Конспект подгруппового логопедического занятия в 5 классе
план-конспект занятия (5 класс) по теме
Конспект подгруппового занятия в 5 классе
Тема: В гостях у звуков речи.
Лексическая тема: Спорт.
Цель: закрепить знания о двойной роли букв Е, Ё, Ю, Я.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_v_5_klasse.doc | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия в 5 классе
Тема: В гостях у звуков речи.
Лексическая тема: Спорт.
Цель: закрепить знания о двойной роли букв Е, Ё, Ю, Я;
Задачи:
- Обобщить и закрепить знания по теме “Фонетика”.
- Дифференциация гласных 1-2 ряда и твёрдых и мягких согласных перед ними; функции гласных 1-2 ряда.
3. Развитие фонематического анализа и синтеза, звуко-буквенного анализа.
4. Развивать познавательный интерес к предмету.
5. Воспитывать речевую культуру.
- Ход занятия
- 1. Организационный момент.
– Здравствуйте! Ребята, вы любите ходить в гости? Сегодня мы побываем в гостях у звуков речи. Откройте тетради и запишите число.
Но без подарков в гости ходить неприлично. Что же нам подарить? Конечно, наши знания. Готовы к испытаниям? И вот первое задание.
- 2. Проверка знаний.
Из разрозненных слов собрать предложение.
Выполнить синтаксический разбор предложения. Начертить схему предложения.
мест. гл. сущ. В.п. прил. сущ. Т.п. 4
Мы играем в баскетбол новыми мячами.
– О чём это предложение? (О спорте)
- Наша тема сегодня «Спорт».
- Ребята, охарактеризуйте звуки в слове мы
[м] – согласный, звонкий, твёрдый, непарный
[ы] – гласный, ударный
– Вам известно, что звуки речи составляют слова, каждое слово обозначает какое-то понятие. Что такое мяч? Что такое баскетбол? Мы ведь можем дать определение этим словам? У слова есть лексическое значение.
- Имеют ли такое свойство – обозначать понятие – звуки речи? Произнесите звуки:
[ф] [т] [л] [б] и [у] [о] [а]
– Будет ли понятно, что вы хотели сказать? (Нет)
– Составьте слова, используя только гласные или только согласные. Возможно это сделать? А теперь объедините их и составьте слово. (Футбол)
Сделаем вывод: Сами по себе звуки речи не обозначают какого-нибудь понятия, но если их подобрать определенным образом, то можем получить слово.
- 3. Знакомство с новой темой урока
– Ребята, мудрая сова вам подготовила загадки. Если вы догадаетесь, о каких буквах идет в них речь, вы приоткроете завесу тайны гласных букв.
На дворе – такая жалость! –
Наша лесенка сломалась.
Наша лесенка сломалась,
Буква ... зато осталась... (Е)
Буква Е передохнула,
Как тотчас же на неё
Пара птенчиков вспорхнула –
Получилась буква… (Ё)
Чтобы О не укатилось,
Крепко к столбику прибью.
Ой, смотрите-ка,
Что случилось:
Получилась буква… (Ю)
Поглядите-ка, друзья,
Смастерил скворечник я.
А в скворечник залетела
Вместо птички – буква... (Я)
– Давайте попробуем произнести эти буквы. Какие звуки слышатся?
Вывод.
– Итак, буквы е, ё, ю, я обозначают два звука, е – [й'э], ё – [й'о], ю – [й'у], я – [й'а]. Записали в тетрадь.
– Но всегда ли буквы е, ё, ю, я обозначают два звука. Посмотрите внимательно на доску.
мяч [м'ач], бревно [бр'эвно]. Слова записаны столбиком.
– Запишем транскрипцию этих слов и посмотрим, какие звуки обозначают буквы е, ё, ю, я.
Вызывается ученик записать транскрипцию.
- Сверим записанную транскрипцию в тетрадях с доской. Всё ли у вас правильно?
– Где стоят буквы е, ё, ю, я в словах данного столбика? (После согласной)
– Сколько и какие звуки они обозначают? (Один звук [э, о, у, а])
– Какие согласные стоят перед гласными звуками? (Мягкие.)
