Мастер-класс «Взаимодействие педагога с детьми дошкольного возраста в процессе проектной деятельности»
методическая разработка
Методическая копилка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass.vzaimdeystvie_pedagoga_s_detmi_v_proektnoy_deyatelnosti.docx | 40.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности
по социально-личностному развитию детей № 6 «Страна детства»
Шевцова Светлана Геннадьевна,
воспитатель коррекционной группы
Мастер-класс
«ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГА С ДЕТЬМИ
В ПРОЦЕССЕ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТОВ В ДОУ »
«Каждый узнает лишь то, что сам пробует сделать»
Иоганн Генрих Песталоцци
Цель мастер-класса: актуализация практико-ориентированного подхода во взаимодействии педагога и ребенка в процессе разработки и реализации детских проектов.
План работы мастер-класса:
а) актуализация знаний об одной из инновационных форм взаимодействия взрослого
и ребенка - о методе проектирования;
б) обсуждение используемых педагогом форм взаимодействия с ребёнком в ходе реализации проекта.
1.Теоретическая часть мастер-класса
Актуальность.
Современный стандарт дошкольного образования определяет одно из
психолого-педагогических условий реализации образовательной программы взаимодействие взрослых с детьми, ориентированное на интересы и возможности каждого ребенка, учитывающее социальную ситуацию его развития. Таким образом, проектная деятельность является одной из значимых форм личностно-ориентированного взаимодействия ребёнка и взрослого.
Метод ПРОЕКТА – способ освоения окружающей среды, основанный на взаимодействии взрослого и ребенка, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели. Проект в моём понимании – это актуальный, эффективный и увлекательный способ погружения ребёнка и взрослого в образ, тему или предмет. Освоение новых знаний, умений и навыков идёт по живому маршруту, где ориентирами служат определённые события, важные для всех детей и каждого в отдельности. Ребёнок экспериментирует, синтезирует полученные знания, развивает творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему быть успешным, проявлять инициативу и самостоятельность.
Вовлечение родителей в совместную с ребёнком проектную деятельность сближает их, позволяет родителям стать активными участниками образовательных отношений.
Проектная форма работы закономерно влечет за собой изменение в профессиональном взаимодействии педагога и ребенка. Педагог переходит от трансляции готовых знаний к инициированию поисковой активности воспитанников, совместному поиску решения поставленной или обнаруженной детьми проблемы. Продукт проекта дети предложат сами, как только произойдет погружение в проблемную ситуацию. Для воспитателя главное — поддержать активность детей, помочь ей развернуться и развиться самостоятельно.
В результате реализации проектной деятельности
дети приобретают умения:
- формулировать свой интерес, предпочтение, намерение;
- комментировать свои действия, высказывать свою точку зрения;
- присваивать полученную в простой форме информацию (слушать, наблюдать);
- следовать простому алгоритму логических действий в работе с предметами или объектами проекта;
- задавать вопросы и отвечать на вопросы в пределах своей осведомленности и опыта;
- совершать на элементарном уровне действия по обработке информации: сравнивать, обобщать, выделять признаки, замечать изменения;
- контролировать свое поведение, договариваться о правилах поведения и их соблюдении.
Очень важно, чтобы каждый проект был доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка чувство гордости за полученный результат! В случае, если возникают трудности и дефициты в ходе реализации проекта нельзя останавливаться на половине пути. Обязательно нужно довести до рефлексии любой результат и вместе с участниками проекта разобрать: «Почему получилось так? Как можно изменить ситуацию? Какие ошибки необходимо учесть в будущем?»
Например, экологический проект «Огород на подоконнике» (октябрь, 2015). Прошлой осенью дети решили вырастить луковое перо как витаминный элемент укрепления здоровья. Соблюдая агротехнику, высадили репчатый лук в контейнер. В ходе наблюдений и уходом за растительным объектом заполняли «Лист наблюдений». Результат проекта оценен как отрицательный, так как за месяц проектной работы перо у лука так и не появилось. Обсудив проблему, участники проекта приняли решение обратиться за информацией к родителям, в интернет, в научно-литературные источники.
Совместными усилиями было выявлено, что согласно биоритмам осенью, овощи «замирают» на холодный период времени года. Дети сделали вывод: «Осенью очень трудно вырастить зелёное перо у лука. Для этого необходимы специальные условия, которым группа детского сада не соответствует. Нужно повторить проект в весенний период пробуждения природы».
