Канис-терапия
рабочая программа
Канис-терапия для детей 1-4 класс с умственной отсталостью
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avtorskaya_metodika.docx | 37.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Авторская методика Максимовой О.В. по организации работы с обучающимися с ОВЗ: использование учителем-дефектологом инновационного метода канис-терапии в коррекционно-развивающей работе с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), 1-4 класс.
Цель методики по использованию учителем-дефектологом инновационного метода канис-терапии в коррекционно-развивающей работе с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), 1-4 класс (далее - Методика) – социализация и повышение адаптационных возможностей обучающихся с ОВЗ, 1-4 класс, имеющих недоразвитие эмоционально-личностной сферы, через организацию социально активной среды, моделируемой педагогом.
Основные задачи:
- развивать способности к взаимодействию с окружающими;
- формировать положительный эмоциональный фон, трансформировать страхи, агрессии
и самоагрессии;
- развивать навыки планирования и контроля;
- развивать общую и мелкую моторику;
- стимулировать познавательную и творческую активность;
- развивать игровые навыки;
- развивать когнитивные функции.
Основные разделы (таблица 1):
- комплексное обследование обучающихся;
- адаптивное занятие;
- развитие способности к взаимодействию и повышению качества контакта, эмоциональное развитие;
- оценка уровня развития, подведение итогов.
Методика рассчитана на работу с обучающимися 1 - 4 классов. Занятия проводятся 2 раза в неделю, 68 занятий в год, 34 учебные недели.
Скорость освоения материала зависит от наличия нарушений и уровня психофизического развития обучающегося. Переход от одного этапа работы к другому является недирективным и зависит от возможностей и потребностей ребенка с ОВЗ. Упражнения и игры не привязаны к какому-либо этапу, и их использование зависит от задач, поставленных специалистом в процессе психокоррекционной работы.
Материально-техническое обеспечение: оборудованный кабинет. Игровой материал для сюжетно-ролевых, подвижных игр, дидактический материал, материал для изобразительной деятельности, куклы-марионетки, петрушечные куклы,. Функционально ориентированные игрушки и пособия для развития сенсомоторных функций (плоские и объемные геометрические фигуры разной величины, спортивный инвентарь, мягкие модули, предметные картинки и др.).
Основной формой обучения являются индивидуальные и групповые занятия, принцип коррекционной направленности является ведущим.
При изучении данного курса используются элементы следующих образовательных технологий: игровые технологии, арт-терапевтические технологии, технологии развивающего обучения («зона ближайшего развития»).
Знания, умения и навыки не оцениваются. Достижение планируемых результатов освоения коррекционно-развивающего курса оценивается по итогам диагностики. Психолого-педагогическое обследование проводится в начале и в конце учебного года.
Таблица 1
Тематическая план-сетка занятий
№ п/п | Тема занятия | Цели и задачи | Методы и приёмы | Личностные результаты | Дидактический материал, оборудование |
1 четверть | |||||
Комплексное обследование обучающихся (5 часов) | |||||
1 | Исследование эмоционально-волевой сферы. | Определение первичного уровня развития | Диагностика | Диагностический инструментарий | |
2 | Исследование коммуникативной стороны речи | Определение первичного уровня развития | Диагностика | Диагностический инструментарий | |
3 | Исследование мелкой и крупной моторики, | Определение первичного уровня развития | Диагностика | Диагностический инструментарий | |
4 | Исследование крупной моторики | Определение первичного уровня развития. | Диагностика | Диагностический инструментарий | |
5 | Исследование мелкой моторики | Определение первичного уровня развития. | Диагностика | Диагностический инструментарий | |
Адаптационное занятие (4 часа) | |||||
6 | Просмотр фильмов, книг, фотографий с собаками, беседа о правилах поведения с собакой, привыкание к кабинету, специалисту | Формирование положительного отношения к собаке, адаптация к новой игровой среде. | Беседа, просмотр фильмов, фотографий | Умеет вступить в контакт и общаться в соответствии с возрастом и социальным статусом собеседника. | Фотографии, фильмы о собаках |
