Канис-терапия
рабочая программа

Швырева Надежда Александровна

Канис-терапия для детей 1-4 класс с умственной отсталостью

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avtorskaya_metodika.docx37.14 КБ

Предварительный просмотр:

Авторская методика Максимовой О.В.  по организации работы с обучающимися с ОВЗ: использование учителем-дефектологом инновационного метода канис-терапии в коррекционно-развивающей работе с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), 1-4 класс.

Цель методики по использованию учителем-дефектологом инновационного метода канис-терапии в коррекционно-развивающей работе с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), 1-4 класс (далее - Методика) – социализация и повышение адаптационных возможностей обучающихся с ОВЗ, 1-4 класс, имеющих недоразвитие эмоционально-личностной сферы, через организацию социально активной среды, моделируемой педагогом.

Основные задачи:

- развивать способности к взаимодействию с окружающими;

- формировать положительный эмоциональный фон, трансформировать страхи, агрессии  

  и самоагрессии;

- развивать навыки планирования и контроля;

- развивать общую и мелкую моторику;

- стимулировать познавательную и творческую активность;

- развивать игровые навыки;

- развивать когнитивные функции.

Основные разделы (таблица 1):

- комплексное обследование обучающихся;

- адаптивное занятие;

- развитие способности к взаимодействию и повышению качества контакта, эмоциональное развитие;

- оценка уровня развития, подведение итогов.

Методика рассчитана на работу с обучающимися 1 - 4 классов. Занятия проводятся 2 раза в неделю, 68 занятий в год, 34 учебные недели.

Скорость освоения материала зависит от наличия нарушений и уровня психофизического развития обучающегося. Переход от одного этапа работы к другому является недирективным и зависит от возможностей и потребностей ребенка с ОВЗ. Упражнения и игры не привязаны к какому-либо этапу, и их использование зависит от задач, поставленных специалистом в процессе психокоррекционной работы.

 Материально-техническое обеспечение: оборудованный кабинет. Игровой материал для сюжетно-ролевых, подвижных игр, дидактический материал, материал для изобразительной деятельности, куклы-марионетки, петрушечные куклы,. Функционально ориентированные игрушки и пособия для развития сенсомоторных функций (плоские и объемные геометрические фигуры разной величины, спортивный инвентарь, мягкие модули, предметные картинки и др.).

 Основной  формой  обучения  являются индивидуальные и групповые занятия, принцип коррекционной направленности   является ведущим.

При изучении данного курса используются элементы следующих образовательных  технологий: игровые  технологии,  арт-терапевтические технологии, технологии развивающего обучения («зона ближайшего развития»). 

        Знания, умения и навыки   не оцениваются. Достижение планируемых результатов освоения коррекционно-развивающего курса оценивается по итогам диагностики. Психолого-педагогическое обследование проводится в начале и в конце учебного года.    

Таблица 1

Тематическая план-сетка занятий

№ п/п

Тема занятия

Цели и задачи

Методы и приёмы

Личностные результаты

Дидактический материал, оборудование

1 четверть

Комплексное обследование обучающихся (5 часов)

1

Исследование эмоционально-волевой сферы.

Определение первичного уровня развития

Диагностика

Диагностический инструментарий

2

Исследование коммуникативной стороны речи

Определение первичного уровня развития

Диагностика

Диагностический инструментарий

3

Исследование мелкой и крупной моторики,

Определение первичного уровня развития

Диагностика

Диагностический инструментарий

4

Исследование крупной моторики

Определение первичного уровня развития.

Диагностика

Диагностический инструментарий

5

Исследование мелкой моторики

Определение первичного уровня развития.

Диагностика

Диагностический инструментарий

Адаптационное занятие (4 часа)

6

Просмотр фильмов, книг, фотографий с собаками, беседа о правилах поведения с собакой, привыкание к кабинету, специалисту

Формирование  положительного отношения к собаке, адаптация к новой игровой среде.

Беседа, просмотр фильмов, фотографий

Умеет вступить в контакт и общаться в соответствии с возрастом и социальным статусом собеседника.

