Рабочая программа кружка «Волшебные петельки»
рабочая программа (5 класс)
Стремление к прекрасному было свойственно людям во все времена. Украшая свое жилье, одежду, предметы повседневного обихода, человек воплощал свои мечты и фантазии, поднимаясь над ежедневными однообразными заботами.
Вязание – один из самых древних и полезных видов рукоделия. Вязание было и остается популярным видом прикладного искусства благодаря неограниченной возможности создавать новые, неповторимые вещи для людей любого возраста и вкуса. В настоящее время вязание становится очень актуальным видом рукоделия, привлекая людей различного возраста. В данном виде творчества ребенок может раскрыть свои возможности, реализовать свой художественный потенциал, а главное ощутить терапевтическое значение – равновесие душевного состояния.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prog_kruzh.docx | 33.49 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ Судиславская средняя общеобразовательная школа
Судиславского муниципального района Костромской области
Рабочая программа кружка
«Волшебные петельки»
(для детей с интеллектуальными нарушениями)
5 -6 класс
Программу разработала:
Копрова Светлана Владимировна
п. Судиславль
Введение
Стремление к прекрасному было свойственно людям во все времена. Украшая свое жилье, одежду, предметы повседневного обихода, человек воплощал свои мечты и фантазии, поднимаясь над ежедневными однообразными заботами.
Вязание – один из самых древних и полезных видов рукоделия. Вязание было и остается популярным видом прикладного искусства благодаря неограниченной возможности создавать новые, неповторимые вещи для людей любого возраста и вкуса. В настоящее время вязание становится очень актуальным видом рукоделия, привлекая людей различного возраста. В данном виде творчества ребенок может раскрыть свои возможности, реализовать свой художественный потенциал, а главное ощутить терапевтическое значение – равновесие душевного состояния.
Пояснительная записка
Данная программа является модифицированной. В ней учтены знания и умения учащихся, которые они получают на уроках в школе и дома.
Актуальность программы – приобщение обучающихся к полезному виду рукоделия. Вязание является не только приятным успокаивающим занятием, но и приносит огромное количество положительных эмоций, что является мощным толчком к воплощению новых идей, подчеркивает творческую индивидуальности, играет немалую экономическую роль в жизни человека.
Цель программы - заключается в создании условий для развития и коррекции качеств творческой личности, умеющей применять полученные знания на практике и использовать их в новых социально-экономических условиях при адаптации в современном мире.
Программа составлена на основе личного опыта.
Программа является адаптированной для детей с интеллектуальными нарушениями.
Курс предназначен для обучающихся 5-6 классов. Срок реализации 2 года (по 1 часу в неделю), всего 68 часов.
По целевой направленности программа развивающая и корригирующая. Форма общения – рассказ, диалог, беседа.
Задачи:
1. Образовательные:
- Познакомить с историей, развитием техники вязания спицами, современными тенденциями в моде вязаных вещей;
- Обучить правильному положению рук при вязании, пользоваться инструментами;
- Научить четко выполнять основные приемы вязания;
- Научить вязать различные узоры, используя схемы для вязания;
- Обучить особенностям вязания различных моделей;
- Обучить основным условным обозначениям;
- Научить выполнять сборку и оформление готового изделия.
2. Воспитательные:
- Привить интерес к данному виду творчества;
- Воспитать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести дело до конца, взаимопомощи при выполнении работы, экономичное отношение к используемым материалам;
- Воспитать творческого отношения к труду, эстетического восприятия мира, художественного вкуса;
- Привить основы культуры труда.
3. Развивающие:
- Развивать творческие способности;
- Развивать произвольность психических процессов;
- Развивать образное мышление;
- Развивать воображение и фантазию;
- Развивать моторные навыки.
Формы и методы обучения и воспитания
Учитывая психические и интеллектуальные особенности обучающихся детей, цели и задачи программы, занятия можно проводить, применяя разнообразные методы обучения с использованием наглядных материалов и образцов. Обучающиеся посещают музей, проводятся беседы о народных традициях и обычаях, где являются не только зрителями и слушателями, но и активными участниками.
Итогом работы обучающихся является выставка изделий, выполненных своими руками. Из этого следует, что основная форма проведения занятий – практическая работа.
Обучающиеся должны знать:
- Начальные сведения об инструментах, приспособлениях и материалах, используемых при вязании.
- Безопасные приемы работы.
- Начальные сведения о цветовом сочетании.
- Основные рабочие приемы вязания спицами.
- Условные обозначения вязальных петель.
- Порядок чтения схем для вязания спицами и крючком.
Должны уметь:
- Пользоваться схематичным описанием рисунка.
- Выполнять простейшие элементы вязания на спицах.
- Рассчитывать количество петель для проектируемого изделия.
- Подбирать инструменты и материалы для работы.
- Изготавливать изделие.
Программа первого года обучения направлена на овладение учащимися основными приемами и техникой вязания спицами. Второй год обучения - на отработку и закрепление навыков вязания.
