Мастер-класс «Взаимодействие педагога с детьми дошкольного возраста в процессе проектной деятельности»
методическая разработка

Шевцова Светлана Геннадьевна

Методическая копилка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида  с приоритетным осуществлением деятельности

по социально-личностному развитию детей № 6  «Страна детства»

Шевцова  Светлана  Геннадьевна,

воспитатель коррекционной группы

Мастер-класс

«ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ  ПЕДАГОГА С ДЕТЬМИ

В ПРОЦЕССЕ  РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ  ПРОЕКТОВ В ДОУ »

«Каждый узнает лишь то, что сам пробует сделать»

Иоганн Генрих Песталоцци 

Цель мастер-класса: актуализация практико-ориентированного подхода  во взаимодействии педагога и ребенка в процессе разработки и реализации детских проектов.

План  работы мастер-класса:

а) актуализация   знаний об одной  из инновационных  форм взаимодействия взрослого

и ребенка - о методе проектирования;
б)
обсуждение используемых  педагогом форм взаимодействия с ребёнком в ходе реализации проекта.

1.Теоретическая  часть  мастер-класса

Актуальность.

   Современный стандарт дошкольного образования  определяет одно из

психолого-педагогических условий реализации образовательной программы взаимодействие взрослых с детьми, ориентированное на интересы и возможности каждого ребенка, учитывающее социальную ситуацию его развития. Таким образом, проектная деятельность  является  одной из значимых  форм личностно-ориентированного  взаимодействия ребёнка и взрослого.

            Метод ПРОЕКТА – способ освоения окружающей среды, основанный на взаимодействии взрослого и ребенка,  поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели. Проект в моём понимании – это актуальный, эффективный и увлекательный способ погружения ребёнка и взрослого в образ, тему или предмет. Освоение новых знаний, умений и навыков идёт по живому маршруту, где ориентирами служат определённые события, важные для всех детей и каждого в отдельности. Ребёнок экспериментирует, синтезирует полученные знания, развивает  творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему быть успешным, проявлять инициативу и самостоятельность.

            Вовлечение родителей  в совместную с ребёнком  проектную  деятельность сближает  их, позволяет родителям  стать активными участниками образовательных отношений.

           Проектная форма работы закономерно влечет за собой изменение в профессиональном взаимодействии педагога и ребенка. Педагог переходит от трансляции готовых знаний к инициированию поисковой активности воспитанников, совместному поиску решения поставленной или обнаруженной детьми проблемы. Продукт проекта  дети предложат сами, как только произойдет погружение в проблемную ситуацию. Для воспитателя главное — поддержать активность детей, помочь ей развернуться и развиться самостоятельно.

В  результате реализации  проектной деятельности

дети  приобретают  умения:

  • формулировать свой интерес, предпочтение, намерение;
  • комментировать свои действия, высказывать свою точку зрения;
  • присваивать полученную в простой форме информацию (слушать, наблюдать);
  • следовать простому алгоритму  логических действий в работе с предметами или объектами проекта;
  • задавать вопросы и отвечать на вопросы в пределах своей осведомленности и опыта;
  • совершать на элементарном уровне действия по обработке информации: сравнивать, обобщать, выделять признаки, замечать изменения;
  •  контролировать свое поведение, договариваться о правилах поведения  и их соблюдении.

Очень важно, чтобы  каждый проект был доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка чувство гордости за полученный результат! В случае, если возникают трудности и дефициты  в ходе реализации проекта нельзя останавливаться на половине пути. Обязательно нужно довести  до рефлексии любой результат  и  вместе с участниками проекта разобрать:  «Почему получилось так? Как можно изменить ситуацию? Какие ошибки необходимо учесть в будущем?»

Например,  экологический  проект  «Огород на подоконнике» (октябрь, 2015). Прошлой осенью дети решили вырастить луковое перо как витаминный элемент укрепления здоровья.  Соблюдая агротехнику,  высадили репчатый лук в контейнер. В ходе наблюдений и уходом за растительным объектом заполняли «Лист  наблюдений». Результат проекта оценен как отрицательный, так как за месяц проектной работы  перо у лука так и не появилось. Обсудив проблему, участники проекта  приняли решение  обратиться за информацией  к родителям, в интернет, в научно-литературные источники.

Совместными усилиями  было выявлено, что согласно биоритмам осенью, овощи «замирают» на холодный период времени года. Дети сделали вывод: «Осенью очень трудно вырастить зелёное перо у лука. Для этого необходимы специальные условия, которым группа детского сада не соответствует. Нужно повторить проект в весенний период пробуждения природы».

