ИНФОРМАЦИОННО-ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Дыхание – энергетическая основа речи»
проект
Уровень здоровья зависит не только от социально-экономических условий общества и генетических особенностей, но и в значительной степени от климатогеографических условий региона проживания данной группы населения.
Всем известно, что климатогеографические условия районов, приравненных к Крайнему Северу, в частности нашего, Вельского района, отличаются резкими перепадами температуры воздуха и атмосферного давления, дефицитом ультрафиолетового излучения, повышенной геомагнитной активностью. Все эти условия оказывают неблагоприятные воздействия на здоровье человека.
Особенно это заметно проявляется у детей и подростков, т.к. функциональное состояние нервной, эндокринной систем и общего гомеостаза у лиц молодого возраста особенно лабильно.
Погодно-климатическим факторам принадлежит существенная роль в развитии ухудшений и обострений сердечно-сосудистых заболеваний в детском возрасте. Изменение функционального состояния сердечно-сосудистой системы приводит к перестройке кислородного режима организма, нарушениям его газообмена, и естественно, сопровождается перестройкой и нарушениями со стороны дыхательной системы.
Все знают, какую важную функцию в жизнедеятельности человеческого организма выполняет дыхание. Еще в древних писаниях говорилось, что физическая мощь человека, жизненные его проявления зависят не столько от пищи, сколько от правильного дыхания. Управляя дыханием, мы управляем всем телом.
Кроме своей основной физиологической функции – осуществление газообмена – дыхание обеспечивает еще и такую функцию, как речь. Речевое дыхание – основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса. А речь, как известно, является составляющей общего здоровья.
Учитывая то, что правильное дыхание является источником здоровья, основой звучащей речи, сформировать его надо в оптимальные сроки и начинать это делать как можно раньше.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_dyhanie_-_energeticheskaya_osnova_rechi.docx | 29.75 КБ |
Предварительный просмотр:
ИНФОРМАЦИОННО-ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«Дыхание – энергетическая основа речи»
Актуальность.
Уровень здоровья зависит не только от социально-экономических условий общества и генетических особенностей, но и в значительной степени от климатогеографических условий региона проживания данной группы населения.
Всем известно, что климатогеографические условия районов, приравненных к Крайнему Северу, в частности нашего, Вельского района, отличаются резкими перепадами температуры воздуха и атмосферного давления, дефицитом ультрафиолетового излучения, повышенной геомагнитной активностью. Все эти условия оказывают неблагоприятные воздействия на здоровье человека.
Особенно это заметно проявляется у детей и подростков, т.к. функциональное состояние нервной, эндокринной систем и общего гомеостаза у лиц молодого возраста особенно лабильно.
Погодно-климатическим факторам принадлежит существенная роль в развитии ухудшений и обострений сердечно-сосудистых заболеваний в детском возрасте. Изменение функционального состояния сердечно-сосудистой системы приводит к перестройке кислородного режима организма, нарушениям его газообмена, и естественно, сопровождается перестройкой и нарушениями со стороны дыхательной системы.
Все знают, какую важную функцию в жизнедеятельности человеческого организма выполняет дыхание. Еще в древних писаниях говорилось, что физическая мощь человека, жизненные его проявления зависят не столько от пищи, сколько от правильного дыхания. Управляя дыханием, мы управляем всем телом.
Кроме своей основной физиологической функции – осуществление газообмена – дыхание обеспечивает еще и такую функцию, как речь. Речевое дыхание – основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса. А речь, как известно, является составляющей общего здоровья.
Учитывая то, что правильное дыхание является источником здоровья, основой звучащей речи, сформировать его надо в оптимальные сроки и начинать это делать как можно раньше.
Цель проекта: повышение компетентности родителей в вопросах развития правильного дыхания у детей дошкольного возраста.
Задачи:
- проинформировать родителей о значении правильного дыхания для здоровья детей;
- предоставить родителям практические рекомендации по использованию игр и упражнений, направленных на развитие дыхания детей дошкольного возраста;
- способствовать распространению родителями знаний и навыков, полученных в ходе проекта в кругу семьи и ближайшего окружения;
- пополнить развивающую среду группы пособиями для развития речевого дыхания.
Ожидаемые результаты.
- у родителей сформируются представления об особенностях правильного дыхания, влиянии его на общее состояние здоровья детей;
- родители получат практический опыт по использованию игр и упражнений, направленных на развитие физиологического и речевого дыхания;
- родители смогут самостоятельно подбирать игры и упражнения на развитие дыхания и использовать их в совместной деятельности с детьми;
- снизится уровень заболеваемости детей респираторными инфекциями;
- развивающая среда группы пополнится играми и пособиями по развитию речевого дыхания детей.
