Ритмико-гимнастические упражнения на расслабление и снятие мышечного напряжения
методическая разработка

Светлана Васильевна Алексеева

Упражнения на расслабление и снятие мышечного напряжения являются частью общей коррекционной работы. Снимают характерное для детей с психофизическими недостатками чрезмерное мышечное и эмоциональное напряжение и воздействуют успокаивающе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат №2 VIII вида» г. Улан-Удэ

Методическая разработка по ритмике к разделу

«Ритмико-гимнастические упражнения»

«Упражнения на расслабление

и снятие мышечного напряжения»   

                                                                                                                                                 

Учитель ритмики

Алексеева Светлана Васильевна

Дети с ограниченными возможностями здоровья часто эмоционально неуравновешанны, быстро утомляются во время урока, исполняя небольшие танцевальные этюды, выполняя ритмико-гимнастические упражнения, и особо нуждаются  на уроках ритмики в упражнениях на расслабление мышц и снятия напряжения.

Эмоциональная неуравновешенность умственно-отсталых детей может выражаться не только в резкой смене и неадекватности реакций, но и в неловких, беспокойных движениях, прерывистом сне. Если игровые методы используются в основном для коррекции личностных нарушений у детей, таких, как неадекватная самооценка, конфликтность, агрессивность, снятие страхов, и других негативных эмоций, то для общего успокоения  необходимо использовать тренинг мышечного расслабления.

Для обучения ребенка младшего школьного возраста элементам самовнушения, помогающим избавиться от негативных чувств и тревожащих переживаний, целесообразно использовать стихотворные формулы, которые, благодаря своей мягкости и ритмичности,                          легче воспринимаются и усваиваются. Выполнение таких упражнений очень нравится детям, так как в них есть элемент игры. Они быстро обучаются этому непростому умению расслабляться.

Научившись расслаблению, каждый ребенок получает то, в чем ранее испытывал недостаток. Это в равной степени касается любых психических процессов: познавательных, эмоциональных или волевых. В процессе расслабления организм наилучшим образом перераспределяет энергию и пытается привести тело к равновесию и гармонии.  Расслабляясь, возбужденные, беспокойные дети постепенно становятся более уравновешенными, внимательными и терпеливыми. Дети заторможенные, скованные, вялые и робкие приобретают уверенность, бодрость, свободу в выражении своих чувств и мыслей. Такая системная работа позволяет детскому организму сбрасывать излишки напряжения и восстанавливать равновесие, тем самым сохраняя психическое здоровье.

Умение расслабиться помогает одним детям снять напряжение, другим - сконцентрировать внимание, снять возбуждение. Расслабление вызывается путем специально подобранных игровых приемов. Каждому дается образное название, это увлекает детей. Они выполняют расслабляющие упражнения, не просто подражая ведущему, а перевоплощаясь, входя в заданный образ. Большинство детей правильно воспринимают эти упражнения, хорошо расслабляются. Об этом позволяет судить внешний вид ребенка: спокойное выражение его лица, ровное ритмичное дыхание, вялые послушные руки, которые тяжело падают, у некоторых появление зевоты, сонливое состояние и т.д. Опыт показывает, что в результате применения релаксации, у многих детей налаживается сон, они становятся более уравновешенными и спокойными.

Обучение релаксационным упражнениям необходимо начинать с освоения так называемой позы покоя. Следует обратить внимание на то, что перед началом обучения расслаблению каждой новой группы мышц следует вспоминать с ребенком разученную в самом начале позу покоя.

Упражнения  на расслабление и снятие мышечного напряжения служат для достижения физического и психического расслабления, для отдыха, покоя, спокойствия, уравновешенности, нормализации давления. Для снятия скованности, напряжения, усталости, «зажимов», «зажатостей».

Упражнения на расслабление и снятие напряжения, являясь частью общей коррекционной работы,  снимают характерное для детей с ограниченными возможностями здоровья, чрезмерное мышечное и эмоциональное напряжение и воздействуют успокаивающе, а это, является главным условием для формирования естественной речи и правильных телодвижений.

Упражнения на освоение и закрепление позы покоя

и расслабление мышц рук:

  1. «Поза покоя»

Дети сидят ближе к краю стула, опираются на спинку, руки свободно лежат на коленях, ноги слегка расставлены. Слова общего покоя произносятся медленно, успокаивающе, тихим голосом, с длительными паузами.

