник именин».

https://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2017/02/14/prazdnik-imenin

Приложение 13.»Для милых мам» Сценарий крнцерта к 8 Марта

https://nsportal.ru/shkola/stsenarii-prazdnikov/library/2019/04/22/stsenariy-kontserta-k-8-marta-dlya-milyh-mam

- «Искусство родного края»; «Легенды о весенних цветах»; «Мы - часть природы»; участие воспитанниц в концертах, конкурсах, выставках; экскурсии в природу.

-литературные часы, чтение художественной литературы: в процессе чтения дети познают окружающий мир, человеческие взаимоотношения; прививаются нормы нравственного поведения в виде ярких художественных образов.

Каждое из направлений находит отражение:

  • в способах организации совместной деятельности воспитателя и детей во внеучебной деятельности; в характере общения и сотрудничества взрослого и ребенка;
  • в организации индивидуальной, групповой, коллективной деятельности воспитанников;
  • в организации общешкольных мероприятий.

     Наблюдая за своими воспитанницами, я пришла к выводу, что работа по воспитанию нравственной культуры дает определенные результаты, поэтому реализация этой проблемы остается актуальной и работа в данном направлении  мною будет продолжаться. В дальнейшем ставлю перед собой следующие задачи:

  1. Продолжение разработки темы.
  2. Создание общей системы работы, связанной с нравственным воспитанием.

      Обобщение педагогического опыта происходит на ШМО, заседаниях педагогического совета, семинарах  в виде выступлений, докладов, открытых мероприятий.

Приложение 14. «" Духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей с ОВЗ во внеурочное время в рамках ФГОС" Доклад на методическом объединении воспитателей.

https://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2019/03/20/doklad-po-teme-duhovno-nravstvennoe-i

Приложение 15. «гражданско-патриотическое воспитание детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях школы-интерната. выступление на семинаре по дефектологии

https://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2019/10/22/vystuplenie-na-seminare-po-defektologii-po-teme

.

                                        Список литературы.

1.А.С.Белкин «Нравственное воспитание учащихся вспомогательной школы». Москва, «Просвещение», 1982.

2.Воспитание личности школьника в нравственной деятельности: Метод. Рекомендации/Ом. гос. пед. ин-т им. Горького – Омск.

3.Журналы: Воспитание школьников.

 5.В.Ф.Мачихина «Внеклассная воспитательная работа во вспомогательной школе-интернате». М.: 1983г.

6.Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе – интернате, детском доме. – Пособие для воспитателей и учителей.

7.Подласный И.П. Педагогика – М.: Владос, 2005.

8.Т.И. Пороцкая «Работа воспитателя вспомогательной школы. М., «Просвещение», 1984.

9.А.З. Рахимов «Роль нравственного воспитания в формировании личности. // Классный руководитель 2001. №6.

10.Н.Д. Соколова, Л.В. Калинникова. «Дети с ограниченными возможностями: проблемы инновационные тенденции в обучении и воспитании. Москва, 2001.

11.Специальная педагогика/Под. Ред. Н.М. Назаровой. М., 2000.

12. Интернет-ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представление педагогического опыта

"Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках музыки"....

Публичное представление педагогического опыта учителя русского языка Ковальчук Оксаны Васильевны

Публичное представление педагогического опыта учителя русского языка и литературы Ковальчук Оксаны Васильевны...

Представление педагогического опыта работы через мастер-класс

Конкурсы ПНПО способствуют выявлению, обобщению, прогнозированию и распространению собственного педагогического опыта. Одной из эффективных форм представления его является мастер-класс....

презентация "Представление педагогического опыта"

самопредставление и защита педопыта учителя английского языка...

Представление педагогического опыта учителя математики Внуковой Е.Г.

Общие сведения о педагогическом опыте учителя математики Внуковой Е.Г....

Представление педагогического опыта "Формирование и обогащение опыта творческой деятельности учащихся в процессе обучения музыке".

Представление является обобщением собственного педагогического опыта с теоретическим обоснованием. Среди стратегических задач развития системы образования выдвигается и задача формирования конкур...

Представление педагогического опыта педагогического работника. Формирование ключевых компетенций на уроках истории и обществознания через интерактивные формы работы.

        Актуальность продиктована глобальными изменениями в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества, требующих корректировки...