Документальное оформление  проекта педагогом  имеет свои особенности. Одним воспитателям удобно  формулировать структуру проекта  сплошным текстом. Я заполняю  «Технологическую карту проекта» (Приложение №1), структура проекта находится в поле зрения  в виде опорного плана. Из опыта хочу уточнить, что не всегда получается заполнять «Технологическую карту проекта» по структурному порядку и особенно трудно формулировать задачи. Рациональность моей технологии по составлению проекта выражается в следующем:

  • сначала формулируется цель проекта с учетом  интереса ребёнка к объекту наблюдения;
  • фиксируется предполагаемый ребенком результат (продукт);
  • затем планируются этапы проектной деятельности как ребёнком, так и взрослым, при этом количество этапов у взрослого всегда больше, чем у ребёнка. Как вы думаете, почему? (предварительная работа, создание развивающей предметно-пространственной среды, план возможного течения событий и др.)
  • По количеству основных этапов взрослый формулирует задачи.

Лариса  Сергеевна Киселева в совместной  с другими педагогами работе  «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения»  определяет следующие особенности работы с детьми в условиях проекта:

1. Глубоко изучить тематику проекта.

2. При составлении совместного плана работы с детьми над проектом поддерживать детскую инициативу.

3. Заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта, поддерживать его любознательность и устойчивый интерес к проблеме.

4. Создавать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик.

5. Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на детский личный опыт

6. Тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться  высказываться. 

7. Соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над проектом.

8. В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход.

9. Развивать творческое воображение и фантазию детей.

10. Творчески подходить к реализации проекта; ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений

11. Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества

12. Заключительный этап проекта следует тщательно готовить и проводить в виде презентации, шоу, театрализованного действия и т.п.

     Пункты  2,6,8 особенно значимы для воспитателя в процессе  освоения дошкольниками способа  формулирования этапов проекта. Как правило,  этот процесс  имеет  спонтанный  характер  с  элементами  фантазирования и творчества. В этом случае взаимодействие  взрослого и ребёнка (либо  группы детей) рационально начать с  заполнения  «Модели  трёх вопросов», цель которой выявление интересов участников проекта.

Что вы знаете?

Что вы хотите узнать?

Что надо сделать, для того, чтобы узнать?

После заполнения детьми,  «Модель трех вопросов»   вывешивается в родительский уголок, для того, чтобы родители,  узнали о том, какая тема заинтересовала их детей, какой объём знаний у детей по теме, определили для себя перспективу работы над проектом.

      Успешно работают  заготовленные  педагогом  ранее «Модели  этапов проектной деятельности» в разных вариациях, например (демонстрация игровых средств):

  • Лист ватмана с расчерченными полями;
  • старый рулон бумажных обоев;
  • папка-скоросшиватель А4 со вставленными писчими листами;
  • магнитная доска с магнитами и листами А5;
  • специальный мнемоальбом, примерный размер А5 и др.

Цель заготовленных игровых средств:  поддержка  у дошкольника любознательности  и устойчивого  интереса к объекту (предмету) исследования  и  соблюдение  принципа  последовательности  и  регулярности в работе  над проектом. 

2.  Практическая часть  мастер - класса

Для выполнения практического упражнения участникам предлагается разделиться  на 3условные  группы: «дети», «родители», «воспитатели».

План практической деятельности участников мастер-класса:

  1. Познакомиться с презентационным  материалом «История о том, как на грядке вырос дом» (Приложение №2). 
  2. Определить  формы взаимодействия  «взрослый-ребёнок»  в ходе изучения полученных материалов проектной деятельности.
  3. Добавить возможные эффективные формы взаимодействия с точки зрения участников мастер-класса.

Вниманию участников мастер-класса предлагаются:

Печатные материалы и игровые средства:

дети

родители

воспитатели

  • фотоматериал реального проекта;
  • макет грядки и морковной ботвы;
  • текст стендового доклада    воспитанницы;
  • мнемосхема  стендового доклада;
  • выбор  игрового средства «Этапы проектной деятельности», фломастеры, маркеры, цветные  карандаши.
  • Листы результативности  практической деятельности
  • видеоматериал реального проекта;
  • реферат воспитанницы,
  •  «Технологическая  карта»  
  •  Листы результативности практической деятельности (Приложение №3)

         

Практико-ориентированный  диалог в рабочих группах по определению и систематизации «Взаимодействие взрослого и ребёнка в ходе реализации проектной деятельности». (Мастер демонстрирует  фотоматериал, раздаёт печатный  материал). На выполнение этого упражнения дается  примерно 15 минут.

Рефлексия.

Мастер: «Уважаемые, коллеги, время подвести итог сегодняшней работы:

я предлагаю Вам на выбор 4 листа:

  • «Я  добавлю в свою «методическую копилку» проектный метод, как значимую форму взаимодействия взрослого и ребёнка»,
  • «Всё о чем сегодня говорилось, я уже знаю»,
  • «Метод детских проектов мне не интересен»,
  • «Ваши рекомендации»

Оцените  фишкой свои впечатления от сегодняшней работы   на одном из предложенных Вам листов».