- Все умеют танцевать,

Прыгать, бегать, рисовать,

Но не все пока умеют

Расслабляться, отдыхать.

Есть у нас игра такая -

Очень легкая, простая,

Замедляется движенье,

Исчезает напряженье...

И становится понятно -

Расслабление приятно!

Упражнение 2

Исходное положение: стоя, руки опущены. Свободное падение рук с исходного положения, руки в стороны или перед собой.

Упражнение 3

Раскачивание рук поочередно и вместе вперед, назад, вправо, влево в положении стоя и наклонившись вперед.

Упражнение 4 

Исходное положение: стоя, руки опущены. Встряхивание кистью - отбрасывание воды с пальцев, имитация движения листьев во время ветра.

Упражнение 5

Выпрямление рук в суставах и напряжение всех мышц от плеча до кончиков пальцев; не опуская рук, ослабить напряжение, давая плечам, кистям, пальцам слегка пассивно согнуться (руки как бы ложатся на мягкую подушку).

Упражнение 6

Исходное положение: стоя прямо, ноги на ширине плеч, руки опущены. Поднять правое плечо, дотронуться плечом до мочки уха. Голову к плечу наклонять нельзя. Зафиксировать положение на 10-15 секунд. Опустить плечо, просто бросить его вниз. То же самое повторить с левым плечом.

Упражнение 7

Исходное положение: стоя. Поднять руки перед собой. Сжать обе ладони в кулаки - как можно сильнее. Напрячь руки, вытянув их вперед как можно дальше. Резко сбросить напряжение, разжав кулаки и уронив руки. В пальцах должны появиться теплота и покалывание.

  1. «Сосулька»

Дети - сосульки. Учитель читает стихотворение про сосульку. Во время чтения первой и второй строчки - руки подняты вверх и напряжены, дети - сосульки. Третья и четвертая строчки: уронить расслабленные руки, присесть.

 «У нас под крышей

 Белый гвоздь висит,

 Солнце взойдет,

 Гвоздь упадет».

  1. «Штанга»

Представляем, что ты поднимаем тяжелую штангу. Наклоняемся, берём ее. Сжимаем кулаки. Медленно поднимаем руки. Они напряжены! Тяжело! Руки устали, бросаем штангу (руки резко опускаются вниз и свободно повисают вдоль туловища). Они расслаблены, ненапряженны, отдыхают.

- Мы готовимся к рекорду,

Будем заниматься спортом (наклониться вперед).

Штангу с пола поднимаем (выпрямиться, руки вверх).

Крепко держим...

И бросаем!

Наши мышцы не устали,

И еще послушней стали.

Нам становится понятно:

Расслабление приятно.

  1. «Кулачки»

Сжать  пальцы в кулачок покрепче. Руки лежат на коленях. Сжать их сильно-сильно, чтобы косточки побелели.

- Руки на коленях,
Кулачки сжаты,
Крепко, с напряжением
Пальчики прижаты
Пальчики сильней сжимаем -
Отпускаем, разжимаем.
Легко приподнять и уронить расслабленную кисть.
- Знайте, девочки и мальчики:
Отдыхают наши пальчики .

  1. «Олени»

Представим вместе с детьми, что мы  олени. Поднять руки над головой, скрестить их, широко расставив пальцы.

Посмотрите: мы - олени,
Рвется ветер нам навстречу!
Ветер стих,
Расправим плечи,
Руки снова на колени.
А теперь немножко лени...
Руки не напряжены,
И расслаблены.
Дышится легко, ровно, глубоко.

  1. «Шишки»

Представим себе, что дети - медвежата и с вами играет мама - медведица. Она бросает им шишки. Дети их ловят и с силой сжимают в лапах. Но вот медвежата устали и роняют свои лапки вдоль тела - лапки отдыхают. А мама - медведица снова кидает шишки медвежатам…

  1. «Драгоценность»

Представим себе, что  держим в кулачках что-то очень ценное, дорогое  и кто-то хочет  это отнять. Дети сжимают кулачки все крепче и крепче…ещё крепче, уже побелели косточки, кисти начинают дрожать.… Но вот обидчик ушёл, а дети разжимают свои кулачки, пальцы становятся расслабленными, кисти рук спокойно лежат на коленях… они отдыхают…

  1. «Игра с песком»

Представим себе, дети сидят на берегу моря. Набирают в руки песок  - на вдохе. Сильно сжав пальцы в кулак, удерживают песок в руках - задержка дыхания.  Посыпают колени песком, постепенно раскрывая кисти и пальцы - выдох. Уронить бессильно руки вдоль тела, лень двигать тяжелыми руками.