Фотографии, фильмы о собаках

7

Знакомство с собакой, подвижные игры.

Формирование навыков общения с собакой

Игра

Владеет навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия (знакомство)

Атрибуты игры

8

Интерактивные игры

Формирование коммуникативных навыков общения в группе, умение договариваться, обсуждать свои впечатления.

Игра

Владеет навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия (обращение друг к другу)

Атрибуты игры

9

Интерактивные игры

Формирование коммуникативных навыков общения в группе, умение выразить свое отношение к происходящему

Игра

Владеет навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия (обращение друг к другу)

Атрибуты игры

Развитие способности к взаимодействию и повышение качества контакта, эмоциональное развитие (57 часов)

10

Упражнения с элементами основных движений (ходьба по прямой, ходьба змейкой)

Развитие общей моторики и координации движений.

Игры с мячом

Игра «Пройди по линии», «Пройди по линии», проведи собаку по дорожке

Умеет вступить в контакт и общаться в соответствии с возрастом и социальным статусом собеседника.

Атрибуты игры

11

Упражнения с элементами основных движений (лазание через туннель, перешагивание через препятствие)

Развитие общей моторики и координации движений.

Игры с мячом

Игра «Проползи за собакой через туннель», «Перешагни через гимнастическую палку», «Кто выше»

Умеет реагировать на состояние окружающих и считаться с ним (соблюдать тишину,  когда она необходима).

Атрибуты игры

12

Упражнения на сенсорной дорожке

Развитие общей моторики и координации движений.

Игра «Тир» Игра «Кольцеброс»

Умеет сотрудничать со взрослыми: принимает помощь, адекватно общается и реагирует на замечания.

Атрибуты игры

13

Упражнения на развитие статической координации движений

Формирование умения сотрудничать в процессе игры, выполнять инструкцию. Развитие общей моторики и  движений.

Игра «День, ночь»

Умеет сотрудничать со взрослыми: принимает помощь, адекватно общается и реагирует на замечания.

Атрибуты игры

14

Упражнения на развитие динамической координации движений  

Формирование умения сотрудничать в процессе игры, выполнять инструкцию. Развитие общей моторики и  движений

Игры в футбол, волейбол

Умеет сотрудничать со взрослыми: принимает помощь, адекватно общается и реагирует на замечания.

Атрибуты игры

15

Упражнения на ритмическую организацию движений, переключаемость

Формирование навыков ритмичного, последовательного выполнения движений.

«Танцуем вальс»

Умеет сотрудничать со взрослыми: принимает помощь, адекватно общается и реагирует на замечания.

Атрибуты игры, проигрыватель, музыкальная запись

16

Упражнение на развитие мелкой моторики.

Формирование мелкой моторики, тактильных впечатлений.

Пальчиковая гимнастика, тактильные игры «Определи на ощупь часть тела собаки», «Найди самое теплое место на теле собаки»

Умеет работать в группе сверстников: принимает и оказывает помощь, адекватно высказывает свое мнение и выслушивает чужое. Адекватно оценивает свою работу и работу других

Атрибуты тактильных игр: щетки с различным ворсом, влажные губки, пальчиковые массажеры.

17

Упражнение на развитие мелкой моторики.

Формирование мелкой моторики, тактильных впечатлений.

Пальчиковая гимнастика, тактильные игры, штриховки, изобразительная деятельность, конструирование.

Способен понимать, принимать эстетические потребности, ценности и чувства

Атрибуты тактильных игр: щетки с различным ворсом, влажные губки, пальчиковые массажеры, предметы изодеятельности.

18

Упражнение на развитие мелкой моторики.

Формирование мелкой моторики, тактильных впечатлений.

Пальчиковая гимнастика, тактильные игры, штриховки, изобразительная деятельность, конструирование.

Выполняет насущно необходимые действия (бытовые навыки: самостоятельно поесть, одеться и тд).

Атрибуты тактильных игр: щетки с различным ворсом, влажные губки, пальчиковые массажеры, предметы изодеятельности.

2 четверть

1

Игра «Парикмахерская» (прическа для Руни)

Формирование навыков сюжетной игры, умения планировать свою деятельность.

