Приемы поощрения в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
статья
В статье рассматриваются педагогические приемы поощрения в обучении и воспитании детей, как необходимых средств педагогической коррекции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priemy_pooshchreniya_vrabote_s_detmi_s_ovz_izhetnikovoy_e.v.docx | 25.17 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИЕМЫ ПООЩРЕНИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Ижетникова Е. В.
БОУ «Саланчикская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Минобразования Чувашии». Поселок Саланчик, Шумерлинский район, Чувашия
Аннотация:
В статье рассматриваются педагогические приемы поощрения в обучении и воспитании детей, как необходимых средств педагогической коррекции.
Ключевые слова: приемы поощрения, похвала, двигательная разгрузка, система наград.
Поощрение – мера педагогического воздействия, выражающая положительную оценку педагогами (родителями, воспитателями и др.) поведения и деятельности детей и побуждающая их к дальнейшим успехам. Его стимулирующая роль определяется тем, что в нем содержится общественное признание того образа действий, который избран и проводится ребенком в жизнь. Переживая чувство удовлетворения, ребенок испытывает подъем энергии, уверенность в собственных силах. Таким образом, поощрение служит средством подкрепления и стимулирования правильных мотивов и правильных форм поведения [4].
Грамотное использование поощрения ребёнка с ОВЗ позволяет добиваться многого. Для каждого ребёнка наилучшим поощрением его деятельности будет что-то своё. В школах традиционно поощрениями являются лишь словесные оценки («молодец», «правильно», «хорошо») и пятибалльная система отметок. Причем «единицы» и «двойки» ставят крайне редко. В первом классе отметки не выставляют: детям в тетрадках приклеивают наклейки с солнышками и звездочками.
Взрослым, работающим с особым учеником, необходимо выяснить, какой вид поощрения будет восприниматься им как одобрение и поощрение его действий [1].
Поощрение как прием подразделяется на несколько методических форм [1,2]:
- словесная: похвала;
- физическая: похлопывание, пожимание руки;
- двигательная: дать возможность ребёнку подвигаться;
- применение предметного подкрепления;
- система наград: подарок (сувенир), наклейка, ручка и т.п.;
- угощение: сухофрукты, печенье и т.п.;
- реактивная цепочка [1,2].
Словесная форма поощрения - похвала - самая естественная и доступная форма поощрения. Похвала выражается в вербальной форме и означает одобрение действий ученика. Однако похвала, повторяющаяся постоянно и несоответствующая усилиям ребенка, может стать слишком привычной и обыденной. Поэтому к данной форме поощрения необходимо подходить творчески [2].
- Словесные оценки: «Молодец», «Правильно», «Хорошо», «Умница!», «Как быстро ты считаешь!».
- Слова одобрения и похвалы должны произноситься с улыбкой на лице.
- Если работа выполнена не на должном уровне, то педагог скажет: «Ничего», «Ладно, сойдёт», но без улыбки.
- Любые собственные достижения следует поощрять, чтобы ребенок смог поверить в свои силы [1].
- В конце работы надо обязательно хвалить ребенка независимо от того, демонстрировал он свои знания или только смотрел, слушал и повторял. Запоминание на самом деле идет прекрасно, когда от ребенка не требуют воспроизвести все, что он должен запомнить, и у него нет страха забыть что-то, оказаться несостоятельным и получить неодобрение взрослых [3].
- Нужно придерживаться позитивной модели поведения. Не стесняться хвалить ребенка, так дети с синдромом дефицита внимания, с гиперреактивностью более других нуждаются в похвале [3].
Физический контакт - это различные тактильные стимулы, применяемые в ходе общения с учеником или воспитанником: прикосновение к ребёнку (поглаживание по плечу, по спине); похлопывания, пожимание руки. Право педагога прикасаться к ребенку спорно, но, однако, это позволяет создать для ребёнка среду, в которой эмоциональный комфорт и опора на внутренние ресурсы ученика подтолкнут его к активному развитию. Физический контакт всегда сопровождается особой интонацией, модуляцией голоса, выражающей одобрительное отношение взрослого к успехам ребенка [1,2].
- За правильно выполненное задание возможно легкое похлопывание по спине подопечного.