  1.  «Лимон"

Опустить руки вниз и представить себе, что в правой руке находится лимон, из которого нужно выжать сок. Медленно сжимать как можно сильнее правую руку в кулак. Почувствовать, как напряжена правая рука. Затем бросить «лимон» и расслабить руку:  

Я возьму в ладонь лимон.  

Чувствую, что круглый он.

Я его слегка сжимаю -  

Сок лимонный выжимаю.

Все в порядке, сок готов.  

Я лимон бросаю, руку расслабляю.

Выполнить это же упражнение левой рукой.

Это же упражнение выполняется, представляя себе, что лимон находится  в левой руке.

  1. «Пара»

Попеременное движение с напряжением и расслаблением рук.  

Стоя друг против друга, и касаясь выставленных вперед ладоней партнера, с напряжением выпрямить свою правую руку, тем самым сгибая в локте левую руку партнера. Левая рука при этом сгибается  в локте, а у партнера выпрямляется.  

  1. «Вибрация»

Какой сегодня чудный день!  

Прогоним мы тоску и лень.  

Руками потрясли.

Вот мы здоровы и бодры.

Упражнения на расслабление мышц живота:

  1. «Шарик»

Представим, что мы надуваем воздушный шар. Дети ложат руку на живот. Надуваем живот, будто это большой воздушный шар. Мышцы живота напрягаются. Это сильное напряжение неприятно! Не будем надувать большой шар. Сделаем спокойный вдох животом так, чтобы рукой почувствовать небольшое напряжение мышц. Плечи поднимать нельзя. Вдох-выдох! Мышцы живота расслабились. Стали мягкими. Теперь легко сделать новый вдох. Воздух сам легко входит внутрь. И выдох свободный, ненапряженный!

Вот как шарик надуваем!

А рукою проверяем (вдох).

Шарик лопнул, выдыхаем,

Наши мышцы расслабляем.

Дышится легко... ровно... глубоко...

  1. «Стульчик»

Дети лежат на спине, руки вдоль тела. Медленно  начинают подниматься, и садиться, как будто на стульчик. При подъеме мышцы живота напрягаются, а когда они садятся, они расслабляются. Хорошо, приятно стало. Постепенно, медленно опускаемся опять на спину. Снова напрягаются, а затем расслабляются мышцы.

     Упражнения на расслабление мышц шеи:

  1. «Любопытная Варвара»

а) Повернуть голову влево, постараться это сделать так, чтобы увидеть как можно дальше. Сейчас мышцы шеи напряжены! Потрогать шею справа, мышцы стали твердые, как каменные. Вернуться в исходное положение. Аналогично в другую сторону. Вдох-выдох!

Любопытная Варвара

Смотрит влево...

Смотрит вправо...

А потом опять вперед -

Тут немного отдохнет.

Шея не напряжена, а расслаблена. Движения повторяются по 2 раза в каждую сторону.

б) Теперь поднять голову вверх. Посмотреть на потолок. Больше откинуть голову назад! Как напряглась шея! Неприятно! Дышать трудно. Выпрямились. Легко стало, свободно дышится. Вдох-выдох!

А Варвара смотрит вверх!

Выше всех, все дальше вверх!

Возвращается обратно -

Расслабление приятно!

Шея не напряжена и расслаблена.

в) Медленно опускаем голову вниз. Напрягаются мышцы шеи. Сзади они стали твердыми. Выпрямить шею. Она расслаблена. Приятно, хорошо дышится. Вдох-выдох! А теперь посмотрим вниз - мышцы шеи напряглись! Возвращаемся обратно - расслабление приятно! Шея не напряжена и расслаблена.

