Презентация к семинару и методическому объединению "Формирование и развитие устной речи глухих детей в учебно-воспитательном процессе школы"
презентация к уроку на тему

Мазурова Лариса Николаевна

В презентации содержатся сведения о системе формирования устной речи в школе 1 вида.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование и развитие устной речи глухих детей в учебно-воспитательном процессе

Слайд 2

Формирование у детей с нарушенным слухом устной речи – одна из наиболее важных и сложных задач их обучения и воспитания. - Обучить глухого устной речи – значит, прежде всего, вооружить его средством повседневного контакта с окружающими. - Вместе с тем хорошее, прочное усвоение устной речи позволяет глухому опираться на неё в процессе мышления.

Слайд 3

Что такое устная речь? Устная речь представляет собой поток разнообразных звуков, время от времени прерываемый паузами. Структурными единицами устной речи являются: фразы (предложения) синтагмы (части фраз) слова , морфемы (знаменательные части слов) фонемы (звуки речи).

Слайд 4

Фонетическую систему языка составляют фонемы словесное ударение интонация

Слайд 5

Специальная дидактика разработала специфические принципы обучения глухих детей . Они находятся в тесном взаимодействии и представляют собой систему руководящих положений, которые определяют процесс обучения глухих учащихся.

Слайд 6

1.Принцип усвоения основ наук в единстве с усвоением родного языка 2.Принцип интенсификации развития слухового восприятия в единстве с развитием произносительной стороны устной речи 3.Принцип активизации речевого общения 4 .Принцип деятельностного подхода 5 .Принцип пропедевтики и концентричности 6.Принцип индивидуального и дифференцированного подхода

Слайд 7

Задачи обучения устной речи: Сформировать у глухого ребенка: запас речевого материала, необходимый для общения; навыки восприятия устной речи; навыки произношения; умение пользоваться произносительными навыками в общении с окружающими; умение использовать устную речь как базу владения языком, речевого мышления.

Слайд 8

Задача обучения произношению Формирование и развитие внятной, членораздельной речи, приближающейся к естественному звучанию для осуществления устной коммуникации с окружающими, для того, чтобы устная речь надежнее выполняла роль носителя языка, роль инструмента мышления.

Слайд 9

Методы обучения глухих устной речи Образовательно-коррекционная работа с глухими детьми проходит в условиях специально педагогически созданной слухоречевой среды , предполагающей развитие у детей активного речевого поведения, которое проявляется в желании и умении вступать в речевой контакт со взрослыми и сверстниками.

Слайд 10

Принятый в школах глухих метод обучения произношению является аналитико-синтетическим . Особенность аналитико-синтетического метода состоит в его концентрическом характере.

Слайд 11

17 основных звуков , которые составляют сокращённую систему фонем. К основным звукам относятся гласные а, о, у, э, и , а также согласные п, т, к, ф, с, ш, х, в, м, н, л, р. Звуки, не входящие в число основных, могут временно заменяться в словах соответственными основными звуками.

Слайд 12

Основные и заменяемые звуки Основные фонемы (звуки) а о у э и п т к ф с ш х в l р м н Заменяемые фонемы (звуки) ы й п ’ б б ’ т ’ д д ’ к ’ г г ’ ф ’ с ’ з з ’ ц щ ж ч х ’ в ’ л л ’ р ’ м ’ н ’

Слайд 13

С точки зрения использования различных анализаторов современный метод обучения глухих детей произношению определяется как мультисенсорный, или полисенсорный .

Слайд 14

Методические принципы развития и формирования произношения: принцип выработки слухового самоконтроля принцип коррекции произношения принцип связи развития слухового восприятия с произношением

Слайд 15

Содержание обучения глухих детей устной речи Программа обучения произношению складывается из следующих разделов: Речевое дыхание Голос Звуки и их сочетания Работа над словом Работа над фразой

Слайд 16

Пути формирования устной речи у глухих. Формы организации работы над произношением Формирование произносительных навыков учащихся в условиях слухоречевой среды осуществляется при использовании информального и специального путей обучения.

Слайд 17

Информальный путь реализуется в ходе всех уроков и занятий, во внеурочное время (при постоянном применении электроакустической аппаратуры): учащиеся на основе подражания образцу правильной, естественной речи учителя и воспитателя имеют возможность овладеть элементами ритмико-интонационной структуры речи, закреплять правильное воспроизведение её звукового состава.

