Современная дифференциальная диагностика различных видов нарушений письменной речи у детей с ОВЗ
учебно-методический материал
Дифференциальная диагностика в логопедической практике – это процедура разграничения речевых расстройств, имеющих сходную симптоматику, но различающихся по причинам, механизмам, тактике коррекционного воздействия.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Логопедия … не подлежит растворению ни в медицине, ни в каких-либо других науках …» Л.С. Волкова
Диагностика – это специальная область научных знаний, включающая три раздела: 1. Анамнез – совокупность сведений о том, как протекало развитие. 2. Семиотика – учение о признаках и симптомах нарушения и их значении. 3. Логика (психолого-педагогическая, логопедическая, медицинская), задачей которой является анализ и синтез полученных данных, оценка совокупности признаков отклонения от нормы и правильный вывод (диагноз).
Дифференциальная диагностика в логопедической практике – это процедура разграничения речевых расстройств, имеющих сходную симптоматику, но различающихся по причинам, механизмам, тактике коррекционного воздействия.
Нарушение Дизорфография Дисграфия трудности в определении частей слова(морфологический анализ слова) есть нет трудности в подборе проверочных слов есть нет видит орфографическую задачу(трудное место в слове) не видит видит как слышит, так и пишет да нет пропуски, перестановки, вставка букв, слогов (например:Атобус-автобус, сеговик-снеговик, сенеговик- снеговик) нет да замена букв похожих по написанию(и-у,о-а, м-л,б-д и т.д. например : бабушка-дабушка) нет да зеркальное написание букв(например: Е-З,Ель-Зель) нет да замена букв, обозначающих сходные звуки(например: ф-в, б-п, г-к ит.д. вместо дуб- пишет дуп) нет да
слитное написание предлогов с другими словами. ( Например:Настоле .) нет да раздельное написание приставки с корнем. (например: при шёл) нет да неумение определить границы предложения( например: первое слово с маленькой буквы, точки нет.) нет да несогласование слов в предложении. Нарушение грамматических связей между словами . (например: лежит красные мяч. Моя мяч.) нет да снижение уровня произвольности внимания да да недостаточный словарь(низкий уровень развития речи) да да трудности в определении ударного слога да да
Критерии дифференциальной диагностики впервые были опубликованы в диссертационном исследовании: Балаевой В.И. Логопедическое изучение старших дошкольников, имеющих задержку речевого развития, и подготовка их школе (по методике модельного обучения): Дис . ... канд. пед . наук: 13.00.02, 1968. – 270 с. Впоследствии материалы многолетнего исследования были дополнены и отражены в ряде публикаций: Балаева В.И. О диагностике в логопедии и ее основных принципах Проблемы диагностики и коррекции психического развития детей: Сб. научных трудов СПИ. Саратов, 1999. С. 3-9 Балаева В.И., Акименко А.К. К вопросу о дифференциальной диагностике в логопедии // Практическая психология и логопедия. 2009. № 1(36). С.54-59.
Предварительный просмотр:
К ВОПРОСУ О ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ ДИАГНОСТИКЕ В ЛОГОПЕДИИ
Слайд 1 «Логопедия … не подлежит растворению ни в медицине, ни в каких-либо других науках …» Л.С. Волкова
Глубинные перемены, происходящие в нашем многополярном мире, требуют переосмысления традиционного подхода к организации и содержанию всех сторон специального образования. Более того, разработка нового концептуального подхода сегодня уже не мыслима без учета ведущих тенденций общественного развития и специального образования, а также их обсуждения (например, общей тенденции резкого роста сложной речевой патологии и др.).
Слайд 2 Новый концептуальный подход необходим для разработки системы интегрированного инклюзивного образования. Важной составляющей при таком подходе является исследование проблемы логопедической диагностики и анализа ее результатов. Чтобы изучить данную проблему, обратимся к документации. И, прежде всего, к анализу особенностей формулирования речевого диагноза детей «базовых» детских садов и школ.
Слайд 3 Как же дело обстоит на практике? Прежде чем ответить на этот вопрос, уточним «ключевые» слова-понятия обозначенной проблемы, а именно: «Диагностика», «Логопедическое заключение», «Прогноз», «Дифференциальная диагностика». Известно, что термин «Диагностика» является медицинским термином, буквально означающим «способность распознавать».
Диагностика – это специальная область научных знаний, включающая три раздела:
1.Анамнез – совокупность сведений о том, как протекало развитие.
2.Семиотика – учение о признаках и симптомах нарушения и их значении.
3.Логика (психолого-педагогическая, логопедическая, медицинская), задачей которой является анализ и синтез полученных данных, оценка совокупности признаков отклонения от нормы и правильный вывод (диагноз).
На основе окончательно поставленного диагноза определяется план коррекционно-развивающего обучения и его исход (прогноз). «Логопедическое заключение» (речевой диагноз) - это краткий вывод о характере и сущности отклонений в речи от нормы, о его природе (механизме), структуре и о перспективах дальнейшего развития средствами специальной коррекции.
Постановка диагноза – тонкое и сложное дело. Оно требует большого искусства и профессионального мастерства. Без диагностики логопед, как и врач, слеп. Он работает наугад.
Слайд 4 Дифференциальная диагностика в логопедической практике – это процедура разграничения речевых расстройств, имеющих сходную симптоматику, но различающихся по причинам, механизмам, тактике коррекционного воздействия.