Упражнения на расслабление мышц ног:

Упражнение 1 

Исходное положение: сидя, упор руками сзади, спина прямая. Поднять прямые ноги перед собой, так, чтобы они были параллельны полу. Держать до тех пор, пока хватает сил. Затем сбросить напряжение, уронив ноги на пол. Это упражнение позволяет снять мышечное напряжение в бедрах.

Упражнение 2 

Исходное положение: сидя. Спина прямая, стопы ровно стоят на полу. Представить себе,        что под ногами - не пол, а мягкая и рыхлая земля. Нужно зарыться в эту землю ступнями. «Зарыться» нужно как можно глубже. Работают только ноги, живот, спина, плечи,                руки - все расслаблено. Как только устанут ноги, нужно  прекратить упражнение, расслабить ноги.

Упражнение 3

Исходное положение: сидя, руки в упоре сзади. Стопы ровно стоят на полу. Поднять вверх пятки - только пятки, передняя часть стопы остается на полу. Почувствовать, как напряглись икры. Держать это напряжение как можно дольше, затем сбросить его, поставив пятки на пол. Теперь поднять носки; пятки остаются на полу. Напряглась вся ступня и передняя мышца ног. Подержать напряжение некоторое время, затем сбросить его.

Упражнение 4 

Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч. Стопы чуть вывернуты носками внутрь, расстояние между ними - 45-50 см.

Согнуть колени, поставить кулаки на поясницу и как можно сильнее прогнуться назад. В этом состоянии постараться максимально расслабиться. Стоять так, пока не появится дрожь в ногах. Вернуться в исходное положение, расслабиться. Дыхание ровное, без напряжения.

Упражнение 5

Исходное положение: стоя. Стопы повернуты внутрь, расстояние между ногами - 25-30 см. Наклониться вперед и коснуться руками пола, но только коснуться - опираться на руки нельзя. Встать на цыпочки. Удерживать это положение до тех пор, пока ноги не начнут дрожать. Медленно подняться, вернуться в исходное положение, расслабиться.

  1. «Загораем»

Вместе с детьми представляем себе, что ноги загорают на солнышке (вытянуть ноги вперед, сидя на стуле). Поднимаем ноги, держим. Ноги напряглись. Здесь можно предложить детям самим потрогать, какими твердыми стали их мышцы. Напряженные ноги стали твердыми, каменными. Опустили ноги. Они устали, а теперь отдыхают, расслабляются.

Мы прекрасно загораем!

Выше ноги поднимаем!

Держим... Держим... Напрягаем.

Загораем! Опускаем!  (ноги резко опустить на пол).

Ноги не напряжены,

А расслаблены.

  1. «Футбол»

Выбрасывание то левой, то правой ноги вперед, как при игре в футбол.

  1. «Кораблик»

Представим себе, что мы на корабле. Качает. Чтобы не упасть, расставим ноги пошире и прижмём их к полу. Руки сцеплены за спиной. Качнуло палубу, прижимаем к полу правую ногу (правая нога напряжена, левая расслаблена, немного согнута в колене, носком касается пола). Выпрямились! Расслабили ногу. Качнуло в другую сторону, прижимаем к полу левую ногу. Выпрямились. Вдох-выдох!

- Стало палубу качать!

Ногу к палубе прижать!

Крепче ногу прижимаем,

А другую расслабляем.

  1. «Пружинки»

Представим, что мы поставили ноги на пружинки. Они выскакивают из пола и отталкивают носки наших ног так, что они поднимаются вверх, а пятки продолжают упираться в пол. А теперь нажимаем на пружинки. Крепче! Сильнее! Ноги напряжены! Тяжело так сидеть. Перестали нажимать на пружинки. Ноги расслабились. Приятно. Отдыхаем. Вдох-выдох!

- Что за странные пружинки

Упираются в ботинки?

Ты носочки опускай,

На пружинки нажимай,

Крепче, крепче нажимай...

Нет пружинок - отдыхай!

  1. «Слон»

Поставить устойчиво ноги, затем представить себя слоном. Медленно перенести массу тела на одну ногу, а другую высоко поднять и с «грохотом» опустить на пол. Двигаться по комнате, поочередно поднимая каждую ногу и опуская ее с ударом стопы об пол. Произносить на выдохе «Ух!».