Игра

Владеет навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия.

Атрибуты игры: расческа, резинки, игрушечные ножницы и др.

2

Изготавливаем украшения для Руни

Формирование навыков целенаправленной деятельности, социально-бытовых умений развитие мелкой моторики

Нанизывание бусин, пуговиц на нитку

владеет социально – бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни.

Бусины и др.

3

Игра  «Собираемся на прогулку».

Формирование навыков целенаправленной деятельности, социально-бытовых умений, развитие мелкой моторики

Одежда для собаки, одевание собаки.

Выполняет насущно необходимые действия (бытовые навыки: самостоятельно одеться

Одежда для собаки

4

Игра  «Собираемся на прогулку». Упражнение на развитие мелкой моторики.

Формирование мелкой моторики, тактильных впечатлений.

Застегивание и расстегивание пуговиц, молний, кнопок, крючков.

Выполняет насущно необходимые действия (бытовые навыки: самостоятельно одеться

Одежда для собаки

5

Игра  «Собираемся на прогулку».

Формирование навыков целенаправленной деятельности, социально-бытовых умений, знание правил поведения в общественных местах

Сюжетные игры: посещение магазина, почты, аптеки.

Владеет навыками сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях (умеет самостоятельно одеться на прогулку, застегнуть пуговицы)

Атрибуты игры

6

Игра «Чаепитие».

Формирование навыков целенаправленной деятельности, социально-бытовых умений, развитие мелкой моторики

Завинчивание и отвинчивание крышек у пузырьков, баночек, доставание бусин ложкой из стакана

Владеет навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия (поведение за столом).

Атрибуты игры

7

Игра «Чаепитие». Классификация овощи, фрукты, мясные, молочные, хлебобулочные изделия.

Формирование навыков целенаправленной деятельности, социально-бытовых умений, развитие мелкой моторики.

Упражнения на классификацию, дифференциацию продуктов.

Владеет навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия (поведение за столом).

Атрибуты игры

8

Игра «Чаепитие».

Формирование навыков культуры поведения за столом, сервировки стола. Понятия чайная, столовая посуда.

Сервировка стола, правила поведения за столом.

Владеет навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия (поведение за столом).

Атрибуты игры

9

Арттерапевтические упражнения. Рисуем портрет собаки по кругу.

Развитие умения взаимодействовать в группе, коррекция недостатков развития мелкой моторики, тактильных ощущений.

Выполнение рисунка

Способен понимать, принимать эстетические потребности, ценности и чувства

Карандаши, краски, бумага.

10

Арттерапевтические упражнения. Аппликация из шерсти.

Развитие мелкой моторики, тактильных ощущений.  

Работа с аппликацией

Способен понимать, принимать эстетические потребности, ценности и чувства

Шерсть, картон, клей.

11

Арттерапевтические упражнения. Формообразующие движения

Развитие мелкой моторики

Работа с пластилином

Способен понимать, принимать эстетические потребности, ценности и чувства

пластилин

12

Игра «Прятки»

Формирование навыков сюжетной игры, умения планировать свою деятельность, взаимодействовать в группе.

Нахождение спрятанных предметов, игра с кликером  «Горячо-холодно»

Способен адекватно оценивать  свои возможности, в насущно необходимом жизнеобеспечении.

Мягкие игровые модули.

13

Игра «Прятки»

Формирование навыков сюжетной игры, умения планировать свою деятельность, взаимодействовать в группе.

Нахождение спрятанных предметов, игра с кликером «Горячо-холодно»

Проявляет готовность к самостоятельной жизни.

игрушки

14

Игра «Прятки»

Формирование навыков координации движений, умения планировать свою деятельность, взаимодействовать в группе.

Нахождение спрятанных предметов, игра с кликером «Горячо-холодно»

Проявляет готовность к самостоятельной жизни.

Мягкие игровые модули.

3 четверть

1

Игра «Волшебный мешочек»

Формирование тактильных ощущений, умения описывать свои впечатления.

Распознавание, описание  игрушек.

Проявляет готовность к самостоятельной жизни.