В процессе реализации программы соблюдаются следующие педагогические принципы:
принцип преемственности, последовательности и систематичности обучения, принцип единства группового и индивидуального обучения, принцип соответствия обучения возрастным и индивидуальным, психическим особенностям обучаемых, принцип доступности обучения при достаточном уровне его трудности, принцип наглядности, принцип коллективности.
К обучающимся применяется личностный подход: к тем, кто выполняет работу быстрее и лучше предъявляются повышенные требования, а тем детям, которые не справляются с работой, оказывается помощь.
Роль педагога в данном случае – направлять советами и мотивировать детей на создание оригинальных вещей.
Используются следующие методы обучения:
- словесный метод (беседа, лекция, объяснение, консультация, диалог);
- метод показа, или наглядный метод;
Практическим заданиям предшествует изучение теоретических вопросов. Они освещаются в краткой, доступной форме с учетом особенностей и возраста учащихся.
Предполагаемые результаты:
1-ый год обучения
Учащиеся должны знать:
- Историю техники вязания на спицах;
- Правила поведения, правила техники безопасности;
- Инструменты и материалы;
- Условные обозначения
- Основные приемы набора петель и вязания на спицах.
Учащиеся должны уметь:
- соблюдать правила поведения на занятиях, правила техники безопасности при работе со спицами, ножницами;
- правильно пользоваться вязальными спицами, ножницами;
- подбирать материалы для вязания;
- выполнять основные элементы вязания;
2-ой год обучения
Учащиеся должны знать:
- Правила поведения, правила техники безопасности;
- Различные способы набора петель;
- Особенности вязания цветных полотен;
- Гармонично сочетать цвета при выполнении изделий.
Учащиеся должны уметь:
- Соблюдать правила поведения на занятиях, правила техники безопасности при работе;
- Вязать шарф.
- Последовательность изготовления деталей вязаного изделия;
- Особенности ухода за готовыми изделиями.
В результате обучения по данной программе у детей могут наблюдаться положительная динамика в развитии психических процессов (память, мышление, внимание и др.). Работа по обучению вязанию на спицах способствует развитию мелкой моторики пальцев, творческих способностей, трудовых навыков, привитию эстетического вкуса.
Тематический план
1 год обучения
№ | Тема | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1 | Вводное занятие | 2 | 2 | - |
2 | Основные приемы вязания спицами | 15 | 1 | 14 |
3 | Узоры из лицевых и изнаночных петель | 15 | 1 | 14 |
4 | Итоговое занятие. Выставка изделий. | 2 | 2 | - |
Итого: | 34 | 6 | 28 |
Учебно-тематический план
1 год обучения
№ | Тема | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1 | Вводное занятие | 2 | 2 | - |
- Знакомство с планом работы кружка. Техника безопасности. История техники вязания на спицах - Виды пряжи. Виды спиц. Беседа «Как выбрать хорошую пряжу» | 1 1 | 1 1 | - - | |
2 | Основные приемы вязания спицами | 15 | 1 | 14 |
- Набор петель начального ряда из 2-х нитей - Лицевые петли. Платочное вязание. - Изнаночные петли. Чулочное вязание. | 3 6 6 | 1 | 3 6 6 | |
3 | Узоры из лицевых и изнаночных петель | 15 | 1 | 14 |
- Виды узоров их лицевых и изнаночных петель. | 14 | 1 | - | |
4 | - Итоговое занятие. Выставка изделий, изготовленных учащимися | 2 | 2 | |
Итого: | 34 | 6 | 28 |
Содержание программы
1 год обучения
1. «Вводное занятие» (2ч.)
Ознакомление с планом работы кружка, техникой безопасности, историей техники вязания на спицах. Беседа о видах пряжи и спиц, о том, как выбрать хорошую пряжу.
2.«Основные приемы вязания спицами» (15 ч.)
Теоретический компонент. Знакомство с понятиями «набор петель», «лицевая петля», «изнаночная петля», «чулочное вязание», «платочное вязание», «кромочные петли».
Практический компонент. Учить набирать петли, вязать лицевые и изнаночные петли, закреплять петли.
3. «Узоры из лицевых и изнаночных петель» (15 ч.)
Теоретический компонент. Виды узоров из лицевых и изнаночных петель.
Практический компонент. Учить вязать различные узоры из лицевых и изнаночных петель.