Упражнения на расслабление всего организма:

Упражнение 1 

Исходное положение: стоя, руки опущены. Перенесение тяжести тела с ноги на ногу, из стороны в сторону.

  1. «Петрушка»

 Прыжки на двух ногах одновременно с мягкими расслабленными коленями и корпусом, висящими руками и опущенной головой.

  1. «Большие и маленькие»

Поднять руки вверх, вытянуть весь корпус - стойка на полупальцах, быстрым движением согнуться и сесть на корточки.

  1. «Имитация распускающегося цветка»

С позиции приседания на корточки с опущенной головой и руками постепенное поднимание головы, корпуса, рук по сторонам.

  1. «Имитация увядающего цветка»

То же движение, что и в упражнении «имитация распускающегося цветка», только в обратном направлении.

  1. «Спящий котёнок»

Представим себе, что вы весёлые, озорные котята. Котята ходят, выгибают спинку, машут   хвостиком. Но вот котята устали…начали зевать, ложатся на коврик и засыпают. У котят   равномерно поднимаются и опускаются животики, они спокойно дышат.

  1. «Холодно - жарко»

Представим себе, что дети играют на солнечной полянке. Вдруг подул холодный ветер. Детям стало холодно, они замёрзли, обхватили себя руками, голову прижали к рукам - греются. Согрелись, расслабились.… Но вот снова подул холодный ветер…

  1. «Солнышко и тучка»

Представим себе, что дети загорают на солнышке. Но вот солнце зашло за тучку, стало холодно - все сжались в комочек, чтобы согреться (задержать дыхание). Солнышко вышло  из-за тучки, стало жарко - все расслабились (на выдохе).

  1. «Муравей»

Представим себе, что дети сидят на полянке, ласково греет солнышко. На пальцы ног залез муравей. С силой натянуть носки на себя, ноги напряжены, прямые - вдох. Прислушаемся, на каком пальце сидит муравей - задержка дыхания. Сбросим муравья с ног - на выдохе. Носки идут вниз - в стороны, расслабить ноги: ноги отдыхают.

  1. «Тряпичная кукла и солдат»

Вы - солдаты. Полностью выпрямитесь и вытянитесь в струнку, как солдат. Застыньте в        этой позе, как будто вы одеревенели, и не двигайтесь (показать детям эту позу). Вы - солдаты. А теперь наклонитесь вперед и расслабьте руки, чтобы они болтались, как тряпки. Ваше       тело стало мягким и подвижным, как у тряпичной куклы (показать детям эту позу). Слегка согните колени и почувствуйте, как ваше тело становится мягким. Затем встряхните        руками, как будто вы стряхиваете с них капельки воды. Стряхните капельки воды со спины... с волос... с ног...

  1. «Шалтай-болтай»

Вы - тряпичные куклы. Поворачиваете туловище вправо-влево, руки свободно болтаются. На слова «свалился во сне» резко наклониться вниз.

- Шалтай-болтай сидел на стене.

Шалтай-болтай свалился во сне.

  1. «Сорви яблоко»

Представьте себе, что перед вами растет большая яблоня с чудесными большими яблоками.

Яблоки висят прямо над головой, но без труда достать их не удается. Потянитесь как можно выше, поднимитесь на цыпочки и сделайте резкий вдох. Теперь можете сорвать яблоко. Нагнитесь и положите яблоки в корзинку, медленно выдохните и расслабьтесь, встряхните руками, потрясите ладошками.

  1. «Каждый спит»

Представьте себе, что время вдруг остановилось и все люди застыли в разных позах.

В зал входит ведущий и видит...

- На дворе встречает он

Тьму людей, и каждый спит:

Тот как вкопанный стоит,

Тот, не двигаясь, идет,

Тот стоит, раскрывши рот

Ведущий подходит к детям, застывшим в различных позах. Он пытается их разбудить, берет за руку, поднимает ее, но рука падает...

  1. «Винт»

Вы - винтики, и вас вкручивают в пол. Исходное положение: пятки и носки вместе, тело все напряжено, как будто железное. Корпус поворачивается влево и вправо. Винтик устал «вкручиваться» - расслабьтесь, отдохните.

  1. «Ленивая кошечка»

Поднять руки вверх, затем вытянуть вперед, потянуться, как кошечка. Почувствовать, как тянется тело. Затем резко опустить руки вниз, произнося звук «а».

