Игротека логопеда
методическая разработка
Игровые упражнения для коррекции устной и письменной речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igroteka_logopeda.docx | 410.14 КБ |
Предварительный просмотр:
ГКОУ «Лемешкинская школа-интернат» |
Игротека логопеда |
Игровые упражнения для коррекции устной и письменной речи |
Составила учитель-логопед Юнусова Е.В. 10.10.2018 |
Игровые упражнения для коррекции письменной речи
Игра «Увеличь предложение»
Цели:
- закреплять знания о частях речи
- совершенствовать связную речь
А) Наступил Новый год. Нет морозов. Дорога в лёгкой наледи. Дети просят у зимы снега. Сжалилась она. Подарила много снега. (19 слов)
Б) Под столом спал щенок. На его нос попала пылинка. Щенок чихнул и проснулся. Он подбежал к окну. Там на карнизе ходил голубь. Щенок залаял и завилял хвостом. Голубь поприветствовал щенка. (30 слов)
В) Летом Люся поехала на юг. Поезд мчался по рельсам. Мимо пролетали леса, поля, деревни и сёла. В купе Люсе было весело. Вместе с девочкой ехали её подруга и тётя с дочкой. (31 слово)
Г) Костя шёл по тропинке и набрёл на пруд. Вода в пруду была чистой. У берегов рос камыш. В его зарослях квакали лягушки. В воде Костя увидел тритонов и рыбку. Над водой кружили стрекозы. (33 слова)
Игра «Догадайся». Составь графическую схему предложения и придумай по ней предложение.
Например:
Определить место слов в предложении (какое по счету указанное слово).
Работа с числовым рядом.
Дидактическая игра «Улитка»
Цели:
- Развивать умение анализировать предложение
- закреплять знания о правилах написания предложений
Дидактическая игра «Змейка»
Цели:
- совершенствовать умение записывать предложение
- развивать умение анализировать предложения и делить их на слова
Работа с деформированными предложениями.
«Предложение «сломалось»
с опорой на наглядность: «гуляет, дворе, с, Петя, во, собакой» — Петя гуляет с собакой во дворе.
Без опоры на наглядность: «дымок, идёт, трубы, из» — Из трубы идёт дымок.
«орехи, в, белка, прячет, дупло» — Белка прячет орехи в дупло. «поливает, лейки, Коля, из, цветы» — Коля поливает цветы из лейки.
Определение различий словосочетания и предложения. Предложение — это законченная смысловая единица.
Например:
распредели на два столбика словосочетания и предложения.
Пожелтела трава, идут дожди, кудрявая травка, наступила осень, головки цветов, ранней осенью.
Определение границ предложения. Выделение предложений из текста (сначала с опорой на сюжетную картинку или на серию картинок, а затем без опоры. Работа с деформированным текстом).
Например (с опорой):
«В конце лета ещё тепло на лугу пасутся лошади люди скосили траву её собрали в большие стога до осени будет сохнуть сено.»
Без опоры на сюжетную картинку: «Стало тепло на лугу появилась зелёная травка на поляне распустились цветы Маруся ловит бабочек Дима и Толя играют в мяч.»
Составление предложений, используя словосочетания.
Например:
высокие ели, широкие улицы, полная корзина, белый пароход и т. д.
Работа со словом
«Что за слово?»
Предлагаем ребёнку определить задуманное слово. Для этого нужно выделить в каждом слове (на слух или по картинке) первый звук. Из первых звуков каждого слова нужно составить другое слово: лес, игла, санки, арбуз – лиса.
«Измени слово»
Предлагаем ребёнку добавить в начале слова звук, чтобы получилось новое слово. Например, оса - коса, рак – мрак, арка - парка, Аня-Ваня, лень-олень.
«Угадай-ка»
«Пишем» на спине или на ладошке ребёнка пальцем любую букву. Просим отгадать, какая это была буква.
