Конспект подгруппового логопедического занятия в 5 классе
план-конспект занятия (5 класс) по теме

Семёнова Анастасия Александровна

Конспект подгруппового занятия в 5 классе

Тема: В гостях у звуков речи.

Лексическая тема: Спорт.

Цель: закрепить знания о двойной роли букв ЕЁЮЯ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_v_5_klasse.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в 5 классе

Тема: В гостях у звуков речи.

Лексическая тема: Спорт.

Цель: закрепить знания о двойной роли букв ЕЁЮЯ;

Задачи:

  1. Обобщить и закрепить знания по теме “Фонетика”.
  2. Дифференциация гласных 1-2 ряда и твёрдых и мягких согласных перед ними; функции гласных 1-2 ряда.

3.  Развитие фонематического анализа и синтеза, звуко-буквенного анализа.

4. Развивать познавательный интерес к предмету.

5. Воспитывать речевую культуру.

  1. Ход занятия
  2. 1. Организационный момент.

– Здравствуйте! Ребята, вы любите ходить в гости?  Сегодня мы побываем в гостях у звуков речи. Откройте тетради и запишите число.
Но без подарков в гости ходить неприлично. Что же нам подарить? Конечно, наши знания. Готовы к испытаниям? И вот первое задание.

  1. 2. Проверка знаний.

Из разрозненных слов собрать предложение.
Выполнить синтаксический разбор предложения. Начертить схему предложения.

мест.         гл.                      сущ. В.п.                прил.                сущ. Т.п.    4

Мы играем в баскетбол новыми мячами.

– О чём это предложение? (О спорте)

- Наша тема сегодня «Спорт».

- Ребята, охарактеризуйте звуки в слове мы

[м] – согласный, звонкий, твёрдый, непарный
[ы] – гласный, ударный

– Вам известно, что звуки речи составляют слова, каждое слово обозначает какое-то понятие. Что такое мяч? Что такое баскетбол? Мы ведь можем дать определение этим словам? У слова есть лексическое значение.

- Имеют ли такое свойство – обозначать понятие – звуки речи? Произнесите звуки:

[ф] [т] [л] [б]  и [у] [о] [а]

– Будет ли понятно, что вы хотели сказать? (Нет)

– Составьте слова, используя только гласные или только согласные. Возможно это сделать? А теперь объедините их и составьте слово. (Футбол)

Сделаем вывод: Сами по себе звуки речи не обозначают какого-нибудь понятия, но если их подобрать определенным образом, то можем получить слово.

  1. 3. Знакомство с новой темой урока

– Ребята, мудрая сова вам подготовила загадки. Если вы догадаетесь, о каких буквах идет в них речь, вы приоткроете завесу тайны гласных букв.

На дворе – такая жалость! –
Наша лесенка сломалась.
Наша лесенка сломалась,
Буква ... зато осталась... 
(Е) 

Буква Е передохнула,
Как тотчас же на неё
Пара птенчиков вспорхнула – 
Получилась буква… 
(Ё) 

Чтобы О не укатилось,
Крепко к столбику прибью.
Ой, смотрите-ка,
Что случилось:
Получилась буква… 
(Ю)

Поглядите-ка, друзья,
Смастерил скворечник я.
А в скворечник залетела
Вместо птички – буква... 
(Я)


– Давайте попробуем произнести эти буквы. Какие звуки слышатся?

Вывод.

– Итак, буквы еёюя обозначают два звука, е – [й'э], ё – [й'о], ю – [й'у], я – [й'а]. Записали в тетрадь.

– Но всегда ли буквы е, ё, ю, я обозначают два звука. Посмотрите внимательно на доску.

мяч [м'ач], бревно [бр'эвно]. Слова записаны столбиком.

– Запишем транскрипцию этих слов и посмотрим, какие звуки обозначают буквы еёюя.

 Вызывается ученик записать транскрипцию.

- Сверим записанную транскрипцию в тетрадях с доской. Всё ли у вас правильно? 