  1. «Насос и мяч»

Дети разбиваются на пары.

Один из детей - большой надувной мяч, другой - насос, и он надувает этот мяч. Toт, кто изображает мяч, стоит, обмякнув всем телом, на полусогнутых ногах; руки, шея расслаблены. Товарищ начинает надувать мяч с помощью насоса - сопровождая надувание мяча движением рук со звуком «с». С каждой подачей воздуха мяч надувается все больше. Мяч надут - тело выпрямилось, надулись щеки, приподнялись руки. Насос перестал накачивать. Товарищ выдергивает из мяча шланг насоса и воздух с силой начинает выходить со звуком «ш...ш...ш...ш». Тело вновь обмякло, вернулось в исходное положение.

  1. «Пылесос и пылинки»

Дети - пылинки. Пылинки весело танцуют в луче солнца. Заработал пылесос. Пылинки закружились вокруг себя и, кружась все медленнее и медленнее, оседают на пол. Когда ребенок-«пылинка» садится на пол, спина и плечи у него расслабляются и сгибаются вперед и вниз, руки опускаются, голова наклоняется, он весь как бы обмякает. «Пылесос» (кто-то из детей) собирает пылинки; кого он коснется, тот встает и уходит.

  1. «Мороженое»

Дети -мороженое, которое только что достали из холодильника. Мороженое твердое, как камень.  Руки напряжены,  тело «ледяное».

 Но вот пригрело солнышко, мороженое стало таять. Тело, руки, ноги стали мягкими, расслабленными. Руки бессильно повисли вдоль тела...

  1. «Снежная баба»

Дети представляют, что каждый из них снежная баба. Огромная, красивая, которую вылепили из снега. У нее есть голова, туловище, две торчащие в стороны руки, и она стоит на крепких ножках. Прекрасное утро, светит солнце.

Вот оно начинает припекать, и снежная баба начинает таять. Далее дети изображают, как тает снежная баба. Сначала тает голова, потом одна рука, другая. Постепенно, понемножку начинает таять и туловище. Снежная баба превращается в лужицу, растекшуюся по земле.

  1. «Птички»

Дети представляют, что они маленькие птички. Летают по душистому летнему лесу, вдыхают его ароматы и любуются его красотой. Вот они присели на красивый полевой цветок и вдохнули его легкий аромат, а теперь полетели к самой высокой липе, сели на ее макушку и почувствовали сладкий запах цветущего дерева. А вот подул теплый летний ветерок, и птички вместе с его порывом понеслись к журчащему лесному ручейку. Сев на краю ручья, они почистили клювом свои перышки, попили чистой, прохладной водицы, поплескались и снова поднялись ввысь. А теперь приземлимся в самое уютное гнездышко на лесной полянке.

  1. «Бубенчик»

Дети ложатся на спину. Закрывают глаза и отдыхают под звучание колыбельной «Пушистые облачка». «Пробуждение» происходит под звучание бубенчика.

  1. «Летний денек»

Дети ложатся на спину, расслабляя все мышцы и закрывая глаза. Проходит релаксация под звучание спокойной музыки:

Я на солнышке лежу,

Но на солнце не гляжу.

Глазки закрываем,

Глазки отдыхают.

Солнце гладит наши лица,

Пусть нам сон хороший снится.

Вдруг мы слышим:

Бом-бом-бом!

Прогуляться вышел гром.

Гремит гром, как барабан.

  1. «Замедленное движение»

Дети садятся ближе к краю стула, опираются о спинку, руки свободно кладут на колени, ноги слегка расставляют, закрывают глаза и спокойно сидят некоторое время, слушая медленную, негромкую музыку:

- Все умеют танцевать, прыгать, бегать, рисовать.

Но не все пока умеют расслабляться, отдыхать.

Есть у нас игра такая - очень легкая, простая.

Замедляется движенье, исчезает напряженье.

И становится понятно - расслабление приятно!

  1. «Грибок»

Дети сидят на корточках, затем медленно поднимаются - «грибок растет». Выпрямились - напряжение. Вот какой красивый гриб! Затем гриб старится, медленно оседает - дети расслабленно опускаются на корточки, опускают руки, склоняют голову.