«Собери меня»
Предлагаем ребёнку выложить буквы из спичек или счётных палочек. При этом говорим: «Составь букву Г, сосчитай, сколько палочек ты взял».
Затем можно немного усложнить задание. Попросить, чтобы ребёнок из буквы Г сделал букву П, из П – букву Н, из Н – букву И и т.д.
«Попробуй, отгадай»
Ребёнок выходит в другую комнату. Взрослые должны придумать слова с определённым звуком. Когда ребёнок возвращается, он слушает слова и пытается определить, какой звук есть во всех словах.
«Будь внимательным»
Диктуем ребёнку различные слоги, причём некоторые слоги можно продиктовать несколько раз (ба, ра, но, ба, ги, ша, ры, бан, ок, но, ба и т.д.). Затем даём задания:
- найти одинаковые слоги;
- найти слово, которое есть среди слогов.
«Корректор»
Для этого потребуется любой текст с крупным шрифтом. Предлагаем ребёнку зачеркивать в тексте нужные буквы (в течение 5 минут). Начинаем с вычёркивания одной буквы. Позже переходим к работе с двумя буквами: одну зачёркиваем, другую – обводим. Работаем с теми буквами, которые неправильно пишет или путает ваш ребёнок.
Картотека дидактических игр по коррекции произношения
шипящих звуков
Игры подготовительного этапа
1.«Веселый язычок»
Цель: развивать подвижность органов артикуляции, сформировать необходимый артикуляционный уклад для произношения шипящих звуков.
Ход: ребенку предлагается поиграть с веселым язычком и выполнить артикуляционные упражнения необходимые для подготовки к постановки шипящих звуков
2.«Как Буратино за грибами ходил»
Цель: подготовить артикуляционный аппарат к постановке шипящих звуков.
Ход: воспитатель объясняет ребенку, что Буратино пошел за грабами в лес. Чтобы добраться до леса ребенку необходимо ему помочь преодолеть разные препятствия (например, построить «мостик» через реку, прокатиться на «лошадке», собрать «грибы» и т.д.). ребенок выполняет точные артикуляционные движения.
3. «Футбол»
Цель: развивать плавный, длительный, направленный выдох, необходимый для произношения шипящих звуков.
Ход: дети садятся за стол напротив друг друга. На столе воспитатель ставит «воротики». Задача детей состоит в том, чтобы загнать теннисный мяч в ворота соперника воздушной струей, следить за тем, чтобы дети не раздували щеки.
4. «Самый большой мыльный пузырь»
Цель: развивать плавный, длительный, направленный выдох, необходимый для произношения шипящих звуков.
Ход: детям раздаются мыльные пузыри. Задача каждого ребенка заключается в том, чтобы надуть самый большой мыльный пузырь. Следить за длительным, плавным выдохом.
5. «Светофор»
Цель: выделять звук в ряду других звуков, на фоне слова.
Ход: детям раздаются сигнальные карточки зеленого и красного цвета. Если в произносимом воспитателем ряду звуков дети слышат заданный шипящий звук, то поднимают зеленый сигнал, если другие звуки, то красный сигнал. Аналогично про водится игра со словами.
6. «Где звук?»
Цель: учить определять место звука в слове.
Ход: детям раздаются домики (полоски) с тремя окошками. Фишку, обозначающую шипящий звук ребенку необходимо положить в первое окошко, если звук первый в слове, в третье окошко, если звук последний в слове, во второе окошко, если звук находится в середине слова.
7. «Волшебные кубики»
Цель: закреплять навыки звукового анализа и синтеза.
Ход: ребенку загадывается загадка в отгадке, которой встречается шипящий звук. Ребенок из кубиков (из разрезной азбуки) составляет слово.
8. «Мяч в воздухе»
Цель: упражнять детей в определении первого и последнего звука в словах.
