система развития устной речи у глухих школьников
презентация к уроку
Обучение детей с нарушением слуха неразрывно связано с развитием речи. оно направлено на обогащение развития ребенка , коррекцию дефекта и формирование речевых умений и навыков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
система развития устной речи у глухих школьников | 68.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Задачей работы по формированию устной речи является интенсивное развитие у глухих остаточного слуха, на базе которого создается слухо -зрительная основа восприятия ими устной речи, совершенствуется навык речевого общения. При этом необходимо обогащать представления глухих о неречевых звуках, что помогает им ориентироваться в окружающем мире. Важным условием развития речевого слуха является создание слухо -речевой среды, предусматривающей постоянное восприятие глухим ребенком речи окружающих (детей и взрослых) с помощью звукоусиливающей аппаратуры разных типов (стационарные звукоусиливающие устройства и индивидуальные слуховые аппараты). Успех в восприятии глухими детьми слов на слух зависит в первую очередь от уровня владения ими устной речью, предшествующего речевого опыта. Формирование устной речи глухих детей происходит в результате длительной слуховой тренировки. В нем выделяются два этапа. На первом этапе глухие дети учатся с помощью звукоусиливающей аппаратуры дифференцированно воспринимать речевой сигнал, выделяя в нем длительность и интенсивность. На втором этапе глухие школьники с помощью звукоусиливающей аппаратуры учатся дифференцированно воспринимать на слух элементы фонетической структуры речи.
Используемая литература: Зикеев А.Г. Развитие речи слабослышащих учащихся. - М.: Педагогика, 1976. - 240 с. Зыков С.А. Методика обучения глухих детей языку. - М.: Просвещение, 1977. -200 с. Кузьмичева Е.П., Яхнина Е.З. Обучение глухих детей восприятию и воспроизведению устной речи. - М.: Академия, 2011. - 336 с. Королевская Т.К., Пфафенродт А.Н. Развитие слухового восприятия слабослышащих детей. Часть 1. - М.: Владос , 2004. - 134 с. Комаров, К.В. Формирование речевого общения слабослышащих учащихся / К.В. Комаров. М.: МГЗПИ, 1983. - 71 с.
П ри правильно организованной работе по развитию устной речи у глухих школьников проявляются общие закономерности восприятия речи: речевые образы формируются на основе зрительных, кинестетических, тактильно-вибрационных и слуховых ощущений. Восприятие речи основывается не только на ее фонетических свойствах, но и на включении в процесс распознавания, прогнозирования и догадки. Происходит неразрывная связь развивающегося слухового восприятия с усвоением словаря, грамматического строя языка, формированием и коррекцией произносительных навыков, с развитием всей познавательной деятельности глухого школьника, и тем самым приближается процесс формирования устной речи глухого к естественному пути. По содержанию и методам работы процесс развития устной речи у глухих школьников можно разделить на три периода: первоначальный период (подготовительный - первый классы), основной период развития слухового восприятия ( II - V классы) и период активного использования индивидуальных слуховых аппаратов ( VI - XII классы).