  1. «Улыбнись-рассердись»

Дети сидят. Улыбаются - все тело расслаблено, все вокруг хорошо. Но вдруг мы рассердились - брови нахмурились, руки упираются в бока кулачками, все тело напрягается. И снова все хорошо, мы улыбаемся, тело расслабляется.

  1. «Осенний лист»

Крепкий лист - прямая спина, руки в стороны, мышечное напряжение. Подул ветерок, и лист плавно оторвался от веточки и, медленно кружась, опустился на землю - расслабление.

Релаксационные упражнения на снятие напряжения с мышц лица:

  1. «Хоботок»

Вытянуть губы «хоботком» (как при артикуляции звука «у»). Напряглись губы. Опускаем хоботок. Теперь губы стали мягкими, ненапряженными (рот слегка приоткрыт, губы расслаблены).

  1. «Рот на замочке»

Поджимаем губы так, чтобы их совсем не было видно. Закрываем рот на замочек. Сильно-сильно сжимаем губы. Затем расслабить их:

- У меня есть свой секрет,

не скажу его вам, нет (поджать губы).

Ох, как сложно удержаться,

Ничего не рассказав (4-5 с).

Губы все же я расслаблю,

А секрет себе оставлю.

  1. «Лягушки»

Губы вытягиваются, как при произношении звука «и», а затем возвращаются на место. Тянем губы прямо к ушкам!

Вот понравится лягушкам!

Потяну - перетяну и нисколько не устану!

  1. «Орешек»

Представим, что вы разгрызаем твердый орешек.

Крепко сжать зубы. Челюсти напряглись, стали, как каменные. Это неприятно. Разжать челюсти - легко стало, рот приоткрылся, все в нем расслаблено.

 Зубы крепче мы сожмем,

А потом их разожмем,

Губы чуть приоткрываются,

 Все чудесно расслабляется.

  1. «Волшебный сон»

Дети находятся в позе покоя. Учитель дает им следующую установку: сейчас, когда я буду читать стихи, вы закроете глаза. Начинается игра «Волшебный сон». Вы не заснёте по-настоящему, будете все слышать, но не будете двигаться и открывать глаза, пока не «проснетесь». Внимательно слушайте и повторяйте про себя мои слова. Шептать не надо. Спокойно отдыхайте, закрыв глаза. «Волшебный сон» закончится, когда я скажу: «Открыть глаза». Внимание: наступает «волшебный сон».

Реснички опускаются...

Глазки закрываются...

Мы спокойно отдыхаем,

Сном волшебным засыпаем.

Дышится легко, ровно, глубоко.

Наши руки отдыхают...

Ноги тоже отдыхают

Отдыхают, засыпают

Шея не напряжена

И расслаблена...

Губы чуть приоткрываются,

Все чудесно расслабляется

Дышится легко... ровно... глубоко...

Длительная пауза,

Мы спокойно отдыхали,

Сном волшебным засыпали.

Хорошо нам отдыхать!

Но пора уже вставать!

Крепче кулачки сжимаем,

Их повыше поднимаем.

Потянуться! Улыбнуться!

Всем открыть глаза и встать.

  1. «Улыбка»

Представим себе вместе с детьми, что  видим перед собой на рисунке красивое солнышко, рот которого расплылся в широкой улыбке. Улыбаемся в ответ солнышку и чувствуем, как улыбка переходит в ваши руки, доходит до ладоней. Сделать это ещё раз и попробовать улыбнуться пошире. Растягиваются  губы, напрягаются мышцы щек…

  1. «Солнечный зайчик»

Представьте себе, что солнечный зайчик заглянул вам в глаза. Закройте их. Он побежал дальше по лицу. Нежно погладьте его ладонями: на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке. Поглаживайте аккуратно, чтобы не спугнуть, голову, шею, животик, руки, ноги. Он забрался за шиворот – погладьте его и там.

  1. «Пчелка»

Представим себе теплый, летний день. Подставим солнышку  лицо, подбородок тоже загорает (разжать губы и зубы на вдохе). Летит пчелка, собирается сесть кому-нибудь на язык. Крепко закрыть рот (задержка дыхания). Прогоняя пчелку можно энергично двигать губами. Пчелка улетела. Слегка открыть рот, облегченно выдохнуть воздух.

