Программа по коррекции устной речи у младших школьников
рабочая программа на тему
Программа по коррекции устной речи у младших школьников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 70 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа по коррекции устной речи
у младших школьников.
Пояснительная записка
Программа коррекционной работы направлена на создание специальных условий обучения и воспитания учащихся начальных классов с первичными нарушениями речи.
У младших школьников, испытывающих затруднения в произношении звуков, наблюдается отставание в развитии так называемых вводных навыков, необходимых для успешного обучения. К речевым навыкам относят умение четко, в соответствии с нормой, произносить все звуки речи, различать их на слух, выделять из слова; наличие достаточного словарного запаса и полной сформированности грамматического строя; умение связно высказываться по темам, доступным пониманию ребенка.
У части детей могут сохраняться проявления инфантильной речи по типу легкого физиологического косноязычия. Могут наблюдаться и затруднения в произношении более сложных по звуко-слоговой структуре слов. Типична нестойкость этих расстройств, их тесная зависимость от утомления.
Когда дети начинают читать и писать, у них, как правило, появляются недостатки чтения и письма, которые являются вторичным проявлением недостаточной сформированности устной речи (CHР). Это все обуславливает актуальность данной программы.
С детьми, имеющими недостатки звукопроизношения проводятся групповые занятия и индивидуальные.
Группы формируются на основе диагноза, возраста и тяжести речевой патологии.
Цель данной программы - формирование у детей правильной устной речи.
Задачи:
1. формировать правильное произношение фонем;
2. учить различать оппозиционные фонемы;
3. развивать связную речь;
4. развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы.
5. обогащать и активизировать словарный запас детей, развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития учащихся.
6. создать условия для формирования правильного звукопроизношения и закрепление его.
7. развитие лексико-грамматической стороны речи.
Формы работы:
1. Обследование:
- фронтальное;
- индивидуальное.
2.Диагностика.
3. Коррекционные занятия:
- групповые занятия по указанным в программе темам и индивидуальные занятия по закреплению и отработке изученного материала;
Формы контроля:
- анализ устной и письменной речи в начале и в конце года (фронтальный и индивидуальный).
Направления работы:
- Восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи.
- Развитие связной речи.
- Обогащение словарного запаса.
- Развитие лексико-грамматического строя речи.
Предполагаемый результат:
Ребёнок в ходе реализации данной программы должен:
- научиться правильно произносить звуки;
- пользоваться этими звуками в речи;
- различать оппозиционные фонемы;
- овладеть навыками звуко-буквенного и слогового анализа и синтеза;
- овладеть навыками построения связного высказывания.
- овладеть навыками лексического и грамматического строя речи.
Организация работы по программе:
Коррекция нарушений речи учащихся общеобразовательной школы требует организации специальной логопедической работы, поэтому в учебном плане предусмотрены часы логопедических занятий.
Учитель-логопед комплектует группы по признаку однородности речевого нарушения у учащихся, по возможности, из обучающихся одного или двух параллельных классов. В первых классах группы комплектуются только из обучающихся первых классов поскольку работа с ними требует подбора особого учебно-дидактического материала.
Учитель-логопед оказывает консультативную помощь учителям общеобразовательной организации и родителям в определении причин неуспеваемости и дает рекомендации по их преодолению.
Наполняемость групп для логопедических занятий 3 – 4 обучающихся.
Работа по исправлению речевых нарушений строится с учётом возрастных особенностей и особенностей речевого дефекта обучающихся.
Эффективность логопедических занятий и перенос полученных навыков в учебную обстановку значительно повышается, если используется дидактический материал в соответствии с темой программы.
Объем учебного материала рассчитан в соответствии с физиологическими возрастными нормативами, это позволяет избежать переутомления и дезадаптации школьников. Как и любая программа, «Программа по коррекции звукопроизношения у младших школьников в условиях логопедического пункта», имеет под собой методологические и теоретические основания.
;В основе программы лежат принципы систематичности и взаимосвязи учебного материала, его конкретности и доступности, постепенности, концентрического наращивания информации. Это позволяет ребенку опираться на уже имеющиеся у него знания и умения и обеспечивает поступательное развитие.
Учителем – логопедом проводится просветительская работа среди родителей и учителей.
В течение учебного года проводятся групповые и индивидуальные консультации для родителей.
Содержание программы по разделам:
Первый этап: диагностика
Цель: постановка логопедического заключения, изучение уровня речевого развития.
Учителя- логопеды проводят обследование с 1по 15 сентября и 15 по 25 мая.
•Сбор анамнестических данных;
•Обследование состояния звукопроизношения, речи в целом.
Второй этап: подготовительный
Цель: формирование артикуляторной базы, развитие и совершенствование сенсомоторных функций, психологических предпосылок и коммуникабельности, готовности к обучению.
• развитие органов артикуляции;
•развитие слухового внимания и слухового контроля;
•развитие звукового восприятия
Третий этап: постановка звука
Цель: постановка звука (изолировано).