Список литературы:

  • Белолуцкая Ф. К.  Организация детской проектной деятельности в детском саду // Мозаика Синтез. – М., 2009.
  • Варенцова Н.С.  Опыт творческой проектной деятельности // Мозаика Синтез. – М., 2009. – 110 стр.
  • Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика – Синтез, 2008. – 59 стр.
  •  Волкова М.С. Деятельностно-ценностные задачи в проектной деятельности младших школьников // Педагогические технологии. 2011. № 2. – стр.58–63.
  • Деркунская В.А. Проектная деятельность // Успех. Совместная деятельность взрослых и детей: основные формы: Пос. для педагогов / О.В. Акулова, А.Г. Гогоберидзе и др. М.: Просвещение, 2012.- стр. 108–127.
  • Журавлёва В.Н. Проектная деятельность старших дошкольников // Учитель. – Волгоград.,2009. – 202 стр.
  • Киселёва, Л.С. Проектный метод деятельности дошкольного учреждения [Текст] /  Л.С. Киселева - М.: Аркти, 2003.- 231 с.
  •  Крылова Н.Б. Проектная деятельность школьников и новые задачи педагогов // Дополнительное образование и воспитание. 2007. № 3. – стр. 9–15.
  • Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике. – М., 2010. – 128 стр.
  • Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пос. для учителей и студентов педагогических вузов. М.: АРКТИ, 2003. – 80 стр.
  • Романовская М.Б. Метод проектов в учебном процессе: Метод. пос. М.: Центр «Педагогический поиск», 2006. – 160 стр.
  • ФГОС дошкольного образования. Приказ № 1155  от17. 10. 2013.

Приложение №1

структура

содержание

Участники

Ф.И. автора, возраст, образовательное учреждение

Ф.И.О.куратора, должность, образовательное учреждение

Тема проекта

в формулировке  темы должно отражаться содержание проектной деятельности

Тип, вид:

по срокам реализации, по составу участников, по содержанию, по доминирующему виду

Цель

актуальная и посильная для ребёнка,

на определённый отрезок времени.

Задачи

Воспитанники

Родители

Педагоги

Предполагаемый

(ожидаемый)  

результат

Воспитанники

Родители

Педагоги

Этапы реализации проекта

Подготовительный

  • воспитанники
  • родители
  • педагоги

Практический (Практико-ориентированный)

  • воспитанники
  • родители
  • педагоги

Аналитический

  • воспитанники
  • родители
  • педагоги

Ресурсы

Планы, схемы, таблицы, карты, фотоматериалы, дневники наблюдений, мнемотаблицы, оборудование и др.

Результаты

проекта (рефлексия)

определение условия успеха проекта; проверка  достижений целей проекта на этапе выполнения либо фактов  невозможного достижения цели

 Презентация проекта

Формы, возрастная аудитория. Содержание: что изменилось по завершению проекта, факты; инновационность проекта (область применения полученных результатов, какие новые подходы/техники  представлены)

Источники информации

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПРОЕКТА

Приложение №3

РЕЗУЛЬТАТЫ

практического упражнения

«ВОСПИТАННИКИ»

Формы взаимодействия взрослого и ребёнка в проектной деятельности

Возможные эффективные формы взаимодействия взрослого и ребёнка

РЕЗУЛЬТАТЫ

практического упражнения

«РОДИТЕЛИ»

Формы взаимодействия взрослого и ребёнка в проектной деятельности

Возможные эффективные формы взаимодействия взрослого и ребёнка

РЕЗУЛЬТАТЫ

практического упражнения

«ВОСПИТАТЕЛИ»

Формы взаимодействия взрослого и ребёнка в проектной деятельности

Возможные эффективные формы взаимодействия взрослого и ребёнка

Распечатанные  «Листы результативности практической деятельности»  раздаются каждой условной группе перед практическим упражнением.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика развития детей старшего дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности

Диагностика развития детейстаршего дошкольного возрастав процессе театрализованной деятельностиОБРАЩЕНИЕ К ПЕДАГОГАМ!Уважаемые коллеги!Помещаю фрагменты из моей книги -   Штанько И.В. Художествен...

Мастер-класс «Коррекционно-развивающая работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста с гиперактивностью и СДВГ методикой «Цветные капельки»

Занятия по данной методике предназначены для младших школьников, которые часто отвлекаются на уроках, не слушают учителей, не доводят начатое дело до конца, невнимательны....

МАСТЕР - КЛАСС: "Работа учителя - дефектолога с детьми дошкольного возраста с РДА".

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ. « КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА С АУТИЧНЫМ РЕБЕНКОМ». Ранний детский аутизм (РДА) - это особая форма нарушенного психического развития с неравномерностью формирования ...

Мастер-класс для родителей «Обучению детей старшего дошкольного возраста игре на музыкальных инструментах»

Форма проведения: педагогическая мастерская.Участники: родители и дети старшего дошкольного возраста.Цель мастер-класса: обучение участников мастер-класса применению использования системы элементарног...

Организация проектной деятельности с детьми дошкольного возраста: вопросы взаимодействия с семьей (из опыта работы инструктора по физической культуры)

Физическое развитие детей, сохранение и укрепление их здоровья – первооснова полноценного развития, являющаяся важной ступенью в требованиях федеральных государственных образовательных стандарто...

Мастер-класс для педагогов "Использование кинезиологических упражнений в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста"

Приёмы кинезиологии являются одними из самых эффективных инновационных технологий в работе учителя-логопеда....