- Любое выполненное действие можно сопровождать прикосновениями рука к руке. Похлопывание или соприкосновение рук сопровождать фразами: «Умница!», «Ты такая умная!», «Молодец!», «Как ты быстро считаешь!», «Выполнила на пятёрку!».
- Через некоторое время педагог делает меньше физических соприкосновений, а больше говорит одобряющие фразы, чтобы была сформирована стандартная система поощрений за деятельность [1].
Основной задачей двигательного метода поощрения является дать возможность ребенку подвигаться.
- Нужно обеспечить для ребенка индивидуальные условия, которые помогают ему быть более организованным. Например, через 20 - минутные интервалы разрешать ему вставать и ходить в конце класса.
- Во время учебного дня предусматриваются регулярные физкультминутки для повышения общего тонуса (встать, сесть, потянуться, комплекс различных упражнений) [1].
- Необходимо поощрять подопечного, например, если ребенок хорошо себя вел на перемене, разрешить ему и одноклассникам дополнительно погулять еще несколько минут [3].
- Для успешного выполненного блока заданий на самоподготовке, чтобы снизить умственную нагрузку, дается возможность подвигаться, потанцевать. После этого ребенку легче вернуться к решению задач, доучивать стихотворение.
Применение предметного подкрепления - это совместные игровые действия ребенка и педагога с использованием особенно интересных и желаемых ребенком игрушек, предметов. Главное, использовать увлечение ребёнка с особенностями развития как ресурс для повышения мотивации к учёбе, вплетая интерес к игрушке или идее в общий контекст учебного материала и учебной и социальной деятельности [1]. Особенно эффективен этот прием в работе с детьми, не реагирующими на похвалу или физический контакт. Использование необычных игрушек (заводных, электронных) в процессе взаимодействия с особым ребенком может стать систематическим. Но необходимо помнить, что «сюрпризы» должны быть разнообразными [2].
Система наград - использование материального поощрения удачных усилий подопечного в конце занятия или урока. Материальным выражением поощрения в виде сюрприза могут быть фишки, талончики, флажки, игрушки-бирюльки, марки, переводные картинки, наклейки, значки и другие предметы, представляющие для ребенка несомненную ценность. В работе со старшими по возрасту детьми используется накопительная система наград. За определенное количество мелких предметов следует получение большого подарка (игрушки, коробки карандашей и т.п.).
- Перед тем как использовать этот метод необходимо убедиться, что ребенок понял его значение [2].
- Необходимо получить согласие родителей на использование материального подкрепления и договориться с ними об их покупке.
- Договориться о том, что используемый вид материального поощрения ребёнок на время работы по данной методике получает только во время занятий с педагогом.
- Вместе с материальным поощрением необходимо говорить: «Молодец!», «Хорошо выполнил задание» и т.п.
- Со временем следует уменьшать количество такого подкрепления, заменяя его словесным либо физическим [1].
Угощение - стимуляция при помощи любимого лакомства ребенка. Угощение используется как стимул для подкрепления выполненного действия, адекватного поведения. Как правило, этот прием используется как временная мера в работе с детьми, которые не реагируют на другие средства поощрения, и всегда сочетается с похвалой и физическим контактом. Важно использовать наиболее полезные продукты из тех, которые по вкусу ребенку (маленькие кубики сыра, изюм, кусочки фруктов или ягод, кисель или сок) [2].
- Необходимо договориться с родителями о том, что используемый вид любимой еды ребёнок на время работы по данной методике получает только во время занятий с педагогом.
- Объём однократно даваемого ребёнку угощения за правильно выполненную часть задания должен быть небольшим.
- Если пищевое подкрепление применяется только с одним из учеников класса, то поощрение можно давать только в отсутствие других детей.
- Вместе с угощением необходимо говорить: «Молодец!», «Хорошо выполнил задание» и т.п. [1].
Прием «реактивная цепочка» используется в зависимости от возможностей поведенческого репертуара ребенка. В этом приеме используются пищевое подкрепление и система наград. Для достижения максимальной эффективности раннего обучения каждая из долгосрочных задач разбивается на серию краткосрочных заданий. Выполнение малой задачи требует подкрепления успеха ребенка, одобрения взрослого для продолжения совместной работы [2]. Со временем следует уменьшать количество такого подкрепления, заменяя его словесным либо физическим [1].