Дифференциальная диагностика требует диагностических существенно различающихся показателей: это те показатели, которые будут не совпадать, их необходимо выделить, что позволит дифференцировать нарушения (3-4 показателя).
Можно на примере показать дифференциальную диагностику двух случаев схожих речевых нарушений
Слайд 5 Остановимся на этом поподробнее. Приведем сравнительный анализ сходных нарушений, выделив общие и (специфические) отличительные их показатели.
Нарушение | Дизорфография | Дисграфия |
трудности в определении частей слова(морфологический анализ слова) | есть | нет |
трудности в подборе проверочных слов | есть | нет |
видит орфографическую задачу(трудное место в слове) | не видит | видит |
как слышит, так и пишет | да | нет |
пропуски, перестановки, вставка букв, слогов (например: Атобус-автобус, сеговик-снеговик, сенеговик- снеговик) | нет | да |
замена букв похожих по написанию (и-у,о-а, м-л,б-д и т.д. например : бабушка-дабушка) | нет | да |
зеркальное написание букв(например: Е-З, Ель-Зель) | нет | да |
замена букв, обозначающих сходные звуки(например: ф-в, б-п, г-к и т.д. вместо дуб- пишет дуп) | нет | да |
слитное написание предлогов с другими словами. (Например: Настоле.) | нет | да |
раздельное написание приставки с корнем. (например: при шёл) | нет | да |
Следует заметить, что в диагностике уровня речевого развития детей большую роль играет не только характер и качество ошибок (грубые или менее грубые), и их устойчивость, а также целый ряд и других критериев.
Слайд 6 На примере представленной таблицы, мы видим, как можно дифференцировать дисграфию и дизорфографию. При построении данной таблицы мы руководствовались целым рядом логопедических критериев. Назовем их:
∙ особенности общей и речевой моторики;
∙ состояние трех структурных компонентов речи: фонетики (звукопроизношение, фонематический слух, звуковой анализ и синтез, просодия и т.д.), лексики (пассивный и активный словарь), грамматики (формы словообразования, словоизменение, порядок слов в предложении);
∙ специфика развития связной речи (устной и письменной);
∙ особенности нарушений языковые средства (или их применение) нарушены;
∙ ведущий, первичный дефект, вторичные нарушения;
∙ характер лексико-грамматических ошибок (грубые или менее грубые) и их устойчивость;
Слайд 7 Выводы: Проблема дифференциальной диагностики является одной из наиболее трудных и важных проблем современной логопедии.
∙ Логопедическое заключение, с нашей точки зрения, не только необходимый, но и ядерный компонент дифференциальной диагностики, главное звено в профессиональной деятельности логопеда. От точного диагноза зависит судьба ребенка и специфика его образовательного маршрута.
∙ Объективное логопедическое заключение (диагноз) дает возможность отбирать и накапливать лучший опыт сравнительного анализа сходных состояний и тем самым повышать не только эффективность дифференциальной диагностики, но и всего коррекционно-развивающего процесса. Следует помнить о том, что окончательные коррективы в любой диагноз вносит степень продвижения ребенка на пути его обучения. Диагноз – динамическое понятие.
Критерии дифференциальной диагностики впервые были опубликованы в диссертационном исследовании: Балаевой В.И. Логопедическое изучение старших дошкольников, имеющих задержку речевого развития, и подготовка их школе (по методике модельного обучения): Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02, 1968. – 270 с. Впоследствии материалы многолетнего исследования были дополнены и отражены в ряде публикаций: Балаева В.И. О диагностике в логопедии и ее основных принципах Проблемы диагностики и коррекции психического развития детей: Сб. научных трудов СПИ. Саратов, 1999. С. 3-9 Балаева В.И., Акименко А.К. К вопросу о дифференциальной диагностике в логопедии // Практическая психология и логопедия. 2009. № 1(36). С.54-59.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Виды нарушений письменной речи и рекомендации по их коррекции.
Навык письма имеет большую социальную значимость. Обучение невозможно при несформированном письме. Все мы знаем, что с начальных классов школы и вплоть до вступительных экзаменов в вуз способнос...
КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Это квалификационная работа, в которой отражены проблемы при освоении грамоты детьми младшего школьного возраста. Указаны пути исправления недостатков и приемы коррекции....
Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и педагога-психолога при профилактике и преодолении нарушений письменной речи у детей младшего школьного возраста.
Выступление на ГМО для психологов на тему: Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и педагога-психолога при профилактике и преодолении нарушений письменной речи у детей младшего школьного возраста...
Методическая разработка образовательной деятельности в соответствии с ФГОС Задачи преодоления различных видов нарушений устной и письменной речи
Задачи преодоления различных видов нарушений устной и письменной речи...
Виды нарушений письменной речи и рекомендации по их коррекции
Доклад для учителей начальной школы...
Дифференцированный подход при определении содержания логопедической работы по устранению нарушений письменной речи у детей школьного возраста
Представляю презентацию, отражающую специфику коррекционной работы учителя-логопеда по устранению нарушений письменной речи....
Дифференциальная диагностика дислалии и нарушения звукопроизношения при дизартрическом компоненте у детей дошкольного возраста.
Дифференциальная диагностика дислалии и нарушения звукопроизношения при дизартрическом компоненте у детей дошкольного возраста...