•коррекция дефектов произношения;
• формирование полноценных фонетических представлений (на базе развития фонематического восприятия) и совершенствование звуковых обобщений в процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе;
•развитие психических функций;
•развитие мелкой моторики, органов артикуляции.
Четвертый этап: автоматизация звука
Цель: закрепление звука в речи.
•коррекция дефектов произношения;
•развитие психических функций;
•развитие мелкой моторики, органов артикуляции.
Пятый этап: дифференциация звуков
Цель: различать и четко произносить звуки схожие по звучанию.
•коррекция дефектов произношения;
•развитие психических функций;
•активизация и расширение словарного запаса;
•развитие мелкой моторики, органов артикуляции.
Общее количество часов – 36
Количество часов указанных в программе примерное и может варьироваться в зависимости от речевого дефекта и степени усвоения материала детьми.
Форма проведения занятий – индивидуальная и подгрупповая.
Периодичность – 2 раза в неделю – подгрупповая, 2 раза в неделю - индивидуальная.
Перспективное планирование работы с детьми страдающими СНР.
Постановка произношения звуков | Введение поставленных звуков в речь | Речевой материал |
Диагностика речевых и неречевых функций ребенка | I этап Изучение психических функций. Сбор анамнестических сведений. Логопедическое заключение. | Диагностика |
Формирование артикуляторной базы | II этап Формирование и развитие артикуляторной базы, развитие и совершенствование сенсомоторных функций, психологических предпосылок и коммуникабельности, готовности к обучению. | Артикуляционные упражнения. Упражнения и задания для развития психических процессов. |
Постановка звуков | III этап Закрепление имеющегося уровня звукового анализа и синтеза. | Составляется из правильно произносимых звуков |
Продолжение постановки звука, отработка звука | IV этап Введение в речь первого поставленного звука; а) закрепление звука в устной речи: в слогах, в словах, фразах, в тексте; б) устный и письменный анализ и синтез слов. | Насыщается вновь поставленным звуком. Из упражнений исключаются звуки близкие к поставленному (например закрепляется л исключаются л', если ребенок не произносит р, р', то и они) |
Дифференциация звуков сходных по звучанию | V этап Дифференциация изученного и поставленных раннее звуков. | Насыщается дифференцируемыми звуками и закрепляемым звуком. Из упражнений исключаются близкие, еще не отработанные звуки. |
Далее все этапы будут повторяться для новых звуков, которые берутся для закрепления в зависимости от быстроты их постановки. При этом предусматривается постепенное усложнение форм звукового анализа. Речевой материал, на котором проводится закрепление поставленного звука и развитие звукового анализа, с введением новых звуков будет все больше и больше расширяться.
В таком распределении учебного материала осуществляется, прежде всего, единство развития произношения и звукового анализа на основе чего преодолеваются и специфические отклонения в письме, связанные с недостатками фонетической стороны речи.
В системе выдерживаются принципиально важные положения: поочередное включение в работу звуков одной фонетической группы.
При подготовке программы использовались методические пособия следующих авторов: Л.Н.Ефименковой, В.В. и С.В.Коноваленко, В.И.Городиловой, М.З.Кудрявцевой, И.А.Тихоновой, Р.И.Лалаевой, Л.Т.Милостивенко, Л.Г.Парамоновой, Т.А.Воробьёва, Н.Э.Теремкова, О.А.Новиковская.
Материалы, заимствованные из книг данных авторов, адаптированы к условиям использования в школе для детей с ограниченными возможностями здоровья
Программу составила учитель-логопед Ляпкова Е.Х.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/06/picture-64034-1481024171.jpg)
Проект "Интегрированный подход к коррекции связной речи младших школьников на логопедических занятиях"
Проект по системе работы с учащимися начальных классов по развитию связной речи....
Развитие словарного запаса как условие формирования устной речи младших школьников с нарушенным слухом
Обучение словесной речи, в частности ее устной форме, - суть всей коррекционной работы и одна из основных задач всего учебно-воспитательного процесса в школе для неслышащих детей. «От того, на сколько...
Диагностика устной речи младших школьников
С целью отслеживание динамики речевого развития детей младшего школьного возраста и оценки эффективности коррекционного воздействия, предлагаю используемую мною и удобную в применении подборку методик...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/08/picture-153659-1357636990.jpg)
Протокол тестовой методики диагностики устной речи младших школьников.
В 2000 году в серии «Библиотека практикующего логопеда» была представлена «Тестовая методика диагностика устной речи младших школьников» Т. А. Фотековой. Практическое использование материала для...
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/06/picture-453920-1401999144.jpg)
Т.А.Фотекова Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников Москва 2000 Аркти
Предлагаемая методика предназначена для выявления особенностей речевого развития детей младшего школьного возраста: качественной и количественной оценки нарушения, получения и анализа стру...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/10/picture-728389-1452426748.jpg)
Рабочая программа по коррекции устной речи и профилактике нарушений письма у младших школьников.
В методической разработке представлена рабочая программа по коррекции устной речи и профилактике нарушений письма у младших школьников, имеющих общее недоразвитие речи III уровня. Рассматриваютс...