Опыт использования метода поощрения показывает, что нужно учитывать, прежде всего, психологическую сторону поощрения, его последствия.
- Поощрение на протяжении всего процесса выполнения работы, если есть индивидуальные особенности ученика, требующие такого отношения к нему [1].
- Если у ребенка с особыми возможностями здоровья мало трудностей в осваивании чего-либо, то такого ребенка следует поощрять не за все заслуги, а только за те, которые дались ему действительно с трудом.
- Выбирая поощрения, важно найти меру. Поощрение должно отвечать наличию определенной ситуации, поэтому оно должно соответствовать заслугам подопечного, его индивидуальным особенностям, достойную ребенка. Ведь неумеренные похвалы приводят к зазнайству, к переоценке своих реальных возможностей и заслуг.
- При использовании поощрения необходимо учитывать тот факт, что выделение одного из школьников (или группы школьников) из общей массы, может привести к противопоставлению их всем остальным членам коллектива, а также к расслоению учащихся на группы «лучших» и «худших», и как следствие может возникнуть личная неприязнь или разгореться конфликт.
- Пожалуй, главное в нынешнем школьном воспитании – соблюдать справедливость. То есть поощрение должно начинаться с ответа на вопросы – кому, сколько и за что. При этом необходимо иметь в виду, тот факт, что в зависимости от возраста детей их индивидуальных особенностей, уровня воспитанности их представления о справедливости могут быть весьма различными и далеко не всегда совпадающими с представлениями педагогов. Поэтому, решая вопрос о поощрении, нужно чаще советоваться с воспитанниками. Потому что, если общественное мнение коллектива не разделяет мнения педагога о необходимости поощрить того или иного школьника, то само поощрение может превратиться для него в худшее из наказаний [5].
Список литературы
1. Карпенкова И.В. Тьютор в инклюзивной школе: сопровождение ребенка с особенностями развития. Из опыта работы/2-ое издание, переработанное и дополненное. – М.: АНО «Наш Солнечный Мир», 2017. – 116 с.
2. Методы стимуляции познавательной активности детей с интеллектуальными нарушениями // https://studme.org/305713/pedagogika/metody_stimulyatsii_poznavatelnoy_aktivnosti_detey_intellektualnymi_narusheniyami
3. Суван-оол Урана Дадар-ооловна. Рекомендации педагогам по работе с детьми с ОВЗ // https://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie-nauki/library/2018/02/19/rekomendatsii-pedagogam-0
4. Щеглова А.Е. Сущность методов поощрения и наказания в истории педагогической мысли // https://lib.herzen.spb.ru/text/shcheglova_113_233_238.pdf
5. http://stud24.ru/pedagogy/pooshhrenie-v-pedagogike/204125-596964-page1.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практикоориентированная направленность работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Практикоориентированная направленность работы с детьми с ОВЗ...
Коррекционная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Формы и методы работы, коррекционно-развивающие задачи...
Описание опыта работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья педагога дополнительного образования Веденеевой С.Н. МБОУ ДОД «Центр внешкольной работы» г. Арзамас
представление опыта...
Здоровье сберегающие технологии работы с детьми с Ограниченными возможностями здоровья, имеющими Синдромом дефицита внимания и гиперактивности.
В статье перечислены основные здоровьесберегающие технологии для детей с ОВЗ имеющие синдром дефицита внимания и гиперактивности. Описываются основные направления работы по коррекции психических проце...
«Музыкально-коррекционная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья – как ресурс дальнейшего развития, существования, и реализации» (поточный метод работы)
Переход на поточный метод работы в отделении реабилитации детей с ограниченными физическими и умственными возможностями потребовал разработки нового программного содержания индивидуальных коррекционны...
«Взаимосвязь в работе учителя-дефектолога и родителей как одно из условий успешной коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
Успешное преодоление слухо-речевого недоразвития у учащихся, воспитанников с ОВЗ возможно при условии тесной взаимосвязи и преемственности в работе учителя-дефектолога и родителей.Коррекци...
Учебно-методическое пособие "Использование здоровьесберегающих методов и приемов в системе коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья 4-8 лет"
Учебно-методическое пособие содержит тематическую подборку здоровьесберегающих методов и приемов, которые могут использоваться учителями-дефектологами, логопедами, педагогами и другими специалистами д...