4.Итоговое занятие (2часа)
Тематический план
2 год обучения
№ | Тема | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1 | Вводное занятие | 2 | 2 | - |
2 | Повторный курс | 15 | 1 | 14 |
3 | Способы набора петель | 9 | 1 | 8 |
4 | Вязание шарфа | 7 | 7 | |
5 | Итоговое занятие. Оформление выставки | 1 | 1 | |
Итого: | 34 | 5 | 29 |
Учебно-тематический план
2 год обучения
№ | Тема | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1 | Вводное занятие | 2 | 2 | - |
- Знакомство с планом работы кружка. Техника безопасности. - Беседа «Художественные возможности вязания спицами» | 1 1 | 1 1 | - - | |
2 | Повторный курс | 15 | 1 | 14 |
- Виды пряжи, виды спиц - Набор петель начального ряда из двух нитей - Лицевые и изнаночные петли. Чулочное и платочное вязание | 1 2 12 | 1 - | - 1 12 | |
3 | Способы набора петель | 9 | 1 | 8 |
- Набор петель начального ряда из одной нити Узор «Резинка 2×2» - Итоговое занятие. | 4 5 1 | 1 | 3 5 1 | |
4 | Вязание шарфа | 7 | 7 | |
- Вязание шарфа. | 7 | 7 | ||
Итоговое занятие. Оформление выставки | 1 | 1 | ||
Итого: | 34 | 5 | 29 |
Содержание программы
2 год обучения
1. «Вводное занятие» (2 ч.)
Знакомство с планом работы кружка, техникой безопасности. Беседа «Художественные возможности вязания спицами».
2. «Повторный курс» (15 ч.)
Теоретический компонент. Виды пряжи и спиц. Способы набора петель начального ряда. Лицевые и изнаночные петли.
Практический компонент. Повторение способа набора петель начального ряда, вязание узоров с помощью лицевых и изнаночных петель.
3. «Способы набора петель» (9 ч.)
Теоретический компонент. Способы набора петель.
Практический компонент. Учить набирать петли начального ряда из одной нити .
4. «Вязание шарфа» (7 ч.)
Теоретический компонент. Вязание шарфа
Практический компонент. Расчет петель для вязания шарфа. Вязание шарфа. Итоговое занятие. Оформление выставки
Условия реализации программы
Работа кружка «Волшебные петельки» ведется с учетом местных условий и учебно-воспитательной программы школы.
К учебно-материальным условиям работы по данной программе относится следующее:
- помещение для занятий, соответствующее всем санитарно-гигиеническим и психогигиеническим нормам;
- материалы и инструменты, приобретенные самими учениками или имеющиеся у педагога (спицы для вязания, пряжа);
- учебно-наглядные пособия: образцы узоров вязания, готовые изделия, журналы и книги по вязанию.
С первых же дней занятий учащиеся должны быть ознакомлены с правилами техники безопасности.
Для того чтобы работа в кружке была эффективной необходимо уделять внимание воспитательной работе. Дети должны выполнять правила поведения, посещать занятия, поддерживать дружеские отношения друг с другом, исправно выполнять все задания педагога.
Правила безопасности труда.
Правила безопасности труда должны быть оформлены и размещены на видном месте, чтобы
обучающиеся могли видеть их во время занятий.
1.До начала работы обучающийся должен хранить рукоделие в специальной сумочке или коробочке.
2 Крючки и спицы должны быть хорошо отшлифованы. Спицы не должны быть очень длинными, чтобы не мешать работе. Концы спиц должны быть защищены колпачками. Спицы не должны быть тупыми или слишком острыми, чтобы не поранить пальцы и не порвать нить.
3.Во время работы обучающийся должен бережно относиться к своей работе и инструментам для работы; не брать булавки, иголки, спицы и крючки в рот, не вкалывать их в одежду.
4.Во время перерыва в работе спицы в клубок ниток
или в работу, ножницы класть на стол с сомкнутыми лезвиями.
5 Передавать ножницы друг другу только с сомкнутыми лезвиями кольцами вперед.
6.Нельзя делать резких движений рукой со спицами — можно поранить сидящего рядом
7. Не перекусывать нитку зубами и не отрывать ее руками, а отрезать ножницами.
8. По окончании работы обучающийся должен проверить количество спиц
в шкатулке, их должно быть столько же, сколько в начале работы. Сложить спицы после работы в чехол. Спицы должны храниться парами. Убрать ножницы, спицы в специально отведенное место. Убрать свою работу в сумочку или шкатулку для работы.
Используемая литература:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка "Волшебный клубок"
Вязание – один из самых распространённых видов рукоделия. Искусство вязания восходит своими корнями к далёкому прошлому. Вязаные вещи были найдены в древних захоронениях Египта, Рима, Греции. Вязаная ...
рабочая программа кружка "ВОЛШЕБНЫЙ КЛУБОК" (для 10-15 лет)
рабочая программа внеурочной деятельности - кружок "Волшебный клубок", срок реализации 1 год, для обучающихся 10-15 лет...
Рабочая программа кружка "Волшебный квиллинг"
Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях прикладным творчеством является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого н...
Рабочая программа кружка_Волшебное перо
Рабочая программа кружка_Волшебное перо...
Рабочая программа кружка «Волшебный мир оригами»
Рабочая программа кружка "Волшебный мир оригами" для учащихся 2 и 4 классов на 2015-2016 уч. год.Первый год обучения....