Участники проекта: родители и воспитатели средней группы, учитель-логопед.
Тип проекта: кратковременный, информационно-творческий, групповой.
Срок реализации: одна неделя
Литература:
- Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. М., 2010.
- Гуськова А.А. Развитие речевого дыхания детей 3-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2011.
- Лукьянов Л.А., Ермолаев О.Ю., Сергиенко В.П. Тренируем дыхание. М., Знание 1987.
- Симкина Л.П., Титаровский Л.В. Азбука здоровья М., Амрита – Русь, 2006.
Реализация проекта:
Виды деятельности | Участники | Сроки |
Анкетирование родителей | учитель-логопед, родители | Понедельник |
Стендовая информация на тему: «Правильное дыхание – верный путь к хорошей речи» | учитель-логопед | |
Анализ анкет, анализ заболеваемости группы за 6 месяцев. | учитель-логопед, старшая медсестра | Вторник |
Оценка звукопроизношения и речевого дыхания детей | дети, учитель-логопед | |
Семинар-практикум: «Речевое дыхание – энергетическая основа речи» | учитель-логопед, воспитатели, родители | Среда |
Буклет для родителей «Дыхательная гимнастика как средство сохранения и укрепления здоровья» | ||
Изготовление пособий для развития дыхания | воспитатели, родители | Четверг |
Выставка пособий для развития дыхания: «Послушный ветерок» | воспитатели, родители | Пятница |
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Уважаемы родители, на этой неделе в группе
будет проходить проект
«Дыхание – энергетическая основа речи».
Просим вас ответить на вопросы анкеты.
Ваши ответы помогут нам в организации мероприятий проекта.
- Часто ли болеет ваш ребенок? Да Нет
- Если «Да», то по какой (на ваш взгляд) причине? ___________________________________________________________
- Как вы думаете, влияет ли правильное дыхание на здоровье человека?
Да Нет Не знаю
- Знаете ли вы, что такое «Речевое дыхание»?
Да Нет
- Занимались ли вы когда-нибудь дыхательной гимнастикой (сами или с ребенком)?
Да Нет Не знаю, что это Не вижу необходимости
- Правильно ли дышит ваш ребенок?
Да Нет Не знаю
- Считаете ли развитие речи вашего ребенка соответствующим возрасту?
Да Нет Не знаю
- Влияет ли, по вашему мнению, правильное дыхание на произношение звуков речи?
Да Нет Не знаю
Спасибо за сотрудничество!
СТЕНДОВАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ
Многим из нас приходилось слышать, как ребенок разговаривает, что называется, просто взахлеб. Его слова мало понятны, окончания проглатываются, сложно вообще разобрать, что ребенок пытается сказать.
Как же рождаются звуки речи? Чтобы мы могли произносить звуки, а наш голос звучал, нужен воздух. Вы замечали: прежде, чем заговорить, необходимо глубоко вдохнуть? Слова выговариваются на выдохе. Это значит, что звуки речи рождаются под действием воздушной струи, проходящей через все дыхательные пути: от легких, через трахею, гортань, глотку до ротовой и носовой полости.
Что случается, когда у нас заканчивается воздух на выдохе? Правильно, нам приходится сделать паузу, чтобы вновь вдохнуть. А далее все – повторяется.
Зачем же нужно обучать детей правильно дышать? Иногда детям бывает трудно самостоятельно осознать, как это дышать и говорить одновременно. А из-за некоторых заболеваний (аденоиды, болезни сердца, общая ослабленность организма) ситуация может усугубиться. Если ребенок не научится правильно сочетать дыхание и речь, ему не удастся говорить длинными фразами, достаточно четко, с логическими паузами. Будет создаваться впечатление, что ребенок задыхается. А ему, всего-навсего, в данный момент не достает воздуха, из-за того, что во время разговора у него слабенький вдох и коротенький выдох.
Что же делать? Родители могут самостоятельно научить ребенка правильному речевому дыханию.
Но как это сделать дома, без помощи логопеда? Самое простое – это дуть на вертушку или выдувать мыльные пузыри, это очень нравится детям. Но через некоторое время надоест.
Как же быть? Предлагаю вашему вниманию несколько игр, в которые вы можете играть с ребенком дома.