7 | Знакомство с собакой, подвижные игры. | Формирование навыков общения с собакой | Игра | Владеет навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия (знакомство) | Атрибуты игры |
8 | Интерактивные игры | Формирование коммуникативных навыков общения в группе, умение договариваться, обсуждать свои впечатления. | Игра | Владеет навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия (обращение друг к другу) | Атрибуты игры |
9 | Интерактивные игры | Формирование коммуникативных навыков общения в группе, умение выразить свое отношение к происходящему | Игра | Владеет навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия (обращение друг к другу) | Атрибуты игры |
Развитие способности к взаимодействию и повышение качества контакта, эмоциональное развитие (57 часов) | |||||
10 | Упражнения с элементами основных движений (ходьба по прямой, ходьба змейкой) | Развитие общей моторики и координации движений. | Игры с мячом Игра «Пройди по линии», «Пройди по линии», проведи собаку по дорожке | Умеет вступить в контакт и общаться в соответствии с возрастом и социальным статусом собеседника. | Атрибуты игры |
11 | Упражнения с элементами основных движений (лазание через туннель, перешагивание через препятствие) | Развитие общей моторики и координации движений. | Игры с мячом Игра «Проползи за собакой через туннель», «Перешагни через гимнастическую палку», «Кто выше» | Умеет реагировать на состояние окружающих и считаться с ним (соблюдать тишину, когда она необходима). | Атрибуты игры |
12 | Упражнения на сенсорной дорожке | Развитие общей моторики и координации движений. | Игра «Тир» Игра «Кольцеброс» | Умеет сотрудничать со взрослыми: принимает помощь, адекватно общается и реагирует на замечания. | Атрибуты игры |
13 | Упражнения на развитие статической координации движений | Формирование умения сотрудничать в процессе игры, выполнять инструкцию. Развитие общей моторики и движений. | Игра «День, ночь» | Умеет сотрудничать со взрослыми: принимает помощь, адекватно общается и реагирует на замечания. | Атрибуты игры |
14 | Упражнения на развитие динамической координации движений | Формирование умения сотрудничать в процессе игры, выполнять инструкцию. Развитие общей моторики и движений | Игры в футбол, волейбол | Умеет сотрудничать со взрослыми: принимает помощь, адекватно общается и реагирует на замечания. | Атрибуты игры |
15 | Упражнения на ритмическую организацию движений, переключаемость | Формирование навыков ритмичного, последовательного выполнения движений. | «Танцуем вальс» | Умеет сотрудничать со взрослыми: принимает помощь, адекватно общается и реагирует на замечания. | Атрибуты игры, проигрыватель, музыкальная запись |
16 | Упражнение на развитие мелкой моторики. | Формирование мелкой моторики, тактильных впечатлений. | Пальчиковая гимнастика, тактильные игры «Определи на ощупь часть тела собаки», «Найди самое теплое место на теле собаки» | Умеет работать в группе сверстников: принимает и оказывает помощь, адекватно высказывает свое мнение и выслушивает чужое. Адекватно оценивает свою работу и работу других | Атрибуты тактильных игр: щетки с различным ворсом, влажные губки, пальчиковые массажеры. |
17 | Упражнение на развитие мелкой моторики. | Формирование мелкой моторики, тактильных впечатлений. | Пальчиковая гимнастика, тактильные игры, штриховки, изобразительная деятельность, конструирование. | Способен понимать, принимать эстетические потребности, ценности и чувства | Атрибуты тактильных игр: щетки с различным ворсом, влажные губки, пальчиковые массажеры, предметы изодеятельности. |
18 | Упражнение на развитие мелкой моторики. | Формирование мелкой моторики, тактильных впечатлений. | Пальчиковая гимнастика, тактильные игры, штриховки, изобразительная деятельность, конструирование. | Выполняет насущно необходимые действия (бытовые навыки: самостоятельно поесть, одеться и тд). | Атрибуты тактильных игр: щетки с различным ворсом, влажные губки, пальчиковые массажеры, предметы изодеятельности. |
2 четверть | |||||
1 | Игра «Парикмахерская» (прическа для Руни) | Формирование навыков сюжетной игры, умения планировать свою деятельность. | Игра | Владеет навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия. | Атрибуты игры: расческа, резинки, игрушечные ножницы и др. |