Документальное оформление проекта педагогом имеет свои особенности. Одним воспитателям удобно формулировать структуру проекта сплошным текстом. Я заполняю «Технологическую карту проекта» (Приложение №1), структура проекта находится в поле зрения в виде опорного плана. Из опыта хочу уточнить, что не всегда получается заполнять «Технологическую карту проекта» по структурному порядку и особенно трудно формулировать задачи. Рациональность моей технологии по составлению проекта выражается в следующем:
- сначала формулируется цель проекта с учетом интереса ребёнка к объекту наблюдения;
- фиксируется предполагаемый ребенком результат (продукт);
- затем планируются этапы проектной деятельности как ребёнком, так и взрослым, при этом количество этапов у взрослого всегда больше, чем у ребёнка. Как вы думаете, почему? (предварительная работа, создание развивающей предметно-пространственной среды, план возможного течения событий и др.)
- По количеству основных этапов взрослый формулирует задачи.
Лариса Сергеевна Киселева в совместной с другими педагогами работе «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения» определяет следующие особенности работы с детьми в условиях проекта:
1. Глубоко изучить тематику проекта.
2. При составлении совместного плана работы с детьми над проектом поддерживать детскую инициативу.
3. Заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта, поддерживать его любознательность и устойчивый интерес к проблеме.
4. Создавать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик.
5. Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на детский личный опыт
6. Тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться.
7. Соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над проектом.
8. В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход.
9. Развивать творческое воображение и фантазию детей.
10. Творчески подходить к реализации проекта; ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений
11. Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества
12. Заключительный этап проекта следует тщательно готовить и проводить в виде презентации, шоу, театрализованного действия и т.п.
Пункты 2,6,8 особенно значимы для воспитателя в процессе освоения дошкольниками способа формулирования этапов проекта. Как правило, этот процесс имеет спонтанный характер с элементами фантазирования и творчества. В этом случае взаимодействие взрослого и ребёнка (либо группы детей) рационально начать с заполнения «Модели трёх вопросов», цель которой выявление интересов участников проекта.
Что вы знаете? | Что вы хотите узнать? | Что надо сделать, для того, чтобы узнать? |
После заполнения детьми, «Модель трех вопросов» вывешивается в родительский уголок, для того, чтобы родители, узнали о том, какая тема заинтересовала их детей, какой объём знаний у детей по теме, определили для себя перспективу работы над проектом.
Успешно работают заготовленные педагогом ранее «Модели этапов проектной деятельности» в разных вариациях, например (демонстрация игровых средств):
- Лист ватмана с расчерченными полями;
- старый рулон бумажных обоев;
- папка-скоросшиватель А4 со вставленными писчими листами;
- магнитная доска с магнитами и листами А5;
- специальный мнемоальбом, примерный размер А5 и др.
Цель заготовленных игровых средств: поддержка у дошкольника любознательности и устойчивого интереса к объекту (предмету) исследования и соблюдение принципа последовательности и регулярности в работе над проектом.
2. Практическая часть мастер - класса
Для выполнения практического упражнения участникам предлагается разделиться на 3условные группы: «дети», «родители», «воспитатели».
План практической деятельности участников мастер-класса:
- Познакомиться с презентационным материалом «История о том, как на грядке вырос дом» (Приложение №2).
- Определить формы взаимодействия «взрослый-ребёнок» в ходе изучения полученных материалов проектной деятельности.
- Добавить возможные эффективные формы взаимодействия с точки зрения участников мастер-класса.
Вниманию участников мастер-класса предлагаются:
Печатные материалы и игровые средства:
дети | родители | воспитатели |
|
|
Практико-ориентированный диалог в рабочих группах по определению и систематизации «Взаимодействие взрослого и ребёнка в ходе реализации проектной деятельности». (Мастер демонстрирует фотоматериал, раздаёт печатный материал). На выполнение этого упражнения дается примерно 15 минут.
Рефлексия.
Мастер: «Уважаемые, коллеги, время подвести итог сегодняшней работы:
я предлагаю Вам на выбор 4 листа:
- «Я добавлю в свою «методическую копилку» проектный метод, как значимую форму взаимодействия взрослого и ребёнка»,
- «Всё о чем сегодня говорилось, я уже знаю»,
- «Метод детских проектов мне не интересен»,
- «Ваши рекомендации»
Оцените фишкой свои впечатления от сегодняшней работы на одном из предложенных Вам листов».
Список литературы:
- Белолуцкая Ф. К. Организация детской проектной деятельности в детском саду // Мозаика Синтез. – М., 2009.
- Варенцова Н.С. Опыт творческой проектной деятельности // Мозаика Синтез. – М., 2009. – 110 стр.
- Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика – Синтез, 2008. – 59 стр.
- Волкова М.С. Деятельностно-ценностные задачи в проектной деятельности младших школьников // Педагогические технологии. 2011. № 2. – стр.58–63.