Помните: вдох нужно делать через нос, выдох – через рот (губы трубочкой), щеки – не надувать, плечики – не поднимать!
«Цветочек» - вдохнуть и задержать дыхание – «понюхать цветочек».
«Перышко» - сдуть перышко с ладони.
«Жук полетел» - сдуть бумажного жука со стола.
«Покатай карандаш» - вдохнуть через нос и, выдыхая через рот, прокатить карандаш по столу.
«Кораблик плавает» - сделать бумажный кораблик и дуть на него в тазу с водой.
«Дудочка» - учить извлекать звук из дудочки, свистульки иди другого музыкального инструмента, в который надо дуть.
«Узнай по запаху» - узнать по запаху апельсин (яблоко) среди набора других фруктов или чеснок (лук) среди набора овощей.
«Птичка летает» - подуть на бумажную птичку (самолетик, бабочку, пчелку) прикрепленную к ниточке.
«Воздушный шарик» - дуть на небольшой воздушный шарик.
«Забей гол» - выложить на столе ворота (из карандашей или счетных палочек, например) и задувать в них теннисный мячик или другой легкий шарик.
«Дождик» - подуть на елочный дождик, посмотреть, как он будет искриться.
«Снежинка» - на прогулке сдувать снег с варежек или дома – ватку.
«Свеча» - задуть свечу резким выдохом.
«Погрей руки» - вдыхать через нос и дуть на «озябшие» руки.
«Трубочка» - покатать по столу пластмассовые шарики или комочки ваты, дуя на них чрез соломинку для коктейлей.
«Бурлящая вода» - подуть через соломинку в стакан с водой.
«Одуванчик» - сдувать пушинки с одуванчиков.
«Кто спрятался за занавеской» - дуть на легкую занавеску, чтобы та открылась (предварительно поставить за нее игрушку).
«Султанчик» - дуть на султанчики – привязанные к карандашу бумажные ленточки (кусочки магнитной ленты, елочного дождика и т.п.)
Семинар-практикум:
«Речевое дыхание – энергетическая основа речи»
Анализ анкет.
Анализ заболеваемости по группе (с сентября по февраль)
Анализ состояния звукопроизношения детей группы.
Определение актуальности темы семинара для данной группы.
Все знают, какую важную функцию в жизнедеятельности человеческого организма выполняет дыхание. В древних писаниях говорится: «Физическая мощь человека, жизненные его проявления зависят не столько от пищи, сколько от правильного дыхания. Управляя дыханием, мы управляем всем телом».
Процесс физиологического дыхания протекает ритмично, в одной и той же последовательности: вдох – выдох – остановка. Время, затраченное на вдох и выдох, приблизительно одинаковое, вдох происходит через нос, выдох – через нос или рот. Ритмичная смена фаз дыхания происходит непроизвольно, рефлекторно, вне нашего сознания.
Различают три типа дыхания.
- Ключичное (верхнереберное), когда поднимается плечевой пояс и верхние ребра.
- Грудное (реберное), когда грудная клетка расширяется вперед и в стороны.
- Диафрагмальное (брюшное), когда наиболее активное участие принимает диафрагма.
Диафрагмальное дыхание является наиболее правильным, так как при этом типе дыхания полностью расширяется грудная полость, что способствует максимальной вентиляции всех участков легких. Напряжение нижних межреберных мышц позволяет удерживать диафрагму в сокращенном состоянии, что ведет к спокойному, равномерному выдоху.
Кроме своей основной физиологической функции – осуществление газообмена – дыхание обеспечивает еще и такую функцию, как речь.
Речевое дыхание – основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса. А речь, как известно, является составляющей общего здоровья.
Речевое дыхание имеет существенные отличия, обусловленные особыми требованиями, предъявляемыми к дыхательному акту во время речи. Дыхание в речи связано с ее разнообразным течением и чередованием речевых звеньев (групп слов от паузы до паузы), которые в зависимости от содержания могут быть длинными и короткими, медленными и быстрыми. Последовательность фаз изменяется следующим образом: вдох – остановка – выдох. Вдох и выдох осуществляются через рот. В речевом дыхании выдох – самое главное и активное звено процесса, он значительно длиннее вдоха, так как речь образуется на его фазе. Процесс речевого дыхания является произвольным.
Для каждого возраста имеются свои показатели произнесения определенного количества слов на выдохе.