2 | Изготавливаем украшения для Руни | Формирование навыков целенаправленной деятельности, социально-бытовых умений развитие мелкой моторики | Нанизывание бусин, пуговиц на нитку | владеет социально – бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни. | Бусины и др. |
3 | Игра «Собираемся на прогулку». | Формирование навыков целенаправленной деятельности, социально-бытовых умений, развитие мелкой моторики | Одежда для собаки, одевание собаки. | Выполняет насущно необходимые действия (бытовые навыки: самостоятельно одеться | Одежда для собаки |
4 | Игра «Собираемся на прогулку». Упражнение на развитие мелкой моторики. | Формирование мелкой моторики, тактильных впечатлений. | Застегивание и расстегивание пуговиц, молний, кнопок, крючков. | Выполняет насущно необходимые действия (бытовые навыки: самостоятельно одеться | Одежда для собаки |
5 | Игра «Собираемся на прогулку». | Формирование навыков целенаправленной деятельности, социально-бытовых умений, знание правил поведения в общественных местах | Сюжетные игры: посещение магазина, почты, аптеки. | Владеет навыками сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях (умеет самостоятельно одеться на прогулку, застегнуть пуговицы) | Атрибуты игры |
6 | Игра «Чаепитие». | Формирование навыков целенаправленной деятельности, социально-бытовых умений, развитие мелкой моторики | Завинчивание и отвинчивание крышек у пузырьков, баночек, доставание бусин ложкой из стакана | Владеет навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия (поведение за столом). | Атрибуты игры |
7 | Игра «Чаепитие». Классификация овощи, фрукты, мясные, молочные, хлебобулочные изделия. | Формирование навыков целенаправленной деятельности, социально-бытовых умений, развитие мелкой моторики. | Упражнения на классификацию, дифференциацию продуктов. | Владеет навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия (поведение за столом). | Атрибуты игры |
8 | Игра «Чаепитие». | Формирование навыков культуры поведения за столом, сервировки стола. Понятия чайная, столовая посуда. | Сервировка стола, правила поведения за столом. | Владеет навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия (поведение за столом). | Атрибуты игры |
9 | Арттерапевтические упражнения. Рисуем портрет собаки по кругу. | Развитие умения взаимодействовать в группе, коррекция недостатков развития мелкой моторики, тактильных ощущений. | Выполнение рисунка | Способен понимать, принимать эстетические потребности, ценности и чувства | Карандаши, краски, бумага. |
10 | Арттерапевтические упражнения. Аппликация из шерсти. | Развитие мелкой моторики, тактильных ощущений. | Работа с аппликацией | Способен понимать, принимать эстетические потребности, ценности и чувства | Шерсть, картон, клей. |
11 | Арттерапевтические упражнения. Формообразующие движения | Развитие мелкой моторики | Работа с пластилином | Способен понимать, принимать эстетические потребности, ценности и чувства | пластилин |
12 | Игра «Прятки» | Формирование навыков сюжетной игры, умения планировать свою деятельность, взаимодействовать в группе. | Нахождение спрятанных предметов, игра с кликером «Горячо-холодно» | Способен адекватно оценивать свои возможности, в насущно необходимом жизнеобеспечении. | Мягкие игровые модули. |
13 | Игра «Прятки» | Формирование навыков сюжетной игры, умения планировать свою деятельность, взаимодействовать в группе. | Нахождение спрятанных предметов, игра с кликером «Горячо-холодно» | Проявляет готовность к самостоятельной жизни. | игрушки |
14 | Игра «Прятки» | Формирование навыков координации движений, умения планировать свою деятельность, взаимодействовать в группе. | Нахождение спрятанных предметов, игра с кликером «Горячо-холодно» | Проявляет готовность к самостоятельной жизни. | Мягкие игровые модули. |
3 четверть | |||||
1 | Игра «Волшебный мешочек» | Формирование тактильных ощущений, умения описывать свои впечатления. | Распознавание, описание игрушек. | Проявляет готовность к самостоятельной жизни. | Игрушки |
2 | Чтение сказки «Репка». Пальчиковый театр «Репка» | Формирование навыков выразительного чтения, пересказа. | Чтение, театрализация. | Способен понимать, принимать эстетические ценности (русские народные сказки). | Кукольный театр. |