Основные задачи развития восприятия устной речи у глухих детей включают: - развитие у них способности воспринимать речевой материал только на слух, исключая зрение; - создание слухозрительный основы у глухих школьников для восприятия устной речи; - совершенствование навыка активной речевой деятельности; - обогащение представлений у глухих школьников о неречевых звуках окружающего мира, включая музыку. При характеристике содержания системы работы по развитию речевого слуха у глухих детей используются специальные термины, которые отчасти условны, но раскрывают особенности работы с глухими школьниками: • слуховой словарь - это речевой материал (слова, фразы, словосочетания), который воспринимается учащимися на слух в процессе специальной тренировки и активно используется ими в речи; речевой материал, знакомый по звучанию - это материал, неоднократно воспринимающийся учащимися в разных модальностях - слухозрительно и на слух; речевой материал, незнакомый по звучанию - это материал, предъявляющийся школьникам сразу на слух, без предварительного слухозрительного восприятия; различение - восприятие на слух учащимися речевого материала, знакомого по звучанию; различение осуществляется в ситуации ограниченного наглядного выбора при использовании предметов, картинок, табличек с написанными словами и т. д.; опознавание - восприятие учениками на слух речевого материала, знакомого по звучанию, вне ситуации наглядного выбора; распознавание - восприятие на слух речевого материала, который не использовался в процессе слуховой тренировки, т. е. незнакомого по звучанию, распознавание осуществляется вне ситуации наглядного выбора
Основными методами развития восприятия и воспроизведения устной речи у глухих детей являются: - Аналитико - синтетический метод. При использовании аналитико-синтетического метода исходными и основными единицами обучения произношению служат целые слова и фразы. При этом ведется работа и над слогами и фонемами. Практический эффект использования этого метода состоит в одновременном достижении слитного и ритмичного произношения целых слов при достаточно четком воспроизведении составляющих их фонем, что служит важным условием разборчивости речи ученика. - Концентрический метод. В его основу положена закономерность усвоения произносительной структуры устной речи нормально слышащими детьми: в течение определенного периода времени недоступные для точного фонетического воспроизведения слова ребенок произносит приближенно. Сущность данного метода состоит в том, что первоначальное обучение произношению глухих состоит из двух концентров. Использование концентрического метода расширяет фонетические рамки для отбора речевого материала, необходимого детям в общении в различных видах деятельности, что содействует повышению речевой активности учащихся, развивает мотивацию к овладению произношением. - Полисенсорный метод. Выражается в широком использовании всех способов восприятия произносительной стороны речи и контроля над ней, как непосредственных, так и связанных с разнообразной аппаратурой и пособиями. В процессе формирования устной речи важная роль при- надлежит учителю, который, побуждая учеников к максимальной реализации произносительных возможностей, должен сохранять тактичность, вселять в учеников уверенность в возможность овладения ими устной речью, стремиться сделать каждое занятие интересным и увлекательным, содействующим личностному развитию каждого ребенка
Используемая литература З икеев А.Г. Развитие речи слабослышащих учащихся. - М.: Педагогика, 1976. - 240 с. Зыков С.А. Методика обучения глухих детей языку. - М.: Просвещение, 1977. -200 с. Кузьмичева Е.П., Яхнина Е.З. Обучение глухих детей восприятию и воспроизведению устной речи. - М.: Академия, 2011. - 336 с. Королевская Т.К., Пфафенродт А.Н. Развитие слухового восприятия слабослышащих детей. Часть 1. - М.: Владос , 2004. - 134 с. Комаров, К.В. Формирование речевого общения слабослышащих учащихся / К.В. Комаров. М.: МГЗПИ, 1983. - 71 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к семинару и методическому объединению "Формирование и развитие устной речи глухих детей в учебно-воспитательном процессе школы"
В презентации содержатся сведения о системе формирования устной речи в школе 1 вида....
Доклад по самообразованию «Исторический подход в исследовании истории обучения устной речи глухих учащихся»
Данный доклад поможет изучить и отследить развитие дефектологии как науки в разных странах мира....
Программа по коррекции устной речи у младших школьников
Программа по коррекции устной речи у младших школьников...
Комплексное педагогическое обследование нарушенной слуховой функции, восприятия и воспроизведения устной речи у глухих обучающихся на начало обучения в школе (по ФГОС)
В статье приводятся результаты обследования речевого слуха у глухих первоклассников (мониторинг)...
Формирование устной речи у глухих детей
Текст содержит сведения о методологических основах формирования речи глухих детей, задачи обучения, методы, принципы, пути формирования...
«Обследование и коррекция устной речи у младших школьников с билингвизмом».
Билингвизм - это многоаспектная проблема, которую изучают разные науки. Билингвизм изучает лингвистика, которая подвергает рассмотрению его явление вместе с текстом. Также анализирует социология...
Урок развития слухового восприятия и формирования произносительной стороны устной речи в 1 классе в рамках апробации ФГОС НОО для глухих детей. Тема; "Семья". Автоматизация звука Ш.
Представлен конспект урока развития слухового восприятия и формирования произносительной стороны речи. В конспекте отражены цели и задачи урока. Дана подробная объяснительная записка содержания данног...