Ход: дети становятся в круг. Один ребенок встает в центре бросает мяч, называя любое слово (мяч может удариться об пол только один раз). Другой ребенок ловит мяч, бросает его и говорит при этом слово, начинающееся на последний звук предыдущего слова. Дети бросают и ловят мяч по очереди. Кто ошибается - выходит из игры.
9. «Оркестр»
Цель: развивать длительный, плавный выдох.
Ход: по сигналу воспитателя дети играют на игрушечный духовых инструментах (дудочки, флейты, губные гармошки).
Игры на закрепление правильного произношения шипящих звуков
1. «Поймай рыбку»
Цель: автоматизация шипящих звуков в словах.
Оборудование: металлические скрепки и небольшие предметные картинки, коробка и удочка с магнитом.
Ход: дети по очереди вылавливают удочкой различные предметы и называют их. Определяют место звука в слове. За правильный ответ ребенок получает очко. Выигрывает тот, кто наберет больше очков.
2. «Помоги Маше»
Цель: автоматизация звука Ш в словах.
Ход: воспиатель говорит «Маша шла-шла и игрушки нашла». Ребенок помогает собрать Маше игрушки называя предметные картинки (кошка, матрешка, машинка, неваляшка и т.д.).
3. «Одень ребятишек»
Цель: автоматизация звука Ш в словах.
Ход: на картинке изображены мальчик и девочка, которым нужно подобрать предметы одежды по сезону: девочке – летнюю, а мальчику – зимнюю. Ребенок подбирает и называет предметные картинки (шуба, шапка, сапожки, шарфик, шорты, шляпа, шлепки и т.д.).
4. «Назови ласково»
Цель: автоматизация звука Ш (Ч, Ж) в словах.
Ход: воспитатель говорит:
Захотелось ласковых нам слов.
Кто из звуков нам помочь готов?
Ч (Ш) – наш самый нежный звук
Не откажемся мы от его услуг.
Воспитатель бросает детям мяч и называет слово, а ребенок бросает мяч обратно и называет слово с уменьшительно ласкательным суффиксом (Юля-Юлечка, Соня-Сонечка, кольцо-колечко, сердце-сердечко, петух-петушок, солнце-солнышко, горох-горошек, пирог-пирожок, снег-снежок и т.д.).
5. «Родители и детки»
Цель: автоматизация звуков Ж, Ч в словах.
Ход: воспитатель бросает мяч детям и называет взрослое животное, а ребенок возвращает и называет детеныша (верблюд-верблюжонок, медведь-медвежонок, еж-ежонок, заяц-зайчонок, белка-бельчонок и т.д.).
6. «Большущие слова»
Цель: автоматизация звука Ч в словах.
Ход: воспитатель бросает мяч и произносит фразы, а ребенок возвращает мяч и заканчивает фразу словом в превосходной степени:
у кошки – усы, а у тигра - ….
у птички – глаза, у дракона - ….
у гномика – дом, а у великана ….
7. «Колечко-колечко»
Цель: закрепить правильное произношение звука Ч во фразах.
Ход: дети встают в круг, сложив ладони лодочкой. В ладонях водящего колечко. Обходят детей, водящий незаметно оставляет колечко из одного из играющих, затем выкрикивает: «Колечко-колечко, выйди на крылечко». Играющий с колечком, если его не успеют удержать выбегает из круга и становится водящим.
Игры на дифференциацию шипящих звуков
1. «Прогулка в лес»
Цель: дифференциация звуков Ш – Ж.
Ход: в одном углу группы стоят дети, в другом – стульчики, это лес. Воспитатель говорит: «Мы идем на прогулку в лес там посидим отдахнем и послушаем, что делается в лесу». Дети идут и тихо садятся на стулья. Воспитатель просит их изобразить, качающиеся верхушки деревьев (ш-ш-ш), жужжат жуки (ж-ж-ж), шипят змеи и т.д.
2. «Жадный кот»
Цель: дифференциация звуков Ш-Ж.