  1. «Бабочка»

Представьте себе теплый, летний день. Ваше лицо загорает, носик тоже загорает – подставьте нос солнцу, рот полуоткрыт. Летит бабочка, выбирает, на чей нос сесть. Сморщить нос, поднять верхнюю губу кверху, рот оставить полуоткрытым (задержка дыхания). Прогоняя бабочку можно энергично двигать носом. Бабочка улетела. Расслабить мышцы губ и носа (на выдохе).

  1. «Качели»

Представьте себе теплый, летний день. Ваше лицо загорает, ласковое солнышко гладит вас (мышцы лица расслаблены). Но вот летит бабочка, садится к вам на брови. Она хочет покачаться как на качелях. Пусть бабочка качается на качелях. Двигать бровями вверх – вниз. Бабочка улетела, а солнышко пригревает (расслабление мышц лица).

  1. «Озорные щечки»

Набрать воздух, сильно надувая щеки. Задержать дыхание, медленно выдохнуть воздух, как бы

задувая свечу. Расслабить щеки. Затем сомкнуть губы трубочкой, вдохнуть воздух, втягивая его. Щеки при этом втягиваются. Затем расслабить щеки и губы.

  1. «Злюка успокоилась»

Напрячь челюсть, растягивая губы и обнажая зубы. Рычать что есть сил. Затем сделать несколько глубоких вдохов, потянуться, улыбнуться и, широко открыв рот, зевнуть:

- А когда я сильно злюсь, напрягаюсь, но держусь.

Челюсть сильно я сжимаю и рычаньем всех пугаю (рычать).

Чтобы злоба улетела, и расслабилось все тело,

Надо глубоко вдохнуть, потянуться, улыбнуться,

Может, даже и зевнуть (широко открыв рот, зевнуть).

Литература:

  1. Метиева Л.А. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии : сб. игр и игровых упражнений / Л.А. Метиева, Э.Я. Удалова. – М. : Книголюб, 2007. - 119 с. - (Специальная психология).
  2.  Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика : (дошкольный возраст : советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии / Е.М. Мастюкова. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – 304 с.
  3. Фомина Л.В. Сенсорное развитие : программа для детей в возрасте  5-6 лет / Л.В. Фомина. - М. : Сфера, 2001. - 77 с. : ил.
  4. Р.Волков «Радужная страна» Знакомство с цветом./ Р.Волков -Волгоград «Учитель» 2003г.
  5. Алябьева Е.А Занятия по психогимнастике. Методическое пособие./Е.А Алябьева-М.:Сфера,2008.-158с.
  6. Кряжева Н.Л Развитие эмоциональног мира детей./КряжеваН.Л.-Ярославль.-1996
  7. Чистякова М.И Психогимнастика./ М.:-Сфера, 1990г

                                                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционный урок по ритмике в 4 классе школе 8 вида по теме: Ритмико-гимнастические упражнения под музыку с передачей игрового образа

Музыкально-ритмическая деятельность детей в процессе выполнения специальных упражнений под музыку с передачей игрового образа...

Снятие эмоционального и мышечного напряжение

В буклете описаны упражнения для педагогов, направленные на снятие эмоционального и мышечного напряжения после сложного трудового дня....

Комплекс дыхательных упражнений и упражнений для укрепления горла, снятия напряжения.

В данной публикации содержится комплекс упражнений над дыханием, укреплением гортани из "Вокального букваря" (Е.М Пекерской)...

Коррекционное занятие по коррекции логоневроза у детей и снижения уровня тревожности. Повышения уверенности и позитивного самоотношения ребенка. Снятие мышечного напряжения.

Снижения уровня тревожности. Повышения уверенности и позитивного самоотношения ребенка. Снятие мышечного напряжения....

Методическое обеспечение. Творческие упражнения. Снятие мышечного напряжения

Упражнения на внимание, воображение, общение, словесное действие направлены на создание атмосферы существования в определённых предлагаемых обстоятельствах, включены в программу обучения и осваиваются...

Мастер класс. Способы быстрого снятия психоэмоционального и мышечного напряжения.

Профессия педагога требует большой выдержки и самообладания. От многочисленных контактов с другими людьми мы испытываем большие нервно-психические нагрузки, которые проявляются в сильном эмоциональном...