Вспоминаем!
Если буквы е, ё, ю, я стоят после согласной , то они обозначают один звук [э, о, у, а] и смягчают предыдущий согласный.
Итак, первая роль букв е, ё, ю, я – это смягчение согласной.
- Может ещё одну роль этих букв вы сами мне назовёте?
Понаблюдаем за этими же буквами, но в других позициях.
юла [йула], брусья [брус'йа], съёмка [сйомка], боец [ба'йэц]
Из полученных наблюдений сделайте вывод.
(Буквы е, ё, ю, я в начале слова, после букв ъ и ь и перед гласными обозначают два звука)
– Какую же двойную роль выполняют буквы е ё ю я?
Если буквы е, ё, ю, я стоят после согласного, они обозначают один звук и указывают на мягкость предыдущего согласного.
Если буквы е, ё, ю, я стоят в начале слова, после ъ и ь, после гласной, они обозначают два звука.
- Эти гласные называются гласные 2 ряда: е, ё, ю, я
- Соответственно гласные 1 ряда: а, о, у, ы, э, и
- 4. Закрепление нового материала
– Итак, мы раскрыли тайну этих двойных агентов, гласных букв Е Ё Ю Я. А теперь нужно испытать их в деле. И постараемся не путать гласные 1 и 2 ряда.
- а) Записать транскрипцию слов.
- кольца [кол'ца] Есть ли в этом слове гласные 2 ряда? А 1 ряда?
- тренер [тр'эн'эр] Есть ли в этом слове гласные 1 ряда? А 2 ряда? Какие звуки
- они обозначают?
- копья [коп'йа] Есть ли в этом слове гласные 1 ряда? А 2 ряда? Какие звуки
они обозначают?
б) Вставить пропущенные буквы (работа с карточками).
Шт..нг.., брусь.., футбольна.. ф..рма, эстаф..тна.. палочк.., канат для перет..гивани.., метание копь..
В зал.. нова.. гимнастическа.. ст..ка. Тр..нер переставил бегову.. дорожку в угол.
5. Итог занятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза и развитию тонкой моторики рук для учащихся 4 класса "В мастерской у пчёлки Майи".
В конспекте представлены различные логопедические задания, направленные на коррекцию дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза и на развитие тонкой моторики рук. В ходе занятия использу...
Конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции смешанного вида дисграфии для учащихся 5-6 классов по теме:"Вода"
Данное занятие направлено на коррекцию смешанного вида дисграфии у учащихсчя 5-6 классов по лексической теме:"Вода" . В ходе данного занятия ученики, выполняя различные логопедические...
Конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции письменной речи для учащихся 6-8 классов по теме "Великие творцы Победы"
Логопедические занятия, проводимые в школе, направлены не только на устранение недостатков устной и письменной речи, но и на развитие познавательных способностей учащихся, расширение их кругозора, фор...
КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ по коррекции аграмматической дисграфии у учащихся 4-го класса
КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ по коррекции аграмматической дисграфии у учащихся 4-го класса...
Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной к школе группе. Тема занятия: «Животные моего края. Слог. Слово. Предложение».
Обобщение и систематизация знаний о диких животных Арктики, их внешнем виде и образе жизни. Уточнение, активизация и актуализация словаря по теме «Животные Арктики» (тундра, животное, белый медведь, п...
Конспект подгруппового логопедического занятия в 1 классе по теме: “Дифференциация звуков “Л” - “Ль”. Логопедическая викторина”. Лексическая тема «Приключения Колобка».
Конспект подгруппового логопедического занятия в 1 классе по теме: “Дифференциация звуков “Л” - “Ль”. Логопедическая викторина”. Лексическая тема «...
Конспект подгруппового логопедического занятия для детей подготовительной группы с логопедическим заключением: ОНР, 3 уровень речевого развития.) "На острове сокровищ"
Данная методическая разработка учитывает особенности работы с детьми ОВЗ, с логопедическим заключением ОНР , 3 речевого уровня...