Ход: выбирают водящего. Он кот. Кот садится в угол и говорит: «Я ужасно жадный кот, всех мышей ловлю – и в рот». Остальные дети мышки. Они проходят мимо кота и шепчут: «тише-тише, кот все ближе». Дети дважды произносят эти слова. С последними словами кот ловит мышей. Кто попался коту в лапы должен произнести слова со звуками Ш – Ж.
3. «Слово заблудилось»
Цель: дифференциация близких по звучанию звуков З – Ж (С – Ш, Ж – Ш).
Ход:
Заблудится может каждый,
Даже очень, очень важный,
Бизнесмен или ребенок,
Белка, мышка и котенок,
Вот и слово заблудилось,
Не в том месте очутилось,
Испугалось и закрылось,
Между слов других забилось.
Ты найди его скорей,
Успокой и пожалей.
Игра проводится с картинками и без. Дети среди предметных картинок, подобранных на определенный звук, должны найти картинку с оппозиционным звуком. Например, шуба, шайба, санки, шарф.
4. «Мяч в кругу»
Цель: упражнять детей в дифференциации сходных по звучанию и смешиваемых ими звуков.
Ход: дети стоят в кругу и бросаю мяч друг другу, одновременно называя слова. Например, один ребенок говорит слово со звуком С, а другой со звуком Ш, следующий – со звуком С и т.д. (аналогично играют и с другими парами звуков).
5. «Звенит – жужжит»
Цель: дифференциация звуков З – Ж.
Ход: водящий выходит из комнаты. Оставшиеся дети придумывают по одному слову, в названии которого есть звук З или Ж. водящий, вернувшись слушает придуманные слова и говорит: звенит, если слышит звук З, и жужжит, если слышит звук Ж.
6. «Умей слушать»
Цель: закреплять умение детей дифференцировать звуки.
Оборудование: макет четырехэтажного домика, предметные картинки с изображением животных.
Ход: дети должны расселить зверей и птиц по квартирам: на первом этаже – животные и птицы, в названиях которых есть С, на втором – звук Ш, на третьем З, на четвертом Ж.
7. «Закончи словечко»
Цель: дифференциация звуков З-Ж в словах.
Ход: ребенок заканчивает слово, начатое воспитателем, добавляя слоги ЗА-ЖА (коза, кожа, береза, мимоза, лужа, медуза, стража и т.д.).
8. «Замени звук»
Цель: дифференциация звуков С-Ш.
Ход: воспитатель называет слово, а ребенок заменяет свистящий звук на шипящий, произносит получившееся слово (сок-шок, сутки-шутки, сайка-шайка, сила-шило, миска-мишка и т.д.).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игротека для детей и их родителей
Это подборка из 13 игр для организации весёлого Дня рождения...
Дидактический материал "Игротека. Лингвистическая разминка"
Дидактический материал" Игротека. Лингвистическая разминка"...
Игротека в кругу семьи.
Подбор игр для родителей с детьми для обогащения словарного запаса....
Игротека по теме "Первоцветы"
По каждой лексической теме стараемся подобрать или сделать свою мультимедийную презентацию либо на ознакомление с материалом, дибо новыми интересными фактами, или же играми на внимание, память. Предст...
Сотрудничество логопедов детской поликлиники с логопедами ДОУ и школьными логопедами.
Дается схема связей и взаимодействий логопедов детской поликлиники с логопедами ДОУ и школ. Даны конкретные примеры реальных взаимосвязей....
14.11.15г.- День Логопеда.Консультация для молодых (начинающих) учителей-логопедов (логопедов)"Профессия учитель-логопед(логопед)"
Логопедия - наука о нарушениях речи,о методах их предупреждениях,выявления и воспитания.Логопедия изучает причины,механизмы,симптоматику,течение,структуру нарушений речевой деятельности,систему коррек...
Домашняя игротека от логопеда.
В игротеке собран материал по лексическим темам....