3 | Сюжетная игра «Репка» | Формирование навыков сюжетной игры, умения планировать свою деятельность | Игра | Владеет навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия (умеет договариваться в процессе игры). | Маски |
4 | Сюжетная игра «У медведя во бору» | Формирование навыков сюжетной игры, умения планировать свою деятельность | Игра | Сформированы навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях (в игре). | Маски, предметные картинки |
5 | Сюжетная игра «У медведя во бору» | Формирование навыков сюжетной игры, умения планировать свою деятельность | Игра | Владеет навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия (умеет договариваться в процессе игры). | Маски, предметные картинки |
6 | Сюжетная игра «Колечко» | Формирование навыков сюжетной игры, умения планировать свою деятельность | Игра | Сформированы навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях (в игре). | Маски, предметные картинки |
7 | Кукольный театр для Руни | Формирование эмоциональной стороны речи. | Кукольный театр. | Способен понимать, принимать эстетические ценности (русские народные сказки). | Кукольный театр. |
8 | Имитационные движения для кистей рук (театр для Руни) | Развитие общей моторики и координации движений | Пальчиковый театр | Проявляет готовности к самостоятельной жизни | Ширма |
9 | Игра – упражнение «Палочка – узнавалочка» | Развитие понятийного и вербального мышления. | Коррекционное упражнение. | Проявляет готовности к самостоятельной жизни | Атрибуты к игре. |
10 | Упражнение «Целое – часть». | Развитие глазомера и зрительно-моторных координаций. | Коррекционное упражнение. | Проявляет готовность к самостоятельной жизни (способен планировать свою деятельность). | Атрибуты к упражнению. |
11 | Упражнение «Сложи рисунки из фигур». | Развивать восприятие формы, цвета. | Коррекционно-развивающее упражнение | Понимает эстетические потребности, ценности и чувства | Атрибуты к упражнению. |
12 | Дидактические игры | Формирование навыков целенаправленной деятельности, развитие познавательной активности, | Игры с цифрами и числами | Сформирована мотивация к обучению | Карточки с цифрами, предметные картинки |
13 | Дидактические игры | Формирование навыков целенаправленной деятельности, развитие познавательной активности, | Игры с буквами | Сформирована мотивация к обучению | Карточки с буквами, предметные картинки, игрушки |
14 | Дидактические игры | Формирование навыков целенаправленной деятельности, развитие познавательной активности, | Игры со словами | Сформирована мотивация к обучению | Карточки со словами, предметные картинки, игрушки |
15 | Игра «Телефон» | Формирование навыков целенаправленной деятельности, социально-бытовых умений, развитие мелкой моторики | Упражнения на запоминание жизненно – важных телефонов. | Владеет навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия (ведет диалог по телефону). | Цифры, телефон. |
16 | Сюжетная игра «Больница» (Лечим Руни) | Формирование навыков сюжетной игры, умения планировать свою деятельность. | Игра | Владеет навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия (умение просить о помощи). | Атрибуты игры |
17 | Сюжетная игра «Больница» (телефон экстренной службы) | Формирование навыков сюжетной игры, умение обратиться за помощью, описать, свое состояние. | Игра | Владеет навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия (знание телефонов). | Атрибуты игры |
18 | Сюжетная игра «Продуктовый магазин» (Делаем покупки для Руни) | Формирование навыков сюжетной игры, умения планировать свою деятельность. | Игра | Владеет навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия (умение вести диалог в магазине). | Атрибуты игры |
19 | Сюжетная игра «Магазин одежды» (делаем покупки для Руни) | Формирование навыков сюжетной игры, умение измерять рост, определять размер, выбирать одежду по сезону, осуществлять уход за одеждой | Игра | Владеет навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия (умение вести диалог в магазине). | Атрибуты игры |
4 четверть | |||||
1 | Сюжетная игра «Обувной магазин» (делаем покупки для Руни) | Формирование навыков сюжетной игры, умение определять размер обуви, сезонность обуви, осуществлять уход за обувью | Игра | Владеет навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия (умение вести диалог в магазине). | Атрибуты игры |