Игрушки

2

Чтение сказки «Репка». Пальчиковый театр «Репка»

Формирование навыков выразительного чтения, пересказа.

Чтение, театрализация.

Способен понимать, принимать эстетические ценности (русские народные сказки).

Кукольный театр.

3

Сюжетная игра «Репка»

Формирование навыков сюжетной игры, умения планировать свою деятельность

Игра

Владеет  навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия (умеет договариваться в процессе игры).

Маски

4

Сюжетная игра «У медведя во бору»

Формирование навыков сюжетной игры, умения планировать свою деятельность

Игра

Сформированы  навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях (в игре).

Маски, предметные картинки

5

Сюжетная игра «У медведя во бору»

Формирование навыков сюжетной игры, умения планировать свою деятельность

Игра

Владеет  навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия (умеет договариваться в процессе игры).

Маски, предметные картинки

6

Сюжетная игра «Колечко»

Формирование навыков сюжетной игры, умения планировать свою деятельность

Игра

Сформированы  навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях (в игре).

Маски, предметные картинки

7

Кукольный театр для Руни

Формирование эмоциональной  стороны речи.

Кукольный театр.

Способен понимать, принимать эстетические ценности (русские народные сказки).

Кукольный театр.

8

Имитационные движения для кистей рук (театр для Руни)

Развитие общей моторики и координации движений

Пальчиковый театр

Проявляет готовности к самостоятельной жизни

Ширма

9

Игра – упражнение «Палочка – узнавалочка»

Развитие понятийного и вербального мышления.

Коррекционное упражнение.

Проявляет готовности к самостоятельной жизни

Атрибуты к игре.

10

Упражнение «Целое – часть».

Развитие глазомера и зрительно-моторных координаций.

Коррекционное упражнение.

Проявляет готовность к самостоятельной жизни (способен планировать свою деятельность).

Атрибуты к упражнению.

11

Упражнение «Сложи рисунки из фигур».

Развивать восприятие формы, цвета.

Коррекционно-развивающее упражнение

Понимает эстетические потребности, ценности и чувства

Атрибуты к упражнению.

12

Дидактические игры

Формирование навыков целенаправленной деятельности,  развитие познавательной активности,

Игры с цифрами и числами

Сформирована мотивация к обучению

Карточки с цифрами, предметные картинки

13

Дидактические игры

Формирование навыков целенаправленной деятельности,  развитие познавательной активности,

Игры с буквами

Сформирована мотивация к обучению

Карточки с буквами, предметные картинки, игрушки

14

Дидактические игры

Формирование навыков целенаправленной деятельности,  развитие познавательной активности,

Игры со словами

Сформирована мотивация к обучению

Карточки со словами, предметные картинки, игрушки

15

Игра «Телефон»

Формирование навыков целенаправленной деятельности, социально-бытовых умений, развитие мелкой моторики

Упражнения на запоминание жизненно – важных телефонов.

Владеет навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия (ведет диалог по телефону).

Цифры, телефон.

16

Сюжетная игра «Больница» (Лечим Руни)

Формирование навыков сюжетной игры, умения планировать свою деятельность.

Игра

Владеет навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия (умение просить о помощи).

Атрибуты игры

17

Сюжетная игра «Больница» (телефон экстренной службы)

Формирование навыков сюжетной игры, умение обратиться за помощью, описать, свое состояние.

Игра

Владеет навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия (знание телефонов).

Атрибуты игры

18

Сюжетная игра «Продуктовый магазин» (Делаем покупки для Руни)

Формирование навыков сюжетной игры, умения планировать свою деятельность.

Игра

Владеет навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия (умение вести диалог в магазине).

Атрибуты игры

19

Сюжетная игра «Магазин одежды» (делаем покупки для Руни)

Формирование навыков сюжетной игры, умение измерять рост, определять размер, выбирать одежду по сезону, осуществлять уход за одеждой

Игра

Владеет навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия (умение вести диалог в магазине).

