Виды нарушений письменной речи и рекомендации по их коррекции.
презентация для интерактивной доски по теме
Навык письма имеет большую социальную значимость. Обучение невозможно при несформированном письме. Все мы знаем, что с начальных классов школы и вплоть до вступительных экзаменов в вуз способность грамотно писать имеет очень большое значение. Проблема и коррекция специфических нарушений письменной речи, т.е. дисграфии всегда была актуальной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Виды нарушений письменной речи.prezentaciya.ppt | 1.29 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ВИДЫ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ Рекомендации для учителей начальных классов. Логопед: Павловская Н.А.
недописывание элементов букв (связано с недоучетом их количества): Л вместо М; Х вместо Ж и т.д.; добавление лишних элементов; пропуски элементов, особенно при соединении букв, включающих одинаковый элемент; зеркальное написание букв. Ошибки, наиболее часто встречающиеся на письме
Ошибки, обусловленные несформированностью фонематических процессов и слухового внимания: 1) пропуск букв и слогов — «прошла» (прощала), «жадые» (жадные), «ишка» (игрушка); 2) перестановка букв и слогов — «онко» (окно), «звял» (взял), «пеперисал» (переписал), «натуспила» (наступила); 3) недописывание букв и слогов — «дела» (делала), «лопат» (лопата), «набухл» (набухли);
4) наращивание слов лишними буквами и слогами — «тарава» (трава), «катораые» (которые), «бабабушка» (бабушка), «клюкиква» (клюква); 5) искажение слова — «наотух» (на охоту), «хабаб» (храбрый), «щуки» (щеки), «спеки» (с пенька); 6) слитное написание слов и их произвольное деление — «насто» (на сто), «виситнастне» (висит на стене), «у стала» (устала);
7) неумение определить границы предложения в тексте, слитное написание предложений — «Мой отец шофер. Работа шофера трудная шоферу надо хорошо. Знать машину после школы я тоже. Буду шофером»; 8) замена одной буквы на другую — «трюх» (трех); «у глеста» (у клеста), «тельпан» (тюльпан), «шапаги» (сапоги); 9) нарушение смягчения согласных — «васелки» (васильки), «смали» (смяли), «кон» (конь).
Ошибки, обусловленные несформированностью лексико-грамматической стороны речи 1) аграмматизм — «Саша и Лена собираит цветы. Дети сидели на большими стулья. Пять желтеньки спиленачки» (пять желтеньких цыплят); 2) слитное написание предлогов и раздельное написание приставок — «вкармане», «при летели», «в зела» (взяла), «подороге».
Виды дисграфии: Акустическая Артикуляторно-акустическая На почве нарушения языкового анализа и синтеза Оптическая Аграмматическая
Замена букв, соответствующих, фонетически близким звукам: звонкие - глухие (Б-П; В-Ф; Д-Т; Ж-Ш и т.д.), свистящие - шипящие (С-Ш; З-Ж и т.д.), аффрикаты и компоненты, входящие в их состав (Ч-Щ; Ч-ТЬ; Ц-Т; Ц-С и т.д.). неправильное обозначение мягкости согласных на письме: "писмо", "лубит", "больит" и т.д. Артикуляторно-акустическая дисграфия
Упражнения на воспитание дифференциации не различаемых на слух звуков
Упражнения на дифференциацию твердых - мягких согласных. Вся проводимая с ребенком работа по слуховой дифференциации звуков обязательно должна сопровождаться письменными упражнениями.
Упражнения на дифференциацию звонких - глухих согласных. Собери кубики: составь из них имена детей и запиши Закончи предложения. Проведи линии к соответствующим картинкам. Запиши предложения. Выдели Д_Т.
Составить словосочетания, соединив подходящие по смыслу слова Вставить в предложения подходящий предлог. Записать в тетрадь. Составить схемы предложений.
На почве нарушения языкового анализа и синтеза пропуски букв и слогов; перестановка букв и (или) слогов; не дописывание слов; написание лишних букв в слове повторение букв и (или) слогов; слитное написание предлогов, раздельное написание приставок ("настоле", "на ступила").
Упражнения на деление предложений на слова • придумать предложение по заданной графической схеме; • составить графическую схему данного предложения (например: Мальчики рисуют. Дети играют.; • определить место каждого слова в предложении (какое по счету?)
Упражнения на деление слов на слоги и звуки:
• определить количество звуков в слове (сколько звуков в словах ШАР, ЖУК, КИТ, ПАУК, МУХА и т. п.); дорисовать недостающие клетки; разделить, если возможно на слоги • определить последовательность звуков в слове (какой звук первый в слове ПАУК? первый, второй, третий, четвертый..?); • определить место звука в слове. Звуковой анализ слов:
лента звуков и букв необходима для звуко-буквенного анализа слов и находится в поле зрения как в каждом начальном классе так и в кабинете логопедии
Взаимодействие педагога и логопеда помогает обучающимся преодолеть трудности в учебе и сделать учебный труд для детей радостным творчеством!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа коррекционно- развивающих занятий с младшими школьниками с функциональным нарушением зрения 1 класс (IV вида) по профилактике нарушений письменной речи
Программа коррекционно-развивающих занятий для учащихся 1 класса с ОВЗ адресована педагогам коррекционных школ, классов IV вида при ОУ....
Коррекция нарушений письменной речи у учащихся младших классов в школе VIII вида
Дипломная работа на "отлично. хорошая практическая помощь учителям начальных классов коррекционной школы VIII вида, практикующим логопедам,родителям, имеющих детей с нарушением письменной речи"...
Материал к семинару по теме "Нарушение письменной речи учащихся с умственной отсталостью", раздел "Коррекция оптических нарушений письма"
Проявление оптических нарушений письма у учащихся с интеллектуальной недостаточностью, направления и содержание коррекционной работы....
Методические рекомендации по коррекции нарушений письменной речи у учащихся с умеренной умственной отсталостью.
Преодоление каждого вида дисграфии осуществляется различными методами. Вместе с тем существует ряд основных принципов, соблюдение которых обязательно при работе по устранению любого вида дисграфии....
Развитие фонематического восприятия и звукового анализа и синтеза как основа коррекции нарушений устной речи и профилактики нарушений письменной речи.
Поиск новых путей повышения результативности логопедической работы привёл к тому, что добиться положительного результата в коррекционной работе с детьми с ОНР можно, если изменить форму и содержание о...
Современная дифференциальная диагностика различных видов нарушений письменной речи у детей с ОВЗ
Дифференциальная диагностика в логопедической практике – это процедура разграничения речевых расстройств, имеющих сходную симптоматику, но различающихся по причинам, механизмам, тактике коррекци...
Виды нарушений письменной речи и рекомендации по их коррекции
Доклад для учителей начальной школы...