– Где стоят буквы еёюя в словах данного столбика? (После согласной)
– Сколько и какие звуки они обозначают? (
Один звук [э, о, у, а])
– Какие согласные стоят перед гласными звуками? (
Мягкие.)

Вспоминаем!

Если буквы еёюя стоят после согласной , то они обозначают один звук [э, о, у, а] и смягчают предыдущий согласный.
Итак, первая роль букв е, ё, ю, я – это смягчение согласной.

- Может ещё одну роль этих букв вы сами мне назовёте?

Понаблюдаем за этими же буквами, но в других позициях.

юла [йула], брусья [брус'йа], съёмка [сйомка], боец [ба'йэц]

Из полученных наблюдений сделайте вывод.

(Буквы еёюя в начале слова, после букв ъ и ь и перед гласными обозначают два звука)

– Какую же двойную роль выполняют буквы е ё ю я?

Если буквы еёюя стоят после согласного, они обозначают один звук и указывают на мягкость предыдущего согласного.
        Если буквы 
еёюя стоят в начале слова, после ъ и ь, после гласной, они обозначают два звука.

- Эти гласные называются гласные 2 ряда: е, ё, ю, я

- Соответственно гласные 1 ряда: а, о, у, ы, э, и

  1. 4. Закрепление нового материала

– Итак, мы раскрыли тайну этих двойных агентов, гласных букв Е Ё Ю Я. А теперь нужно испытать их в деле. И постараемся не путать гласные 1 и 2 ряда.

  1. а) Записать транскрипцию слов.
  2. кольца [кол'ца]           Есть ли в этом слове гласные 2 ряда? А 1 ряда?
  3. тренер [тр'эн'эр]        Есть ли в этом слове гласные 1 ряда? А 2 ряда? Какие звуки
  4.                                      они обозначают?        
  5. копья [коп'йа]            Есть ли в этом слове гласные 1 ряда? А 2 ряда? Какие звуки

                                     они обозначают? 

б) Вставить пропущенные буквы (работа с карточками).      

Шт..нг..,    брусь.., футбольна..   ф..рма,    эстаф..тна..    палочк..,  канат   для    перет..гивани.., метание копь..

В зал..  нова..  гимнастическа..   ст..ка.  Тр..нер   переставил бегову..  дорожку в угол.

5.  Итог занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза и развитию тонкой моторики рук для учащихся 4 класса "В мастерской у пчёлки Майи".

В конспекте представлены различные логопедические задания, направленные на коррекцию дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза и на развитие тонкой моторики рук. В ходе занятия использу...

Конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции смешанного вида дисграфии для учащихся 5-6 классов по теме:"Вода"

Данное занятие направлено на коррекцию смешанного вида дисграфии у учащихсчя 5-6 классов по лексической теме:"Вода" . В  ходе данного занятия  ученики, выполняя различные логопедические...

Конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции письменной речи для учащихся 6-8 классов по теме "Великие творцы Победы"

Логопедические занятия, проводимые в школе, направлены не только на устранение недостатков устной и письменной речи, но и на развитие познавательных способностей учащихся, расширение их кругозора, фор...

КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ по коррекции аграмматической дисграфии у учащихся 4-го класса

КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ по  коррекции аграмматической дисграфии у учащихся 4-го класса...

КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ по коррекции артикуляторно-акустической дисграфии у учащихся 2-го класса

КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ по  коррекции артикуляторно-акустической дисграфии у учащихся 2-го класса...

Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной к школе группе. Тема занятия: «Животные моего края. Слог. Слово. Предложение».

Обобщение и систематизация знаний о диких животных Арктики, их внешнем виде и образе жизни. Уточнение, активизация и актуализация словаря по теме «Животные Арктики» (тундра, животное, белый медведь, п...

Конспект подгруппового логопедического занятия в 1 классе по теме: “Дифференциация звуков “Л” - “Ль”. Логопедическая викторина”. Лексическая тема «Приключения Колобка».

Конспект подгруппового логопедического занятия в 1 классе по теме: “Дифференциация звуков “Л” - “Ль”.  Логопедическая викторина”. Лексическая тема «...