Атрибуты игры

4 четверть

1

Сюжетная игра «Обувной магазин» (делаем покупки для Руни)

Формирование навыков сюжетной игры, умение определять размер обуви, сезонность обуви, осуществлять уход за обувью

Игра

Владеет навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия (умение вести диалог в магазине).

Атрибуты игры

2

Свободная деятельность в рамках знакомых упражнений

Формирование умения сотрудничать в процессе игры, выполнять инструкцию. Развитие общей моторики и  движений

Игры

Умеет планировать свою деятельность.

Мягкие модули, атрибуты игр, изобразительные средства

3

Свободная деятельность в рамках знакомых упражнений

Формирование умения сотрудничать в процессе игры, выполнять инструкцию. Развитие общей моторики и  движений

Игры

Умеет планировать свою деятельность.

Мягкие модули, атрибуты игр, изобразительные средства

4

Дидактическая игра «За одну минуту»

Развитие внутреннего плана действий. Развитие чувства времени.

Коррекционное упражнение.

Умеет планировать свою деятельность.

Атрибуты к игре.

5

Игра – упражнение «Форма - цвет». Разгадай рисунок Руни

Развитие абстрактного мышления.

Коррекционное упражнение.

Умеет планировать свою деятельность.

Атрибуты к упражнению.

6

Дидактическая игра «Шумящие коробочки»

Развитие слуховых ощущений.

Коррекционно-развивающее упражнение

Сформированы адекватные представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении (умение различать окружающие звуки)

Атрибуты к игре.

7

Конструирование «Моя улица».

Формировать умение создавать различные постройки. Развивать творческое воображение.

Конструирование.

Понимает эстетические потребности, ценности и чувства

Строительный материал.

8

Конструирование «Город собак».

Формировать умение создавать различные постройки. Развивать творческое воображение.

Конструирование.

Понимает эстетические потребности, ценности и чувства

Строительный материал.

9

Изодеятельность «Город собак».

Формировать умение изображать  различные постройки. Развивать творческое воображение.

Изобразительная деятельность

Понимает эстетические потребности, ценности и чувства

Строительный материал.

10

Игра – задание «Запомни и нарисуй».

Развивать умение анализировать, умение воспроизводить образец.

Коррекционное упражнение.

Сформированы адекватные представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении (умение вести диалог)

Комплект рисунков.

11

Упражнение «Разговор с руками»

Развитие моторной деятельности.

Коррекционно-развивающее упражнение

Сформированы адекватные представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении (умение вести диалог)

Атрибуты к упражнению.

12

Рисование «Волшебная ладошка».

Развивать творческое воображение.

Изотерапия

Воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств

Бумага, краски.

13

Дидактическое упражнение «Объедини по смыслу»

Развивать мышление, умение выделять существенные признаки.

Коррекционное упражнение.

Сформированы адекватные представления о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении.

Предметные и сюжетные картинки.

14

Игры на спортивной площадке

Формирование умения сотрудничать в процессе игры, выполнять инструкцию. Развитие общей моторики и  движений

Игры

Участвует в спортивно – оздоровительных мероприятиях

Спортивный инвентарь.

15

Игры на спортивной площадке

Формирование умения сотрудничать в процессе игры, выполнять инструкцию. Развитие общей моторики и  движений

Игры

Участвует в спортивно – оздоровительных мероприятиях

Спортивный инвентарь.

Оценка уровня развития, подведение итогов (2 часа)

16

Обследование эмоционально- волевой сферы обучающихся.

Определение уровня развития эмоционально - волевой сферы.

Диагностика

Диагностический инструментарий

17

Обсуждение результатов итоговой диагностики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Канис-терапия – технология формирования коммуникативных навыков у детей с ТМНР

Статья знакомит с опытом использования метода канис-терапия (специально обученнх собак) на занятиях с детьми стяжелыми и множественными нарушениями в развитии....

Развивающие задания на коррекционных занятиях для детей с ТМНР с применением метода канис-терапии

Включая метод канис-терапия в  занятия необходимо помнить, что:Идеально если ребенку интересна собака.Можно работать если ребенок боится собаки.Набор инструментария и упражнений зависит от возмож...