2 | Свободная деятельность в рамках знакомых упражнений | Формирование умения сотрудничать в процессе игры, выполнять инструкцию. Развитие общей моторики и движений | Игры | Умеет планировать свою деятельность. | Мягкие модули, атрибуты игр, изобразительные средства |
3 | Свободная деятельность в рамках знакомых упражнений | Формирование умения сотрудничать в процессе игры, выполнять инструкцию. Развитие общей моторики и движений | Игры | Умеет планировать свою деятельность. | Мягкие модули, атрибуты игр, изобразительные средства |
4 | Дидактическая игра «За одну минуту» | Развитие внутреннего плана действий. Развитие чувства времени. | Коррекционное упражнение. | Умеет планировать свою деятельность. | Атрибуты к игре. |
5 | Игра – упражнение «Форма - цвет». Разгадай рисунок Руни | Развитие абстрактного мышления. | Коррекционное упражнение. | Умеет планировать свою деятельность. | Атрибуты к упражнению. |
6 | Дидактическая игра «Шумящие коробочки» | Развитие слуховых ощущений. | Коррекционно-развивающее упражнение | Сформированы адекватные представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении (умение различать окружающие звуки) | Атрибуты к игре. |
7 | Конструирование «Моя улица». | Формировать умение создавать различные постройки. Развивать творческое воображение. | Конструирование. | Понимает эстетические потребности, ценности и чувства | Строительный материал. |
8 | Конструирование «Город собак». | Формировать умение создавать различные постройки. Развивать творческое воображение. | Конструирование. | Понимает эстетические потребности, ценности и чувства | Строительный материал. |
9 | Изодеятельность «Город собак». | Формировать умение изображать различные постройки. Развивать творческое воображение. | Изобразительная деятельность | Понимает эстетические потребности, ценности и чувства | Строительный материал. |
10 | Игра – задание «Запомни и нарисуй». | Развивать умение анализировать, умение воспроизводить образец. | Коррекционное упражнение. | Сформированы адекватные представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении (умение вести диалог) | Комплект рисунков. |
11 | Упражнение «Разговор с руками» | Развитие моторной деятельности. | Коррекционно-развивающее упражнение | Сформированы адекватные представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении (умение вести диалог) | Атрибуты к упражнению. |
12 | Рисование «Волшебная ладошка». | Развивать творческое воображение. | Изотерапия | Воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств | Бумага, краски. |
13 | Дидактическое упражнение «Объедини по смыслу» | Развивать мышление, умение выделять существенные признаки. | Коррекционное упражнение. | Сформированы адекватные представления о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении. | Предметные и сюжетные картинки. |
14 | Игры на спортивной площадке | Формирование умения сотрудничать в процессе игры, выполнять инструкцию. Развитие общей моторики и движений | Игры | Участвует в спортивно – оздоровительных мероприятиях | Спортивный инвентарь. |
15 | Игры на спортивной площадке | Формирование умения сотрудничать в процессе игры, выполнять инструкцию. Развитие общей моторики и движений | Игры | Участвует в спортивно – оздоровительных мероприятиях | Спортивный инвентарь. |
Оценка уровня развития, подведение итогов (2 часа) | |||||
16 | Обследование эмоционально- волевой сферы обучающихся. | Определение уровня развития эмоционально - волевой сферы. | Диагностика | Диагностический инструментарий | |
17 | Обсуждение результатов итоговой диагностики. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Канис-терапия – технология формирования коммуникативных навыков у детей с ТМНР
Статья знакомит с опытом использования метода канис-терапия (специально обученнх собак) на занятиях с детьми стяжелыми и множественными нарушениями в развитии....
Развивающие задания на коррекционных занятиях для детей с ТМНР с применением метода канис-терапии
Включая метод канис-терапия в занятия необходимо помнить, что:Идеально если ребенку интересна собака.Можно работать если ребенок боится собаки.Набор инструментария и упражнений зависит от возмож...