Слайд 18

Специальный путь формирования произносительной стороны речи используется на индивидуальных занятиях, музыкально-ритмических занятиях, в слуховом кабинете, при проведении фонетических и речевых зарядок на уроках и внеклассных занятиях. Их содержание определяется задачами формирования произносительных навыков. На всех уроках и занятиях обеспечивается максимальная реализация произносительных возможностей учащихся.

Слайд 19

Индивидуальные занятия по РСВ и ФП Индивидуальные занятия позволяют максимально обеспечить индивидуальный подход к каждому ученику, учитывая состояние его слуха, способности к овладению звуковой речью и т.п. Главная цель этих занятий – первичное формирование, автоматизация и коррекция произносительных навыков.

Слайд 20

Общеобразовательные уроки и внеклассные занятия работа над произношением должна вестись на каждом уроке, на каждом внеклассном занятии каждый учитель и воспитатель обязан следить за произношением детей и исправлять ошибки в произношении

Слайд 21

Фонетическая ритмика Это методический приём обучения произношению, базирующийся на взаимодействии речедвижений, различных движений тела и развивающегося слухового восприятия. Использование фонетической ритмики содействует развитию речевого дыхания и связанной с ним слитности речи, нормального голоса с естественными модуляциями по силе и высоте, овладению детьми звуковым составом речи, её ритмико-интонационной структурой, правильным воспроизведением слов и фраз.

Слайд 22

Речевая зарядка Основной задачей речевых зарядок является закрепление в устной речи обучающихся ранее усвоенных произносительных навыков, их совершенствование и предупреждение распада. Также важно и закрепление вновь приобретенных навыков.

Слайд 23

Материалом фонетических и речевых зарядок служат слова, слоги, словосочетания, фразы, тексты (стихи, чистоговорки, считалки, загадки, пословицы). Допускаемые во время проведения зарядки ошибки в произношении должны быть исправлены педагогом обязательно.

Слайд 24

Виды речевой деятельности Важно, чтобы на уроках и занятиях практиковались различные виды речевой деятельности. От менее самостоятельных, сравнительно лёгких видов речевой деятельности следует переходить к более самостоятельным и потому более трудным.

Слайд 25

Переход от менее к более самостоятельным видам речевой деятельности можно представить следующим образо м: Чтение вслух слогов, слов, предложений; Чтение слов с пропущенными буквами; Составление предложений с пропущенными словами, заменёнными рисунками; Воспроизведение по памяти хорошо знакомых рядов (счёт, названия дней недели, месяцев, времён года); Составление предложений по картинкам; Ответы на вопросы учителя; Название картинок и предметов; Разучивание стихов, скороговорок; Отгадывание загадок.

Слайд 26

10. Описание и сравнение предметов по плану и по опорным словам; 11. Работа с деформированным текстом; 12. Составление начала или продолжения рассказа по теме; 13. Составление рассказа по картине или по серии картинок (по плану, по опорным словам); 14. Описание событий из жизни (по плану, по опорным словам)

Слайд 27

Только применение разных методических приёмов на уроках и занятиях делает работу над произносительной стороной речи глухих учащихся эффективной к наиболее отвечающей задаче обучения произношению неслышащих школьников – формированию у них внятной, членораздельной речи, на её приближение к естественному звучанию живой, выразительной речи нормально слышащих людей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад “Средства коррекционной работы по развитию речи глухих детей “ Учитель-дефектолог Позднякова Татьяна Николаевна ГОУ специальная ( коррекционная) общеобразовательная школа-интернат 1 вида № 65

Значение устной речи для овладения языком, условия развития мышления глухих детей раскрыто в работах Ф.А, Рау, Ф.Ф. Рау, В.И. Бельтюкова, К.А. Волковой, Н.Ф. Слезиной, Работа по развитию устной ...

Доклад «Развитие устной речи у детей со сложной структурой дефекта »

У учащихся коррекционной школы 8 вида имеют место своеобразие и недостаточность общего речевого развития, которые проявляются в самых различных сторонах речевой деятельности. Их активная устная речь и...

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ПО РАЗВИТИЮ УСТНОЙ РЕЧИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 3 КЛАССА СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ VIII ВИДА

Рабочая тетрадь по развитию устной речи предназначена для самостоятельной работы учащихся с целью закрепления знаний, полученных на уроках....

система развития устной речи у глухих школьников

Обучение детей с нарушением слуха неразрывно связано с развитием речи. оно направлено на обогащение развития ребенка , коррекцию дефекта и формирование речевых умений и навыков....

«Развитие связной речи у детей с ОНР в процессе игровой деятельности»

laquo;Развитие связной речи у детей с ОНР в процессе игровой деятельности»      Подготовила учитель -логопед: Васильева Ольга Владимировна...