- Деркунская В.А. Проектная деятельность // Успех. Совместная деятельность взрослых и детей: основные формы: Пос. для педагогов / О.В. Акулова, А.Г. Гогоберидзе и др. М.: Просвещение, 2012.- стр. 108–127.
- Журавлёва В.Н. Проектная деятельность старших дошкольников // Учитель. – Волгоград.,2009. – 202 стр.
- Киселёва, Л.С. Проектный метод деятельности дошкольного учреждения [Текст] / Л.С. Киселева - М.: Аркти, 2003.- 231 с.
- Крылова Н.Б. Проектная деятельность школьников и новые задачи педагогов // Дополнительное образование и воспитание. 2007. № 3. – стр. 9–15.
- Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике. – М., 2010. – 128 стр.
- Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пос. для учителей и студентов педагогических вузов. М.: АРКТИ, 2003. – 80 стр.
- Романовская М.Б. Метод проектов в учебном процессе: Метод. пос. М.: Центр «Педагогический поиск», 2006. – 160 стр.
- ФГОС дошкольного образования. Приказ № 1155 от17. 10. 2013.
Приложение №1
структура | содержание |
Участники | Ф.И. автора, возраст, образовательное учреждение Ф.И.О.куратора, должность, образовательное учреждение |
Тема проекта | в формулировке темы должно отражаться содержание проектной деятельности |
Тип, вид: | по срокам реализации, по составу участников, по содержанию, по доминирующему виду |
Цель | актуальная и посильная для ребёнка, на определённый отрезок времени. |
Задачи | Воспитанники Родители Педагоги |
Предполагаемый (ожидаемый) результат | Воспитанники Родители Педагоги |
Этапы реализации проекта | Подготовительный
Практический (Практико-ориентированный)
Аналитический
|
Ресурсы | Планы, схемы, таблицы, карты, фотоматериалы, дневники наблюдений, мнемотаблицы, оборудование и др. |
Результаты проекта (рефлексия) | определение условия успеха проекта; проверка достижений целей проекта на этапе выполнения либо фактов невозможного достижения цели |
Презентация проекта | Формы, возрастная аудитория. Содержание: что изменилось по завершению проекта, факты; инновационность проекта (область применения полученных результатов, какие новые подходы/техники представлены) |
Источники информации |
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПРОЕКТА
Приложение №3
РЕЗУЛЬТАТЫ
практического упражнения
«ВОСПИТАННИКИ»
Формы взаимодействия взрослого и ребёнка в проектной деятельности | Возможные эффективные формы взаимодействия взрослого и ребёнка |
РЕЗУЛЬТАТЫ
практического упражнения
«РОДИТЕЛИ»
Формы взаимодействия взрослого и ребёнка в проектной деятельности | Возможные эффективные формы взаимодействия взрослого и ребёнка |
РЕЗУЛЬТАТЫ
практического упражнения
«ВОСПИТАТЕЛИ»
Формы взаимодействия взрослого и ребёнка в проектной деятельности | Возможные эффективные формы взаимодействия взрослого и ребёнка |
Распечатанные «Листы результативности практической деятельности» раздаются каждой условной группе перед практическим упражнением.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диагностика развития детей старшего дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности
Диагностика развития детейстаршего дошкольного возрастав процессе театрализованной деятельностиОБРАЩЕНИЕ К ПЕДАГОГАМ!Уважаемые коллеги!Помещаю фрагменты из моей книги - Штанько И.В. Художествен...
Мастер-класс «Коррекционно-развивающая работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста с гиперактивностью и СДВГ методикой «Цветные капельки»
Занятия по данной методике предназначены для младших школьников, которые часто отвлекаются на уроках, не слушают учителей, не доводят начатое дело до конца, невнимательны....
МАСТЕР - КЛАСС: "Работа учителя - дефектолога с детьми дошкольного возраста с РДА".
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ. « КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА С АУТИЧНЫМ РЕБЕНКОМ». Ранний детский аутизм (РДА) - это особая форма нарушенного психического развития с неравномерностью формирования ...
Мастер-класс для родителей «Обучению детей старшего дошкольного возраста игре на музыкальных инструментах»
Форма проведения: педагогическая мастерская.Участники: родители и дети старшего дошкольного возраста.Цель мастер-класса: обучение участников мастер-класса применению использования системы элементарног...
Организация проектной деятельности с детьми дошкольного возраста: вопросы взаимодействия с семьей (из опыта работы инструктора по физической культуры)
Физическое развитие детей, сохранение и укрепление их здоровья – первооснова полноценного развития, являющаяся важной ступенью в требованиях федеральных государственных образовательных стандарто...
Мастер-класс для педагогов "Использование кинезиологических упражнений в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста"
Приёмы кинезиологии являются одними из самых эффективных инновационных технологий в работе учителя-логопеда....