Возраст ребенка | Количество слов на выдохе в норме | Длительность занятия по формированию речевого дыхания |
2-3 года | 2-3 слова | 2-3 мин. |
3-4 года | 3-5 слов | 3-4 мин. |
4-5 лет | 4-6 слов | 4-6 мин. |
6-7 лет | 5-7 слов | 5-7 мин. |
Дошкольникам, особенно с речевыми нарушениями, прежде всего, необходимо развивать физиологическое дыхание, увеличивать объем легких, формировать диафрагмальный тип дыхания с помощью специальных упражнений, а в дальнейшем – речевое дыхание так же с помощью специальных упражнений с использованием пособий.
(Раздать буклеты)
Обратиться к консультации в папке-передвижке – ПРАВИЛА
А теперь рассмотрим, пособия, которые вы можете изготовить самостоятельно для занятий с детьми дома, а также для пополнения развивающей среды в группе.
Эти пособия помогают выработке воздушной струи, что является одним из необходимых и значимых условий постановки звуков.
В пятницу будет организована выставка «Веселый ветерок», где вы можете представить свои пособия.
Демонстрация готовых пособий:
«Деревце с листочками»
Мы листочки, мы листочки,
Мы веселые листочки,
Мы на веточках сидели,
Ветер дунул – полетели.
Чтобы ребенок быстро, энергично, а главное, незаметно для слушателей пополнял запас воздуха в каждой удобной паузе необходим добор воздуха. Этому так же можно научить. Сначала упражнения рекомендуется проводить с использованием считалочек, затем добор закрепляется на материале стихотворений.
Например
Произносить считалочку «Тридцать три Егорки» в умеренном темпе, равномерно распределяя выдох на порции по три слова. Почувствовав, что порция освоена, переходить на более длительные: вдох через четыре, пять, шесть и т.д «Егорок».
Как на горке, на пригорке (вдох)
Стоят тридцать три Егорки (вдох).
Один Егорка, два Егорки, три Егорки (вдох),четыре …и т.д. до конца счета.
Упражнение аналогично предыдущему.
Шли семеро стариков (вдох),
Говорили старики про горох (вдох).
Первый говорит: «Горох хорош!» (вдох)
Второй говорит: «Горох хорош!» (вдох)
Третий говорит: «Горох хорош!» (вдох) и т.д. до конца счета.
Наращивание слов в предложении.
Падает снег.
Тихо падает снег.
Тихо падает белый снег.
Тихо падает белый пушистый снег.
При отработке речевого дыхания на материале скороговорок и стихотворных текстов сначала необходимо их заучить. Только потом можно переходить к тренировкам.
Итак, подводя итог нашего семинара-практикума, можно сделать следующий вывод: при использовании целенаправленной работы с применением специальных игр и упражнений можно сформировать у детей правильное физиологическое и речевое дыхание. За счет постановки правильного дыхания, быстро и эффективно исправляются речевые нарушения. Речь становится более четкой и внятной, ребенок может произнести на выдохе определенное для данного возраста количество слов.
Помимо этого, отмечается улучшение общего состояния здоровья ребенка, его сна, памяти; повышается способность концентрировать внимание; развивается коммуникативность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информационно- творческий проект "О братьях наших меньших"(2 класс)
Проблема включения проектной деятельности в учебный процесс является прогрессивной и новой. В ней содержится огромный развивающий потенциал, что особенно важно в условиях современной школы, наце...
Информационно-творческий проект "Радость познания"
Данный проект позволит сформировать у детей умения определять место книги в их жизни....
Информационно-творческий проект "Магадан глазами молодых", посвященный 75-летию г. Магадан
Проект направлен на то, чтобы показать возможность участия молодых людей в благоустройстве окружающего мира (школы, города, области, государства). Возможный возраст учащихся 14-18 лет.В ходе мер...
Применение метода проектов в дополнительном образовании школьников на примере информационно-творческого проекта «Люблю тебя, Петра творенье»
На примере информационно-творческого проекта «Люблю тебя, Петра творенье» показано применение метода проектов в дополнительном образовании школьников...
Применение метода проектов в дополнительном образовании школьников на примере информационно-творческого проекта
Применение метода проектов в дополнительном образовании школьников на примере информационно-творческого проекта «Люблю тебя, Петра творенье»...
Правильное дыхание – основа речи!
Раскрываются основы выработки правильного дыхания....
Методическая разработка "Рекомендации для организации логопедической работы по формированию речевого дыхания как основы звучащей речи"
В методической разработке рассмотрены рекомендации по формированию речевого дыхания у детей....